Создание и развитие советской конституции. Образовательный портал - все для студента юриста Первая советская конституция 1918 г

Введение

Конституция РСФСР 1918 года явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы в Октябрьской социалистической революции.

Впервые в нашей стране появился закон, провозглашающий и закрепляющий демократию для трудящихся, их основные права и обязанности, новую форму государственного единства - федерацию.

Конституция создавалась в условиях еще складывающегося нового государства, при отсутствии опыта у составителей (конституционная комиссия), не очень ясных теоретических основах и можно сказать стихийно.

Таким образом, актуальность темы работы заключается в том, что Конституция РСФСР 1918 года послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик.

Целью данной работы является выявление роли Конституции РСФСР 1918 года в становлении законодательства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • 1. Подобрать литературу для изучения данной проблемы.
  • 2. Осветить историю создания Конституции РСФСР 1918 года.
  • 3. Изучить структуру Конституции РСФСР 1918 года.
  • 4. Показать основные принципы, закрепленные в Конституции РСФСР 1918 года.

История создания Конституции РСФСР 1918 года

До принятия Конституции РСФСР 1918 года советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 года была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 года принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 года создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 года национализировались банки. По декрету от 15 января 1918 года создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 года создавалась не на пустом месте.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции. Потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Известны случаи, когда в результате местного правотворчества создавались конституции даже в отдельных уездах. При создании государственного аппарата на местах подчас копировали систему организации органов управления центра. Так, почти во всех губерниях были созданы Советы народных комиссаров губерний.

Причем иногда создавались такие должности, которые абсолютно были не нужны в губернии, например должность народного комиссара по иностранным делам. Бывали случаи, когда местные органы не считали для себя обязательными акты, принятые вышестоящими органами власти и управления, и даже решения Всероссийского съезда Советов.

Некоторые местные Советы не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, ратифицировавшим мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 года ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, было поглощено решением проблемы установления мира с Германией.

IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. Есть и иное мнение: ВЦИК потому не выполнил поручение съезда, что нужно было вначале укрепить Советскую власть на местах, а потом уже заниматься Конституцией. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П.Титова. - М.:ООО "ТК Велби", 2003.С.301

Необходимо отметить, что еще декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 года).

Второй этап начался с принятия на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 года) - документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики. Исаев И.А. История государства и права России:учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,2010. С.583

Проблемы создания Конституции РСФСР еще недостаточно исследованы. После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 года ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Уже 1 апреля 1918 года стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу в ВЦИК представители следующих партий: от большевиков - Я.М.Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов - А.И. Бердников с совещательным голосом. Бытует концепция, что многопартийный состав комиссии осложнил ее работу, что в рамках комиссии шла ожесточенная классовая борьба. Есть мнение, что такой состав комиссии позволял ознакомиться с позициями других партий, в комиссии шла не классовая борьба, а борьба различных точек зрения, что имело определенные положительные стороны. В комиссию вошли также представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комиссию возглавил Я.М. Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. Большинство членов комиссии были большевиками. Наряду с комиссией ВЦИК над проектом Конституции трудились в НКЮ. В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять "трудовые коммуны", И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК, о ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК. В итоге и ВЦИК и СНК сохранились. Материалы комиссии публиковались в "Известиях ВЦИК", на страницах которых велось обсуждение проектов разделов Конституции.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. - М.:ООО "ТК Велби", 2003.С.302

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Выверено по изданию: Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

В первой Советской Конституции 1918 г., закреплялись общественные отношения, общественный и государственный строй, сложившиеся в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью первой Советской Конституции было провозглашение определенных программных положений. Она не только фиксировала уже завоеванное, но и ставшие некоторые важнейшие задачи на будущее. Марьин А.Р. Становление научных взглядов на конституционное законодательство в Российской империи и СССР и их воплощение в действующие нормативные правовые акты//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. - № 1. - С. 40

Конституция РСФСР 1918 г. была принята 10 июля на V съезде Советов, а опубликована 19 июля в «Известиях ВЦИК». С момента опубликования Конституция РСФСР 1918 г. вступила в силу. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (в апреле – июле 1918 г.). Основы Конституции РСФСР 1918 г. разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Структура Конституции 1918 г. включала в себя разделы.

2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (гл. V).

3. Конструкция Советской власти (гл. VI–XII).

4. Активное и пассивное избирательное право (гл. XIII–XV).

5. Бюджетное право (гл. XVI).

