В каком случае указано обобщенно личное предложение. Односоставные предложения

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом - подлежащим
  • с главным членом - сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

  • назывные
  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • обобщённо-личные
  • безличные

Каждый тип рассматривается ниже особо.

§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!
  • местоимения в И.п.: Вот и они!
  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

Примечание:

Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные
    • назывные
  4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

    • назывное
    • определённо-личное
    • безличное
  5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
    • определённо-личное
  7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

    • назывное
    • безличное
    • определённо-личное
  8. Каким является предложение: Светает. ?

    • безличное
    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
  9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  10. Каким является предложение: Хотите чаю?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Обобщенно-личные предложения - это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:

Век живи - век учись.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

Сказуемое в обобщенно-личном предложении выражено глаголом в форме второго лица единственного числа:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слезами горю не поможешь .

Бывает, что сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме третьего лица множественного числа в изъявительном наклонении:

Снявши голову, по волосам не плачут .

После драки кулаками не машут .

Иногда в обобщенно-личных предложениях встречаются сказуемые в форме глагола первого лица множественного числа изъявительного наклонения:

Что имеем - не храним , потерявши - плачем .

Сказуемое также может быть выражено глаголом в форме первого лица единственного числа изъявительного наклонения:

Чужую беду руками разведу , а к своей и ума не приложу .

Распространены обобщенно-личные предложения, в которых сказуемое выражается глаголом в форме повелительного наклонения:

Век живи - век учись .

Семь раз отмерь - один раз отрежь .

Такие предложения могут выступать в роли придаточных в составе сложноподчиненного предложения:

Хоть убей - следа не видно .

По своей сути они потеряли значение придаточного предложения и превратились в устойчивые или идиоматические сочетания, при письме они выделяются запятыми или тире:

Куда ни сунься - тут как тут.

Такие предложения характерны только для разговорного стиля речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение неких общих суждений, поэтому они широко используются в народных пословицах и поговорках:

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Из песни слова не выкинешь.

Распространены обобщенно-личные предложения и в описаниях при создании картины в типичных ситуациях:

А то велишь запрячь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (И.С. Тургенев).

В критических статьях и публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность:

Читая заметки литератора, мы особо явственно осознаем значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружалиха», для нашей послевоенной прозы.

Несмотря на то что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в разговорном и в художественном стилях, отдельные разновидности таких предложений можно встретить и в научном стиле. Они употребляются при указании обычности того или иного действия:

Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой змейкой.

В художественных произведениях обобщенно-личные предложения могут являться приемом, с помощью которого автор передает свои чувства и мысли, заставляя читателя сопереживать:

Ляжешь, а горькая дума

Так и не сходит с ума…

Голову кружит от шума. (С.А. Есенин)

Обобщенно-личные предложения могут иметь форму двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено личным местоимением:

Вы входите в лес, вас сразу охватывает прохлада, вы медленно идете по опушке.

В этих предложениях подлежащее «вы» относится не к какому-то конкретному лицу, а носит обобщающий характер, потому и предложения являются обобщенно-личными.

Мы с вами выяснили, что односоставные обобщенно-личные предложения используются, когда нужно представить действие, носящее обобщающий характер, не относящееся к какому-то конкретному лицу. Особенно широко они используются в разговорной речи, стилистические особенности позволяют использовать их в художественной литературе и в научном стиле. Эти предложения помогают придать высказываниям большую объективность.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013
  3. Тесты Обобщенно-личные предложения ().
  1. Terver.ru ().
  2. Lingvotech.com ().
  3. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение обобщенно-личным предложениям, привести примеры.
  2. Каково основное назначение обобщенно-личных предложений?
  3. Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»? Если «да», то какое; если «нет», то почему?

Неопределённо-личным предложением

Является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.

Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.

Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:

  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

    Например:

    Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.

  2. Глаголом повелительного наклонения.

    Например:

    Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени.

    Например:

    Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.

    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.

  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.

    Мне предложили поехать на олимпиаду. Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.

  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.

    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку. (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.

(Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).

Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

Увидела парус.

Рассказал о себе.

Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).

б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».

(можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).

в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).

г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

Очень уж шумят у нас в коридоре.

