Тема: Корпоративный налоговый менеджмент. Корпоративный налоговый менеджмент

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

Глава 1. Теория налогового менеджмента

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

Из книги Управление рисками, аудит и внутренний контроль автора Филатов Александр Александрович

3. Основы организации налогового менеджмента Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро– и микроуровне обусловила выделение в общей системе налогового менеджмента двух звеньев – государственного и корпоративного.В рамках государственного

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

4. Элементы налогового менеджмента как системы управления Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:– организация управления налоговым процессом;– налоговое

Из книги автора

Из книги автора

Глава 3. Основы корпоративного налогового менеджмента 1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом

Из книги автора

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод

Из книги автора

Из книги автора

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с

Из книги автора

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.Налоговое планирование на

Из книги автора

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления

Из книги автора

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к

Из книги автора

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в

Из книги автора

2.2.1. Стандартизированные модели менеджмента в системе корпоративного управления На уровне организации любые стандартизированные решения на системы менеджмента попадают в одну среду и должны подчиняться единым нормам корпоративного управления. Рис. 22 иллюстрирует

Из книги автора

3. Структура корпоративного управления и менеджмента российских компаний Российская система управления акционерным обществом сложилась на основе применения практики, использующейся компаниями, ведущими свою деятельность в поле континентального и общего права. Общие

Из книги автора

Часть I. Элементы организаций и менеджмента Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. Значительная часть исследуемой территории будет для вас незнакомой или даже противоречащей тому, что мы, как нам кажется, знаем. Еще больше осложняют дело ограниченные время и

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Государствен­ный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три вза­имодействующие сферы:

1) налоговое прогнозирование (планирование);

2) налоговое регулирование;

3) налоговый контроль.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью примене­ния санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уров­ней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обяза­тельств.

Государственный прогноз положен в основу нало­говой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оп­тимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.

Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) - это выработка и оцен­ка управленческих решений исходя из целевых установок организа­ции и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использо­вания всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рам­ках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том чис­ле путем снижения налогов.

Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуще­ствляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достовер­ности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление на­логовых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

11.2 Налоговое планирование на предприятиях

Последовательность налого­вого планирования состоит из восьми процедур.

1. Формиро­вание налогового поля . Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, харак­теризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (пара­метров):


Источник платежа (статья расходов);

Бухгалтерская проводка;

Налогооблагаемая база;

Ставка налога;

Сроки уплаты;

Пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

Реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

Льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все пре­доставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использова­ния льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законода­тельства формируется система договорных отношений (договорное поле ).
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа,
возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с
точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.

3.Подбираются типичные хозяйственные операции , которые пред­стоит выполнять предприятию.

4.Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, дого­ворных и хозяйственных наработок.

5.Выбираются наилучшие варианты , которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения финансового и налого­вого учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуще­ствляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размеще­ние активов и прибыли предприятия.

8.Определяются альтернативные способы учетной политики орга­низации.

Осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Как и менеджмент вообще налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с . Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений:

  • управление выручкой;
  • контроль ;
  • управление ликвидностью;
  • управление ;
  • управление ;
  • управление внебалансовой деятельностью.

Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Финансовый менеджер принимает решения трех видов:

  • об инвестициях, определяющих размер и структуру активов фирмы (И);
  • о финансировании, т. е. о том, как привлечь необходимые для инвестирования средства (Ф);
  • о дивидендах (Д).

Эти решения определяют, максимизируется ли ценность фирмы (Ц) . Целевую функцию финансового менеджмента можно представить следующим образом:

mах Ц=f(И, Ф, Д).

Налоги учитываются при принятии финансовым менеджером любых решений, особенно если речь идет о налоге на прибыль (решение, касающееся нормы выплаты дивидендов). Уровнем объявленного дохода, в частности чистой прибылью (после уплаты налогов, платежей по займам, выплаты дивидендов по привилегированным акциям) в расчете на одну обыкновенную акцию, определяется курс акций. В упрощенной форме это выглядит как:

КА t =Ц/ДхЧПА,

  • где КА t -текущий (для периода t) курс акций;
  • Ц/Д -отраслевой коэффициент, характеризующий отношение цены акции к доходу на нее;
  • ЧПА -чистая прибыль на обыкновенную акцию фирмы.

Чтобы максимизировать курс акций, менеджерам нужно максимизировать ЧПА, т. е. поток наличности, или минимизировать налоги.