6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (гл. XVII).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла следующие положения:

1) политическую основу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

2) социальную основу – диктатуру пролетариата;

3) монополию государства в сфере экономики (высшим органом в ее управлении являлся Высший Совет Народного Хозяйства);

4) полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности;

5) установление срока действия Конституции (переходный период от капитализма к социализму);

6) объявление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по государственному устройству Федерацией;

7) определение системы органов государственной власти, как то:

а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и подотчетный ему Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), в компетенцию которых входили утверждение изменений Конституции; принятие в состав РСФСР; вопросы войны и мира; осуществление внешней и внутренней политики государства; регулирование экономики; формирование государственной системы налогов; организация вооруженных сил; судоустройство и судопроизводство; общегосударственное законодательство;

б) Совет народных комиссаров (СНК);

в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты;

8) закрепление принципа демократического централизма, т. е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и установление широких полномочий по реализации решений вышестоящих Советов на местах;

9) определение конституционных прав и свобод граждан, которые не перечислялись в Конституции РСФСР 1918 г., а назывались только те права и свободы, которые обеспечивало государство. Конституцией РСФСР 1918 г. закреплялись конституционные права и свободы только трудящихся. Причем только представители трудящихся (пролетариат, крестьяне) обладали активным избирательным правом. Трудящиеся обладали избирательным правом по достижении 18 лет и независимо от их национальности, пола. Не имели избирательного права:

а) лица, которые использовали наемный труд в целях извлечения прибыли;

б) граждане, живущие на нетрудовые доходы, т. е. на доходы, которые были получены от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами, и т. п.;

в) частные торговцы и посредники;

г) представители духовенства;

д) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения;

10) сохранение многоступенчатости выборов;

11) закрепление обязанностей трудиться и нести воинскую обязанность;

12) провозглашение отделения церкви от государства.

62. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

Параллельно с местными судами для борьбы с контрреволюционными силами были созданы особые суды – революционные трибуналы , компетенцией которых являлось борьба с контрреволюцией.

Трибуналы состояли из председателя и 6 заседателей, которые избирались губернскими и городскими Советами. Они начали создавать на всей территории страны на уровне губерний, уездов, городов и волостей. Однако предварительное следствие осуществляли следственные комиссии.

В мае 1918 г. был принят Декрет «О революционных трибуналах», по которому трибуналы сохранялись только в крупных городах и упразднялось их деление по направлениям деятельности. Декрет предоставил революционным трибуналам полную свободу действий в борьбе с контрреволюцией.

В это же время были созданы Центральный революционный трибунал при ВЦИК и кассационный отдел при ВЦИК, которые должны были рассматривать жалобы на приговоры местных трибуналов. В феврале 1919 г. система революционных трибуналов подверглась изменениям, в связи с которыми в их составе остались только 3 члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия, в течение 48 ч после окончания которых должно начаться судебное рассмотрение.

Трибуналы делились на следующие виды: военно‑полевые суды, железнодорожные трибуналы и транспортные суды.

В 1920 г. специальные следственные комиссии упразднились и в состав революционных трибуналов стали входить представители губернских ЧК. Судебный процесс трибуналов осуществлялся в ускоренном порядке, имелось право применения высшей меры наказания, в качестве защитников и обвинителей выступали только штатные члены коллегий при Советах. Были сохранены военные трибуналы высшего звена и военно‑транспортные трибуналы. Органами чрезвычайной юстиции остались народные суды, земельные и арбитражные комиссии, внесудебные органы репрессии.

В декабре 1917 г. была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия, а с марта 1918 г. – начато формирование местных чрезвычайных комиссий, которые имели право на проведение арестов, обысков, реквизиций и конфискаций. Члены чрезвычайных комиссий назначались и отзывались исполкомами местных Советов, но подчинялись ВЧК.

Летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, транспортные органы ВЧК и особые отделы ВЧК. ВЧК стала превращаться в мощный аппарат политических репрессий. Теперь по окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а самостоятельно их рассматривали и определяли меру наказания. Данные полномочия получили и местные ЧК, но только в период с сентября 1918 г. до февраля 1919 г. В феврале революционным трибуналам было предоставлено право выносить приговоры по делам, которые рассматриваются ЧК, и проверять следственные действия ЧК.

В октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал, состоящий из председателя и 2 членов, назначенных ВЧК, для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, должностными злоупотреблениями.

В конце 1921 г. ВЧК было трансформировано в Главное политическое управление при НКВД. Вместо рабочей милиции в октябре 1918 г. была организована рабоче‑крестьянская милиция, возглавляемая Главным управлением рабоче‑крестьянской милиции НКВД РСФСР. Местные управления в губерниях и уездах подчинялись НКВД и местным исполкомам Советов. К середине 1920 г. система милицейских органов сложилась окончательно, руководство которой осуществлял НКВД. В данную систему входили городская и уездная милиция, промышленная, которая включала в себя фабрично‑заводскую, лесную и горно‑промышленную, железнодорожная, водная и розыскная милиция, имеющие статус частей особого назначения при наступлении боевых действий.

