В россии отменили постоянные свидетельства о регистрации имущества. «Розовых» свидетельств больше не будет Что такое розовое свидетельство

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.

Д.С. Лихачёв - филолог, искусствовед, академик РАН

Эта страница является логическим продолжением статьи " ". Но после изучения этого материала у вас однозначно возникнет желание снова вернуться к названной статье с целью проверки всех сведений о вашей недвижимости, заложенных в Свидетельство на право собственности на землю, и идентичных им сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости . Речь пойдёт о так называемых в народе "розовых" и "синих" свидетельствах о праве собственности на землю. Такие свидетельства выдавались гражданам РФ в период, начиная с 1992 по 1999 годы включительно.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно статей 69 " " и 70 " ". За его пояснениями, типа "Караул, грабят" стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг "синих" и "розовых" свидетельств на право собственности на землю , то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью - это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

Давайте начнём разбираться. Времени до даты 01.01.2018 года , о которой шла речь на предыдущей странице, осталось мало.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены два образца "синих" свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для физлица

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для с/т

Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется "Свидетельство о праве собственности на землю ". Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано: "Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы" . Что это за форма и с чем её едят, увидим ниже, а также в связи с временностью документа не будем разбирать его подробно. Но на детали посмотрим:

Очень интересно само содержание документа, к-й слева. При увеличении (щелчок мышкой на снимке экрана) видно, что свидетельство является подтверждающим документом для Садоводческого товарищества "Здоровье" о том, что товарищество на основании решения Администрации Ногинского района получило в коллективную совместную собственность землю общего пользования в садоводческом объединении. Первый экземпляр выдан товариществу, а второй хранится в Комитете по земельной реформе. Ну и что?


Постановление мэрии Калининграда 334 от 07.03.1995 г. о предоставлении
в общую совместную собственность ЗОП и в собственность гражданам -
членам товарищества занимаемых ими земельных участков

А вот что: в многочисленных письмах, поступающих на почтовый ящик сайта, садоводы очень часто полагают, что земля общего пользования принадлежит им на праве собственности (общей, долевой, совместной - это вопрос второй). Как доказательство предъявляется постановление администрации того или иного органа самоуправления граждан. Это ошибочное мнение, к-е не подтверждается нормами права. Рассмотрим снимок слева. Это одно из таких постановлений № 334 от 07.03.1995 г. мэрии г. Калининграда. Нам очень интересны пункты 4 и 9 постановления. Согласно первому С/т "Пищевик" предоставлена бесплатно в общую совместную собственность ЗОП без выделения доли каждого члена товарищества в натуре. А в пункте 9 правлению предписывается получить в Комитете по земельным ресурсам Свидетельство на право общей совместной собственности на земли общего пользования и обеспечить его хранение. История Пищевика не отвечает на вопрос: почему никто не удосужился получить свидетельство о праве собственности на ЗОП? Несомненно одно: документ - основание был, а реализован он в процессе чьего-то неразумного царствования в с/т не был.

Очень странно, что наши садоводы очень хорошо понимают весь процесс приватизации своего земельного участка, но не понимают аналогичный процесс в отношении земли общего пользования . Справа внизу вам предоставлена копия с оригинала выписки из Постановления мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г., к-я выдавалась каждому члену садоводческого товарищества для того, чтобы он мог оформить своё право собственности на занимаемый им к моменту выхода постановления садовый земельный участок. В этом же постановлении имеется приложение № 1, включающее в себя весь полный список членов с/т по состоянию на 7 марта 1995 г. Выписка сделана согласно этому приложению. Тогда фактически все садоводы Пищевика, исключая единицы, оформили в Комитете земельных ресурсов Московского района г. Калининграда свои первые свидетельства на право собственности на землю.

Выписка из постановления мэрии
№ 334 от 07.03.95 г.
- основание для приватизации

А потом настали другие времена. На месте с/т чудесными, волшебными действиями председателя с/т, точно также не обладающему знанием права, никогда не заглядывающему в нормы ст. 39 "Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66 от 15.04.98 г. и аналогичными действиями налоговой службы в декабре 2001 года вдруг нарисовалось СНТ. А это уже совсем другая песня и другое юридическое лицо, с другими правами и обязанностями отличными от с/т. Поэтому получить ЗОП в собственность по постановлению 1995 года невозможно. Всю эту работу теперь закон взвалил на садоводов. Вот только никто не может объяснить необходимость, нужность, а главное, выгоду от приватизации ЗОП в СНТ. Ничего кроме дополнительных расходов, ответственности и обязанностей по содержанию земля общего пользования не несёт. Ну, а если всё же появляется собственник в лице СНТ, то тогда тут же нарисовываются чиновники с желанием построить в одну шеренгу, заставить, оштрафовать, запретить и другие любители применять на практике прочие отрицательные глаголы. Двигаемся дальше.

