Создание и развитие советской конституции. Создание и развитие советской конституции Основной закон 1918

Конституция 1918 года принята на V Всероссийском съезде Советов 1918 года. Текст принятой Конституции официально опубликован в СУ РСФСР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства), 1918, N 51, ст. 582.

Конституция 1918 года – первая в истории России. Она действовала до принятия в России новой , которая была принята уже после образования СССР (Конституция РСФСР 1925 года принята Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11.05.1925).

Конституция 1918 года включила в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (раздел 1), которая была утверждена III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. Конституция 1918 года определила устройство органов советской власти, определила герб и флаг РСФСР.

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в "Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов". Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

Раздел первый.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) в осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования;

б) все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием;

в) как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче - крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами;

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала;

д) подтверждается переход всех банков в собственность рабоче - крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из под ига капитала;

ж) в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.

6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

Глава четвертая

7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

Раздел второй.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава пятая

9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

11. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы.

Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

12. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.

16. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.

17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся, да не ест!"

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче - Крестьянской Революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.

20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства.

21. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

22. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

А. Организация центральной власти

Глава шестая. О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов

24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Примечание 1. В случае если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

Примечание 2. В случае если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.

27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

30. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Глава седьмая. О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности рабоче - крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.

35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.

42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов.

43. Народных комиссариатов образуется 18, а именно:

а) по иностранным делам;

б) по военным делам;

в) по морским делам;

г) по внутренним делам;

д) юстиции;

ж) социального обеспечения;

з) просвещения;

и) почт и телеграфов;

к) по делам национальностей;

л) по финансовым делам;

м) путей сообщения;

н) земледелия;

о) торговли и промышленности;

п) продовольствия;

р) Государственного контроля;

с) Высший Совет Народного Хозяйства;

т) здравоохранения.

44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.

45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Глава девятая. О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

а) утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

В) установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав;

г) установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними;

д) принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее;

е) общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений;

ж) установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

З) сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

и) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений;

к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

л) утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

м) установление общегосударственных налогов и повинностей;

н) установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

о) общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

п) назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров;

р) издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики;

с) право амнистии, общей и частичной.

50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.

51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:

а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции;

б) ратификация мирных договоров.

52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах "в" и "з" ст. 49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.

53. Съезды Советов составляются следующим образом:

а) областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов;

б) губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов;

в) уездные (районные) - из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район);

г) волостные - из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.

Примечание 1. В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.

Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.

54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - Исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии - 25; б) по уезду - 20; в) по волости - 10. Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.

56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет.

57. Советы депутатов образуются:

а) в городах - по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов;

б) в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) - по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

Срок полномочий депутатов - 3 месяца.

Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его Советом.

59. Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.

61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право контроля над всеми Советами данной области, губернским - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов, и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Раздел четвертый. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

А) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки - земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.

Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая. О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов

71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Раздел пятый. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Глава шестнадцатая

79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

80. Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.

81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из государственного казначейства.

83. Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления центральной власти.

84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из государственного казначейства.

85. Все предоставленные Советам кредиты из средств государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.

86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и областными съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Раздел шестой.

О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава семнадцатая

89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест - накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и

б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Основной закон РСФСР, действовавший в 1918-1925 гг.

Изначально была объявлена переходной на период до «полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма» .

Разработка

Вопрос о необходимости разработки Конституции страны был поднят на III Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов в январе 1918 г. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и поручил ВЦИК разработать «основные положения конституции…, для внесения на следующий Съезд Советов». Однако из-за осложнения политической ситуации начало работы затянулось, а поскольку IV Всероссийский съезд Советов (марта 1918 г.) носил внеочередной характер и был связан исключительно с заключением Брестского мира, вопрос о конституции на нем не поднимался.