Дело взяли под контроль.

Поля уже вспахали, зерно посеяли.

Работу закончили вовремя.

Молчите и не перебивайте!

(Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)

д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Упражнение 152:

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»



Упражнение 156:

Запишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?


3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение: все не могут утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)

1. Под обобщенно-личными традиционно понимаются такие односоставные бесподлежащные предложения, в которых представленное действие или состояние может быть соотнесено с любым лицом. Соотнесенность глагольного действия с любым лицом, не нашедшим вербализации в структуре предложения (нулевым субъективом), обобщающий характер представленного в предложении действия, формирует грамматическое значение предложений этого типа. Например: Любишь кататься, люби и саночки возить (посл.); Не зная броду, не суйся в воду (посл.); Тише едешь дальше будешь (посл.). Семантический компонент `обобщенность` в обобщенно-личных предложениях сформировался в результате исторического опыта мыслящих и анализирующих существ, сообщества людей. В них представлены классифицированные наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой предметов, жизненных явлений и ситуаций. Важнейшей особенностью предложений этого типа, по мнению ученых, является то, что «употребляются они при выражении только таких наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку естественно вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений или ситуаций. Поэтому в них легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, объективной обусловленности выражаемых наблюдений» .

Условия формирования обобщенно-личных предложений, определяющие их грамматическую семантику, проявляются и в том, что формы глагола, оказавшиеся в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи, являющееся результатом предшествующего опыта самого говорящего или определенного коллектива людей.

Обобщающий характер классифицирующей деятельности людей, обязательность и бесспорность представленного в предложениях положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках.

2. Обобщенно-личные предложения выделяются из совокупности односоставных предложений в силу своего семантического ядра – семы `обобщенность` действия. Сугубо «своих» структурных признаков предложения этот типа не имеют, в качестве структурообразующего компонента используют словоформы, присущие другим типам односоставных предложений в их переносном значении. Отсутствие специфических структурных признаков ставит под сомнение выделение особой структурно-семантической разновидности односоставных предложений. Вернее этот тип предложений можно охарактеризовать как специфический семантический тип бесподлежащного предложения, сформированного переносным значением ряда глагольных личных форм.

3. Наиболее типичным и основным способом выражения главного члена обобщенно-личных предложений – сказуемого – является глагольная форма 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. В отличие от глаголов 1-го лица единственного и множественного числа, «в которых отчетливо сохраняется отношение к конкретному субъекту речи», значение глаголов 2-го лица «более неопределенно и растяжимо» . В переносном значении эти формы теряют отношение к конкретному производителю действия и приобретают обобщенное значение. По мнению А. М. Пешковского , предложения, главный член которых представлен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность» . Например: Из песни слова не выкинешь (посл.); Наконец показалась темная свинцовая полоса; другого края ее не рассмотришь (Н. Лесков); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь , не спрячешься (Ю. Нагибин); Тише едешь – дальше будешь (посл.); У девушек сон утренний так тонок; Чуть дверью скрипнешь , чуть шепнешь : Все слышат (А. Грибоедов); Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни шелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь , идет или не идет его величавая ширина (Н. Гоголь). Действие, маркированное в данных предложениях, может быть соотнесено с любым и каждым лицом: никто не может выкинуть слов из песни, не нарушив ее, выбежать из себя, каждый может скрипнуть дверью. Любому, оказавшемуся на берегу Днепра, при тихой погоде трудно определить, движется ли река.

Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия. Например: Ума не скроешь , он бы в чем-нибудь высказался (А. Островский); Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов); На чужой роток не накинешь платок (посл.).

Свойственная обобщенно-личным предложениям сема обобщенности действующего, но не вербализованного субъекта, и соотнесенность представленного действия, состояния со многими лицами, способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица единственного числа представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего. Например: [Катерина] Как же ты сох? Расскажи мне про это. [Сергей] – Да как про это расскажешь ? Разве можно про это изъяснить, как сохнешь ? Тосковал (Н. Лесков); Как на тебя не взглянешь , а воды всё твои текут ! (И. Крылов).

