Трансмиссионное масло ТАД-17 – яркий представитель российских трансмиссионных масел. Широкая сфера его применения при доступности порождает логичный интерес в кругах автомобилистов.
Ниже разберемся детально, что собой представляет масло ТАД-17, где оно применяется, а также каким импортным стандартам соответствует.
Технические характеристики ТАД-17
Если обратиться к технической документации, то формулировка ТАД-17 считается устаревшей. Сегодня она заменена более новой, ТМ-8-15, предусмотренной ГОСТ 17479.2-85. Хотя в химическом составе и требованиях к рабочим характеристикам изменений не произошло.
Вязкость ТАД-17 по ГОСТ 17479.2-85
Государственный стандарт предусматривает широкое исследование смазочных материалов. Однако большинство из полученных при исследованиях характеристик применяется узко и практически никак не отражается на реальных рабочих статистиках. Разберем только основные технические характеристики ТАД-17.
- Базовое масло. В качестве основы для ТАД-17 (ТМ-8-15) использована высокоочищенная минеральная база с малым содержанием сернистых включений.
- Присадки. Это трансмиссионное масло модифицировано стандартным пакетом присадок для смазок подобного уровня. Противопенные, антиокислительные, противозадирные и загущающие добавки придают относительно простой минеральной базе высокие эксплуатационные качества.
- Вязкость. Кинематическая вязкость ТАД-17 исследуется при температуре 100 °C, то есть при рабочей температуре тяжело нагруженного узла трансмиссии. У ТАД-17 это параметр находится в пределах от 14 до 25 сСт. Большинство производителей этого масла придерживаются показателя 17-18 сСт при 100 °C, что отражается в названии смазки.
- Индекс вязкости . ГОСТ требует удерживать индекс вязкости для ТАД-17 на уровне не ниже 100 единиц. Современные технологии получения минеральной базы и эффективные депрессорные присадки позволяют без проблем получать требуемый показатель.
- Температура вспышки. При нагревании в открытом тигле рассматриваемое масло воспламеняется не раньше, чем после достижения температуры +200 °C. Это высокий показатель для минерального смазочного материала.
- Температура застывания . Смазка теряет текучесть и становится пластичной не раньше, чем температура опускается до –25 °C. Для использования в условиях крайнего севера это масло не подходит.
- Плотность. Один литр смазки ТАД-17 весит 907 (+–1%) грамм. Средний показатель для смазочных материалов, созданных на минеральной базе.
Как показали результаты независимых исследований, сегодня характеристики ТАД-17 значительно превосходят минимальные требования, установленные ГОСТом.
Чем отличается ТАД-17 от ТАД-17И
На рынке сегодня продаются трансмиссионные масла ТАД-17 и ТАД-17И. Отличия между ними несущественные, но они есть. Чтобы понять, в чем заключатся эти различия, обратимся к расшифровке обозначения этих смазок.
Расшифровывается ТАД-17 следующим образом:
- Т – для узлов трансмиссии;
- А – автомобильное;
- Д – с увеличенным сроком службы;
- 17 – средняя вязкость при рабочей температуре.
По умолчанию в масле используется пакет присадок, разработанный и выпущенный российскими предприятиями. Буква «И» в версии продукта ТАД-17И обозначает, что в качестве модифицирующих добавок использованы импортные компоненты.
Однако на рабочих характеристиках ТАД-17И эта особенность практически никак не сказывается. Касаемо простых масел российские производители присадок не уступают зарубежным.
Не будет большой ошибкой сказать, что в эксплуатационном плане ТАД-17И – это полный аналог масла ТАД-17 с единственной разницей в стране производства модифицирующих компонентов.
Область применения
Область применения масла ТАД-17 сегодня ограничивается не только коробками передач, мостами и раздатками в отечественной технике.
