Торквемада - самый жестокий инквизитор за всю историю церковных судов

Инквизиция (от лат. inquisitio - расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13-19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным - инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). В ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение инквизиции. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой инквизиции и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали инквизицию бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Пытки инквизиции были самыми разнообразными. Жестокость и изобретательность инквизиторов поражают воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Представляем вашему вниманию описание некоторых известных орудий пыток.


«Кресло допроса» применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем. Железное кресло быстро нагревалось, вызывая сильные ожоги. Во время допроса жертве могли протыкать конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.

Дыба-ложе


Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.


Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания. Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.


Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции.




Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к «Аисту» переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезалось в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.


«Стул инквизиции», известный под названием «стул ведьмы», высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (inslеtрlаster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.


По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение «Бдения» явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает - это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. Но «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные, иногда крайне жестокие формы.



Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину - то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».


Эта пытка очень похожа на «пытку бдением». Отличие в том, что основным элементом устройства является заостренный угол клиновидной формы, выполненный из металла или твердых пород дерева. Допрашиваемого подвешивали над острым углом, так чтобы этот угол упирался в промежность. Разновидностью использования «осла» является привязывание груза к ногам допрашиваемого, связанного и зафиксированного на остром углу.

Упрощенным видом «Испанского осла» можно считать натянутую жесткую веревку или металлический трос, называемый «Кобылой», чаще такой вид орудия применяется к женщинам. Протянутую между ног веревку задирают как можно выше и растирают до крови половые органы. Вид пыток с веревкой довольно эффективен, поскольку применяется к наиболее чувствительным частям тела.

Жаровня


В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.


Для того чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.


Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенные так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в его книге «bilder aus der deutschen vergangenheit». Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.

Колесование


Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

Для колесования также применялись вертикально установленные колеса.



Колесование очень популярная система, как пыток, так и казни. Оно применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая была разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре - в таком случае смерть наступала быстро. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер из Гаштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.

Пресс для конечностей или «Коленодробилка»


Разнообразные приспособления для дробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, из-за которых жертва истекала кровью.


«Испанский сапог» был своеобразным проявлением «инженерного гения», так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический «Испанский сапог», снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.


«Железный башмак» - близкий родственник «испанского сапога». В этом случае палач «работал» не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Слишком усердное применение устройства обычно заканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.


Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.


Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена и при всяком социальном строе. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как «божественное возмездие». Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед «судом народа»: кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень - тикое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.


Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван «Троном». Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование «Трона» позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование «Трона» не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных пытали также водой и каленым железом.


Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности, руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


Жестокий инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Заслуживает доверия утверждение, что Крест был изобретен в Австрии в XVI -XVII веках. Это следует из книги «Правосудие в старые времена» из собрания Музея правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Очень похожая модель, которая находилась в башне замка в Зальцбурге (Австрия), упомянута в одном из наиболее подробных описаний.


Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти.


Шейная ловушка - кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление.


Этот инструмент действительно напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись «Я отрекаюсь».


Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговоренным к сожжению на костре, особенно на большой публичной церемонии, называемой Аутодафе, когда еретики сжигались десятками. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжен в Риме на площади Кампо дей Фьори в 1600 году с железным кляпом во рту. Кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.


Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.


Познакомится с этим предметом имели шанс женщины, согрешившие абортом или прелюбодеянем. Раскалив добела его острые зубцы, палач разрывал на куски грудь жертвы. В некоторых районах Франции и Германии вплоть до 19 века этот инструмент называли «Тарантулом» или «Испанским пауком».


Это устройство вводили в рот, анальное отверстие или влагалище, и при закручивании винта сегменты «груши» максимально раскрывались. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти. В раскрытом состоянии острые концы сегментов впивались в стенку прямой кишки, в глотку или шейку матки. Эта пытка предназначалась для гомосексуалистов, богохульников и женщин, сделавших аборты или согрешивших с Дьяволом.

Клетки


Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко. Часто размер отверстия на дне клетки было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Иногда грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду. В жару грешника могли повесить в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.


Ни одно имя не связано с историей испанской инквизиции столь тесно, как имя Томаса Торквемады , и мало кто не слышал о нем. Кажется странным, что этот человек, до пятидесяти лет мало кому известный, в следующие двадцать лет своей жизни оставил такой заметный след в истории.
Характерно, что одни относились и относятся к этому человеку со страхом или ненавистью, у других же он вызывает восхищение. Торквемаду называли палачом, но также светом Испании и «славойордена доминиканцев».

