Увольнение ст 178 тк рф. Выходные пособия будут выплачивать по-другому. Продление срока постановки на учет

Новая редакция Ст. 178 ТК РФ

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации () либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 178 ТК РФ

Статья 178 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя выплачивать выходное пособие (в размере среднего заработка) в течение двух месяцев уволенному в результате ликвидации организации или сокращения штата сотруднику. Помимо этого, статья дает перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Напомним также, что если работник увольняется, не отгуляв свой основной или дополнительный отпуск полностью, в последний день работы ему надо выплатить компенсацию. Отметим, что это касается и людей, работающих по совместительству. Компенсацию за неиспользованный отпуск рассчитывают так же, как и отпускные, то есть исходя из среднего заработка работника (ст. 139 Трудового кодекса РФ). Напомним, что согласно новой редакции статьи 139 Трудового кодекса РФ, теперь средний заработок определяют так. Складывают зарплату за последние двенадцать календарных месяцев. Полученный результат делят на 12 и на среднемесячное число календарных дней - 29,4. Так получают среднедневной заработок. Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск эту величину умножают на количество дней неиспользованного отпуска.

Другой комментарий к Ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Во всех случаях выплаты выходного пособия его размер определяется исходя из среднего заработка работника за определенный период времени. Как следует из Трудового кодекса, для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления (см. ст. 139 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Императивные нормы ст. 178 ТК РФ связывают право на получение выходного пособия с основанием прекращения трудового договора (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, и т.д.). Следовательно, никакие другие обстоятельства (такие, например, как вид трудового договора, особенности его субъектного состава) не могут устранить право работника на получение выходного пособия или ограничить его.

Вместе с тем сам закон предусматривает такого рода ограничения либо некоторые особенности в праве работников отдельных категорий на получение выходного пособия.

Прежде всего ст. 178 ТК РФ устанавливает правила выплаты выходного пособия при прекращении трудового договора с работодателем - юридическим лицом. Случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора с работником, работающим у работодателя - физического лица, выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней).

В соответствии с ч. 3 ст. 292 ТК РФ работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается (см. ст. 292 ТК РФ и комментарий к ней).

Поскольку расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором (см. ст. 312 ТК РФ и комментарий к ней), императивные нормы, устанавливаемые ст. 178 относительно права на выходное пособие при расторжении трудового договора, на случаи увольнения этой категории работников не распространяются. Аналогичного характера вывод можно сделать и применительно к случаям прекращения трудового договора с работниками религиозной организации (см. ст. 347 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Особо в Трудовом кодексе оговариваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзный орган, включая выплаты им определенных денежных сумм в случае прекращения полномочий по выборной должности. В этом случае работнику должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с согласия работника другая равноценная должность в той же организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации - общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняют за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года (см. ст. 375 ТК РФ и комментарий к ней).

Попутно отметим, что при всей важности данной гарантии правомерность ее закрепления в ТК РФ вызывает большие сомнения: довольно странным является сам факт вмешательства государства в самоуправляющуюся деятельность профессиональных союзов. Вопрос о создании гарантий для своих функционеров за счет своих собственных средств есть вопрос исключительно профессионального союза, его внутренняя проблема, которая не может решаться даже в рамках коллективно-договорного регулирования, не говоря уже об односторонних актах воли, коим является закон, в том числе и Трудовой кодекс. Не нужно аргументировать и то, что данная норма противоречит и Конституции РФ, и законодательству о правах профсоюзов.

Лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (см. ст. 318 ТК РФ и комментарий к ней).

4. В отношении некоторых категорий работников особые правила выплаты выходного пособия предусматриваются иными федеральными законами (прежде всего законами, регламентирующими отношения в сфере государственной службы).

5. Как следует из ч. 4 ст. 178, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Таким образом, Трудовой кодекс исходит из того, что в порядке индивидуально-договорного и коллективно-договорного регулирования: а) может быть предусмотрена обязанность работодателя выплатить выходное пособие при прекращении трудового договора по иным основаниям и в иных случаях, нежели предусмотренных в ст. 178; и б) могут быть установлены более высокие размеры выходных пособий. Вместе с тем, анализируя данную норму, необходимо принять во внимание еще одну, и весьма немаловажную, ее сторону.