Что имеем на выходе почти повсеместно:

1. У с/т, как правило, есть (вернее было) основание для получения свидетельства на право собственности на ЗОП. Др. словами был документ, по которому можно было оформить право собственности. Само постановление право собственности на землю общего пользования, как и право собственности на садовый земельный участок не даёт.
2. У с/т мог бы быть, но нет право подтверждающего документа на ЗОП, к-м является только свидетельство на право собственности на землю.

Подытожим. Постановление органа самоуправления граждан являлось основанием для регистрации права собственности с/т на ЗОП. Нет документа о зарегистрированных правах - нет и права собственности. В настоящее время ничего не изменилось. Для регистрации права собственности на землю общего пользования орган самоуправления точно также издаёт постановление, на основании к-го СНТ может зарегистрировать права за ЗОП в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вторая страница документа
с основными сведениями

Лицевая сторона документа,
(красным подчеркнуты; серия, номер)

Вернёмся к образцам документов. В 1995 году, по крайней мере в Калининграде точно, Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От "синих" свидетельств "розовые" отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в "синих" только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

3-я внутренняя сторона документа
(важен текст напечатанный вверху)

Приложение к Свидетельству
на право собственности на землю

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II "Право собственности и другие вещные права". Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью . Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2016 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. Двигаемся дальше.

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей " (проследовав по ссылке, вы откроете для себя полный текст документа, скачанного с системы Консультант+ с изменениями внесёнными 25.01.1999 г. В конце текста постановления есть ссылка, по к-й можно вернуться к этому месту статьи).

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

    Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

    Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

  2. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

    Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

  3. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

    Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй " (полный текст инструкции вынесен на отдельную страницу, ссылка для возвращения к этому месту статьи имеется). Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

    Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.
  • Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. "Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй " Министерства сельского хозяйства.
  • Обратите внимание: "право пользования землёй" - не есть "право собственности на землю". Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.

Нижеизложенный текст страницы до второй части статьи написан в соавторстве с экспертом в области СНТ и прочих объединений, связанных с землёй, Андреем Францевым.

"Что даёт нам эта Инструкция?" - может возникнуть вопрос. А вот что:

Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

  • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
  • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
  • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт .
  • Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта выполнены в полном объёме.

Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

1. Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями. Так, к примеру, Садоводческое товарищество "Пищевик" и земля, на к-й располагались все садовые участки и земля общего пользования, относилась к Калининградскому мясокомбинату. Учёт и контроль пользования участками комбинат осуществлял через профсоюзную организацию. На всех документах товарищества стояла печать профсоюза.

2. В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

3. Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

4. Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

5. В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам - Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

6. С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:
- право собственности (др вещного права) на земельный участок;
- наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
- надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

Что всё это значит? Можно ли спать спокойно, зная о том, что все документы находятся в надёжном хранилище в двух разных независимых друг от друга местах? Можно ли надеяться на то, что органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сами, без посторонней помощи, согласно требованиям действующих федеральных законов 122-ФЗ от 21.07.1997 г., 221-ФЗ от 24.07.2007 г. и вступающего в силу 218-ФЗ от 13.07.2015 г. приведут все учёты и внесут все необходимые сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Конечно, можно, если не вспоминать: один из факторов нашей истории, который с одной стороны всегда мешает развитию страны, а с другой не даёт врагам правильно оценить резервы России. Этот фактор является героем многих анекдотов и имя ему: разгильдяйство.

Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: "На бога надейся, а сам не плошай" . Что из этого следует:

Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтвержают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого "розового" свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

2. Связь свидетельства на право собственности на землю образца 1992 г.
с современным законодательством

Как уже говорилось, одной из главных задач органов государственной регистрации, кадастра и картографии является точное и скрупулёзное перенесение всех данных о правах на недвижимость из различных источников в формируемый Единый государственный реестр недвижимости , вступающий в действие с 1 января 2017 г. согласно нормам ФЗ-218 от 15.07.2015 г. Как будет выполнена эта сложная задача нам с вами неведомо. Механизм для нас не виден под скрытыми от посторонних глаз внутриведомственными инструкциями. Причём, часть таких инструкций можно увидеть и прочитать, если они утверждены и зарегистрированы в установленном порядке через Министерство юстиции РФ, а др. часть внутренних приказов, служебных указаний и распоряжений до нас никогда не будет доведена. Но необходимости их читать нет. Почему? А потому что все эти документы основываются на требованиях нормативных правовых актов государства. А ими являются законы, принятые Государственной Думой и постановления, распоряжения правительства Российской Федерации. Следовательно, в действиях каждого собственника земельного участка, другого объекта недвижимости должны быть использованы только нормы указанных документов. И только при этих условиях вы всегда сможете отстоять свои права, в том числе, и в суде любой инстанции.