С юных лет Томас отличался благочестием и склонностью к аскетизму. Он был очень прилежным и способным студентом и очень рано получил степень доктора богословия и философии.
Однако, сделав блестящую ученую карьеру, юноша, помнивший о том, что считал своим призванием, объявил родителям о своем желании стать монахом-доминиканцем. Благодаря своему благочестию Торквемада приобрел известность, и Изабелла, в то время просто сестра короля, пригласила его в качестве своего духовника.

Рассказывают (хотя, возможно, эта история была сочинена впоследствии), что Торквемада, став духовником Изабеллы, добился от нее обещания, что она, если станет королевой, учредит в Испании инквизицию. Она и была учреждена, и Торквемада стал одним из людей, которые более всего способствовали усилению и учреждению этого ужасного института.

Судя по всему, Торквемада был искренним человеком. В отличие от многих слуг церкви он не стремился к богатству, а власть была ему нужна ради установления в стране единой католической веры.
Было у Торквемады и еще одно свойство, далекое от святости, — его ненависть к иудеям, более фанатичная, чем даже к протестантам и морискам (испанским мусульманам, обращенным в христианство). Почему Торквемада получил прозвище Бич Иудеев? Почему он преследовал их с особым фанатизмом, даже большим, чем других людей, не разделявших его веры?
Став Великим инквизитором, Торквемада сразу же начал реформировать существующие законы об инквизиции и создал «Указания» из двадцати восьми статей.
Начинал он с описания процедуры создания инквизиции в тех местах, где ее прежде не было. Все население при открытии следовало собрать в храмах в воскресный или праздничный день. После произнесения проповеди все верные христиане должны были присягнуть на кресте и Евангелии, что будут содействовать инквизиции и не чинить ей препятствий.
После этого устанавливался «период милости» на тридцать-сорок дней, В течение этого времени все еретики и отступники, в том числе тайно исповедовавшие иудаизм, должны были добровольно покаяться перед инквизиторами в своих грехах.

В этом случае, принимая по внимание искренность их раскаяния и то, что они рассказали не только о своих грехах, но и о грехах знакомых, с ними обходились милостиво.
Кроме того, от них могли потребовать за их проступок уплатить штраф в виде части своего имущества, чтобы употребить его на святые цели, например на войну короля и королевы против неверных в Гранаде. Наказания определялись местными инквизиторами на основе правил, разработанных Торквемадой.

Если же еретики не покаялись в течение этого «периода милости», а сделали это добровольно в дальнейшем, с ними все же могли еще поступить милосердно, то есть не применять смертную казнь.
В этом случае вся их собственность должна была конфисковаться инквизицией. Эти люди подлежали более суровым наказаниям, чем покаявшиеся ранее, вплоть до пожизненного заключения. Но искреннее раскаяние оз-начало сохранение их жизни.

Преследования еретиков достигли высшей точки к 1490 г., когда началось десятилетие, знаменательное для испанской истории. В 1492 г. Колумб открыл Америку, Торквемада изгнал иудеев из Испании, а Фердинанд и Изабелла изгнали мавров из Гранады, завершив тем самымРеконкисту в Испании.
Изгнание иудеев было важным событием в жизни Торквемады. Когда он видел эту жалкую армию беженцев, покидавших страну, которая была для них домом на протяжении веков, пытавшихся обрести новое жилье в неизвестных землях, не зная, как их там примут, то чувствовал, что дело его жизни завершено.
Пока Торквемада укреплял власть инквизиции, гражданские суды перешли под юрисдикцию церкви. Те судьи, которые не соглашались с Торквемадой, были осуждены за ересь и подвергнуты публичным, хоть и не очень суровым наказаниям.

Торквемада подверг иудеев изгнанию, но это не означало, что он перестал преследовать этот несчастный народ.
Несмотря на то что, вероятно, в его жилах текла еврейская кровь (через бабушку по отцу), он не оставил в покое даже окрестившихся иудеев.

