Сколько получает начальник РЖД в день и месяц — статистика

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Оклады других сотрудников железной дороги

Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Город Размер месячной з/п Нюансы
Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
и свидетельство о разряде.
Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Сотрудники ВОХР делают обход

ОАО «РЖД» - один из крупнейших работодателей страны. Доля работников железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД» в численности занятых в экономике страны составляет около 1,3%. Компания удерживает устойчивые позиции по численности занятых на региональных рынках труда 53 регионов (в первую очередь, это Забайкальский край, Иркутская, Амурская, Архангельская области, Хабаровский, Приморский и Красноярский края, Республики Бурятия, Хакасия, Карелия и др.).

Одним из основных принципов работы ОАО «РЖД» является социальная ответственность. Даже в сложных кризисных условиях Компания сохранила статус социально ответственного работодателя, не допустив ни массовых увольнений, ни снижения заработной платы.

Забота о людях является основой системы социальной поддержки в ОАО «РЖД», а Коллективный договор - ключевым элементом обеспечения социальной поддержки всех работников, гарантией уверенности в завтрашнем дне. На протяжении всей своей деятельности Компания выполняет все обязательства, закрепленные в Коллективном договоре.

Для минимизации кадровых рисков в ОАО «РЖД» разработана и реализуется Стратегия развития кадрового потенциала холдинга на период до 2015 г. Компания на долгосрочной основе эффективно сотрудничает с учебными заведениями по вопросам подготовки необходимых специалистов.

Менеджмент Компании прекрасно понимает, что персонал холдинга является определяющим фактором достижения стратегических целей, повышения эффективности и конкурентоспособности ОАО «РЖД». В Компании поддерживается конкурентоспособный уровень заработной платы. Так, в 2012 г. соотношение заработной платы работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, со средней заработной платой в экономике страны составляет 1,4 раза. При этом выдержано экономически обоснованное соотношение между ростом реальной заработной платы и производительности труда. В то время как в экономике страны рост заработной

Рис. 5.3.

платы не обеспечивается соответствующим ростом производительности труда (рис. 5.3).

Конкурентоспособность компании на рынке труда можно оценить местом, которое она занимает в рейтинге среди видов экономической деятельности.

По итогам 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. ОАО «РЖД» снизило свои позиции в рейтинге зарплат среди видов экономической деятельности, переместившись с 11-го на 13-е место (рис. 5.4).

Необходимо отметить, что общая численность работников, занятых в видах деятельности с более высокой заработной платой, чем в ОАО «РЖД», составляет около 3,1 млн чел. (6,5% от общей численности работников по видам экономической деятельности: добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях; финансовое посредничество; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информацион-


Рис. 5.4


Рис. 5.4 (окончание) ных технологий; научные исследования и разработки и др.), в то время как численность работников, с заработной платой уступающей ОАО «РЖД», составляет 43,2 млн чел. (91,9% от общей численности работников по видам экономической деятельности). При этом заработная плата работников 17 видов экономической деятельности, в каждом из которых занято персонала больше, чем в ОАО «РЖД» (численность данной группы работников составляет около 76 % от общей численности работников по видам экономической деятельности), имеют среднемесячную заработную плату существенно ниже, чем в ОАО «РЖД» (на 30,8 %).

Существенное влияние на развитие ситуации на рынке труда страны в среднесрочной перспективе будет оказывать демографическая ситуация. Несмотря на реализацию мероприятий, направленных на снижение смертности, рост рождаемости и активную государственную миграционную политику численность населения страны к 2015 г. возрастет только на 0,5 млн чел. (с 143,0 млн чел. в 2011 г. до 143,5 млн чел. в 2015 г.). При этом произойдут негативные изменения в возрастной структуре населения: численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться (-3,9 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.), а численность населения старше трудоспособного возраста будет расти (+2,7 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.) (рис. 5.5).

Таким образом, в прогнозном периоде будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения, а это в свою очередь будет определять динамику занятости населения. Даже при условии роста экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров ожидается сокращение численности экономически активного населения на 1,1 млн чел. за четыре года (с 72,8 млн чел. в 2011 г. до 71,7 млн чел. в 2015 г.). Численность занятых в экономике также будет сокращаться (-0,3 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.). Таким образом, дефицит рабочей силы может заметно увеличиться уже в среднесрочной перспективе.

