Статья из газет о конкурсе чтецов. Первый городской конкурс чтецов. Фоторепортаж с конкурса чтецов «Маленькие любители поэзии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка» п.Копылово» Томского района

Статья

Организация и проведение конкурса чтецов в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

Шабалина Нина Александровна

Речевое развитие является одним из основных направлений в дошкольном образовании ребенка. В Федеральных государственных стандартах оно представлено в таких образовательных областях, как речевое развитие и художественно- эстетическое, которое предполагает знакомство и восприятие художественной литературы в разных ее жанрах. Одним из таких жанров является поэзия, которая помогает ребенку создавать яркие, образные представления об окружающем мире, развивает умение чувствовать мелодичность и красоту родного языка, обогащает словарный запас. Правильно подобранные и выразительно прочитанные поэтические произведения вызывают у детей интерес и эмоциональный отклик. Но, к сожалению, когда ребенку дается задание выучить дома стихотворение, родители, зачастую, смысл заучивания сводят к автоматическому воспроизведению текста, оправдываясь тем, что сами не умеют выразительно рассказывать стихи. Такое неэмоциональное воспроизведение оставляет не только самого ребенка равнодушным к тому, о чем он рассказал, оно неинтересно и утомительно тем, кто его слушает. Немаловажной проблемой является и то, что в каждой группе есть стеснительные дети, дети, которые боятся выступать на публике, у многих страдает звукопроизношение, и из-за боязни, того, что сверстники будут над ними смеяться, они отказываются рассказывать стихи на праздниках, во время образовательной деятельности, приобретая набор ненужных комплексов.

Поэтому мы обратились к такому направлению в работе при ознакомлении с художественной литературой, как организация и проведение конкурсов чтецов. Было разработано « Положение о конкурсах», определены темы и задачи:

Стимулировать стремление к заучиванию стихотворений, развивать коммуникативные навыки, создавать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать умение слушать стихи, которые читают другие дети;

Мы остановились на тематике о временах года, о природе, то, что доступно и понятно детям. Стихи о природе - понятие многогранное, это стихи о животных, птицах, деревьях, цветах, о дожде и снеге, о вьюге и солнце, одним словом, детям предоставлялся огромный выбор поэтических произведений. Главное, чтобы они были интересны, доступны в понимании текста, вызывали эмоциональный отклик у ребенка, а также и у родителей. К концу года мы решили добавить стихи Д.Хармса, чтобы сохранился положительный эмоциональный настрой.

С родителями мы провели консультации о том, как ребенку подобрать правильно стихотворение. Родители так должны прочитать стихотворение, чтобы оно понравилось, вызвало желание повторить, если ребенок не выговаривает какие- то звуки, они должны встречаться как можно меньше в тексте, чтобы не затруднять процесс запоминания, не вызывать отрицательные эмоции и нежелание учить текст. Стихотворение должно соответствовать возрастным особенностям, не должно быть «безликим», чтобы можно было создать в воображении ребенка определенную картинку, образ и понимание того, о чем он рассказывает. Обязательно объяснить непонятные слова и выражения.

Вначале мы подбирали стихи детям, учитывая их характеры, возможности, особенности произношения, артистизм. По мере того, как родители приобретали опыт, они стали участвовать в этом процессе самостоятельно. Так как у дошкольников более развито зрительное восприятие, к каждому стихотворению мы подбирали соответствующую картинку, их сейчас много можно найти в Интернете, фотографии, картины художников. Сравнивали, составляли описательные рассказы, выделяли эпитеты и сравнения, которые были в тексте стихотворений, обращая внимание детей на богатство и выразительность русского языка. В дальнейшем, предлагали самим детям выбирать картину, которая, по их мнению, наиболее подходит к выбранному стихотворению. С детьми, которые особенно тяжело запоминали стихотворение, использовали метод мнемотехники, когда ребенок с помощью рисунков воспроизводит текст. По нашему совету этот метод активно использовали и некоторые родители, убедившись на своем опыте в его эффективности.

