В Праге освящён храм святой мученицы Людмилы Чешской. Святая покровительница носящих имя людмила - святая мученица людмила, княгиня чешская


Храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily) расположен в центральной части на площади Мира. Он относится к римско-католической церкви и представляет собой величественное сооружение, возведенное в стиле ранней северогерманской готики.

Чем знаменит костел?

Храм Святой Людмилы был заложен в 1888 году, освятили его через 5 лет. Возводили церковь по проекту Йозефа Моцкерта. В строительстве и обустройстве костела принимали участие самые известные художники, скульпторы и архитекторы , проживавшие в то время.

Костел поражает прихожан и туристов своим величием и убранством. Он действует до сих пор. Здесь часто проводят религиозные обряды, а богослужения совершаются практически каждый день. В это время в церкви играет орган, состоящий из 3000 труб.


Кому посвящен храм?

Свое название Костел Святой Людмилы в Праге получил в честь первой в государстве христианки, которую канонизировали в XII столетии. Она жила в IX веке, руководила страной вместе со своим сыном Вратиславом и мученически погибла за свои религиозные убеждения. Ее задушили вуалью во время молитвы, поэтому на иконах она изображена в белом платке.

В памяти горожан Святая Людмила осталась мудрой правительницей, которая жила по канонам церкви, заботилась об обездоленных и больных людях. Сегодня она является покровительницей Чехии, заступницей бабушек, матерей, учителей и воспитателей.

Фасад церкви

Храм Святой Людмилы представляет собой кирпичную трехнефную базилику, к которой по бокам примыкают 2 одинаковые башни-колокольни. В высоту они достигают 60 м, а венчают их острые шпили. Костел как будто устремляется ввысь. Эту идею подчеркивают и стрельчатые, вытянутые к верху арки.


Фасад сооружения украшен многоцветными витражными окнами и резными деталями, подчеркивающими религиозную и культовую тематику архитектурной постройки. Главный вход в храм Святой Людмилы венчают массивные двери, которые оформлены строгим орнаментом. К ним ведет высокая лестница.

Над порталом расположено большое окно, сделанное в виде розы. Тимпан украшен рельефным изображением Иисуса Христа, благословляющего Святых Вацлава и Людмилы. Его автором является знаменитый скульптор Йозеф Мысльбек. На фронтах и боковых проходах установлены фигуры великомучеников, которые покровительствовали Чехии в различные эпохи.


Интерьер церкви

Внутреннее убранство храма Святой Людмилы оформлено в светлом и торжественном стиле. Над дизайном работали такие известные мастера, как:

  • Антонин Прохазка – скульптор;
  • Франтишек Женишек и Йозеф Чапек – живописцы;
  • Антонин Турек – художник.

На потолочные своды были нанесены цветочные рисунки, а белоснежные колонны украшены отделкой в виде этнических и геометрических узоров, а также крестами. Стены орнаментированы стрельчатыми полуарками и яркими фресками. Для них применяли золотые, оранжевые и голубые тона.

Главный алтарь костела украшен драгоценными камнями и имеет высоту 16 м. На нем расположено распятие и скульптура Святой Людмилы. Здесь же находится фреска, на которой изображены сцены из жизни великомученицы.

Заслуживают внимание посетителей и боковые алтари, созданные по проекту Штепана Залешака. Слева находится статуя Девы Марии с младенцем на руках, над ней склоняются 6 покровителей Чехии. В правой части храма можно увидеть двойную скульптуру Святых Мефодия и Кирилла.


Как добраться?

Костел Святой Людмилы находится в районе . Сюда можно доехать на автобусе №135 или на трамваях №№51, 22, 16, 13, 10 и 4. Остановка называется Náměstí Míru, а время в пути занимает до 10 мин.

В пражском районе Винограды расположен храм святой Людмилы – доминирующая готическая постройка, которая хорошо видна из любой точки площади Мира и прилегающих улиц.

Действующий костел святой Людмилы принадлежит Католической Церкви. В нем проходят пышные богослужения, на которые собираются верующие со всего района.

