Святые источники: история почитания и гонений. О святых источниках

Эта книга – четвертая в серии о святынях России. Из первой главы вы узнаете об истории почитания святых источников и о беспрецедентных гонениях на них в советское время. Во второй и третьей главах рассказывается о самых известных источниках России – тех, которые связаны с явлениями Богородицы или с именами великих святых. О святых колодцах пойдет речь в четвертой главе, в пятой – о святых ключах. Шестая глава посвящена святой воде озер.

Глава 1
Святые источники: история почитания и гонений

Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Свт. Димитрий Херсонский

Вода… Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники поклонялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы – Ганг, германцы – Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде – у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе… И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? <…> И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
(Числ. 20, 1–11).
Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почитался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны…
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеления. В Библии упоминается только один такой источник – Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей получили исцеление… Но загадки здесь нет. Эти чудеса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской… И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду… И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него
(Мф. 3, 1–16).
Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняются народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника – и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера – из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский († 1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верхнего озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский († 1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеждающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская история – история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история – «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал наводнение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Живоносный источник близ Константинополя?

Овечья купель и Живоносный источник

Эти два источника, наверное, самые знаменитые в истории человечества. Один из них относится к временам Ветхого Завета, другой – к периоду Нового.
О чудесном источнике рассказывает в Евангелии апостол Иоанн Богослов.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (Дом милосердия), при которой было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел
(Ин. 5, 2–9).
Тридцать восемь лет лежал этот человек в грязных ходах купальни у Овечьих ворот и не мог дождаться своей очереди на исцеление, а Иисус сделал его здоровым, сказав только «встань и ходи». Как же страдал человеческий род до Христа, какими же скупыми дарами проявлялась благодать в ветхозаветное время («Ангел Господень по временам сходил в купальню») и как легко получали люди ее дары после Его пришествия!

Перенесемся к другому источнику – новозаветному. Мы увидим просторный храм с четырьмя портиками, с куполом, «прекрасным, как небо, и блистающим, подобно огню». Свод храма украшен золотом, стены выложены мозаикой. Свет, попадающий в храм через сводчатые окна, отражается сводами и стенами и освещает его целиком. Внутри купола изображены чудеса Христа и Пресвятой Девы Марии, а на самой его середине изображен Живоносный источник и Богоматерь с Предвечным Младенцем на руках. Лик Богоматери, обращенный к воде, отражается в самом источнике, как в зеркале. Источник этот находится в середине храма. К нему ведут двадцать пять ступеней; прекрасная мраморная решетка предохраняет сходящих вниз от падения. У верхней части источника в мраморе сделано углубление, в которое втекает вода. Через скважины она устремляется в великолепный мраморный бассейн. У алтаря стоит каменная чаша, откуда люди черпают ковшом животворящую влагу… Это церковь Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Ее чудесный родник поистине был неисчерпаемым источником чудес благодати Божией в течение многих веков. И каждый, кто ежедневно сходил в него – первым, вторым или даже последним, – по вере своей получал исцеление.
История храма уходит корнями в первые века. Некогда в тех краях было место, посвященное Богородице, окруженное кипарисами и платанами. Посреди него находился источник, от воды которого совершалось много чудес. Но храма на этом месте долгое время не было; постепенно источник засорился, и место заглохло от кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.
Предание гласит, что в 450 году здесь проходил римский солдат по имени Лев. Он увидел слепого, блуждавшего по непроходимым местам. Чувство сострадания заставило его подать несчастному руку и вывести на тропинку, но слепец изнемогал от усталости, зноя и нестерпимой жажды и не мог стоять на ногах. Воин посадил его под дерево, а сам отправился на поиски воды для слепого. Долго искал он хоть какой-нибудь источник, но не находил его, и вдруг услышал голос: «Не трудись, Лев, искать воды далеко: она подле тебя». Устрашенный чудесным голосом, он начал осматривать место, чтобы отыскать указанную воду. Ее не было. И снова раздался голос: «Лев-царь, войди в эту густую рощу, возьми воды и утоли жажду страждущего, а тиной от источника помажь ему глаза. Тебе предстоит построить на месте сем храм, и Я буду внимать молитвам приходящих сюда и подавать исполнение всех прошений». В роще Лев действительно отыскал родник и, взяв от него воды и тины, поспешно отыскал слепца. Слепорожденный, помазав глаза тиной, прозрел и без проводника ушел в город, прославляя Богородицу.
После Маркиана Лев Макелл был возведен на византийский трон и стал императором Львом I. Он повелел очистить чудотворный источник и воздвиг на нем храм во имя Божией Матери, назвав его храмом Живоносного Источника. По сохранившимся свидетельствам, в источнике происходили исцеления от воспалений, переломов, немоты и глухоты, рака, проказы, паралича. Были случаи, когда умершие люди, омытые святой водой источника, воскресали…
Через сто лет после основания храма Живоносного Источника исцеление получил император Иустиниан. Он жестоко страдал от каменной болезни, но Богоматерь, явившись ему в ночном видении, послала его к Своему источнику. Исцелившись, он еще более украсил храм и основал здесь иноческую обитель.
Спустя несколько веков император Лев Мудрый возродил древний храм во всем блеске и установил празднование Обновления Храма Живоносного Источника. Чудеса, совершавшиеся здесь, были столь многочисленны, что Православная Церковь еще в древнее время установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери – в воспоминание исцелений, совершавшихся у Ее Живоносного источника.
Но вот со времен явления Божией Матери на источнике прошло около тысячи лет. В 1453 году Византия пала под ударами турок. Храм, бывший свидетелем множества великих чудес, был разрушен до основания. Его сокровища пошли на отделку мечети султана. Под землей и обломками исчез сам фундамент храма. Цветущая окрестность Живоносного источника была обращена в долину смерти – в кладбище мусульман. Сам источник почти заглох под грудой камней, турецкие часовые не пропускали к нему христиан.
Постепенно строгость этого запрета исчезла, и грекам разрешили построить здесь маленькую церковь. Паломничество возобновилось, вновь стали случаться чудесные исцеления, причем даже среди иноверцев. Но в 1821 году церковь разрушили, а источник засыпали. И еще раз христиане разгребли руины и очистили источник. Позднее здесь была найдена доска, полуистлевшая от сырости и времени, с записью десяти чудесных исцелений, которые произошли с 1824 по 1829 год.
Но вот пришли другие времена. При покровительстве Российской империи греки стали освобождаться от турецкого рабства. В годы правления султана Махмуда православные получили возможность совершать службы. В третий раз они воздвигли храм Живоносного Источника, снова заструилась вода по мраморным плитам. В 1835 году вселенский патриарх при стечении огромного количества народа освятил церковь, которая стоит до сего дня. Неподалеку была построена больница и богадельня. Невозможно перечислить все чудеса. Они совершаются и доныне, причем исцеление получают не только православные, но и католики, григориане, турки. У мусульман в этих местах особенно почитается Божия Матерь – «великая среди женщин Святая Мария» и сам храм, воду из которого они называют «водой Святой Марии».

