Воскресение Христово. Иконы Сошествие во ад. Сошествие христа в ад

17 Сошествие Христа в ад

. .

Библейское описание ада . .

. Природа смерти . Аргументация

верующих в воскресение Христа . Аргументация противников воскресения Христова .

? Вознесение Христа на Небо .

Каким образом совершилось освобождение древних праведников , древних людей ?

И каково значение воскресения Христова для людей ?

Учение о сошествии Господа в ад

Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад.

Первый текст: « Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда

непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения

ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-20).

Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад проповедовать там

воскресение. Чтобы увериться в том, что это были умершие люди, обратимся к книге

Бытия: « Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны

Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [ их] себе в жены, какую

кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;

потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле

исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям

человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1-

Второе место, которое говорит о сошествии Господа в ад: « Сего, по определенному

совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных,

убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было

удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он

одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился

язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде

и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты

исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с

дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его

воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о

воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 23-32).

Как Господь мог одновременно быть и в аду, и в раю?

« И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

(Лк. 23, 43). Господь вездесущ: « Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес

Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душой был в аду. Есть еще

одно место, в котором говорится о власти Господа над смертью и адом: « Ибо Христос для

того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»

(Рим. 14, 9). Чтобы утвердить Свою власть над мертвыми, Он сошел в ад: « И когда я

увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и

сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во

веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18). Об этом же говорит

послание апостола Павла: « А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил

прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех

небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10).

Основание церковной молитвы за умерших мы находим в посланиях апостола

Павла к Ефесянам и к Римлянам.

В Ветхом Завете не все спаслись .

Допотопные люди, как и сейчас, могли спасаться, могли и гибнуть. Какие люди

вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа в ад? Те, кто при жизни раскаялся,

кланялся Единому Богу, желал жить по заповедям (поступать по совести). До воскресения

Христа все умершие попадали в ад, в том числе ветхозаветные праведники, и никто не мог освободиться, лишь Христос освободил праведников - людей, живших по совести и

раскаявшихся.

« Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на

день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам

его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -

жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются

неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-

первых, Иудея, [ потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему

доброе, во- первых, Иудею, [ потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 5-11).

Эллины - это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам,

жили по совести (по толкованию святителя Иоанна Златоуста).

Библейское описание ада .

Ад описывается, например, в Книге пророка Исайи: « Ад преисподний пришел в

движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя

Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В

преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается

червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих

вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты

облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: " тот ли это человек,

который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал

города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью,

каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь,

как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как

попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил

народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 9-20).

Наиболее подробное описание ада содержится в Книге пророка Иезекииля. Здесь

речь об аде не в смысле наказания, а в смысле заключения душ.

« В двенадцатом году, в пятнадцатый [ день того же] месяца, было ко мне слово

Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей

знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь?

сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките

его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его

первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом»

(Иез. 32, 17-21).

Это место показывает, что в преисподней обсуждают вновь поступивших.

« Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от

меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез. 32, 22-23).__ 4

В аду души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг

родоначальников народов. Праведники располагались в особом месте, они видели Бога,

поэтому и наполнялись некой радостью - даже в аду.

« Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные,

павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые

распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу.

Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и

несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных»

(Иез. 32, 24-25).

Люди, проливающие чужую кровь в земной жизни, сохраняют это желание и после

смерти, их ненависть остается с ними (мечи под головами).

« Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле

живых. Не должны ли [ и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с

воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на

земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными

мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости

положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу.

Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными,

быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными,

пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и

утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его,

говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет

фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит

Господь Бог» (Иез. 32, 26-32).

Мешех - предок славян, Фувал - предок грузин. Обратите внимание: фараон, придя

в ад, сможет сам всё увидеть. Церковное предание утверждает, что души умерших с 9-го

по 40-й день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного

человека. Смысл в том, чтобы человек понял, к чему приводит грех, видя следствие греха.

В аду - гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « Прежде нежели отойду, - и

уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак

тени смертной, где нет устройства, [ где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 21-22);

« Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем5

приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал

бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя

пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои

серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19).

Бог есть свет: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет (Бог)

приходит во тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в

невидении Бога. Слово «ад» происходит от греческого «адес» - невидимое. Библия

понимает его конкретно - как невидимую область, куда сходит Господь. Подробности

сошествия Христа в ад содержатся в одах Соломона, послании апостола Варнавы, древних

апокрифах (Евангелие Петра - II век, Евангелие от Никодима - IV-V века), проповеди о

Кресте священномученика Ипполита Римского (начало III века), «Книге о ересях» святого

Иринея Лионского, в сочинении митрополита Илариона (Алфеева) «Христос - губитель

ада» и ряде других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о

диалоге с Сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но, когда видит

Его в ярком свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь и ни в коем случае

не пускали Иисуса Христа.