Во-первых, как уже отмечалось (п. 2 комментария к настоящей статье), Трудовой кодекс исходит из того, что по общему правилу работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается. Однако коллективным или трудовым договором может быть установлено иное правило (см. ст. 292 ТК РФ и комментарий к ней).

Во-вторых, Трудовой кодекс устанавливает, что при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (см. ст. 296 ТК РФ и комментарий к ней). Однако понятно, что, с учетом комментируемой нормы, коллективным или трудовым договором может быть как расширен круг случаев, когда выходное пособие выплачивается, так и предусмотрен более высокий размер этого пособия.

В-третьих, анализируя содержание норм, трактующих основания возникновения права на выходное пособие, нетрудно убедиться, что во всех такого рода случаях речь идет исключительно о работодателе-организации. Следовательно, все те правила, которые регламентируют право на выходное пособие, не распространяются на работодателей - физических лиц. Причина такого положения кроется в ст. 307 ТК, в соответствии с которой сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. При этом не имеет значения, использовался ли труд работника в личном хозяйстве работодателя - физического лица либо он применялся в целях производства прибыли (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней). Следует прийти к выводу, что данное правило применяется и к случаям прекращения трудового договора с работодателем - физическим лицом, применяющим труд работников в районах Крайнего Севера (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Необходимо учитывать, что возможность прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным самим этим договором, устанавливается не только применительно к договорам с участием работодателей - физических лиц. В числе таких случаев - трудовые договоры с надомниками (см. ст. 312 ТК РФ и комментарий к ней), с религиозными организациями (см. ст. 347 ТК РФ и комментарий к ней) и руководителями (см. п. 3 ст. 278 ТК РФ и комментарий к нему). Соответственно, само право на выходное пособие, его размер и основания выплат при прекращении трудового договора и в этих случаях должны регулироваться в порядке индивидуально-договорного регулирования.

Вместе с тем в случае прекращения трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178 ТК, выходное пособие выплачивается в размерах, указанных в ней, если трудовым договором не установлены более высокие размеры выходного пособия.

Как вытекает из действующего законодательства, трудовой договор с руководителями организаций может быть прекращен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора (см. п. 2 ст. 278 ТК РФ и комментарий к нему). В этом случае увольняемому руководителю выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором (см. ст. 279 ТК РФ и комментарий к ней).

  • Глава 27 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
  • Вверх

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) .
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:
отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);
призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);
восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);
отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);
признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);
отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 178 ТК РФ

1. Во всех случаях выплаты выходного пособия его размер определяется исходя из среднего заработка работника за определенный период времени. Как следует из ТК, для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК, устанавливается единый порядок ее исчисления (см. ст. 139 ТК и комментарий к ней).

2. Императивные нормы комментируемой статьи связывают право на получение выходного пособия с основанием прекращения трудового договора (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, и т.д.). Следовательно, никакие другие обстоятельства (такие, например, как вид трудового договора, особенности его субъектного состава) не могут устранить право работника на получение выходного пособия или ограничить его.

Вместе с тем сам закон предусматривает такого рода ограничения либо некоторые особенности в праве работников отдельных категорий на получение выходного пособия.

Прежде всего комментируемая статья устанавливает правила выплаты выходного пособия при прекращении трудового договора с работодателем - юридическим лицом. Случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора с работником, работающим у работодателя - физического лица, выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором (см. ст. 307 ТК и комментарий к ней).

В соответствии с ч. 3 ст. 292 ТК работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается (см. ст. 292 ТК и комментарий к ней).

Поскольку расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором (см. ст. 312 ТК и комментарий к ней), нормы комментируемой статьи относительно права на выходное пособие при расторжении трудового договора на случаи увольнения этой категории работников не распространяются. Аналогичный вывод можно сделать и применительно к случаям прекращения трудового договора с работниками религиозной организации по основаниям, предусмотренным трудовым договором (см. ст. 347 ТК и комментарий к ней).

В случае прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 84 ТК, и при отсутствии вины работника ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (см. ст. 84 ТК и комментарий к ней).

3. Особо в ТК оговариваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзный орган, включая выплаты им определенных денежных сумм в случае прекращения полномочий по выборной должности. В этом случае работнику предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (см. ст. 375 ТК и комментарий к ней).

Лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (см. ст. 318 ТК и комментарий к ней).

4. В отношении некоторых категорий работников особые правила выплаты выходного пособия предусматриваются иными федеральными законами (прежде всего законами, регламентирующими отношения в сфере государственной службы).

5. Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться их повышенные размеры. Вместе с тем ТК определяет круг обстоятельств, при наличии которых выходное пособие и иные выплаты и компенсации либо не выплачиваются вовсе, либо выплачиваются не свыше установленного максимального размера (см. ст. ст. 181, 181.1, 349.3 ТК и комментарии к ним).

6. Трудовой договор с руководителями организаций может быть прекращен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора (см. п. 2 ст. 278 ТК и комментарий к нему). В этом случае увольняемому руководителю выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором (см. ст. 279 ТК и комментарий к ней).

Другой комментарий к статье 178 Трудового Кодекса РФ

Особенности норм комментируемой статьи заключаются в том, что они регулируют выплату выходного пособия при прекращении трудового договора, т.е. предусматривают оплату за время, когда работник не выполняет трудовые обязанности.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены в ч. 1 ст. 81 ТК.

Кроме установленных ч. 1 ст. 81 ТК общих и специальных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, в ТК содержатся также дополнительные основания (ст. ст. 278, 288, 336 и др.).

При увольнении работников по основаниям, не связанным с их виновными действиями, предусмотрены определенные гарантии и компенсации, которые могут различаться в зависимости от основания (причины) расторжения трудового договора. К ним отнесены предупреждение об увольнении (ст. 180 ТК), выплата выходного пособия (ст. 178 ТК), преимущественное право оставления на работе работников при увольнении по сокращению численности или штата работников (ст. 179 ТК), обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора (ст. ст. 82, 373 ТК).

В соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Указанное выходное пособие в приведенных случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя выплачивают увольняемым работникам как работодатели - юридические лица, так и работодатели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Дополнительный п. 12, введенный в ст. 83 ТК Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", предусматривает новое основание прекращения трудового договора, связанное с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимым числом (долей) таких работников, установленным Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности.

Основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Оно установлено п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК и конкретизируется в ст. 84 ТК. В ней предусмотрено, что если нарушение установленных законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работодатель выплачивает работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК).

Помимо выходного пособия ч. 1 рассматриваемой статьи предусматривает порядок и размер сохранения среднего заработка на период трудоустройства работников, увольняемых по приведенным выше основаниям. Следует отметить, что указанная норма содержит правило сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. В ч. 3 этой же статьи приведены случаи, когда выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка. Следует сделать акцент на том, что ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что трудовым или коллективным договором могут устанавливаться другие случаи выплаты выходных пособий либо их повышенные размеры.

При поступлении гражданина на предприятие с ним заключается трудовой договор. В нем, кроме основных условий работы, прописывается порядок, в соответствии с которым осуществляется увольнение. Ст. 178 ТК РФ регулирует вопросы, касающиеся расторжения контракта. Рассмотрим ее подробнее.

Среднемесячная зарплата

Расторжение контракта может обуславливаться рядом причин. Ч. 1 ст. 178 ТК РФ регулирует выплату компенсаций при:

  1. Ликвидации предприятия (п. 1 ч. 1 81-й статьи).
  2. Сокращении численности/штата (п. 2 указанной выше нормы).

В этих случаях работнику полагается пособие в сумме среднемесячной его з/п. Кроме этого, за бывшим сотрудником сохраняется з/п на время трудоустройства, но не больше двух месяцев с даты расторжения контракта (с зачетом компенсации). Ст. 178 ТК РФ разрешает выплату среднемесячной зарплаты и в течение дополнительного третьего месяца в исключительных случаях. Это допущение действует, если органом службы занятости было принято соответствующее решение, а работник в течение первых 14 дней после расторжения контракта встал на учет в ЦЗ, но не был трудоустроен более двух месяцев.