Почитание источников на Руси

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми!..» – так начинается знаменитое «Слово о погибели Русской земли». Источники здесь стоят в первом ряду красот Руси, говорится об их многочисленности и почитании. Безусловно, в языческие времена славяне, подобно другим народам, поклонялись источникам. Но вот вера в идолов сменилась христианством, Русь из языческой постепенно становилась святой. Уже в первые века после Крещения Руси начинают обретаться святые образы Богородицы – часто в труднопроходимых местах, лесах, болотах, нередко – над источниками. Так почитание Божией Матери, Ее икон неразрывно входило в народный быт вместе с почитанием Ее святых источников.
Жировицкая икона

…В первой половине XII века в городе Мстиславле жил владетельный князь Симеон. Внезапно князя поразила слепота. Симеон много молился об исцелении от недуга и однажды ночью увидел во сне некий источник. Князь узнал места, явленные ему в сонном видении, и наутро велел везти себя туда. Его подвели к источнику; князь омыл глаза водой из него и прозрел. Подняв голову, он заметил в листве росшей над источником тенистой липы икону. Так была обретена чудотворная икона Божией Матери Пустынская, которая много веков была главной святыней Пустынского Успенского монастыря.
…В 1191 году в местечке Жировицы неподалеку от города Слонима явилась икона. Ее нашли стоящей на грушевом дереве пастухи литовского вельможи Александра Солтана. Дерево росло над источником. Солтан выстроил на месте явления храм, а впоследствии здесь возник Успенский монастырь. Водой из чудесного источника много веков подряд запасались богомольцы, приходившие в обитель поклониться чудотворной Жировицкой иконе.
…В 1295 году житель города Рыльска охотился по берегам речки Тускары и неожиданно увидел в лесу при корне дерева икону. Он поднял ее, и в ту же минуту из-под земли забил источник. На месте обретения чудотворного образа возвели часовню, затем на ее месте устроили монастырь, а под горою, у самой реки, возвели церковь Живоносного Источника.
Целебные источники обретались в России и в более поздние времена.
…В начале XIX века в Тамбовской епархии была обнаружена икона Божией Матери «Явленная». Крестьянин нашел ее в густом лесу, в урочище, называемом Лепяги, на дереве, из-под корней которого струился источник. Впоследствии здесь поставили Димитриевский Троекуровский монастырь. На месте явления был устроен специальный колодец, из которого паломники набирали целебную воду.

Помимо Богородичных почитались на Руси и другие источники: возникшие или уже существовавшие на месте явления икон святых угодников (например, Параскевы Пятницы, святителя Николая); изведенные из-под земли святыми; получившие благодатную силу по молитвам священнослужителей Церкви. Поклонение источникам было включено в годовой круг церковного календаря. Крестные ходы к источникам и водосвятные молебны очень полюбились народу. Днями, когда совершается водосвятие, стали 5/18 января (крещенский сочельник), 6/19 января (Святое Богоявление), пятница Светлой седмицы (празднование иконы Божией Матери «Живоносный источник»), преполовение Пятидесятницы (среда четвертой недели по Пасхе), 1/14 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня). Кроме того, во многих приходах возник обычай совершать водосвятие в дни храмовых праздников или в дни памяти особенно почитаемых святых, например пророка Илии (20 июля / 2 августа), Пантелеимона Целителя (27 июля / 9 августа), Николая Чудотворца (9/ 22 мая, 6/19 декабря), Параскевы Пятницы (28 октября / 10 ноября), Василия Великого (1/14 января), Серафима Саровского (2/15 января, 19 июля / 1 августа).
Над особенно почитаемыми источниками ставили часовни и храмы. Необъяснимые, мгновенные исцеления людей в источниках убеждали их в том, что благодатность этих святынь отнюдь не мнимая. Последнее подтверждалось и тем, что одержимые возле святых источников начинали бесноваться точно так же, как в храмах, у святых мощей и икон. Часто бывало и так, что во время купания бес, не выдерживая святости вод древнего родника, оставлял тело одержимого, и человек исцелялся…

Иконы и храмы Живоносного источника

Чудесные события в Балаклии вдохновили иконописцев на создание особого образа. Так появилась икона «Живоносный источник».
Из русских икон этого типа наиболее известен образ Симона Ушакова. Знаменитый иконописец создал свой «Живоносный источник с чудесами» в 1688 году. В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса, совершавшиеся от источника. До революции чудотворные и местночтимые иконы «Живоносный источник» находились в Саровской пустыни Тамбовской епархии, в Новодевичьем монастыре в Москве, в Акатовом Алексеевском монастыре в Воронеже.

На иконах этого иконографического типа Пресвятая Дева изображается сидящей с Младенцем в большой купели. Она – Источник Жизни и Спасение миру. Через этот Источник Богородица, по Своему великому милосер дию, дарует людям чудесную помощь… На иконе изображают двух парящих ангелов, а также вселенских святи телей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг. На переднем плане пишутся одержимые недугом люди, припадающие к чашам с водой из живительного родника. Часто среди страждущих изображают императора. Из деревянного кладезя бьет водяная струя. Пруд с рыбой означает «Балаклий» (в переводе «рыбное место»).

Из храмов был наиболее знаменит собор Саровской пустыни. В начале XVIII века сюда пришел старец Исаакий. Он принес с собой икону Божией Матери «Живоносный источник». 28 апреля 1706 года Исаакий заложил церковь, а через пятьдесят дней она уже была готова к освящению. Впоследствии на месте деревянного был воздвигнут каменный собор. Зимний храм Живоносного Источника Пресвятой Богородицы занимал центральное место в монастыре и составлял главную красоту Сарова. С. В. Булгаков писал в 1913 году: «Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые киоты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом – икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, перед которой часто молился отец Серафим и от которой многие получали исцеление, молясь перед нею по совету преподобного Серафима; за левым – Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана Святая Троица и Собор всех святых, покоится на 4 столбах, из которых 2 находятся в храме, а другие 2 – в алтаре, за иконостасом».
Другая знаменитая церковь Живоносного Источника возведена в Тихоновой пустыни под Калугой. Прекрасный храм Живоносного Источника (деревянный, в византийском стиле) построен в 1887 году над колодцем преподобного Тихона. Церковь Живоносного Источника украшала Коренную Рождество-Богородицкую пустынь под Курском. Даже на Соловках был храм Живоносного Источника. Он стоял в Филипповской обители, в двух верстах от Соловецкого Преображенского монастыря.