Что происходило после сошествия Христа в ад .

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, ад - это место бессилия, это место на

границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, - это бессильная

душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад - это место

безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем

неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира.

После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события.

1. Сатана не хочет пускать Христа в ад.

2. Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения

на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: « Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи

железные сломил» (Пс. 106, 10-16).

3. Ангелы подводят ко Христу Сатану.

4. Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу,

ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного

местопребывания.

5. Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в

подземелье.

6. Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются.

7. Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил

по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное.

8. Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты

так далеко убежал от Меня?»

9. Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были

Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына.

Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они

умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея

есть подтверждение воскресения праведников: « И гробы отверзлись; и многие тела

усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и

явились многим» (Мф. 27, 52-53).

Воскресение из мертвых Христа Спасителя .

Господь - источник нетления, и Он явил нетление людям: « Открывшейся же ныне

явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 10).

С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак

будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России - это мощи

преподобного Александра Свирского, которые практически полностью нетленны и весят

16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии

описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и

воскрес: « И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,

[ погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся

костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего

воскресения

Почему тело Иисуса Христа было нетленным ?

По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его

Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и

через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения

происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми - преграды смерти

(преграда природ рушится воплощением, преграда греха - на Кресте). Смысл воскресения

Христова подробно описан в первом послании Коринфянам (1 Кор. 15).

Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый

день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог

сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он - тот же Бог,

тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же

день.

Почему Христос был распят в пятницу ?

В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек

сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на

Кресте.

Почему Господь лежал в могиле в субботу ?

Суббота - день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на

тождество Делающего.

Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос?

Восьмой день Творения - это вступление Вселенной в вечность, а вечность не

описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается

никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже

воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в

день принесения снопа нового урожая, Он - первенец из мертвых. Жертва урожая

начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

Когда начнется воскресение ?

Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли.

По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий

Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у8

каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но

в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на

атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, - и это было сказано в IV веке.

Насколько же прогрессивная вещь - Православное богословие! В IV веке

рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже

преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены,

когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись»

(начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба.

Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно

стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать.

Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения.

Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев

бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к

другу (Лк. 24, 4). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от

чистилища (очищения), то в Новом - самым главным местом считается Престол. Престол

Символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

Почему женщина первой услышала весть о воскресении?

Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена.

Почему гроб находился в саду ?

Сад праведного Иосифа - символ сада Эдемского.

Природа смерти .

Смерть - это личное существо, падший ангел: « И смерть и ад повержены в озеро

огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Это всадник с косой. Смерть возникает как

результат проклятья: « Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не

увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к

ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам.

Аргументация верующих в воскресение Христа .

1. Пустой гроб.

2. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено,

то украли бы его вместе с пеленами).

3. Явление воскресшего Христа

4. Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над

смертью).

Аргументация противников воскресения Христова.

1. История воскресения - выдумка от начала до конца. Однако факты,

подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях».

2. Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было

украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском

документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда».

В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск.

Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под

пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не

рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских

документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически

обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи

был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги - плату за молчание о

воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во

Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

Представьте себе такую картину. Спят 16 человек римской охраны (в то время в

римской армии полагалась смертная казнь за сон на посту), в это время к ним

подкрадываются некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают

двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх), бесшумно берут тело и

прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно

кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом забирают Тело, прячут

неизвестно куда и говорят всем, что Христос воскрес из мертвых, чтобы гарантированно

получить за это смертную казнь. Очень «логичное» объяснение. Целая цепь нелепостей.

3. На третий день в гробнице был Христос, а женщины пришли не к той гробнице,

вместо ангела они видели юношу, а описание воскресения - позднейшая вставка.

Итак, женщины могли заблудиться? Могли. И ученики могли? И ученики могли.

Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы в Иерусалиме

крестилось более 3000 человек. Первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа.

Если бы Тело Христа было, его бы показали народу, но тела не было. Есть древний текст

времен императора Тиберия, найденный в 60-х годах XX века, в котором сказано, что за

кражу мертвецов из гробниц предусматривается смертная казнь. Из этого следует, что10

Пилат написал докладную записку в Рим и, чтобы оправдать себя, уверял, что тело

украли.

4 Гроб пуст, потому что у Христа был обморок, и Христос сам ушел из гробницы.

Это версия Давида Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских

организаций. Развитие этой версии есть у Дэна Брауна в книге «Код да Винчи»: якобы

Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию или в Кашмир. Что будет

с человеком, если его в обмороке плотно и герметично закатать в ткань и положить в

непроветренную холодную гробницу с температурой около 0 ºС? Этот человек все равно

умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный, - это свалиться вниз. Вспомним,

что Христу пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но даже если представить, что Он

после этого выжил, остается одно препятствие - двухтонный камень, который нужно

отвалить изнутри.

5. Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы.

Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос

многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить

в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: « Так и нас

ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу

доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21), но там не сказано,

что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение»

предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе

Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент

Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом

говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих

священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус

действительно воскрес.

Что сделал Господь после воскресения ?

« Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными

доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием»

(Деян. 1, 3).

Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия.

Дары воскресшего Христа: 1) Крещение (Мф. 28, 1-19; Мк. 2, 16); 2) понимание

Писания; 3) обещание даров Святого Духа.

Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа - это

весть о том, где находится наша Родина: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь

ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,

сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 1-11).

Нравственные требования вытекают из факта воскресения Христова. Христиане

имеют жизнь на небе со Христом, они мертвы для мира сего._

Сошествие Иисуса Христа к темноте преисподней после смерти на кресте является одним из главных беспрекословных утверждений (догматов) христианского учения. Эта тема нашла отражение на иконах, полотнах художников, в росписях храмов. Приход Спасителя в ад принадлежит к перечню Страстей Господа (тайная вечеря, предательство Иуды, арест, бичевание, путь на Голгофу, распятие, пр.) и является его кульминацией. Каждая икона Сошествия Христа во ад, выполненная с соблюдением византийских и древнерусских традиций, одновременно считается изображением Христового Воскресения (Анастасис). Данное событие отмечается почитанием Великой субботы. Полагают, что сошествие произошло на второй день после того, как Сына Божьего положили во гроб.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой.

Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии. Факт сошествия Иисуса во ад является частью церковного догматического учения. Реальность события неоспорима, но есть различия трактовок – кого Спаситель вывел из преисподней: всех людей или лишь ветхозаветных праведников. Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Иконографические традиции Сошествия Иисуса Христа в ад

Иконография Сошествия Иисуса к глубинам ада сформировалась приблизительно на стыке IX-Х веков. Ее можно увидеть на византийских мозаиках. Центральной фигурой композиции иконы всегда является Христос, который выводит из преисподней первого человека – Адама. Вторую руку Спаситель протягивает Еве (либо держит крест). Над головой Иисуса написаны ангелы, иногда они представляют олицетворение человеческих добродетелей – счастье, чистоту, смирение – и имеют соответствующие подписи. Наличие молотков в их руках свидетельствует о борьбе с темной силой – Сатаной. Другой вариант трактовки события: Демона связывают веревкой.

На искупительную жертвенность события указывает изображение вверху Голгофского креста. Также наиболее частыми персонажами композиции иконы являются предки Спасителя – цари Соломон и Давид; символ жертвенности – невинно убитый братом Авель; человек, сообщивший обитателям темных бездн о явлении Мессии, – Иоанн Предтеча.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна. Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

Особенности изображений сошествия в ад согласно западноевропейской традиции

Композиция и сюжет изображения сошествия Иисуса к бездне не была регламентирована строгими правилами западноевропейской традиции. Поэтому варианты картин могли сильно отличаться. Так, например, Спаситель мог выводить не только Адама, но и его сына Сифа, Давида, Моисея, Исайю, Иоанна Крестителя, пр. Место ада, куда спускался Мессия, также могло быть обозначено и называлось «Христос в лимбе». Фигура Сына Божьего изображалась склоненной над расколом земной тверди (Дуччо «Христос в лимбо») или в ранних вариантах олицетворением ада была пасть огромного чудовища – левиафана, кита, льва, переполненная человеческими душами (Хайме Серра «Христос выводит праведников из ада»).

Иногда ад на иконе представляется аллегоричным персонифицированным образом старика. Он скован кандалами, побежден и повержен Спасителем.

Исследователи обращают внимание на уникальную характеристику икон – стремительное направленное движение Христа. Он одновременно опускается к глубинам ада и взлетает из него, забирая с собой спасенных людей. Динамика передается движением складок одежд Иисуса. Подобное изображение призвано передать скрытый смысл – Воскресенья Спасителя, которое следует за его схождением в темные глубины.

Нерешенный однозначно вопрос: «Кого из людей вывел Христос из ада?» – отражен композицией фрески, которая находится в константинопольском монастыре Хора, датируемая 1315–1320 годами. Центральную часть изображения занимает Иисус, облаченный в белые одежды. Правой рукой он держит за руку Адама, устремлено бегущего к Спасителю. Левой рукой Мессия держит руку Евы. Женщина в красном тяжело с большим усилием тянется к освобождению из пропасти преисподней. Справа от Христа расположились праведники с Иоанном Предтечей, слева – нерешительно, напряженно замерла группа грешников с Каином. Они не знают, спасет ли их Сын Божий, касаются ли их слова Мессии.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

В киевском Софийском соборе можно увидеть одну из наиболее древних фресок «Анастасис». Она датируется XI веком.