Действия и состояния, испытываемые говорящим, часто обычные, но повторяющиеся, для их передачи используются формы настоящего или, реже, будущего времени. Обычность, повторяемость действия передается специальной лексемой, глаголом бывало в форме прошедшего времени, в содержательной структуре которого сема итеративности, повторяемости. Соотнесенность действия с говорящим устанавливается на основании контекста, ситуации или какой-либо дополнительной информации. Например: Встанешь бывало поутру и словно с горы на салазках покатишься Смотришь , уж и примчался к концу; вот уж и вечер, вот уж заспанный слуга и натягивает на тебя сюртук – оденешься и поплетешься к приятелю (И. Тургенев); Заберешься , бывало , в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л.Толстой); Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела (А. Островский); Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину. (И. Бунин). Несмотря на то что говорящий в данных предложениях говорит прежде всего о себе, заменив форму 1-го лица формой 2-го лица, данные предложения обычно относят к обобщенно-личным предложениям, так как замена глагольных форм «произведена именно для того, чтобы подчеркнуть, что названный факт имел место не только в жизни говорящего, но любого лица в данной ситуации» . А. М. Пешковский , отмечая свойственную русскому предложению способность обобщать «личные факты, носящие глубоко интимный характер», писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме» .

4. Главный член обобщенно-личных предложений может быть представлен формой повелительного наклонения единственного числа. Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения следующие смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям. Например: Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.); Говори да не заговаривайся (посл.);

2) допущения возможности или невозможности действия. Например: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин); Пальца ей в рот не клади – она этого не любит (И. Тургенев); Ну, я допускаю, руби лес из нужды, но зачем истреблять их ? (А. Чехов);

3) действия, оцениваемого иронически. Например: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас ! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли. – Нет, воспитание дочерей неблагодарное дело! Вырастишь, взлелеешь подле себя, и потом отдай чужому человеку … останься сиротой … ужасно ! (А. Островский); Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

5) особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие. Например: Вначале каждая новая мысль кажется смутной. Но примись за работу, и произойдет кристаллизация идеи (А. Федин); Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков); Кусты и травы набухли водой: куст задень – как из ведра обольет … (Сладков).

5. Вопрос о морфологической природе главного члена обобщённо-личных предложений нельзя считать решенным.

6. К числу обобщенно-личных в специальной научной и учебной литературе часто относят также односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа типа Цыплят по осени считают; Соловья баснями не кормят и под. Однако с таким положением дел соглашаются не все лингвисты, объясняя свою позицию тем, что специфический компонент обобщенно-личных предложений признак личной причастности любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, не свойствен предложениям, главный член которых представлен «независимым» глаголом в форме 3-го лица множественного числа. «Благодаря употреблению формы 3-го лица множ. числа типизированные жизненные ситуации характеризуются в них “отстраненно“ от говорящего и его собеседника – как обобщение чужого, а не своего опыта. <…> Абстрактная обобщающая семантика предложений типа Цыплят по осени считают никак не связана с грамматическим значением лежащей в их основе модели» (курсив наш. – В. К.). Е. С. Скобликова считает, что «грамматическое выражение этой семантики достигается употреблением глагольного сказуемого в формах настоящего или (реже) будущего времени, с помощью которых в русском языке могут формироваться сообщения об устойчивых закономерных связях между явлениями – при любом структурно-семантическом типе предложения» . Использование этих предложениях в пословицах и поговорках возможно «благодаря их переносному значению и афористическому характеру», стилистически усиливающими обобщение. В. В. Бабайцева для предложений, в которых обобщенность деятеля, представленного формой 3-го лица множественного числа, наряду с термином «обобщенно-личные» , предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными, а по семантике являются неопределенно-обобщенными» .

7. Иногда в числе обобщенно-личных называют также предложения, главный член которых представлен формой 1-го лица множественно числа, обладающие значением обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому. Это предложения типа пословичных: Что имеем , не храним , потерявши плачем; На одно солнце глядим , да не одно едим : Чужую беду руками разведу , а к своей ума не приложу и под. Однако исследователи отмечают, что значение личной причастности в подобных предложениях связано не с обобщающим значением действия структурообразующего глагола. Прежде всего в предложениях с глаголами в форме множественного числа и обобщающее значение и значение личной причастности «говорящего связаны с широкой грамматической семантикой местоимения мы и соответствующих личных окончаний глагола (-ем, -им)» .

