Сколько зарабатывает начальник жд станции в месяц – график

Заработная плата начальников любого уровня - предмет зависти его подчиненных. Сколько бы не зарабатывал начальник, его сотрудники все равно посчитают, что этот доход не может считаться заслуженным. Довод о том, что на руководителе лежит максимальная ответственность за все, что происходит на предприятии - слабое утешение. Но из чего складывается такая зарплата начальника? Помимо "голого" оклада, на счетах начальников оседает еще и большое количество надбавок. При этом, если оклад зафиксирован в документах, то премию директор может назначать себе самостоятельно. В муниципальных организациях размер премии директора, как ежемесячной, так и ежеквартальной, не зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве частных компаний, премия начальника строго привязана к экономическим показателям его подчиненных.

Зарплата начальника и подчиненного

Совсем недавно в России начал действовать закон о зарплатах начальников, в соответствии с которым, доходы руководителя и подчиненных вступают в прямую зависимость друг с другом. Теперь, исходя из поправок в Трудовом кодексе, доход руководителя не может быть выше зарплаты подчиненного более чем в восемь раз. Как гласит закон о зарплате начальника и подчиненного, если доход сотрудника муниципального предприятия равен 30 тысячам рублей, то превышение зарплаты начальника до показателя в 240 тысяч рублей грозит увольнением. При этом, разница в зарплате начальника и подчиненного остается чрезмерно высокой в сравнении с аналогичными показателями в западной Европе. Например, в Германии, начальник зарабатывает лишь на 30 процентов больше подчиненного.

Какая зарплата у начальника

В зависимости от направления деятельности организации, места дислокации предприятия и функций должностного лица, показатели заработной платы могут сильно отличаться. Начальники мелких государственных учреждений зарабатывают от 25 до 50 тысяч рублей. К таковым нужно относить руководителей ЖКХ, станций метрополитена, мелкий предприятий, отделов. Начальники крупных предприятий и государственных корпопраций-монополистов получают заработные платы в миллионах рублей. Так, например:

  • средняя зарплата начальников Газпрома - 10 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника РЖД - около 9 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника Почты России - около 10 миллионов рублей в месяц.

Зарплата начальника отдела

Начальник отдела - важная должность на любом предприятии. В обязанности этого сотрудника входит руководство определенным отделом, планирование работы коллектива, проведение кадровой политики, составление отчетов, иногда мотивационная работа с сотрудниками.

Средняя зарплата начальника отдела в большинстве организаций сдельная и привязана к результатам работы на подчиненном участке. Доходы начальников могут варьироваться от 40 до 150 тысяч рублей, в среднем составляют около 50 тысяч. Начальник отдела зарплата в Москве составляет от 40 до 100 тысяч рублей в месяц.

Начальник цеха зарплата

На начало 2016 года зафиксирован средний показатель зарплаты начальника цеха в России на отметке в 34 тысячи рублей. Средний уровень незначительно вырос осенью 2016 года(37500), а затем вернулся к прежним цифрам. Большее количество вакансий по профессии открыто в Московской области - 25 процентов. На втором месте Ленинградская область и Республика Татарстан - 5 процентов. Самая высокая зарплата для начальника цеха на сегодня предлагается в Республике Тыва - 100 тысяч рублей. В рейтинге лучших находятся Бурятия и Красноярский край - 75 тысяч рублей. Около половины вакансий открыты с зарплатами от 21 до 42 тысяч рублей. 25 процентов вакансий открыты с зарплатами от 42 до 63 тысяч рублей.

Зарплата начальника железной дороги

В отрасли железнодорожных перевозок в России действует монополия - ОАО РЖД. Эта фирма - крупнейшее транспортное предприятие, в которой трудятся сотни тысяч сотрудников. Размер зарплат сотрудников полностью регулируется правительством, так как РЖД является государственной компанией. Несмотря на прозрачность, заработные платы начальников железной дороги в разных регионах отличаются. Однако, средний показатель дохода на этой должности известен - около 27 тысяч рублей в месяц. Сопоставимы и доходы других мелких начальников в РЖД:

  • зарплата начальника поезда - 30 тысяч рублей;
  • начальник станции зарплата - 27 тысяч рублей.