Сейчас нам нужно по идее внимательно проанализировать все три федеральных закона, касающихся в той или иной степени объектов недвижимости, документальному оформлению прав и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав (с 01.01.2017 г. в ЕГРН). Но такое длинное и утомительное путешествие по нормам законов мы проводить не станем. Ограничимся их упоминанием, а разберём только последний из законов, к-й чётко всё расставляет на свои места: обязанности и работу государственных органов с одной стороны, обязанности и права собственников недвижимости с другой стороны.

Итак, на сегодняшний день существует три основных действующих федеральных закона:

  • ФЗ-122 от 21.07.1992 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (редакция 29.12.2015);
  • ФЗ-221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (редакция 13.07.2015 г.);
  • ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Обратите внимание на то, что первые два закона обновлены в 2015 году, что связано с новыми требованиями и нормами 218-фз от 13.07.2015 г.

Может возникнуть вопрос о цели принятия последнего 218-фз. А целью на наш взгляд являются два повода:

Во-первых, завершается планомерное реформирование всей системы государственного учёта недвижимости, к-е проводится на основе

Во-вторых, с 1 января 2017 года начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (под него и создан закон). До этой даты существует две параллельные системы, одна из которых занимается кадастровым учётом недвижимости, а вторая - реестром прав на эту недвижимость.

Чтобы не допускать иносказаний, перевёртывания норм закона наизнанку, трактовки отдельных положений с целью набивания себе популистского рейтинга попробуем разобрать прямой текст, к-й напрямую связывает старые свидетельства на право собственности на землю и текущее законодательство:

  • В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
    1. имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
    2. Т.е., в случае поступления запроса от физического или юридического лица на предоставление сведений из ЕГРН, орган регистрации обязан внести сведения на основе того, что у него имеется о ранее учтённом объекте недвижимости, несмотря на то, что на момент запроса сведений нет.

    3. документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации " и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

      Как раз здесь идёт речь о том, что собственник в ходе проверки сведений, содержащихся в реестре (ЕГРН), выясняет то, что информация фактически отсутствует. В целях предотвращения неприятностей в будущем собственник обращается в органы регистрации с заявлением, прикладывая копии имеющихся в его распоряжении документов на недвижимость. Орган регистрации обрабатывает заявление и вносит сведения из документов в ЕГРН. На выходе собственник получает кадастровую выписку об объекте недвижимости и внесённые в неё сведения, что и подтверждает проведённую органом работу.

      Внимательно смотрим на норму ФЗ-137 от 25.10.2001 г. Это очень важно для связывания воедино старых свидетельств образца 1992 г., новых свидетельств о регистрации права и ЕГРН:

      Статья 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

      1. Государственные акты , свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

        Из этого количества слов мы выуживаем то, что нам необходимо. Свидетельства на право собственности на землю (это старые свидетельства образца 1992 г. утвержденные постановлением 493 от 17.09.91 г. и временные свидетельства, утвержденные постановлением 177 от 19.03.92 г.) действительны, если они были выданы уже после введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 года и до начала выдачи новых свидетельств о регистрации права, утвержденных постановлением правительства 219 от 18.02.1998 г.

        Свидетельства на право собственности, выданные до введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 г., исходя из норм первого абзаца п. 9, признаются юридически действительными наряду с другими документами без условий и оговорок. Важно только то, чтобы они были на руках у собственника.

      2. 1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Можно и нужно воспользоваться этим правом и оформить права собственности, пока государство не передумало.

        В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Государство и здесь идёт навстречу при условии, что гражданин обрабатывает землю и хочет это делать в дальнейшем. Важно иметь хоть что-то, хоть какой-то документ о принадлежности к садоводческому объединению, членскую книжку, лицевой счёт члена СНТ, справку от председателя и можно оформить права собственности на участок. Следует подчеркнуть, что данный номер не пройдет, если участок заброшен и никто на нём не появляется уже много лет. Маловероятно, что СНТ пойдет навстречу и будет ходатайствовать о предоставлении такого заброшенного участка в собственность бездельнику. А без СНТ и его ходатайства тут не обойтись.

        Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

        Это случаи, когда участок, к примеру, находится в природоохранной зоне, на территории объекта культурного наследия и в др. случаях предусмотренных законом.

        Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

        В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

        (п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

    4. документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
  • Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
  • А вот в этом пункте указан механизм, к-й предусматривает направление запроса из органа регистрации права в органы местной (городской, поселковой) администрации или федерального БТИ на предоставление сведений о правах собственности (др. вещных правах) или сведениях технического характера об объекте недвижимости, в отношении к-го был сделан запрос. Собственник в этом процессе участия не принимает.

  • В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1. в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
    4. С 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учёт, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы. Т.е., фактически ответить два раза на запрос.

  • Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3. сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4. ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
    5. Закон предусматривает всего 4 случая, когда орган регистрации прав может отказать во включении сведений в учёт. Если ваши документы подделаны или не соотвествуют образцам, если вы никогда не обращались в органы БТИ для осуществления технического учёта, если сведения уже содержатся в реестре и, если вы не обращались в органы регистрации с заявлением о внесении сведений о недвижимости, или, если органы местного самоуправления (администрация) не могут подтвердить ваши права на земельный участок или объект недвижимости, то вы можете получить отказ. Но все эти случаи можно обойти, исправив документы.

  • Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
  • Особенность данной нормы в том, что сведения о недвижимости вносятся в ЕГРН при условии обращения с данной просьбой самого собственника, получившего первичные документы образца 1992 г.

  • В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
  • В данном пункте идёт речь о том, что если объект недвижимости был ранее учтён, имеет кадастровый номер, но в течение 5 лет хитро мудрые владельцы не хотят регистрировать права на свою недвижимость. К примеру, не хотят регистрировать право собственности на основании свидетельства о праве на наследство, не хотят регистрировать права на участок после совершения сделки: купли - продажи, дарения, решения суда и др., не хотят достраивать объект недвижимости и т. д. Однако такие люди продолжают пользоваться недвижимостью, умудряясь ни за что не платить. Так вот на эту хитро мудрость государством придуман свой болт с резьбой.

    К сожалению, не учтены случаи, когда сведения о недвижимости должны быть в органе регистрации прав, а их нет по причинам часто не зависящим от исполнителей. Ну, к примеру, сгорела поселковая администрация вместе с вашими документами (вернее вторыми экземплярами свидетельств на право собственности на землю и всеми приложениями). В этом случае пока вы не побеспокоитесь, никто никаких сведений в ЕГРН не предоставит.

    Результатом направления сведений из органа регистрации прав об отсутствии чьих-либо прав будет инициализация администрацией органа самоуправления обращения в суд с иском о признании судом такого объекта недвижимости бесхозным с последующей продажей на торгах другому собственнику.

    Справка: 01.03.2008 г. - дата вступления в силу ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

    3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Впору снова кричать: "Караул! Землю отбирают!", - если не разобраться о чём собственно речь. Не секрет, но во многих СНТ, Пищевик не исключение, существуют участки, к-е до сих пор никем не приватизированы. Как так? Разберём на примере. В СНТ "Пищевик" существует несколько участков, в пределах 10, к-е согласно Государственному акту (постановление мэрии № 334 от 07.03.95 г.) о передаче земли в собственность по разным причинам до сих пор не обрели своих владельцев. Соответственно перед принятием постановления и передачей земельных участков гражданам, мэрией были произведены: отвод земли, межевание границ инд. участков, подготовлены списки членов с/т и др. документы согласно закону. Дальше необходимо было: гражданам получить свидетельства на право собственности на землю, а правлению свидетельство на право собственности на землю общего пользования. Эти 10 граждан и само СНТ не получили завершающего документа: свидетельства о праве собственности на землю. А всучить насильно земельный участок в собственность закон не позволяет.

    Прошло время с момента вступления постановления в силу. За получением свидетельства на право собственности на землю пользователи данных десяти участков в Комитет по земельным ресурсам мэрии не пришли. Многих из них уже нет, и теперь у наследников нет права на приватизацию таких участков (согласно ГК, ст. 17 правоспособность возникает с рождением гражданина и заканчивается смертью). Участки зависли.

    Что получается по факту? Все документы мэрией г. Калининграда подготовлены, все индивидуальные садовые участки поставлены на кадастровый учёт. А десять из них, как не имели собственников, так и не имеют. Как не платился земельный налог в 95 году, так и сейчас не платится. Как не платились членские взносы такими пользователями, так и не платятся. Как выход из ситуации: согласно нормам 218-фз от 13.07.2015 г. земельные участки, не имеющие собственников, будут сниматься с учёта и органы самоуправления смогут ими распоряжаться по своему разумению. Наиболее вероятно то, что мэрия в дальнейшем продаст участки с торгов или передаст их нуждающимся льготникам.

    Подытожим:

      Выводы действии свидетельства на право собственности на землю образца 1992 года:
    1. Связь между старыми свидетельствами на право собственности на землю, отменёнными нормативными правовыми актами прослеживается и подтверждается нормами нового ФЗ-218 от 13.07.2015 г.
    2. Закон признаёт старые документы действительными и юридически значимыми, подтверждающими права собственности и осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков в установленном порядке, не зависящих от желания собственника.
    3. Наличие сведений в Государственном кадастре (ГКН) о вашей недвижимости неоднозначно и не гарантируется, несмотря на нормы закона, что объясняется в т.ч. изменившимися требованиями к определению границ земельных участков (объектов) на местности.
    4. Актуальность проверки сведений содержащихся в ЕГРН о вашем объекте недвижимости и внесение в реестр недостающих сведений зависит от желания собственника и предоставлено ему в силу закона.
    5. Внесение всех необходимых актуальных сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в т.ч. по заявлению правообладателя, гарантирует владение, распоряжение и пользование недвижимостью в полном объёме прав предоставленных законом.