Чистая, т. е. за минусом налогов, прибыль как результат налогового менеджмента определяет эффективность финансового менеджмента. В мировой практике для оценки эффективности финансового менеджмента используется показатель экономической добавленной стоимости (economic value added, EVA-ЭДС). В системе национальных счетов добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью производства, выраженной в рыночных ценах, и затратами производителя на промежуточное потребление. Добавленная стоимость на уровне отдельной фирмы состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли.

ЭДС определяется как:

ЭДС=(r — k)хK,

  • где r -прибыль на капитал (чистая прибыль в процентах к средствам акционеров);
  • k -доля инвестированного капитала;
  • K -средний совокупный капитал.

То, что налоговый менеджмент есть часть финансового менеджмента, отражается и на функциях налогового менеджмента. Сущность менеджмента проявляется в выполняемых им функциях планирования, организации, мотивации и контроля. В процессе их осуществления находят свое выражение также финансовая (распределительная, контрольная) и налоговая (фискальная, регулирующая) функции.

См.также: См.также:

При окончательном выборе места базирования компании учитывается не только абсолютный уровень налогов, но и другие особенности налогового законодательства, возможность безналогового перевода доходов из одной отрасли в другую, условия существующих налоговых соглашений и т. д. К примеру, при равном уровне ставки корпорационного налога в США и Нидерландах для американских владельцев патентов выгоднее передавать их по лицензиям американским же фирмам через организуемые ими компании в Нидерландах и их филиалы на нидерландских Антильских островах (так называемый «голландский сэндвич»): экономия возникает по причине безналогового перевода доходов в США, так как доходы нерезидентов от продажи патентов, ноу-хау и т. п. в Нидерландах не облагаются налогом.

Налогообложение международной компании, действующей в нескольких странах, когда субъектами налоговой политики выступают несколько государств, опирается на ряд сложившихся положений. Два из них-оценка и распределение между странами налогооблагаемых доходов либо по принципу территориальности, либо по принципу резидентности. По территориальному принципу государство облагает налогами только доходы, получаемые на его территории, не взимая налоги с доходов, получаемых его резидентами в других странах. По принципу резидентности государство облагает налогами все местные и зарубежные доходы своих резидентов.

Возникающие противоречия устраняются обычно заключением межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и защите зарубежных инвестиций. Основными методами освобождения от двойного налогообложения являются:

  • включение в одной стране в налогооблагаемый доход лица его дохода за вычетом налогов, уплаченных им в другой стране;
  • соглашение между странами о том, что только одна из них облагает доход налогом;
  • система кредитов, которая позволяет одной стране открывать под взимаемый ею налог кредит в другой стране за уплаченный в ней налог.

При применении и принципа территориальности, и принципа резидентности различия в налоговых нормах между странами могут обеспечить международной компании возможность избежать режима обложения на основе неограниченной налоговой ответственности (т.е. обложения по всем доходам из всех источников). Например, если образовать компанию в Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а управлять этой компанией из России, где критерием резидентности служит место образования компании, то такая компания не будет считаться резидентом ни в Великобритании, ни в России. Считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, она будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран.

Если страны ограничивают свои налоговые требования только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают налогом доходы, полученные из-за рубежа (это многие латиноамериканские страны, некоторые страны Африки, а также Франция и Швейцария), то, организовав компанию в одной из этих стран и рассредоточив ее деятельность по другим странам, где доходы облагаются по пониженным ставкам, можно сэкономить на налогах вследствие избежания обложения по совокупности доходов.

Эту схему можно дополнить посредническими компаниями в странах-налоговых убежищах, которые бы занимались заключением контрактов и оформлением сделок для международной компании в целом. На счета этих посредников можно зачислять основную долю доходов компании, что позволит снизить размер налоговых обязательств и в странах-источниках доходов.

Учреждаемые в странах налогового убежища дочерние компании и филиалы выполняют разнообразные функции: осуществляют портфельные и прямые инвестиции, торгово-посреднические операции по импорту и экспорту продукции, маркетингу, техническому обслуживанию.

Существуют два типа налогового убежища: территории, заключающие договоры об избежании двойного налогообложения со значительным числом стран, где налоги высоки (например, Кипр, Швейцария, Австрия и Нидерланды), и территории, которые не имеют соглашений об избежании двойного налогообложения (например, острова Джерси и Гернси в Ла-Манше, Багамские, Бермудские, Виргинские и Каймановы острова, остров Мэн, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Панама).