Торквемада сделал инквизицию такой, какой она стала. Никто, даже очень могущественный, даже папа Александр VI, не мог его сместить. Он был более страшным и грозным ревнителем веры, чем Александр. Но к 1496 г. его здоровье стало таким слабым, что он больше не мог оставаться у власти.
За пять месяцев до кончины Торквемада вызвал главного инквизитора Авилы и передал ему ряд дальнейших инструкций, приготовленных для исполнения инквизицией.

Это был четвертый свод «Указаний», изданный Торквемадой; другие появились в 1484, 1485 и 1488 гг. Последний свод, от мая 1498 г., состоял из шестнадцати пунктов, главными из которых были первые девять.

  1. В каждом суде должно быть по два инквизитора, и один из них должен быть юристом, а другой богословом. Они должны действовать сообща при вынесении судебного приговора или при пытке; и они обязаны вместе оглашать имена свидетелей.
  2. Служащим инквизиции не позволяется применять орудия пытки там, где это запрещено.
  3. Никто не может быть арестован без обоснованного доказательства вины, а судебные разбирательства должны проводиться как можно скорее, а не затягиваться на длительные сроки (как в деле в Ла-Гардии).
  4. Дела в отношении умерших должны разрешаться быстро, поскольку задержки причиняют большие страдания детям этих людей, так как им запрещается вступать в брак до окончательного рассмотрения дел их родителей.
  5. Денежные взимания не зависят от состояния казны инквизиции. (В прошлом, когда средства инквизиции оскудевали, взимания возрастали.)
  6. Личные денежные взимания и тюремное заключение не могут искупляться уплатой штрафа; и только Великий инквизитор может дать разрешение на отмену «санбенито» и освобождать детей от бремени родительских грехов.
  7. Инквизиторы должны также заботиться о том, чтобы исповедовавшиеся в своих грехах после ареста искренне раскаивались. При этом следствие не должно быть слишком длительным, а грехи не должны быть явным непослушанием закону и должны арестованным ясно осознаваться.
  8. Инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей.
  9. В суде не должно быть людей, состоящих между собой в родственных или деловых отношениях.

Это были последние указания Торквемады, и можно подумать, что телесные страдания смягчили нрав Великого инквизитора. Но некоторая внешняя «демократизация» судебных разбирательств в отношении еретиков никак не касалась главных, основополагающих принципов работы инквизиции.

Он скончался 16 сентября 1498 г. и был похоронен в часовне построенного им монастыря.
Невозможно даже осознать степень воздействия, которое оказал этот человек на историю Испании. Он избавил Испанию от папского влияния и сыграл важнейшую роль в формировании великого независимого государства. Его называли спасителем Испании. Но несомненно и то, что колоссальные усилия, которые тратились Торквемадой на создание инквизиции, нанесли огромный ущерб этому государству.

Его жизнь была полна противоречий. Одни считали его светочем Испании, другие — самым жестоким из фанатиков, когда-либо живших на земле. В нем странным образом уживались противоположные качества.
Объединение Испании и временный рост ее могущества, что в значительной мере является заслугой Торквемады, сочетались с деятельностью инквизиции, созданной его волей и по его замыслу, которая сыграла значительную роль в разрушении могущества Испании.

Льоренте писал, что между 1483-м и 1498 г., когда Торквемада был у власти, 8800 человек были убиты и 96 504 человека пострадали от тяжелых наказаний. Некоторые историки приводят иную цифру — 10 000 сожженных.

Филипп II, обожавший Торквемаду, поскольку у них были сходные характеры, перевез останки Великого инквизитора из его скромной могилы и с почестями захоронил их в соборе.
Могила сохранялась до 1836 г., потом ее разграбили, и она разрушилась. Так Торквемада, заставивший стольких людей страдать, был посмертно ограблен; и ему, вытащившему многих из могил, надругавшемуся над их останками, суждена была такая же участь.

Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.

Томас де Торквемада (рожд. 14 октября 1420 г. – смерть 16 сентября 1498 г.) — великий инквизитор Испании. Смог реорганизовать и расширить деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев и мавров из Испании. Проявлял чудовищную жестокость в отношении всех, кто не был католиком или подозревался в этом.

Есть предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течении долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В конце концов он выбрал Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили Великим инквизитором.

Биография Торквемады

В действительности, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Как видно, в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что .


Томас Торквемада — сын небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, вероятно, была толика еврейской крови. Томас родился около 1420 года в Вальядолиде (согласно другим источникам – в Сеговии). Дядя будущего главы испанской инквизиции, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее вероятно могло предопределить судьбу Томаса. Еще в юности он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему стали стекаться окрестные жители, желающие исповедаться.

Приор в монастыре Санта-Крус

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Лишь в 1452 году он дал свое согласие принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно там он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, несут угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Судьбоносная встреча

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Узнав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла захотела сделать его своим духовником. Это событие на много десятков лет предопределило будущую политику испанского двора. Однако вначале будущему инквизитору довелось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего тогда короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под таким предлогом духовенство, недолюбливающее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а монарх всячески старался препятствовать этому. В борьбе претендентов за корону горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся при ее поддержке реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он неоднократно обращался, оставался глух к его предложениям.

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская

Рост влияния Торквемады

Именно Торквемада смог убедить Изабеллу отказаться от брака с португальским королем и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 года принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании был и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, однако после того как он умер в 1475 году знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. Как результат, оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская чета находилась под сильным влиянием духовника королевы. Незря Торквемаду часто называли «монархом королей». Он смог убедить королевскую семью в том, что в государстве процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан негативно влияет соседство с евреями и маврами. Духовник предложил план борьбы с этими явлениями, при помощи инквизиции.

Великий инквизитор Испании

1483 год — Торквемаду назначили Великим инквизитором Испании. Он сам занимался разработкой структуры органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название его было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял из себя совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы были отдельные трибуналы во всех регионах державы, которые вели расследования и выносили приговоры. При помощи Супремы Торквемада развязал кровавый террор в государстве. Уникальная система преследования и уничтожений инакомыслия, а в конечном счете собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считали все: свободу мысли, занятие поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали все государство, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тысяч доминиканцев и 20 тысяч фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Армандады, подчинявшейся королю и Великому инквизитору. Перу Торквемады принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он в подробностях расписал, как именно необходимо искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. д. У жертвы практически не было ни единого шанса оправдаться. Ведь великий инквизитор благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, использовавшиеся в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была по сути направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже покойники: прах заподозренных в ереси извлекался из могил и также сжигался.

Задолго до Гитлера Томас Торквемада стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

Изгнание еретиков из Испании

1492 год, 31 марта — евреям повелели креститься или оставить государство. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…»

Услыхав о золоте, Фердинанд начал колебаться, но Торквемада пришел к королевской чете с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за 30 сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за 300 000. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но больше всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, которые поступали в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Потому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались по сути нищими.

1492 год — Испанию были вынуждены покинуть 160–170 тыс. евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги превратили в церкви. Тех же, кто крестился, начали называть маранами. Инквизиция не переставала их преследовать. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 году, который стал роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Великий инквизитор, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Торквемада пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне осознанно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а после и всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Испанская инквизиция

Фанатик-инквизитор ненавидимый всеми

Особую ненависть инквизитора вызывали книги. Он приказал уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Великого инквизитора вызвали острую критику даже в Ватикане. Как видно, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Торквемадой. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье инквизитора, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Так папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Но это, нисколько не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он это знал и боялся покушения, потому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночами его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не мог бы подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома фанатик-инквизитор все время держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

В конце 1494 года слабое здоровье заставило Томаса Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он не переставал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и скончался 16 сентября 1498 года.

Жуткие последствия правления Великого инквизитора

Результаты безраздельного правления Томаса Торквемады, который смог добиться огромной политической власти в Испании, были чудовищными. На основе документов, дошедших до наших дней, установлено, что в 10-ти летний период правления Торквемады было сожжено живыми более 16 тыс. человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тыс. человек, брошены в темницу 100 тыс. человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании в то время проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность инквизитора поспособствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате в 1492 году спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 году в Валенсии.

100 знаменитых тиранов Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

(ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)

Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по отношению ко всем, кто не был католиком или подозревался в этом.

Существует предание о том, что дьявол решил какое-то время провести среди людей и долгое время искал человека, чтобы вселиться в него. Наконец он выбрал Торквемаду и несколько десятилетий сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно в тот момент, когда монах был назначен Великим инквизитором.

И действительно, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Кажется, что в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что Гитлера.

Томас Торквемада был сыном небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, возможно, была толика еврейской крови. Будущий глава испанской инквизиции родился около 1420 г. в Вальядолиде (по другим источникам – в Сеговии). Его дядя, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее очевидно предопределило судьбу Томаса. Еще в юные годы он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему начали стекаться окрестные жители, желавшие исповедаться.

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Только в 1452 г. он согласился принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно здесь он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, представляют угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Прослышав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла пожелала сделать его своим духовником. Это событие на многие десятилетия предопределило будущую политику испанского двора. Но сначала будущему инквизитору пришлось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего в то время короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под этим предлогом духовенство, не любившее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а король всячески препятствовал этому. В борьбе претендентов на престол горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся с ее помощью реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он не раз обращался, оставался глух к его предложениям.

Именно Торквемада убедил Изабеллу отказаться от брака с королем Португалии и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 г. принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании присутствовал и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, но после его смерти в 1475 г. знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. В результате оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская семья находилась под сильным влиянием духовника королевы. Недаром Торквемаду часто называли «монархом королей». Он сумел убедить королевскую чету в том, что в стране процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан отрицательно влияет соседство с евреями и маврами. Торквемада предложил план борьбы с этими явлениями, используя инквизицию.

В 1483 г. Торквемада был назначен Великим инквизитором Испании. Он сам разработал структуру органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название которого было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял собой совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы находились отдельные трибуналы во всех регионах страны, которые вели расследования и выносили приговоры. С помощью Супремы Торквемада развязал кровавый террор в стране. Уникальная система преследований и уничтожения инакомыслия, а в конечном итоге собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считалось все: свободная мысль, занятая поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали всю страну, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тыс. доминиканцев и 20 тыс. фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Арманд ад ы, которая подчинялась королю и Великому инквизитору. Перу Великого инквизитора принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он подробно расписал, как именно следует искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. п. У жертвы практически не было шансов оправдаться. Ведь Торквемада благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, которые использовались в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была фактически направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже мертвые: прах заподозренных в ереси извлекали из могил и тоже сжигали.

Задолго до Гитлера Великий инквизитор стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

31 марта 1492 г. евреям повелели креститься или оставить страну. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…» Услышав о золоте, Фердинанд заколебался, но Торквемада пришел к королю и королеве с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но более всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, поступавших в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Поэтому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались практически нищими.

В 1492 г. Испанию покинули 160–170 тысяч евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги были превращены в церкви. Тех же, кто крестился, стали называть маранами. Инквизиция продолжала их преследование. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 г., ставшем роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Торквемада, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Великий инквизитор пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне сознательно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а затем всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Особую ненависть Торквемады вызывали книги. Он велел уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Торквемады вызвали острую критику даже в Ватикане. Видимо, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Великим инквизитором. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье Торквемады, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Таким образом папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Это, однако, ничуть не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он знал об этом и боялся покушения, поэтому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночью его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не смог подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома Торквемада постоянно держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

К концу 1494 г. слабое здоровье заставило Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он продолжал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и умер 16 сентября 1498 г.

Результаты безраздельного правления Великого инквизитора, добившегося огромной политической власти в Испании, были чудовищны. На основе документов, сохранившихся до наших дней, установлено, что в десятилетний период правления Торквемады было сожжено живыми свыше 16 тысяч человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тысяч человек, брошены в темницу 100 тысяч человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании того времени проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность Торквемады способствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате открытия в 1492 г. Америки спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 г. в Валенсии.

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Томас Торквемада (“Великий Инквизитор”). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции автора Барро Михаил

Глава III. Торквемада, мавры и евреи Торквемада – объединитель Испании. – Мавры и их культура. – Влияние их на испанцев. – Начало освобождения испанцев и нетерпимость. – Торквемада как представитель своей эпохи. – Евреи в Испании. – Начало преследований евреев. –

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

46. Сэр Томас Мор?- жене (1535 г.) Мне ведомо, как пламя очага Приветливый уют струит по дому, Как тень скользит по потолку ночному, Как мне улыбка близких дорога. И знаю я, как холодны снега, Как ветер треплет рощу, что солому, Как заметает путь и верховому И пешему жестокая

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Манн Слово о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, которым был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком,

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги автора

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, имел еврейские корни. Говорят о еврейских корнях Адольфа Гитлера, но доказательств этому нет, а вот у другого обидчика этой нации Торквемады, еврейская кровь точно была.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…