Зарплата начальника Газпрома

Фонд заработной платы для руководящего состава корпорации Газпром составляет примерно 200 миллионов рублей в месяц. Исходя из общего количества лиц, входящих в руководящий состав, можно вывести средний показатель зарплаты начальника Газпрома - чуть более 10 миллионов рублей в месяц.

Ключевая фигура в компании - Алексей Миллер. Его официальная заработная плата непосредственно в Газпроме - 12,5 миллиона рублей в месяц.

Руководитель среднего звена в компании зарабатывает около 300 тысяч рублей в месяц. Начальник участка может рассчитывать на доход примерно в 200 тысяч рублей в месяц.

Новый год – всегда долгожданное событие. Многие ждут его не только ради праздника, веселья и хорошего настроения, но и потому что к новому году работодатели нередко выплачивают премии. В некоторых организациях вместо премий работники получают так называемую 13 зарплату. Платить ее или нет, каждый работодатель решает самостоятельно. Но в конце 2017 года произошло событие, которое долгое время ждали работники железнодорожного транспорта – Российские железные дороги сообщили о том, что их сотрудники получат за долгое время 13-ую зарплату.

Хронология принятия решения о выплате


Предложение об этом высказывалось профсоюзным органом РЖД достаточно давно, но все это время оставалось без внимания. В декабре 2017 года встретилось руководство Российского профсоюза железнодорожников и ОАО «РЖД». Одним из вопросов встречи стало стимулирование работников железнодорожного транспорта и промышленности. Оказалось, что мнения руководства обеих, по сути, разных организаций совпадают – работников РЖД нужно в этом году поощрить, причем не просто премией, а нормальной денежной суммой. Так и появилось решение о 13 зарплате в РЖД в 2018 году.

Во время встречи единого решения, несмотря на схожую позицию по этому вопросу так и не было принято. Тем не менее руководство ОАО «РЖД» обещало подумать над тем, как правильно выплатить эту сумму своим работникам. Окончательное решение от сотрудников держалось в тайне до последнего момента. Ходило немало слухов, но официальную позицию никто не озвучивал. И вот после новогодних всероссийских каникул решение наконец-то было доведено до сотрудников Российских железных дорог. Они получили документ, в котором рассказывалось о 13 зарплате в ОАО «РЖД» в 2017-2019 годах (зарплата за 2018 и 2019 годы находится пока в стадии проекта).

Сущность тринадцатой зарплаты


Согласно разъяснениям руководства Российских железных дорог, так называемая 13 зарплата – это, по сути, та же самая премия, но в более солидном размере. Ответило руководство и на вопрос по поводу того, кому положена 13-ая зарплата к Новому году. Согласно разъяснениям, ее получат все работники ОАО «российские железные дороги», включая обслуживающий персонал, за исключением отдельных категорий работников. Данная зарплата является стимулирующей выплатой и предназначена не только в качестве премии, но и призвана повысить авторитет работы на железной дороге (никто и не спорит, что данная отрасль является одной из наиболее сложных).

Премиальные выплаты работники РЖД получат в январе 2018 года. Точная дата выплат не называется, но предположительно, это будут последние числа месяца (вполне возможно, что 13-ая зарплата будет выплачена вместе с январскими выплатами).

Правила расчета и категории работников, претендующих на получение 13 зарплаты

Гораздо более сложным вопросом является то, как рассчитывается 13 зарплата. Согласно официальным разъяснениям, полученных от руководства ОАО «РЖД», принцип расчета будет практическим таким же, как расчет среднемесячного заработка. То есть для определения суммы, подлежащей выплате, будут проанализированы данные о заработной плате, полученной работником за последние 12 месяцев. Средняя цифра, полученная в результате расчетов, и будет являться той суммой, которую получит работник.

Те, кто работал менее 12 месяцев на железной дороге, тоже интересовались вопросом относительно того, как им начисляется 13 зарплата. Этот интерес вполне оправдан, поскольку согласно логике, они должны получить меньшую сумму по сравнению с теми, кто трудится в ОАО «РЖД» уже несколько лет. Действительно, для такой категории людей зарплата будет рассчитана все по тому же принципу, что и расчет среднемесячного заработка. То есть, для них будет взят размер заработной платы, которую они получали в ОАО «РЖД» за время их работы, и разделен на 12 месяцев. Заработок с прежних мест работы в расчет браться не будет.