Эта смазка успешно применяется и во многих зарубежных транспортных средствах, сельскохозяйственной и специальной технике, съемном навесном оборудовании и некоторых стационарных установках, где осуществляется преобразование крутящего момента посредством зубчатых передач (например, в редукторах различных установок).
Область применения в общем случае ограничивается классом по ГОСТ. Смазка относится к категории ТМ-5.
Это означает, что она может применяться для следующих типов передач:
- цилиндрические прямозубые передачи с любым профилем зуба;
- конические передачи, в том числе работающие под углами, отличными от 90° и со смещением осей вращения;
- шевронные зацепления;
- червячные передачи;
- цилиндрически-конические кинематические пары;
- гипоидные передачи, функционирующие с большими контактными нагрузками.
Максимальная контактная нагрузка не должна превышать 3000 МПа. Для более нагруженных передач это масло не подходит, так как защитная пленка будет выдавливаться из пятна контакта.
валы МКПП с различными вариантами зубчатых зацеплений
Куда заливают ТАД-17? Область применения этого масла очень широка. Оно одинаково хорошо подходит как для устаревших узлов трансмиссии, так и для относительно новых.
Класс ТМ-5 позволяет успешно его использовать в ведущих мостах и механических коробках передач легковых авто отечественного производства. Многие использую эту смазку в редукторах лебедок, навесного оборудования сельскохозяйственной и строительной техники, приводах различного стационарного оборудования.
Перед заливкой в коробку передач легкового авто важно ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации. В некоторые коробки это масло не подходит из-за возможного проскальзывания синхронизаторов и их ускоренного истирания.
Аналогов ТАД-17 на самом деле очень много. Перечислять их все нет смысла. Достаточно просто разобраться в обозначении по ГОСТ и интерпретировать его на западный манер.
Аналог ТАД-17И и ТАД-17 по классификации американского института нефти – это масла категории GL-5.
Они не на 100% совпадают по всем показателям. Однако требования к ключевым параметрам, таким как вязкость, противоизносные, противозадирные и антипенные свойства, температура застывания и типы совместимых для работы передач у них одинаковы. А это позволяет использовать рассматриваемое масло в узлах, где допустима заливка GL-5.
Для классификатора по SAE масло больше всего подходит под стандарт SAE 80W90. Для узла трансмиссии, где допустимо использование смазки вязкостью 80W90, можно применять ТАД-17И или ТАД-17.
В трансмиссии импортных авто рассматриваемое масло стоит использовать осторожно. И желательно менять его несколько чаще.
По заверениям производителей, смазка может без проблем работать на протяжении 60 тысяч км пробега. Для коробок импортных авто предпочтительнее сократить срок замены на 10-20 тысяч.
Иногда можно встретить вопрос плана: что лучше, ТАД-17 ? Ответа на такой вопрос быть не может, так как он некорректен. Это две разные смазки. И если брать в сравнение с каким-то другим маслом, то это скорее будет ТЭП-15.
У нигрола гораздо выше кинематическая вязкость при рабочей температуре (от 20 до 35 сСт в зависимости от того, зимний или летний вариант рассматривать). А это уже определяет нигрол в другую область применения.
Отечественные производители ТАД-17 и отзывы автомобилистов
Сегодня формулировка ТАД-17 практически вышла из обихода, так как сменился ГОСТ, а также потому, что автомобилисты в массе знакомы в основном со стандартами API и SAE. Кратко ознакомимся с некоторыми российскими аналогами ТАД-17:
Трансмиссионное масло ТАД-17И Волга-Ойл ТМ-5-18, 10 л / 800925 (ТМ-5-18) (ГОСТ 23652-79) — универсальное минеральное. Содержит многофункциональную серу-фосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно от -25°С до 130-140°С.
Область применения масла ТАД-17И
Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники.
Характеристики
Основные атрибуты | |
---|---|
Производитель | Волга-Ойл |
Страна производитель | Россия |
Вид масла | Минеральное |
Объем жидкости | 10.0 (л) |
Дополнительные характеристики | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: при 50°С | 110-120 |
Вязкость кинематическая, мм2/с: при 100°С | 17.5 |
Индекс вязкости, не менее | 100 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 200 |
Температура, °С: застывания | -25 |
Зольность, %, не более | 0.3 |
Склонность к пенообразованию, см3, не более: при 24°С | 100 |
Склонность к пенообразованию, см3, не более: при 94°С | 50 |
Смазывающие свойства на ЧШМ: индекс задира, Н, не менее | 568 |
Смазывающие свойства на ЧШМ:показатель износа при 20°С, 1 ч, и нагрузке 392 Н, мм, не более | 0.4 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | 907 |
Цвет, ед.ЦНТ, не более | 5.0 |
Испытание на коррозию пластинок в течение 3ч: из стали и меди при 100°С | выдерживает |
Испытание на коррозию пластинок в течение 3ч: из меди при 120°С, баллы, не более | 2с |
Стоимость доставки товара из нашего магазина - 200 рублей , при условии выбора способа доставки нашим курьером. Доставка товара осуществляется по Нижнему Новгороду на следующий день после заказа.
Время доставки
Время доставки согласовывается с менеджером Службы доставки, который обязательно свяжется с Вами сразу после того, как Вы разместите свой заказ.
Внимание! Неправильно указанный номер телефона, неточный или неполный адрес могут привести к дополнительной задержке! Пожалуйста, внимательно проверяйте Ваши персональные данные при оформлении заказа. Конфиденциальность ваших регистрационных данных гарантируется.
Доставка выполняется ежедневно с 10:00 до 20:00 часов, в субботу с 10:00 до 14:00, в воскресенье доставки нет. Товары, заказанные Вами в субботу и воскресенье, доставляются в понедельник.
Время осуществления доставки зависит от времени размещения заказа и наличия товара на складе:
- если заказ подтвержден менеджером Службы доставки до 12:00, товар может быть доставлен на следующий рабочий день между 10:00 и 15:00 или между 15:00 и 20:00;
- если заказ подтвержден менеджером Службы доставки после 12:00, товар может быть доставлен на следующий рабочий день между 15:00 и 18:00.
Вы также можете указать любое другое удобное время доставки, и покупка будет доставлена в удобное Вам время. Иное время доставки, а также время доставки в населенные пункты области определяется по договоренности с клиентом.
→ ТАД-17 (ТМ-5-18)Масло трансмиссионное ТАД-17 (ТМ-5-18)
Масло ТАД 17 является универсальным минеральным продуктом, которое используется для смазывания широкого списка агрегатов и узлов. Получается с применением многофункциональной присадки, которая содержит серу, фософор, а также присадок депрессорной и антипенной. Эти присадки позволяют придать ТАД 17 особые свойства, которые позволяют его использовать с высокой эффективностью в большом ряде случаев. Универсальность этого смазочного материала обусловлена тем, что он имеет особые свойства, придаваемые ему присадками, а также особую структуру, которая отличается от других масел подобного типа.
Применение масла ТАД-17 (ТМ-5-18)
Масло ТАДиспользуется как основной смазочный материал для всех типов передач, включая и гипоидные. Спектр использования этого масла очень широк - от автомобилей, до передач и подобных узлов и агрегатов крупной промышленной техники. Мы уде упоминали о большой эффективности этого масла, которое отличается высокой сопротивляемости депрессии и препятствует возникновению пены. Использование масла ТАД-17 даст вам возможность продлить работу узлов вашего оборудования и сделать их работу максимально оптимальной.
Трансмиссионное масло ТАД 17, которое также имеет маркировку ТМ-5-18, вы можете приобрести в нашей компании. Мы можем сказать, что наша компания « Урал-Куб» отличается большим опытом работы в данной сфере. Основная наша задача - это выгодное сотрудничество с клиентами, которым мы предлагаем товар высокого качества, отвечающий всем основным требованиям и стандартам.
Масло ТАД-17 мы реализуем с фасовкой несколькими формами:
— металлическая бочка 216,5 литров
— полиэтиленовая бочка 227 литров
— евроканистра 5, 10, 20, 50 литров
— тара клиента
Трансмиссионное масло ТАД-17 (ТМ-5-18) отвечает стандартам ТУ 38.301-04-13-96
Технические характеристики ТАД-17 ( ТМ-5-18 )
Наименование показателя | Норма по ГОСТ ( ТУ) | |
Плотность при 20°С, г/куб. см, не более | 0,910 | |
Вязкость кинематическая, кв. мм/с: | ||
при 100°С |
14,0-15,5 | |
при 50°С | 110-120 | |
Индекс вязкости, не менее | 95 | |
Массовая доля, %, не более: | ||
механических примесей | 0,01 | |
воды | следы | |
Температура, °С: | ||
вспышки в открытом тигле, не ниже | 190 | |
застывания, не выше | -28 | |
Испытание на коррозию в течение 3 ч на пластинках из меди при 120°С, баллы, не более | 2с | |
Термоокислительная стабильность: | ||
увеличение вязкости при 50°С, % не более | 100 | |
осадок в петролейном эфире, % не более | 3 | |
осадок в бензине, % не более | 2 | |
Склонность к пенообразованию, куб. см, не более: | ||
при 24°С | 50 | |
при 94°С | 50 | |
при 24°С после испытания при 94°С | 50 | |
Зольность, %, не более | 0,3 | |
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения: | ||
индекс задира, Н, не менее | 58 | 3685 |
показатель износа при 20°С в течение 1 ч и осевой нагрузке 392 Н, мм, не более | 0,4 | |
Цвет на колориметре ЦНТ с разбавлением в соотношении 15:85, ед. ЦНТ, не более | 5 | |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: | ||
фосфор |
0,08 | |
сера | 1,5 | |
Совместимость с резиной марки УИМ (изменение объема), % | 1-6 |
ГОСТ 23652-79
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Дата введения 01.01.81
Настоящий стандарт распространяется на нефтяные трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания агрегатов трансмиссий (автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин) и зубчатых редукторов.
Стандарт не распространяется на загущенные трансмиссионные масла.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. и разд. , .
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 8).
1. МАРКИ
В зависимости от вязкости, области применения и состава устанавливаются следующие марки трансмиссионных масел:
ТЭп-15 - изготовляемое на основе экстрактов остаточного и дистиллятного масел с противоизносной и депрессорной присадками и применяемое для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
ТСп-10 - изготовляемое путем смешения деасфальтизата эмбенских нефтей с маловязким низкозастывающим дистиллятным компонентом, содержащее противозадирную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
ТАп-15В - изготовляемое из смеси экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафина, содержащее противозадирную и депрессорную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
ТСп-15К - изготовляемое из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ;
ТСп-14 гип - изготовляемое из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей, содержащее противозадирную, антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для гипоидных передач грузовых автомобилей;
ТАД-17и - универсальное, изготовляемое на минеральной основе, содержащее многофункциональную серофосфоросодержащую, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания цилиндрических, конических, червячных, спирально-конических и гипоидных передач автомобилей ВАЗ и другой техники.
Соответствие установленных стандартом марок масел ранее принятым ГОСТ 17479.2 и маркам масел по зарубежным классификациям, а также температурные области применения масел приведены в приложениях и .
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 3, 5).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Трансмиссионные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование |
Норма для марки |
Метод |
|||||
ТЭп-15 ОКП 02 5362 0100 |
ТСп-10 ОКП 02 5363 0100 |
ТСп-15К ОКП 02 5363 0300 |
ТАп-15В ОКП 02 5363 0200 |
ТСп-14 гип ОКП 02 5363 0400 |
ТАД-17и ОКП 02 5364 0600 |
||
1. Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более |
0,950 |
0,915 |
0,910 |
0,930 |
0,910 |
0,907 |
|
2. Вязкость кинематическая, мм 2 /с (сСт): |
|||||||
при 100 °С |
15,0 ± 1 |
15,0 ± 1 |
|||||
не менее |
10,0 |
15,0 ± 1 |
14,0 |
17,5 |
|||
при 50 °С |
110 - 120 |
||||||
3. Вязкость динамическая, Пас (П), не более, при температуре: |
|||||||
6. Температура застывания, °С, не выше |
|||||||
7. Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Отсутствие |
|
11. Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более |
|||||||
12. Массовая доля активных элементов за счет присадок, %, не менее: |
|||||||
фосфора |
0,06 |
||||||
хлора |
|||||||
серы |
Не более 3,0 |
Не нормируется. Определение обязательно |
1,9 - 2,3 |
||||
13. Термоокислительная стабильность, %, не более: |
|||||||
увеличение вязкости при 50 °С |
|||||||
осадок в петролейном эфире |
|||||||
осадок в бензине |
|||||||
б) на приборе типа ДК-НАМИ при 140 °С в течение 20 ч: |
|||||||
увеличение вязкости при 100 °С |
25,0 |
27,0 |
|||||
осадок в петролейном эфире |
0,05 |
||||||
14. Склонность к пенообразованию, см 3 , не более: |
|||||||
при 24 °С |
|||||||
при 94 °С |
|||||||
при 24 °С после испытания при 94 °С |
|||||||
15. Трибологические характеристики на четырехшариковой машине: |
|||||||
индекс задира (И 3), Н (кгс), не менее |
|||||||
470,4 |
568,4 |
||||||
(48) |
(55) |
(50) |
(60) |
(58) |
|||
нагрузка свари-вания (Р с), Н (кгс), не менее |
3479 |
3479 |
3283 |
3920 |
3687 |
||
(355) |
(355) |
(335) |
(400) |
(376) |
|||
показатель износа (Д и) при осевой нагрузке 392 Н (40 кгс) при (20 ± 5) °С, в течение 1 ч, мм, не более |
0,55 |
0,50 |
0,40 |
||||
16. Совместимость с резиной марки УИМ-1 (изменение объема), % |
4 - 10 |
1 - 8 |
4 - 10 |
1 - 6 |
|||
Отсутствие |
Отсутствие |
||||||
19. (Исключен, Изм. № 2). |
|||||||
20. Коксуемость, %, не более |
Примечания :
1. (Исключен, Изм. № 2).
2. (Исключен, Изм. № 5).
3. В механических примесях не допускаются песок и другие абразивные вещества.
5-7. (Исключены, Изм. № 7).
8. (Исключен, Изм. № 3).
9. Норма осадка в петролейном эфире (показатель 136) для масла марки ТЭп-15, вырабатываемого на основе экстракта фенольной очистки остаточных масел из смеси западносибирских и приуральских нефтей, устанавливается не более 7,0 %.
10. (Исключен, Изм. № 4).
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Трансмиссионные масла представляют собой горючую жидкость с температурой вспышки 128 - 200 ºС.
3.2. В помещении для хранения и эксплуатации масел запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
3.3. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
3.4. По степени воздействия на организм человека трансмиссионные масла относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 и к 3-му классу опасности с предельно допустимой концентрацией масляного тумана 5 мг/м 3 .
(Измененная редакция, Изм. № 6).
3.5. Помещение, в котором проводятся работы с маслами, должно быть снабжено вентиляцией. При работе с маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
3.6. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива засыпать песком с последующим удалением.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Щетка капроновая (нейлоновая).
Бензин Б-70.
Петролейный эфир марки 70-100.
5.4.1.2. Подготовка к испытанию
Тщательно очищают щеткой стенки и все детали коробки (кроме шестерен и подшипников), промывают их бензином Б-70 и высушивают. Осматривают шестерни и подшипник на отсутствие повреждений, промывают их бензином Б-70, а затем петролейным эфиром и просушивают. Шлифуют грани медной пластинки, затем промывают ее, высушивают и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Устанавливают подшипники, шестерни и пластинку-катализатор в коробку. Закрывают коробку и через входную трубку заливают 120 см 3 испытуемого масла.
Отмечают время и включают электродвигатель. Устанавливают выходную мощность генератора 128 Вт и скорость подачи воздуха 1 дм 3 /ч. Подогревают масло до 155 °С и поддерживают температуру с точностью ± 1 °С. После 30 мин работы машины отбирают пробу масла (2 см 3) и определяют кинематическую вязкость при 50 °С (ГОСТ 33). Затем пробы масел для определения вязкости отбирают через каждые 10 ч работы машины. По окончании 50 ч испытания машину останавливают, масло сливают в чистую колбу или стакан и определяют вязкость при 50 °С и количество веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине (раздельно), по ГОСТ 6370 . Извлекают шестерни и медную пластинку, осматривают их и описывают состояние частей и деталей коробки, шестерен подшипников и медной пластинки. Удаляют отложения с пластинки-катализатора и взвешивают ее для определения активности масла по отношению к меди.
5.4.1.4. Обработка результатов
Увеличение вязкости масла при его окислении (D v ) в процентах вычисляют по формуле
где v - вязкость при 50 °С окисленного масла, м /с (сСт);
v 0 - вязкость при 50 °С свежего масла, м /с (сСт).
Массовую долю в окисленном масле веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине, (Х 0) в процентах вычисляют по формуле
где т - масса навески окисленного масла, г;
т 1 - масса бюксы с чистым фильтром, г;
т 2 - масса бюксы с фильтром и нерастворимыми веществами, г.
За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения. Количество нерастворимых веществ менее 0,5 % оценивается как отсутствие их.
5.4.1 - 5.4.1.4. (Измененная редакция, Изм. № 5).
(Измененная редакция, Изм. № 7).
5.4.2.2. Обработка результатов
Массовую долю осадка в окисленном масле (Х ос) в процентах вычисляют по формуле
где т 2 - масса бюксы с фильтром и осадком;
т 1 - масса бюксы с чистым фильтром;
36,5 - масса навески масла, г.
За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения.
Массовая доля осадка в окисленном масле до 0,02 % включительно оценивается как его отсутствие.
5.5. Определение склонности масла к пенообразованию
Сущность метода заключается в продувании определенного объема воздуха через масло с постоянной скоростью и определении объема пены.
Трубка стальная воздуховпускная с шарообразным диффузором диаметром 25,4 мм, изготовленным из расплавленных кристаллических зерен окиси алюминия.
Пробка резиновая с отверстиями для воздуховпускной и воздуховыпускной трубок.
Трубки резиновые диаметром (10 ± 1) мм.
Ванна цилиндрическая из тугоплавкого стекла диаметром 300 мм и высотой 450 мм.
Мешалка с электромоторчиком.
Микрокомпрессор типа МК-1 или другой прибор, обеспечивающий подачу воздуха со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин.
Реометр, контролирующий расход воздуха. Термометр с диапазоном измерения от 0 до 250 °С.
Секундомер по ТУ 25-1819.0021, ТУ 25-1894.003.
5.5.2. Подготовка к испытанию
Тщательно промывают цилиндр, воздуховпускную трубку и диффузор поочередно бензином и петролейным эфиром. Просушивают цилиндр, трубку и диффузор струей чистого воздуха. Подают воздух через осушающий фильтр, поддерживая скорость (94 ± 5) см 3 /мин.
5.5.3. Проведение испытания
Нагревают 200 см 3 масла до 45 - 50 °С и охлаждают до 22 - 27 °С. Выливают в цилиндр 190 см 3 масла, погружают цилиндр в ванну до отметки 900 см 3 и поддерживают температуру (24 ± 0,5) °С. Вставляют трубку с диффузором, включают микрокомпрессор и пропускают струю воздуха через диффузор со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин в течение 5 мин, отмечая время при первом появлении воздушных пузырьков. По истечении указанного времени немедленно записывают объем пены.
Затем помещают 180 см 3 свежего масла в чистый цилиндр, который погружают в ванну до отметки 900 см 3 , поддерживая температуру (93,5 ± 0,5) °С. Повторяют ту же процедуру, как указано выше, и записывают объем пены по истечении 5 мин.
Осаждают пену, после испытания при 94 °С при перемешивании охлаждают пену, помещают в цилиндр, выдерживают при (24 ± 0,5) °С и повторяют испытание, записывая объем пены по истечении 5 мин.
Склонность к пенообразованию оценивается по объему пены в см 3 , образовавшемуся после продувания воздуха через масло в течение 5 мин при 24, 94 и 24 °С (после испытания при 94 °С).
6.2. (Исключен, Изм. № 7).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие трансмиссионных масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения масел - пять лет со дня изготовления.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Соответствие
марок трансмиссионных масел по настоящему стандарту ранее принятой
нормативно-технической документации, зарубежным классификациям и
ГОСТ
17479.2
Номер ТУ и марка масла по ранее принятой НТД |
Марка масла |
Класс вязкости по |
Группа по |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по настоящему стандарту |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 38.101521-75 ТЭ-15-ЭФО |
ТЭп-15 |
ТМ-2-18 |
GI-2 |
TM-2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 38.101148-77 ТС-10-ОТП |
ТСп-10 |
ТМ-3-9 |
GI-3 |
TM-3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 38.101176-74 ТАП-15В |
ТАП-15В |
ТМ-3-18 |
GI-3 |
TM-3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 38.101753-79 |
ТСп-15К |
ТМ-3-18 |
GI-3 |
TM-3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 38.101270-78 |
ТСп-14гип |
ТМ-4-18 |
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ Технические условия ГОСТ 23652-79 Gear-box oils. Specifications ОКП 02 5360 0000 Дата введения 01.01.81 Настоящий стандарт распространяется на нефтяные трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания агрегатов трансмиссий (автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин) и зубчатых редукторов. Стандарт не распространяется на загущенные трансмиссионные масла. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 и разд. 4, 5. 1. МАРКИ В зависимости от вязкости, области применения и состава устанавливаются следующие марки трансмиссионных масел: 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1. Трансмиссионные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице. Таблица 1
П р и м е ч а н и я: (Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3.1. Трансмиссионные масла представляют собой горючую жидкость с температурой вспышки 128-200 °С. 3.2. В помещении для хранения и эксплуатации масел запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. 3.3. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар. 3.4. По степени воздействия на организм человека трансмиссионные масла относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 и к 3-му классу опасности с предельно допустимой концентрацией масляного тумана 5 мг/м3. 3.5. Помещение, в котором проводятся работы с маслами, должно быть снабжено вентиляцией. При работе с маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. 3.6. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива засыпать песком с последующим удалением. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 4.1. Масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, содержащим данные по ГОСТ 1510-84, а также результаты определения в масле плотности, кинематической вязкости при 40 °С и содержания серы в базовом масле. 4.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 4.4. Показатели "Плотность" и "Вязкость кинематическая при 40 °С" определяются в маслах, предназначенных для экспорта, по ГОСТ 3900 и ГОСТ 33 соответственно. 4.5. По согласованию с потребителем допускается проводить контроль качества трансмиссионных масел периодически по следующим показателям: по показателю 16 - для масел всех марок один раз в 3 мес; по показателю 14 - для масел марок ТСп-10, ТСп-15К, ТСп-14гип один раз в 3 мес; для масла марки ТАД-17и - один раз в 6 мес; по показателю 13 -для масла марки ТЭп-15 один раз в 10 дней, для масла марки ТАД-17и один раз в 6 мес. 4.6. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд. 4,5; 4,6. (Измененная редакция, Изм. № 7). 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 5.1. Пробы масел отбирают по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы масла каждой марки - 2дм 3 . 5.2. При испытании на коррозию на медных пластинках масла марки ТСп-10 допускается покраснение, включая оттенки от желтого до малинового цвета. Появление на пластинках зеленых, коричнево-черных и серо-стальных пятен и налетов является браковочным признаком. При испытании масла марки ТСп-14 гип наличие на медных пластинках очагов (пятен) потемнения и цветов побежалости браковочным признаком не служит (при общей площади потемнения не более 50 %); не допускаются пятна и налеты черного цвета. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марки М1к по ГОСТ 859 и стали марок 40, 45 или 50 по ГОСТ 1050. 5.3. При определении зольности масла марки ТЭп-15 остаток прокаливают при (850 ± 50) °С. (Измененная редакция, Изм. № 3). 5.4. Определение термоокислительной стабильности 5.4.1. Метод определения термоокислительной стабильности на шестеренной машине. Сущность метода заключается в окислении масла при повышенной температуре в течение 50 ч и последующем определении увеличения вязкости окисленного масла и содержания в нем веществ, нерастворимых в петролейном эфире или бензине. 5.4.1.1. Аппаратура и материалы. 5.4.1.2. Подготовка к испытанию. 5.4.1.3. Проведение испытания. 5.4.1.4. Обработка результатов. где v - вязкость при 50 °С окисленного масла, м 2 /с (сСт); где m
- масса навески окисленного масла, г; За результат испытания принимают среднее арифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения. Количество нерастворимых веществ менее 0,5 % оценивается как отсутствие их. 5.4.1-5.4.1.4. (Измененная редакция, Изм. № 5). 5.4.2. Метод определения термоокислительной стабильности на приборе типа ДК-НАМИ Сущность метода заключается в окислении масла при 140 °С в течение 20 ч в присутствии медной пластинки и последующем определении изменения вязкости и осадка, нерастворимых в петролейном эфире. 5.4.2.1. Проведение испытания 5.4.2.2. Обработка результатов. где m 2
- масса бюксы с фильтром и осадком; За результат испытания принимают среднее арифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения. Массовая доля осадка в окисленном масле до 0,02 % включительно оценивается как его отсутствие. 5.5. Определение склонности масла к пенообразованию.
5.5.1. Аппаратура и материалы. 5.5.2. Подготовка к испытанию. 5.5.3. Проведение испытания. 5.6. Для масла ТАД-17и допускается определять содержание воды и механических примесей по ASTM-Д-96 (норма "не более 0"). 5.7. В масле марки ТСп-14гип цвет определяют при разбавлении масла растворителем в соотношении 15:85. 5.9. Совместимость трансмиссионных масел с резиной марки УИМ-1 определяют при температуре 80 °С в течение 72 ч. 5.10. Определение динамической вязкости масел проводят в измерительных устройствах Н или S 3 при минимальных значениях градиента скорости сдвига в пределах 0,167-9,000 с -1 . 5.9; 5.10. (Измененная редакция, Изм. № 7). 6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: 6.2. (Исключен, Изм. № 7). 7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 7.1. Изготовитель гарантирует соответствие трансмиссионных масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Соответствие марок трансмиссионных масел по настоящему стандарту ранее
Измененная редакция, Изм. № 5). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Температурные области применения трансмиссионных масел Измененная редакция, Изм. № 3). ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.05.79 № 1868 Изменение № 8 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 14 от 12.10.98)
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.91 № 1834 По материалам издания "Нефтепродукты. МАСЛА. Технические условия. |