Турки-мусульмане одними из первых устроили гонения на православные святыни. Они разрушили храм Живоносного Источника под Константинополем и попытались уничтожить сам родник. Нечто подобное, только в несравненно больших размерах, уже в XX веке пережила Россия. Источники тогда разделили судьбу храмов, святых мощей и икон, они стали объектом гонений и поруганий.

Первая волна гонений на святые источники

Уже первые годы советской власти ознаменовались гонениями на Церковь. Мощи святых и иконы изымались или уничтожались. Святым источникам повезло чуть больше – реквизировать их и поместить в музей было невозможно, а уничтожение требовало усилий и затрат. Иногда большевики довольствовались тем, что разрушали храмы и часовни с купальнями; источники же продолжали пробиваться к людям и дарить им свою живую воду. Впрочем, бывало и по-иному.
До революции паломники, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру, часто останавливались в Покровской обители в Хотькове – поклониться мощам святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, и утолить жажду из глубоких колодцев монастыря. В начале 1930-х монастырь закрыли, мрамор с соборов пустили на отделку станции «Комсомольская» Московского метрополитена. Церковную утварь большевики собрали и сбросили в колодцы, а сами колодцы засыпали и заложили цементными плитами.
В Александро-Свирском монастыре под Лодейным Полем много веков славился кладезь, ископанный когда-то самим преподобным Александром. Вода в нем была целебной, над колодцем стояла каменная часовня. И вот святотатцы устроили в ней бензоколонку, много лет заливали все кругом бензином и соляркой. Сама земля в радиусе нескольких метров от часовни оказалась отравленной.
Под Новгородом некогда существовал знаменитый Рождественский монастырь (село Передки). Однажды монахи обнаружили под собором родник с очень прозрачной водой, и в ней плавала икона Божией Матери «Умиление». И от иконы, и от источника было много чудес. В 1935 году коммунисты закрыли каменный храм (с тех пор икона исчезла), а святой источник засыпали.
Самым знаменитым источником России на рубеже XIX–XX веков был источник Святого Серафима (Тамбовская губерния). Здесь, на ближней пустыньке преподобного Серафима, происходило огромное количество чудесных исцелений. В источнике купались многие известные люди. Сам государь Николай Александрович с супругой Александрой Федоровной совершал омовение в водах святого источника. Неудивительно, что большевики снесли все постройки на пустыньке преподобного, а источники основательно залили бетоном. После этого вода, не найдя выходов, ушла вглубь, речки Саровка и Сатис сильно обмелели.

Вторая волна гонений

Самые страшные акты вандализма по отношению к православным святыням были предприняты в 30-е годы. Во время Великой Отечественной войны и после нее сил и времени на разрушение храмов уже не хватало: нужно было защищать страну, а затем восстанавливать ее из руин. И в конце 50-х советская власть стала пожинать плоды великой войны, во время которой произошло массовое возвращение русского человека к Богу. «Усиление научно-атеистической работы» желаемого эффекта не приносило, приходилось снова закручивать гайки. Но очень скоро поняли, что самая большая проблема богоборческой власти не несколько сотен действующих храмов, а миллионы православных по всей стране. Специальные уполномоченные слали отчеты из самых глухих мест Союза, и итог этих докладов был неутешительным – люди жили по обычаям Православной Церкви: отмечали праздники, совершали крестные ходы, молились возле стен разрушенных храмов. Были и неприятные для коммунистов сюрпризы. Выяснилось, например, что в Новгородской области существует множество святых источников, весьма почитаемых и посещаемых народом.

В России существуют места, которые буквально дышат святой силой и исцеляющим духом. В таких районах человек чувствует себя свободнее, легче, и даже те, кто относят себя к неверующим, признают умиротворяющие свойства таких мест. Несмотря на то что целина и территории подвергаются нападкам со стороны технологического прогресса, а дикая природа уступает полям и огородам, дух таких мест не стареет и даже спустя годы они сохранят свои целебные свойства.

Рациональный взгляд на вопрос

Православные святые места кажутся многим архаизмом, пережитком прошлого и не признаются в качестве целебных в кругу обширной публики, в том числе и молодежи. Стоит отметить, что в первую очередь такие заповедные районы хороши собственным микроклиматом, сложившимся на протяжении нескольких веков бережного отношения к природе. К тому же тур по святым местам России интересен сам по себе, так как позволяет узнать гораздо больше об истории собственной страны.

Так, к примеру, в него входят несколько крупнейших монастырей, являющихся образчиком утраченного мастерства художников и скульпторов прошлого. Лечение красотой и покоем оказывает настолько же положительное влияние на организм и сознание человека, как и терапия, поэтому пренебрегать возможность совместить исторический тур с посещением заповедных мест и источников все же не стоит, по крайней мере сразу и категорично.

Мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Эта обитель относится к категории не просто старых, а вековых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра помнит становление Петра Первого, монахи этого монастыря благословляли Дмитрия Донского на грядущую битву, святые браться стояли у амбразур вместе с солдатами, защищая храм от нашествия поляков. В этих местах все здания дышат историей, а тур позволяет посетить все здания храмового комплекса, в том числе кельи и трапезную.

Монастырь находится в Подмосковье, на реке Кончуре в самом центре города Сергиев Посад. Город относится к категории небольших, но богат историей, по его улочкам приятно бродить, размышляя о возвышенном. Непосредственно сама обитель считается старейшей в РФ и врачующей людские души.

Мощи Матроны Московской

святой великомученицы Матроны находятся в Покровском ставропигиальном женском монастыре , который наравне с Лаврой заслужил мировое признание. Россияне из Москвы и Подмосковья знают, что Матрона не откажет в помощи, поможет справиться с недугом и благословит на новые свершения. Просители выступают за исцеление от болезней, помощь в обеспечении благополучной беременности и вразумлении нерадивых отроков.

Что же до остального, то православные верят, что святая заступница способна излечить от таких хворей:

Среди по-настоящему святых мест, где человек чувствует себя лучше и способен познать единение со святым духом, мощи Матроны занимают одно из ведущих и лидирующих мест во всем СНГ. Тур по монастырю также интересен из-за древней архитектуры и сохранившегося на протяжении веков без изменений быта монахинь.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Считается одним из самых целебных мест во всей России. Сюда совершают паломничества те, кто утратил веру в себя, не имеют жилья и страдают от болезней. В монастыре также принимают женщин, которые надеются забеременеть и возлагают надежды на помощь Бога. Как говорят святые братья, святой не отказывает в помощи всем тем, кто верен заповедям Божьим и соблюдает слово Его.