Кому не стоит ждать 13 зарплату


Как уже было сказано, не все категории работников ОАО «РЖД» получат долгожданную 13-ую зарплату. В частности, она не будет выплачена следующим категориям сотрудников:

  • имеющим неснятое дисциплинарное взыскание;
  • работающим в режиме неполного рабочего дня;
  • допустившим большое количество аварийных ситуаций при исполнении должностных обязанностей.

Тем, кто успел его снять до нового года, выплата все же будет осуществлена. Напомним, что любое дисциплинарное взыскание можно снять досрочно. Решение об этом принимается руководителем межрегионального или регионального управления ОАО «РЖД». Как правило, основанием для этого является безупречное выполнение своих должностных обязанностей после наложения дисциплинарного взыскания. Кроме того, нередко его снимают к памятным датам или крупным праздникам (в том числе профессиональным). Однако если досрочно взыскание снято не было, но с момента его объявления прошло не менее года, оно считается снятым автоматически. Соответственно, у кого наложенное дисциплинарное взыскание было снято до 31 декабря 2016 года, те работники могут рассчитывать на выплату.

Чего еще ждать железнодорожникам, кроме 13 зарплаты

Помимо 13 зарплаты, уже весной 2018 года сотрудников ОАО «РЖД» ждет повышение заработной платы. Точнее, речь идет об индексации примерно на 2,2 процента. Эта цифра пока является приблизительной, но уже совершенно точно можно сказать, что до этого события осталось совсем немного. ОАО «Российские железные дороги» является крупнейшим акционерным обществом нашей страны. Профессия железнодорожника всегда считалась престижной и высокооплачиваемой. Однако за последние годы сотрудникам этой сферы зарплаты практически не повышали. Возможно, что на решение как о повышении заработной платы, так и о выплате 13-й зарплаты повлиял экономический кризис. Так или иначе, сотрудники ОАО «РЖД» получат в конце января этого года приятный подарок от своего руководства. Отмечается, что в планах руководства ОАО сделать подобные выплаты ежегодными. Это позволит повысить авторитет профессии железнодорожников и улучшить качество обслуживания на железнодорожном транспорте.

Романтика дальних странствий и знакомства с новыми городами приводит молодых людей к выбору профессий, связанных с железнодорожными перевозками. Недаром железные дороги разбегаются во все уголки нашей необъятной России на 124 тыс. км.

К слову, РЖД (акционерное общество «Российские железные дороги») — это крупнейшая отраслевая компания страны. Кроме того, работники железнодорожного транспорта выполняют важнейшую функцию по перевозке грузов и пассажиров из самых дальних уголков страны.

Одной из самых необходимых профессий, обеспечивающих бесперебойную работу тепловозов и электровозов, является профессия помощника машиниста. В его непосредственные обязанности входит контроль за исправностью локомотива. То есть, от того на сколько внимательно помощник будет относиться к своим обязанностям, зависит жизнь и здоровья тысяч людей.

Какую же зарплату получает помощник машиниста за такой ответственный труд? Может ли он рассчитывать на доплаты и бонусы? Претендует ли работник на льготную пенсию? Какова будет величина его пенсионного пособия?

Профессиональные обязанности и особенности работы

Стоит отметить, что профессия помощника машиниста является довольно высокооплачиваемой в транспортной отрасли. Но для того, чтобы стать полноправным членом локомотивной бригады электровоза или тепловоза, нужно получить среднее специальное образование в железнодорожном техникуме или колледже по специальности «Движение».

После медкомиссии соискателю должности предстоит 3-4 месячная стажировка, которая завершается экзаменом по специальности. Только после этого он допускается к работе.

В обязанности помощника машиниста входят:

  • осмотр тепловоза (электровоза) и проверка его технического состояния при приемке и сдачи смены;
  • контроль за правильностью сцепление вагонов грузового или пассажирского состава;
  • обеспечение связи между диспетчерской бригадой и машинистом локомотива;
  • контроль за скоростным режимом и световыми сигналами.

Также помощник машиниста обязан в необходимом случае полностью взять на себя все действия основного машиниста. Он должен быть всегда внимателен и дисциплинирован, обладать мгновенной реакцией, физической выносливостью и высокой стрессоустойчивостью.

Необходимо помнить, что технически сложная и ответственная за жизнь людей профессия требует постоянного совершенствования мастерства, т.е. каждый помощник машиниста систематически обязан подтверждать свою квалификацию.

