Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.
Аффиксация - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.
1. Суффиксальный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый - гордость, глаз - глаз-н-ой.
2. Приставочный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа - под-группа, грузить - разгрузить.
3. Приставочно-суффиксальный способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза - под-берёзовик, окно - под-окон-ник.
Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие - вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный); вооружить - вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди -нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый -нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.
4. Бессуффиксный способ - это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить - выходу, заплывать - заплыв^, зелёный - зелень^, сухой - сушъ^.
5. Сложение - это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кро вать, плащ-палатка.
При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово - аббревиатура (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:
Типы аббревиатур
Сложение сокращённой основы и целого слова. | Примеры
Физкультура, главврач, оргстекло. |
|
2. | Сложение начальных частей основ (слоговая). | Завуч, спецкор, мопед. |
3. | Сложение начальных звуков основ (звуковая). | БАМ, ЛЭП, вуз. |
4. | Сложение названий начальных букв основ (буквенная). | ВВС, ЭВМ, МГУ. |
5. | Комбинированный тип (слоговой + звуковый или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.). | Самбо, завуч, КамАЗ. |
Сложению основ часто сопутствует суффиксация: доб рая воля - добровольный, плавить сталь - сталепла вильный, иной город - иногородний. Такой способ называется сложносуффиксалъным (или сложение с суффиксацией).
При определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы, необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова «пароходный» и «быстроходный»: паро ходн ый - образовано от пароход (способ образования морфологический, суффиксальный), быстроходный - образовано от слов быстро ходить + 6 (способ образования сложносуффиксальный, то есть сложение основ с одновременным присоединением суффикса).
Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.
Тема: Словообразование
Урок: Сложносокращенные слова
1. Понятие о сложносокращенных словах.
Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).
Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.
2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.
Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.
Это были, например, слова:
РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия
Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.
В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:
Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом
Начресидун - начальник речных сил Дуная
И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.
Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.
В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:
местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.
Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:
Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,
Ким - Коммунистический интернационал молодежи,
Даздраперма - Да здравствует Первое мая.
После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.
В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:
Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)
Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.
Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.
Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.
Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.
3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.
В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:
1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:
вуз - высшее учебное заведение,
ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,
ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.
2. Образованные из начальных частей слов:
завхоз - заведующий хозяйством.
3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:
ИМЛИ - институт мировой литературы.
4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:
запчасти - запасные части.
5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:
мопед - мотоцикл и велосипед.
6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:
эсминец - эскадренный миноносец.
В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:
Госплан - государственный плановый комитет
Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:
лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.
Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.
4. Род сложносокращенных слов.
Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.
ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.
РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.
Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.
Вместе с тем,
ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.
АЭС - атомная электростанция - ж.р.
ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р
Поэтому полезно обратиться к словарю.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
- Правописание сложносокращенных слов ().
- О сложносокращенных словах ().
Домашнее задание
1. Упражнение №1.
Определите род сложносокращенных слов.
Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:
ООН НИИ МЧС
2. Упражнение №2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.
Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , котор… готовит металлургов.
В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд…
Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya
Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.
1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :
- сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο; платье-костюм ← платье, костюм Ο; школа-интернат ← школа, интернат Ο; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате ;
- сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепь — лес-о -степь Ο ← лес Ο, степь Ο; каменотёс — камен-о -тёс Ο ← камень Ο, тес-а -ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий — сер-о -син -ий ← сер -ый , син -ий ; научно-исследовательский — научн-о -исследовательск -ий ← научн -ый , исследовательск -ий ; грязеводолечебница — гряз-е -вод-о -лечебниц -а ← грязь Ο, вод -а , лечебниц -а ; тренога — тр-е -ног -а ← тр -и , ног -а ;
- сложение основ без соединительной гласной: Ленинград — Ленинград Ο ← Ленин Ο, град Ο; царь-колокол — царь-колокол Ο ← царь Ο, колокол Ο;
- сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть : комроты ← ком андир рот ы ; стенгазета ← стен ная газет а ; медсестра ← мед ицинская сестр а ; полдня ← пол овина дн я ; пол-огурца ← пол овина огурц а ;
- сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов : облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования ; Минфин ← Мин истерство фин ансов ; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций ; вуз ← в ысшее у чебное з аведение .
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:
водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:
мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;
хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;
мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.
Пример сложно-приставочного способа :
у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.
Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,
- необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный :
пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );
быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );
- необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, например:
водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );
водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .
Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:
гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );
гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).
Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,
гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;
круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .
3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:
умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа — ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;
сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;
д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .
Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .
- В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → больной (сущ.) уже выздоравливает ; зайдите в учительскую (прил.) комнату → зайдите в учительскую (сущ.).
- Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
- При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо — мороженое, нет мороженого мяса — нет мороженого, с мороженым мясом — с мороженым .
- Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные ); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.
При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:
- не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь ;
- относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а — рассказыва-ть, рассказыва-ю.
Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.
Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).
Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»
Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.
Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.
Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.
1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.
2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.
3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.
4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.
5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.
6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.
7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.
8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.
9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.
10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.
11. Танцевать она выучилась на детских балах.
12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.
13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.
15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.
16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .
17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.
18. Женщины на голове кокошники золотые носили.
19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.
20. Горничная сказала, что барыни нет дома.
Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.