Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих. Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости правило

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

Правила употребления ь и ъ знаков

1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака)

  • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
  • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
  • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

Разделительные Ъ и Ь знаки

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Учитель : Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Ребята, прочитайте слова, появившиеся на доске. Что их объединяет с точки зрения написания? (Слайд №7)

повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков;

Ученики: Ъ знак выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

IV .Мотивация к формированию новых знаний и формирование новых знаний.

научиться дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме.

Дидактическая – формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.

Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).

Предметные знания : Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.

Понимание. . Устная работа (упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.

Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот (симсот).

Тип урока

Употребление буквы Ь

1) на конце существительных мужского рода после ши­пящих согласных: меч, нож;

2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: боль­ ница, скользит, стекольщик;

1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;

Буква ь употребляется для обозначения мягкости согласного, для обозначения раздельного произношения звуков (разделительный мягкий знак) и для обозначения ряда грамматических форм.

1) перед буквами е, ё, ю, я, и внутри слова (не после при­ставок), например: вьюга, пьеса, семья, дьяк, вьюн;

Разработка урока по русскому языку — Урок Ъ и Ь знаки — 5 класс

3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. (вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ(аллея Иллюзия, коллизия,

Разберите эти слова по составу. В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е,ю, я).

Исходя из темы урока, определите: каковы наши учебные задачи на данном уроке? Верно: Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.

Тип урока : повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.

Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,

Употребление буквы Ь

2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;

1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день, камень;

Для обозначения грамматических форм мягкий знак пишется:

4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).

2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость, злость;

2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь (‘исключения: уж, замуж, невтерпёж);

Не странно ли, что согласный звук, после которого написан мягкий знак, может быть твёрдым? Зачем же тогда нужен Ь? На уроке учащиеся узнают о правилах употребления Ь и Ъ, их функциях в слове.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Разделительные Ь и Ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях: - после приставок на согласную

(подъезд, разъём, объяснить, предъюбилейный); - в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-

(двухъярусный, трехъязычный); - в ряде заимствованных слов

(адъютант, субъект, объект).

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: безаварийный, контратака, трансарктический, сэкономить, трехэтажный.

Разделительный Ь пишется в корне и суффиксе слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, пьём, платье, лисьи), а также в некоторых заимствованных словах перед буквой О (бульон, павильон, почтальон, медальон).

Исключение составляют сложносокращенные слова (детясли, иняз) и сложные слова, пишущиеся через дефис (пол-юрты). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

Рис. 1. Правила употребления разделительного Ь и Ъ ()

Домашнее задание.

Задание №1

Запишите слова в три столбика. В первый столбик - слова с Ъ, во второй - с Ь, в третий - слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.

В…юга, от…езд, дет…ясли, п…еса, с…узить, сер…ёзный, с…есть, бул…он, с…ёмка, с…обезьянничать, солов…иный, сверх…естественный, сверх…интересный, шампин…он, трех…ярусный, четырех…этажный.

Задание №2

Вставьте пропущенные Ь и Ъ

Все вокруг об…яты страхом: Раз…ярённый людоед Об…явил, что с…ест сегодня Замечательный обед. В сверх…естественной тревоге Всё звер…ё уносит ноги. Даже нес…едобный ёжик С…ёжился от страха тоже. Раз…ъярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет, Закусил печен…ем плотно. Он от…явленный злодей, Но совсем не ест животных И не трогает людей.

(С. Бондаренко)

Задание №3

Отгадайте кроссворд.

1) Снежная буря.

2) Домики для пчел.

3) Мама, папа, дети.

4) Веселое животное.

5) Ягоды, сваренные в сахаре.

1. Правила русской орфографии ()

2. Система проверки правописания ()

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Тема: Употребление ъ (ер) и ь (ерь). Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

Цели: сформировать твердое представление о правописании мягкого и твердого знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; воспитывать стремление к грамотной речи; гордость за свой язык и его неповторимость.

Задачи:

обучение студентов практическим приемам использования теоретических положений;

приобретение студентами умений и навыков использования различных методов в решении конкретных практических задач;

развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

повторение и закрепление знаний;

развитие научного мышления, речи;

применение навыков сотрудничества, общения с аудиторией.

