Упражнения для артикуляции: три шага к освобождению голоса. Артикуляционные упражнения для детей

Большинство детей имеют проблемы с правильным произношением звуков. Чаще всего такие затруднения проходят со временем сами, но малышу можно помочь преодолеть речевые дефекты. Для этого существуют различные логопедические приемы: массаж, гимнастика.

Детям с тяжелыми нарушениями в речи, такими, как заикание, дизартрия и ее формы, алалия и т. п., рекомендуется комплекс мер и постоянное наблюдение специалиста. Если же у ребенка незначительные речевые расстройства, например, простая дислалия (нарушения, при которых дефектно произносится один звук или группа одно­родных по произношению звуков), то можно попробовать обойтись логопедической или артикуляционной гимнастикой.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление органов речевого аппарата. Часто органы, которые участвуют в создании звуков, нуждаются в дополнительных упражнениях для нормализации их работы. Чтобы сформировать правильные и полноценные положения артикуляционных органов, а также укрепить и развить их мышцы, используется артикуляционная гимнастика.

Она содержит комплекс упражнений, которые направлены на развитие точных и правильных движений органов артикуляции. Логопедическая гимнастика очень эффективна при функциональных нарушениях речи и при легких органических нарушениях. Таковыми считаются отступления от нормы, при которых не отмечается никаких серьезных отклонений в строении речевых органов или в нервной системе.

Эти отклонения от языковой нормы в речи говорящего имеют следующие характерные признаки:

  • Закрепляются со временем;
  • Неестественны для возраста говорящего;
  • Нуждаются в логопедической коррекции;
  • У детей могут негативно воздействовать на развитие, задерживая и искажая его.

Такие симптомы позволяют отличить речевые расстройства от временных нарушений, которые бывают у людей в разном возрасте.

Упражнения для самых маленьких

Поскольку игра считается ключевым способом познания, обучения и вообще является главной деятельностью малышей, то артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет и 3-4 лет должна быть подана в виде сказки, театрализованного представления. Прежде всего, очень важна совместная деятельность со взрослым. Есть прекрасные пособия, разработанные в помощь родителям. Например, книги Валентины Николаевны Косыгиной, кандидата педагогических наук. В этих брошюрах легкие и веселые занятия тщательно расписаны и проиллюстрированы. Вот некоторые из них:

  • «Чистим зубы». Улыбаемся, рот открыт. Язычком потрогать каждый зуб со внутренней стороны.

  • «Замесили тесто». Улыбнуться, язычок положить между губами и пошлепать ими со звуком «пя-пя-пя». Поприкусывать его кончик. Выполнять по очереди то одно, то другое упражнение.

  • «Чашка». Широко открыть рот. С улыбкой высунуть распластанный язык и приподнять его кончик, чтобы в его центре получилось углубление.

  • «Индюшонок». Рот расслаблен. Языком быстро и с усилием бить изнутри по верхней губе со звуком «бл-бл-бл».

  • «Орешек за щечкой». Рот закрыт. Кончик языка с усилием надавливает изнутри то на одну, то на другую щеку.

  • «Кошечка». Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка изнутри надавить на нижние зубы и выгнуть язык, как спину кошки.

  • «Гармошка». Приоткрыть рот с улыбкой и присосать распластанный язык к нёбу. Не отрывая его, соединять и разъединять губы.

Все упражнения имеют понятные для малышей ассоциативные названия и благодаря этому превращаются в забавную игру.

Занятия для детей от 4 лет

Чем взрослее становится ребенок, тем больше должны родители обращать внимание на несовершенства в его речи. Для дошкольника очень важно комфортное общение со сверстниками, и дефекты речи могут спровоцировать разного рода трудности, неуверенность в себе или даже психологические проблемы. Препятствие для логопедических упражнений еще составляет то, что дети в этом возрасте быстро теряют интерес к повторяющимся занятиям.

Чтобы разрешить эту задачу, специалисты Ястребова А. В. и Лазаренко О. И. предложили использовать биоэнергопластику в занятиях артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет и 5-6 лет. То есть, вместе с упражнениями для речевого аппарата ребенок выполняет плавные раскрепощенные движения телом и руками. Такие занятия требуют максимальной концентрации внимания для того, чтобы движения рук и артикуляционных органов стали наиболее точными и синхронными. Есть прекрасные пособия для таких занятий, как, например, книга Бушляковой Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». Чтобы стала понятна суть упражнений, приведем несколько примеров:

В книге предложены варианты коротких стихотворных строк, чтобы не считать. Так можно больше увлечь ребенка и держать активный темп занятия. Этот вид артикуляционной гимнастики будет актуален для детей от 4 до 7 лет.

Гимнастика речевого аппарата (развитие мышц губ, языка и т.д.)

Для правильного произношения того или иного звука органы звуковоспроизведения должны работать точно и слаженно. Для укрепления мышц нужно ежедневно делать несложную тренировку:

  • Сомкнуть зубы, улыбнуться с напряжением и вытянуть губы трубочкой;
  • Сомкнуть зубы, делать движения губами в стороны и круговые;
  • Пожевать губы;
  • Закусить губы и улыбнуться, оставив их натянутыми на зубах;
  • Пофыркать;
  • Делать вращательные круговые движения между губами и зубами языком, задержать под щеками по очереди;
  • Похлопать губами по языку;
  • Напрячь кончик языка и вытянуть его вперед;
  • Высунуть язык и потянуться им максимально вверх и вниз;
  • Пожевывать язык.


Чтобы упражнения принесли максимальную пользу:

  • Для занятий нужно выбирать время, особенно это касается малышей, когда ребенок в хорошем расположении духа, настроен на контакт со взрослым;
  • Желательно максимально ограничить отвлекающие факторы;
  • Для занятий лучше использовать картинки артикуляционной гимнастики для детей;
  • Если ребенок выполняет упражнение неточно или неправильно, взрослый должен мягко, без нажима исправить ошибку.

Артикуляционные упражнения для детей – видео

Удобнее всего изучить комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет с помощью видео.
В этом ролике логопед демонстрирует основной комплекс упражнений, необходимых для развития органов речевого аппарата.

До семи лет у ребенка активно выстраивается звукопроизношение. Но если органы артикуляции расположены неправильно, то в речи ребенка будут искаженные или неточные звуки. Не стоит отчаиваться, но и пускать ситуацию на самотек тоже не нужно. Легкие и веселые упражнения из коррекционной гимнастики помогут малышу укрепить мышцы органов речи и справиться с непослушными звуками.

Экология жизни: Здоровье и красота. Хотите, чтобы произносимые вами слова звучали внятно, ясно и чётко, а речь стала красивой и запоминающейся?

Артикуляционная гимнастика

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия?

Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык - это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще - это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу.
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом.
  3. Повторите пункт №2 у зеркала.

    Упражнение 1

    Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»).

    Упражнение 2

    С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

    Упражнение 3

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.

    Упражнение 4

    Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

    Упражнение 5

    Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

    Упражнение 6

    Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

    Упражнение 7

    Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.

    Упражнения для голосового аппарата

    Зевок - это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряженность, скованность голосового аппарата.

    Упражнение 1

    Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть. Повторить упражнение.

    Упражнение 2

    Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. Повторить 10-15 раз.

    Упражнение 3

    Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, а затем озвучив их.

    Упражнение 4

    Зевание с произношением слогов мумми, момми, мамми на выдохе. Повторить 10-15 раз.

    Обратите внимание!

    При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Ежедневно мысленно воспроизводите во всех деталях приятное ощущение расслабленности.

    Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощенное.

    Глава 5 Тренируем речевые мышцы

    Работающие мускулы - крепнут,

    неработающие - засыпают, неправильно

    работающие - разрушаются.

    Общие сведения

    Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

    Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

    Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

    ♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

    ♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

    ♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

    ♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

    ♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

    ♦ тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.

    Правильное и четкое произнесение звуков зависит от работы речевого аппарата. Эта работа называется артикуляцией. Если речевой аппарат функционирует активно, если отсутствуют дефекты, то артикуляция речи считается правильной, а дикция будет четкой.

    Дикция и артикуляция – это связанные понятия. Упражнения на усовершенствование речи предполагают активизацию работы речевого аппарата, улучшение артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, подготавливающая органы речи к правильной работе. Гимнастика состоит из упражнений, регулярное выполнение которых способствует развитию дикции и улучшению произнесения звуков.

    Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Так вы сможете контролировать процесс, избегать неправильного движения органов речи. Причем контролировать следует движения всего тела, поэтому нужно брать зеркало в полный рост. Одна из основных ошибок артикуляции – это перенесение движения, предназначенного для органов речи, на другие части тела – руки, бедра, ноги. При выполнении упражнений для артикуляции нужно расслабиться, но тело двигаться не должно. Лишняя жестикуляция – это признак напряжения, поэтому при ее возникновении нужно остановиться, расслабиться и начать упражнение заново. Естественно, что в привычных условиях тело участвует в речевом акте, но во время артикуляционной гимнастики работать должен только речевой аппарат.

    Упражнения для развития артикуляции

    1) Сядьте перед зеркалом и выпрямите спину. Все внимание должно быть направлено на лицо. Сначала поднимите брови и держите их поднятыми, пока мышцы не устанут. Потом зажмурьтесь, тут же откройте глаза и расслабьтесь. Улыбнитесь как можно шире и сразу вытяните губы трубочкой.

    2) Широко откройте рот. Затем двигайте челюстью в разные стороны, но осторожно. В каждом положении необходимо зафиксировать ее на несколько секунд. После движений в стороны делайте круговые движения.

    3) Снова необходимо широко открыть рот. Не только опустите челюсть, но и растяните губы. С открытым ртом попытайтесь свести губы вместе. Естественно, что у вас не получится, но упражнение на развитие артикуляции речи заключается в тренировке и растягивании губ.

    4) Теперь тренируем язык. Его кончик нужно немного закрутить. Представим, что нам нужно покрасить нёбо малярным валиком, его роль выполняет закрученный кончик языка. Доставать нужно до всех возможных участков нёба.

    5) Для этого упражнения на развитие артикуляции нужно представить, что вы очень устали и собираетесь пойти ко сну. При этом широко и сладко зеваете. Но зевать нужно не бесшумно, а громко, при этом издавать необходимо определенные звуки:

    6) Здесь нужно вспомнить, как мы полощем горло, например во время простуды. Делать нужно то же самое, только без лечебных отваров. Запрокиньте голову и издавайте звуки как при полоскании – «ррррр».

    7) Снова нужно открыть рот, сильно опустив нижнюю челюсть. Не напрягайтесь, пусть она остается свободной. Попытайтесь закрывать рот кулаком, подставив его снизу. Но при этом челюсть должна давить на кулак, препятствовать его силе. Сначала давите незначительно, постепенно увеличивайте нагрузку. Положение рта при этом не должно изменяться.

    8) Наберите в рот воздуха, чтобы щеки сильно надулись, а потом выпустите его, чтобы получился характерный звук – «пфу». Повторите это упражнение на развитие артикуляции. Потом разувайте щеки, не открывая рот и не выпуская воздух.

    9) Перекатывайте воздух из одной щеки к другой под губами. Постепенно увеличивайте размер этого шарика воздуха.

    10) Теперь нужно изобразить рыбку. Для этого щеки втягиваются, а нижняя челюсть откидывается. Открывайте и закрывайте рот, представляя, что рыбка ест корм или хватает пузырьки воздуха.

    11) Эти упражнения для развития артикуляции тренируют губы. Нужно сильно натягивать их на зубы, будто вы хотите спрятать внутреннюю поверхность. Еще нужно чесать губы о зубы.

    12) Тянитесь верхней губой к носу. Потом нижнюю губу тяните вниз, пытаясь достать до подбородка.

    13) Теперь изображаем лошадь. Закройте рот, не напрягайте мышцы. Пропустите воздух со звуком «фрррр». Так обычно делают лошади, постарайтесь воспроизвести этот звук.

    14) «Почистите» языком полость рта – нёбо, зубы под нижней и под верхней губой, под языком.

    15) Немного откройте рот и касайтесь языком поочередно уголков губ.

    16) Нужно цокать языком, прислоняя его к нёбу.

    17) Глубоко вдохните и на выдохе тяните звук «а». Затем зажмите язык и на выдохе произнесите звук «л». Чередуйте звуки.

    18) Эти артикулярные упражнения выполняются с прямой спиной. Расслабьтесь, глядя в зеркало «нарисуйте» губами дерево или яблоко. Повторите «рисунок» бровями и глазами. Используйте все части лица, которые двигаются. При этом голова не должна поворачиваться.

    19) У следующего упражнения богатая история. Им для развития голоса пользовалась сама Екатерина II. По словам современников, она всегда была царственной и величественной, ее лицо выражало спокойствие. Причем Екатерина сама изобрела гимнастику, от которой не только улучшалась артикуляция речи, но и стимулировались лицевые мышцы. Об этом писал историк Пыляев. Императрица перед зеркалом руками убирала все показатели гнева или других эмоций на лице, а к публике выходила уже эмоционально спокойной и приветливой. Вы тоже можете узнать о секрете этого способа.

    Нужно встать перед зеркалом и полностью расслабиться, не напрягать лицевые мышцы. Затем всеми пальцами нужно водить от скул к носу, будто вы собираете все части лица в середине. Прикройте глаза, но контролируйте процесс. После этого начните расправлять лицо, проводя пальцами от носа к скулам. Это стимулирует не только развитие артикуляции речи, но и возвращает коже упругость и гладкость, выступая в качестве массажа.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Для чего нужны артикуляционные упражнения?

    У деток органы артикуляции, это язык, губы, зубы, развиты еще слабо и поэтому они не могут правильно произносить звуки. В процессе жевания, глотания и сосания развиваются крупные мышцы, а вот для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Развитию моторики органов артикуляции способствуют специальные упражнения, которые и называются артикуляционными.

    Как и другие виды зарядок, зарядка для артикуляционных мышц должна проводиться утром (желательно), продолжительностью — до 5 минут, по 4 — 5 упражнений в комплексе, каждый день.

    Дыхательные упражнения

    Выполняя артикуляционные упражнения, включайте также упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического, оно имеет короткий вдох и медленный выдох. Упражнения по речевому дыханию развивают способность ребенка произносить длинные фразы и являются профилактикой заикания.

    23 артикуляционных упражнения

    1. Бегемотики

    Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 — 4 раза.

    2. Лягушки

    Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать в таком положении до счета «пять» (или 10), затем вернуть зубы в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.

    3. Слон

    Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета » 5 или 10″, вернуться в исходное положение.

    4. Лягушка — Слон

    Чередовать упражнения под счет (раз — два, три — четыре).

    5. Месим тесто

    а) улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та;

    б) пошлепать языком по губам пя-пя-пя;

    в) закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

    6. Блинчики

    Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5-10.

    7. Змея

    Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3 — 4 раза.

    8. Качели

    Улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка вниз, на счет «два» — поднять язык вверх. Повторить 5 — 10 раз.

    9. Вкусное варенье

    Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Повторить 4 — 5 раз.

    10. Часики

    Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. повторить 5 — 10 раз.

    11. Чистим зубки

    Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счет, затем за верхними зубами. Повторить 8 — 10 раз.

    12. Чашка

    Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять края и кончик языка. Удерживать язык под счет до «пяти» или «десяти». Повторить 4 — 5 раз.

    13. Ежик

    Совершить круговое движение языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

    14. Киска

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» языка поднять к верхним зубам. Удерживать под счет, до 8.

    15. Лошадка

    Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться. чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

    16. Парус

    Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки верхних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 8 — 10 раз. опустить язык и повторить 2 — 3 раза.

    17. Маляр

    Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов назад до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 8.

    18. Индюк

    Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед — назад, произнося: была — была — была.

    19. Грибок

    Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы рот был широко открыт.

    20. Гармошка

    улыбнуться, открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, опустить нижнюю челюсть вниз — вверх.

    21. Комарик

    Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться произнести «дззззззз», протяжно, в течении 10 — 15 секунд.

    22. Дятел

    Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться кончиком языка с силой » ударить» по бугоркам за верхними зубами и произнести звуки: д — д — д. Выполнять 10 — 20 секунд медленно, затем все быстрее и быстрее.

    23. Заведи мотор

    Улыбнуться, широко открыть рот. поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить «дын-дын-дын» (быстро-быстро).