Сертификация оит перечень оборудования. Обязательная сертификация в атомной энергетике и промышленности. В разделе «Экспертные оценки» приводятся

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее по тексту – система ОИТ 2) начала создаваться в 1998 г. совместно Минатомом России, Госстандартом России, и Госатомнадзором России. Это были годы, когда сертификация, как одна из форм подтверждения соответствия требованиям НД с уклоном на экономическую самостоятельность, начинала свое развитие в РФ.

Система ОИТ, организованная в соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) устанавливает :

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области сертификации другими законодательными актами РФ;

- выполнение федеральными органами исполнительной власти организации работ по обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции;

- необходимость государственной регистрации в установленном порядке систем сертификации в Росстандарте;

- установление федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на это, форм обязательной сертификации с учетом сложившейся международной и зарубежной практики;

- состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности;

- условия ввоза импортной продукции;

Другие необходимые для деятельности системы ОИТ положения.

В 1999 г. Госстандарт зарегистрировал систему ОИТ. К этому времени были разработаны и введены в действие основные документы системы ОИТ (прил. 8). В настоящее время этот перечень включает в себя более 20 документов .

Одной из основных целей сертификации является установление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества и подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. В связи с этим область действия системы ОИТ, определенная в ОИТ-0001-1998, относится к сертификации продукции применяемой на ядерных установках, радиационных источниках или в пунктах хранения и важной для их безопасности, а также продукции, производимой ими и представляющей собой ядерную и/или радиационную опасность.

Сертификация в системе ОИТ рассматривается в качестве инструмента, позволяющего подтвердить качество продукции, поставляемой на объекты ИАЭ или производимой ими, что в конечном итоге должно сказаться на общем уровне безопасности этих объектов. Это согласуется с существующим в международной практике подходом к обеспечению безопасности ИАЭ.

Структура системы ОИТ включает в себя Центральный орган, Орган по сертификации, Рабочий орган, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном в системе ОИТ порядке, четыре из которых аккредитованы за рубежом. В Системе аккредитован также учебный центр – Московский институт повышения квалификации Корпорации «Росатом» (рис.5.2., рис. 5.3.). Функции федеральных органов исполнительной власти по организации сертификации и участию в ее проведении установлены основополагающим документом этой системы: ОИТ-0001-1998.

На начальном этапе организации системы ОИТ Центральный орган , состоящий из представителей Корпорации «Росатом», Росстандарта и Ростехнадзора, выполняет координирующие и регулирующие функции при установлении правил и процедур при сертификации продукции в системе ОИТ. Деятельность Центрального органа регламентируется документом ОИТ-0002-1998.

Непосредственно сертификацией занимаются Органы по сертификации в соответствии с функциями, возложенными на них документом ОИТ-0012-2000, в том числе:

Рис.5.2. Структура системы сертификации ОИТ.

Сертификация оборудования, изделий и технологий;

Выдача сертификатов;

Приостановка или отмена действия выданных ими сертификатов;

Предоставление заявителю необходимой информации (в пределах компетенции);

Проведение инспекционного контроля сертифицированных оборудования, изделий и технологий;

Формирование и внедрение фонда НД, необходимых для сертификации.

В системе ОИТ имеются организации, получившие лицензии от Ростехнадзора на право проведения работ в объеме ОК с выдачей соответствующего сертификата соответствия, в том числе автономная некоммерческая организация (АНО) «Атомсертифика», АНО «Атомтехнотест» и др. Это организации, имеющие специализацию по определенным видам деятельности, и обладающие необходимым комплектом испытательного оборудования и опыта работы в этой области ИАЭ.

В системе ОИТ аккредитовано свыше 35 сертификационных экспертных центра и свыше 40 испытательных лабораторий, функции которых установлены документами ОИТ-0005-1999 и ОИТ-0010-1999

Особенности работы испытательных лабораторий, отличающие их работу от подобных лабораторий других систем сертификации, состоят в следующем :

Испытания, подтверждающие соответствие параметров оборудования, изделий и технологий, должны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям их эксплуатации на объектах ИАЭ, включая и условия работы ОИТ при отказах и проектных авариях, если иное не требуется НД для конкретного вида испытаний;

При испытаниях оборудования, изделий и технологий, содержащих ядерные материалы или радиоактивные вещества или изготовленных из этих материалов изделия, должны выполняться требования соответствующих законодательных актов, федеральных норм и правил и иных НД, действующих в области ИАЭ.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии » предусмотрена обязательная сертификация всего оборудования, изделий и технологий без каких-либо исключений. Соответствующие ограничения на область действия системы ОИТ определяется документом ОИТ-0001-1998.

Следует заметить, что процедура сертификации в системе ОИТ выполняется в два этапа. На первом этапе по результатам предварительной экспертизы дается заключение о полноте учета требований НД, распространяющихся на данное оборудование, и о полноте подтверждения этих требований (протоколами испытаний, расчетами). На этом этапе Заявителю рекомендуется исправить выявленные недочеты (провести дополнительные испытания, откорректировать документацию и др.). На втором этапе производится анализ результатов дополнительных испытаний и исправлений документации. Затем проводится экспертиза основных и дополнительных материалов и определяется возможность выдачи сертификата соответствия.

Проведение работ по сертификации в два этапа помогает Заявителям обеспечить выполнение всех нормативных требований, действующих для конкретного вида оборудования и внести необходимые изменения в конструкторскую и технологическую документацию на изделие, а также провести весь спектр испытаний для достижения качества ОИТ для объектов ИАЭ необходимого уровня безопасности.

Сертификат выдается только при условии подтверждения всех характеристик (показателей) оборудования и изделий, важных для безопасности объектов ИАЭ.

Кроме того, вся серийная продукция, проходящая сертификацию в системе ОИТ, подвергается ежегодному инспекционному контролю в процессе которого проверяется изменение технологии изготовления продукции, документация, стабильность характеристик продукции. В соответствии со схемой сертификации системы ОИТ предусматривается проведение проверки производства на предприятии-изготовителе по утвержденной программе.

В отличии от других систем обязательной сертификации, в том числе ГОСТ Р, при сертификации в системе ОИТ подтверждаются следующие обязательные требования к:

Безопасности объекта ИАЭ в соответствии с принятой классификацией;

Показателям назначения (функциональным показателям);

Показателям надежности;

Показателям пожаробезопасности;

Показателям электробезопасности;

Конструктивно-технологическим характеристикам;

Устойчивости к внешним воздействующим факторам (сейсмические, радиация, механическим воздействиям, дезактивирующим растворам, климатическим воздействиям (температура, влажность, давление, коррозионно-активные агенты в атмосфере);

Электромагнитной совместимости;

Метрологическому обеспечению;

Программному обеспечению;

Маркировке и упаковке;

Транспортированию и хранению;

Условиям поставки импортного оборудования, комплектующих и материалов;

Материалам и полуфабрикатам;

Комплектующим изделиям.

Рис.5.3. Схема проведения сертификации

Примечание. Перечень и номенклатура системы ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в системе ОИТ представлен документами , в которую входит 37 объектов (оборудования и изделий), что составляет менее 25% всего планируемого списка оборудования, изделий и технологий. Отсутствие некоторых позиций в номенклатуре сертифицируемых в системе ОИТ объясняется рядом причин, в том числе отсутствием аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий, способных действовать в объеме всех видов ОИТ, а также отсутствием ряда НД, на соответствие требований которых необходимо проведение сертификации. Порядок пополнения перечня ОИТ-0013-2000 и критерии включения в него, представлены в документе ОИТ-0015-2001.

Тем не менее, для сертификации продукции в системе ОИТ, не представленных в настоящее время в ОИТ-0013-2000 (оборудование системы обращения с РАО, контейнеры для отработавшего ядерного топлива и др.), действует схема проведения сертификации с участием экспертной комиссии, заменяющей собой экспертный центр, отсутствующий для этого вида ОИТ.

Сертификация вносит существенный вклад в обеспечение безопасности объектов ИАЭ, поскольку практика сертификации в системе ОИТ позволила:

Выявить ОИТ, не вполне соответствующие требованиям НД в области ИАЭ;

Установить при проведении сертификационных испытаний параметры ОИТ, которые не были определены изготовителями;

Ввести ограничения на параметры применения ОИТ на объектах ИАЭ в связи с неполным подтверждением обязательных требований.

Атомная отрасль – потенциальный источник опасности, недаром к ней предъявляются повышенные требования безопасности и сертификации ОИТ. Сертификация ОИТ является обязательной, регламентируется ст. 37 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», подтверждает соответствие характеристик изделий, технологий отраслевым требованиям атомной индустрии РФ.

Этот документ необходим тем организациям и поставщикам, кто поставляет оборудование на объекты использования ядерных установок. Этот документ – прямое доказательство соответствия оборудования, комплектующих и материалов требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии, подтверждение его качества и эксплуатационной надежности.

Особенности выдачи

При проведении сертификации ОИТ следует учесть некоторые нюансы:

  • необходимость проведения испытаний;
  • наличие протоколов соответствия требованиям безопасности атомной отрасли, выданных за рубежом, могут быть подтверждены на территории РФ без проведения дополнительных испытаний;
  • комплект документов разрабатывается с учетом требований и критериев ядерной безопасности.