Оборудование: Таблица «Мягкий знак после шипящих в конце слова», текст «Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)», текст песни группы «Алиса» (Альбом «Сингл», 2010 г.) «Твердый знак».

Вид занятия: интегрированное.

Образовательные технологии : интерактивные, развивающие, игровые.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, релаксационная пауза, словарная работа, создание облака ассоциаций, работа с опорными схемами.

Критерии оценивания:

"5" ставится, если студент выполнил все задания верно.

"4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

"3" ставится за работу, в которой правильно вы-полнено не менее половины заданий.

"2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

"1" ставится, если студент не выполнил ни одного задания.

Ход занятия

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Сообщение темы и задач занятия.

4. Вступление преподавателя

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы?

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак - на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт - лошадью).

В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш , ж в русском языке всегда твердые).

Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

II. Актуализация знаний.

1. Используя метод мозгового штурма, составить опорную таблицу «Употребление Ь и Ъ знаков»

Уточнение преподавателя:

Буквы ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке не обозначают звуков, хотя в древнейшую пору они являлись очень краткими звуками [о] и [е]. Сейчас буквы ъ и ь - это формальные разграничители согласных звуков, одним из которых является [j],

ср.: съезд [сjэст], съёмка [сjомка], бьют [б"jyт], бурьян [бyp"jaн] и т.п.

Употребление ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съемный и др. В однокоренных словах изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый и др. пишется Ъ, так как исторически здесь корень -я-(соответствующий корням -им-, -ем-, ср.: вз-я-ть - вз-им-ать, отъ-я-ть - от-ым-ать - разг.), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ём, подъ-ём, разъ-ём-ный и др.).

Уточнение преподавателя:

1) Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, которые пишутся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы;

2) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный);

3) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

ад-, диз-, ин-, кон-,

4) после морфем, близких к приставкам: контр- (в значении «против»), пан-, транс-: адъюнктура, адъютант, дизъюнктивный, инъекция, конъюнктура, конъюнктивный, контръярус, панъевропейский, трансъяпонский.

Уточнение преподавателя:

Перед другими гласными Ъ не пишется: контражур, контратака, контрудар, панатлантический, трансурановый и др.

Примечание. Внутри слова (не после приставки) пишется Ъ только в некоторых словах: фельдъегерь, объект, субъект. В слове интерьер пишется Ь, так как здесь нет приставки.

Употребление Ь

Буква ь употребляется не только как разделительный, но и как знак обозначения мягкости согласного, а также как средство различения морфологических признаков.

1. Разделительный Ь пишется:

1) внутри слова (не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я: вальяжный, вьюга, бурьян, интервью, лисья и др.;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, павильон, почтальон, синьор, шампиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Уточнение преподавателя:

Слово фортепьяно и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный.

2. Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква Ь пишется:

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; на конце первой части сложных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

Уточнение преподавателя:

Предлог близ пишется без мягкого знака в отличие от существительного близь;

различаются также существительные гнус (мошкара) и гнусь (прост. «нечто мерзкое, гнусное»);

2) в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (возьму), восьми (восьмой), о просьбе (просьба),

но: бантик (бант), теснить (тесный), резня (резать);

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: косьба, молотьба, горько и др.; также после мягкого л [л"] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза.

3. Как средство различения морфологических признаков Ь употребляется у существительных женского рода (в отличие от существительных мужского рода), ср.: ночь, печь, мощь,

но: меч, плащ;

в повелительной форме глаголов: плачь - плачьте,

но: плач (громкий);

в наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящий (кроме наречий уж, невтерпеж, замуж): вскачь, невмочь, сплошь, лишь и др.

4. Буква Ь не пишется в следующих случаях:

1) между двумя мягкими согласными л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюзия, ралли и др.;

2) в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: мошенничать, конченный, корчма, наборщик, сочный, мощный и под.;

3) между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания Ь после л: параллельный): гвоздь, месть, порознь, смерть, смерч, власть и т.п. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ср.: [гвос"т"], [см"эр"т"]).

