Закон о горячем водоснабжении. Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении. Изменения в Водный кодекс

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;
  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности , а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций , основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от ), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Обратите внимание! К центральному трубопроводу нередко самовольно присоединяются не только физические, но и юридические лица. В результате, против них выдвигаются иски с требованием возмещения убытков организации, которой принадлежит система. Судебная практика (водоснабжение частных домов) показывает, что чаще всего их владельцам грозит штраф до 2000 руб. Для юридических лиц эта сумма вырастает уже до 30000 рублей.

Существенные условия договоров

Основные нюансы, о которых договариваются стороны при заключении договора на поставку воды, это её объём, включающий в себя и потребности на пожаротушение, и уровень давления в трубопроводе, в точке присоединения. Режим подачи определяется в соответствии с техусловиями на присоединение к водопроводной сети.

Договором так же устанавливаются сроки подачи и качество воды. Если это горячее водоснабжение, то указывается ещё и температура воды. Отдельным пунктом оговаривается порядок учёта объёма расходуемой воды, а так же условия, при которых подача может быть ограничена или совсем прекращена. Соответственно, устанавливаются и сроки оплаты за потреблённую воду.

Согласно ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ст. 20, учёту подлежит:

  • Вода, поданная абоненту за какой-либо период (обычно это календарный месяц);
  • Организации, эксплуатирующие или арендующие сети, должны учитывать транспортируемый объём (как чистой воды, так и сточной);
  • Объём водоподготовки;
  • Принятый объём стоков;
  • Количество очищенных стоков.

В договоре так же производится раздел границ сети трубопроводов между абонентом и подающей стороной, на которые распространяется эксплуатационная ответственность. Раздел оформляется актом с соответствующей схемой, который прикладывается к договору.

Оговаривается и перечень мер, принимаемых сторонами в случае неисполнения обязательств, а так же порядок урегулирования возникших разногласий.

Обратите внимание! Согласно ФЗ РФ 416 «О водоснабжении и водоотведении», абоненту, неоплатившему или задержавшему оплату за питьевую, техническую или горячую воду, начисляется пени. Её размер определяется исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, которая действует на день фактического внесения долга. Для организаций, приобретающих воду для предоставления услуг (например, теплоснабжающих), пени возрастает уже до 1/300 ставки. Что касается частных собственников, то для них пени устанавливает жилищное законодательство.

В договорах, заключаемых на водоотведение, ко всем вышеупомянутым условиям, добавляется ещё и определение порядка и мест отбора проб воды на анализ, а так же порядок осуществления контроля соответствия сбросов нормативам.

Заметим, что передача системы водоснабжения: в пользование или владение целой сетью, или её объектов, из муниципальной либо государственной собственности, осуществляется согласно договору аренды или соглашению. В некоторых случаях, это делается в рамках закона о приватизации.

Передача имущества по водоснабжению, осуществляемая по договору аренды, обязательно сопровождается техническим обследованием системы, и подписанием сторон акта. В этом документе даётся полное описание системы, технико-эксплуатационные показатели. Обязательно оговаривается и её целевое назначение, изменять которое в соответствии с данным законом не допускается.

1. Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

2. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

3. Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

4. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

5. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

6. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.

7. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды.


Судебная практика по статье 12 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ

    Решение от 18 октября 2019 г. по делу № А14-20976/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    И одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07. 12 . 2011 (с последующими изменениями и дополнениями) N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и...

    Решение от 14 октября 2019 г. по делу № А43-994/2019

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    В материалы дела доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, суд принял решение, исходя из следующего. Правоотношения в сфере водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07. 12 . 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ). На основании статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием...

    Решение от 26 сентября 2019 г. по делу № А56-133835/2018

    Лицо - ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ Об оспаривании постановления от 26.03.2018 № 184 (в части) при участии от истца (заявителя)- Реутова О. О., доверенность от 12 . 04.2019 от ответчика – не явился, извещен (получил 1-й суд акт) от третьего лица – Аксенова Н.В. дов от 24. 12 . 2018 установил: Заявитель - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ...