Как начисляется зарплата

Труд всех членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте оплачивается по повременно-премиальной форме. Причем обслуживание пассажирского и грузового движения оплачивается выше, чем работа на маневрах в данных видах движения.

Так, месячная тарифная ставка помощника машиниста в РЖД на пассажирском и грузовом движении составляет 10,43 тыс. руб., а при работе на маневрах – 9,27 тыс. руб.

Если помощник машиниста имеет допуск к управлению тепловозом (электровозом), то ему обязаны доплачивать в размере 10% от тарифной ставки повременщика.

Кроме этого, при расчете заработной платы помощника машиниста учитываются следующие доплаты в расчете от тарифной ставки:

  1. за труд в праздники – 2,2%;
  2. за работу ночью – 40%;
  3. за выслугу лет – от 5 до 30% от средней тарифной ставки по депо;
  4. за труд в условиях Крайнего севера – 30%.

Также в оплату труда помощника машиниста входят премиальные выплаты, например, за проведение пассажирских поездов согласно расписанию – 20% и выполнение месячного плана по производительности локомотива в грузовом движении – 15%.

Дополнительные бонусы

В качестве дополнительных бонусов и льгот помощники машинистов могут рассчитывать на:

  • компенсацию стоимости проезда ж/д пригородного сообщения от места жительства до работы и обратно;
  • компенсацию стоимости проезда один раз в год в поездах дальнего следования;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск — 36 календарных суток;
  • предоставление форменной спецодежды;
  • добровольное медицинское страхование и компенсация за медицинский осмотр;
  • возможность претендовать на льготную пенсию.

Заработные платы в Москве

Сегодня столичный регион имеет незначительную потребность в работниках данной профессии. Открытыми остаются всего 20-30 рабочих мест. Соискателям должности помощника машиниста электропоезда на разные направления Московской железной дороги предлагают вакансии с ежемесячной зарплатой в размере в 45-65 тыс. руб. Труд данной категории работников на тепловозах оценивается ниже – в 35-55 тыс. руб.

В других регионах России

Анализируя данные российского рынка вакансий можно сделать вывод, что найти работу помощника машиниста сегодня не так и легко. Потребность РЖД в таких работниках составляет всего 170-200 вакансий. Работодатели готовы платить помощникам 10,7- 55,5 тыс. руб.

Самые высокие зарплаты помощников машиниста в Екатеринбурге и Череповце – 45-55 тыс. руб. В Рузаевке (Республика Мордовия) готовы трудоустроить сразу 25 работников с оплатой труда в 40531 руб. В Бурятии помощники машиниста зарабатывают 35 тыс. руб., в Волгоградской области от 22,7 до 27 тыс. руб., в Костромской области – от 16,3 тыс. руб.

Средние российские зарплаты у данной категории работников находится в пределах 22-28 тыс. руб.

За рубежом

Помощники машиниста в США и странах Западной Европы зарабатывают ежемесячно порядка 2-2,5 тыс. долларов (130-160 тыс. руб.). Казахские железнодорожники получают за свою работу – 21,6-22,8 тыс. руб., украинские – 19,2-24,5 тыс. руб., беларуские – 16-26 тыс. руб.

Выход на пенсию

Помощники машиниста могут надеяться на ранний выход на пенсию в связи с высоким уровнем сложности труда и психологической нагрузкой. Работники в возрасте 55 лет, могут претендовать на получение пенсионного пособия по старости. При этом берутся во внимание общий стаж и работа в должности. Трудовой стаж не должен превышать 25 лет, а продолжительность специального стажа не должна составлять — 12,5 лет.

Однако, в связи с надвигающимися изменениями в пенсионном законодательстве, точно утверждать, что ждет помощников машинистов предпенсионного возраста, нельзя. Вполне возможно сроки выхода на льготную пенсию могут отодвинуться.

Больших пенсионных пособий тоже ждать не стоит. Исходя из прогнозов правительства, пенсии данной категории граждан составят 11-14 тыс. руб.

Строительство и ремонт железнодорожных путей, а также обеспечение безопасного движения – основные задачи путейцев. Они следят за состоянием дороги, очищают ее от зарослей травы летом и снеговых заносов зимой.