Вопрос о конституции был обсужден 30 и 31 марта 1918 г. на заседаниях ЦК РКП(б), который принял решение «рекомендовать» ВЦИК сформировать Конституционную комиссию, что и было исполнено 1 апреля. В ее состав вошли 15 человек: от фракции большевиков - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов - А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ (В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, Н.И. Бухарин, Г.С. Гурвич, М.Я. Лацис, М.А. Рейснер, А.П. Смирнов, Ю.М. Стеклов, Э.М. Склянский); председателем комиссии 5 апреля был избран Я.М. Свердлов, заместителем председателя - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов.

19 апреля комиссия рассмотрела три проекта конституции (большевистской фракции, М.А. Рейснера проект левых коммунистов, фракции эсеров-максималистов) и приняла за основу представленный большевиками «Общие положения Конституции РСФСР», который был направлен на дальнейшую разработку в три подкомиссии. В основу «положений» лег разработанные при активном участии Свердлова и Сталина «Тезисы о типе федерации». Поскольку большевики имели абсолютное большинство в комиссии, практически предложения представителей других фракций были отклонены. Окончательная разработка проекта Конституции была возложена на специальную комиссию ЦК РКП(б), которую возглавил В. И. Лениным. 3 июля комиссия рассмотрела два проекта (ВЦИК и Наркомата юстиции). За основу был принят проект ВЦИК, в который был включен ряд положений из проекта НКЮ. Кроме того, Ленин настоял на включение в конституцию в полном виде Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

На заключительном заседании V Всероссийского съезда Советов, состоявшем 10 июля 1918 г., делегаты одобрили представленным им доклад о конституции и приняли постановление: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Также съезд поручил ВЦИК завершить работу над конституцией и принять окончательную ее редакцию. Полный текст Конституции был опубликован в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» 19 июля 1918 г. и с этого момента вступил в действие.

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав и 90 статей.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

В качестве 1-го раздела в Конституцию вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов , учрежденной «на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик».

В нарушение существовавших как национальных, так и международных правовых норм, декларация:

общенародным достоянием), также она объявила национальным достоянием «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия»;

Вводила на предприятиях рабочий контроль, «как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность» республики;

Подтвердила национализацию всех банков;

Подтвердила закон об аннулировании (уничтожении) всех заключенных прежними режимами займов;

Ввела всеобщую трудовую повинность и др.

Общие положения

2-й раздел Конституции содержал общие положения, в своем большинстве носившие декларативный характер и не получившие какого-либо реального воплощения в реальности. Значительная часть этих положений не исполнялась, а часть вообще никогда не действовала. Среди прочего:

Объявлялось, что вся власть «принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», с разрешением создания автономных областных союзов;

Объявлялось отделение церкви от государства и школы от церкви (что уже проведено ранее), а также провозглашалась «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды»;

Провозглашена свобода собраний, митингов, шествий, союзов и др.

Предоставила все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории стран, предоставляя право убежища всем, «подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления».

А качестве основополагающих принципов созданного государства Конституция

Признавала «труд обязанностью всех граждан» (в формулировке «Не трудящийся, да не ест!»);

Устанавливала всеобщую воинскую повинность;

Признавала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, лишая при этом «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые

используются ими в ущерб интересам социалистической революции»;

Объявляла одной из главных задач «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное

образование».

Одновременно в Конституцию был включен ряд конкретных мер, направленных на усиление контроля над обществом. В т.ч. объявлена полная монополия государства на «все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати», «все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением».

Государственное устройство

В Конституции был узаконен и ряд уже существующих органов власти в стране. В качестве верховного органа власти был закреплен Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов . Съезд созывался ВЦИК (или по требованию «Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики) не реже двух раз в год и не являлся постоянно действующим органом.

Возрастной избирательный ценз был установлен в 18 лет. Выборы были не прямыми, не всеобщими и не равными:

Делегаты избирались на непосредственно населением, а городскими советами и губернскими съездами советов;

Городские и сельские советы посылали разное число делегатов: ев первом случае из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей, во втором - от 125 тыс.;

Избирательных прав были лишены следующие категории населения: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В период между съездами вся полнота власти принадлежала Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который объявлялся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ». ВЦИК избирался в составе не более 200 человек на Съезде (большинство ВЦИК всегда составляли большевики) ВЦИК, который функционировал без какого-либо контроля со стороны представительных органов. Он получил чрезвычайно широкие права, в т.ч.:

Объединять и согласовывать работы по законодательству и управлению, а также надзирать «за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти»;

Рассматривать и утверждать проекты декретов, вносимых органами исполнительной власти, а также издавать собственные декреты и распоряжения; он также имел право «отменить или приостановить всякое постановление или решение» Совета народных комиссаров.