63. Советская судебная система 1917–1918 гг

Для периода революции характерно наличие чрезвычайных судебных органов – судов народной совести, народных, мировых судов. Правовые основы образовывающейся судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, который был принят СНК в ноябре 1917 г. Основные положения данного Декрета:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства. Исключением являлись народные суды;

2) объявление судебными органами революционных трибуналов, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) установление правомочности применения законодательства свергнутых правительств в частях, которые не противоречили принципам и целям революции и революционному сознанию. Согласно данному Декрету судьями могли быть бывшие мировые судьи.

Судопроизводство осуществлялось по следующим принципам:

1) сменяемости судей;

2) гласности и публичности судебного разбирательства;

3) коллегиальности судопроизводства.

Новая судебная система состояла из:

1) местных судов, которые рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела при участии обвинителей, защитников и поверенных. Суды состояли из постоянного судьи и 2 очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами. Судья единолично проводил предварительное следствие. Решения и приговоры данных судов считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке;

2) кассационных судов, которые разрешали дела по первой инстанции;

3) съездов местных судей, рассматривающих не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов.

Декрет о суде № 2, принятый в феврале 1918 г., учредил окружные и областные суды, которые рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов. Окружные суды состояли из 3 постоянных членов, 4 народных заседателей, 12 заседателей и председательствующего члена суда. Областные суды и Верховный судебный контроль так и не были созданы.

В окружных судах разбирательство должно было вестись на языке населения данного региона.

Суды стали выборными, избрание судей и народных заседателей в них производили Советы.

В компетенцию окружных судов входило рассмотрение гражданских и уголовных дел, которые находились вне пределов компетенции местного суда. Гражданские дела рассматривались судом в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовные – в составе 1 профессионального судьи и 12 народных заседателей. Приговор по уголовным делам выносился совместно народными заседателями и председательствующим судьей.

Решения суда подлежали кассационному пересмотру не только по формальным основаниям из‑за недостатков решения или приговора суда, но и по фактическим – необоснованности решения или приговора суда.

Декрет о суде № 3, изданный в июле 1918 г., расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей правом рассматривать кассационные жалобы. Они вправе стали разрешать гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы более 5 лет.

Положение о народном суде РСФСР, принятое в ноябре 1918 г., учредило народный суд, который состоял из 1 народного судьи и 2 или 6 заседателей. Народный судья избирался Советами, а кандидатуры заседателей утверждались исполкомами Советов. В своей работе народный суд должен был руководствоваться декретами. Применение старого права полностью исключалось.

Вместе с местными, окружными и кассационными судами для борьбы с противниками революции была создана система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, которые обладали широкими полномочиями, в т. ч. внесудебной расправы над неугодными правящей партии членами общества.

Идея создания первой советской Конституции была вы­сказана на III Всероссийском съезде Советов левыми эсера­ми. Однако в силу исторической обстановки делегаты съез­да ограничились принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой были решены многие наиболее важные вопросы государственного и обществен­ного устройства Российского государства, а также поста­новления о федеральных учреждениях Российской респу­блики. В марте 1918 г. было принято решение ЦК РКП (б) о создании комиссии для разработки Конституции.

4 июля 1918 г. проект Кон­ституции был представлен на обсуждение V съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята единогласно.

· Конституция РСФСР закрепляла классовую демокра­тию, «диктатуру пролетариата». Она провозглашала принадлежность власти в центре и на местах трудящимся массам в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян­ских, красноармейских и казачьих депутатов; областные, губернские, уездные (районные) и волостные съезды Сове­тов; городские и сельские Советы. В период между Всерос­сийскими съездами Советов функции высшего органа госу­дарственной власти выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет в числе не свы­ше 200 человек. ВЦИК являлся высшим законодатель­ным, распорядительным и контрольным органом РСФСР, образовывал Совет народных комиссаров и народные комиссариаты для руководства отдельными от­раслями управления. СНК был ответственен перед Всерос­сийским съездом Советов и ВЦИК.

· В экономической сфере была провозглашена отмена част­ной собственности на землю. Весь земельный фонд объ­являлся общенародным достоянием и должен был быть передан трудящимся без всякого выкупа на началах урав­нительного землепользования. Все природные ресурсы объ­являлись национальным достоянием.

· Основная задача социальной политики -уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализ­ма, при котором не будет ни деления на классы, ни государ­ственной власти.

· В сфере внешней политики одобрялась политика СНК РСФСР, провозгласившего полную независимость Фин­ляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

· Формой государственного устройства Российской совет­ской республики была избрана федерация советских нацио­нальных республик на основе свободного союза свободных наций.