Эта профессия для сильных мужчин, умеющих работать кайлом и лопатой. Их не испугает ни штормовой ветер, ни проливной дождь, ни снежная метель.

Выручка профессионалов в России

Что касается монтеров пути, то слово «выручка» здесь имеет два значения – «денежный доход» и «дружный коллектив железнодорожников».

У них такой же девиз, как у знаменитых мушкетеров: «Один за всех и все за одного!».

Чтобы правильно уложить тяжеленные шпалы и массивные рельсы, необходимо работать дружной командой.


Даже современная техника не решит всех проблем, если бригада путейцев не будет работать, как один организм.

Наибольшим спросом путейцы пользуются в Краснодарском крае – 10%.

На втором месте – Ленинградская обл. – 7%, а на третьем – Свердловская обл. – 6%.

  • Забайкальский край – 50260 ($891);
  • Ямало-Ненецкий АО – 42500 ($754);
  • Республика Саха – 41523 ($736);
  • Пензенская обл. – 40000 ($709);
  • Томская обл. – 38700 ($686);
  • Еврейская АО – 35000 ($621).

Мастер пути 3-го разряда получает минимальный оклад в размере 23383 руб. ($415) .

Средний уровень – 25000 руб. ($443).

Максимальный доход ему платят в Ненецком АО – 55000 руб. ($975) .


Монтер пути 2-го разряда считается учеником.

Он обязан сдать экзамен в ближайшие 2 месяца, и получить 3-й разряд.

Ему платят 20 тыс. руб. ($355) в месяц.

Профессионал, имеющий 4-й разряд, зарабатывает 40 тыс. руб. ($709) , при повышении квалификации до 6-го разряда, его заработок увеличивается до 45000 руб. ($798) .

Бригадир в Московском метрополитене получает прибыль в размере 75 тыс. руб. ($1330).


Жалованье монтера пути 3-го разряда – 35000 руб .

Тарифная сетка оплаты труда путейцев

В таблице видно, как повышается оплата труда железнодорожников в зависимости от квалификации:

По этим тарифам начисляется основной оклад путем умножения часового тарифа на фактически выработанное время.

При подведении итогов работы за месяц, тружеников поощряют премиями в таких случаях:

  1. Не были зафиксированы нарушения безопасного движения поездов.
  2. Пути содержатся в отличном состоянии.
  3. Отсутствуют малейшие дефекты пути, ухудшающие плавность передвижения.
  4. Поезда проходили по участку по расписанию.
  5. Не было случаев травматизма рабочих на производстве.


Путейцев заинтересовывают к повышению квалификации, мастерства и получению смежной специальности.

За это доплачивают:

    • монтерам 3-го разряда – 12%;
    • 4-го – 16%;
    • 5-го – 20%;
    • 6-го и выше – 24% тарифной ставки.

Прибыли коллег из других стран

Нелегкий труд украинских железнодорожников оплачивают довольно скромно:

  • Кировоградская обл. – 16500 грн ($575);
  • Днепропетровская обл. – 7280 грн ($254);
  • Одесская – 6000 грн ($209).


В Минском метрополитене путейцы зарабатывают 200 долларов в месяц.

Их заработок в Канаде начинается от 50 тыс. баксов в год .

Устроиться выходцу из СНГ почти не возможно.

Надо хорошо знать два языка – английский и французский и состоять в обществе железнодорожников, где можно сдать квалификационный экзамен.

Если удастся устроиться, жалованье составляет 20 у.е./час.

ОАО «РЖД» - один из крупнейших работодателей страны. Доля работников железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД» в численности занятых в экономике страны составляет около 1,3%. Компания удерживает устойчивые позиции по численности занятых на региональных рынках труда 53 регионов (в первую очередь, это Забайкальский край, Иркутская, Амурская, Архангельская области, Хабаровский, Приморский и Красноярский края, Республики Бурятия, Хакасия, Карелия и др.).

Одним из основных принципов работы ОАО «РЖД» является социальная ответственность. Даже в сложных кризисных условиях Компания сохранила статус социально ответственного работодателя, не допустив ни массовых увольнений, ни снижения заработной платы.

Забота о людях является основой системы социальной поддержки в ОАО «РЖД», а Коллективный договор - ключевым элементом обеспечения социальной поддержки всех работников, гарантией уверенности в завтрашнем дне. На протяжении всей своей деятельности Компания выполняет все обязательства, закрепленные в Коллективном договоре.