8. Обобщающее значение может быть присуще и глаголам 1-го лица единственного числа. В таких, например, предложениях, как Чьё кушаю, того и слушаю, Я мыслю – следовательно, существую . Акад. В. В. Виноградов отмечает ослабление индивидуально личного значения местоимений 1-го лица в предложениях данного типа, однако указывает на то, что прямое отношение к говорящему субъекту, к я все же сохраняется, поэтому оба типа предложений следует относить к определенно-личным.

9. Односоставные обобщенно-личные предложения не следует путать с двусоставными предложениями, в структуре которых позиция подлежащего представлена личным местоимением ты с «затемненным» значением четкого указания на определенное лицо, выделяемые в грамматиках, начиная с «Русского синтаксиса в научном освещении» А. М. Пешковского . Его пример: Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? (Н. Гоголь); Наскучило идти – берешь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так и шмыгнешь , что тебя никакой дьявол не сыщет (Н. Гоголь). Сема `обобщенность` действия в данных предложениях довольно яркая, но наличие здесь подлежащего не позволяет отнести подобные предложения в разряд односоставных. Сказуемое в таких предложениях может быть представлено любыми глагольными формами. Ср.: Наскучило идти – взял извозчика и сел себе, как барин, а не захотел заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнул, что тебя никакой дьявол не сыщет . При замене глагольных форм настоящего времени на прошедшее обобщенность значения действия сохраняется.

Е. С. Скобликова предложения такого типа относит к обобщенно-личным, ибо считает, что таковыми могут быть необязательно односоставные предложения на том основании, что местоимение ты может функционировать с обобщенным значением. Вот ее примеры: Ты много слышал и читал о простоте быта этого человека [Л. Н. Толстого], но эта простота все-таки поражает (Песков); И вдруг блеснуло что-то впереди. Еще шаг, другой – и ты выходишь к лесному озеру (Поступальская); С реки ты первый раз видишь Тобольск (Песков) . Такой же подход к двусоставным предложениям с обобщающей семантикой и личной причастностью говорящего к сообщаемому представлена в работах А. Н. Гвоздева, А. М. Пешковского, А. Г. Руднева .

Безусловно, элемент обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому достаточно ярок, особенно в двух первых примерах, однако наличие подлежащего не позволяет отнести эти предложения к односоставным.

М. В. Панов , определяя тип односоставного предложения по значению формы глагола (определённо-личной, обобщённо-личной, неопределённо-личной), предостерегает от отнесения предложений с субъективом, представленным местоимением в форме 2-го лица множественного числа, типа За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон; перемигиваетесь с товарищем (И. С. Тургенев) на том основании, что предикатив отличается от значения обобщённо-личных форм, ввиду того, что в них «глаголы не обозначают действия, которое приписывается любому лицу (ср.: Что смолотишь, то и смелешь ). В словосочетаниях вы выходите, вы отыскиваете … – сохраняется обращение к собеседнику (“представьте, что вы идёте на охоту” и т. д.» .

10. Компонентный состав обобщённо-личных предложений определяется следующим: основная форма выражения предикатива – 2-ое лицо неактуального настоящего времени, вневременность предикативного признака и его обобщающий характер – конститутивны, носитель предикативного признака не вербализован, то есть представлен нулём. Структурная схема обобщенно-личных предложений двукомпонентна. Она представлена нулевым субъективом и спрягаемым глаголом во вневременном значении: «каждый делает что (поступает как)». Символически её можно представить так: N 1ø – Vf 2вневрем.

11. В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А. М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями . А. А. Шахматов рассматривал интересующие нас предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял. В современном русском синтаксисе статус специфического структурно-семантического типа обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. Так, отсутствие специфических структурных схем у предложений этого типа, послужили основанием для Игоря Павловича Распопова отказать обобщенно-личным предложениям в статусе особого конструктивного типа предложений .

12. Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Обобщённо-личные предложения широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают возможность для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе. Например: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – все стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин) .