Дарит заступничество всем верующим, воды его источника способны избавить от таких напастей:

Источник чист, вода из него невероятно вкусная, она обладает целебными свойствами и за пределами обители. Воды Саровского источника укрепляют здоровье, помогают справиться с болезнями суставов и мышечных тканей. Святые братья готовы помочь тем, кто участвует в паломничестве, остановится в монастыре или гостинице неподалеку. Тур по этим местам предлагает прекраснейшие виды, так как природа вокруг обители по-настоящему девственна и великолепна.

Источник преподобного Сергия Радонежского

Источник Сергия Радонежского находится в поселке Взгляднево, Сергиево-Посадский район Подмосковья . Преподобный является заступником Руси, щитом верующих от напастей в виде злых языков и врагов. Воды источника, названного в честь преподобного, целебны как для тела, так и для души. Паломничество сюда совершают в поисках заступничества от злословий и козней, в том числе проклятий и дурного глаза.

Известен своим заступничеством над больными, воды его источника дарят избавления всем страждущим, особенно это касается таких болезней:

Тур по «Малинникам», так называют источник местные православные, предполагает не только посещение непосредственно самого святого места, но также и близлежащих лесных массивов, которые сохранили былую красоту и целебный дух. Это православное святое место уникально по своей природе, так как позволяет прикоснуться к святому духу и ощутить его ответ вне стен обители или храма.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Источник назвали в честь святого Александра Невского . Существуют подтвержденные прецеденты, когда источник спасал людей от разного рода хворей и напастей, помогал исцелить душу и тело. Рядом с родниковым кольцом есть храм, в котором находятся мощи самого святого. Тур, который включает в себя посещение источника и монастыря, проходит в Ивановской области, здесь же ко вниманию паломников чудесная природа и образчик древней архитектуры, так как храм построен в стародавние времена.

Те, кто совершают паломничества в эти святые места рассчитывают на помощь святого в лечении заболеваний ЖКТ. В водах родника можно искупаться, вход свободный. Многие из православных, которые вошли в воды источника, берут с собой майки и рубашки, в которых купались.

Город Кириллов

Это святое место найти трудно, так как город расположился среди озер Вологодской области и скрывается от глаз любопытных густыми лесами и непроходимыми тропами. Кириллов является, по мнению многих православных, духовным центром на севере России. В городе расположена Кирилло-Белозерская обитель , которая заслужила статус самого большого монастыря в Европе.

Обитель богата на древности и примеры архитектурного мастерства умельцев прошлого. Монастырь богат не только историей, здесь можно прикоснуться ко многим именитым иконам, увидеть, как живут святые брать. Тура как такового в застенки монастыря нет, однако сюда можно приехать своим ходом. Тем, кто соблюдает слово Божье в монастыре всегда рады.

Свердловская область России богата источниками и святыми местами с длинной историей. Одним из таких мест является , который считается одним из лучших в районе Урала . Каждый человек в том районе наслышан о множестве прецедентов излечения прихожан и православных от разного рода хворей и напастей.

Воды источника знамениты тем, что помогают избавиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом и способствуют скорейшему заживлению ран. Многие жители Свердловской области, Екатеринбурга и туриста с Урала приезжают сюда поодиночке или вместе с детьми. Сюда же совершают паломничества в поисках познания духовного и исцеления души. Что же до обители, которая расположена рядом с источником, то это всего лишь небольшая церквушка, что многие православные считают скорее плюсом, нежели минусом, поскольку это дает возможность насладиться девственной природой и достичь единения с мыслями.

Истинно верующие и православный люд России слышали о Соловках многое, это почти мифологическое святое место известно своей собственной, внутренней культурой, прекрасной природой и чистейшим, целебным воздухом. Святая обитель находится на Соловецком архипелаге , который расположился посреди Белого моря. Эти места буквально дышат историей, поскольку архипелаг с древних времен считается одним из наиболее сакральных мест на карте России.

В стародавние времена здесь было множество капищ, проводились языческие обряды. Позднее на архипелаге вырос храм и комплекс вокруг него. Позднее появился небольшой поселок и обитель начала разрастаться. Воды Белого моря целебны сами по себе, поскольку богаты йодом. Те, кто совершают паломничество к комплексу, рассчитываю на скорое излечение от болезней опорно-двигательного аппарата, мышечных тканей. Сейчас такое паломничество считается одним из самых серьезных, поскольку комплекс достаточно удален от цивилизации и путь к нему пролегает сквозь дикую природу.

Верхотурье и покровитель Урала

Верхотурье остается одним из немногих слабо популярных мест в современной России поскольку не является именитым. Между тем именно здесь жил чудотворец Симеон Верхотурский , мощам которого приезжают поклониться со всего Урала. Он считается заступником этого региона и помогает местным православным духовным и целебным касанием.

В 1913 году на Верхотурье появился третий по величине в России собор, названный Крестовоздвиженским . Мощи чудотворца хранятся в храмовом комплексе, ходит поверье, что духовник и после своей смерти оберегает Верхотурье, а всем праведным дарует исцеление от болезней.

Храм Святого Николая на Трех Горах

Святой Николай относится к разряду самых любимых святейших у православного люда России. К этому заступнику обращаются по самым разным просьбам, от небольшой помощи в быту, до излечения болезней и даже помощи инвалидам. Храм относится к категории условно молодых, но интересен как пример архитектуры. Паломничество к святому происходит ежедневно.

Что же до окружающей храм природы, то тур в это место можно назвать живописным. Расположение обители позволяет окинуть взглядом просторы вокруг возвышенности. Хороший вид дополняет также и целебный воздух.

Свято-Веденская Оптина пустынь

Происхождение этого храмового комплекса остается неизвестным. Обитель расположена неподалеку от города Козельск и относится к категории одной из древнейших в России. Историки допускают, что обитель выстроили прихожане, озаренные святостью духа. Сейчас комплекс представляет собой небольшой город, который живет сам по себе.

Тур в это святое место дает возможность познакомиться поближе с уникальным бытом монахов, а те же, кто совершает паломничество в храм верят, что здесь на них снизойдет благодать, покой и умиротворение. Обитель остается одной из самых удаленных от цивилизации, поэтому путешествие сюда должно проходить с соответственной подготовкой.

