Санкции в международном праве. Международное право вооруженных конфликтов (сокращенное) Международное право международные правовые конфликты

В соответствии с основными принципами МП государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное МП допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООП, реализация права на самоопределение).

В МП имеется большое число норм, регламентирующих отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли МП, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название - международное право в период вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации международного права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само право вооруженных конфликтов обычно именовалось - "законы и обычаи войны". В XIX в. на международных конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.) обычаи ведения войны стали кодифицироваться.

В настоящее время основной массив норм составляют договоры, в числе которых: Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября 1968 г.), подписанные в Гааге 18 октября 1907 г. III Конвенция об открытии военных действий, IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов (1925 г.), Женевские конвенции, подписанные 12 августа 1949 г., об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны, и Дополнительные протоколы I и II к ним и др.

В то же время для права вооруженных конфликтов сохранили важное значение международные обычаи.

Как правило, МПВК делят на "право Гааги" и "право Женевы". "Право Гааги" образуют конвенции, посвященные, прежде всего, правилам ведения войны. "Право Женевы" направлено, главным образом, на обеспечение защиты участников вооруженных конфликтов и прав гражданского населения.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям: а) предотвращение вооруженных конфликтов; б) регулирование статуса участвующих и не участвующих в конфликте государств; в) ограничение средств и методов ведения войны; г) защита прав человека в период вооруженных конфликтов; д) ответственность за нарушение норм права.

Вооруженные конфликты: понятие, виды

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект МП применяет вооруженную силу против другого. Таким образом, сторонами могут выступать государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры но поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны "воюющей стороной", когда: они имеют свою организацию; имеют во главе ответственные за их поведение органы; установили свою власть на части территории; соблюдают в своих действиях "законы и обычаи войны". Признание повстанцев "воюющей стороной" исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен повстанцев распространяется статус военнопленных. Власти освободительного движения могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую МП помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты, осуществляя квазигосударственные функции. Таким образом, признание повстанцев "воюющей стороной", как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства "между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II".

Такие конфликты характеризуются следующими признаками:

  • а) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться вооруженными конфликтами немеждународного характера;
  • в) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
  • д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Они отличаются от международных прежде всего тем, что в международных вооруженных конфликтах обе "воюющие стороны" являются субъектами МП, в то время как в гражданской войне "воюющей стороной" признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике западными государствами осуществляются определенные вооруженные мероприятия по защите своих граждан, получившие название "гуманитарной интервенции".

В соответствии с III Гаагской конвенцией государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы МП (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны - территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

В современном МП отсутствует конвенционное определение агрессии. В Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.) участвовали всего пять государств - СССР, Румыния, Чехословакия, Югославия, Турция. Существование Конвенции, к сожалению, не предотвратило Второй мировой войны; она не применялась даже участвующими в ней государствами.

В резолюции ГА ООН "Определение агрессии" (14 декабря 1974 г.) под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

  • - вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
  • - бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
  • - блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
  • - нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
  • - применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
  • - действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
  • - засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Агрессия признана международным преступлением.

Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (например, Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Туркменистан с 1995 г.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право па самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; не допускать передачи воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств и т.д.

  • 9.Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание.
  • 10.Субъекты международного права. Понятие, виды.
  • 11. Государство как основной субъект международного права,
  • 12. Международные организации как субъекты международного права
  • 13. Признание государств и его юридические последствия, Виды признания.
  • 14. Правопреемство и его виды. Общая характеристика конвенций.
  • 16. Стадии заключения международных договоров. Консенсус, аутентич­ность, альтернат.
  • 18. Понятие «население»» и «гражданство» в международном праве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства в законодательстве Российской Федерации.
  • 19.Всеобщая декларация прав человека 1948 года: общее содержание и оценка.
  • 21.Внутренние, и зарубежные органы внешних сношений государств. Их правовой статус. Показать на примере России.
  • 22. Дипломатические представительства: понятие, состав, санкции, и пол­номочия; порядок назначения и отзыва глав, дипломатических предста­вительств.
  • 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 25. Устав. Снг, структура и деятельность снг.
  • 28. Совет Безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению мира, юридическая сила решении. Примеры.
  • 29. Экономические и Социальный Совет оон: порядок формирования, компе­тенция, решения. Примеры.
  • 30. Международный Суд. Оон: состав, порядок образования, компетенция. Примеры решение суда.
  • 31. Специализированные учреждения оон: направления и особенности их деятельности. Привести примеры.
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе /обсе/: становление и развитие. Заключительный Акт сбсе 1975 года: содержа­ние и оценка.
  • 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели.
  • 34. Договор о запрещении испытании ядерного оружия в трех средах 1963 года. Проблемы всеобщего запрещения ядерных испытаний.
  • 35. Договор о нераспространении, ядерного оружия 1968 года, контрольный механизм выполнения норм этого Договора.
  • 38. Территория в международном праве: понятие отрасли, объекты регули­рования, виды территорий.
  • 39. Понятие и составные части государственной территории. Правовые основания и способы ее изменения.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 45. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим, право мирного, прохода и порядок его осуществления.
  • 46. Экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство Российской Федерации об экономической зоне.
  • 47. Континентальный шельф: понятие, отсчет, ширины, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе.
  • 48. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Определе­ние военного корабля.
  • 55. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Конвенция снг 1993 года.
  • 59. Понятие жертв войны, конвенция об обращении с военнопленными 1949 года.
  • 60. Окончание, войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
  • 61.Международная защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Конвенции.
  • 63. Виды международных правонарушений. Примеры.
  • 57. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, прин­ципы, источники.