Для минимизации кадровых рисков в ОАО «РЖД» разработана и реализуется Стратегия развития кадрового потенциала холдинга на период до 2015 г. Компания на долгосрочной основе эффективно сотрудничает с учебными заведениями по вопросам подготовки необходимых специалистов.

Менеджмент Компании прекрасно понимает, что персонал холдинга является определяющим фактором достижения стратегических целей, повышения эффективности и конкурентоспособности ОАО «РЖД». В Компании поддерживается конкурентоспособный уровень заработной платы. Так, в 2012 г. соотношение заработной платы работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, со средней заработной платой в экономике страны составляет 1,4 раза. При этом выдержано экономически обоснованное соотношение между ростом реальной заработной платы и производительности труда. В то время как в экономике страны рост заработной

Рис. 5.3.

платы не обеспечивается соответствующим ростом производительности труда (рис. 5.3).

Конкурентоспособность компании на рынке труда можно оценить местом, которое она занимает в рейтинге среди видов экономической деятельности.

По итогам 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. ОАО «РЖД» снизило свои позиции в рейтинге зарплат среди видов экономической деятельности, переместившись с 11-го на 13-е место (рис. 5.4).

Необходимо отметить, что общая численность работников, занятых в видах деятельности с более высокой заработной платой, чем в ОАО «РЖД», составляет около 3,1 млн чел. (6,5% от общей численности работников по видам экономической деятельности: добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях; финансовое посредничество; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информацион-


Рис. 5.4


Рис. 5.4 (окончание) ных технологий; научные исследования и разработки и др.), в то время как численность работников, с заработной платой уступающей ОАО «РЖД», составляет 43,2 млн чел. (91,9% от общей численности работников по видам экономической деятельности). При этом заработная плата работников 17 видов экономической деятельности, в каждом из которых занято персонала больше, чем в ОАО «РЖД» (численность данной группы работников составляет около 76 % от общей численности работников по видам экономической деятельности), имеют среднемесячную заработную плату существенно ниже, чем в ОАО «РЖД» (на 30,8 %).

Существенное влияние на развитие ситуации на рынке труда страны в среднесрочной перспективе будет оказывать демографическая ситуация. Несмотря на реализацию мероприятий, направленных на снижение смертности, рост рождаемости и активную государственную миграционную политику численность населения страны к 2015 г. возрастет только на 0,5 млн чел. (с 143,0 млн чел. в 2011 г. до 143,5 млн чел. в 2015 г.). При этом произойдут негативные изменения в возрастной структуре населения: численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться (-3,9 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.), а численность населения старше трудоспособного возраста будет расти (+2,7 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.) (рис. 5.5).

Таким образом, в прогнозном периоде будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения, а это в свою очередь будет определять динамику занятости населения. Даже при условии роста экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров ожидается сокращение численности экономически активного населения на 1,1 млн чел. за четыре года (с 72,8 млн чел. в 2011 г. до 71,7 млн чел. в 2015 г.). Численность занятых в экономике также будет сокращаться (-0,3 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.). Таким образом, дефицит рабочей силы может заметно увеличиться уже в среднесрочной перспективе.

Для минимизации негативных внешних воздействий, связанных с ухудшением демографической ситуации в стране, на деятельность ОАО «РЖД» в Компании ведется активная работа с молодежью. В рамках реализации государственной молодежной политики ОАО


Рис. 5.5.

«РЖД» проводит системную работу по развитию движения студенческих отрядов. Большое значение уделяется профориентационной деятельности. ОАО «РЖД» является учредителем более 300 негосударственных образовательных учреждений. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создана система непрерывного образования по схеме: детский сад-школа-вуз- подразделение компании - и налажено взаимодействие с вузами и техникумами железнодорожного транспорта.

Серьезный вклад в формирование перспективного кадрового актива вносит работа детских железных дорог, школ, детских садов. Это все элементы слаженной системы закрепления персонала и его развития.

В современных демографических условиях одной из ключевых задач стратегического развития холдинга «РЖД» в среднесрочной перспективе будет являться обеспечение конкурентоспособности заработной платы работников на рынке ОАО «РЖД» к общероссийскому не ниже 1,4 раза.