Валаамский архипелаг

Тур по святым местам России стоит заканчивать в наиболее удаленных регионах государства. Архипелаг расположен в Южной Карелии , его население не превышает нескольких сотен монахов, рыбаков и лесничих, которые, впрочем, не вхожи в храм и практически не контактируют со священнослужителями. Паломничество в Валаам совершают в первую очередь ради себя и своего умиротворения. Этот храмовый комплекс велик и охватывает сразу несколько островов. Он прекрасен сам по себе, но вместе с прекрасной и дикой природой Южной Карелии просто великолепен.

Монахи Валаама живут изолировано, но с готовностью примут паломников, путешествующих во имя Божьего. Комплекс интересен как образчик архитектуры, в особенности обратить внимание следует на молитвенный собор. Остановится можно в местных деревнях, где живут рыбаки и охотники. Архипелаг также богат дичью, тут можно натолкнуться на диких животных, что для многих паломников является как счастьем, так и поводом для страха, поскольку зверье остается непуганым. К такому путешествию также следует готовиться как можно тщательнее.

Святые места России, исцеляющие людей, разбросаны по всей территории страны. Увидеть их все – это подвиг сам по себе, поскольку лишь немногие готовы на длительное путешествие, сопряженное с лишениями и самоотречением. Но даже если прийти в одно или два таких места, то можно в полной мере ощутить силу святого духа и прийти к благодати, здоровому телу и крепкой вере.

Вааламский архипелаг




На юго-западе России есть славное место, о котором издавна ходят легенды. Земля эта — Дивеево, обитель, полная чудес и целебного воздействия на тех, кто идет за помощью. Эти места известны еще с довоенных времен. Русские православные верующие едут в Дивеево, источники дают ту самую живительную силу, а слава о них расходится все дальше. Даже за границей знают о Дивеево и чудодейственных источниках, расположенных здесь. Туристы из Германии, Латвии, Франции, Израиля, православные верующие со многих концов планеты приезжают сюда.

Для успокоения души, для исцеления недугов, для очищения от скверны страждущие прибегают к помощи святой воды. Физические, химические и биологические свойства самого простого и необъяснимого на земле соединения водорода и кислорода до сих пор не изучены полностью. А между тем опыт поколений уверенно говорит в пользу святой воды, которая в любых жизненных обстоятельствах поможет невероятным образом.

Взрослый человек свои проблемы поручает воде, если верит в ее силу. Даже неверующие несознательно прибегают к помощи обычной воды, смывая невзгоды дня под душем. Вода расслабляет и освежает, а это часто первое средство для снятия утомления и сонливости. Ученые доказали, что святая вода имеет особое строение молекул, их действие направлено на благополучие и укрепление здоровья, нормализацию эмоционально-духовного фона человека, гармонизацию пространства вокруг него. Возможно, и до таких открытий людям было известно действие святой воды, но объяснений они не требовали.

Многие добавляют святую воду в ванночку для купания малышей, чтобы детки крепче и спокойнее спали, а наиболее «сильная» вода помогает и от сглаза маленьким детям. Святая вода известна как средство для исцеления болезней духовных и телесных, верующие часто выпивают несколько глотков из серебряных чанов, в которых вода хранится в храмах. Обряд Крещения включает погружение в святую воду или хотя бы омовение ею, не только символизируя очищение от грехов, но и совершая таинство улучшения энергетики.

А самый сильный целебный эффект люди давно заметили у воды из источников святых. Православные верующие обращаются к ним, когда чувствуют упадок сил жизненных и физических, когда сомнения гложут душу и духовные силы на исходе. Но слава источников, которые помогают преодолеть телесные немощи, говорит сама за себя.

И к ним устремляются нуждающиеся с надеждами и верой, вверяя воде свои тела и мысли.

Святые источники в Дивеево

Православные люди устремляются сюда в любое время года. На карте России это село обозначено как Дивеево. Источники, расположенные вблизи него, в этих местах были известны задолго до войны. И сегодня паломники со всех концов света за помощью приезжают именно сюда. Приезжающие в Новгородскую область знают, что каждый из источников, которых всего более двадцати, обладает чудодейственной силой. Какие-то источники очень старинные, некоторые сравнительно молодые, но вся местность, которая предназначена для паломничества, буквально усыпана родниками, будто эти россыпи слетели, как семена в почву, с чьей-то доброй руки.

Божественная сила снисходит на всех без исключения: на взрослых и новорожденных, мужчин и женщин. Чтобы полностью погрузиться в исцеляющую энергию источников, нужно приехать на любой из них. Выпив чистой освященной воды, а может быть, и окунувшись в нее, вы ощутите прилив жизненных сил, телесные болезни уйдут, душевная боль утихнет. Святые источники в Дивеево славятся своими явлениями людям святых, знамений и чудесами исцеления.

Как исцелиться с помощью святой воды из источника

Говорят, что, набрав в источнике святой воды, люди увозят ее домой, хранят годами, и она остается такой же свежей и вкусной, будто только что набранной из бьющего родника. А при приготовлении консервации на зиму, солений, квашений такая вода обеспечит долгое хранение продуктам, не допуская плесени или загнивания. Кто-то пытался объяснить эти свойства минеральным составом воды, но даже минералы подвержены затхлости при неверной укупорке, а Дивеевская святая вода из источников остается годами неизменной.

Набрав воду с собой в какую-нибудь емкость, металлическую или стеклянную (главное, чтобы она не была пластмассовой), можно увезти жидкость с собой и пить ее по мере нужды. Можно добавлять такую воду в небольших количествах в ванную, в напитки и супы в процессе приготовления.

На основе этого чудодейственного средства можно делать любое питье и давать по мере необходимости всем домочадцам, можно давать ее и грудным детям. Капризного ребенка можно умыть святой водой, чтобы он скорее успокоился.

Если вы приехали в Дивеево

Нижегородская область расположена практически в центре юго-запада России. Говорят, что исцеление с помощью источников будет скорейшим, если не просто окунуться в воду купели, но и остаться в Дивеево на ночлег. Среди мирян распространено убеждение о том, что Божья Благодать спускается на тех, кто проводит здесь ночь.

Местные жители знают большое количество историй из жизни тех, кто посещал святые источники Дивеево: от чего помогает посещение купелей, как правильно подготовиться к окунанию, где поставить свечи святым угодникам, как молиться. Недалеко от источников расположен Свято-Дивеевский (Серафимо-Дивеевский) монастырь, можно также посетить часовни. Собранные по случаю истории опубликованы в книги: источники Дивеево, отзывы мирян о них будут полезны прихожанам, ведь они собирались десятилетиями. Трудно даже назвать это отзывами — это опыт, надежды, явленные чудеса исцеления и благодарность святым. Эта миссия начата была одной из канонизированных сегодня святых — матушкой Александрой.