· На момент провозглашения России федерацией ее
субъекты отсутствовали. Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могли объеди­няться в автономные областные союзы, во главе которых стояли областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входили на на­чалах федерации в РСФСР.


· Конституция РСФСР закрепляла довольно ограничен­ный круг прав личности. Важнейшим политическим правом было активное и пассивное избирательное право. Консти­туция РСФСР закрепляла не вполне всеобщие выборы. Не избирали и не могли быть избранными: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, жи­вущие па нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты быв­шей полиции, особого корпуса жандармов и охранных от­делений, а также члены царствовавшего в России дома.

· Выборы были не вполне равными, имелись преимущества в представительстве для рабочего класса, то есть были цензорными. Так, Всероссий­ский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармей­ских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету один депутат на 250 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Сове­тов по расчету один депутат на 125 тыс. жителей. То есть городское население имело почти пятикратное преимуще­ство в представительстве на Всероссийском съезде Советов перед сельским населением.
Выборы были прямыми и многостепенными. Низовое звено Советов избиралось посредством прямых выборов избирателями. Съезды Советов формировались из числа делегатов нижестоящих Советов и съездов Советов. Поря­док голосования в Конституции РСФСР не был указан. На практике сложилось открытое голосование.

· В числе конституционных политических прав провозгла­шалось право на собрания, митинги, шествия. Имело место предоставление всех политических прав российских граж­дан иностранцам, проживающим на территории РСФСР и принадлежащим к рабочему классу или к не использую­щему чужой труд крестьянству. Местные Советы были вправе предоставлять таким иностранцам права российско­го гражданства без всяких формальностей.

· К числу конституционных социальных прав относилось право на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое, однако, предоставлялось только рабочим и бед­нейшим крестьянам.

· Труд провозглашался обязанностью всех граждан. «Не трудящийся да не ест». Конституция РСФСР закрепляла обязанность всех граждан защищать социалистическое Оте­чество, всеобщую воинскую повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предостав­лялось только трудящимся. На представителей свергнутых эксплуататорских классов возлагалось отправление иных воинских обязанностей.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Победа советской власти на большей части территории Россий- ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закреп- ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше- ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).

В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся В первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви- детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза- тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

Решение о подготовке Конституции было принято на III Все- российском съезде Советов в январе 1918 г.

3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк- ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР, - говорилось в ста- тье 9, - заключается в установлении диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа- тации человека человеком и водворения социализма, при ко- тором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Конституция закрепляла национально-государственный прин- цип государственного строительства. В ней фиксировались по- литические права и свободы, которыми могли пользоваться только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все- общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору- жие доверялось только трудящимся.

Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось распространение всех политических прав на иностранцев, про- живающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.

Всероссийский центральный исполнительный колите (ВЦИК) стал высшим законодательным, распорядительный и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум. ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос- сийский съезд Советов.

Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа ли все вопросы общегосударственного значения:

Общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со- юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

Объявление войны и заключение мира;

Утверждение бюджета;

Установление основ организации вооруженных сил, обще- государственных налогов и повинностей;

Издание общегосударственного законодательства;

Судоустройство и судопроизводство.

К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились: а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

Правительство РСФСР - Совет народных комиссаров (СНК) - осуществляло общее управление делами республики. СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо- чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо- литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

Отраслями государственного управления руководили 18 нар- коматов. Органами советской власти на местах стали областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период между съездами - соответствующие исполнительные коми- теты (исполкомы). Низовое звено советской государственной системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе- мые в городах и селениях.

К компетенции местных органов советской власти Конститу- ция относила:

Проведение в жизнь решений высших органов советской власти;

Заботу о развитии хозяйства и культуры;

Разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна- чение. Конституция оформила принципы советской избиратель- ной системы. Правом избирать или быть избранными в Советы

всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из- бирательных прав отдельные категории граждан по политиче- ским причинам.

В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по- литического контроля выборы в Советы были открытыми, много- степенными и неравными (например, норма представительства на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го- родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто- рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со- ветского государства. Она послужила образцом для разработки основных законов других социалистических государств, возник- ших на территории бывшей Российской империи. Все последую- щие советские конституции сохраняли преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри- ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный союз народов России», «свободный союз свободных наций, как федерацию Советских национальных республик». Федерация в России мыслилась как переходный период на пути к мировому союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево- люции.

В документах того времени неизменно присутствуют форму- лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ- ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про- цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей Российской империи возникло более 20 национальных образо- ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал необходимым провести объединение военного командования и военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918-1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.