Взаимность и реторсия в мчп. Понятие и виды взаимности в МЧП. Реторсия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теоретический вопрос: Что понимается под «материальной» и «формальной» взаимностью в международном частном праве?

Взаимность

Применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер. Выражением такого подхода к проблеме применения иностранного права являются правила ст. 1199 модели Гражданского кодекса для стран СНГ.

Одно из этих правил заключается в следующем: суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право страны суда, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом этой страны. Другое правило уточняет понимание такого исключения: если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.

Тема взаимности в международном частном праве не ограничивается сферой действия коллизионных норм, она включает и вопросы применения материально-правовых предписаний, и прежде всего правил, определяющих гражданско-правовое положение иностранных физических и юридических лиц на началах национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В области частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, взаимности придается значение специального правового института, различающего "материальную" и "формальную" взаимность.

"Материальная" взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица. Различия в праве, естественно, ограничивают возможность сколько-нибудь широкого применения материальной взаимности.

"Формальная" взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. В международном частном праве преобладает определение правового режима иностранцев на основе "формальной" взаимности.

В этой широкой области отношений гражданско-правового характера предоставление взаимности является безусловным. Это означает, что наделение иностранных граждан и иностранных юридических лиц равными с российскими гражданами и российскими юридическими лицами правами и обязанностями по общему правилу не зависит от взаимности и, значит, российский суд не должен входить в обсуждение вопроса о наличии взаимности в соответствующем иностранном государстве, если иное не вытекает из федерального закона или международного договора РФ.

Так, в некоторых федеральных законах, посвященных защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, иностранные граждане и юридические лица наделяются правомочиями, предоставляемыми российским субъектам права, на условиях взаимности. Согласно ст. 36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим Законом, наравне с физическими и юридическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности Ведомости РФ. 1992. №42. С. 2319. Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности, причем право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации. В силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем", наравне с физическими и юридическими лицами Российской Федерации.

В более широком плане взаимность -- одно из начал международного сотрудничества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций. Ряд международных договоров РФ придает взаимности значение обязательного условия закрепления за гражданами и организациями Сторон определенных правомочий. В Соглашении между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1993 г. оговаривается, что при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе заявители и патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами сторон Бюллетень международных договоров. 1994. № 3.. По Соглашению о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой 1992 г. каждая из Сторон будет разрешать другой Стороне на основе взаимности учреждение и деятельность контор, действующих в качестве судовых и портовых агентов для торговых судов другой Стороны и торговых судов, зафрахтованных лицами другой Стороны.

С вопросом о взаимности связано введение так называемых ответных ограничений (реторсий), целью которых является, в частности, восстановление принципа взаимности. Реторсии являются правомерными с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства. Речь идет именно о дискриминационных актах -- т.е. об актах, специально нарушающих права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсии, либо права и интересы самого государства. Ответные ограничения должны быть соразмерны, адекватны ограничениям, введенным дискриминационным актом. В Основах гражданского законодательства (ст. 162) реторсии определяются как ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности "советских граждан и юридических лиц". Статья 433 ГПК РФ и п. 3 ст. 210 АПК РФ разрешают установление ответных ограничений в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. Ответные меры по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области внешнеторговой деятельности могут быть введены в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 34). Основаниями для их введения является принятие иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, а также невыполнение иностранным государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты Под российскими лицами в Законе понимаются российские участники внешнеторговой деятельности -- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное нахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей..

Право установления ответных ограничений (введения ответных мер) предоставлено Правительству РФ, осуществляющему исполнительную власть Российской Федерации.

В отношении прав и свобод граждан правило о реторсиях наиболее широко было сформулировало в ст. 3 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР": "В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ограничения" ВВС СССР. 1981. № 26. Ст. 836..

Об ответных мероприятиях в случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается "советскому государству, его имуществу или представителям советского государства" такая же судебная неприкосновенность, какая "обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям иностранных государств в СССР", говорится в ст. 435 ГПК РСФСР.

К вопросу об ответных ограничениях вынуждает обращаться сложное положение, в котором оказались в некоторых странах соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Правительством РФ, предусматривают принятие в необходимых случаях соответствующих мер, допускаемых современным международным правом и используемых в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. Речь идет о таких мерах, как сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории России См.: постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2383)..