Замечательным средством воспитания художественного вкуса у ребенка является музыка, она способна влиять на настроение, создавать определенные эмоции, атмосферу. Для создания поэтической атмосферы мы использовали классические произведения композиторов Чайковского П.И. «Времена года», Бетховена, Вивальди «Времена года», которые передают своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и завывание ветра, и течение воды. Музыкальные произведения о природе совместно с поэтическим и художественным творчеством оказывают большое влияние на духовное развитие детей-дошкольников, способствуют более тонкому восприятию окружающей природы и мира. Дети начинают понимать, что любить природу, восхищаться ею можно не только через поэзию, но и через музыку, живопись. Мы стараемся донести до них мысль о том, что к природе надо бережно относиться.

Первыми нашими зрителями, конечно, были родители. Став более уверенными, дети выступили перед сотрудниками детского сада и детьми других групп.

Как и в любом конкурсе, выбиралось жюри, в основном, из сотрудников детского сада, которые оценивали маленьких артистов по таким параметрам, как артистизм, выразительность, эмоциональность по пятибалльной системе. Однажды мы предложили самим родителям оценить поэтическое творчество своих детей, но родительское жюри не смогло прийти к единому мнению, часть родителей считала, что должна победить дружба. Поэтому мы вместе с ними отказались от таких экспериментов. При проведении конкурсов очень трудно было убедить некоторых родителей в том, что в подготовительной к школе группе дружба уже не побеждает. Ребенок, участвуя в поэтическом конкурсе, должен проявить себя, показать свое мастерство, умение, старание. Все эти качества очень пригодятся в школьной жизни детей, а также при участии в конкурсах вне нашего ДОУ.

Чтобы детям было интересно во время проведения поэтических конкурсов, сохранилось внимание и они не устали, должны звучать не только стихи, но и красивая музыка, можно проводить викторины, в которых участвуют не только дети, но и родители, танцевальные номера, подвижные игры, загадки, т.е. использовать все приемы, соответствующие теме конкурса. Например, во время проведения конкурса «Стихи Д.Хармса», разыгрывались веселые сценки, включались танцевальные номера.

После проведения конкурса жюри определяет победителей, обязательно каждому ребенку вручается сертификат, медаль и сладкие призы. Жюри подчеркивает и отмечает, что все дети были молодцы, все старались.

Организованные и проведенные конкурсы чтецов показали положительные результаты. Дети, которые никогда не рассказывали стихи, отказывались выступать, перестали стесняться публики, стали более раскованными, эмоциональными, уверенными в себе, а некоторые стали замечательными чтецами и принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов, где заняли призовое место, а также выступали в Доме Культуры, в концертных программах. Расширился словарный запас, дети научились слышать друг друга. Отрадно и то, что родители увидели эти результаты и убедились, что к процессу заучивания стихотворений надо подходить творчески и такие понятия как выразительность и эмоциональность должны непременно присутствовать при рассказывании стихотворений наизусть.

May 3rd, 2012 , 12:31 am

Книга — такое же явление жизни, как человек,
она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь»,
чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.

М. Горький

Искусство звучащего слова…

Оно дано не многим. Умение донести мысль автора - особый дар…



Конкурс «Живая классика» проводится под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Правительства Москвы. Руководство организацией и проведением Конкурса в Томской области осуществляют Департамент общего образования и Томский областной институт повышения квалификации работников образования.
Конкурс стартовал по всей стране 1 февраля и проводился в несколько туров: школьный тур, муниципальный тур, региональный тур. В I Всероссийском конкурсе юных чтецов приняли участие 83 региона, а общее число детей-участников превысило 2,5 миллиона. Всероссийский финал конкурса пройдет в Международный день защиты детей (1 июня 2012 года) в Москве.

КЛАССИКА - это литературное наследие писателей, признанных лучшими в мире. И действительно, классики русской литературы и современные авторы ожили и заговорили устами конкурсантов-учеников! Звучали отрывки из произведений различных писателей: М.Пришвина, А.С.Пушкина, М.Шолохова, Е.Замятина, Ф.Искандера, Л.Андреева, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, А.Чехова, Д.Хармса, А.Грина, П.П.Бажова, В.Распутина, К.Паустовского, А. И. Куприна и других писателей. Во время своих выступлений для создания нужного настроения конкурсанты использовали и тематические презентации, и музыкальное сопровождение, и декорации, и костюмы. Участники конкурса показали своё мастерство выразительного чтения прозы, повсюду царила атмосфера творческого праздника. Жюри, в состав которого вошли члены Томского отделения союза российских писателей и союза писателей России, высоко оценило выступления ребят: были отмечены артистизм, глубина проникновения в образ, грамотность и выразительность речи.

