Сложносокращенные слова. Словообразование: примеры и способы

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун - начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,

Ким - Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма - Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз - высшее учебное заведение,

ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз - заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ - институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти - запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед - мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец - эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан - государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.

АЭС - атомная электростанция - ж.р.

ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , которготовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.

Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

Почему подчёркнутые в таблице сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово с сокращёнными основами называется сложносокращённым.

1. Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

2. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу.

Детский корреспондент - деткор; юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент, раб(очий) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

При образовании сложносокращённого слова берётся: 1) часть, состоящая из нескольких звуков: кол(лективное) хоз(яйство) - колхоз; 2) начальная буква, например: Ц(ентральный) К(омитет) - ЦК, произносится [цэка], 3) начальный звук, например: с(троительное) м(онтажное) у(правление) - СМУ, произносится (сму).

3. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово?

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

Какое сокращённое слово обозначает то же, что и ВЛКСМ? Расшифруйте его.

Какое сложносокращённое слово вы выписали дважды? Почему?

4. Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: РТС подготовил.. к севу всю технику. Расшифруем слово РТС: ремонтно-техническая станция. Станция - главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

5. Спишите. Назовите сложные слова. Подчеркните сложносокращённые слова. Что они обозначают?

Какие ещё вы знаете сложные слова, относящиеся к Советской Армии?

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков . «А где комдив? Уехал?» - спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Запишите, как образовано выделенное слово.

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Расскажите по схеме об образовании слов путём сложения. Пользуйтесь не только приведёнными, но и своими примерами.

Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

7. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика) испытателя.

«Словообразование наречий» - Изнанка. Восстановите словообразовательные цепочки. От чего образованы наречия. Лингвистическая разминка. Определите способ образования наречий. Подходящие по значению наречия. Коврик. Словообразование наречий. Сложение разных видов. Невежество.

«Способы образования наречий» - Наречия добрались и до существительных. Разряды наречий по значению. Собери пословицы. Добрались наречия и до числительных. Существительные с предлогами. Меры и степени. Составьте и запишите 5-7 предложений. Образование наречий. Бурундук. Упражнения. Проделки наречий. Подходящие по смыслу наречия. Замените каждое выражение подходящим по смыслу наречием.

«Образование деепричастий» - Вышел Кузька. Организовать. Деепричастия с суффиксом. Условия образования деепричастий. Примеры. Образование деепричастий. Опята. Домовенок. Взрослые играть не любят. Диадох. Тест. Скорлупа яичная. Деепричастия. Переплыть. От глаголов образуйте деепричастия. Обернулась Яга. Кузька осмотрелся. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний.

«Словообразование имён существительных» - Способы словообразования. Запишите текст. Практика «Приставка». Речевая ситуация. С сегодняшнего дня звезд на небе стало больше. В нашей волшебной стране много ярких звезд. Словообразование имен существительных. Выпишите существительные с суффиксами. Практика «Суффиксы». Какой раздел лингвистики называется словообразованием.

«Способы словообразования в русском языке» - Изменение в морфологическом строении слова. Основа производная (мотивированная). Исключения. Словообразование. Приставка. Новые (однокоренные) слова. Пространственная близость. Давность. Суффиксы. Корень слова. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Морфологический способ словообразования. Правописание приставок.

«Словообразование слов» - Соединительная гласная. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом. Неморфологические способы. Словообразование. Морфемный анализ слова (разбор слова по составу). Смешанный способ. Приставка. Морфологические способы. Способы образования слов. Итоговые тесты. Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова.

Всего в теме 24 презентации

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.

1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο; платье-костюм ← платье, костюм Ο; школа-интернат ← школа, интернат Ο; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате ;
  • сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепь — лес-о -степь Ο ← лес Ο, степь Ο; каменотёс — камен-о -тёс Ο ← камень Ο, тес-а -ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий — сер-о -син -ий ← сер -ый , син -ий ; научно-исследовательский — научн-о -исследовательск -ий ← научн -ый , исследовательск -ий ; грязеводолечебница — гряз-е -вод-о -лечебниц -а ← грязь Ο, вод -а , лечебниц -а ; тренога — тр-е -ног -а ← тр -и , ног -а ;
  • сложение основ без соединительной гласной: Ленинград — Ленинград Ο ← Ленин Ο, град Ο; царь-колокол — царь-колокол Ο ← царь Ο, колокол Ο;
  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть : комроты ком андир рот ы ; стенгазета стен ная газет а ; медсестра мед ицинская сестр а ; полдня пол овина дн я ; пол-огурца пол овина огурц а ;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов : облоно обл астной о тдел н ародного о бразования ; Минфин Мин истерство фин ансов ; ОНН О рганизация О бъединённых Н аций ; вуз в ысшее у чебное з аведение .