Для минимизации негативных внешних воздействий, связанных с ухудшением демографической ситуации в стране, на деятельность ОАО «РЖД» в Компании ведется активная работа с молодежью. В рамках реализации государственной молодежной политики ОАО


Рис. 5.5.

«РЖД» проводит системную работу по развитию движения студенческих отрядов. Большое значение уделяется профориентационной деятельности. ОАО «РЖД» является учредителем более 300 негосударственных образовательных учреждений. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создана система непрерывного образования по схеме: детский сад-школа-вуз- подразделение компании - и налажено взаимодействие с вузами и техникумами железнодорожного транспорта.

Серьезный вклад в формирование перспективного кадрового актива вносит работа детских железных дорог, школ, детских садов. Это все элементы слаженной системы закрепления персонала и его развития.

В современных демографических условиях одной из ключевых задач стратегического развития холдинга «РЖД» в среднесрочной перспективе будет являться обеспечение конкурентоспособности заработной платы работников на рынке ОАО «РЖД» к общероссийскому не ниже 1,4 раза.

Такое соотношение адекватно отражает уровень сложности и специфики условий труда на железнодорожном транспорте, позволяет поддерживать устойчивость кадрового потенциала, именно оно заложено в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 г. Это подтверждается и мировым опытом. Так, в наиболее развитых железнодорожных системах соотношение заработной платы на железных дорогах со средней в экономике страны приближено к 1,4 раза или превышает его (США, Франция, Канада, Китай) (рис. 5.6).

Более низкое соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике отмечено на большинстве железных дорог стран СНГ и Балтии (рис. 5.7).

Так, например, заработная плата на железных дорогах Азербайджана за весь рассматриваемый период (с 2004 по 2011 г.) была ниже, чем в экономике страны (соотношение составляло 0,55- 0,80 раза). На железных дорогах Армении соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны не превышало 1 раза до 2007 г., однако после создания ЗАО «Южно- Кавказская железная дорога» соотношение начало увеличиваться и к 2011 г. достигло 1,24 раза (рис. 5.8, рис. 5.9).


Рис. 5.6.

Рис. 5.7.

Рис. 5.8.


Рис. 5.9.

На железной дороге Киргизии соотношение заработной платы со средней в экономике с 2007 г. начало снижаться (исключение 2010 г.) и к 2011 г. составило 1,32 раза.

В Молдавии начиная с 2005 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2007 г.), и к 2009 г. уровень заработной платы на железной дороге стал ниже, чем в экономике страны, в 2010-2011 г. соотношение заработной платы железнодорожников со средней по экономике начало расти, но так и не превысило 1 раза.

В Белоруссии в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны находилось в пределах от 1,23 раза до 1,39 раза, существенное снижение соотношения произошло в 2011 г. - до 1,1 раза.

На железных дорогах Казахстана начиная с 2006 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2008 г.), и к 2011 г. оно снизилось до 1,09 раза.

В Эстонии соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике снижалось, начиная с 2006 г. (исключение 2009 г.) и к 2011 г. опустилось до 1,06 раза. В Латвии начиная с 2008 г. конкурентоспособность заработной платы увеличивалась, однако в 2011 г. произошло ее существенное снижение, и заработная плата на железной дороге практически сравнялась со средней по экономике (соотношение 1,03 раза). В Литве в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике находилось в пределах 1,14-1,30, однако к 2011 г. оно возросло до 1,38 раза (рис. 5.10).


Рис. 5.10.

В ОАО «РЖД» существенное снижение конкурентоспособности заработной платы было отмечено в 2007-2009 г., однако к 2010 г. соотношение заработной платы железнодорожников со среднероссийской достигло 1,4 раза, а к 2011 г. - 1,43 раза.

При этом в ОАО «РЖД» выдерживается экономически обоснованное соотношением между динамикой реальной заработной платы и производительности труда (исключение 2008 г.), в то время как на железных дорогах стран СНГ это правило не соблюдалось. Исключение составляет 2011 г., когда во всех странах СНГ, за исключением Азербайджана, экономически обоснованное соотношение было выдержано (рис. 5.11).