    Решение от 23 сентября 2019 г. по делу № А56-66759/2019

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Руб. при участии - от истца: представитель Зуева Е.В. по доверенности от 30.07.2019; - от ответчика: представитель Ашаева С.Х. по доверенности от 29. 12 . 2018; - от третьего лица: представитель не явился (извещен); установил: АО "Экопром" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по благоустройству...

    Решение от 23 сентября 2019 г. по делу № А53-14768/2019

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Недостатков от 07.02.2019, об отказе в подписании акта выполненных работ, в связи с потерями при транспортировке воды и просьбой произвести перерасчет. Согласно пункту 12 типового договора по транспортировке холодной воды от 28.11.2017 в случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства по истечении 5 рабочих дней со дня получения от транзитной...

    Решение от 20 сентября 2019 г. по делу № А24-3374/2019

    Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)

    Городского округа – муниципальное учреждение (ИНН 4101027609, ОГРН 1024101028291) об урегулировании разногласий по договору при участии: от истца: Камалова С.В. – представитель по доверенности от 04. 12 . 2018 № 3 (сроком по 31. 12 . 2021), Сутормина Т.В. – представитель по доверенности от 04. 12 . 2018 (сроком по 31. 12 . 2021), от ответчика: Дубровина Л.Ю. – ...

    В последнее время экспертным сообществом активно обсуждаются вопросы сброса сточных вод организациями водопроводно-канализационного хозяйства. Они напрямую связаны с экологической безопасностью населения и качеством жизни в населенных пунктах страны. Требуется корректировка государственных и рыночных механизмов регулирования в этой сфере. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нуждается в изменении.

    М.Э. Семенов,

    советник генерального директора АО «Экономресурс»

    В этой статье вы прочитаете:

    • Что не учитывает Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении
    • Проблемы и решения сброса сточных вод в водные объекты

    Потребность в изменении положений Федерального закона 416 «О водоснабжении и водоотведении» обусловлена необходимостью законодательно включить:

    в процесс водоснабжения - этап забора воды;

    в процесс водоотведения - сброс сточных вод в водные и в антропогенные объекты, а также очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения и обращения с осадком сточных вод и водоподготовки (при осуществлении таких видов деятельности).

    Во многих случаях организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) сбрасывают сточные воды в пруды-накопители, пруды-испарители и т. д. Это не водные объекты, а антропогенные - в понимании Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды». Деятельность таких организаций ВКХ также должна считаться водоотведением и регулироваться нормами Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

    Кроме того, необходимо учитывать, что разные организации могут осуществлять различные этапы процесса водоотведения и использовать не всю систему в целом, а ее отдельные объекты.

    Следует законодательно закрепить понятие «нецентрализованная система водоотведения». Федеральный Закон о водоснабжении и водоотведении должен регулировать отношения, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а сточные воды сбрасываются в выгребные ямы, септики и иные подобные устройства (сооружения). Такие сточные воды в конечном итоге также должны сбрасываться в централизованную систему водоотведения, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Чтобы избежать коллизии с законодательством Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, понятие «жидкие бытовые отходы» лучше заменить формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».

    >> Сточные воды попадают в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и с территорий общего пользования.

    Необходимо законодательно ввести определения понятий «осадок сточных вод и водоподготовки» (далее - осадок), «обращение с осадком», «транспортирование осадка», «обработка осадка», «хранение осадка» и «утилизация осадка». Так можно разграничить терминологию Закона о водоснабжении и водоотведении и законодательства Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления.

    Требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления должны применяться в отношении осадка - по завершении обращения с осадком, а в отношении продукции, полученной в результате утилизации осадка, - по истечении срока годности, установленного в технической документации на такую продукцию. До указанного времени осадок не является отходом производства и потребления. Организация ВКХ или третьи лица используют его с целью извлечения полезных свойств, производства продукции или осуществляют предварительную обработку осадка с целью дальнейшего обращения с ним как с отходом.

    Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды также принимаются от абонентов в централизованную систему водоотведения. Поэтому некорректно противопоставлять их иным «водам» путем употребления слов «а также». Уместнее использовать словосочетание «в том числе». Фразу «если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод» следует исключить из Закона. Даже если централизованная система водоотведения не предназначена для приема каких-либо сточных вод, но они в нее фактически попадают (по тем или иным причинам), эти воды все равно должны считаться сточными водами. И на такие правоотношения должны распространяться все нормы Закона о водоснабжении и водоотведении, касающиеся сброса сточных вод в водоемы. При этом необходимо учитывать, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру с территорий общего пользования - площадей, улиц, парков, скверов и т. д.; с осадками; из почвы.

    При переходе права собственности или иного права на объект новый собственник (владелец) длительное время может не заключать договор, но при этом уже потреблять воду (отводить сточные воды). Соответственно, условия заключенных впоследствии договоров водоснабжения и водоотведения должны распространяться на эти правоотношения с даты возникновения права абонента на объект.

    Во многих случаях собственник сдает свои объекты арендаторам. Они не вносят плату за водоснабжение и водоотведение, накапливают задолженность, а потом расторгают договор (банкротятся и т. д.). Введение субсидиарной ответственности собственника позволит повысить стимул к заключению договоров с добросовестными арендаторами, а также гарантировать оплату воды и сточных вод.

    Законодательство должно учитывать, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса в централизованные системы канализации приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально. Действующая формулировка нормы о компенсации расходов организации, осуществляющей водоотведение, дает возможность трактовать ее таким образом, что организации ВКХ каждый раз требуется доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т. д.

    Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения. При этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям.

    Дополнительно следует предусмотреть возможность довнести технологически и функционально связанное имущество в уставный капитал акционерных обществ, являющихся гарантирующими организациями, если они уже обладают на праве собственности основной частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Это позволит сохранить целостность системы.

    В противном случае не исключена ситуация, когда вся система будет находиться в собственности организации, а некоторая часть сетей - в собственности муниципального образования. В результате возникнет необходимость либо создать отдельную организацию для управления такими сетями, либо провести конкурс на их управление. А наиболее эффективным решением проблемы является передача этих сетей собственнику централизованной системы водоснабжения и водоотведения - акционерному обществу.

    >> Технологическое и организационное единство и целостность централизованных систем водоснабжения и водоотведения - принцип государственной политики.

    При этом нужна дополнительная оговорка о том, что увеличение уставного капитала акционерного общества, связанное с довнесением, осуществляется путем выпуска дополнительных акций акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общая номинальная стоимость всех таких дополнительно выпускаемых акций не должна превышать 30% от размера уставного капитала, определенного в договоре о создании акционерного общества.

    • Как рассчитать плату за воду с собственников, незарегистрированных в своей квартире

    Указанное дополнение согласуется с таким закрепленным в Законе о водоснабжении и водоотведении общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

    Изменения в Федеральном законе о водоснабжении и водоотведении обусловлены необходимостью разрешить абонентам и организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Аналогичные варанты в отношении отходов предусматриваются Федеральным законом от 29.12.2014 № 458‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

    Также в Законе о водоснабжении и водоотведении следует учесть особенности подключения (технологического присоединения) объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Договором о подключении (технологическом присоединении) по соглашению сторон может быть определено иное место расположения точки подключения (технологического присоединения).

    Действующая редакция пп. 1–3 ч. 10 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении не охватывает все необходимые случаи и не регулирует должным образом осуществление коммерческого учета расчетным способом. Так, применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев. А это лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока (п. 3 ч. 10 ст. 20).

    В централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения, а не только из централизованного. У абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т. д. Сведения об объемах воды из этих источников представляются самим абонентом и учитываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Для этих случаев требуется корректировка ч. 11 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении. Также нужно учесть возможность подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776. А это ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении.

    Статью 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении необходимо уточнить: если организация, эксплуатирующая отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (в т. ч. гарантирующая организация), осуществляет только отдельные виды деятельности, входящие в состав процессов водоснабжения или водоотведения (за исключением организаций, осуществляющих только транспортировку воды или сточных вод), для нее тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) или на техническую воду, тариф на водоотведение устанавливаются с учетом расходов на осуществление данных видов деятельности.

    Статья 36 Закона о водоснабжении и водоотведении нуждается в дополнении: Правительство РФ утверждает примерные соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а заключение таких соглашений является обязательным для субъектов РФ или муниципальных образований. При этом плановые показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и долгосрочные параметры регулирования тарифов могут быть установлены на весь срок действия соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности.

    >> Стороны могут договориться о месте расположения точки подключения.

    Также в Федеральном законе о водоснабжении и водоотведении следует закрепить возможность обеспечения финансирования мероприятий инвестиционной программы, не относящихся к основным мероприятиям, представляемым концессионером в своем конкурсном предложении (например, по закупке движимого имущества, автотранспорта) в необходимом объеме.

    Требуется устранить правовую неопределенность, связанную с применением организациями ВКХ надбавок к тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения и тарифов на подключение, установленных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до вступления в силу Закона о водоснабжении и водоотведении. Аналогичная норма в части действия надбавок к тарифам в сфере теплоснабжения предусмотрена ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении».

    Кодекс РФ об административных правонарушениях также нуждается в дополнениях. Должна быть возможность привлекать к административной ответственности за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения. В отношении других видов ресурсов это установлено законодательно.

    Все изменения жизненно необходимы. Серьезная переработка положений закона будет содействовать развитию и модернизации водопроводно-канализационного комплекса Российской Федерации.

    Водоснабжение и водоотведение — это разные коммунальные услуги, которые предоставляются гражданам Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги — это услуги, которые обеспечивают необходимые условия для проживания для современного человека в жилищном помещении.

    Водоотведение включает в себя:

    • Отвод холодной и горячей воды, которая уже была использована;
    • Транспортировку загрязненной воды до сооружений;
    • Последующую чистку и утилизацию.

    Чтобы контролировать отношения, которые связаны с водоотведением и водоснабжением, был создан Федеральный закон № 416 «О водоотведении и водоснабжении». Также ознакомьтесь с ФЗ о ветеринарии. Подробности

    Суть 416 ФЗ

    Федеральный закон «О водоотведении и водоснабжении» был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Закон регулирует правоотношения в области водоотведения и водоснабжения и контролирует качество поставляемой воды.

    Краткое содержание ФЗ 416 «О водоотведении и водоснабжении»:

    • Глава 1 — описывает общие положения;
    • Глава 2 — перечисляет полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти и федеральной власти и органов местного самоуправления в области водоотведения и водоснабжения;
    • Глава 3 — описывает порядок подачи холодного/горячего водоснабжения и организации водоотведения;
    • Глава 4 — Контролирует качество горячей и питьевой воды, и обеспечивает безопасность жителей РФ в многоквартирных домах и частных жилищных строениях с центральной системой водоснабжения и водоотведения;
    • Глава 5 — Обеспечивает охрану окружающей среды в области водоотведения и водоснабжения;
    • Глава 6 — Регулирует тарифы в области водоотведения и водоснабжения;
    • Глава 7 — Описывает организацию планирования и развития центральных систем водоотведения и водоснабжения;
    • Глава 8 — Описывает заключительные положения.