Серьезный ущерб интересам России, ее товаропроизводителей и экспортеров причиняет применение на внешнем рынке рядом зарубежных стран дискриминационных мер в отношении российского экспорта (антидемпинговых, количественных и иных ограничений). Целям устранения барьеров, препятствующих продвижению отечественных товаров на внешний рынок, создания благоприятных условий для развития российских внешнеторговых связей отвечали бы отказ этих стран от дискриминирующего экспорт из России отнесения ее к странам "с нерыночной экономикой", отмена поправки Джексона--Вэника к закону США о торговле 1974 г., распространение на российские товары режима наибольшего благоприятствования на постоянной основе.

В соответствии с п. 9 ст. 24 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрабатываемые Правительством РФ федеральные программы развития внешнеторговой деятельности должны содержать реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных стран, и перечень принятых или намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов Российской Федерации. Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определяет содержание таких мер, порядок их введения и применения СЗРФ. 1998. № 16. Ст. 1798..

Преодолению дискриминационной практики, созданию лучших условий доступа российских товаров на зарубежные рынки будут способствовать присоединение России к Всемирной торговой организации, формирование законодательной базы для защиты интересов российских товаропроизводителей и экспортеров.

Практические задания:

1 . Дворец княгини О. Палей в Царском Селе, в котором находилось собрание мебели и предметов искусства значительной ценности, после Октябрьской революции был национализирован. Затем часть предметов была продана за границей в конце 20-х гг. по решению советского правительства. В 1928 г. О. Палей обнаружила их у ответчиков (г-на Вайса и др.) и предъявила иск об истребовании, как она считала, принадлежащего ей имущества от покупателей предметов искусства. Решением суда первой инстанции иск был отклонен. В решении указывалось, что российское правительство имело право передать и в действительности передало ответчикам право собственности на спорные вещи. В 1929 г. апелляционная жалоба была отклонена апелляционным судом. Однако английские суды квалифицировали акты о национализации как карательные мероприятия, которые не могут иметь силы за пределами того государства, где они были приняты. Отсюда следует, что акты о национализации подлежат признанию, если в момент принятия декрета имущество находилось в советской России, даже если позднее оно было привезено в Англию и в момент возникновения дела находилось там. Такая конфискация, как отметил известный английский юрист Дж. Чешир в 1935 г., «является эффективной лишь в отношении собственности, которая находилась в пределах русской территории во время издания карательного законодательства».

Можно бы согласиться с приведенной выше квалификацией законов о национализации? Чем отличается национал и зация от конфискации?

Ответ

В задании сказано, что « английские суды квалифицировали акты о национализации как карательные мероприятия». Согласиться с приведённой выше квалификацией можно частично , так как, во-первых, «карательным мероприятием» является конфискация, а не национализация, а, во-вторых, изъятие имущества входит в компетенцию государства.

Под термином «национализация» понимаются изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права - суверенитета государства. Осуществление национализации - это одна из форм проявления государственного суверенитета.

Каждое государство в силу суверенитета устанавливает свою политическую и экономическую систему, свою систему права собственности. Государство имеет исключительное право устанавливать содержание и характер права собственности, порядок приобретения, перехода и утраты этого права.

Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев.

Для правовой природы национализации характерны следующие общие черты:

Всякий акт национализации - это акт государственной власти;

Это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;

Национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);

Каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере;

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей. усыновление международный право конфискация

Конфискация имущества

(от лат. confiscatio - отобрание имущества в казну) -- принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего гражданину в качестве санкции за правонарушение (преступление, административный проступок и т.д.). В российском уголовном праве (ст. 52 УК РФ) -- один из видов наказания (назначается только как дополнительное). Представляет собой принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. К. и. устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ.

(Энциклопедический словарь экономики и права)

Определенные трудности представляют отличия национализации от конфискации. Современное представление о национализации основано на сугубо национальных особенностях и не учитывает международного опыта. Бытует мнение, что конфискация представляют собой разновидность национализации: конфискация - безвозмездная национализация . В действительности национализация четко отличается от конфискации , по крайней мере, по признакам возмездности . Ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства.