II. Контроль исходного уровня знаний

1. Самостоятельно заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в школе.

Часть речи

не пишется

Существительное

Прилагательное

2. Проверка самостоятельной работы.

Ь на конце слов после шипящих

Часть речи

не пишется

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

тишь, дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п: нож, меч

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение задач

Прилагательное

кратких прилагательных: могуч, певуч

настежь, навзничь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

1. в н.ф. гл.: беречь, жечь

2. в повелит. наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь

вишь, бишь, лишь, ишь

3. Работа на карточках

Упражнение 1.

Спишите, вставляя, где необходимо, Ь или Ъ.

Ад...ютант, ад...ектив, без...ядерный, бревен...чатый, бур...ян, гил...отина, гон...щик, интерв...ю, из...ян, клян...чить, компан...он, кур...ер, восем...сот, милл...он, необ...ятный, об...егорить, об...ятый, об...ективный, об...ескураженный, об...ездчик, от...явленный, пред...являть, пред...усмотреть, пред...осенний, п...едестал, пред...юбилейный, пан...европейский, помещич...ий, раз...удалый, руж...ем, рыбач...его, раз...уверить, раз...яренный, сверх...ядовитый, с...экономить, сверх...естественный, с...емный, трех...язычный, двух...этажный, трех...осный.

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах. Проблемное задание.

Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях.

1 группа

Адъюнкт - адекватный,

безатомный - безъядерный,

двухэлементный - двухъякорный,

инъекция - инструкция,

контригра - контръярус.

2 группа

Межинститутский - межъязыковой,

обучить - объявить,

панамериканский - панъяпонский,

разобщить - разъединить,

развязать - разъярить.

2. Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией.

Раскрывая скобки, образуйте слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните аудитории написание и значение слов.

(опрос 5 студентов):

Без- (аварийный, емкостный, апелляционный);

об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть);

от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить);

раз- (единенный, езженный, сад, общить);

сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).

3. Комментированный диктант.

Продиктуйте, объясняя написания слов.

(студенты диктуют по цепочке):

1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (Маяковский).

2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Толстой).

3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Чехов).

4. Долины ноч... еще об...емлет (Пушкин).

5. Она стоит у бюста, опершись на п...едестал, и следит за ним (Гончаров).

6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (Пушкин).

7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Чехов).

8. В начале под...ема Герберт заметил свежие следы, принадлежавшие каким-то крупным животным, возможно опасным хищникам (Жюль Верн).

9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Горький).

10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Толстой).

11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черкасов).

12. И гул под...емлется кругом (Лермонтов).

13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Толстой).

14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матерью (Л. Толстой).

15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. Павлов).

16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Горький).

17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами (Чехов).

4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)

Каждый ребенок перед поступлением в школу вынужден учить буквы русского алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. И практически для каждого процесс изучения родного языка уже в самом начале превращается в пытку. Ребенок видит перед собой мяч и легко запоминает слово "мяч". "Машинка", "кукла", "книга"… Каждое слово ассоциируется с предметом в его руках и легко запоминается. А что же такое А, Б, В, Г, Д? Ответ на этот вопрос детскому сознанию найти непросто. Да и не каждый взрослый сможет объяснить семантику родного алфавита. Почему русский алфавит носит именно такие названия букв? Какова история родной азбуки, что собой представляла буквенная система в разные исторические эпохи? Куда исчезли некоторые буквы, например, Ъ и Ь? Вопросов очень много, а ответов еще больше.

Буквицы Еръ и Ерь в древнерусском письме обозначали короткие гласные звуки, и передавали образ сотворения в различных фазах:

Еръ означает, что это надо создавать (процесс создания).

Ерь означает, что это уже создано (законченный вариант творения).

Передаваемый этими буквами смысл легко усвоить на конкретных примерах: слово «сон» на древнерусском языке имело написание СЪНЪ (кстати, наличие чередования в современном язык о//ноль звука как раз и объясняется написанием этого слова через редуцированный гласный), в корне слова для передачи звука использовался Ъ (ер), значение слова передает нам смысл создания определенных условий для реализации явления, а в слове ПЬНЬ (современное «пень») буква Ь передает значение того, что уже совершено с предметом. На самом деле так и есть: дерево превратилось в пень после того, как распил дерева уже произвели.