Храм открыли в 1893 году после продолжительных работ, в которых были задействованы многие известные архитекторы и художники того времени. Главная покровительница костела – святая Людмила – очень почитается в Чехии. Она была княгиней, посвятила большое количество времени обучению простых людей, поддерживала многие церкви.

Базилика, построенная в неоготическом стиле, украшена двумя 60-метровыми башнями, где расположены колокола. Храм производит двоякое впечатление: темный кирпич, узкие стрельчатые окна, массивность конструкции внушают страх перед величием Господа, а летящий силуэт церкви, словно устремленный вверх, дарит веру в чудеса. Церковь вытянута по вертикали, что, впрочем, является стандартным архитектурным приемом в готических и неоготических постройках.

На тимпане над входом можно увидеть изображения святой Людмилы и святого Вацлава.

Внутренние интерьеры отличаются торжественностью и роскошью. Интересны витражные окна, на которых изображены сцены из истории Чехии. Готические потолки украшены цветочным орнаментом, высокие тонкие колонны декорированы крестами, фрески, написанные яркими красками, кажутся напоенными светом и божественной энергией.

Храм святой мученицы Людмилы княгини Чешской на Сибирской площади в Праге - отнюдь не туристическое место и попасть в него можно только во время службы. С момента своего освящения церковь считается главным храмом на территории Чешской республики.

Расписание богослужений доступно на храма, обновляется на месяц вперёд.

Архитектура

Снаружи о духовном назначении круглого сооружения напоминает лишь табличка и икона над входом. Площадь помещения нового храма составляет примерно 480 м2. Первый этап реконструкции здания, предполагающий обустройство интерьера, практически завершен. На втором этапе планируется строительство куполов и колокольни. Тем не менее, пока неясно как удастся совместить советскую архитектуру с традиционными православными куполами.

Просторное помещение храма оказалось удивительно удачно сориентированным на восток, поэтому для создания алтаря практически ничего не пришлось переделывать. Традиционный деревянный алтарь с резными элементами находится в дальней части зала, перед ним расположен престол. Центральное место на алтарном иконостасе занимают лики Иисуса, Пресвятой Богородицы и покровительницы храма св. Людмилы, остальные части заполнены библейскими сюжетами и изображением архангелов. На стенах расположен ряд икон с ликами св. Николая, Анны, Петра, Павла и других православных святых. Форму помещения подчеркивает огромная круглая люстра с кружевным узором и имитацией свечей, занимающая центр потолка.

История

Святая Людмила считается покровительницей Чехии. Вместе с мужем князем Борживоем она способствовала распространению православия среди чехов и была убита представителями язычников. В 2004 году в день празднования юбилея Георгиевского храма при российском посольстве, икона первой чешской святой с частицей мощей была передана для основания будущего храма.

Новый храм занимает помещение бывшего выставочного зала торгпредства, построенного в 1970-х годах и ныне переданного по приказу президента РФ в пользование русской церкви. В советские времена в помещении проходили выставки строительной и сельскохозяйственной техники, а в последнее время здесь можно было увидеть небольшую экспозицию ретро-автомобилей.

Храм святой Людмилы, ставший третьим православным храмом Московского патриархата в Чехии, был освящен в конце декабря 2012 года. Действующая церковь св. Георгия Победоносца в Праге и церковь св. Петра и Павла в , освященные в 1999 и 1897 году соответственно, также принадлежат Русской Православной Церкви.


До освящения нового православного храма на Сибирской площади посольским храмом считалась церковь Георгия Победоносца, расположенная во дворе российского посольства. Однако режимность территории посольства и небольшая площадь храма создавали для верующих некоторые неудобства. Именно поэтому для нового храма было выбрано большое помещение, которое сегодня вмещает до 1000 человек. Планируется, что в будущем при церкви будет открыта воскресная школа и духовный центр.

Царские врата в Никольском православном храме Праги остаются закрытыми много лет. Но поток паломников сюда не иссякает вот уже несколько веков.

