В каком государстве находится луксорский храм. Храмовый комплекс ипет-рес в луксоре. Храмы и сооружения Луксора

Луксорский храм - это второй по значимости храм Древнего Египта после Карнакского храма, тоже расположенного в Луксоре. Луксорский храм, посвященный «Фиванской триаде»: египетскому богу Амону-Ра, его жене - Мут и их сыну – богу Луны и небесному целителю Хонсу, -стоит на правом берегу реки Нил, в сердце города Луксор. Раньше тут располагалась южная часть города Фивы - столицы Древнего Египта, это было во времена правления одиннадцатой – двадцать первой династий.

Храм Луксора – величественное архитектурное сооружение, способное поразить своей грандиозностью любого бывалого путешественника. В этом сооружении Древнего Египта сочетаются масштаб строительства, огромные размеры и, в то же время, изящность колоннад, гармоничность и совершенство архитектурных форм. Строительство Луксорского храма неразрывно связано с именем фараона Аменхотепа Третьего, который правил в период с 1388 по 1351 годы до нашей эры. На те годы пришелся великий экономический и политический расцвет древнеегипетской цивилизации и масштабное храмовое строительство. От той эпохи до наших дней сохранились изумительные скульптуры, изящные ювелирные изделия, настоящие произведения искусства, являющиеся гордостью самых лучших музеев мира.

Общая длина храмового сооружения Луксора – двести шестьдесят метров. Около центрального входа, посетителей храма встречают массивные пилоны, высота их – двадцать метров, а длина – семьдесят метров. С севера, вход украшен четырьмя грандиозными монолитными колоссами и высоким обелиском с иероглифами. После их расшифровки, ученые смогли понять, что зодчим, который воздвиг столь величественный египетский храм был Хеви - сын Хапу, прозванный «Аменхотепом». Об умениях и мастерстве этого архитектора Древнего Египта, начали складывать легенды еще при жизни, а до наших дней сохранились статуи этого человека с его биографией. Аменхотеп был выходцем из простой семьи, но благодаря своему усердию и таланту, смог пробиться в ряды первых сановников египетского государства, пользуясь непререкаемым авторитетом при дворе фараона, а после смерти, его даже обожествили. Аменхотепу в строительстве помогали другие талантливые мастера - братья-близнецы Гори и Сути.

Итак, храм в Луксоре начали строить в четырнадцатом веке до нашей эры, в период, называемый «Новое царство». При фараоне Аменхотепе Третьем, построили главную часть храма и идущую к главному входу колоннаду. При египетском фараоне Рамзесе Втором, Луксорский храм был значительно расширен: был построен двор, обрамленный семьюдесятью четырьмя массивными колоннами и громадными статуями фараонов, самые примечательные статуи - фигура самого Рамзеса II и его жены - Нефертари. Основная особенность храма в Луксоре - огромные колоннады: сорок одна колонна - в залах храма, четырнадцать колонн - в главной колоннаде, шестьдесят четыре колонны – в вестибюле. Интересная достопримечательность Луксорского храма Египта – «Аллея сфинксов», которая соединяет главную часть храма и храмы, посвященные богине Мут и Хонсу. Сфинксы должны были охранять самого фараона и членов его семьи, как в мире живых, так и мертвых.

Строительство храма при египтянах, остановилось в 663 году до нашей эры, из-за захвата и разграбления Фив ассирийскими войсками царя Ашшурбанипала. Фараоны Египта были вынуждены навсегда перебраться в северную часть Египта, а город стал приходить в упадок.

Но строительство в Луксоре было продолжено чуть позже, уже при полководце Александре Македонском, который провозгласил себя сыном бога Амона, и построил тут святилище. В начале нашей эры в Луксоре появилась первая христианская часовня, а последователи зарождающегося христианства начали бороться против язычества, пытаясь разрушить их идолов-богов. С тех времен на древних статуях остались следы неоднократных попыток уничтожения.

Позже, на территории храма в Луксоре была возведена римская крепость. Пилон фараона Рамзеса II переделали во вход крепости, а основной храмовый зал поделили с помощью перегородок. В одном из образовавшихся помещений, было воздвигнуто святилище обожествленного римского императора, а стены украсили его изображения и фигуры императорских легионеров.

Последней крупной постройкой в Луксорском храме была Мечеть Абу-эль-Хагаг. Сегодня ей уже больше девяти веков. Фундаментом для мечети была крыша храма, который к тому времени полностью занесло песком из пустыни.

Если вы хотите увидеть храм времен Александра Великого или римскую крепость, то нужно будет пересечь весь храмовый комплекс, зато мечеть отлично видно из любой точки. Для удобства ознакомления с великим памятником архитектуры и истории Египта, археологи расчистили древние строения, после чего мечеть стала смотреться как надстройка над храмом. Раскопки на территории храма продолжаются по сей день, открывая ученым все новые элементы величественного архитектурного ансамбля. Но, даже несмотря на то, что храм сохранился не полностью, мы можем догадаться о его невероятной прежней красоте и чарующем величии.

– красивейший комплекс и памятник великой египетской истории, без посещения которого, невозможно познать культуру этой африканской страны во всем ее многообразии. Даже несмотря на то, что сегодня храм Луксора со всех сторон обступила городская застройка, шумные улицы и многочисленные магазины, это великое святилище древних богов Египта, не может не поразить воображение любого путешественника своим потрясающим спокойствием, грандиозностью и непередаваемой гармонией. В 1979 году, Луксорский храм в Египте, был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если вы решили посетить эту знаменитую достопримечательность , то нужно знать, что он работает ежедневно, но часы его работы разнятся, в зависимости от сезонов: с октября по апрель - с шести утра до девяти вечера; с мая по сентябрь – с шести утра до десяти вечера; в мусульманский праздник Рамадан - с шести утра до одиннадцати ночи, с перерывом с половины седьмого до восьми вечера.

Луксорским храмом называют храм верховного бога Древнего Египта Амона-Ра, расположенный на территории современного египетского города Луксор. Ранее здесь находилась южная часть Фив, столицы Древнего Египта времён XI-XXI династий. В 2,5 км. к северу находится главное святилище Египта Фиванского периода – Амона-Ра.

Луксорский храм был вторым по значению храмом Египта. Сегодня это один из наиболее известных и посещаемых исторических памятников страны. С 1979 года храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История постройки

По возрасту храм в Луксоре уступает Карнакскому. Начало возведения Луксорского святилища связывают с именем Аменхотепа III (правил в 1388-1351 гг. до н. э.). Это было время великого экономического и политического расцвета древнеегипетской цивилизации. Аменхотеп III вёл беспрецедентное по масштабам храмовое строительство, от эпохи его правления остались великолепные скульптуры, замечательные ювелирные изделия и множество других произведений искусства, составляющих сейчас гордость лучших музеев мира.

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя.

Работами руководил знаменитый египетский зодчий Аменхотеп. Выходец из простой семьи, Аменхотеп смог стать царским писцом и управляющим всеми царскими работами, то есть одним из первых сановников государства. При дворе Аменхотеп пользовался непререкаемым авторитетом, а после смерти по приказу фараона был обожествлён. Сохранились статуи, изображавшие Аменхотепа, несколько из них найдено в Карнаке. Также известны имена мастеров, участвовавших в строительстве - братьев-близнецов Гори и Сути.

При Аменхотепе III была отстроена основная часть храма – центральное здание, ведущая к главному входу колоннада, просторный перистиль (двор, обрамлённый колоннами).

В правление Рамзеса II храм значительно расширили. К нему был пристроен ещё один перистиль размером 45 на 51 м. и возведён пилон. Перед входом установили шесть скульптурных изображений Рамзеса и два обелиска.

Сооружение Луксорского храма и постройка Аллеи сфинксов, тянувшейся к Карнаку, придало завершённость и симметричность фиванскому храмовому комплексу, объединив оба храма в единый гармоничный архитектурный ансамбль.

Собственно египетское строительство прекратилось в 663 г. до н. э., когда ассирийские войска царя-завоевателя Ашшурбанипала захватили и разграбили Фивы. Фараоны навсегда перебираются на север страны, и город приходит в упадок.

Тем не менее, в Луксоре продолжали появляться новые постройки. Александр Македонский, провозглашённый жрецами сыном Амона, воздвиг здесь святилище, а в начале нашей эры была выстроена христианская часовня. В то время христиане активно боролись против языческих верований, и многие изображения древних богов несут следы попыток уничтожения.












На территории храма есть также римская крепость. Пилон Рамзеса II стал входом в укрепление, главный зал храма был разделён перегородками. В одном из помещений римляне создали святилище обожествлённого императора, а на стенах поместили изображения императора и легионеров. Последней значительной постройкой в Луксоре стала мечеть Абу-эль-Хагаг. Возраст её свыше 900 лет, а фундаментом ей послужила крыша храма, здание которого было почти полностью занесено песком.

Храмы и сооружения Луксора

Древнейший Луксорский храм - прямоугольное строение длиной 190 м., ориентированное в меридиональном направлении. К святилищу примыкает широкий двор, обрамлённый двойным рядом колонн высотой 20 м. с капителями, имитирующими связки папируса. Путь в святилище лежал через величественный вестибюль с 32 колоннами, а у северного выхода из ансамбля была выстроена галерея, состоящая из 14 монументальных колонн, производящих впечатление удивительной лёгкости из-за своих совершенных пропорций.

Великолепные колоннады – своего рода визитная карточка Луксора. Всего здесь 151 колонна. А, поскольку капители большинства колонн стилизованы под связки или цветы папируса, всё строение напоминает удивительный лес из камня.

Стены святилища внутри украшены рельефными изображениями сцен из жизни Аменхотепа III. Поскольку настоящим отцом фараона считался сам Амон-Ра, на рельефах была представлена вся жизнь Аменхотепа III, начиная от зачатия его богом и заканчивая вручением Амоном сыну атрибутов царской власти.

Величественное зрелище представляют и здания эпохи Рамзеса II – пилон и перистильный двор. Во дворе насчитывалось 74 колонны, у подножия которых были установлены огромные статуи фараона. На внешней стороне пилона были запечатлены сцены войны Рамзеса II с хеттами, а также помещён текст эпоса Пентаура, повествующего о битве у города Кадеша (нынешняя Сирия). Победу в этом сражении Рамзес II считал главным триумфом своей жизни, поэтому эпизоды битвы и эпос Пентаура по его приказу были размещены также в Карнаке и Рамессеуме, поминальном храме фараона.

Перед пилоном установили шесть изваяний Рамзеса II. Четыре, из розового гранита, представляли его стоящим, две из чёрного - сидящим. Да наших дней дошло всего две скульптуры. Здесь же возвышалось два гранитных обелиска 25-метровой высоты. Один из них в 1819 году паша Египта Мухаммед Али преподнёс в дар французскому королю Луи-Филиппу, и сейчас обелиск украшает площадь Согласия в Париже. Второй стоит на том же месте, где его установили по приказу Рамзеса.

Общая длина ансамбля составляет 260 метров. Чтобы увидеть храм Александра Великого и римские постройки, придётся пройти через весь комплекс. А вот мечеть прекрасно видна отовсюду. После того, как археологи в значительной мере расчистили древние здания, мечеть выглядит как надстройка над главным храмом.

Раскопки на территории Луксорского храма продолжаются, и археологи время от времени находят всё новые элементы ансамбля. И хотя нынешнее состояние храма позволяет лишь догадываться о его прежней красоте, Луксорский комплекс по сей день производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и монументальным величием.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350.
Площадь Луксора: 416 км².
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Святилище бога Амона-Ра

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.

На территории Луксорского храма существовали также римский военный лагерь и форт, а после их ухода - святилища первых в Египте христиан.

Существует предание о том, как Абу эль-Хаггаг (Отец Паломников) получил свое уважительное прозвание. Караван с паломниками шел в Мекку. Настал такой момент, когда посреди знойной пустыни у путников кончилась вода и взять ее было неоткуда. Тогда один из паломников стал молиться, и его бутыль наполнилась чистой прохладной водой благодаря тому, что он нашел самые глубокие и живые слова в своем обращении к Аллаху. Бутыль наполнялась снова и снова, пока все люди не напились. А спасителя стали звать Абу эль-Хаггаг.

В3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа III, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и его выступающая из песка верхняя часть была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Л
уксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Храм Амона Ра длиной в 260 метров построили в основном два фараона – Аменхотеп III, который начал строить его в XIII веке до н.э. и Рамсес II, добавивший пилон и новый двор.

Дорога к храму вела по дороге сквозь 2 ряда сфинксов. У входа в храм располагались фигуры фараонов. Рядом возвышались Обелиски.

П
еред главным залом находится большой двор, где собирались люди для молитв. Пилон, воздвигнутый Рамсесом II, украшен барельефами, иллюстрирующими сцены военных походов фараонов против хеттов.

В древние времена перед пилоном находилось два обелиска и шесть скульптурных изваяний фараона Рамсеса II - две гранитние пятнадцатиметровие статуи, изображающие сидящего на троне фараона, и четыре других изваяния из розового гранита, которые изображали фараона стоящим. До сих пор сохранились только сидящие скульптуры и одна из стоящих.