Рассматриваемые договоры кроме цели устранения двойного налогообложения имеют и вторую, не менее важную цель-борьбу с уклонением от уплаты налогов. Особая роль налоговых соглашений в этой сфере заключается в том, что они устанавливают основы и порядок сотрудничества налоговых органов разных стран. Если же договор об избежании двойного налогообложения не заключается, то государственная казна не обязана давать отчет или предоставлять информацию другой стране.

По состоянию на начало 2000г. Россия имела подобные соглашения с 44 странами. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных Российской Федерацией, дан в приложении 5.

Налоговые убежища как первого, так и второго типа, играют ключевую роль в налоговом менеджменте и политике защиты от банкротства во многих юрисдикциях. Создание офшорных компаний рассматривается зарубежными бизнесменами как развертывание своеобразной запасной площадки бизнеса на случай банкротства, рэкета, судебных преследований и т.п.

Поскольку перемещение финансовых ресурсов и налогов происходит в странах с разными денежными системами, правовыми, политическими, социальными и культурными особенностями, сфере управления налогами международных фирм внутренне присущи специфические риски, связанные, в частности, с политической ситуацией, обменным курсом валют и системными различиями. Под политическими опасностями подразумеваются экспроприация, национализация и возможное вмешательство местного правительства в деятельность дочерней фирмы, чреватые потерями для материнской компании. Под экономическими опасностями подразумеваются прежде всего инфляция и валютный риск.

При выборе налогового убежища или финансового центра офшор необходимо принимать во внимание политическую и экономическую стабильность территории, учитывать разные варианты возможного состояния внешней среды. Важно, чтобы такая территория имела правила по контролю за обменом валюты и владельцы компаний могли оставаться анонимными; также не должно быть необходимости принудительной регистрации заключенных там договоров о кредитовании.

Задачи второй стадии налогового менеджмента тесно связаны с задачами первой. Действительно, при размещении подразделений компании следует решить, будет ли это одна корпорация с отделениями в разных странах или сеть фирм с холдингом в стране, удобной для управления всей сетью, и, возможно, с посредническими компаниями в третьих странах, или просто группа компаний, связанных взаимным участием в капитале друг друга, без явно выделенного центра и т.д. Число вариантов зависит от поставленных целей.

При решении вопроса о том, какой организационно-правовой форме зарубежного предпринимательства отдать предпочтение, учитываются три фактора:

  • правовое регулирование создания и основной деятельности компании;
  • сравнительный уровень налогообложения прибыли;
  • расходы на создание и содержание зарубежной фирмы.

Для российских инвесторов, особенно из числа малых и средних фирм, распространенной практикой зарубежного предпринимательства является создание предприятий с участием иностранного капитала. Наибольшее число таких предприятий создано с США, Германией, Китаем, Украиной, Великобританией и Финляндией.

Все большее развитие получает в России и такая практика зарубежного предпринимательства, как образование российских зарубежных филиалов или дочерних компаний.

Основное различие между филиалами и дочерними компаниями состоит в том, что филиалы находятся на балансе материнских компаний и не являются юридическими лицами, тогда как дочерние компании регистрируются как самостоятельные организации с собственным балансом, имеющие обособленное имущество, принадлежащее им на праве собственности.

В соответствии с законодательством большинства стран к филиалам применяется более строгий, чем к дочерним компаниям, налоговый режим. Так, по налоговому законодательству США только возвратившиеся на родину доходы от дочерних компаний являются предметом налогообложения. Напротив, все доходы зарубежных филиалов-предмет полного налогообложения. Налоговый стимул побуждает учреждать дочерние компании в странах с низкими налогами и возвращать на родину материнской компании в США возможно меньшие доходы в виде дивидендов. Поэтому в процессе налогового управления предпочтение следует отдавать дочерним компаниям. Для обеспечения высокой управляемости внутрифирменных систем при создании дочерних компаний за рубежом и разработке их производственных стратегий с налоговой точки зрения целесообразно образование дочерних компаний, которые сохраняли бы тесные связи с материнской компанией, поскольку в этом случае возникают внутрифирменные потоки материальных ценностей и услуг по трансфертным ценам, позволяющим проводить нужную финансовую политику.

Под материнской компанией понимается компания, которой принадлежит более половины капитала другой компании, называемой дочерней или филиалом. Это определение вытекает из международных нормативных положений о компаниях. Тем не менее владение 20-30% (а иногда и менее) капитала какой-либо компании зачастую позволяет управлять ее деятельностью. Поэтому в общем счетном плане материнская компания определяется как компания, которая имеет дочернее отделение или филиал, зависящие от нее или находящиеся под ее управлением.

Во Франции, например, режим, позволяющий материнской компании и ее подразделению избежать двойного налогообложения дивидендов, предоставляется с того момента, когда доля участия материнской компании в капитале подразделения достигает 10%.

Итак, на первых двух стадиях налогового планирования выбираются территория действия и эффективные структуры офшорных компаний. Тем самым решаются организационные вопросы максимизации доходов на основе использования преимуществ внутрикорпорационного денежного потока перемещения капиталов, вывоза доходов за границу в налоговые убежища и финансовые офшорные центры. Конечно, для мелкого и среднего бизнеса, как отмечалось ранее, участие в зарубежной деятельности затруднено: образование дочерних компаний им часто не под силу. Но, как утверждает Иоахим Файерабенд, если дело гигантов бизнеса — крупномасштабные операции, то для мелких предпринимателей самым надежным путем строительства убежищ за границей остаются операции с недвижимостью.

Короткие продажи акций

В условиях нормального функционирования рынка ценных бумаг одним из методов налогового менеджмента являются короткие продажи акций и других ценных бумаг, представляющие собой продажи ценных бумаг, которые продавец не имеет в собственности на момент заключения сделки, или любые продажи, завершаемые передачей ценных бумаг, взятых продавцом в долг. Короткие продажи ценных бумаг позволяют легально переводить часть дохода из одного отчетного периода в другой и получать максимальную для предпринимательской деятельности выгоду.

В международной системе управления наличностью как один из способов финансовых трансфертов рассматривается и метод «лидз-энд-лэгз » (leads and lags), т. е. изменения в ритмичности международных расчетов с образованием разрыва между взысканием долговых требований и погашением долгов, так что одна из этих операций ускоряется, а другая, наоборот, задерживается.

Расчеты по международной сделке осуществляются путем перевода денежных средств, сопровождаемого обменом валюты (дебитор взамен своей национальной валюты получает необходимую ему сумму в валюте платежа).

Срок, отделяющий заключение сделки от платежа, меняется в зависимости от характера операции и определяется торговой практикой. Изменение срока, отделяющего заключение сделки от платежа, означает изменение объема предоставляемых или получаемых коммерческих кредитов и вызывает значительные колебания спроса и предложения валют на валютном рынке.

Эти искусственные ускорения или задержки внешнеторговых платежей-одна из самых распространенных форм перемещения капиталов. Когда прогнозы неблагоприятны для курса той или иной валюты, достаточно, чтобы экспортеры отложили на некоторое время обмен своих денежных поступлений, а импортеры ускорили покупку необходимой для их платежей валюты, и значительная масса капиталов переместится из данной валютной формы в другую (при благоприятном прогнозе произойдет обратное).

Для предприятия волевое изменение ритмичности взыскания долговых требований и погашения долгов может быть способом управления его наличными средствами.

Данный метод позволяет не только более гибко управлять поступлениями и расходами, но и извлекать прибыль из изменения паритета иностранных валют. Этот метод систематически применяется в рамках ТНК, которые по своей природе располагают огромными возможностями конвертировать одну валюту в другую и обладают большими средствами для маневрирования. Метод управления наличностью «лидз-энд-лэгз» аналогичен спекуляции.

Он может быть широко использован и в налоговом менеджменте на предприятии с участием иностранного капитала, когда в результате ускорения платежей предприятия в пользу иностранного участника по финансовым и коммерческим операциям и соответственно замедления платежей со стороны этого зарубежного партнера предприятие недополучает, например, суммы процентов на свои активы по сравнению с обычным порядком расчетов, что уменьшает его доходы, а значит, и размер налоговых отчислений.

Одним из методов финансовых трансфертов в налоговом менеджменте является и толлинг . Толлинг — это форма сотрудничества компаний разных стран, при которой компания одной страны передает компании в другой стране сырье, комплектующие изделия на дальнейшую переработку или доработку, а затем получает обратно продукт, изготовленный из переданного сырья. При этом, как правило, товар освобождается от таможенных пошлин и, таким образом, находящаяся в толлинговом обороте продукция выходит из-под налогообложения.

Налоговый менеджмент налогоплательщика – это процесс управления налогами предприятия, регулирующий финансовые взаимоотношения налогоплательщика-предприятия с государством; это составная часть системы управления финансами предприятия.