Рис. 5.11.

Таким образом, конкурентные позиции ОАО «РЖД» на рынке труда по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и некоторых стран мира в настоящее время достаточно стабильные. Однако наметившееся снижение конкурентоспособности заработной платы железнодорожников (за счет отставания темпов роста заработной платы в Компании от средних в экономике) может привести к ослаблению конкурентных позиций ОАО «РЖД» на рынке труда, как по сравнению с российскими предприятиями, так и по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и мира.

Приоритетными задачами, направленными на минимизацию негативного воздействия внешней среды на конкурентоспособность ОАО «РЖД» на рынке труда, являются:

  • - удержание среднего уровня оплаты труда работников Компании на уровне в 1,4-1,5 раза выше, чем в среднем в экономике России;
  • - сокращение числа вредных и опасных рабочих мест, улучшение технической оснащенности рабочих мест;
  • - повышение эффективности системы мотивации в зависимости от общекорпоративных и персональных результатов труда;
  • - совершенствование внутреннего рынка труда в ОАО «РЖД» и системы ротации кадров;
  • - повышение эффективности системы профессионального обучения и повышения квалификации;
  • - повышение привлекательности профессии железнодорожника, в том числе в результате активной работы с молодежью;
  • - повышение производительности труда в ОАО «РЖД».

Заработная плата начальников любого уровня - предмет зависти его подчиненных. Сколько бы не зарабатывал начальник, его сотрудники все равно посчитают, что этот доход не может считаться заслуженным. Довод о том, что на руководителе лежит максимальная ответственность за все, что происходит на предприятии - слабое утешение. Но из чего складывается такая зарплата начальника? Помимо "голого" оклада, на счетах начальников оседает еще и большое количество надбавок. При этом, если оклад зафиксирован в документах, то премию директор может назначать себе самостоятельно. В муниципальных организациях размер премии директора, как ежемесячной, так и ежеквартальной, не зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве частных компаний, премия начальника строго привязана к экономическим показателям его подчиненных.

Зарплата начальника и подчиненного

Совсем недавно в России начал действовать закон о зарплатах начальников, в соответствии с которым, доходы руководителя и подчиненных вступают в прямую зависимость друг с другом. Теперь, исходя из поправок в Трудовом кодексе, доход руководителя не может быть выше зарплаты подчиненного более чем в восемь раз. Как гласит закон о зарплате начальника и подчиненного, если доход сотрудника муниципального предприятия равен 30 тысячам рублей, то превышение зарплаты начальника до показателя в 240 тысяч рублей грозит увольнением. При этом, разница в зарплате начальника и подчиненного остается чрезмерно высокой в сравнении с аналогичными показателями в западной Европе. Например, в Германии, начальник зарабатывает лишь на 30 процентов больше подчиненного.

Какая зарплата у начальника

В зависимости от направления деятельности организации, места дислокации предприятия и функций должностного лица, показатели заработной платы могут сильно отличаться. Начальники мелких государственных учреждений зарабатывают от 25 до 50 тысяч рублей. К таковым нужно относить руководителей ЖКХ, станций метрополитена, мелкий предприятий, отделов. Начальники крупных предприятий и государственных корпопраций-монополистов получают заработные платы в миллионах рублей. Так, например:

  • средняя зарплата начальников Газпрома - 10 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника РЖД - около 9 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника Почты России - около 10 миллионов рублей в месяц.

Зарплата начальника отдела

Начальник отдела - важная должность на любом предприятии. В обязанности этого сотрудника входит руководство определенным отделом, планирование работы коллектива, проведение кадровой политики, составление отчетов, иногда мотивационная работа с сотрудниками.

Средняя зарплата начальника отдела в большинстве организаций сдельная и привязана к результатам работы на подчиненном участке. Доходы начальников могут варьироваться от 40 до 150 тысяч рублей, в среднем составляют около 50 тысяч. Начальник отдела зарплата в Москве составляет от 40 до 100 тысяч рублей в месяц.

Начальник цеха зарплата

На начало 2016 года зафиксирован средний показатель зарплаты начальника цеха в России на отметке в 34 тысячи рублей. Средний уровень незначительно вырос осенью 2016 года(37500), а затем вернулся к прежним цифрам. Большее количество вакансий по профессии открыто в Московской области - 25 процентов. На втором месте Ленинградская область и Республика Татарстан - 5 процентов. Самая высокая зарплата для начальника цеха на сегодня предлагается в Республике Тыва - 100 тысяч рублей. В рейтинге лучших находятся Бурятия и Красноярский край - 75 тысяч рублей. Около половины вакансий открыты с зарплатами от 21 до 42 тысяч рублей. 25 процентов вакансий открыты с зарплатами от 42 до 63 тысяч рублей.

Зарплата начальника железной дороги

В отрасли железнодорожных перевозок в России действует монополия - ОАО РЖД. Эта фирма - крупнейшее транспортное предприятие, в которой трудятся сотни тысяч сотрудников. Размер зарплат сотрудников полностью регулируется правительством, так как РЖД является государственной компанией. Несмотря на прозрачность, заработные платы начальников железной дороги в разных регионах отличаются. Однако, средний показатель дохода на этой должности известен - около 27 тысяч рублей в месяц. Сопоставимы и доходы других мелких начальников в РЖД:

  • зарплата начальника поезда - 30 тысяч рублей;
  • начальник станции зарплата - 27 тысяч рублей.

Зарплата начальника Газпрома

Фонд заработной платы для руководящего состава корпорации Газпром составляет примерно 200 миллионов рублей в месяц. Исходя из общего количества лиц, входящих в руководящий состав, можно вывести средний показатель зарплаты начальника Газпрома - чуть более 10 миллионов рублей в месяц.

Ключевая фигура в компании - Алексей Миллер. Его официальная заработная плата непосредственно в Газпроме - 12,5 миллиона рублей в месяц.

Руководитель среднего звена в компании зарабатывает около 300 тысяч рублей в месяц. Начальник участка может рассчитывать на доход примерно в 200 тысяч рублей в месяц.

В 2018 году проводники поездов РЖД получали в среднем 26 тыс. руб. в месяц. Оплата труда работников локомотивных составов зависит от их образования, разряда, опыта работы, сезона, сложности маршрута, типа поезда, числа отработанных часов. Сверхурочное время в пути и работа в ночные часы оплачиваются по повышенному тарифу. Выше всех оклады у вагоновожатых из Грозного, Благовещенска и Новосибирска. Среди регионов лидируют Забайкальский край, Бурятия и Карелия. В 2012-2018 гг. заработки железнодорожников выросли на 78%, но до сих пор составляют 2,5 МРОТ. В США и Европе работники поездов получают 300-500 тыс. руб., в Украине и Белоруссии – 13-18 тыс. руб.

Посадка и высадка пассажиров, уборка вагона, выдача белья пассажирам, проверка билетов, ручных тормозов, обогрев вагона в холодные сезоны, оказание первой медицинской помощи – столь широкий спектр обязанностей ложится на плечи вагоновожатых. Их работа связана с многочисленными обязанностями по поддержанию вагона в исправном состоянии и ответственностью за жизни и здоровье пассажиров. О том же, сколько получают проводники поездов, задумываются только лишь студенты профильных техникумов и сами вагоновожатые.

Сколько получают проводники РЖД в месяц – актуальные сведения

В 2018 году средний оклад проводника РЖД составил 26 тыс. руб. Оклад разнится по регионам и зависит от числа часов, которые вагоновожатый провел в пути. Минимальная ставка составляет 14 тыс. руб., максимальная – 36 тыс. руб.

Таблица 1. Сколько зарабатывают проводники в России в 2018 году

Источник: ТрудКом

Для того чтобы начать исполнять обязанности проводника поезда, важно иметь:

  • среднее специальное образование (железнодорожный техникум) или сертификат об окончании курсов «Проводник железнодорожного вагона»;
  • возможность длительное время отсутствовать дома;
  • санитарную книжку с актуальными результатами ежегодного медосмотра.

Работа железнодорожников связана с ответственностью за работоспособность состава, жизнь и здоровье пассажиров. Российское законодательство допускает возможность подачи , фигурантом по которой может выступить старший по вагону.

Справка! Продолжительность рабочего дня проводника пассажирского поезда не может превышать 12 часов в день при движении локомотивного состава. Сверхурочные часы работы оплачиваются в увеличенном размере и предполагают установление дополнительного времени отдыха.

К числу основных трудовых обязанностей вагоновожатых относятся:

  • контроль за поддержанием чистоты и порядка в закрепленном вагоне;
  • при возникновении внештатных ситуаций вызывает начальника поезда;
  • проверяет у пассажиров документы и билеты;
  • обеспечивает выдачу постельного белья, чая и др.;
  • следит за посадкой и высадкой пассажиров;
  • объявляет название станций.

Важный момент! При возникновении чрезвычайных ситуаций вагоновожатый должен уметь оказать первую медицинскую помощь, использовать средства индивидуальной защиты, организовывать эвакуацию пассажиров состава и др.

От чего зависит зарплата проводников в России?

Зарплата проводников пассажирских и товарных поездов в России зависит от широкого круга факторов:

  • Число отработанных часов . В среднем в рейсах железнодорожник проводит 350-370 часов в месяц. В этом случае он может рассчитывать на получение среднего оклада по стране.
  • Назначение рейсов . Проводники поездов дальнего следования получают на 20-30% больше, чем их коллеги с пригородных маршрутов.
  • Тип поезда . Вагоновожатые товарников, которые зачастую обслуживают сразу по несколько вагонов, получают на 10-15% меньше работников с пассажирских поездов. У специалистов, обслуживающих почтовые вагоны, и вовсе средняя зарплата составляет 13 тыс. руб.
  • Профессиональны й разряд . Оплата труда проводников зависит от присвоенного им профессионального разряда, каковых существует 4.

Таблица 2. Профессиональные разряды работников поездов

Разряд Условия присвоения Место работы Оклад, тыс. руб.
1 Окончание обучения Железнодорожная станция, без выездов. 14-16
2 Сдача экзамена по итогам обучения Пригородные пассажирские составы. 17-20
3 Стаж работы – от 1 года Поезда дальнего следования. 21-27
4 Стаж работы – от 2 лет, повышение квалификации Поезда дальнего следования с вагонами разных классов. 28-36

Источник: РЖД

Важный момент! Получение высшего образования – возможность карьерного роста вплоть до начальника поезда.

  • Доплаты . Железнодорожники могут рассчитывать на надбавки к зарплате в холодные сезоны года, за ночные смены и сложные маршруты.

Справка! Зимой, осенью и ранней весной проводники отвечают за отопление вагонов, а на поездах дальнего следования еще и должны выполнять план продаж по продуктам и услугам (его перевыполнение влечет за собой премиальные выплаты).

Сколько получают проводники поездов в разных регионах?

Больше других в России зарабатывают проводники из столиц Чеченской республики, Амурской и Новгородской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Минимальные зарплаты получают вагоновожатые из Екатеринбурга, Саратова и Пензы.

Таблица 3. Зарплата проводников в разных городах России

Город Оклад, тыс. руб.
1 Грозный 44
2 Благовещенск 42
3 Новгород 40
4 Москва 36
5 Санкт-Петербург 33
6 Самара 24
7 Пенза 22
8 Саратов 16
9 Екатеринбург 14

Источник: ТрудКом

По регионам в лидерах оказался Забайкальский край, где проводники в 2018 году получали в среднем 54 тыс. руб., республика Бурятия – 42 тыс. руб. и республика Карелия – 36 тыс. руб.

Важный момент! Выгоднее всего работать вагоновожатым в фирменных поездах (пассажирских составов повышенного уровня комфорта: «Московия», «Невский экспресс», «Тихий Дон», «Татарстан» и др.), сапсанах, электропоездах. В них средняя зарплата составляет около 40 тыс. руб. Однако работать на таких условиях могут только специалисты с 4-м профессиональным разрядом.

Льготы для работников РЖД

Работники РЖД могут рассчитывать не только на ежемесячный оклад с доплатами, но также на социальный пакет, предоставление проводникам которого обеспечивает профсоюз. В состав пакета входят разнообразные льготы:

  • бесплатный проезд в поездах;
  • отпускные выплаты;
  • оплачиваемый отпуск на 5 дней в случае регистрации брака, рождения ребенка или смерти близкого родственника;
  • пособие при рождении ребенка;
  • доплата матерям детей в возрасте до 3-х лет;
  • выплаты за второго и последующего детей;
  • компенсация при увольнении по инициативе работодателя.