    теперь, когда вы имеете полную картину по действующим нормам законодательства и разобрались в них, можно задать вопрос: "Есть ли противоречия в законодательстве или нет?" Ответьте на вопрос сами и не слушайте страшилки, выскакивающие из уст спецов и экспертов про ограбление народа негодяями - чиновниками. Всё в ваших руках. Держите нос по ветру, и тогда вас никто, никогда, даже на пьяной козе не объедет.

    Упразднили. С 15.07.2016 года его не выдают!
    Да оно и не нужно!
    Ведь теперь единственным доказательством зарегистрированного права является НЕ документ, а запись об этом праве в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), который ведет Росреестр.

    И как же теперь доказать свое право владения?

    Статья обновлена 15.05.2019 года

    Разберемся подробно:

    • Изменение в законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
    • Правовые последствия изменений
    • . Формы бланков «старых » свидетельств

    Изменение в законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.07.2016 г.»

    03.07.2016 года приняты поправки в ФЗ-122, которые были сохранены в новом законе ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 02.01.2017 года

    Теперь статья 14. «Удостоверение государственной регистрации прав» изложена в следующей редакции:

    1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав.

    Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

    2. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

    С 15 июля 2016 года государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРН (до 02.01.2017 — егрп)

    Эти изменения перенесены в
    новый ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости «, который вступил в силу с 02.01.2017 года. (Статья 28 Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. ФЗ-218)

    Свидетельство о праве собственности отменили. Правовые последствия изменений

    Что означают на практике эти изменения:

    • Привычное для нас Свидетельство о государственной регистрации права собственности упразднено. Ранее выданные Свидетельства остаются в силе, но повторные документы и дубликаты выдаваться не будут. Копию ранее выданного Свидетельства можно запросить в Росреестре при его утрате (если оно будет нужно).
    • Вместо Свидетельства, после проведения регистрации права и внесении об этом записи в ЕГРП (с 01.01.2017 г -ЕГРН), правообладателю будет выдана Выписка из реестра с печатью регистрирующего органа
    • На правоустанавливающем документа(договоре) будет стоять специальная регистрационная надпись о содержании регистрационного действия и дате и номере внесения записи в реестр
    • Если правоустанавливающий документ подавался на бумажном носителе это будет штамп с подписью регистратора и печатью Росреестра
    • Если правоустанавливающий документ подавался в электронном виде — файл с документом будет удостоверен электронной цифровой подписью (ЭЦП) регистратора.

    При чем электронная цифровая подпись будет удостоверять файл с правоустанавливающим документом, а не каждую страницу этого документа.

    На правоустанавливающий документ, заверенный ЭЦП, нельзя поставить физический, «синий» штамп, о проведенной регистрации права.

    Выписка из ЕГРН, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, — это документ, подтверждающий факт ее проведения и наличие в ЕГРН указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах — основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи.

    При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Свидетельство о праве собственности отменили, но ранее выданные свидетельства остались в силе, но являются условно достоверными

    Фактическую, актуальную и достоверную информацию, об объекте недвижимости, правообладателях, арестах и обременениях можно получить из электронной выписки из ЕГРН.
    Заказать можно .

    Тем не менее у владельцев недвижимого имущества на руках остаются ранее выданные Свидетельства. И для первичной оценки рисков в сделке купли-продажи они пригодны.
    Формы бланков применялись разные.
    Исключить фальшивые, недостоверные нужно на первом этапе сделки.

    Справочная информация:

    С 02.01.2017 года произошло объединение ЕГРП (единый государственный реестрр прав) и ГКН(государственный кадастр недвижимости) в Единый государственный реестр недвижимости -ЕГРН.

    Пример новой выписки из ЕГРН

    Здесь можно посмотреть пример новой выписки из ЕГРН, полученной через интернет

    Только такая свежая выписка из ЕГРН даст вам достоверную информацию об объекте недвижимости и правах на него.

    Заказ новой выписки из ЕГРН через интернет

    Здесь можно заказать Выписку из ЕГРН через интернет.
    Государственная пошлина за выписку через интернет составляет 250 рублей(а не 400 рублей — на бумажном носителе) и приходит через несколько часов, а то и минут(в зависимости от нагрузки на сервер), а не через 3 рабочих дня, при заказе через офис.

    Крайний мой заказ через этот сервис был выполнен за 1 час 08 минут.

    Выписка приходит на электронную почту сразу в удобном, «человекочитаемом» формате.

    Такая выписка выдавалась из ЕГРП с 15.07.2016 года по 31.12.2016 года

    Свидетельство о государственной регистрации права собственности теперь не выдают : 120 комментариев

      Добрый день Ольга Дмитриевна. Я обратился в МФЦ со свидетельством о праве на наследство, в котором указаны два объекта: частный дом и земля, для перерегистрации права собственности. Получил выписку из ЕГРН только на дом. Это ошибка или право собственности на землю оформляется по-другому и в другом месте?