2. Составьте возможные варианты условия о применимом праве для проекта контракта, который должен быть заключен с иностранной фирмой.

Ответ

Особенности внешнеэкономического договора

При составлении договора (контракта) с иностранным контрагентом, как правило, используются два подхода: составление краткого или очень подробного текста.

Практика показывает, что и первый и второй подходы таят в себе множество подводных камней.

В случае заключения краткого договора при возникновении спорных ситуаций сторонам приходится тратить много времени и средств на урегулирование неописанных моментов и выяснение правил, которые должны быть применены в том или ином случае.

В то же время анализ многостраничных подробных контрактов не всегда приводит к утешительным выводам:

1. часто такие контракты составлены по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи. Практически одинаковые условия предусматриваются как в отношении всех видов массовых продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования.

2. контракты примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с партнером из какой страны они заключаются, и без учета применимого права.

3. при составлении контрактов относительно редко используются ссылки на принятые в международной торговле стандартные условия купли-продажи, и в частности на Общие условия поставок.

4. стремление предусмотреть в контракте условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении контракта, а с другой - приводит к отягощению контракта большим числом общих положений, зачастую более точно сформулированных и к большей выгоде для российской стороны в применимых нормах права. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте невозможно.

Для избежания споров при заключении внешнеэкономического договора (контракта) и определении его содержания необходимо учитывать ряд моментов.

Применимое право

При составлении договора (контракта) с иностранным контрагентом необходимо обратить особое внимание на применимое право - право, которое будет применяться для регулирования отношений между сторонами. Отношения сторон определяются не только условиями контракта, но и нормами применимого права. Несоответствие контракта или какого-либо его условия императивным предписаниям закона может привести к признанию договора (контракта) недействительным в целом или в части определенного его условия (например, при несоблюдении формы контракта).

Иногда оказывалось невозможным использовать предусмотренное контрактом условие.

Пример . В соответствии с российским, германским и болгарским правом включение в контракт условия о штрафе по общему правилу не лишает права требовать возмещения убытков в части, не покрытой штрафом. В то же время право Польши и Чехии исходит из того, что договорный штраф признается исключительной неустойкой, т.е. убытки, превышающие штраф, не могут быть по общему правилу взысканы. В праве Франции неустойка также признается исключительной, но судье предоставлено право изменить сумму неустойки, если она слишком высока или низка.

Пример.

Пример . В договоре между российской организацией и бельгийской фирмой может быть включена норма, в соответствии с которой споры между сторонами разрешаются в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма или в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ в Москве.

Пример. Предметом контракта являлась поставка партии телевизоров фирмы "SONY", что и было выполнено иностранным партнером, но впоследствии выяснилось, что товар изготовлен не в Японии, а в Китае. Естественно, что телевизоры, изготовленные в Китае, по надежности и техническим характеристикам уступают телевизорам, изготовленным в Японии. В этой ситуации российская сторона не сможет требовать замены поставленного товара, так как в контракте нет точного условия о поставке телевизоров именно японского производства.

3 . П. вступил в брак с гражданкой Казахстана М., проживающей в г. Семипалатинске (Казахстан). Вскоре после регистрации брака М. переехала в Омск. Однако она сохранила гражданство Казахстана. В 1998 г. несовершеннолетний племянник М. потерял родителей, погибших в автокатастрофе, и супруги решили его усыновить. Мальчик проживает в Семипалатинске и является гражданином Казахстана.

В компетенцию учреждений какого государства (Российской Федерации или Республики Казахстан) входит решение вопроса об усыновлении несовершеннолетних детей в рассматриваемом случае? Законодательство какого государства подлежит применению? Какие международные соглашения, действующие в отношениях между Россией и Казахстаном должны быть применены?

Ответ

Процедура междунар одного усыновления (удочерения) детей -- граждан РК (Республики Казахстан)

В случае различного гражданства кандидатов в усыновители им необходимо дополнительно получить разрешения компетентных органов обоих государств на усыновление, а также разрешение на въезд и жительство усыновленного ребенка в странах гражданства супругов.