Целебные источники

Приезжающие хотят посетить в Дивеево источники, которые наиболее популярны, слухи о которых и привели их в Нижегородскую область.

В этих местах чтят:

  • источник иконы Божией Матери Казанской и источник Серафима Саровского в Цыгановке,
  • источник святого врачевателя Пантелеймона,
  • источник основательницы храмов в Дивеево матушки Александры,
  • Явленный источник в Кременках,
  • равноапостольных Константина и Елены в Хрипуново,
  • источник Сошествия Духа Святаго в Автодеево и Сатисе,
  • источник Святой Троицы в Канерге,
  • источник Николая-Чудотворца в Хохлово.

Есть и другие небольшие источники, которые начинают пробиваться из-под земли внезапно в других местах. Вся местность будто пронизана ключами, бьющими из-под земли, и чем больше страждущих обращаются сюда, тем богаче край на водицу, нескончаемый поток которой открыт для всех.

Сказания о чудесах

В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря подробно описаны жизни и чудеса его основателей — преподобного Серафима и Агафьи Мельгуновой (схимонахини Александры).

Агафья Мельгунова была монахиней, когда получила знамение свыше от Богородицы, явившейся ей с указанием идти в Нижегородскую область — свой Четвертый и последний Удел на Земле. По жребию, брошенному апостолами, Пречистая Богоматерь собиралась в землю Иверскую (первый Удел), во время морского путешествия к воскрешенному Иисусом Святому Лазарю корабль попал на гору Афон (второй Удел Божией Матери), третьим Уделом считают Киево-Печерскую Лавру. И вот, наконец, в этих землях появилась Агафия Семеновна Мельгунова, направляемая рукой Богородицы.

Возведенный здесь храм поставлен силами преподобного Серафима в конце жизни. Сын купеческой семьи, в молодости исцелившись благодаря чудодейственной иконе Богоматери от болезни, посвятил себя Богу и сам получил чудесную силу, помогающую исцелять нуждающихся.

Сказания о том, как помогали здешние святые людям при жизни, записывали их последователи и настоятели монастыря. В Дивеево источники сегодня продолжают благое дело тех, кто возведен нынче в лик святых.

Основательница храма — матушка Александра

В миру ее звали Агафья Семеновна Мельгунова. Уроженка богатой помещичьей семьи, вдова полковника Мельгунова уже жила в монашестве, когда явившаяся ей Богородица направила ее в Дивеево. На собственные средства она восстанавливала ветхие часовни и церковь с 1767 года. В схиме приняв имя Александра в 1789 году, она делом своей жизни считала реставрацию и построение новых часовен для людей в Дивеево: источники влекли все больше страждущих, и принять всех желающих стало возможным. Огромное количество святынь в этом чудесном месте веками помогает людям жить, исцеляться, надеяться, переосмысливать свои действия.

Почив в миру, матушка Александра покоится вблизи алтаря Казанского монастыря. Говорят, что воздающие память ей на ее могиле слышат чудный запах, благоухание невозможно не заметить. Иногда сами собой загораются свечи, слышен колокольный звон или журчание, поэтому в народе ходит молва, будто здесь и берет начало ее источник.

Ее поддержкой и последователем стал Серафим Саровский. Источник Матушки Александры славится многочисленными историями прихожан, чудесное исцеления которых также вдохновило преподобного Серафима. Неподалеку выстроена часовня и оборудована купальня. Сюда очень часто приходят верующие, потому что источник — один из ближайших к монастырю. Он помогает тем, кто приходит восстановить силы, утомленным и отчаявшимся. Обращаются к матушке Александре и те женщины, которые хотят зачать: множество случаев, когда пара не могла зачать в течение многих лет, а после посещения в семье рождались даже тройни, на слуху среди мирян.

Источник Преподобного Серафима

Еще при жизни Святой Серафим помогал людям, если бессильны были врачи и медикаменты. Среди частых рассказов о том, кому помогал источник, — случаи с заболеваниями людей нервными болезнями, расстройствами памяти и эпилептическими припадками.

Существует легенда или быль о том, как в этом месте, находящемся на запретных территориях в шестидесятые годы, во время обхода пограничниками огражденной местности Сарова случилось у них видение. В довоенные годы источник существовал, но его неоднократно пытались зацементировать или закопать. В 1947 году военный объект присвоил этой местности статус закрытой, и пустошь была безлюдной. Поэтому военные удивились, заприметив фигуру старца в белом балахоне с посохом, и, окликнув его, увидели, как старик стукнул оземь посохом трижды и исчез. На этом месте из трех точек стал бить ключ. В шестидесятые источник обрел славу, воду из него везли во все концы России. Сюда же приезжали, чтобы искупаться в нем. В начале девяностых военными было принято решение источник засыпать. Однако во время подготовительных работ к машинисту-экскаваторщику явился Преподобный Серафим, прося его не делать этого, а напоследок сказал, что этого все равно не произойдет. И действительно, почва не поддалась ковшу экскаватора, и источник сохранился.

Впоследствии приказ отменили, затем был восстановлен Дивеевский монастырь, и сегодня источник Серафима Саровского числится в его ведении, а вблизи него выстроили бревенчатую часовню.

Говорят, даже во время восстановительных работ по укреплению линии берега потока для безопасности страждущих был один рабочий, который повредил свою спину. Явление Серафима Саровского исцелило его. Сегодня сюда устремляются люди за исцелением физических недугов. Купание в источнике или хотя бы омовение должно непременно сопровождаться определенным настроем, молитвой от чистого сердца.

Казанский источник

Дивеево славится несколькими целебными источниками, названия которых любому православному человеку скажут многое. Один из них сегодня назван по имени иконы, которая была в 1939 году найдена вмёрзшей в лёд. Икона была очень старой, вероятнее всего, она попала в воду вследствие разрушения колодца, который стоял в виде сруба над источником. Местные жители считают икону Казанской Богоматери очень сильной, сюда приносили даже новорожденных детей, которым врачи не давали шансов выжить, и чудодейственная сила помогала. Часовню отстраивали заново и снова разрушали, но икона сохранилась. Одна схимонахиня хранила ее и была свидетельницей ее невероятного обновления, а также многих чудес, которые творила сила, идущая от иконы.

Казанская церковь сегодня располагается на окраине села Дивеево, неподалеку находится и сам источник, самый древний из всех. Вода из него благотворно воздействует на здоровье. Именно к нему приходят верующие крестным ходом, чтобы освятить воду, крестят детей, исцеляются болящие.