Налоговая система государства - это фактор внешней среды для хозяйствующих субъектов. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут рост некоторых расходов предприятия и сокращения его прибыли, в результате снижается эффективность хозяйственной деятельности, кроме того рост расходов налоговые обязательства приводят к росту цен, снижению спроса потребителей.

Классификация видов налогового менеджмента налогоплательщика-организации:

1)в зависимости от масштабов деятельности:

· Национальный – в границах одного государства;

· Международный – при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

2)в зависимости от решаемых задач:

· Внешний – при заключении различных сделок с партнерами, контрагентами;

· Внутренний – внутрихозяйственный.

3)в зависимости от длительности периода:

· Тактический – повседневное, оперативное управлении;

· Стратегический – при разработке инвестиционных проектов, расширении и диверсификации бизнеса.

4)в зависимости от уровня правовой культуры:

· Легальный – в бизнесе, отраженном в официальной отчетности выполненными при этом налоговыми обязательствами;

· Теневой.

Пути оптимизации налогового менеджмента:

1)Нелегальный – уклонение от уплаты налогов на основании сознательного использования наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения отчетности

2)Легальный – основан на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использования возможностей, предоставляемых законодательством

3)Полулегальный – использует недоработки и противоречия в действующих законах и нормативных актах.

Факторы оптимизации налогового менеджмента

· Внутренние

· Внешние

Внешние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Основные направления бюджетной, налоговой, инвестиционной политики государства

2. Состояние правопорядка в государстве и уровня правовой культуры

3. Налоговая юрисдикция территории регистрации налогоплательщика и места ведения деятельности

4. Организационно-правовая форма ведения бизнеса

5. Состав учредителей и порядок формирования уставного капитала

6. Вид экономической деятельности налогоплательщика

7. Система (режим) налогообложения

Внутренние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Учетная политика организации, разрабатываемая и принимаемая один раз в финансовый год



2. Разработка контрактных схем при осуществлении сделок

3. Определение структуры активов, подлежащих налогообложению, и порядка использования капитала

4. Создание подразделения (группы, отдела) налогового менеджмента в организации

5. Использование налоговых льгот по каждому из налогов, подлежащих уплате

НМ включает в себя следующие виды управленческой работы:

Ø Организация налогового и бухгалтерского учета на предприятии (Предполагает знание и толкование налогового законодательства, реагирование на постоянные изменения в нем, правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета)

Ø Контроль правильности налоговых расчетов, сроков отчетности и уплаты налогов (Исключение арифметических и счетных ошибок, применение налогового календаря для недопущения просрочки отчетности и уплаты налогов)

Ø Минимизации и оптимизации налогообложения (Анализ возможных форм сделок, договоров с учетом их налоговых последствий)

В практической действительности НМ реализуется посредством мер стратегического и тактического плана:

1. Мониторинг законодательных и нормативных правовых актов, оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий

2. Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики

3. Разработка четной политики предприятия с учетом действующего законодательства и налоговых последствий ее реализации

4. Расчет налоговых обязательств при разработке конкретных схем и управлении денежными потоками

5. Оценка рисков по различным видам действий и налоговых обязательств при наступлении форс-мажорных обстоятельств

6. Прогноз эффективности применения оптимизирующих мероприятий

Оперативные мероприятия НМ

1. Еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов

2. Разработка графика исполнения налоговых обязательств с учетом установленного налогового календаря и контроль его исполнения

3. Регулярный анализ и оценка эффективности применения налоговых минимизирующих схем

4. Защита интересов в налоговых органах, в арбитражном суде

НМ налогоплательщика состоит из функциональных элементов:

Ø Налоговое планирование на предприятии

Ø Организация налогового производства

Ø Налоговое регулирование

Ø Внутрифирменный налоговый контроль

Налоговое производство – это законодательно установленный порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком-организацией, предусматривающий две стадии:

Исчисление налогов;

Уплата налогов

Процесс исчисления налога включает следующие этапы:

· Определение объекта налога

· Расчет налоговой базы

· Выбор налоговой ставки

· Расчет суммы налога

· Отражение налоговых обязательств в бухгалтерском и налоговом учете

· Формирование и представление налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок

(знать 10 элементов налога)!!!будет тест

Порядок уплаты налога – это уплата суммы налога в полном объеме, в установленный срок, в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства РФ.

Конкретный порядок уплаты налога и сбора устанавливается законом применительно к каждому налогу и сбору.