Старый город с первого взгляда очаровывает средневековой архитектурой. Он умеет хранить свои тайны, открывающиеся только посвященным. Прогуливаясь по узким улочкам, многие туристы даже не подозревают, что фасады некоторых готических и барочных зданий скрывают за собой святыни. Ведь в чешских землях у Православия более чем тысячелетние традиции.

Княгиня-чудотворица

Людмила была супругой первого христианского правителя Чехии князя Борживоя из династии Пржемысловичей. Она родилась около 860 года, еще совсем юной вышла замуж за чешского князя, а вскоре вместе с мужем приняла христианство. Считается, что княжескую чету окрестил сам святой Мефодий, служивший в ту пору архиепископом Великой Моравии.

Супруги много сделали для укрепления новой веры, построили первый в Чехии христианский храм, пригласили священников из Болгарии. Однако Борживой вскоре умер, а вдова уединилась в своем замке Тетин, где всецело посвятила себя воспитанию внука Вацлава, будущего князя и святого покровителя чешских земель.

В 921 году святая Людмила была злодейски убита по приказу своей невестки, язычницы Драгомиры, недовольной растущим влиянием свекрови на юного Вацлава. Двое убийц прокрались в спальню 60-летней княгини и задушили ее вуалью прямо во время молитвы.

Поначалу Людмилу похоронили на кладбище около ее вдовьего замка Тетин, где она была убита. У ее могилы стали происходить первые чудесные случаи исцеления. Через четыре года ее внук Вацлав, уже став князем, распорядился перенести останки бабушки в базилику святого Георгия Победоносца в Пражском Граде.

Только раз в году

Прежде всего поражает поток паломников сюда со всего света. Гробница с чудотворными мощами святой Людмилы Чешской находится в отдельной часовне, справа от алтаря, за ажурной решеткой. Сама базилика сейчас является музеем, однако для паломников иногда делают исключение и пускают в храм без билета. Правда, в обычные дни часовня закрыта для посещения, поэтому подойти прямо к гробнице, к сожалению, не получится.

Только один раз в году православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы. По сложившейся традиции каждый год в день памяти святой Людмилы в 16 часов над ее усыпальницей читается акафист, по окончании коего паломники могут приложиться к мощам.

В Пражском Граде пребывают мощи еще трех православных святых. Внук святой Людмилы святой Вацлав, которого Русская православная церковь почитает как святого мученика Вячеслава Чешского, похоронен в Святовацлавской часовне собора святого Вита. В этом же соборе находятся мощи святого Вита Сицилийского, а в часовне Всех Святых, примыкающей к Старому королевскому дворцу Пражского Града, можно поклониться мощам святого Прокопия Сазавского, основателя знаменитого Сазавского монастыря.

Только один раз в году 28 сентября православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы

Украшение Праги

На протяжении почти ста лет кафедральным православным собором в Праге был храм Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади. Этот великолепный храм в стиле барокко был возведен по проекту выдающегося чешского зодчего Килиана Игнаца Динценгофера. Он отличается великолепием и служит украшением центральной части города по сей день.

В середине же XIX века этот уникальный памятник архитектуры пребывал в запустении. Городские власти даже подумывали снести заброшенное здание, потом передали его Русской Православной Церкви. Прихожане своими силами отремонтировали храм. Тогда же в интерьере собора появились настенная роспись и роскошная хрустальная люстра – подарок русского императора Александра II.

С началом Первой мировой войны православные богослужения в соборе Святителя Николая были запрещены, а настоятель собора отец Николай Рыжков арестован и брошен в тюрьму. Чехия тогда являлась частью Австро-Венгрии, и австрийские власти не желали, чтобы в центре Праги молились за победу русского оружия.

После войны и провозглашения независимости Чехословакии собор передали новообразованной гуситской церкви. Однако православной общине было позволено регулярно проводить здесь свои богослужения. Совместное использование собора продолжалось вплоть до 1945 года, пока православных окончательно не изгнали из храма. Сейчас православные богослужения в соборе Святителя Николая проходят только раз в год на Пасху.