    • Здравствуйте. В выписке из ЕГРН неправильно указан № квартиры (и площадь на 0,7 меньше), остальное — все правильно. Квартира принадлежит «неблизкой» родственнице (тёте жены, которая почти не ходит), приватизирована в 2005 году. Как исправить эту ошибку? Читал, что это — через МФЦ. Могу ли я лично это сделать и как?
      Спасибо.

      • Ответ для Олега.
        Вы выписку заказывали по кадастровому номеру?

      • А в договоре приватизации номер правильный указан?

    • Добрый день! При сдаче документов на переоформление квартиры (проживаю в Крыму) столкнулась с такой проблемой-оказалось два кадастровых номера на разную площадь, но по одному и тому же адресу. Обратилась за консультацией в Госкомрегистр. Мне объяснили, что первый номер на меньшую площадь является действительным т.к. там указана жилая площадь. А второй номер на большую площадь надо аннулировать т.к. там указана общая площадь. А какие же документы мы получим? Там же будет несоответствие площади с техпаспортом. И сможем ли мы продать при необходимости каартиру? Спасибо

    • Здрав ствуйте. Вопрос по новой Москве (ТиНАО). Завещание на квартиру составлено, когда она считалась в Московской области, а сейчас это Москва. Нужно ли переписывать из-за этого завещание? В выписке из ЕГРН правообладатель тот же.

    • Здравствуйте,являюсь членом дачного товарищества,получали в 1988 году участок,есть членская книжка,взносы оплачиваю.Обнаружила факт продажи моего участка мошенником.Который утверждает,что и у него есть членская книжка и который оформляет документы права собственности.Что делать?

    • Случайно обнаружила, что нет свидетельства на право собственности на землю. Участок купили в 2004г купчая есть. На дачу не езжу, далеко и тяжело. Взносы оплачиваю. Что делать?

    • Здравствуйте, в 2004 году купили земельный участок 6 соток договор купли- продажи(купчая) земельного участка есть, свидетельство о государственной регистрации права есть, передаточный акт есть, ещё есть копия паспорта на жилое строение, но до конца не оформлен, сейчас будем делать межевание, Но свидетельство на право собственности на землю почему то у нас нет. Что теперь нам надо делать. На дачу не езжу с 2008 года, т.к. Далеко и тяжело

    • Здравствуйте! Хотела бы поинтересоваться. Что мне делать и куда обратится? Если я нечаянно на оригинале выписка из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права поставила свою печать и написала копия верна!?

    • Здравствуйте. Хочу спросить нечаянно поставила печать и написала копия верна на оригинале документа выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права. Что мне делать и куда обратится? Заменят мне его или нет?

      Оформили сделку купли продажи дома и земли, деньги через банковскую ячейку, все документы сдали в МФЦ и через неделю выдади две выписки и договор купли продажи с печатью, продавец забрал деньги. Однако на сайте Росреестра так и не поменялся номер права на недвижимость, а в выписке почему-то отсутствует план, рядом с датой выдачи нет номера. По телефону толком не говорят когда изменения появятся на сайте и в личном кабинете. Дата обновления справочной информации стоит свежая. Не обманули ли нас при оформлении документов?

    • Здравствуйте. Подарили дом с земельным участком сыну. Сын получил с росреестра документы: договор дарения и выписки с егрп на землю и дом. Куда ещё нужно обратиться для окончания сделки или это конечные документы.

    • Здравствуйте! Отец написал на меня завещание, на всё имущество, в том числе на квартиру. Через несколько лет этот дом снесли, как ветхое жильё. Отец получил новую квартиру, оформил свидетельство на собственность. Надо ли переписывать завещание?

    • Здравствуйте! Отец оформил на меня наследство на квартиру принадлежащую ему. Договор был составлен и заверен у нотариуса. Далее дом пошёл под снос и он получил новую квартиру по новому адресу. Надо ли заключать новый договор о наследстве или старый договор остаётся в силе?

    • Здравствуйте!
      Квартира оформлена на 4-х собственников, у каждого по 1/4 доли. Собственники — я, мой официальный супруг, наша несовершеннолетняя дочь и моя совершеннолетняя дочь от первого брака. Мой муж хочет подарить свою долю нашей несовершеннолетней дочери. Должен ли он удостоверять Договор дарения у нотариуса, или достаточно простой письменной формы? Какие документы необходимы для представления в Росреестр или МФЦ для регистрации перехода права собственности по Договору дарения в 2018 году? Спасибо.

    • Здравствуйте! Собираюсь покупать квартиру, но хозяйка квартиры говорит,что она не приватизирована. Эту квартиру они покупали в 2004 году. Свидетельство на право собственности у неё есть, там указанно, что она является собственником на основании договора купли продажи. Заказал я выписку из ЕГРН. Вот могу я купить эту квартиру или нет? Есть какие нибудь риски? Получается она была приватизирована старыми хозяевами. При покупке мне нужно будет её опять приватизировать?