Общее руководство внешней и внутренней политикой;

Установление и изменение границ, а также принятие в состав (и признание выхода) РСФСР «отдельных частей ее»;

Установление и изменение системы мер, весов и денег;

Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

Заключение займов, таможенных и торговых договоров, финансовых соглашений;

Установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных отраслей;

Утверждение государственного бюджета;

Введение налогов и повинностей;

Установление основ организации вооруженных сил;

Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство;

Право амнистии

Кроме того, исключительно к ведению Съезда подлежали:

Установление, дополнение и изменение основных начал Конституции;

Ратификация мирных договоров.

ВЦИК также формировал высший орган исполнительной власти - Совет народных комиссаров (СНК), который, в свою очередь, был ответственнен перед ВЦИК. В составе СНК действовало (по Конституции) 17 народных комиссариатов (наркоматов): по иностранным делам; по военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; государственного контроля; здравоохранения, а также Высший совет народного хозяйства.

Другие положения

Конституция объявляла, что власть на местах принадлежит городским и сельским Советами, которые для текущей работы должны были избирать Исполнительный комитет, которому реально и принадлежала вся полнота власти на местах. Формировалась система областных, губернских, уездных и волостных органы Советской власти. Они обязывались проводить в жизнь «все постановления соответствующих высших органов Советской власти», получив при этом право принимать меры «к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях», а также решать вопросы, «имеющие чисто местное (для данной территории) значение».

4-й раздел Конституции регулировал нормы активного и пассивного избирательного права, 5-й раздел именовался «Бюджетное права» и регулировал правила установления налогов, сбора доходов, распределения средств в масштабах государства.

6-й раздел Конституции утвердил герб, а также торговый, морской и военный флаг РСФСР. Герб РСФСР состоял «из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев» и с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Прекращение действия Конституции

Конституция 1918 г. стала базовой для принятых в последующие году конституций многочисленных союзных и автономных советских республик. После того, как было принято решение о создании СССР, на принципах Конституции 1918 г. была разработана и принятая в 1924 г. Конституции СССР. Однако, с изменением политического устройства страны (создание СССР) возникла необходимость уточнения целого ряда положений Конституции 1918 г., в связи с чем была разработана новая Конституция РСФСР, которая практически без изменений дублировала положения Конституции 1918 г. После принятия новой Конституции XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. действия Конституции 1918 г. было прекращено.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. (Раздел 2. Гл.5 ст.9 Конституции России 1918 г.)

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. 2008. .

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права Зинченко С.В. Конституционное право России. - М., 2003. . Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918 г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте Шейнис В.Л. Большевистская власть и первая советская конституция // Общественные науки и современность. 2012. №1. .

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП (б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я.М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов - А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я.М. Свердлов.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2 - 3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. Это объяснимо. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

"Проект Конституции Трудовой Республики", представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов "левые коммунисты", которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция "левых коммунистов" была отражена в проекте "Основных начал Конституции", разработанном профессором М.А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - "производителей". Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику "на началах свободного федеративного союза" отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в "вольную федерацию" Кушнир А.Г. Первая Конституция СССР: к 60-летию принятия. - М.: 1984. .

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием "Тезисы о типе федерации", выработанный при участии Я.М. Свердлова и И.В. Сталина Ронин С.Л. Первая Советская Конституция. - М.: 1999. .

На основе данный тезисов был разработан "Проект общих положений Конституции РСФСР", который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков "Общих положений Конституции РСФСР".

В ходе подготовки первой советской Конституции некоторые вопросы были просто обделены вниманием, в частности идея конституционного правосудия не обсуждалась, как идеологически неприемлемая.

конституция россия политический экономический

Комментируя уже в 1923 году проект новой Конституции, подготовленный главным образом профессором М.А. Рейснером, который предусматривал, что никакой закон не может быть издан в противоречие конституции, что "такой акт почитается не имеющим никакой обязательной силы", Г.С. Гурвич иронизировал: "… кто будет судить, противоконституционен тот или иной акт центральной власти или нет. Неужели она сама? Она конечно некомпетентна… А создать в Советской Республике федеральный суд с правами конституционного телохранителя проект не решился". И далее Г.С. Гурвич констатировал, что "единственно правильный вывод из этого положения … предоставить ЦИКу право изменения и дополнения конституции. В этом была единственная возможная гарантия от нарушений и лучший способ обеспечить закономерное развитие и рост основного закона в согласии с требованиями жизни".

Конституция РСФСР 1918 г., исходя из принципа полновластия Советов, не допускала возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК.

М.А. Рейснер уже после начала действия этой Конституции пытался в косвенной форме теоретически обосновать неприемлемость судебного конституционного контроля для советского государства. В лекциях на ускоренном курсе Академии Генерального Штаба РККА в 1918/1919 учебном году ученый положительно оценивал "особую формальную защиту" Конституции в США "особым федеральным судом", видя в этом "большую … неприкосновенность конституции … необычную законность, необычную твердость этого правового и конституционного характера современной демократии". Вместе с тем он признал такой "блестящий … прекрасный акт" неприемлемым для России, объясняя это идеологическими мотивами, а также тем, что принятая конституция - "это временное учреждение", и стоит ли для ее охраны "сооружать такой колоссальный, громоздкий аппарат". России, по мнению М.А. Рейснера, необходима гибкая и подвижная Конституция, которая не давала бы возможности "останавливаться на закостенелых формах", а для этого она "построена на началах не правовой законности, а целесообразности, телеологии, позволяющей влить в нее любое содержание". "Поэтому, как далее подчеркивал ученый, - когда мы говорим, что в основу нашей конституции положена идея цели и целесообразности, это значит, что наш основной закон не есть воплощение неподвижности и мертвой справедливости, … но есть только рабочий чертеж, план общественного строительства… А такой план не претендует на непогрешимость".

"Отсюда, - резюмировал М.А. Рейснер, - вытекает и для нас совершенно иное отношение к основному закону или конституции, нежели то, которое мы встречаем при конституции строго правовой. И если в последнем случае главная задача заключается в толковании и применении раз и навсегда установленного закона и приходится подгонять под него все другие или совершенно не предусмотренные случаи, то у нас на первое место выдвигается обязанность постоянной критики и работы над усовершенствованием конституционного закона" Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX - начало XX в. в.) // Правоведение. №11.1996. .

Острым пунктом борьбы, разгоревшейся в Комиссии, был и вопрос о правовом положении СНК и о взаимоотношении ВЦИК и СНК.

Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства установил, что контроль над деятельностью народных комиссаров принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я.М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК.

Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики".

Представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК, утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты. Поэтому в проекте Положения "Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета", подготовленного подкомиссией в составе А.И. Бердникова, Г.С. Гурвича и М.Я. Лациса, предлагалось упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии - отделы ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседании Совета ВЦИК "непостоянных лиц".

Деятельность коллегий должна была координироваться Советом ВЦИК, образуемым из представителей коллегий и членов ВЦИК, законодательные функции предоставлялись Всероссийскому съезду Советов ВЦИК, его Совету и отделам и, кроме того, "совокупности Советов, посылающих представителей на съезд Советов, а также 1/10 этих Советов".

Проект имел целью фактически ликвидировать правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной.

Выступивший против проекта подкомиссии Я.М. Свердлов заявил, что предложения о ликвидации СНК и сосредоточении функций управления в отделах ВЦИК идут вразрез с происходящим на практике процессом постепенной ликвидации отделов ВЦИК и их слияния с одноимёнными народными комиссариатами.

С конца апреля центр тяжести работы Комиссии был перенесён в подкомиссии. Большие задачи стояли перед подкомиссией по избирательному праву и местным органам власти и управления. Она обобщила и привела в стройную систему разнообразную практику и нормы, регулировавшие избирательное право, порядок образования и компетенцию всех звеньев системы местных органов власти и управления Скрипилёв Е.А. Первая Советская Конституция. М., 1968. .