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации. Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля . Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку. Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Диони́сий – знаменитый московский иконописец, живший на рубеже конца XV – начала XVI веков. Его по праву считают последователем традиций А. Рублёва. К особенностям икон Дионисия можно отнести повышенное внимание к изображению и обозначению (подписыванию) человеческих пороков и добродетелей (ангелов и бесов).

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами. Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитва перед иконой

Икона «Воскресение», или «Сошествие во ад», с давних времен сохраняет основное значение – изображение праздника Воскресения Иисуса Христа. Она устанавливается в праздничном ряду иконостаса. Если сам храм и его убранство посвящены Воскресению Христа, икона должна быть расположена справа от Царских врат второй.

Образ «Воскресение Христово» напоминает каждому о цели жизни человека – стремиться ко всему праведному, светлому, наследовать Спасителя в делах и мыслях. Человек, открывший Господу сердце, принявший изменения для преображения души, сможет изменить свою жизнь. Счастье достижимо для каждого, независимо от количества материальных ценностей. Молитва – это путь к счастью, поэтому молиться перед иконами нужно искренне и постоянно. Главными христианскими молитвами есть «Символ веры», «Отче наш», «Молитва к Святому Духу». Перед иконой «Сошествие во ад» можно просить Всевышнего о:

  • нематериальных дарах,
  • помощи при работе,
  • здоровье близких людей,
  • помощи в воспитании,
  • разрешении сложных ситуаций, пр.

Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы. Однако этот образ не традиционен для Православия.

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании. Не существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».

«Евангелие Никодима» содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином Höllensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.

Обратим внимание на одну фразу из «Евангелия от Никодима» — слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». В иконографии «Сошествие во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада; иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?

Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии.

Догмат о сошествии Христа во ад — часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, вслед за греческим православным богословом И. Кармирисом, что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных» . Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

«…Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил»

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как казалось Фоме Аквинскому.

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша». Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Если мы встанем на точку зрения тех церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению справедливости. В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией. Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.

1 Дамаскин Иоанн . Точное изложение православной веры, 3, 29.

2 Дамаскин Иоанн . Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 (PG 95, 841).

3 Василиадис Н . Таинство смерти. С. 179-180.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорил о выведении из ада лишь ветхозаветных святых:

«Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных».

«Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”».

Преподобный Ефрем Сирин писал, что Господь Иисус Христос «из ада извлек души святых».

Блаженный Иероним говорит о том, что Спаситель сходил во ад, «чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там».

Преподобный Иоанн Кассиан:

«Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса».

Святитель Епифаний Кипрский:

«Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там – только верующих».

Святитель Иоанн Златоуст , говоря о сошествии Христа во ад, пояснял:

«Это показывает только, что Им разрушена сила смерти, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: “Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской”? Этим дано уразуметь, что и они, хотя легче, однако все же будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако это их не избавит».

Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь в аду проповедовал всем, но для одних эта проповедь была во спасение, а для других – в обличение:

«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».

Св. папа Римский Григорий Двоеслов писал двум Константинопольским клирикам:

«После отбытия вашего я узнал… что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: “Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец” (1 Ин. 2, 4); “вера без дел мертва” (Иак. 2, 26). Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад, то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: “Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели” (Лк. 10, 24). Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: “Есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6, 6), и словам апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут (Рим. 2, 12)”. С его словами согласен и блаженный Августин в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви».

Толедский Собор 625 года постановил:

«Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых».

В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали.

Блаженный Феофилакт Болгарский объяснял:

«Те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий [Богослов]. Он говорит: “Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих”. Ибо от произволения каждого зависело не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя».

Святитель Димитрий Ростовский:

«Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам, по нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков».

Святитель Филарет Московский:

«Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия» (Пространный православный катехизис Православной Восточной Церкви).

Святитель Николай Сербский:

«К невидимой Церкви принадлежат… все христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние 20 столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад» (Катехизис Восточной Православной Церкви).

Святитель Иннокентий Херсонский : «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия».

Это же написано и в богослужебных книгах Православной Церкви . Так, на Пасхальной заутрени в Синаксаре по 6-й песни говорится: «Господь ныне из адовых сокровищ человеческое естество исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша. Души же от века святых, нуждею держимыя, от ада свободи».

Преподобный Варсонофий Великий говорит о том, что невозможно покаяние в аду:

«Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы».

Святитель Иоанн Златоуст пишет то же: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. “Во аде же, – сказано, – кто будет исповедовать Тебя?” (см.: Пс. 6, 6)».

И в богослужебных текстах Православной Церкв и выражена та же мысль: «Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» (Чин погребения священников).