Такое соотношение адекватно отражает уровень сложности и специфики условий труда на железнодорожном транспорте, позволяет поддерживать устойчивость кадрового потенциала, именно оно заложено в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 г. Это подтверждается и мировым опытом. Так, в наиболее развитых железнодорожных системах соотношение заработной платы на железных дорогах со средней в экономике страны приближено к 1,4 раза или превышает его (США, Франция, Канада, Китай) (рис. 5.6).

Более низкое соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике отмечено на большинстве железных дорог стран СНГ и Балтии (рис. 5.7).

Так, например, заработная плата на железных дорогах Азербайджана за весь рассматриваемый период (с 2004 по 2011 г.) была ниже, чем в экономике страны (соотношение составляло 0,55- 0,80 раза). На железных дорогах Армении соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны не превышало 1 раза до 2007 г., однако после создания ЗАО «Южно- Кавказская железная дорога» соотношение начало увеличиваться и к 2011 г. достигло 1,24 раза (рис. 5.8, рис. 5.9).


Рис. 5.6.

Рис. 5.7.

Рис. 5.8.


Рис. 5.9.

На железной дороге Киргизии соотношение заработной платы со средней в экономике с 2007 г. начало снижаться (исключение 2010 г.) и к 2011 г. составило 1,32 раза.

В Молдавии начиная с 2005 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2007 г.), и к 2009 г. уровень заработной платы на железной дороге стал ниже, чем в экономике страны, в 2010-2011 г. соотношение заработной платы железнодорожников со средней по экономике начало расти, но так и не превысило 1 раза.

В Белоруссии в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны находилось в пределах от 1,23 раза до 1,39 раза, существенное снижение соотношения произошло в 2011 г. - до 1,1 раза.

На железных дорогах Казахстана начиная с 2006 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2008 г.), и к 2011 г. оно снизилось до 1,09 раза.

В Эстонии соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике снижалось, начиная с 2006 г. (исключение 2009 г.) и к 2011 г. опустилось до 1,06 раза. В Латвии начиная с 2008 г. конкурентоспособность заработной платы увеличивалась, однако в 2011 г. произошло ее существенное снижение, и заработная плата на железной дороге практически сравнялась со средней по экономике (соотношение 1,03 раза). В Литве в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике находилось в пределах 1,14-1,30, однако к 2011 г. оно возросло до 1,38 раза (рис. 5.10).


Рис. 5.10.

В ОАО «РЖД» существенное снижение конкурентоспособности заработной платы было отмечено в 2007-2009 г., однако к 2010 г. соотношение заработной платы железнодорожников со среднероссийской достигло 1,4 раза, а к 2011 г. - 1,43 раза.

При этом в ОАО «РЖД» выдерживается экономически обоснованное соотношением между динамикой реальной заработной платы и производительности труда (исключение 2008 г.), в то время как на железных дорогах стран СНГ это правило не соблюдалось. Исключение составляет 2011 г., когда во всех странах СНГ, за исключением Азербайджана, экономически обоснованное соотношение было выдержано (рис. 5.11).


Рис. 5.11.

Таким образом, конкурентные позиции ОАО «РЖД» на рынке труда по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и некоторых стран мира в настоящее время достаточно стабильные. Однако наметившееся снижение конкурентоспособности заработной платы железнодорожников (за счет отставания темпов роста заработной платы в Компании от средних в экономике) может привести к ослаблению конкурентных позиций ОАО «РЖД» на рынке труда, как по сравнению с российскими предприятиями, так и по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и мира.

Приоритетными задачами, направленными на минимизацию негативного воздействия внешней среды на конкурентоспособность ОАО «РЖД» на рынке труда, являются:

  • - удержание среднего уровня оплаты труда работников Компании на уровне в 1,4-1,5 раза выше, чем в среднем в экономике России;
  • - сокращение числа вредных и опасных рабочих мест, улучшение технической оснащенности рабочих мест;
  • - повышение эффективности системы мотивации в зависимости от общекорпоративных и персональных результатов труда;
  • - совершенствование внутреннего рынка труда в ОАО «РЖД» и системы ротации кадров;
  • - повышение эффективности системы профессионального обучения и повышения квалификации;
  • - повышение привлекательности профессии железнодорожника, в том числе в результате активной работы с молодежью;
  • - повышение производительности труда в ОАО «РЖД».