Получение сертификата ОИТ возможно на разные сроки. Длительность зависит от спецификации и вида оборудования, изделий, степени готовности предприятия к проверочным мероприятиям, но занимает не более 4 месяцев. У профессионального коллектива ГК «Эталон» за плечами годы практики с высокими показателями. Проводимая нами сертификация ОИТ имеет высокое качество и подтверждена аттестатами по аккредитации. Расчет цены проходит по каждому заказу индивидуально. Бесплатная консультация сотрудников поможет получить ответы на все интересующие вопросы.

Схема подготовки выдачи документа

Чтобы оформить и получить сертификат ОИТ необходимо пройти следующие этапы:

  1. Обращение заказчика в центр сертификации. Прохождение консультации со специалистом и определение всех деталей. Выбор схемы сертификации.
  2. Предоставление требуемого комплекта документов для получения сертификатов.
  3. Проверка комплекта документов на соответствие или несоответствие установленным требованиям, при необходимости проводится доработка комплекта – соответствующие рекомендации выдаются сотрудниками компании.
  4. Проведение проверки предприятия.
  5. Оформление сотрудниками документа и его регистрация в госреестре. Сертификат получает уникальный номер регистрации;
  6. Вручение документа заказчику.

Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.

В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.

ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.

В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.

Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?

Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).

В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.

Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.

Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.

В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.

По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.

С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.

Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.

Для подтверждения соответствия продукции соответствующим нормативным и законодательным требованиям проводится процедура независимого исследования или сертификация. Целью сертификации является подтверждение соответствие характеристик технологий и изделий, влияющих на безопасность, отраслевым требованиям в области атомной индустрии, действующим на территории Российской Федерации.

Обязательной сертификации подлежит оборудование, изделия и технологии (ОИТ), используемые в ядерных установках, радиационные источники и пункты хранения. Обязательна сертификация для производителей и поставщиков оборудования, если контрактом предусмотрена его поставка на территорию РФ.

Сертификат ОИТ дает основание поставщику (производителю) оборудования для предприятий атомной промышленности утверждать, что оно соответствует требованиям нормативно-технической документации в сфере атомной энергетики, предъявляемым к техническому устройству, комплектующим и материалам.

Если на оборудование, изделие и технологию имеются сертификаты или протоколы испытаний, выданные с использованием других систем сертификации, в том числе и за рубежом, то они могут быть признаны только в том случае, если указанные в них показатели соответствуют установленным в РФ требованиям безопасности в сфере атомной энергии.

Порядок сертификации установлен системой ОИТ.

Зачем нужен сертификат ОИТ?

Его наличие обязательно, если компания собирается заключить контракт на поставку разнообразного оборудования для ядерных установок и атомных реакторов. При этом учитывается назначение изделие и его место в системе объекта ядерной энергии.

Иными словами, перед предприятием, которое собирается поставлять оборудование для атомной промышленности, становится необходимость его сертификации в системе ОИТ.

Получение сертификата

Получить сертификат можно в Ростехнадзоре или центре по сертификации, имеющем соответствующую сертификацию. Особенностью работы лабораторий, в которых проводятся испытания, является максимальная приближенность условий испытания к производственным.

Поэтому требования безопасности при проведении испытания ОИТ, в которых присутствуют радиоактивные вещества, чрезвычайно высоки. перечень требований к испытательным лабораториям и порядку их аккредитации установлен ОИТ 0005-1999.

Получение сертификата процесс очень сложный и многостадийный. Пройти его максимально быстро и получить эффективный результат помогут специалисты ГК «Промышленная безопасность». Они дадут консультацию по вопросам оформления документов, окажут помощь по юридическим вопросам.

Примерный перечень документов, необходимых для получения сертификата

Для составления заявки на получение сертификата ОИТ потребуются:

  • Копии документов, подтверждающих право заниматься соответствующим видом деятельности (лицензий). Обязательно наличие условий, на которых действует лицензия.
  • Копии имеющихся сертификатов из других стран, которые могут подтвердить происхождение материалов, их качество. Также сертификаты поставщиков изделий и частей изделия.
  • Копии документов (сертификатов), выданных другими системами сертификации.
  • Комплект технологической и конструкторской документации на сертифицируемые ОИТ, расчетные данные.
  • Информация о влиянии ОИТ, поданных на сертификацию, на безопасность объектов атомной энергетики, о классе безопасности.
  • Полное описание имеющегося радиоактивного материала (сведения о его химическом составе, физических свойствах, радиационные характеристики).
  • Акты и протоколы испытаний в отечественных и зарубежных лабораториях.