В соответствии с действующей в Республике Казахстан процедурой усыновления, иностранные граждане, претендующие на усыновление (удочерение) ребенка-гражданина Казахстан, обращаются в уполномоченные органы РК -- органы опеки и попечительства через дипломатические и консульские учреждения нашей страны и предоставляют следующие необходимые документы:

· письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка;

· отчет о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемый иностранными органами опеки и попечительства или агентствами, осуществляющими такие услуги на основании государственных лицензий.

· справка о финансовой состоятельности;

· справка о семейном положении;

· справка о состоянии здоровья;

· разрешение компетентных органов государства на усыновление (удочерение);

· разрешение на въезд и жительство усыновленного (удочеренного) ребенка в страну.

При рассмотрении ходатайства могут быть востребованы другие необходимые документы.

В случае различного гражданства кандидатов в усыновители им необходимо дополнительно получить разрешения компетентных органов обоих государств на усыновление, а также разрешение на въезд и жительство усыновленного ребенка в странах гражданства супругов. При этом будет достаточно, если данное разрешение на усыновление, а также на возможный въезд и жительство ребенка -- гражданина РК будет исполнено в виде гарантийного письма государственного органа, ведающего вопросами усыновления.

Все перечисленные документы должны быть переведены на государственный или русский языки и легализованы или апостилированы.

В соответствии с «Правилами об учете иностранных граждан, желающих усыновить (удочерить) детей-граждан РК», в консульских учреждениях Республики за рубежом производится постановка иностранных граждан на специальный учет.

Материалы ходатайств препровождаются в казахстанские органы опеки и попечительства. При получении ответа из органов опеки и попечительства о возможном усыновлении (удочерении), дипломатическое или консульское учреждение РК при наличии между странами визового режима выдает иностранцу специальную визу для въезда в страну. Данная виза может быть выдана только на основании приглашения Министерства образования и науки РК и его областных департаментов. Въезд в РК с целью усыновления по другим категориям виз (напр. туристическая, деловая) запрещен.

После въезда в РК иностранцы обязаны лично выбрать ребенка и иметь с ним непосредственные контакты (личное знакомство с ребенком, его привычками) не менее двух недель.

Усыновление (удочерение) производится судом Республики Казахстан по заявлению лиц (лица), желающих усыновить (удочерить) ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики.

После вынесения решения суда в органах ЗАГС и миграционной полиции Казахстана усыновленному ребенку оформляются свидетельства об усыновлении и о рождении, а также национальный паспорт РК.

До выезда усыновленных (удочеренных) детей за пределы Казахстана, их необходимо поставить на консульский учет в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан (далее МИД РК). За постановку детей на консульский учет взимается консульский сбор в размерах, определяемых налоговым законодательством РК. Для постановки детей на учет усыновители (удочерители) представляют следующие документы:

· заявление о постановке на консульский учет усыновленного (удочеренного) ребенка;

· заполненная персональная карточка учета ребенка;

· 2 фотографии ребенка;

· национальный паспорт РК ребенка с разрешительной записью органов внутренних дел на выезд на постоянное место жительство за границу;

· нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность приемных родителей;

· нотариально заверенные копии свидетельства о рождении ребенка, свидетельства об усыновлении (удочерении) ребенка.

Обязательное личное участие усыновителей (удочерителей) в процессе постановки детей на учет не лишает их права иметь своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством. В таком случае от приемных родителей выдается нотариально заверенная доверенность на имя их представителя.

При наличии в паспорте ребенка штампа МИД РК о постановке на учет дополнительная консульская регистрация в консульском учреждении РК за рубежом не требуется. Выезд усыновленных детей -- граждан Республики Казахстан осуществляется приемными родителями при наличии в паспорте разрешительной записи органов внутренних дел РК на выезд на постоянное жительство за границу, а также штампа МИД РК о постановке на консульский учет.

МИД РК информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Казахстана, находящееся в государстве дальнейшего пребывания ребенка о произведенной постановке на учет.

При перемене места проживания усыновленного (удочеренного) ребенка усыновители (удочерители) обязаны информировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, посредством письменного уведомления о перемене места жительства ребенка. Данная информация необходима для осуществления контроля над условиями проживания и воспитания ребенка и, в случае необходимости, оказания ему возможной помощи (в восстановлении утерянных документов, выдаче нового паспорта, продлении срока его действия, т. д.).