    • Добрый день! Подскажите пожалуйста, в 2014 году я приобрел квартиру со статусом «жилое помещение». После оформления сделки юстиция мне выдала свидетельство на право собственности этих жилых помещений. Но, согласно жилищному законодательству, при приобретении «жилых помещений» мне обязаны были также выдать и свидетельство на долю земельного участка, на котором стоит многоквартирное строение, в котором находится мое жилое помещение. От застройщика в процессе переговоров трудно чего-либо добиться… Как быть мне в этой ситуации, подскажите пожалуйста?

    • Здравствуйте!подскажите. вступила в наследство на недвижимость на которое наложено судом ограничения (обременения), Запрет регистрации перехода права собственности (отчуждение) на имущество,чтобы снять обременение достаточно ли суду предоставить нотариально заверенное свидетельство о праве на наследство по закону и выписку из ЕГРН?

    • Добрый день!
      Возник спорный вопрос, помогите, пожалуйста, разобраться.
      Мною в августе 2014 года было приобретена недвижимость в доле 1/4. В Росреестре мне было выдано 3 свидетельства на собственность: в двух из них (на землю и строение литер А) был указан совладелец (3/4 доли). В третьем (строение литер Б) совладельцы указаны не были: в соответствующей графе стояла надпись: «Права не зарегистрированы». В 2015 г. совладелец умер, а в 2016 г. в наследство вступила его дочь. Теперь у нее в трех свидетельствах, полученных от Росреестра, стоит доля 3/4. Такое может быть, если в свидетельстве на собственность на строение литер Б ее отец не был указан совладельцем? Как она могла это наследовать?
      Надеюсь на Вашу помощь.

    • Добрый день! У нас есть свидетельство на землю, на дом. Прописаны в доме. Нужно ли и в течении какого срока оформлять тех. паспорт на дом?

    • Здравствуйте!В Крыму(г.Керчь) у мамы при постановке квартиры на кадастровый учёт забрали св-во о праве собственности,выданное Украиной.При получении документов его не вернули,сказали,что теперь не нужно оно,выдали только его ксерокопию.Но мать опасается,что им могут воспользоваться мошенники и хочет его вернуть.Есть ли основания для беспокойства? Мама старенькая,сил уже нет ходить по кабинетам.

    • Сдали в МФЦ документы для регистрации договора дарения и перехода правообладания недвижимости, через положенное время, при получении документов по описи-нам не вернули дарителю Свидетельства о праве собственности на подаренную недвижимость и Свидетельство о праве на наследство по завещанию,только экземляр договора дарения и акт приема передачи и все,. Специалист МФЦ, сказал-документы не получайте-отправим обратно в регистрационную палату- чтобы вам все вернули пакетом, ждем еще 2 недели-документов нет, регпалата не отвечает,МФЦ-разводят руками…Должны ли вернуть оригиналы Свидетельства о праве собственности и Свидетельства о праве наследства по завещанию, и как теперь получить документы и дарителю и одаряемому?, Договор был зарегистрирован — я договор видела, когда хотела получить документы-как одаряемый..видела-когда просматривала, но получить не пришлось- мы вернули обратно пакетом…

    • Добрый день!

      Собственник земельного участка не дееспособна. Подписать доверенность не в состоянии(не говорит, никого не узнает, лежачая..). Есть наследник, который за ней ухаживает уже не один год и на которого написано завещание. В полученной выписки ЕГРН не отражен правообладатель, хотя имеется на руках свидетельство 1996 года. По закону надо подать заявление на внесение данных. Каким образом это можно сделать в данной ситуации.

    Если квартира приватизирована в 1992 году, нужно ли получать розовое свидетельство?

    Уважаемая Людмила Константиновна!

    Получать розовое свидетельство нет необходимости. Если будете совершать с квартирой сделку, тогда оно будет выдаваться собственнику. Розовые свидетельства выдаются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу с 31 января 1998г.
    Этим законом предусмотрено, что - Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
    Поэтому все зависит от Вашего желания и желания нести дополнительные расходы в виде госпошлины.
    Удачи,

    Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

    Отключили газ за не уплату все оплатила но не розового свидетельства идет зима что делать.

    Обращайтесь с жалобой в прокуратуру.

    Уважаемая Елена Владимировна, г. Ставрополь!
    Во-первых, Согласно ч.3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ
    Отказ коммерческой организации от заключения ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующую работу НЕ ДОПУСКАЕТСЯ;

    Во-вторых, если оказание вам выше перечисленных услуг прекращено в ОДНОСТОРОННЕМ порядке, то вы вправе обратиться в:

    1)Федеральный антимонопольный комитет РФ вашего субъекта - с ЖАЛОБОЙ на действия энергоснабжающей организации;

    2)Прокуратуру;

    3) Суд с исковым заявлением "об обязании энергоснабжающей организации возобновить оказание услуги потребителю".