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:

водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:

мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;

хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;

мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.

Пример сложно-приставочного способа :

у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный :

пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );

быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );

  • необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, например:

водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );

водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .

Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );

гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).

Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .

3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:

умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа — ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;

сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;

д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .

Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливает больной (сущ.) уже выздоравливает ; зайдите в учительскую (прил.) комнату зайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясо вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната светлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым .
  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные ); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь ;
  • относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.

Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).

Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.

Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.

1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.

2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.

3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.

4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.

5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.

7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.

9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.

10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.

11. Танцевать она выучилась на детских балах.

12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.

13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.

15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.

16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .

17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.

18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.

20. Горничная сказала, что барыни нет дома.

Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.


Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом ОДНОЙ части речи в другую.
Примечание. При образовании новых слов может отсекаться весь суффикс или часть суффикса, например: зимовщик - зимовать.
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, удача - неудача, бабушка - прабабушка, вкус - привкус), прилагательные (важный - преважный, весёлый - развесёлый, худший - наихудший, мощный- сверхмощный, плохой - неплохой, моральный - аморальный, полезный - бесполезный), местоимения (что - кое-что, нечто; ничто; какой - кое-какой, никакой; сколько - нисколько, несколько), глаголы (читать - вычитать, дочитать, зачитать, перечитать, почитать, прочитать), наречия (ныне - доныне, всюду -¦ повсюду, завтра - назавтра, весело - невесело; где - нигде, как - кое-как, даль - вдаль, верх - вверх).
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имён существительных, прилагательных и наречий. Он являет- ся более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причём основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить - заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук - внучок).

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Слово, от которого образовано слово Приставка Суффикс Новое СЛОВО
ехать раз- -ся разъехаться
закон V- -и- узаконить
пар-а на- ник напарник^
грызть 0- -ок огрызок
границ-а по- -ник пограничник
матросский по- по-матросски
второй во- -ых во-вторых
плотный в- -ую вплотную
тайна в- втайне
река за- -11- заречный

Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й(е), -ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подсвечник, подснежник и др.; бездорожье, побережье, подземелье, Заволжье, Закарпатье и др.; поводок, подарок, подбородок, затылок и др.), глаголы с суффиксом -ся (разворчаться, разболеться, разбушеваться, развлечься, размечтаться и др.), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-деловому, по-дружески, по-летнему, по-матерински, по-мужски, по-приятельски, по- старому и др.).
БЕССУФФИКСНЫЕ СПОСОБ
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелёный - зелёнь) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь - отлёт, повторить - повтор).
СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком

слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные б и а (атомоход, пулемёт).
Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может
выступать а; пятилетний.

  1. Сложные слова могут быть без соединительной гласной:
Ленинград.
Сложные слова образуются:
  1. сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель;
  2. сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп);
  3. с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный;
  4. сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный;
  5. слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле.
Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные.
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ
Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение - вуз. В результате образуются сложносокращённые слова.
Сложносокращённые слова образуются:
  1. сложением слогов или частей слов пояяого наавания: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), ликбез (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяй- *V\A
З
ство), спецкор (специальный корреспондентК комбат (командир батальона,), обком (областной комитет);
  1. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет) /произносится цэка); МГУ (Московский государственный университет) /произносится эмгэу); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);
  2. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза);
  3. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), района (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии).
Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования иовых слов: вуз - вузовец; комсомол - комсомолец - комсомолка - по-комсомольски; колхоз - колхозный - колхозник - по-колхозному.
ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Из какой части речи перешло слово и что обозначает В какую часть речи перешло слово к что стало обозначать
Примеры
деепричастие
(добавочное
действие)
наречие (признак действия) лёжа на песке, загорал читать лёжа вредно
существительное (предмет) наречие (признак действия) медленным шагом ехали шагом
наречие (признак действия) Командир шёл впереди. Впереди колонны шёл знаменосец.
деепричастие
^добавочное
действие)
предлог (выражает зависимость от глагола) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Благодаря своевременной помощи сев не был сорван.
местоимение (указывает на предмет) союз (связывает предложения) Что он сказал? Он сказал, что завтра занят.
числительное
(количество
предметов)
частица (ограничительное значение) Пётр возвратился один. Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков).