Трагедия над Сахалином. Как советские ракетчики корейский "боинг" сбили. Советский истребитель сбил корейский «Боинг»: как это было


35 лет назад, 1 сентября 1983 года, южнокорейский «Боинг-747», следовавший рейсом 007 из Сан-Франциско в Сеул, был сбит над Охотским морем советским истребителем.

Cамолёт вторгся в закрытое воздушное пространство СССР, где был сбит самолётом-истребителем и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении никто не выжил. Сбитым самолетом оказался Боинг 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнявший рейс № 007, перевозивший 246 пассажиров и 23 членов экипажа по маршруту Нью-Йорк - Сеул (с дозаправкой в Анкоридже), отклонившийся от курса на 500 километров. Основные версии причин произошедшего - ошибка пилотов и провокация со стороны спецслужб США.
С рейсом 007 связано множество разрозненных необъяснённых фактов, неподтверждённых или субъективных свидетельств, противоречивых заявлений и слухов, которые являются прекрасной почвой для сомнений и альтернативных теорий.
Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых отношений между СССР и США.
Исторический контекст
После ввода войск СССР в Афганистан и избрания президентом США Рональда Рейгана наступил новый виток холодной войны. К сентябрю 1983 года военная обстановка на Дальнем Востоке была крайне напряжённой. Весной того года три ударные авианосные группы США проводили многодневные учения недалеко от Камчатки. 4 апреля 6 самолетов А-7 в районе острова Зеленый Малой Курильской гряды вошли в воздушное пространство СССР на глубину от 2 до 30 км над территориальными водами СССР и провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям.
Детали инцидента
Боинг 747-230B (регистрационный номер HL7442), принадлежавший южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнял регулярный рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул. Самолёт вылетел из Нью-Йорка 31 августа, затем совершил посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 3:00 по местному времени (13:00 GMT) он взлетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. На борту находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Маршрут полёта должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, затем над Японией, огибая территорию СССР. Однако почти с самого начала полёта самолёт начал отклоняться от намеченного маршрута к западу. Он нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над Камчаткой, затем покинул советское воздушное пространство и, пролетев над Охотским морем, снова нарушил границу над Сахалином. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров.


На территориях, над которыми пролетел Боинг, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. Несколько раз предпринимались безуспешные попытки перехватить самолёт-нарушитель. В 18:26 GMT, по приказу с земли, один из истребителей Су-15 (пилот Геннадий Осипович) сбил лайнер ракетами. Самолёт упал недалеко от острова Монерон. Все находившиеся на его борту погибли.

[…пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду:

— Цель нарушила государственную границу. Цель — уничтожить.
— Я включил форсаж, — рассказывает подполковник в отставке, — головки ракет замигали. И вдруг в наушниках:
— Отставить уничтожение! Выйти на высоту цели и принудить ее к посадке.
A я уже снизу к нарушителю подхожу. Уравняв скоростъ, стал мигать. Но он не реагирует.
— Дайте предупредителъные очереди, — несется с земли.
Дал четыре очереди, израсходовал более двухсот снарядов. Да что толку! Ведь у меня — бронебойные, а не зажигательные. И вряд ли их кто вообще может увидеть…
— Но ведь было сообщено нашим газетами, цитировавшими «официальные источники», что сделали предупредительные выстрели именно зажигательными — светящимися, трассирующими — снарядами…
— Это — неправда. Таких зарядов у меня просто не было. Поэтому и выпустил бронебойные.
— Но в таком случае вас действительно (а именно это утверждают зарубежные специалисты) не могли видеть пилоты чужого самолета?
— В том, что меня заметили, я не сомневаюсь. На мои мигания обратили внимание. Реакция пилотов была однозначна — они вскоре снизили скорость. Теперь шли уже около 400 километров в час. А у меня более 400 — с меньшей скоростью я просто не мог идти. Расчет, на мой взгляд, у нарушителя бы прост: если я не пожелаю свалитъся в штопор, то буду вынужден проскочить их. Что и получилосъ… Мы уже пролетали остров: он узкий в этом месте. И целъ вот-вот могла уйти от меня. А в это время с земли несется:
— Цель — уничтожить!…
Легко сказать — уничтожить. Но как? Пушками?! Но я уже израсходовал 243 снаряда. Таранить? Всегда относился к таким штукам плохо. Таран — это последний шанс. Успел даже прокрутить на всякий случай свой маневр — заберусь сверху и сяду на него. Но потом сама собой явилась мысль — я провалился на 2 тысячи вниз… Форсаж. Включил ракеты и навскидку повел носом. Получилось! Вижу: естъ захват…]

Из интервью Геннадия Осиповича:

— Я не могу сказать со стопроцентной точностью, что стрелял именно в «Боинг», — Был предутренний час, видимость неважная. И все-таки я видел двойной ряд огней иллюминаторов, а какой еще самолет тогда это мог быть? Получив приказ на уничтожение, я выпустил по нему две ракеты. Одна взорвалась прямо под двигателем, вторая — под брюхом. Падения его я не видел — доложил о том, что ракеты поразили цель, и вернулся на базу…

Плановый и реальный маршрут «корейского боинга»

Реакция в мире
Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста на западе. Американский президент Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости» и назвал СССР «империей зла».
Впоследствии федеральная авиационная администрация США (FAA, Federal Aviation Administration) запретила полёты Аэрофлота в Америку. Запрет оставался в силе до апреля 1986 года.
Президент Рейган также заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских целей, таких как воздушная навигация.
Данное происшествие было экранизировано и неоднократно приводилось западными политиками, как пример «бесчеловечной» военной доктрины СССР. Такая практика прекратилась 3 июля 1988 года, когда американский крейсер «Vincennes» сбил над Персидским заливом пассажирский самолёт авиакомпании «Иран Эйр» с 290 пассажирами на борту.

Подобные свидетельства оставляют некоторые сомнения в идентификации «Боинга» как пассажирского рейса, используемые отдельными исследователями. Вместе с тем, данные свидетельства ненадежны и субъективны, а о проведении в этом отношении каких-либо объективных экспертиз или наличии вещественных доказательств сведений не имеется.
Международные расследования
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы и другое спустя восемь лет - после того, как по указанию Президента Б. Н. Ельцина в начале 1993 года в ИКАО были переданы копии всех записей «черных ящиков» и копии всех переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября. Обе комиссии пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. То есть, нарушение воздушного пространства СССР было неумышленным, и в действительности корейский авиалайнер не участвовал в разведывательной операции. Этот вывод предполагает полную некомпетентность или вопиющую халатность корейского экипажа и ставится под сомнение некоторыми специалистами.
7 ноября 1988 г. окружной суд округа Колумбия в США отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air. Суд нашёл, что положения Варшавской конвенции, ограничивающие этот предел, не могут быть применены, так как в действиях пилотов содержатся признаки сознательного пренебрежения своими обязанностями («willful misconduct»). Суд указал, в частности, на то, что после инцидента с южнокорейским Боингом 1978 года пилоты компании должны были быть знакомы с методами действий советских перехватчиков.

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». На борту находилось 269 пассажиров. Этот инцидент по праву считается одним из самых загадочных в истории гражданской авиации.

Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.

Советские военные не сомневались, что самолет совершал разведывательную миссию. Он шел без опознавательных сигналов, отклонившись на 500 км от маршрута. В результате советское военное командование прервало рейс KAL-007 аккурат над сахалинским поселком Правда с помощью истребителя Су-15. Однако является ли это правдой, мы до сих пор не знаем.

«Ты шутишь?»

Хорошей бы прелюдией для сериала, вроде Lost, стал бы следующий эпизод. Примерно за два часа до того, как борт, выполняющий рейс KAL-007, занесло в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его».

Это было четко задокументировано записью диспетчеров. Вопрос состоит в том, почему экипаж южнокорейского лайнера так и не предупредили?

Объявленный хэппи-энд

Самолет Корейских авилиний, совершавший рейс 007 по маршруту Нью-Йорка – Анкоридж - Сеул, должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили. Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером.

Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине, экипаж и пассажиры находятся в полной безопасности. А уже через час перед встречающими лично выступил вице-президент Корейских авиалиний Чо, который как раз отправлялся возвращать пассажиров рейса 007 домой: «Менее чем за 24 часа эти проблемы будут решены, и я обещаю доставить их к вам». Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились со спокойной душой домой. Но душа оставалась спокойной не долго...
Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.

Выход в эфир после гибели

Спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения. Было установлено даже точное время – 22.26 по местному времени. Однако есть задокументированные записи пилотов рейса KAL-007, появившиеся в эфире спустя 50 минут после уничтожения советским истребителем. Причем сигналов о помощи они никаких не подавали. Это родило версию, что советский летчик сбил какой-то другой самолет, вероятно, американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень напоминает Боинг-747. Интересно, что Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбившего лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт. В частности, Осипович выражает сомнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» мог быть сбит всего двумя ракетами Р-60, которые он в него выпустил.

А где же пассажиры?

На борту находилось 269 человек - пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Любопытно, что пропавшие тела погибших возбудили воображение некоторых американских журналистов: в западной прессе появилась версия, что советские военные сожгли тела в крематории, чтобы замести следы.

Но обратимся все-таки к прямым свидетельствам. Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»

Все это давало основание говорить о том, что обнаруженный спустя несколько недель после катастрофы лайнер является фальсификацией.

«Вещдоки», приплывшие на японские острова

Спустя неделю после исчезновения лайнера небольшие фрагменты боинга, куски обшивки, остатки багажа выбросило на побережье островов Хонсю и Хоккайдо. Специалисты выдвинули версию, что «вещдоки» принесло течением в Японию из района советского Сахалина, где был сбит лайнер. Правда, было одно «но». Дело в том, что в сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

"Преступление против человечества"

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Однако по неизвестным причинам обида была забыта американской стороной очень быстро. Джордж Шульц, госсекретарь США, в начале с большим энтузиазмом взялся за дело: группа лучших следователей управления безопасности на транспорте была командирована на Аляску вести расследование трагедии. Однако спустя всего несколько дней следователи вернулась в Вашингтон, так и не начав расследования.

Image caption На месте трагедии установлен памятник погибшим гражданам Японии

30 лет назад в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Остаются нераскрытыми две ключевые загадки. Кто отдал роковой приказ? Почему экипаж "боинга", которому, по официальной версии, приказывали изменить курс и сесть на советском аэродроме, не подчинился?

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто "русские коммунисты" сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Рассекреченные документы и данные попавших в руки советских властей бортовых самописцев сбитого "боинга" свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.

Гнетущая обстановка

После событий в Афганистане и Польше, прихода к власти в Вашингтоне Рональда Рейгана, а в Москве - Юрия Андропова, советско-американские отношения упали до низшей точки со времен "карибского кризиса" .

Весной 1982 года две американские авианосные группы обогнули Камчатку и вошли в нейтральные воды Охотского моря, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок.

В марте-апреле 1983 года три авианосца с кораблями сопровождения провели трехнедельные учения в районе Алеутских островов.

4 апреля 1983 года шесть американских штурмовиков А-7 "Корсар" вошли в воздушное пространство над советскими территориальными водами в районе Малой Курильской гряды и имитировали авиаудар по острову Зеленый.

Политическое и военное руководство СССР потрясла выявившаяся в ходе инцидента беспомощность советской ПВО. По итогам расследования министр обороны Дмитрий Устинов распорядился срочно заменить истребители МиГ-21 и Миг-23 на Курилах и Сахалине более совершенными МиГ-31: как говорилось в приказе, для пресечения возможных провокаций.

"Их это действительно достало", - вспоминал бывший помощник госсекретаря США по вопросам военной промышленности и технологий Уильям Шнайдер.

Когда в 1982 году главный пост занял Андропов, я почувствовал в Арбатове и Примакове новую отвагу и уверенность: в СССР наконец-то появился лидер, который заставит все работать и поставит советскую власть на равную ногу с Западом Строуб Тэлбот
американский политик

Со своей стороны Советский Союз 24 ноября 1982 года вышел из переговоров по ограничению ракет средней дальности в Европе, 8 декабря - из переговоров по стратегическим вооружениям и обычным вооружениям на европейском континенте. Дипломатические демарши сопровождались угрожающей риторикой в духе "человеконенавистнические планы империалистов".

Давным-давно разместив у своих западных границ большое количество нацеленных на Европу ракет средней дальности, Советский Союз категорически, на грани истерики возражал против аналогичных планов США, отвергая при этом предложенный американцами "нулевой вариант".

В заявлении от 24 ноября Андропов пригрозил США мерами, которые сведут на нет эффект от появления в Европе "першингов" и "томагавков" и гипотетической "программы звездных войн". Военные аналитики немедленно вычислили, что речь шла о постоянном дежурстве советских ядерных субмарин вблизи Атлантического и Тихоокеанского побережья США.

14-18 июня 1982 года СССР провел учения "Щит-82" с полномасштабной имитацией ракетно-ядерного удара, названные на Западе семичасовой ядерной войной.

На совещании с руководством КГБ в мае 1981 года Андропов назвал главной задачей не просмотреть аналогичные намерения потенциального противника.

Крупнейшая после Второй мировой войны операция советской разведки, отвлекавшая силы от политического и экономического шпионажа, проводилась с 1981-го по 1984 год, достигнув пика в 1983 году. В постоянном режиме отслеживалась не только военная активность, но и множество косвенных признаков, например, наращивание запасов донорской крови.

Для советских дипломатов происходящее стало шоком. По меньшей мере, двадцать лет возможность ядерной войны никто всерьез не рассматривал.

"Я узнал об этом от резидента КГБ. Мы с ним расценили все эти опасения довольно скептически, но должны были все же серьезно отнестись к ним, поскольку Москва могла располагать секретной информацией, о которой нам не было известно", - вспоминал тогдашний советский посол в Вашингтоне Анатолий Добрынин.

О хрупкости мира в то время свидетельствует ЧП в ночь на 26 сентября (по московскому времени) 1983 года.

Из-за засветки датчиков советского спутника солнечными лучами, отразившимися от высотных облаков, на командный пункт противоракетной обороны в Серпухове поступил ложный сигнал о запуске американских МБР. Лишь профессионализм и здравый смысл старшего смены подполковника Станислава Петрова не дали объявить в СССР ядерную тревогу.

В обстановке, когда стороны, по излюбленному выражению журналистов, "смотрели друг на друга сквозь прорези прицелов", могло случиться что угодно. И случилось.

В ночь трагедии

Пассажирский "Боинг-747" (регистрационный номер HL7442) южнокорейской компании Korean Air выполнял регулярный рейс KAL-007 по маршруту Нью-Йорк - Сеул с посадкой для дозаправки в Анкоридже, на Аляске.

На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров: южнокорейцев, американцев (в том числе конгрессмен Ларри Макдональд), тайваньцев, японцев и филиппинцев.

1 сентября в 03:00 по местному времени (11:00 по Гринвичу) он вылетел из Анкориджа. Маршрут пролегал над Тихим океаном, огибая территорию СССР.

Пролетая в районе радиомаяка в Бетеле, последнего пункта контроля на американской территории, самолет отклонялся от курса в северо-западном направлении на 20 километров. Ситуация была штатной и не давала оснований для тревоги, но незначительная ошибка, постепенно накапливаясь, к моменту гибели самолета выросла до 500 с лишним километров.

По данным расследования, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и впоследствии подтвержденным информацией с "черных ящиков", экипаж неправильно настроил автопилот, а в дальнейшем не выполнял ручных проверок текущих координат, положившись на автоматику.

В 04:51 по местному времени самолет вторгся в советское воздушное пространство и продолжил полет над запретной зоной на Камчатке, где располагалась советская ракетная база.

В тот день ожидалось очередное испытание советской баллистической ракеты SS-25, которая должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.

Информация в подобных случаях ограничивалась двухстрочным сообщением ТАСС о том, что испытание прошло успешно.

Разумеется, американцам было небезынтересно, так ли это на самом деле. К берегам Камчатки всякий раз направлялись самолеты-разведчики Р-135, которые при помощи бортовой аппаратуры наблюдали за полетом и падением ракеты.

Наши действия были абсолютны правильными. У советских летчиков есть запрет стрелять по гражданским самолетам, но в данном случае их действия были вполне оправданны Из выступления министра обороны СССР Дмитрия Устинова на заседании политбюро

Р-135 строились на базе "боингов" и внешне почти не отличались от них, особенно в темноте и в облаках.

Разведывательный самолет достиг границы СССР в 02:35 и начал курсировать в заданном районе. В определенный момент он и пассажирский"боинг" сблизились настолько, что слились на экранах дальних радаров в одну точку.

Затем "боинг" продолжил движение в сторону Камчатки, а Р-135 удалился в направлении, более или менее совпадавшем с международным воздушным коридором.

Советские операторы приняли пассажирский лайнер за воздушного разведчика.

На перехват поднялись шесть истребителей МиГ-23, которые сопроводили подозрительный объект над Камчаткой и вернулись на базу, когда он в 06:05 покинул советское воздушное пространство и продолжил полет над Охотским морем.

Средствами электронного контроля было зафиксировано, что в 06:10 экипаж сообщил по радио наземным службам на Аляске и в Японии, что полет проходит благополучно.

В 06:13 "боинг" вновь пересек советскую границу, на этот раз над Сахалином. Навстречу взлетели два перехватчика Су-15 с авиабазы "Долинск-Сокол". В 06:24 поступил приказ: "Уничтожить цель".

Капитан Геннадий Осипович выпустил две ракеты, поразившие авиалайнер. Через 12 минут обломки упали в море с высоты девяти километров в районе острова Монерон юго-западнее Сахалина.

Командир авиадивизии, в которой служил Осипович, Анатолий Корнуков, не был ни поощрен, ни наказан. Впоследствии он стал генералом армии и главкомом ВВС и ПВО России. Однако представить, будто такое решение принималось на дивизионном уровне, сложно.

Печать "холодной войны" легла на весь этот трагический инцидент Георгий Корниенко
замминистра иностранных дел СССР

Докладывали ли тяжелобольному Юрию Андропову? По информации Александра Коржакова, вроде бы, да. Но следует учитывать, что будущий главный телохранитель Бориса Ельцина в то время был рядовым сотрудником 9-го управления КГБ.

А если нет, то кто взял на себя ответственность? Командование ПВО? Начальник генштаба Николай Огарков? Министр обороны Дмитрий Устинов?

Этого не знали даже члены политбюро.

"Мы были поставлены перед фактом. Кто принимал решение? Знал ли генсек? Это так и осталось неясным", - записал в своем дневнике Виталий Воротников.

"Ни на минуту я не думал, что могу сбить пассажирский самолет. Все, что угодно, но только не это!" - утверждал впоследствии Геннадий Осипович.

Поскольку авиапассажиры ночью имеют обыкновение спать, "боинг" летел с закрытыми иллюминаторами.

Заблуждению могло способствовать и то, что при приближении перехватчиков южнокорейский авиалайнер начал сбрасывать скорость, что походило на попытку оторваться от преследования (при скорости меньше 400 км/час сверхзвуковой истребитель сваливается в штопор). По мнению комиссии ИКАО, экипаж в это время приступал к набору высоты.

По словам Осиповича, он не мог визуально отличить гражданский "боинг" от Р-135, потому что его этому не учили, и не вступал в радиоконтакт с экипажем, поскольку для этого пришлось бы перейти на другую частоту. Он свидетельствует, что подавал сигналы миганием бортовых огней, а за четыре минуты до открытия огня на поражение дал в направлении самолета несколько предупредительных очередей, израсходовав 243 снаряда.

Как корейский экипаж мог не заметить этого?

Толстый и сытый бойкий репортер телевидения, специалист по космонавтам, брал интервью у наших героев-пилотов, и стало абсолютно ясно, кто из них двоих – "пресек". Широкое лицо черноволосого крепкого человека спокойно смотрело в камеру, и повторялось слово, решившее судьбу 269 человек: "враг Из дневника литературного критика Игоря Дедкова

Даже если бы кому-то в Пентагоне или ЦРУ пришла в голову идея прощупать таким образом советскую ПВО, гражданские пилоты, да еще иностранцы, ни за какие деньги не стали бы играть жизнями пассажиров и своими собственными.

Сразу после получения известий о случившемся на это несоответствие обратил внимание советский премьер Николай Тихонов.

"Мне непонятно, на что рассчитывал летчик. Он же понимал, что идет на верную смерть", - заявил он на заседании политбюро 2 сентября.

Впоследствии член советской комиссии по расследованию ЧП маршал авиации Петр Кирсанов указывал на странные, по его мнению, обстоятельства, заключавшиеся в том, что "боинг" вылетел из Анкориджа с 40-минутным опозданием, а первый и второй пилоты являлись отставными офицерами южнокорейских ВВС, хотя то и другое - обычное дело в практике гражданской авиации.

Советская сторона считала подозрительным также присутствие на борту шести служебных пассажиров, не плативших за билеты - возвращавшихся на родину сотрудников компании Korean Air.

Осипович допускал, что летчики могли не увидеть его бортовых огней и очередей, поскольку он летел за "боингом" в хвост и стрелял не трассирующими (за неимением таковых), а обычными снарядами.

"Нет никаких свидетельств того, что Советский Союз пытался предупредить самолет путем пуска трассирующих снарядов", - заявил на пресс-конференции 1 сентября госсекретарь США Джордж Шульц.

Был ли вообще предупредительный огонь, или нет, достоверно знали только пилот истребителя и его начальники.

Не исключено, что предполагаемый самолет-разведчик решили "грохнуть" без предупреждения, чтобы впредь было неповадно. Версия, не подтвержденная документально, но вполне правдоподобная.

Переполох в Кремле

О случившемся руководство СССР узнало во время планового заседания политбюро, оказавшегося историческим, поскольку его в последний раз вел Юрий Андропов. Обсуждались рутинные вопросы: созыв в ноябре очередного пленума ЦК, выполнение плана по выпуску цветных телевизоров, торговля с Египтом и текущая ситуация в Афганистане.

Новость грянула, как гром среди ясного неба. Поначалу информации не хотели верить. Срочно вызванный начальник генштаба Огарков твердо заявил, что военные не сомневались: самолет был разведывательным.

Поскольку дело шло к вечеру, ничего конкретно не решили. ТАСС выпустил знаменитое заявление: "Самолет-нарушитель на сигналы не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря". Слова "удалиться в сторону Японского моря" вошли в копилку советского черного юмора наряду с фразами "по просьбе трудящихся" и "я романа не читал, но глубоко им возмущен".

Сразу после заседания Андропов, как собирался, улетел на отдых в Крым, поручив коллегам еще раз "посоветоваться и взвесить все". Там его состояние резко ухудшилось, и к активной работе он больше не вернулся. Досужие языки говорили, что советского лидера покарали корейские демоны.

Анатолий Добрынин, находившийся в отпуске в Москве, разговаривал с Андроповым перед отлетом. По его словам, генсек, с одной стороны, уверял, что все это "козни Рейгана", с другой стороны, бранил "тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике". Слов сожаления о погибших у него не нашлось.

На следующий день собралось внеочередное заседание политбюро, где вопрос обсуждался более спокойно и предметно.

Председательствовавший Константин Черненко во вступительном слове предложил сосредоточиться на том, как свести к минимуму "антисоветскую кампанию".

При чтении записи заседания политбюро от 2 сентября становится совершенно очевидным, что высшее политическое руководство оказалось захваченным врасплох, ни о каком предварительном планировании этого инцидента не могло быть и речи. Но несомненно и другое: трагедия южнокорейского лайнера была предопределена многими годами балансирования на грани войны Рудольф Пихоя
историк

Участники подробно обсуждали технические детали, ругали американцев и оправдывали своих военных. Михаил Горбачев в основном отмолчался, ограничившись ремаркой: "Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность".

Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.

По поводу конкретной тактики мнения разделились.

Приглашенный на заседание первый заместитель министра иностранных дел Георгий Корниенко, курировавший советско-американские отношения, предлагал признать трагическую случайность и принести извинения семьям погибших и правительствам их стран, подчеркнув при этом, что инцидент спровоцировала американская сторона своими разведывательными полетами вблизи советских границ.

Но возобладала точка зрения министра обороны Устинова, утверждавшего, что надо все отрицать.

74-летний Устинов находился в лучшей физической форме, чем большинство коллег, и говорил не вяло и обтекаемо, а самоуверенно и с напором.

После заседания Корниенко позвонил Андропову в Крым и попытался отстоять свою позицию. Генсек связался с Устиновым, который обругал Корниенко и посоветовал Андропову ни о чем не беспокоиться.

Советские, американские и японские ВМС начали поиски обломков сбитого самолета. О сотрудничестве при тогдашних отношениях не было и речи.

Спустя два месяца советские водолазы подняли со дна "черные ящики", которые только десять лет спустя были переданы в ИКАО по распоряжению Бориса Ельцина.

Судя по опубликованным данным, "боинг" все время летел на автопилоте, члены экипажа до последней минуты были спокойны и вели обычные разговоры. Ничто не свидетельствует о том, что они знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик.

У берегов Сахалина и Монерона удалось собрать 213 выброшенных волнами предметов обуви, которые были переданы представителям США и Японии и опознаны родственниками пассажиров "боинга".

Тел не нашли, так что любители конспирологии на Западе утверждали, будто самолет приземлился где-то на советской территории, и пассажиров и экипаж отправили в сибирские лагеря. Был даже создан международный общественный комитет по их освобождению.

7 ноября 1988 года суд федерального округа Колумбия отказался ограничить размер материальных претензий родственников погибших американцев к компании Korean Air, признав, что экипаж допустил в ходе полета непрофессионализм и халатность.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.

Лишь 7 сентября советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей.

"Поезжай без промедления обратно в Вашингтон и постарайся сделать все возможное, чтобы потихоньку приглушить этот совершенно ненужный нам конфликт", - напутствовал Андропов Добрынина.

"Потихоньку" не получилось. Плановая встреча советского министра иностранных дел Громыко и госсекретаря Шульца 8 сентября в Мадриде вылилась в небывалый скандал с публичным обменом обвинениями. Рейган назвал случившееся "преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто", "актом варварства и нечеловеческой жестокости".

Было поздно. Мир возмущался не только тем, что погибли невинные люди, но и беспардонным враньем. Ущерб для репутации страны был огромным Леонид Млечин
историк

В Южной Корее прошли многотысячные демонстрации с сожжением советских флагов.

По воспоминаниям Добрынина, к лету 1983 года Андропов осознал, что советско-американские отношения зашли в опасный тупик, и думал о том, как их улучшить.

21 июля американский посол передал ему личное послание Рейгана. 1 августа Андропов ответил, предложив для начала создать конфиденциальный канал для обмена мнениями.

За несколько дней до катастрофы он подробно расспрашивал Добрынина, что за личность американский президент: "С одной стороны, враг Советского Союза, с другой - в переписке выглядит разумным человеком".

Гибель "боинга" поставила крест на робких попытках диалога. Отношения оставались на точке замерзания вплоть до встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике.

Вскоре советские конструкторы доложили о большом достижении: разработке противоракеты с ядерной боеголовкой, гарантированно уничтожающей "першинг" при подлете к Москве. Правда, для этого потребовалось бы устроить атомный взрыв над собственной столицей. Безумству идеи ужаснулись только при Горбачеве, а тогда ВПК принялся с энтузиазмом осваивать выделенные средства.

Узнать истинную подоплеку событий, которые произошли ровно тридцать лет назад в ночном небе над Сахалином и Охотским морем, также нелегко, как доказать и подтвердить истинность высадок американцев на Луну. В обоих случаях за кажущейся простотой и неопровержимостью упорно продвигаемой Западом версии проглядывает что-то совсем другое...

Между тем разобраться, несмотря на все явные нестыковки, необходимо. Ведь инцидент 1983 года стал удобным предлогом для развязывания Вашингтоном и его союзниками очередной параноидально-истеричной компании против СССР, способствовал сплочению антикоммунистического блока. Президент Рональд Рейган нашел еще одну причину, чтобы подтвердить озвученный им ранее тезис о СССР как «империи зла» - термин, позаимствованный им фильма «Звездные войны». Часть советской элиты западная пропагандистская атака напугала настолько, что она двумя годами позже обеими руками проголосовала за приход к власти любимца наших геополитических соперников Михаила Горбачева.

Еще раз подробно рассказывать о событиях сентября 1983 года не имеет смысла: число газетных публикаций о сбитом южнокорейском «Боинге» у нас исчисляется тысячами, об этом были написаны книги и сняты фильмы. Просто напомню, что самое главное обвинение в наш адрес состоит в непропорциональном применении силы в отношении гражданского лайнера южнокорейской авиакомпании «Кориан эйрлайнз», следовавшего в первый день осени 1983 года рейсом 007 Нью-Йорк – Анкоридж - Сеул, в результате чего погибло 269 пассажиров и членов экипажа.

Но по сей день многие факты работают против западной версии о «мирном самолете». Это - значительное, начавшееся практически сразу после взлета из Анкориджа отклонение «Боинга» от маршрута полета более чем полтысячи километров.

В ответ нам говорят, что пилоты просто ошиблись. Но много ли история знает случаев, когда пассажирские самолеты с опытными пилотами, которые до этого не раз и не два летали по данному маршруту, уходили так далеко в сторону?

И по какой причине американские службы управления воздушным движением не предупредили корейских пилотов о том, что они летят неверным курсом?

До сих пор нет внятного ответа и на вопрос о том, почему «новый» маршрут рейса 007 пролегал именно над Камчаткой, Курилами и Сахалином – иными словами, районами, которые имели и имеют до сих пор стратегически важное значение для обороны нашей страны. Опять возражают: какую такую информацию мог собрать гражданский самолет, если все и так видно со спутников. Ну, во-первых, с орбиты сквозь пелену земной атмосферы заметно далеко не все даже сейчас. А, во-вторых, одна из возможных целей захода возможного вторжения в наше воздушное пространство и состояла в сборе данных об организации советских систем ПВО, которые вынуждены были работать по нарушителю.

Еще один так и не получивший внятного ответа от Запада вопрос – синхронизация полета южнокорейского самолета с американским разведывательным спутником «Феррет-Д» и американским самолетом-шпионом.

К тому же инцидент произошел на фоне непрекращающихся в 1983 году провокаций Вашингтона, который обнаглел до того, что даже санкционировал имитацию бомбометания по одному из наших военных аэродромов на Курилах.

И главный вопрос, на который нет ответа: как могли пилоты «Кориан эйрлайнз» не видеть находившегося рядом с ними советского военного самолета, который обозначил свое присутствие и покачиванием крыльев, и предупредительным огнем. Мало того, они еще и попытались уйти, заняв более высокий эшелон.

Подозрения еще больше усиливаются, когда узнаешь, что еще в апреле 1978 года другой авиалайнер «Кориан эйрлайнз» рейса 902, следовавший из Парижа в Сеул через все тот же Анкоридж, также «заблудился» и, наверно, совершенно случайно появился в небе над другим нашим важнейшим районом - Кольским полуостровом. Его принудили к посадке, после прохождения формальностей пассажиров освободили, пилотов наказывать не стали, а выдворили за пределы Советского Союза. Это довольно хорошо известный факт, но мало кто у нас знает, что в 1992 году один из авторитетных южнокорейских журналов опубликовал статью, в которой содержались признания капитана того самого рейса «Кориан эйрлайнз» в связях с ЦРУ. Было это в канун поездки Бориса Ельцина в Сеул, когда он передал «черные ящики» самолета рейса 007 – может, никто не подсказал ему, что в связи вышеупомянутой публикацией целесообразно было отложить подобную церемонию для более детального изучения вопроса.

Присутствие спецслужб очень сильно ощущается и в инциденте над Сахалином. Командир «Боинга» Чон Бен Ин был в свое время личным пилотом южнокорейского правителя Пак Чжон Хи.

Работа с первыми лицами государства подразумевает обязательную процедуру прохождения проверки по линии спецслужб, даже, скорее, многолетнее сотрудничество с ними. Однако и тогда, и сегодня южнокорейская разведка не может быть полностью самостоятельной в своих действиях – она идет в одной упряжке с американцами. Но и это еще не все. Влиятельная южнокорейская газета «Чосон ильбо» поместила тогда сообщение о посадке якобы сбитого «Боинга» на Сахалине, сославшись при этом на данные ЦРУ. А ведь о подобном сотрудничестве журналистов со спецслужбами, да еще иностранными, распространяться не принято.

Есть и размещенное в интернете заявление американки, чей отец, кадровый разведчик, не стал садиться на рейс 007 буквально за десять минут до вылета - по совету своих сослуживцев. Но самое удивительное – это сочинения западных «писателей», рассказывающих о том, что на самом деле «Боинг» сбит не был, а был лишь принужден к посадке на территории островной административно-территориальной единицы СССР. На вопрос о дальнейшей судьбе пассажиров дается простой ответ: они содержатся в ГУЛАГе, потому что на территории Сибири до сих пор сохранились особые «секретные» лагеря. В качестве «доказательств» приводятся случаи телефонных звонков родственникам, сделанные теми, кто должен был погибнуть тридцать лет назад. Например, инженер, обсуживавший электронные системы на борту корейского авиалайнера, неожиданно позвонил матери, но лишь успел сообщить, что с ним все в порядке, после чего сразу же повесил трубку. Появлялись и сообщения том, что пассажиров «Боинга» часто встречали их знакомые, но «воскресшие» делали вид, что те обознались.

Значит, имеет право на существование и версия «осведомленных источников» о том, что на самом деле вместо пассажирского «Боинга» был сбит похожий на него очертаниями американский разведывательный самолет. Лайнер же посадили на американской военной базе в Японии, а всем пассажирам раздали новые удостоверения личности и неплохую денежную компенсацию, приказав при этом молчать. Если так, то западники хорошо понимают, что рано или поздно шило вылезет из мешка, и тогда неизбежен огромнейший скандал. Чтобы его избежать, и запущены басни про «действующий ГУЛАГ».

В пользу того, что инцидент с «Боингом» был хорошо срежиссирован, говорят еще несколько других подобных случаев, датированных тем же 1983 годом.
Наиболее резонансный – покушение на южнокорейского диктатора-президента Чон Ду Хвана в ходе его визита в Бирму в начале октября, получившее название в японских и южнокорейских источниках как «инцидент в усыпальнице Аун Сана». Кратко напомню: Чон Ду Хван, согласно протоколу, должен был посетить мавзолей в честь основателя независимой Бирмы в столице этого государства. Президент по неясной причине опоздал, заблаговременно направив на место церемонии своего посла в этой стране. Однако у мавзолея произошел взрыв, унесший жизни около тридцати человек, в том числе вице-премьера, министра иностранных дел и министра энергетики. Судя по фото, сделанному за считанные минуты до происшествия, представители высшего политического истеблишмента Южной Кореи, выстроившись в шеренгу, ждали своего босса.

После инцидента бирманскими военными было поймано два предположительно северокорейских агента, которые в составе диверсионной группы якобы и устроили этот террористический акт. Вроде бы все сходится, вплоть до вещественных доказательств, есть и захваченные исполнители. Но почему до сих пор никто не удосужился внятно объяснить причину опоздания Чон Ду Хвана к мемориальному кладбищу, растолковать, как могли проникнуть северокорейские агенты на территорию усыпальницы, которую охраняли около двухсот сотрудников охраны южнокорейского президента, не считая бирманских сил безопасности, и установить там две мины огромной взрывной силы. И почему северокорейское торговое судно, с которого якобы и высадилась группа диверсантов, находилось с 4 по 11 октября в порту Коломбо, то есть далеко от места происшествия. И с чего бы это Чон Ду Хван по возвращении в Сеул не снял со своих постов ни главу разведслужбы, ни начальника собственной охраны. Да, пойманы предположительно северокорейские агенты, но кто поручится, что это не офицеры южнокорейской разведки, получившие задание выдать себя за «братьев» с Севера? Впрочем, фотографий этих людей так до сих пор никто и не опубликовал. Да и не было никакого резона северокорейцам «нарываться» на скандал, вылившийся в разрыв дипломатических отношений с Бирмой, страной, торговля с которой была очень выгодна и Пхеньяну и Рангуну. Сейчас, спустя десятилетия, эти две страны опять тянет друг к другу, как магниты, на почве антизападных настроений. Впрочем, за год до этого южнокорейцы утверждали, что их лидера хотели убить – понятно, кто - в Канаде. Это уже похоже на паранойю.

Еще более загадочный случай произошел в августе все того же 1983-го, когда в Японском море южнокорейское военное судно «Канвон» якобы потопило скоростной северокорейский разведывательный корабль. Точнее, это сделал взлетевший с корабля вертолет ракетой «Эй-Си-12», которая, как утверждают южнокорейцы, предназначена для стрельбы по наземным целям. Странное дело, информации об успешном применении «Эй-Си-12» в Японском море нет больше нигде, кроме как в южнокорейских источниках. Различаются и версии произошедшего. Согласно одной из них, южнокорейцы ступили на палубу подбитого корабля, по другой - он просто затонул, и опять ни одной фотографии. Зато в качестве доказательства на всеобщее обозрение выставлен вертолет, фюзеляж которого украшал знак уничтоженного военного судна противника. «Весомое» доказательство, понятно.

Полагаю, что в случае с «Боингом» американцы преследовали не только цель выяснить детали функционирования советской системы ПВО, но и хотели предотвратить сближение Сеула с Москвой.

Южнокорейский диктатор генерал Пак Чжон Хи (президент страны в 1963-1979 гг.), по-видимому, очень тяготился своей тотальной зависимостью от Вашингтона. Поэтому он, по мере возможностей, искал «выходы» на Москву. Одна из первых ласточек - благодарность советскому руководству за быстрое решение вопроса с пассажирами и экипажем рейса 902, сделанная, замечу, в условиях полного отсутствия дипломатических отношений. Эта линия была продолжена и при следующем военном правителе Чон Ду Хване, тогда имевшие еще и американское или японское гражданство южнокорейские ходоки, получив визу, наведывались в наше внешнеполитическое ведомство, чтобы уговорить нас наладить отношения с Сеулом. После инцидента с «Боингом» эти посещения МИД закончились, Южную Корею обуяла волна антисоветской истерии…

корейский боинг

Многие наверняка слышали историю о том, как в 1983 году вконец озверевшие «совки» сбили мирный беззащитный пассажирский самолёт «Боинг-747», который летел из США в Южную Корею рейсом КАЛ-007. В этом самолёте согласно официальной точке зрения погибли, кроме членов экипажа и неучтённых лиц, 269 пассажиров.

Существенно меньшее количество людей знает, что этот самолёт не летел по своему обычному безопасному маршруту, а специально залетел на территорию СССР и пролетел над ней со шпионским заданием. Он должен был спровоцировать включение радаров советской ПВО, а находящийся над ним американский спутник определить параметры этих радаров. (В связи с этим «Боинг» взлетел из Анкориджа специально на 40 минут позже расписания, чтобы быть над территорией СССР одновременно со спутником.) Данные о радарах нужны были американцам, чтобы в случае войны пустить свои бомбардировщики по маршруту, на котором их нашими средствами обнаружения невозможно будет засечь.

Стоит отметить, что расследованием данной катастрофы, как и любой авиакатастрофы, в США должно было заняться Национальное управление безопасности на транспорте – поскольку это прямое дело его специалистов. Но агентству это сразу же запретило правительство США. «Расследованием» занялся Государственный департамент США (Министерство иностранных дел, по-нашему), хотя там никаких специалистов и в помине нет. Как результат такого «расследования» были уничтожены записи на станциях слежения за этим самолётом, исчезли переговоры американских и японских диспетчеров, плёнка записи переговоров нашего лётчика со станциями наведения была подделана так грубо, что это при первом же её озвучивании заметили даже корреспонденты, и т.д. и т.п. То есть американская сторона фальсифицировала дело нагло и грубо – так, что даже преданные США демократические журналисты при всём своем желании умолчать об этом не могли.

Другой факт, о котором не говорят, возможно, не замечая – это то, как грамотно вёл самолёт над нашей территорией пилот, который, кстати, до службы в этой гражданской корейской авиакомпании был пилотом в чине полковника южнокорейских ВВС. Вот как это было. На нашу территорию «Боинг» залетел с Камчатки. Его засекли наземные радиолокационные станции (РЛС), в воздух поднялась пара наших истребителей, но пилот «Боинга» снизился с 10 до 3 км и вошёл в непроницаемую для РЛС зону камчатских вулканов. Станции наведения наших истребителей потеряли его и не смогли навести поднятую в воздух пару. Та, израсходовав топливо, села. «Боинг» снова появился на экранах локаторов, тогда подняли в воздух ещё пару истребителей, но он уже был так далеко, что у них не хватило топлива его догнать. Затем кореец залетел на Сахалин, там были подняты в воздух ещё 2 наших истребителя, но «Боинг» опять сманеврировал и вошёл в зону, недоступную наземным РЛС, и наши станции наведения его снова потеряли, то есть снова оказались неспособными навести на него истребители.

Но поднятый в воздух подполковник Осипович на своём «Су-15» всё же успел засечь наглеца бортовой РЛС и разыскать его. Однако при подлёте, когда Осипович хотел показаться «Боингу» и потребовать от него посадки, тот сделал ещё один манёвр – «Боинг» сбросил скорость с 900 до 400 км/час. «Су-15» с такой скоростью лететь не может, он проскочил корейца и вынужден был делать новые маневры для разворота и сближения с «Боингом», после чего в баках нашего перехватчика осталось мало топлива, а кореец был уже недалеко от границы. В результате, не успевая набрать высоту, Осипович задрал нос «Су» и дал пуск двух ракет вдогонку из нетипичного положения – снизу вверх, с расстояния 5 км. Так что скажем похвальное слово покойному пилоту «Боинга»: он был «тот ещё жук» – умел летать и умел уклоняться от боя с истребителями.

Советская сторона сразу же подтвердила факт уничтожения корейского авиалайнера, и, как предполагалось, он упал в нейтральных водах у острова Монерон. СССР начал поиски обломков спустя неделю, а глубоководные аппараты для съёмки дна и поднятия тел и обломков сумели доставить к месту события только через месяц. Всё это время по этой акватории моря свободно ходили американские и японские суда и корабли.

Действительно, на дне кое-что было обнаружено. Не фюзеляж огромного «Боинга», не его крылья, не сотни кресел и т.д., а немного очень мелких авиационных обломков, сплющенных каким-то взрывом. По этому поводу «демократическая свободная» пресса тут же объявила, что, дескать, лучше, когда самолёт падает на землю, тогда нос его деформируется, это смягчает удар и сам самолёт остаётся более-менее целым, а когда он падает в воду, то вода раздирает его на очень, очень мелкие части. Большего маразма трудно придумать, поэтому дополнительно полагают, что этот самолёт перед тем, как упасть в воду, взорвался.

Во-первых, с чего бы? Во-вторых, он же не динамит вёз. Взорваться мог только керосин в баках, а этот взрыв пламенный. Но среди обломков не было найдено ни единой обгорелой вещи. А то, что было найдено, не то что у экспертов, а уже у водолазов вызвало кучу вопросов. Вот рассказ одного из них:

Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно чёткое впечатление: самолёт был начинён мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолёт, даже маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы – как с помойки… Одежда вся, как со свалки, – из неё вырваны куски... Мы же месяц почти работали!.. Мало было и носильных вещей – курток там, плащей, туфель – очень мало. А то, что находили, – какое-то рваньё! Вот нашли, скажем, россыпь пудрениц. Они остались целыми, открывались. Но что странно, у всех разбитые внутри зеркальца. Пластмассовые корпуса абсолютно целые, а зеркальца все разбитые. Или зонты: все в чехлах, в целых чехлах – даже не надорванных. А сами – измятые, нерабочие… Ножи, вилки покорёженные.

Но главное не это, главное то, что из почти 300 человек, летевших на этом «Боинге», не было найдено ни одного тела. А ведь они должны были быть там пристёгнутыми к креслам, как к якорям, или всплыть, если успели надеть спасательные жилеты. За всё время поисков был сфотографирован клок волос и якобы оторванная кисть руки в рукаве и перчатке. Всё! А где же пассажиры? Ведь то, что они должны были погибнуть, – это точно, но где их тела?