Важный момент! Ровно так же, как и водители дальних рейсов, проводники поездов вынуждены длительно отсутствовать дома. Однако ввиду того, что управление составами в обязанности не входит, в 3-4 раза больше.

Средняя зарплата работника железной дороги в России в динамике за последние годы

В период с 2012 по 2018 годы средняя зарплата проводника в России увеличилась почти на 78%. Это обусловлено колебаниями валютного курса в 2014-2015 гг. Тем не менее, до сих пор она остается на низком уровне и составляет всего 2,5 МРОТ.

Справка! Невысокий уровень оплаты труда формирует проблему нехватки кадров. Однако следует учитывать, что вагоновожатые могут рассчитывать на дополнительные заработки за услуги пассажирам. Так, порядка 10-20% оклада накапливается у проводников поездов дальнего следования за отправку телеграмм и посылок.

Уровень зарплат проводников поездов в других странах мира

В США средняя зарплата проводника поезда в 12 раз больше, чем в России. За год такие специалисты могут заработать порядка 53 тыс. долл.

Справка! 92% вагоновожатых в Соединенных Штатах ‒ мужчины и только 8% ‒ женщины.

В Германии в первый год работы железнодорожник получает 800-900 евро. В последующие годы оплата труда постепенно возрастает в среднем до 2 800-3 000 евро.

В странах СНГ работники поездов получают небольшие зарплаты: на Украине их заработок составляет 200 долл., в Казахстане – 250 долл., в Белоруссии – 265 долл.

Таблица 3. Средние заработки проводников в разных странах мира

В этом списке перечислены основные профессиональные обязанности проводника. Из дополнительных, которые можно назвать минусами, такие:

  1. Работать приходится не только днем, но и выходить в ночные рейсы. Не все легко приспосабливаются к резкой смене сна и бодрствования.
  2. Проводники обязаны заблаговременно разогревать титан.
  3. Документальную отчетность тоже приходится вести им.

Но больше всего нареканий от опытных проводников РЖД поступает в отношении уборки вагона. На это иногда уходит по 6-8 часов, особенно если погода на улице сырая и слякоть. Затраченные на уборки часы не учитывают при подсчете заработной платы.

Из недостатков также отмечают продолжительное отсутствие дома. В РЖД график работы разработан так, чтобы каждый работник мог отдохнуть 15 дней и поработать такое же количество времени. Считается, что поездки крайне изнурительны, да и ответственность немаленькая. Поэтому после выхода в рейс сотруднику выделяется целый день на восстановление сил.


Однако в летний сезон отпусков число выходных резко сокращается. Ежедневно РЖД обслуживает сотни тысяч россиян. Если проводник заболел, это может стать настоящим форс-мажорном. Ведь график работы расписан наперед, а отправиться в путь без ответственного за порядок сотрудника поезд не может, вернее по закону таким действия неправомочны.

При начислении зарплаты сотруднику РЖД немаловажно число отработанных им часов. Существует нормативный показатель, который должен отработать каждый работник. Все, что сверх нормы, обеспечивает надбавку. Существенные надбавки выдают в летний период времени. Но также будьте готовы морально и физически к периодическим переработкам, что в знойную жару нелегко.

Как изменился размер заработной платы проводника в 2018 году

В 2017 году статистические данные обнародовали зарплату проводника Российской железной дороги – она остановилась на уровне 46 800 рублей. В 1-м квартале 2018 года осуществили очередную индексацию. Но это совсем не означает, что все сотрудники ОАО получают одинаковый оклад. Он зависит от многих факторов:

  • сезонность;
  • расстояние, которое преодолевает поезд;
  • сложность пути (в какое время суток едет, пересекает ли границу);
  • число отработанных часов днем и ночью;
  • качество работы, контроля над порядком в вагоне;
  • уровень комфорта поезда.

В России курсируют поезда фирменного типа. Работая в них, зарплата проводника в РЖД большая – до 50 000 рублей. В оставшихся ОАО РЖД оклад составляет 22 500 рублей. Негусто, зато стабильно.