Просторный читальный зал с трудом вместил всех участников конкурса. Библиотека благодарит средние школы города, Дом детского творчества, сельские библиотеки и дома культуры, принявшие активное участие в подготовке конкурсантов. Жюри определило победителей. В возрастной группе от 14 до 17 лет первое место занял Максим Щукин (руководитель Р. Е.Смирнова, библиотекарь Ивакинской библиотеки) со стихотворением собственного сочинения о войне.
От 5 до 10 баллов члены жюри выставили группе учащихся СОШ
№ 1 (руководитель Т. Г. Погодина) за сценку «Диалог у телевизора» Владимира Высоцкого. Итоговый 31 балл позволил Людмиле Клочковой и Александру Кондратьеву занять второе место. Всего на один балл меньше набрала Александра Урба со стихотворением Константина Ваншенкина «Мальчишка», представляющая Дом детского творчества (руководитель Ю. И. Чернова), она заняла 3-е место.
Особые слова благодарности за яркие, запоминающиеся номера, вдумчивый выбор текстов, погружение в образ, артистизм исполнения хочется сказать Денису Козыреву (руководитель Т. В. Истомина, директор Ульянинского СДК), прочитавшему стихотворение Константина Симонова «Жди меня», Роману Бусько (руководитель Т. Г. Гулуева, преподаватель СОШ № 1) со стихотворением Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя», Ангелине Сударевой (СОШ № 2), представившей «Зинку» Юлии Друниной и Виктору Алексееву (руководитель Т. Г. Алексеева, директор Толстиковского СДК), прочитавшему стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…».
В возрастной группе старше 18 лет победителем стала Надежда Ивановна Крылова. Талантливый, увлеченный человек, она так прочитала стихотворение Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», что захотелось вновь открыть томик великого пролетарского поэта и ощутить его искрометные рифмы. Легко и непринужденно завладел вниманием зала Александр Иванович Лобашов, он прочитал стихотворение А.С.Пушкина «Зима». Жюри присудило ему второе мес-то. Третьим победителем в этой возрастной группе стала Римма Евгеньевна Смирнова, трепетно и душевно прочитавшая «Стихи об одной женщине» Николая Доризо.
С Всемирным днем поэзии хочется поздравить людей, увлеченных сочинительством. Спасибо вам, В.С.Киселев, Л.Н.Баринова, А.Н.Пронин, В.А.Громова, Н. Ю. Бурылева и И. Г. Сизова за добрые, проникновенные, трогательные стихи, которые прозвучали на конкурсе. От всей души желаем вам вдохновения, удач и новых поэтических открытий.
Л. Богук,
заведующая читальным залом центральной библиотеки.

3 февраля нарядные, воодушевленные и радостные детишки спешили в музыкальный зал детского сада, на ставший уже традиционным, конкурс чтецов. Прекрасные стихи русских поэтов звучали в зале. Стоит отметить, что желающих участвовать было достаточно много. Поэтому в группе прошел предварительный отбор и в заключительном туре мероприятия приняли участие самые лучшие чтецы.

На поэтический праздник были приглашены родители, приходила и сама Зимушка-зима (воспитатель Филиппова Е.В.), которая с детьми играла, пела и веселилась, а самое главное ребята посвятили свои стихи ей - русской красавице - Зимушке-зиме! Было весело водить с ней хороводы, играть в музыкальные игры, танцевать зажигательные танцы, отгадывать загадки. Дети с выражением читали лирические, задорные, шутливые стихотворения. Каждое выступление - это отдельный концертный номер. И каждый читал стихи лучше всех! Доброжелательная обстановка, громкие аплодисменты, поддержка родителей воодушевляли ребят. Дети не просто читали стихи, а переживали те события, о которых рассказывали. Для юных чтецов и всех гостей конкурса были приготовлены игры, танцы и хореографические выступления их друзей. В завершение мероприятия все участники получили дипломы.