И если изначально они хоть кратко, но звучали, то после того, как христиане произвели подмены (Еръ - краткая «О»; Ерь - краткая «Е»), они стали звучать только под ударением.

Вот примеры употребления данных буквиц:

ПОСТЪ (полное очищение собственных телес) - т.е. сотворяем очищение тела, система находится в процессе творения, поэтому стоит буквица Еръ.

ЛЬСЪ (лес) - в данном слове употребляется две формы, т.е. лес уже есть (Ь), но при этом он продолжает расти, значит находится в процессе творения (Ъ).

ЛЬНЬ (лень) - здесь нет никакого сотворения, всё прекратилось.

ПЬНЬ (пень) - уже ничего не растёт. Множественная форма «пьньки» или «пьни», т.е. ударение переносится на последнюю букву. Но не надо путать со словом «пни» — подзатыльник этажом ниже (шутка).

МЪХЪ (мох) - множественная форма «мъхи», ударение переносится, а употребительное указание «мъхъмъ» (мохом или мхом) всё поросло.

РЪТЪ (рот) - когда детей спрашивают: «Чем дышать надо?», они отвечают «рътъмъ» (ротом), т.е. дети лучше знают родную речь… но потом их начинают «учить». Советские грамотеи придумали правило исчезающих букв, поэтому дети начинают путаться, буква есть, но она исчезла. Куда она исчезла? А им в ответ: «так положено», и приучают говорить неправильно.

МЬСТЬ (месть) - и другая форма «мьстьилъ» (мстил), т.е. сместилось ударение.

ЛЬСТЬ (лесть) - льстьилъ (льстил).

КЪНИГА (конига или книга) - основа слова «КЪН» (кон) - это высший устой; «И» — союзная форма; «ГА» — путь. Т.е. кънига - это устой, описывающий жизненные пути, или читаем справа — «двигаться в соответствии с устоем». КЪН - это устой, то что принято нашими Родичами. А всё что за устоем, что не вписывается - это «закон».

КЪНЯЗЬ (конязь) - хранитель устоя, дословно «светлый на Земле хранитель устоя», т.е. тот, кого избрали для сохранения Кона. Правильно читается «конезь», четвёртая буквица Енъ (е-носовое).

КЪНУНГЪ (конунг) - тот, кому доверено перенести Кон в другое место. Т.е. выбирали человека, которому доверяли, и он переносил устой, объяснял людям, что надо его соблюдать. Поэтому, когда в Скандинавию ушли наши Рода, там появились конунги. Сейчас переводчики говорят, что Конунг, это тоже Князь; но это не так, конунг ПЕРЕНОСИТ, а князь ХРАНИТ.

Видите, какие богатейшие и глубинные образы.

Кроме того, впервой русской азбуке, созданной просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, буква Ъ была 29 буквой, обозначающей сверхкраткий гласный звук, и использовалась, чтобы правильно разбивать строку на слова (до перехода к применению пробелов). Например: къБогомъизъбраномуцарю.

Утрата «Ь» и «Ъ» повлияла и на правописание приставок на «зэ» и «эс», появилось новое правило: перед глухим пишем глухой, перед звонким звонкий. Например, слово «бессилие». На конце приставки пишем букву «эс», т.к. корень начинается с глухого согласного [с]. Это современное правило. А ранее все было проще, приставки «бес» вообще не существовало, всегда на этом месте писалась буква «зэ» БЕЗЪСИЛИЕ, так как после приставки стоял редуцированный звук. Запоминать правила никакие не требовалось. Когда убрали из языка «ненужные» буквы, появилось новое правило.

Дизайнеры, стилизуя текст под начало века, стараются взять шрифты «а-ля рюс» и после каждой конечной согласной в слове поставить твердый знак. В основном такое творчество является примером очень плохого вкуса и безграмотности. Правила старой орфографии были чуть сложнее и не ограничивались расстановкой твердых знаков на конце слов.

Вопросы к тексту

Определите стиль и тип текста.