Пантелеймон-целитель и его чудеса на источнике в Дивеево

Святой Пантелеймон известен как целитель с IV века. Безвозмездная врачебная помощь бедным, милосердие ко всем без исключения сделали его выдающейся личностью своего времени и одним из самых почитаемых святых сегодня. Паломничества к источнику сегодня приходятся на любое время года. Источник Пантелеймона в Дивеево находится недалеко от Казанского. Раньше люди здесь не могли купаться, но в 2004 году источник оборудовали и купальней. К тому же вода из него поступает в два разных сруба, в которых оборудованы купальни для женщин и мужчин отдельно. Источник Пантелеймона-целителя — один из самых красивых, вся его территория очень ухожена, а прихожане говорят, что вода в купальнях этого места теплее, чем в других.

К Пантелеймону-целителю обращаются с такой молитвой: «Даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная…»

Как найти Дивеево

Нижегородская область для приезжих из стран ближнего зарубежья довольно запутана, поэтому если область вам не знакома, то ориентиры такие: Дивеево находится в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса и 345 км от Чебоксар. Если планировать поездку на собственном автомобиле, то будет неплохо воспользоваться навигатором.

Вдоль трассы М-7 будут несколько региональных центров, где можно уточнить, в какой стороне Дивеево, как доехать до села. Но будьте готовы к тому, что не самые ровные дороги позволят перемещаться со скоростью не больше 120-140 км/час. В монастыре парковка хорошо обустроена, для посетителей она бесплатная. В округе много гостиниц, поэтому задержаться в Дивеево и рассчитывать на ночлег можно легко.

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

В христианстве изначально было заложено особое отношение к воде. Омовение на протяжении тысячелетий является символом очищения. С этим действом неразрывно связаны главные священнодействия христианской веры.

Святое Крещение

Самое главное таинство, после которого прошедший его принимает христианскую веру и становится достойным Царства Небесного. На Руси после принятия христианства купание в освящённых источниках стало любимой народной традицией. Совершая погружение в целебные воды, верующие получали духовное очищение, а вместе с этим и безграничную необъяснимую радость. Некоторые случаи омовений приводили к исцелению от телесных или же душевных недугов.

Источники для омовений доступны на протяжении всего календарного года. Особую силу они дают на церковный праздник Крещения. В этот день, по пока необъяснимым для человека причинам, вода на всей планете меняет свой качественный состав. Даже набранная на Крещение водопроводная вода может храниться очень долго, не меняя свой нормальный цвет и запах.

Учёные даже проводили сравнительный анализ питьевой воды из-под крана и набранной в святом источнике. Анализ воды из святых мест показал отсутствие каких-либо бактерий, а также высокую биологическую активность. Настолько сильное воздействие на структуру воды оказывают вера и молитва.

Правильное посещение

Источники святые посещать лучше, предварительно очистив себя постом и молитвой. Также не стоит забывать о скромности в одежде - это всё-таки не обычное купание. Там, где есть возможность, обязательно организована купель. Бывает, что многим не хватает храбрости окунуться полностью. Тогда достаточно омыть лицо, руки или ноги, просто выпить воды из источника. Омовение обязательно должно сопровождаться молитвой, в которой верующий человек взывает к Богу о помощи. Божья Благодать, если верующий её достоин, не станет от этого меньшей.

Все православные источники святые и целебные. Они могут не обладать богатой историей, но, будучи однажды освящёнными, наполняются Благодатью. Как так и нет предела чудесам, которыми награждается душа и тело истинно верующего православного человека.

На территории нашей страны таких ключей бесчисленное множество, особенно в средней части России. Всегда можно узнать о ближайшем освящённом роднике у православных верующих либо у сотрудников местной церкви. Местные жители, по соседству с которыми есть источники святые, считают предпочтительным употреблять воду из них, чем из водопровода.

Главные святые источники Московской области

История нашей державы тесно связана с православной христианской верой. Сегодня складывается такое впечатление, что Россия превратилась в последний оплот православия, защищающая свою Веру. Население нашей необъятной страны в основной массе люди глубоко верующие. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, исторические архитектурные памятники, монастыри и святые источники России.

Довольно большое количество православных центров расположено в Подмосковье. Там, где находится святой источник, дарующий исцеление от недугов и укрепляющий веру, всегда многолюдно. Мы рассмотрим самые посещаемые в столичном крае.

Гремячий ключ

У деревни Взглядово, в 14 км от Сергиева Посада, более 600 лет бьет родник. Святой источник появился здесь от когда монах остановился в этом месте на отдых при поездке в Кержач. Старец молился Богу о сплочении русского народа и преодолении ига монгольских ханов. Во время коленопреклоненной молитвы из скалы вырвался поток воды, который позже в народе назвали водопадом «Гремячий ключ».

По минеральному составу вода похожа на кисловодские источники, но с меньшей степенью минерализации. Круглый год температура воды составляет 4 градуса. Скала разделила поток на три водопада. Правый помогает исцелять сердечные болезни, левый лечит женские, а поток, струящийся между ними, снимает головную боль. Люди дали потокам имена: Вера, Надежда, Любовь. Даже в непогоду здесь всегда можно встретить верующих, пришедших за помощью к истоку.

Источник Сергия Радонежского

На окраине села Радонеж, возле церкви Преображения Господня, есть ещё один источник. В этом славянском поселении, появившемся в IX веке, жили и родители Отсюда Сергий в 1337 году юношей ушёл в монахи. Роднику народ дал его имя. Все эти века, не переставая, бьёт источник. Святой ключ даёт чистую, прохладную и вкусную воду. Старожилы рассказывают о многочисленной помощи в исцелении различных недугов. Родник ежедневно дарит свою Благодать многим верующим, которые едут сюда не только с округи.

Барский колодец

Источник, расположенный в селе Мураново Пушкинского района, освятили во имя в позапрошлом веке. Родник стал известен в середине позапрошлого века, когда семья Тютчевых на месте приобретённого имения построила храм Спаса Нерукотворного. Здесь проводили молебны и таинство крещения.

Когда в конце 90-х годов чистили источник, выяснилось, что вместо одного родника бьют ровно 12 ключей. После этого поток верующих к Барскому колодцу заметно вырос. Многим помог этот святой источник. Отзывы, которые из уст в уста передают паломники и местные жители, говорят об исцелении от кожных заболеваний и быстром заживлении открытых ран.