Другие случаи

В ч. 2 ст. 178 ТК РФ установлено, что работнику может выплачиваться компенсация в сумме четырнадцатидневного заработка. Такие начисления осуществляются в случаях:

  1. Отказа сотрудника на перевод его на другую работу, необходимую ему по медицинскому заключению, или при отсутствии у нанимателя подходящего места.
  2. Призыва специалиста на военную службу либо направления его на гражданскую (альтернативную) службу.
  3. сотрудника, выполнявшего ее ранее.
  4. Отказа от перевода в другую область совместно с нанимателем.
  5. Признания сотрудника полностью нетрудоспособным по медицинскому заключению, выданному в установленном законодательством порядке.
  6. Отказа от продолжения работы вследствие изменения первоначальных условий контракта.

Ч. 3 ст. 178 ТК РФ допускает, что в трудовом или коллективном договоре могут предусматриваться и иные случаи, в которых сотрудник может рассчитывать на денежную компенсацию. Кроме этого, могут устанавливаться повышенные суммы выплат, кроме случаев, определенных в Кодексе.

Комментарий к ст. 178 ТК РФ

Денежная компенсация выплачивается сотруднику, с которым расторгается контракт, в последний день пребывания его на работе. Ст. 178 ТК РФ в части первой формулирует единый порядок начисления при сокращении штата/численности и ликвидации предприятия. В норме установлено, что работник может продолжать получать среднемесячный заработок на протяжении двух месяцев после расторжения контракта. Гражданин реализует это право вне зависимости от причин, по которым произошла задержка в трудоустройстве во второй месяц. Так, он может отказаться от продолжения профессиональной деятельности на том же предприятии или от работы, которая была ему предложена в ЦЗ.

Продление срока постановки на учет

В ст. 178 ТК РФ упоминается, что гражданин после расторжения контракта должен обратиться в подразделение службы занятости в первые четырнадцать дней. Этот период может быть продлен при наличии уважительных причин его пропуска. К примеру, гражданин может обратиться в ЦЗ и позже, если в первые две недели он был нетрудоспособен, выполнял общественные или государственные обязанности и проч.

Важный момент

Ст. 178 ТК РФ допускает выплату компенсации работнику дополнительно за третий месяц после расторжения контракта в исключительных случаях. Если органы ЦЗ не могут предложить гражданину подходящую работу, в том числе получающему пенсию по возрасту, они выдают соответствующую справку. На основании этого документа за субъектом сохраняется право получения среднего заработка за 3-й мес. после увольнения. В случае, когда лицо дважды по неуважительным причинам отказалось от предложенной подходящей ему работы, указанная справка не выдается. Соответственно, среднемесячный заработок за 3-й мес. не сохраняется.

Что такое подходящая работа?

Такой деятельностью считается та, которая соответствует профпригодности гражданина с учетом уровня его подготовки, состоянию здоровья, удаленности от предприятия, условиям его предыдущего места трудоустройства (кроме общественных (оплачиваемых) работ). Подходящая работа может быть временной или постоянной. В отношении граждан, обратившихся в ЦЗ после завершения сезонной занятости, таковой будет считаться, в принципе, любая деятельность. Подходящей для этой категории лиц признается оплачиваемая, в том числе общественная или временная, работа, для исполнения которой нужна либо не нужна специальная предварительная подготовка (с принятием во внимание возрастных и прочих особенностей субъекта), соответствующая требованиям законодательства и иных правовых документов, содержащих трудовые нормы.

Предлагаемый заработок

Оплата труда на новом предприятии не должна быть ниже з/п, которую гражданин получал на предыдущем месте в среднем за 1 мес., исчисленную за 3 последних месяца деятельности. При этом если сумма превышала размер прожиточного минимума, установленного в субъекте для трудоспособного населения, то предлагаемый на новом предприятии заработок должен быть не меньше этой величины.

Выплата

Средняя зарплата, которая сохраняется на время трудоустройства уволенного сотрудника, выдается на основании трудовой книжки и паспорта. В случае установления оплаты за третий месяц дополнительно предъявляется справка из ЦЗ. В том случае, если гражданин трудоустроился в течение 2-го или 3-го мес., средняя з/п сохраняется за ним в соответствии с фактическим количеством дней незанятости. Наниматель может предоставить работнику дополнительную материальную помощь. Ее сумма не учитывается при выплате среднемесячной зарплаты на период трудоустройства.