Нам бы очень хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.

Спасибо большое всем педагогам и родителям, подготовившим детей к конкурсу!



Эта цитата из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Русский язык" (1882 год) — спустя века также актуальна. Мы всё чаще задумываемся о значимости русского языка в нашей жизни, гордимся и дорожим им.

Малая толика в подтверждение этому — ежегодные конкурсы чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!». Нацелены они на пропаганду произведений русской классической и современной поэзии, на знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка.

В год культуры конкурс собрал около 50 участников из школ района, почитателей прозы и поэзии отечественных авторов. Детям была предоставлена возможность прочитать любимые произведения, отразить своё видение происходящих в них событий. Выбирая стихотворения, многие предпочли произведения Ивана Алексеевича Бунина, Михаила Юрьевича Лермонтова, а также стихотворения военной тематики, что особенно актуально в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Каждый из ребят постарался донести до зрителей ужасы того времени. Поэтому и выбор стихотворений был соответствующий: Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах», Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом» и многие другие.

Вместе с поэзией, некоторые выступающие прочитали прозу — отрывок из повести Ивана Бунина «Антоновские яблоки», отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души»… Некоторые впечатлили компетентное жюри и забавными детскими стихами, поразили присутствующих замечательной актёрской игрой. Многие зрители не смогли сдерживать слёзы, до того проникновенно читали конкурсанты.

В двух возрастных категориях (дети до 10 лет и 10-13 лет) в номинации «Индивидуальное исполнение» участвовали 28 человек. Своё мастерство они демонстрировали в кинотеатре «Мир». Среди младших участников победительницей стала Дарья Бибикова из Становлянской школы. Второе место заняла Дарья Кокоткина (Соловьёвская школа), третье место разделили Илья Мишуков (Становлянская школа) и Станислав Просёлков (ООШ д. Чемоданово). Приз зрительских симпатий был присуждён одному из самых юных чтецов — Евгению Родионову из Злобинской школы. Женя читал стихотворение Юрия Макарова про героя-земляка, своего однофамильца, — Михаила Фёдоровича Родионова.

Во второй возрастной категории лучше всех выступила Екатерина Киселёва из филиала СОШ с. Становое в с. Петрищево. На втором месте — Юлия Сорокина (филиал СОШ д. Палёнка в д. Плоты), на третьем — Данила Бородин из Толсто-Дубравской школы.

Старшие школьники (14-17 лет) выступали в читальном зале Становлянской межпоселенческой библиотеки.

Мальчишки и девчонки отлично справились со своей задачей — донесли до собравшихся настроение произведений.

Победителями в номинации «Индивидуальное исполнение» стали Милена Говорова (СОШ с. Становое) и Александр Шалаев (СОШ с. Ламское). В торое место у Дарьи Тарасовой из Становлянской школы и Татьяны Апостоловой из Толстодубравской. Третье место заняла Кристина Масленникова из филиала СОШ с. Становое в с. Петрищево.

Также выступающие продемонстрировали своё мастерство в номинации «Литературные композиции». Ученики из Берёзовской школы показали «высший класс». Настолько ребята вошли в образ, что после их чтения никто из присутствующих не остался равнодушным. А самые маленькие конкурсанты из СОШ с. Ламское, показали отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». Они сумели вызвать улыбки у зрителей своими искренними эмоциями.

Места в этой номинации распределились следующим образом: первое — филиал СОШ с. Ламское в с. Берёзовка, второе — СОШ с. Толстая Дубрава и СОШ с. Ламское, третье — филиал СОШ с. Становое в с. Петрищево.

Дети признались, что участие в конкурсе одновременно волнительное и приятное мероприятие. Оно позволяет насладиться чтением сверстников и даёт возможность показать свои способности.

Победителей районного конкурса ждёт областной этап, где юные чтецы будут прославлять нашу малую родину.

Жюри не осталось в стороне от основной части мероприятия: Нина Ивановна Меренкова и Галина Максимовна Доронина подарили присутствующим замечательное, проникновенное чтение произведений, написанных Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым…

Подготовили Екатерина БИБИКОВА и Ирина ИГНАТОВА.