Обозначьте тему и основную мысль текста.

Составить план текста.

Подготовить 3 вопроса к одногруппнику по тексту.

Составления облака ассоциаций

Процесс творения  сотворение  создание  искусство  мир  БОГ  результат  действие.

Ролевые игры на основе текста

«Я - писатель» (объяснить идею создания данного текста),

«Я - экскурсовод» (провести экскурсию по древнерусскому алфавиту).

IV. Подведение итогов. Релаксационная пауза.

Прослушивание песни «Твердый знак» в исполнении группы «Алиса»

(Альбом «Сингл», 2010 г.)

Работа с текстом песни

Там, где спесь кичится норовом,
Где богема чаще с говором,
время - как песок,
Каменеет для раскаянья,
Тает в ломаном кривлянии
с пятки на носок.

В подковерной казуистике
Гниль шельмует правду мистикой,
тина - что вода.
Там в дебатах между тризнами,
Подтираясь эвфемизмами,
кроют в три ряда.

Как мне
страх и сомнения
Взять в кулак.

В бой слов
вызвать к радению
Твердый знак.

Где блукают в круг да около,
Называя жабу соколом -
веры на пятак.
Где согласных на «и краткое»,
Превращают острым в гладкое,
ставлю «твердый знак».

Между сутью и прочтением
Траектория горения,
вам ли трактовать?
Кто догонит, с тем останется,
Кто возьмет, с того и станется -
твердых не подмять!

Задания к тексту

Объяснить значения словосочетаний «спесь кичится норовом», «богема чаще с говором», «время - как песок», «каменеет для раскаянья», «в подковерной казуистике», «гниль шельмует правду мистикой».

Как художественная речь способствует выражению замысла автора?

Объясните жанровое и видовое своеобразие произведения.

V. Задания для самостоятельной работы.

Выполнить тестовые задания:

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) реч..ка, обез..яна, лиш..

2) спряч.., л..стить, нян..чить

3) неб..ющийся, настеж.., под..ячий

4) без..ядерный, призадумаеш..ся, нож..

2) исполнить туш.., ветер свеж..

3) отвлеч..ся от дела, пять дач..

4) несёш..ся с горы, озимая рож..

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ.., уже брееш..ся

3) дорогая брош.., береч..ся от огня

4) упасть навзнич.., компот из груш..

1) сорвать ландыш.., явная фальш..

2) атлет могуч.., помоч.. друзьям

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпёж..

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

1) разберёш..ся во всём, с узких плеч..

2) боевой клич.., пробить бреш..

3) суп горяч.., покориш..ся судьбе

4) разреж.. полностью, купить щёлоч..

1) ты веселиш..ся от души, лес дремуч..

2) зажеч..ся от ветра, попасть в пустош..

3) прилетел грач.., плохо отражаеш..ся

4) прилеч.. отдохнуть, сыграть туш..

1) Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2) Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3) После напряжённого рабочего дня хорошо спит..ся.

4) Одной рукой узла не завяжеш..

Вариант 2

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) выбьеш..ся в люди, надеть плащ..

2) любиш.. науку, береч..ся от напастей

3) день хорош.., неукротимая мощ..

4) большой тираж.., отреж..те хлеб

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) спелый овощ.., пришлось напряч..ся

2) мягкий калач.., намаж..те маслом хлеб

3) леч.. спать, полная чуш..

4) соревнуеш..ся с ними, играют туш..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) упрочиваеш.. позиции, вкусный калач..

2) съеш..те пирожок, гореч.. во рту

3) создать роскош.., выйти замуж..

4) охраняемый багаж.., длинная реч..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) искусный трубач.., попасть в глуш..

2) быстро состариш..ся, ударить наотмаш..

3) настич.. неприятеля, костюм хорош

4) сжеч.. мусор, решить пять задач..

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отправ..те, взять на абордаж.., спрячеш..ся

2) надсеч.., горюч.., милых барышен..

3) проч.., разбираеш..ся, девят..сот

4) звер..ский, впряч.., реч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) занавес..те, стакан вишен.., пустош..

2) вол..номыслие, ухаживаеш.., из старинных чаш..