Ст. 178 ТК РФ: выходные пособия

ФЗ № 90 был существенно расширен список оснований, по которым допускается прекращение контракта. Так, законодательство усилило защищенность работников. В ФЗ установлено, что выплата выходного пособия осуществляется по основаниям, которые предусмотрены в пунктах 7 и 8 ч. 1 77-й статьи, п. 5 ч. 1 83-й статьи Трудового кодекса. Начисление допускается в случаях, когда расторжение контракта произошло по объективным факторам. К ним, в частности, относят:

  1. Невозможность перевести сотрудника на иное место в соответствии с врачебным заключением, отказ самого служащего от этого или отсутствие у нанимателя подходящей работы.
  2. Признание гражданина нетрудоспособным. Это состояние лица подтверждается мед. заключением, которое выдается в установленном порядке.
  3. Изменение условий контракта. В том случае, если наниматель решает откорректировать какие-то условия договора, он обязан известить об этом работника. Последний, в свою очередь, может быть не согласен с новыми положениями. В этом случае он вправе написать заявление на увольнение.

Выплаты в таких случаях осуществляются в размере 2-недельного заработка.

Дополнительно

Кроме оснований, перечисленных в рассматриваемой статье, выходное пособие может выплачиваться в соответствии с ч. 4 84-й статьи при прекращении контракта, в связи с нарушением нанимателем трудовых норм. В таких случаях предполагается, что действия работодателя создают такие условия, при которых дальнейшая профессиональная деятельность гражданина на предприятии невозможна. Такого рода нарушение нанимателем может быть допущено вследствие неправомерного поведения самого работника. Если виновность последнего будет установлена, выходное пособие ему не будет выплачено. Если сотрудник находился на испытательном сроке и его работа в этот период оказалась неудовлетворительной, контракт расторгается без дополнительных выплат. По общему правилу не полагается выходное пособие гражданину, заключившему с нанимателем контракт на срок менее двух месяцев. Получение компенсации этими категориями граждан может устанавливаться непосредственно в договоре (коллективном/трудовом) или ФЗ.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи настоящего Кодекса);

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи настоящего Кодекса);

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи настоящего Кодекса);

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи настоящего Кодекса);

признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи настоящего Кодекса);

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи настоящего Кодекса).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 178 TК РФ

1. При увольнении с работы у работника возникает право на получение выходного пособия, если трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя или по иным основаниям, но в любом случае - при отсутствии вины работника.2. Установленные настоящей статьей размеры выходного пособия могут быть повышены трудовым или коллективным договором, в котором могут быть предусмотрены и другие случаи выплаты выходных пособий.

Судебная практика по статье 178 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2005 N 53-В05-9

Отказывая в удовлетворении заявленных требований М. о выплате заработной платы при увольнении за шесть месяцев, суды первой и надзорной инстанций исходили из того, что в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N , г. Красноярск не значится, а поэтому действие ст. Трудового кодекса Российской Федерации на нее при увольнении не распространяется, ответчик правильно выплатил заработную плату за три месяца в соответствии со ст. Трудового кодекса Российской Федерации.


Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2004 N ГКПИ2004-775

Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" обратилось в суд с заявлением, полагая, что в нарушение ст. ст. 1, 8, 13 Федерального закона от 19 июня 1996 года N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", а также ст. ст. , и Трудового кодекса РФ в оспариваемом нормативном правовом акте установлены дополнительные гарантии при увольнении для лиц, которые не относятся к категории работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям, хотя предоставление таких гарантий возможно только в форме федерального закона.


Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2005 N ГКПИ05-1523

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 3 в части слов "(с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения" и пункт 4 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N , ссылаясь на то, что оспариваемые положения нарушают его право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, установленного статьей ТК РФ, а также на получение пособия по безработице в установленном размере, предусмотренного статьей 33 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".


Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2007 N 14-В07-16

18.08.2005 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Р. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении П., по результатам которой выдано предписание N 2065 от 17.08.2005, которое обязывало ИФНС отменить приказ N 45-1 от 14.04.2005 в части ссылок на утративший силу Закон "Об основах государственной службы РФ" и внести изменения в запись об увольнении в трудовой книжке П. в части прекращения трудовых отношений со ссылкой на соответствующую статью ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Пунктами 3 и 4 предписания N 2065 от 17.08.2005 ИФНС обязана начислить и выплатить П. средний заработок за период трудоустройства в течение 2-го и 3-го месяца со дня увольнения, в соответствии с ч. 1 ст. ТК РФ, а также на основании решения ГУ Центр занятости населения Коминтерновского района от 15.07.2005 N 1987. ИФНС полагает, что обязанность начислить и выплатить увольняемому сотруднику средний заработок в соответствии со ст. ТК РФ возложена на работодателя неправомерно, поскольку П. являлась государственным служащим гражданской службы, в связи с чем при ее увольнении расчеты должны производиться в порядке ст. 31 п. 9 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что ими и было осуществлено.


Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 11725/07 по делу N А12-18844/06-С59
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 11961/07 по делу N А12-18204/06-С30

В соответствии со статьей Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 13647/07 по делу N А12-20261/06-С15

В соответствии со статьей Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


Определение ВАС РФ от 19.11.2007 N 11961/07 по делу N А12-18204/06-С30

В соответствии со статьей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс, Кодекс) при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 178 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ М.В. ТРОФИМОВОЙ

Конституционный Суд Российской Федерации

в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.В. Трофимовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 данного Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Оспаривающая конституционность приведенного законоположения гражданка М.В. Трофимова 12 октября 2016 года, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, была уволена в связи с ликвидацией организации (ООО "ОСИЦ"). В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В течение двух месяцев с момента увольнения М.В. Трофимова не трудоустроилась, однако не смогла предъявить к бывшему работодателю требование о предоставлении предусмотренной той же статьей гарантии в форме сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства, поскольку процедура ликвидации ООО "ОСИЦ" была завершена и в единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о его прекращении (решение о внесении соответствующей записи в реестр принято межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области 16 ноября 2016 года).

В удовлетворении административного искового заявления М.В. Трофимовой о признании записи о ликвидации ООО "ОСИЦ" незаконной ввиду наличия у него непогашенной задолженности перед кредиторами отказано решением Октябрьского районного суда города Саратова от 11 апреля 2017 года со ссылкой на то, что процедура ликвидации общества нарушена не была: на момент утверждения ликвидационного баланса (8 ноября 2016 года) кредиторской заложенности у него не имелось, право же истицы на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства возникло не ранее 13 ноября 2016 года. В передаче кассационной жалобы М.В. Трофимовой для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано (определение судьи Саратовского областного суда от 3 августа 2017 года).

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав, гарантированных статьями 2, 7 и 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, гражданка М.В. Трофимова усматривает в том, что во взаимосвязи с определяющими порядок ликвидации юридического лица положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оно позволяет до истечения двух месяцев со дня увольнения работника в связи с ликвидацией организации-работодателя завершить ликвидацию этой организации внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи и тем самым лишает уволенных работников возможности получить гарантию в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Таким образом, принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло.

2. Социальный характер российского государства, призванного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшую ценность (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость установления гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации - в силу того, что стабильная занятость является непременным условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, - относит право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 15 марта 2005 года N 3-П и от 25 мая 2010 года N 11-П, формирование правового статуса лица, работающего по трудовому договору, основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, что возлагает на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач, согласующихся с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с сокращением численности или штата работников.

Предоставление таких гарантий, включая сохранение среднего заработка на период трудоустройства, направлено на минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы, и, несмотря на отсутствие в Конституции Российской Федерации положений, предусматривающих соответствующее право увольняемых работников, должно осуществляться с соблюдением носящих универсальный характер конституционных принципов равенства и справедливости, оказывающих регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П и др.).

3. Расторжение трудового договора с работником в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) связано с реализацией работодателем гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) и производится в интересах работодателя, собственника имущества организации, ее учредителей (участников) или фактически контролирующих ее лиц.

Устанавливая для этих случаев специальную процедуру расторжения трудового договора, Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, обязывает работодателя персонально уведомить каждого работника под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца (часть вторая статьи 180), что позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно начать поиск подходящей работы. Кроме того, для лиц, увольняемых по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, - имея в виду объективные трудности последующего трудоустройства, которые могут отразиться на их материальном положении, - частью первой статьи 178 данного Кодекса предусмотрены выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, - сохранение среднего месячного заработка (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях, как предусмотрено частью второй той же статьи, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно общему правилу, действующему в правовом механизме прекращения трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (часть первая статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации). Что касается среднего месячного заработка на период трудоустройства, то право на его сохранение возникает у работника лишь в том случае, если после увольнения он не смог в двухмесячный срок устроиться на другую работу. Следовательно, получить данную выплату и тем самым реализовать имеющееся у него право уволенный работник может либо после своего трудоустройства в рамках указанного срока, либо по истечении двух месяцев с момента увольнения.

Закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.

Между тем если к моменту возникновения права на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства у работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), его бывший работодатель продолжает свою экономическую деятельность, т.е. такому лицу данная выплата гарантирована, то к моменту возникновения этого права у работников, уволенных в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), в единый государственный реестр юридических лиц уже могут быть внесены сведения о ее прекращении.

4. Ликвидация организации, будучи завершающей стадией ее существования как юридического лица, прекращением ее хозяйственной деятельности, представляет собой сложный, многостадийный и продолжительный процесс, требующий заблаговременной подготовки, планирования порядка и сроков проведения ликвидационных процедур.

Момент начала ликвидации юридического лица определяется, как следует из пункта 2 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ГК Российской Федерации, решением о его ликвидации, принятым учредителями (участниками) или компетентным органом данного юридического лица, обязанными согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщить о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия такого решения путем направления соответствующего уведомления в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Назначенный в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган, как того требует пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. В свою очередь, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (пункт 1 статьи 63 ГК Российской Федерации). Соответственно, в силу пункта 2 статьи 22 названного Федерального закона не допускается уведомление ликвидационной комиссией (ликвидатором) регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации юридического лица ранее чем через два месяца с момента публикации в органах печати сообщения о его ликвидации.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, а в случаях, установленных законом, - по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК Российской Федерации).

Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса представляется в регистрирующий орган руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не ранее истечения срока на предъявление требований кредиторов, завершения проводимых в отношении ликвидируемого юридического лица выездных налоговых и таможенных проверок, а также не ранее вступления в законную силу решений судов по результатам рассмотрения требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации ликвидационной комиссией в порядке установленной его статьей 64 очередности (пункт 5 статьи 63); при этом, по общему правилу, запрещается удовлетворение требований последующей очереди кредиторов до полного удовлетворения предыдущей (пункт 2 статьи 64). Исполнение этих предписаний предполагает, что установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица, сроки ликвидации будут достаточными как для проведения расчетов со всеми кредиторами с учетом специфики ранее осуществлявшейся ликвидируемым юридическим лицом хозяйственной деятельности, так и для составления и утверждения ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

Между тем в рамках стандартных ликвидационных процедур, притом что требуемые для осуществления ликвидации сроки являются разумными, реализация увольняемыми работниками права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, не всегда может быть гарантирована для всех без исключения работников. В зависимости от момента увольнения, определяемого работодателем с учетом как предназначения ликвидации в целом, так и текущих задач отдельных ее этапов, данное право при наличии к тому установленных законом оснований может возникнуть у работника и после ликвидации юридического лица, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК Российской Федерации), т.е. когда субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника - в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения организации-работодателя - возможности получить гарантированную законом выплату.

Таким образом, реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на равных условиях - независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, - всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма, согласованного с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, на получение гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент приобретения такого права в единый государственный реестр юридических лиц уже были внесены сведения о прекращении организации, с которой они состояли в трудовых отношениях. Такое правовое регулирование не согласуется с конституционным принципом равенства, соблюдение которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 24 октября 2012 года N 23-П, от 16 марта 2018 года N 11-П и др.).

Таким образом, часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности воспользоваться данной гарантией тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя.

В целях обеспечения прав работников ликвидируемых организаций Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает целесообразным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления;

впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо путем увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать часть первую статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.

2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления.

3. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

4. Нарушенные права гражданки Трофимовой Марины Викторовны подлежат защите и восстановлению на основании принятого во исполнение настоящего Постановления правового регулирования.

5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) . Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации


Журнал "КАДРОВИК-ПРАКТИК" + справочная база, книги, курс и другие ресурсы

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки
  • Анализ сложных вопросов - в доступной форме.
  • Изменения в законе - рассказываем как применять

Подписчикам ДОСТУПНЫ: новые и прошлые журналы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации, статьи и др.), "Книжная полка" (книги и методички по кадрам), курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и др.

Подписка Подпишитесь Доступ - сразу после оплаты