Насколько от этого «места катастрофы» несёт фальшивкой, можно судить по таким вот примерам. Через 2 года в небе над Атлантикой на высоте 10 км взорвался точно такой же «Боинг-747» индийской авиакомпании. В первый день поисков нашли тела 123 пассажиров, на следующий день ещё 8 и через 4 месяца, при глубоководном исследовании – ещё одного, пристёгнутого к креслу.

В 1988 г. взорвался «Челленджер» с 7 астронавтами на борту на высоте около 15 км. Со дна океана подняли 254 000 фрагментов космического корабля, 90% фрагментов кабины и тела всех астронавтов. А тут ни одного пассажира?

Закономерен вопрос, который советская пресса, ведущая «непримиримую идеологическую войну», единодушно не обсуждала – а был ли этот «Боинг» сбит советским истребителем? Ведь подполковник Осипович, выпустив по нему две ракеты и попав одной в фюзеляж, а другой в один из 4 двигателей, сообщил: «Цель уничтожена», – потому что, во-первых, он уже повернул на аэродром на остатках горючего и падения самолёта не видел, во-вторых, он полагал, что произвёл пуск по американскому самолёту-разведчику RC-135, которому двух ракет могло хватить. Но для того, чтобы сбить такой сарай, как «Боинг-747», требуется по расчёту не менее 7 таких ракет, какие были на «Су-15».

Далее, американцы по отметкам на своих радарах вычислили время падения «Боинга» после поражения его ракетами. До высоты 300 м (когда отметка исчезла с радаров) он падал 12 минут. Сравните: если бы он просто шёл на посадку, то это заняло бы у него 15 минут, а вот если бы падал неуправляемый, то 30 секунд. Так он падал или летел? То есть «Боинг» не был сбит, лётчик просто снизился до высоты, при которой в разгерметизированном салоне установилось нормальное давление. Но если он не упал в том месте, в котором нашли какие-то обломки, то куда же он делся?

Специалист по расследованию авиакатастроф француз Мишель Бран, изучивший не только те факты, которые понравились хозяевам «свободной прессы», но и те, о которых они молчат, пришёл к выводам, за которые его считали фантазёром и идиотом. Вот какое интервью М. Брана приведено в книге А. Иллема и А. Шальнева «Тайна корейского «Боинга-747» (печатается с сокращениями):

В этом деле самое важное – конкретные детали, мимо которых может пройти дилетант, но за которые непременно уцепится профессионал. Я в своё время принимал участие в расследовании ряда крупных катастроф в гражданской авиации и помню, когда впервые услышал о пропаже южнокорейского «Боинга», то сказал себе сразу – его найдут в течение двух недель. Ну от силы за месяц – не может ведь самый крупный в мире «пассажир» затеряться на малых глубинах с ровным, как тарелка, дном, когда даже куда более мелкие по размерам самолёты находили в океанских расщелинах на глубине в полтора-два километра. Увы, в своём прогнозе я ошибся, началась какая-то засекреченная чехарда с участием множества «влиятельных сторон» и с выставлением таких обоснований, которые никакой критики не выдерживали. Лгали не только в Советском Союзе – лгали в США, в Японии, в Южной Корее. Зачем? Не знаю, я не политик. Я эксперт, которого интересуют только факты.

… Официальная версия не может объяснить поведение «Боинга» на японских радарах, но если предположить, что Осипович сбил не «пассажира», а какой-то другой самолёт, тогда всё становится на свои места: лайнер продолжал полёт, и в этом случае становится понятной ещё одно очевидное «таинство», связанное с рейсом «КАЛ-007», – выход его пилотов в эфир спустя 50 минут после того, как «Боинг» был «похоронен» советским истребителем. (Это тоже не фантастика, а официальная запись переговоров лётчиков «КАЛ-007», которая фигурирует как официальный «документ» и в Японии, и в США.)

Итак, допустим, что официальная версия верна, и «Боинг» с 269 пассажирами на борту, дважды поражённый ракетами подполковника Осиповича, рухнул вниз. Я сам в прошлом гражданский пилот и могу представить, каково было поведение экипажа: отдано распоряжение пристегнуть ремни, выпущен «дождь» кислородных масок, извлечены спасательные жилеты… Страшной силы удар об воду, самолёт разваливается на части, всё превращается в «крошку». Как сообщил анонимный военный чин в «Известиях», спустя два-три часа после сообщения о том, что самолёт сбит, одно из судов, направленных в предполагаемый квадрат падения, доложило о том, что на воде найдено множество мелких предметов. «Предположительно, – говорил известинский источник, – части разбившегося «Боинга». Но течение в тех местах быстрое. И плавающие предметы постоянно уносило на юг...»

Я хотел бы остановиться на этом пассаже, поскольку разговоры о сильном течении ещё не раз встретятся и в советской версии катастрофы, и в американской, и в японской. Как известно, через 8 дней после трагедии куски обшивки, обломки, остатки багажа в больших количествах выбросило на японское побережье острова Хонсю, их находили на Хоккайдо. Объяснение было дано такое: «вещественные доказательства» с погибшего «Боинга» дрейфовали по течению и таким образом «приплыли» к японским берегам с севера, от того места, где упал поверженный самолёт. Вроде бы всё логично. За исключением одного, весьма существенного обстоятельства, которое не удосужился проверить до сей поры никто – в конце августа и в сентябре в районе острова Монерон и Сахалина нет ни одного течения, которое гнало бы волны с севера на юг. Только с юга на север. И, добавим к этому, согласно метеосводкам, в то время дул устойчивый ветер в сторону материка. Теперь растолкуйте мне, пожалуйста, как могли куски «Боинга» и вещдоки доплыть до Японии против ветра и против течения?

Природа ведь не играет в политические секреты, так что объяснение может быть только одно: обломки пассажирского «Боинга» занесло к японским берегам и Сахалину действительно течением, но не выдуманным – с севера на юг, а настоящим – с юга на север. Стало быть, лайнер сорвался в море значительно южнее Монерона.

До сих пор осталась без ответа загадка другой находки, приплывшей в Вакканай на Хоккайдо вместе с обломками южнокорейского «Боинга» – остатки оперения боевой ракеты с маркировкой отнюдь не советской. По поводу этой находки был составлен даже официальный пресс-релиз, но он никогда не был издан, а само вещественное доказательство хранится за семью печатями в управлении морской безопасности в Вакканае. Не вызывает почему-то вопросов и такой беспримерный факт, как направление в далёкий от Монерона квадрат Японского моря специального самолёта американских ВМС, использующегося обычно в спасательных операциях. Этот полёт, зафиксированный японскими радарами, состоялся в то самое время и в том самом месте, где, по моим расчетам, действительно лежит южнокорейский «Боинг», – у японского острова Кюрокусима, недалеко от острова Садо. Ни до, ни после рокового дня американские военные там не появлялись, зато две недели спустя после катастрофы «Боинга» – 13 сентября 1983 года – почему-то именно здесь нарушили японское воздушное пространство советские самолёты-разведчики, которым были посланы на перехват японские истребители…

Вопросов очень много для того, чтобы поверить в «простое решение» и согласиться с устоявшейся версией. Но самый главный, конечно же, где трупы, где останки 269 несчастных, находившихся на борту южнокорейского «Боинга»? Чем больше проходит времени и чем больше появляется фактов, связанных с катастрофой, тем твёрже я становлюсь в своих догадках: как мне представляется, настоящий «Боинг» и сегодня лежит на морском дне, там, где упал семь с половиной лет назад, – у острова Садо, вместе со всем экипажем и пассажирами. Это место я вычислил, взяв за основу скорость здешних течений и те характеристики, которые были зафиксированы радарами.