Сегодня только левый, один из двух, 25-метровый обелиск все еще стоит на своем месте, другой был вывезен в 1833 году в Париж и установлен там на площади Согласия.

Храм Амона Ра состоит из ряда дворов и колонных залов. В первом, дворе Рамсеса II находятся тридцать две колонны высотой 16 м. На стенах двора нанесены барельефы, а в задней части двора установлены семиметровые гранитные скульптуры фараона.

В следующей колоннаде, построенной Аменхотепом III, находятся два симметричных ряда колонн высотой 16 м, верхняя часть которых выполнена в виде бутонов папируса. На стенах колоннады нанесены барельефы, посвященные празднику Опет.

Г
игантские колоннады - характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах - 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом Солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 году н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах до 1930-х годов, когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать об искусстве древних египтян.

Храм Амона Ра в Луксоре на сегодняшний день является одним из известнейших памятников древнеегипетской культуры. Храм в свое время являлся вторым по значимости храмом Древнего Египта. Мрамор, колонны, огромные пилоны, статуи фараонов высотой 14 метров, обелиски, рельефы, иероглифы и многое другое ожидает путешественника в этом прекрасном сооружении.

Как и храм в Карнаке Луксорский храм посвящен богу Амону. Находясь всего в трех километрах южнее Карнакского храма, храм Амона в Луксоре обычно оставался в тени славы главного храма столицы.

Судя по оставленным иероглифам, строительством храма занимались братья Гори и Сути. Но основные сооружения выполнил зодчий Аменхотепа III Аменхотеп, сын Хапу. О славе этого архитектора ходили легенды еще при его жизни, поэтому даже сохранились его статуи с жизнеописанием.

Аллея сфинксов и пилоны

Луксорский храм в Египте воплотил в себе множество исторических эпох: завоевания, борьба за власть, религиозные войны. Здесь есть и храм Александра Македонского, прозвавшего себя сыном Амона, есть и крепость, возведенная римскими завоевателями. Римляне плотно поглотили храм в своем строении. Так пилоны стали служить главным входом в лагерь, а сам храм делил постройку на две части – западную и восточную. Не обошлось и без изменений в храме. Здесь были сооружены перегородки, и обустроена капелла, посвященная существовавшему в то время культу императора. Стены были украшены изображениями императора и легионеров.

Колонны

Здесь же можно увидеть христианскую часовню, появившуюся, судя по всем, в первых веках нашей эры. В некоторых местах храма бога Амона в Луксоре можно заметить разрушение изображений древних богов, применявшееся как раз в религиозной борьбе того времени.

Статуя Рамзеса II стоя

Храм не пропустил влияния и мусульманской религии. Завоевавшие Египет арабы построили здесь мечеть Абу-эль-Хагаг. Мечеть построили на крыше храма, потому что когда шло ее возведение, Луксорский храм Древнего Египта был присыпан песком, и его верхнюю часть использовали в качестве фундамента. На сегодняшний день, после расчистки, мечеть выглядит как верхняя надстройка.

Статуя Рамзеса II сидя

Храм имеет форму прямоугольника, вытянутого вдоль Нила. В плане выделяется четкость сооружения и почти полная симметричность. Центральное здание в длину занимает 190 метров. Примечательно обилие колонн, находящихся в храме Амона Ра в Луксоре: в залах, в вестибюле, в центральной колоннаде. Всего здесь 151 колонна, каждая из них украшена цветком папируса. Здесь же имеются и рельефы, повествующие о легендарной жизни Аменхотепа III .

Гранитный обелиск

Расширением Луксорского храма занимались и при Рамсесе II . Был построен новый пилон, установлены статуи Рамсеса II в стоящих и сидящих позах. Строители возвели и новые колоннады двора, гранитные обелиски.

Мечеть Абу-эль-Хагаг

Строительство храма уравновесило общий ансамбль древних Фив. Расположенный на юге вместе с храмом Аменхотепа III , он компенсировал влияние северных храмов – Карнакского и Хатшепсут , что подчеркивало идеальность, красоту, богатство столицы Египта.

После разрушения города ассирийцами в 663 году нашей эры столица была перенесена, и до 1930-х годов храм Амона в Луксоре находился под завалами песка, пока не начались раскопки. И хотя его текущее положение не отражает всей былой красоты, даже эти останки не позволяют усомниться в искусности и мастерстве древних строителей.