    Последние изменения Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробнее об этом

    Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении

    Ниже перечислены статьи, в которых содержатся основные положения закона и их краткое описание:

    Ст 1

    Предмет регулирования настоящего ФЗ — отношения в области водоотведения и водоснабжения. Дополнительные предметы регулирования:

    • Забор воды и сброс вод в канализацию;
    • Обязательные требования к безопасности и качеству поставляемой воды;
    • Отношения в области горячего водоснабжения;
    • Особенности подачи водоснабжения оборонных объектов. Регламент по подаче воды в эти зоны устанавливается исключительно Правительством Российской Федерации.

    Статья 7

    Описывает основные правила при подаче горячего/холодного водоснабжения. Подача воды и ее водоотведение осуществляется на основании ранее заключенного договора. При использовании водоснабжения из нецентрализованной системы, оформляется соглашение с лицами, которые эксплуатируют подобные системы.

    Статья 23

    Ст 23 описывает методы контроля качества питьевой воды. Организация, которая занимается подачей холодной/горячей воды, обязана предоставлять пользователям воду, соответствующую требованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны сделать все для того, чтобы помочь организовать подачу качественной питьевой воды. Если вода подается в жилищные помещения посредством централизованной системы водоснабжения, а норматив качества воды не превышает допустимой ошибки при определении специальным устройством, эта вода считается пригодной для использования.

    Компания, которая занимается предоставлением водоснабжения, в случае получения технического задания должна в течение 90 дней разработать план действия для достижения качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. План действий должен быть предварительно включен в инвестиционную программу.

    Статья 32

    В ст 32 описываются методы и способы контроля тарифов при оказании услуги организацией по водоснабжению и водоотведению. Один из главных методов определения считается путем экономически обоснованных доходов. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые для участия в производственных и инвестиционных программах.

    Статья 40

    Ст 40 описывает методы составления инвестиционных программ. Для разработки инвестиционной программы потребуется специальное техническое задание, которое утверждается органом местного самоуправления.

    Последние изменения

    Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 416 были внесены 29 июля 2017. Изменения претерпели следующие статьи:

    Ч 6.4 ст 13

    В части 6.4 говорится об управляющей компании, которая покупает горячую питьевую/техническую воду с целью предоставления коммунальных услуг. Некоторые организации покупают техническую/питьевую, горячую/холодную воду по договорам при неполной или несвоевременной оплате за предыдущий период.

    Ч 6.4 ст 14

    Если плата за водоснабжение не осуществляется вовремя, управляющая компания получает штраф за каждый день просрочки. Если в течение определенного периода оплата не производится соответствующим образом, водоснабжение выключают для конкретной управляющей организации.

    Ниже рассмотрены важные статьи, в которых не было внесено изменений при последней редакции.

    ФЗ 416 ч 13 ст 18

    В части 13 статьи 18 описывается расчет платы за подключение к водоснабжению и водоотведению. Расчет осуществляется с учетом величины нагрузки и дальности точки и базируется на основе стандартного тарифа. Если после подключения нагрузка потребления больше предполагаемой, осуществляется перерасчет.

    Если абонент подключается в индивидуальном порядке, то плата за подключение может быть также рассчитана индивидуально, в зависимости от нагрузки потребляемой воды, необходимой мощности и дальности узла подключения. При возможности точка подключения устанавливается на границе земельной территории конкретного абонента.

    Ст 20

    Статья 20 описывает организацию коммерческого учета.

    При организации коммерческого учета в качестве переменных входят следующие показатели:

    • Вода, которая была получена абонентами за определенный промежуток;
    • Вода, которая эксплуатирует сети конкретной организации в соответствии с договором по подаче воды;
    • Воды, которые проходят предварительную обработку;
    • Сточные воды по договорам водоотведения;
    • Сточные воды, которые транспортируются компанией, осуществляющей транспортировку сточных вод;
    • Сточные воды, в отношении которых проводилась очистка.

    Коммерческий учет базируется на правилах организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденного Правительством Российской Федерации. Приборы учета жидкости устанавливаются для определения точного количества поданной абоненту воды. Если водосток не оборудован специальными приборами учета, подключаться к нему абонентам запрещается.