О причинах гибели лайнера, признаюсь честно, могу только гадать. Возможно, «Боинг» был действительно обстрелян во время той чехарды, которая творилась в сахалинском небе, и получил повреждения и трещины, которые «разнесли» потом самолёт. Возможно, что «КАЛ-007» был сбит на самом деле, но уже не советскими истребителями, а американской ракетой, той самой, часть оперения которой была найдена в Вакканае. (Как показывает анализ, это была боевая ракета с инфракрасным наведением, которая «сработала», войдя в сопло.) Понимаю, что такое предположение звучит, быть может, нелепо, но, во-первых, капитан Тернер в «Юс форс джорнэл» ещё несколько лет назад написал о том, что гибель «Боинга» – это одна из операций американской разведки, а во-вторых, у меня есть собственное толкование на этот счёт.

Хочу, чтобы меня поняли правильно – я не настаиваю на своих предположениях относительно причин гибели лайнера, роли спецслужб, какой-то, наверное, существующей высокой договоренности между русскими и американцами по поводу этого инцидента. В конце концов, это не столь важно, хотя, наверное, и безумно интересно для поклонников детектива. Просто, будучи профессионалом, я наталкиваюсь на очевидные противоречия той красивой и стройной версии, которой настойчиво верят во всём мире уже почти восемь лет. После первых публикаций, посвящённых моему расследованию, ЦРУ, насколько мне известно, специально выясняло, не являюсь ли я, Мишель Бран, агентом КГБ. Я не являюсь агентом этого почтенного ведомства, я хочу лишь получить ответы на мои наивные вопросы по существу дела.

Версия М. Брана о том, что наши сбили американский самолёт-разведчик у острова Монерон, не выдерживает критики теми же аргументами, которыми он опровергает сбитие «Боинга» – нет трупов, и присутствуют вещи, нехарактерные для пассажирского самолёта. Ведь и у разведчика экипаж около 20 человек, а их тел тоже нет. Кроме этого, наши водолазы нашли очень много нетипичного барахла, к примеру, много старой, вышедшей из моды и порванной одежды, но застёгнутой на молнии и на все пуговицы – как будто со склада. Зачем она на самолёте-разведчике, зачем зонтики, пудреницы?

Но, как видите, М. Бран сообщил факты, на которые упорно не реагировал ЦК КПСС, – то, что «Боинг» связывался с японскими диспетчерами ещё и через 50 минут после «официальной» гибели, и то, что в обломках самолёта найден стабилизатор американской ракеты, что прямо говорит о том, что «Боинг-747» был добит американскими истребителями.

Сам Бран откровенно говорить боится, что он уклоняется от определённости – это беда узких специалистов. Он может поставить себя на место пилота «Боинга», а на место Рейгана – нет. А чтобы разобраться в этом случае, необходимо ставить себя только на место Рейгана, только в этом случае можно получить ответы на все вопросы.

Предположим, Рейган согласовал шпионскую акцию – пролёт «Боинга-747» с ничего не подозревающими пассажирами над советской территорией. В этом случае сценарии развития событий с точки зрения постановщиков могли быть таковы:

  1. Самолёт благополучно выполняет задание, лётчик проводит его сквозь ПВО, а если и встречает перехватчики, то те побоятся атаковать пассажирский самолёт. Этот вариант хорош для экипажа, но плох для Рейгана. Пассажиры поднимут вой, когда узнают, какому риску подвергались. Авиакомпания начнёт допрашивать экипаж и т.д. и т.п. Как ни странно, но шпионскую суть полёта будет трудно скрыть – не отстранишь, скажем, от расследования Национальное агентство по безопасности на транспорте. Раз нет трупов, то всё внимание публики сосредоточится только на самом маршруте полёта.
  2. Наши лётчики сбивают корейца, и он гибнет. Скорее всего, это должно было казаться Рейгану наиболее вероятным. Ведь американские самолёты-разведчики регулярно провоцировали нашу ПВО – демонстрировали намерение нарушить советское воздушное пространство и, дождавшись подъёма в воздух наших истребителей, отворачивали в сторону. Достаточно сказать, что подполковник Осипович, подбивший «Боинг», за 10 лет службы на Сахалине более тысячи раз поднимался в воздух на перехват. Войска были обозлены американской наглостью, а те это наверняка знали. И этот вариант для Рейгана самый лучший. Помимо шпионских, он давал политические дивиденды – легче было уговорить союзников из НАТО на размещение дополнительных ракет в Европе.
  3. Самый отвратительный, самый неприемлемый вариант – если «Боинг» будет подбит, погибнут или получат ранение люди, а он всё же дотянет до аэродрома в Японии или Корее или совершит вынужденную посадку. Вот тут скрыть ничего не удастся: пассажиры не дадут. А ведь среди них был даже конгрессмен США. Их нельзя будет натравить на СССР, они сосредоточатся на том, кто послал их на это минное поле. И это было бы не только политической смертью Рейгана, но в своем развитии, возможно, и НАТО, и роли США в мире. Поскольку всё же цинизм США в деле корейского авиалайнера просто ни с чем несравним.

Очевидно, на месте Рейгана следовало бы подстраховаться от нежелательных вариантов:

  • во-первых, иметь наготове истребители, которые, безусловно, не дадут долететь до аэродрома подбитому «Боингу», а возможно, и неповрежденному.
  • во-вторых, спрятать по возможности место падения, поскольку при спасательных работах может выясниться то, что и так, по чистой случайности, выяснилось, чьей ракетой сбит самолёт. А для этого необходимо сымитировать ложное место аварии, на котором бы работали спасатели, недоумевая – а где же трупы? По крайней мере, такое ложное место отвлекло бы на долгое время силы от поиска настоящего места катастрофы. Для этого был взорван в мелкие клочья какой-то самолёт или его детали, часть обломков вместе с тряпьём и барахлом загрузили либо в грузовой самолёт, либо на судно и сбросили там, где «Боинг» снижался и на поверхности моря плавали опавшие с него при взрыве советских ракет обломки. Этим, кстати, и объясняется, что обломки, найденные на дне, были очень маленькие. «Боинг-747» – самый большой в мире на тот момент самолёт. Его целостные фрагменты ни в какой другой самолёт не влезали, и выбросить их в море с борта самолёта было бы невозможно.

Эта версия, в отличие от версии М. Брана, объясняет в случае с корейским авиалайнером многое. И СССР без проблем мог бы пойти в атаку на Запад, мог бы добиться поиска авиалайнера там, где он упал. Ведь у нас в спецслужбах работали отнюдь не дураки – послали же наши самолёты в разведку к месту действительного падения «Боинга».

Почему же тогда ЦК КПСС не повёл в атаку советских пропагандистов? Ведь по общепризнанному уголовному праву, нет трупа – нет убийства. Трупов не было, зачем же ЦК КПСС возложил вину за убийство на СССР? Почему не возложил хотя бы на тех, кто не оказал подбитому «Боингу» помощь и не принял мер к спасению людей – ведь «Боинг» летел после атаки Осиповича ещё минимум 50 минут? Почему пресса СССР не стала публично обсуждать версию о том, что его добили американцы?

Нераскрытые тайны: зачем корейский Boeing нарушил границы СССР?

В каком году и кто сбил пассажирский Боинг корейский авиакомпании?

Мистификация и реальность: переговоры лётчика, действия Осиповича, расследование авиакатастрофы.

Правдивая история о том, как в 1983 году над Сахалином был сбит корейский Боинг.