3) вафел..ница, пренебреч.., какая-то блаж..

4) уйдёш.., из тёмных чащ.., бел..чонок

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Чудным звоном заливает..ся колокольчик.

2) Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.

3) Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.

4) За ветром не угониш..ся.

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение, отвечая на вопросы:

История буквиц ЕР и ЕРЬ.

Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

В каких случаях используется Ъ?

2. Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

Основная:

Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2015. - 243 с.

Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 334с.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. - Москва: Юрайт, 2014. - 505с.

Дополнительная:

Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М: АСТ, 2009. - 432 с.

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 287с.

Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2011.

Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - Москва: Мир и Образование, 2015. - 702с.

П р а в и л а.

1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

дующих случаях:

а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: детясли.

2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

тальон, шампиньон.

§ 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

согласного ь пишется:

А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

просьба, тьма, меньше;

в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

случае, если при изменении слова или в родственных словах

второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

бант), резня (ср. резать);

г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

д) в формах творительного падежа множественного числа:

детьми, людьми, лошадьми;

е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

см. также § 27.)

П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

помощник, фонарщик, загонщик.

БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

а) в именительном и винительном падежах единственного

числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

тельного падежа множественного числа);

б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

спать - выспаться;

в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

гольных формах см. также § 31.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

щенные буквы.

1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

(Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

стывала волнами гранитные парапеты набережной

(Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

отходили на север, прикрываясь все время сильными

ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

требований, и прежде всего о повышении заработной

Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

зента (Закр.).

II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

работы позволили с...экономить много времени и средств.

7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

ментов была использована фельд...егерская связь.

12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

лежат не столько религиозные, сколько политические

цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

крепостничества. 20. Сначала производились натурные

с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

кинофабрики.

III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

те ругат...ся.

IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

вар... ский.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

П р а в и л а:

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

рать - разыграть; искать - подыскать.

П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

произношению.

2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

межинститутский, сверхиндустриализация.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

иорданский, панисламизм.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

ное число, пред...юньские события, -транс...райская

магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

тические противоречия.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
2.
Развить орфографическую зоркость, самоконтроль , уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитывать
интерес к предмету стремление к грамотной речи;

Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

В процессе работы формируются:

Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

Метапредметные:

регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

личностные : определять цели своего обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Тексты для индивидуальной и парной работы
2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

3. Тест.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.

В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученики у доски готовятся к ответу:

1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:

После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.

В середине слова:

А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

Ь не пишется:

В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.

Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт

Обозначает ли Ь звук? (Нет).

Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.

Например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Уважаемый наш сэр,

Посетите диспансЕр.

Не влезешь в шорты,

Если будешь есть одни тОрты.

Снова бегемот

Сломал нефтепровОд.

Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.

    Работа по основной теме урока.

Анализ предложенной орфографической задачи:

В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).

Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.

Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.

- Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)

- Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.

- Словарь. Что такое грамматика?

- Грамматическая форма?

- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?

(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).

- Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице

Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.

Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!

Не любит споров он и драк:

Он всем старается помочь!

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

Он в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте!

Оставь – оставьте! –

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

IV . Закрепление.

1. Решите орфографическую задачу.

Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.

1 вар . Упр. 112 (1)

2 вар. Упр. 112 (2)

3 вар . Упр. 113 – 2 строки

4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.

Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.

5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.

Проверка выполненных заданий.

Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.

Буква ь в современном русском языке может употребляться:

а) в качестве разделительного знака;

б) для обозначения мягкости согласного;

в) для обозначения грамматических форм.

Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.

Тест

1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.

2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…

3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) сплош…, вскач…, настеж….

Б) уж…, замуж…, невтерпёж…

4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) рож…, ноч…, мыш….

Б) грач…, мяч…, пейзаж…

5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те

Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

Как оценить успехи:

«5» - всё правильно

«4» - одна ошибка

«3» - 2 ошибки»

Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .

Рефлексия

Чему был посвящён урок?

Какие затруднения испытали?

Что помогло их преодолеть?

V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

1. § 19, таблица, упражнение 114

2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

Дополнительное задание «Подумайте!»

/Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.

    Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…

    Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\

Диагностическая карта

!!!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»