    Установка, эксплуатация и проверка всех необходимых приборов осуществляется на основании законодательства Российской Федерации. Доступ к подобным приборам учета должны иметь организации, которые эксплуатируют водопроводные и канализационные сети. Провести коммерческий учет можно в следующих ситуациях:

    • Если прибора учета нет или абонент подключился к сети самовольно;
    • Если прибор учета неисправен;
    • Если более 6 месяцев абонент не предоставлял показания с прибора учета.

    Если у абонента нет прибора учета, то стоимость потребления водоснабжением рассчитывается как равный объем жидкости, который подается этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

    Ст 21 ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении»

    Организация, которая предоставляет услуги водоснабжения, имеет право на короткий временной промежуток ограничить или прекратить подачу горячего/холодного водоснабжения или транспортировать жидкость в следующих случаях:

    • По причине аварии и устранения последний на центральных системах водоснабжения;
    • По причине ухудшения качества воды, включая питьевую. Федеральный закон Российской Федерации самостоятельно определяет критерии, по которым качество воды существенно ухудшается;
    • По причине необходимости большей мощности подать воду в места, рядом с которыми произошел пожар;
    • По причине отведения в канализацию вод, которые содержат запрещенные вещества и сброс которых недопустим;
    • По причине препятствования абонентом допуска представителей организации к конкретным узлам канализации или водопровода.

    При временном ограничении подачи воды организация обязана уведомить об этом за день до осуществления профилактических работ или, непосредственно, в этот день. Организация, которая занимается водоснабжением, может отказаться исполнять прописанные условия в договоре в одностороннем порядке в том случае, если абонент систематически нарушает нормативы допустимых сбросов и лимиты. Особенности ограничения или прекращения водоснабжения устанавливаются на основании жилищного законодательства.

    Порядок прекращения подачи жидкости устанавливается правилами водоснабжения и водоотведения, которые были предварительно утверждены Правительством Российской Федерации.

    Ст 2

    Статья 22 описывает способы вывода объектов централизованных систем на ремонт или полную замену в случае неремонтопригодности. Чтобы права абонентов, которые получают услуги по водоснабжению и водоотведению, не были нарушены, организация обязана предварительно уведомить пользователей о выводе неисправных объектов из централизованной системы. Если вывод такого объекта затрагивает других жильцов из других домов, органы местного самоуправления обязаны уведомить об этом всех жильцов, которые причастны к этому объекту. Собственники и владельцы объектов централизованных систем обязаны не менее чем за 12 месяцев уведомить о выводе таких объектов из эксплуатации и причинах, которые послужили этому. Это делается в том случае, если организация по водоснабжению и водоотведению не предусматривает запланированный вывод.

    Орган местного самоуправления имеет право потребовать абонентов приостановить вывод соответствующих объектов из эксплуатации на срок не более чем 36 месяцев. Поступить подобным образом он может только в том случае, если есть риск дефицита воды. Собственники или законные владельцы подобных систем обязаны подчиниться требованию.

    Существуют правила, утвержденные Правительством РФ, на основании которых осуществляется вывод объектов централизованной системы из эксплуатации или в ремонт. Если лица нарушили обязанности Федерального закона 416, они обязаны возместить убытки, которые были причинены государству, физическим или юридическим лицам по причинам такого нарушения.

    Текст действующей редакции федерального закона

    Государственная политика в области водоотведения и водоснабжения была принята для достижения конкретных целей:

    • Обеспечить безопасность населения и улучшить качество жизни. Этому способствует качественное и бесперебойное водоотведение и водоснабжение;
    • Повысить эффективность водоснабжения, снизив потребляемое количество воды;
    • Снизить негативное воздействие на канализацию путем повышения качества очистки дальнейших сточных вод.

    Чтобы проанализировать Федеральный закон № 416 «О водоснабжении и водоотведении» следует перейти по .