Почему закрыты царские врата?

Иконостас и царские врата из собора на Староместской площади были перенесены в Никольскую домовую церковь в пражском районе Дейвицы, где они находятся и сегодня. История этой церкви началась в 1925 году, когда силами Чешско-русского профессорского товарищества были построены два многоквартирных дома для эмигрантов из России. Тогда же в подвале одного из домов освятили небольшую домовую церковь.

В мае 1945 года, сразу после освобождения Праги частями Красной армии, большинство русских жителей «профессорских» домов были арестованы НКВД и насильно вывезены в сталинские лагеря. Освободившуюся жилплощадь заняли чешские семьи. Таким образом, Никольская домовая церковь сегодня является единственным напоминанием о русском происхождении «профессорских» домов.

Здесь до сих пор молятся перед тем самым иконостасом из собора на Староместской площади. Только царские врата оказались слишком большими для подвального помещения, поэтому сегодня они укреплены на стене и остаются закрытыми уже много десятилетий.

Русские могилы

После большевистской революции Праге суждено было стать одним из центров русской эмиграции. В разные годы здесь жили богослов Сергей Булгаков, поэтесса Марина Цветаева, социолог Питирим Сорокин. Многие эмигранты нашли свой последний приют в чешской земле.

На русском участке пражского Ольшанского кладбища похоронены писатель Аркадий Аверченко, философ Павел Новгородцев, вдова генерала Брусилова, мать и сестра писателя Владимира Набокова. Скромный белый крест отмечает могилу священника Михаила Васнецова. Сын знаменитого художника Виктора Васнецова был настоятелем того самого собора Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади.

Над могилами русских эмигрантов возвышается Успенская церковь. Строгий храм в лучших традициях псковского и новгородского зодчества возведен в 1924 году по проекту архитектора Владимира Брандта. Фрески и мозаика над главным входом созданы по эскизам знаменитого Ивана Билибина. Деятельное участие в строительстве Успенской церкви принимал первый премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж вместе со своей русской супругой Надеждой. Оба впоследствии были похоронены в крипте под храмом. Там же погребены белый генерал Владимир Шорохов, исследователь византийского искусства Никодим Кондаков и инженер Николай Ипатьев, тот самый, в доме которого была расстреляна царская семья.

В блокнот паломнику:

Базилика святого Георгия Победоносца с гробницей святой Людмилы Чешской в Пражском Граде открыта ежедневно с 9.00 до 16.00 (с ноября по март) и до 19.00 (с апреля по октябрь). Метро – Hradčanská.

Каждый четверг священник отец Игорь (Ефремушкин) служит молебен около гробниц святой Людмилы и святого Вячеслава.

Тел. +420 601 371 317 (отец Игорь).

Cайт паломнической службы:

Собор Святителя Николая на Староместской площади открыт ежедневно с 10.00 до 16.00.

Метро – Staroměstská.

www.pravoslavnacirkev.cz

Никольская домовая церковь, улица Rooseveltova 29, Praha 6 – Bubeneč.

Метро – Dejvická. Открыта только во время богослужений: в среду в 9.00, в субботу в 16.30 и в воскресенье в 10:00.

Ольшанское кладбище открыто ежедневно с 8.00 до 17.00.

Метро – Želivského.

Успенская церковь. Богослужения в пятницу в 9.00, в субботу в 16.00 и в воскресенье в 10.00.

Тел. +402 603 253 757.

Настоятель храма протоирей Владислав (Долгушин).

Владимир Поморцев,

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор “Пражского телеграфа” Наталья Судленкова.

– Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви – это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

– За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге – это событие в своем роде уникальное. Здание храма – это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

– Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви – это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

– Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм – это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг – это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

– Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм – это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

– Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

– Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

– Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень удобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

– Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

– У нас есть традиция открытия подворий – в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви – и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

– Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция – открытие новых храмов. С чем это связано?

– Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

– Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

– Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

– Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

– Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите – много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает “Пепси-колу” или “Фанту” и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Наталья СУДЛЕНКОВА