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП (б) во главе с В.И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В.И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В.И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: "Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики". Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Итак, страна обрела свой первый Основной закон.

Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.

Принятие Конституции РСФСР 1918 года

Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года

сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года

Носило федеративный ха рактер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.

К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.

Введение

Конституция РСФСР 1918 года явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы в Октябрьской социалистической революции.

Впервые в нашей стране появился закон, провозглашающий и закрепляющий демократию для трудящихся, их основные права и обязанности, новую форму государственного единства - федерацию.

Конституция создавалась в условиях еще складывающегося нового государства, при отсутствии опыта у составителей (конституционная комиссия), не очень ясных теоретических основах и можно сказать стихийно.

Таким образом, актуальность темы работы заключается в том, что Конституция РСФСР 1918 года послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик.

Целью данной работы является выявление роли Конституции РСФСР 1918 года в становлении законодательства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • 1. Подобрать литературу для изучения данной проблемы.
  • 2. Осветить историю создания Конституции РСФСР 1918 года.
  • 3. Изучить структуру Конституции РСФСР 1918 года.
  • 4. Показать основные принципы, закрепленные в Конституции РСФСР 1918 года.

История создания Конституции РСФСР 1918 года

До принятия Конституции РСФСР 1918 года советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 года была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 года принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 года создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 года национализировались банки. По декрету от 15 января 1918 года создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 года создавалась не на пустом месте.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции. Потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Известны случаи, когда в результате местного правотворчества создавались конституции даже в отдельных уездах. При создании государственного аппарата на местах подчас копировали систему организации органов управления центра. Так, почти во всех губерниях были созданы Советы народных комиссаров губерний.

Причем иногда создавались такие должности, которые абсолютно были не нужны в губернии, например должность народного комиссара по иностранным делам. Бывали случаи, когда местные органы не считали для себя обязательными акты, принятые вышестоящими органами власти и управления, и даже решения Всероссийского съезда Советов.

Некоторые местные Советы не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, ратифицировавшим мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 года ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, было поглощено решением проблемы установления мира с Германией.

IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. Есть и иное мнение: ВЦИК потому не выполнил поручение съезда, что нужно было вначале укрепить Советскую власть на местах, а потом уже заниматься Конституцией. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П.Титова. - М.:ООО "ТК Велби", 2003.С.301

Необходимо отметить, что еще декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 года).

Второй этап начался с принятия на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 года) - документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики. Исаев И.А. История государства и права России:учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,2010. С.583

Проблемы создания Конституции РСФСР еще недостаточно исследованы. После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 года ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Уже 1 апреля 1918 года стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу в ВЦИК представители следующих партий: от большевиков - Я.М.Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов - А.И. Бердников с совещательным голосом. Бытует концепция, что многопартийный состав комиссии осложнил ее работу, что в рамках комиссии шла ожесточенная классовая борьба. Есть мнение, что такой состав комиссии позволял ознакомиться с позициями других партий, в комиссии шла не классовая борьба, а борьба различных точек зрения, что имело определенные положительные стороны. В комиссию вошли также представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комиссию возглавил Я.М. Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. Большинство членов комиссии были большевиками. Наряду с комиссией ВЦИК над проектом Конституции трудились в НКЮ. В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять "трудовые коммуны", И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК, о ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК. В итоге и ВЦИК и СНК сохранились. Материалы комиссии публиковались в "Известиях ВЦИК", на страницах которых велось обсуждение проектов разделов Конституции.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. - М.:ООО "ТК Велби", 2003.С.302

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Выверено по изданию: Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

В первой Советской Конституции 1918 г., закреплялись общественные отношения, общественный и государственный строй, сложившиеся в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью первой Советской Конституции было провозглашение определенных программных положений. Она не только фиксировала уже завоеванное, но и ставшие некоторые важнейшие задачи на будущее. Марьин А.Р. Становление научных взглядов на конституционное законодательство в Российской империи и СССР и их воплощение в действующие нормативные правовые акты//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. - № 1. - С. 40