    Что касается вашей задолженности по коммунальным платежам, то по этим долгам пусть газовая компания обращается в Суд, но при этом прекращение обслуживания потребителя законом ЗАПРЕЩАЕТСЯ (ст. 426 ГК РФ).

    Выдача свидетельств о государственной регистрации недвижимости прекращена с июля этого года. Отныне документ будет существовать только в электронном виде. Таково требование вступивших в силу поправок к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Теперь подтвердить своё право собственности можно будет, только получив выписку из Единого государственного реестра (ЕГРП).

    Профессионалы рынка недвижимости и юристы не видят в новой норме никаких проблем для собственников жилья. Однако отсутствие привычного «розового» свидетельства многим внушает тревогу.

    Как теперь будет осуществляться процедура государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью? За разъяснениями мы обратились к нашему постоянному эксперту Роману Савичеву – генеральному директору , признанного одним из крупнейших в профессиональной среде по версии портала «Право.ру-300».

    – Тревоги собственников жилья, вызванные отменой свидетельств о государственной регистрации, имеют под собой исключительно психологическую почву, – считает Роман Савичев . – К этим гербовым бумагам с печатями все привыкли. Людей можно понять – долгие годы это был самый главный документ, который подтверждал право собственности на землю, квартиру или дом. Теперь его выдача прекращена, а ещё через полгода принимать свидетельства перестанут в органах государственной власти. Вот собственники и озадачились: как теперь доказать, что именно тебе принадлежит жильё?

    На самом деле ни малейшего повода для паники нет. Более того, пресловутое «розовое» свидетельство, строго говоря, и прежде не являлось юридическим подтверждением права собственности. Ведь бумажное свидетельство о регистрации с указанной в нём информацией может быть, например, уже неактуально на момент какой-либо сделки с недвижимостью. Скажем, с момента его выдачи оно могло устареть, на квартиру мог быть наложен арест или она попала в залог к банку. Кроме того, могли поменяться и технические характеристики объекта в силу его перепланировки или реконструкции.

    Поэтому и сейчас, и раньше, прежде чем заключать сделку, желательно было получить выписку из ЕГРП и проверить все данные, указанные в свидетельстве о праве собственности. В этом смысле для владельцев жилья ничего не поменялось, и выписка из ЕГРП остаётся единственным документом, удостоверяющим факт государственной регистрации возникновения и перехода права собственности. А бумажное свидетельство с гербовой печатью, по сути, являлось дубликатом записи из единого государственного реестра. Так что отмена свидетельств ни в коем случае не меняет процедуры государственной регистрации прав.

    Теперь давайте разберёмся, какие данные должны содержаться в выписке из ЕГРП. Её форма утверждена приказом Минэкономразвития России , и документ может быть выдан как в бумажной, так и в электронной форме.

    Обращаю внимание, что в выписке обязательно должны быть следующие сведения: фамилия, имя, отчество и страховой номер индивидуального лицевого счета владельца недвижимости; месторасположение квартиры, кадастровый номер участка, на котором находится жилой дом, общая площадь недвижимости с разбивкой на жилую и нежилую площадь, количество комнат.

    Как и прежде, всякий раз при совершении определённых сделок с объектом недвижимости, выписку из ЕГРП нужно обновлять, она актуальна только на момент выдачи. И если вы получили документ в июле 2016-го, а через год решили заложить квартиру банку, чтобы получить кредит, то вам потребуется предоставить выписку из ЕГРП на новую дату.

    Далее о том, как её получить. Прежде всего, это можно сделать в любом из многофункциональных центров. Если МФЦ в вашем населённом пункте нет, то можно обратиться в территориальное управление Росреестра или Федеральную кадастровую палату. Минимальная стоимость услуги составит при этом 150 рублей. Также выписку можно оформить в электронном виде через сайт Росреестра. В этом случае документ придёт к вам на электронную почту. Во всех случаях срок оформления выписки из ЕГРП не должен превышать пяти рабочих дней.

    Надо отметить, что нововведение имеет ряд преимуществ, главное из которых – возможность получить выписку в любой точке страны, независимо от физического адреса объекта недвижимости. Кроме того, это может сделать любой человек, например, риелтор во время проверки квартиры на юридическую чистоту. Или сам собственник жилья, если выписку потребуют, например, в налоговой инспекции для оформления налогового вычета. Или нотариус, если к нему придут родственники умершего владельца жилья для оформления наследства.

    Кстати, свидетельства, которые выданы до 15 июля 2016 года, менять не нужно. Однако выдавать повторные свидетельства о регистрации собственности взамен полученных ранее больше не будут.

    По сути, от «розовых» свидетельств просто отказались, как от лишнего звена. Единственно, надо было лучше провести предварительную разъяснительную работу, тогда и причин для тревоги у граждан было бы значительно меньше. Словом, к новшеству придётся привыкнуть.

    беседовал Артём Тарасов