Следует помнить, что в соответствии с законодательством РК усыновленный иностранными гражданами ребенок до достижения 18 лет сохраняет гражданство РК. Выход из казахстанского гражданства вышеназванного ребенка допускается только после достижения им совершеннолетия и по его собственному желанию. Соответственно въезд и выезд ребенка в Казахстан должен осуществляться только на основании паспорта гражданина РК.

Иностранные граждане, усыновляя ребенка из Казахстана, берут на себя огромную ответственность за его будущее. При этом, зная, что усыновленный ребенок является казахстанским гражданином, иностранные граждане должны с уважением относиться как к законодательству своей страны, так и к законодательству Казахстана, и выполнять все установленные требования.

В случае возникновения дополнительных вопросов в отношении международного усыновления (удочерения) рекомендуется обратиться в ближайшее дипломатическое или консульское учреждение Республики Казахстан.

Список используемой литературы

1. Богуславский М.М. Международное частное право. Юристъ. М., 2005

2. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика. Волтерс Клувер. М., 2005

3. Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011

4. Московский журнал международного права. № 3, 1997

5. Ведомости РФ. 1992. №42

6. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2383)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Брак в законах Казахстана и международном частном праве. Развод в международных конвенциях и законодательстве Республики Казахстан. Правовые основы усыновления и опеки в международном частном праве. Международная защита прав и интересов ребенка.

    реферат , добавлен 20.11.2010

    Характеристика брачного договора, анализ его роли в международном частном праве. Сравнительный правовой анализ отечественного и зарубежного опыта брачно-договорных отношений в международном частном праве. Брачный договор: создание единых норм права.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

    Ретроспектива института авторского права в международном частном праве. Проблемы с современным "пиратством" и неавторизованным распространением цифрового контента в интернете. Современное состояние и перспективы авторских прав в международном праве.

    реферат , добавлен 07.07.2013

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения в международном частном праве. Особенности опеки и попечительства.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Процедура заключения и расторжения брака между гражданами Казахстана с иностранными гражданами. Правовой статус и права детей, рожденных в браке между гражданами Казахстана и иностранными гражданами. Усыновление и опека в международном частном праве.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Международное частное право. Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака в международном частном праве. Права и обязанности супругов. Правоотношения между родителями и детьми.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие "обход закона" в международном частном праве. "Обход закона" в традиционной коллизионной концепции. Характеристика Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1986г. и Всемирной конвенции об авторском праве 1952г.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2008

    Правовое положение и правоспособность физических лиц. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц в международном частном праве. Трудовые, семейные и наследственные отношения физических лиц. Опека и попечительство в международном частном праве.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения лиц в международном частном праве. Вопросы опеки и попечительства.

Культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов , которые действуют на их территории .

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав , которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор , государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

  1. данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;
  2. должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Подробнее

Возможность применения реторсии установлена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с ГПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (п. 4 ст. 398 ГПК РФ).

Аналогичное правило установлено п. 4 ст. 254 АПК РФ.

Возможность применения ответных ограничений приобретает особое значение в связи с тем, в каком сложном положении оказались после распада СССР в некоторых странах наши соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают в необходимых случаях соответствующие меры, допускаемые современным международным правом и используемые в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. К числу таких мер относится сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации.

В области внешнеторговой деятельности применение ответных мер предусмотрено Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003г., в котором предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории РФ (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40).

Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью». Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет много общего с одноименным понятием, употребляемым в быту: идет ли речь о предоставлении прав или о выполнении каких-либо работ - все это обеспечивается при условии совершения другой стороной таких же действий.

Взаимность в МЧП означает:

1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве;

2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве;

3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;

4) в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении российских граждан.

В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая отношение Российской Федерации к категории взаимности. Российский законодатель определил, что суд РФ должен применять иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное положение дополнено традиционными «исключениями», позволяющими в законах РФ устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам тех государств, которые предоставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и материальной взаимности (в области налогообложения, авторского права).

Предоставляя иностранцам национальный режим, по существу безусловный, т.е., не связанный с наличием взаимности в соответствующем иностранном государстве, - Российская Федерация может устанавливать определенные ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Следовательно, Реторсии -- это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.