Источник Вознесенской Давидовской пустыни

Находится он в маленьком селе Талеж Московской области. Место, где бьёт родник, находится под управлением мужского монастыря, что расположен отсюда в 30 км. На территории расположены храм - часовня, звонница, мужская и женская купель. Святой источник был освящён во имя основателя монастыря, который был из рода князей Вяземских.

С 1515 года, когда и был основан монастырь, произошло немало случаев, когда источник помог избавиться от различных глазных болезней и заболеваний печени. Кроме паломников, ищущих исцеления, этот источник пользуется большой славой для исполнения церковных обрядов крещения и венчания. В храме действуют суровые порядки поэтому внутри фото- и видеосъёмка категорически запрещены.

Святые источники Самарской области

Самарская земля тоже богата живительными родниками - на территории области насчитывается 1536 известных ключей. Благодатными и святыми считается чуть более 40. Среди них есть безымянные, но основное число было освящено в разное время как место явления чудотворных икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих.

После эпохи советского атеизма, когда православие подверглось немыслимому уничтожению, святые источники России снова восстанавливаются. И местные власти, и епархия с верующими принимают большое участие в восстановлении инфраструктуры и благоустройстве прилегающей к источникам территории. Люди приходят в эти места не только со всей области. Много приезжих из разных уголков страны, которые, узнав о множестве случаев избавления от различных недугов, едут сюда в надежде обрести помощь.

Избавительница от бед

Маленькое село Ташла, что в Ставропольском районе Самарской области, всегда полно ежедневно приезжающих к источнику в честь чудотворного образа Богородицы.

Местной жительнице Кате Чугуновой 21 октября 1917 года во сне Богородица показала, где лежит икона с её ликом. Утром, идя к месту, Катя разглядела двух ангелов, несущих озарённую ярким светом икону. В небольшом овраге и была найдена маленькая икона Божьей Матери. Взяв её в руки, верующая увидела забивший из земли родник.

Настоятель Троицкой церкви, несмотря на многочисленные случаи исцеления, которые происходили у иконы, проявил сомнение и неверие, но решил находку оставить в церкви. Спустя два месяца икона из церкви исчезла. Сторож, дежуривший в ночи, рассказал о молнии, ударившей из здания церкви в сторону недавно построенной часовни у источника. В окружении множества людей, настоятель Дмитрий отворил часовню и открыл крышку колодца над источником. Там он увидел в глубине ту самую икону, от которой шло свечение, а по краям колодца таяла замёрзшая вода. Он тут же покаялся в своём неверии, и икона сразу всплыла на поверхность, тем самым позволив снова людям обрести её.

С тех пор икона хранится в храме Ташлы, а прикоснуться к дару Богородицы смогли десятки тысяч верующих. Во времена большой засухи, начавшейся в 1920 году и длившейся 2 года, родник оставался единственным, который давал воду жителям посёлка. Уже в то время к целебному источнику устремлялись множество верующих со всего Поволжья. А икона, которая тоже дарила благодать исцеления, стала настоящей поддержкой всех верующих в лихое революционное время.

Святое озеро

Узкое и извилистое озеро, расположенное за селом Съезжее - особое святое место на Самарской земле. В 1958 году здесь было явление Божье. Из проруби жительница села увидела свечение. В сиянии можно было различить церковь, алтарь и стоявших рядом Матерь Божью, Николая Чудотворца и архангелов.

Сбежались люди - многие получили исцеление. Власти что только не делали: и засыпали озеро навозом, и заливали соляркой. Но чудеса продолжались. Верующих и любопытных зевак даже отгоняли водой из пожарного гидранта. Но люди всё равно шли к озеру посмотреть на небесные лики.

После этого озеро стало обладать необъяснимыми свойствами. Пропали комары и мошки, которых тут на соседних озёрах немыслимое множество. Вода обладает выталкивающей силой. В озере есть рыба, и крупная, но никто не может похвастаться, что сумел выловить хоть одну.

А однажды на рассвете с неба на озеро и прилегающий берег начали падать шары всех цветов радуги. Они перемещались по водной поверхности и берегу в разных направлениях. В селе случился переполох. Большинство жителей пыталось поймать их, но это тоже никому не удалось.

После этих событий озером заинтересовались учёные, изучающие а также биологи. Дело в том, что в береговой линии озера растут растения, которые в Самарской области больше нигде не встречаются. Вода, набранная из озера, может храниться более 10 лет, сохраняя приятный вкус и запах. Осадок и водоросли, попавшие в ёмкость для хранения воды, за короткое время полностью растворяются. Такие свойства не удаётся объяснить научным способом до сих пор.

Те, кто недавно посещал чудесное озеро, говорили о том, что оно заметно обмелело, а берега всё плотнее забивает высокий камыш. С чем связаны такие изменения, никто не знает. Но вода всё так же имеет свои чудесные свойства.

Неупиваемая чаша

В посёлке Волжский есть святой источник Божьей Матери, названный так в честь одноимённой иконы, который помогает страждущим от пьянства. Возраст его превышает 300 лет. Интересно, что источник даёт ведро воды каждую секунду на протяжении такого долгого времени. Сюда едут со всей Самарской земли в надежде избавиться от тяжелого недуга и укрепить силу веры.

Многочисленные истории, повествующие о чудесном избавлении от болезни, разрушающей не только тело, но и душу, ежедневно приводят сюда одержимых недугом. Многих приводят к источнику страдающие жёны в надежде, что их вера поможет второй половине образумиться и прекратить богопротивное дело.

Знаменский источник

Источник бьет на склоне прямо из-под корней деревьев, образуя небольшой ручей. Во второй половине позапрошлого века в водах источника явилась икона Николая Мирликийского. Нашла её старая пастушка и принесла домой. Однако утром икона исчезла. Вскоре другие пастухи там же снова нашли эту икону и отнесли купцу из Знаменки. У него икона также пропала на следующий день.

В третий раз икону нашёл богатый крестьянин Алексей Иванович. Человек он был набожный и сразу поставил у родника часовню, а сам источник заключил в дубовый колодец.

Помолиться Чудотворцу на Николу летнего едут к источнику со всей округи, а в начале прошлого века народ собирался со всех поволжских губерний.

Сила Веры

В целебной силе воды, которой полны источники святые православной церкви, никогда не сомневались. Каждый же верующий должен сам решить, как к этому относиться. Многочисленные случаи излечений от недугов, иногда даже зафиксированные документально, больше ставят вопросов, чем дают ответов. Скептики рассматривают такие случаи как благоприятные стечения обстоятельств. Но в жизни удачный ход событий иногда и есть чудо.

Если сильна Вера, то и обычная вода из-под крана способна творить чудеса. На всё есть Воля Божья.