    В международном праве имеется значительное число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Эти принципы и нормы складываются в самостоятельную отрасль международного права - право международных конфликтов. Данная отрасль регулирует допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название «право вооруженных конфликтов».

    В настоящее время, преобладающее большинство норм права и принципов права вооруженных конфликтов содержится в международных договорах, среди которых необходимо отметить следующие:

    1) Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

    2) Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны и другие;

    3) Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 года;

    4) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года, Конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года. Проблема Женевских конвенций, по мнению некоторых ученых- международников, в том, что они применимы скорее к последствиям военных действий, нежели к их непосредственному ведению. Указанный пробел восполнили принятые в 1977 года два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 года, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительный протокол II).

    Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

    1) предотвращение вооруженных конфликтов;

    2) правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;

    3) ограничение средств и методов ведения войны;

    4) защита прав человека в период вооруженных конфликтов;

    5) обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

    Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

    Согласно Женевским конвенциям 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

    Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

    1) имеют свою организацию;

    2) имеют во главе ответственные за их поведение органы;

    3) установили свою власть на части территории;

    4) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

    Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

    Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

    1) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

    2) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

    3) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

    4) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;

    5) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

    К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего, тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

    Средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий - это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

    В литературе принято делить средства и методы ведения военных действий на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

    Согласно статьи 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. Эта Конвенция обязывает государства не только не разрабатывать, не производить и не приобретать любые виды бактериологического оружия, но и уничтожить это оружие. Принятие этой Конвенции явилось первой в истории международных отношений мерой реального разоружения, направленной на изъятие из арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия.

    По поводу ядерного оружия в международном праве нет консенсуса. Существует несколько международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения, в то время как прямого запрета на использование ядерного оружия пока еще нет.

    В 1981 году была подписана Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 году).

    К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

    В соответствии со статьей 25 IV Гаагской конвенции 1907 года запрещено «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом» незащищенные города, селения, жилища или строения. Согласно Дополнительному протоколу I «гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий». К военным объектам Протокол относит такие объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (статья 52). Следовательно, объекты, не подпадающие под вышеприведенное определение, должны рассматриваться как гражданские, и их уничтожение является запрещенным методом ведения войны.

    Важнейшим источником, определяющим правовой режим вышеназванных объектов во время вооруженных конфликтов, является Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Согласно статьи 1 Конвенции защите подлежат: «имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа» памятники архитектуры, религиозные или светские; археологические расположения; здания, предназначенные для сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т.п., а также центры сосредоточения ценностей, в качестве которых может выступать часть города или даже целый город.

    Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 года. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

    1) личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

    2) личный состав партизанских отрядов;

    3) личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

    4) военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

    5) члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

    6) население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

    Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»

    Право вооруженных конфликтов (ПВК) можно определить как совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

    Наибольшее значение из ныне действующих межд.-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

    В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

    Важное место среди источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

    ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

    Из общих принципов МП в ПВК особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

    специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;

    специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

    Начало войны и его правовые последствия. f Театр войны. Нейтралитет в войне

    Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

    Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; межд. многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

    Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

    Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

    Запрещенные средства и методы ведения войны

    Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

    Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные МП. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

    МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

    яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

    средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

    любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и

    другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

    другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

    осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;

    бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

    Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

    В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

    Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

    Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

    К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

    Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

    Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

    Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

    • * Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
    • * Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
    • * Конвенция об обращении с военнопленными;
    • * Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

    Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

    Международно-правовые последствия окончания войны

    Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие- временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

    Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

    Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).

    Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме МП нарушение условий капитуляции составляет межд. правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников. Основным межд.-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

    Понятие права вооруженных конфликтов

    Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

    Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.

    Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

    Международный вооруженный конфликт -- это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

    К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

    Можно выделить следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта:

    наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства;

    фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия;

    коллективный характер выступлений;

    элемент организации;

    обладание частью территории соответствующего государства.

    Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспорядками и напряженностью. Внутренние беспорядки -- это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность -- это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.

    Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера. Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции других государств в нарушение норм международного права.

    Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокупность обязательных для государств юридических норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

    МГП преследует две основные цели: 1) защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях; 2) ограничение средств ведения войны, в частности вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики. МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, биологического, химического и лазерного оружия.

    МГП защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и лицам, которые прекратили принимать участие в военных действиях (раненым, лицам, потерпевшим кораблекрушение, больным или военнопленным).

    Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм МГП и не должны быть подвергнуты нападениям. МГП устанавливает отдельные виды ясно опознаваемых эмблем и знаков, которые могут быть использованы для идентификации лиц и местностей, находящихся под защитой. Речь идет, в частности, об эмблеме Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Основными источниками права вооруженных конфликтов являются Гаагские конвенции 1907 г., четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например Конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и Конвенцию 1980 г. о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которая включает четыре Дополнительных протокола, в том числе по вопросу применения мин.

    Важное место среди источников права вооруженных конфликтов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.

    Так, Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Конвенция 1980 г. запрещает применение против гражданского населения бомб, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном; мины-ловушки; зажигательное оружие.

    Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в решениях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приняла: Основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973 г.); Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.); Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970 г.); Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973 г.) и др.

    Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права. Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала (1945 г); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.); Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников (1946 г.) и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества (1970 г.), и ряд других.

    Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)

    В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права государства должны воздерживаться во взаимных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

    Соответственно, государства должны воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства. Равным образом, они должны воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое применение силы или угрозы силой не может использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

    Определение агрессии дается в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Согласно этому определению, под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1). К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (ст. 3 Резолюции):

    вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

    применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

    блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

    нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

    применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

    предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

    засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

    Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого ст. 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.

    Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.

    Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.

    В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.

    В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий:

    начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.)

    начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 г.). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;

    к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны);

    имущество, принадлежащее непосредственно государству- противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

    Говоря об участниках вооруженных конфликтов, необходимо рассмотреть такие ключевые понятия, как «комбатант», «некомбатант» и «лицо, находящееся под защитой», определенных Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами.

    Понятие «комбатант» было определено в Дополнительном протоколе 1 к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.) как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления. Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом.

    Некомбатанты -- это лица из числа медицинского и духовного персонала, которые входят в состав вооруженных сил.

    Лицо, находящееся под защитой, -- это человек, который в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним имеет право на защиту или на особый статус. Различается несколько категорий таких лиц: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные; гражданские лица на территории противника; гражданские лица на оккупированных территориях.

    Нейтралитет в войне

    Нейтралитет во время войны - это правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

    Нейтралитет во время войны бывает двух видов: постоянный (на случай любой войны) или временный (только в отношении конкретной войны), о чем государство официально заявляет.

    Например, Швейцария с 1815 г. является постоянно нейтральной страной. Украина в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 г. заявила о своей решимости стать в будущем постоянно нейтральным государством. Норвегия во время первой и второй мировых войн заявляла о временном нейтралитете, однако Германия в годы второй мировой войны оккупировала Норвегию, грубо нарушив ее статус временно нейтральной державы. И это был не единичный пример нарушения Германией законов и обычаев войны в отношении нейтральных государств в период 1939 - 1945 гг.

    Воюющим сторонам запрещено проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтральное государство обязано интернировать войска воюющего государства, если они окажутся на его территории. На территории нейтрального государства не допускается открытие и функционирование вербовочных пунктов воюющих держав; размещение радиостанций и других средств связи воюющих сторон. Запрещается оказание помощи воюющим государствам оружием и другими военными материалами со стороны нейтрального государства.

    В случае покушения на статус нейтрального государе может использовать вооруженные силы для защиты свое тралитета. Однако провоз больных и раненых воюющих через территорию нейтрального государства допускается.

    Граждане нейтральных государств могут в качестве вольцев сражаться на стороне воюющего государства. Они становятся комбатантами и теряют статус нейтральности.

    Проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты воюющим государствам запрещается. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим государствам создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Нейтральное государство может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи. Не допускается снабжение нейтральными государствами воюющих государств оружием, военными и другими материалами. Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил. Если войска одной из воюющих сторон окажутся натерритории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов.

    Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

    Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

    Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

    Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

    В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

    Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

    Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

    В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

    В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

    Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

    В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

    Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

    Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

    Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

    Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

    Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

    Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

    Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

    Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

    Окончание войны и международно-правовые последствия

    Прекращение военных действий. Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

    Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование общенационального или религиозного праздника) и длится, как правило, краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

    Решение о заключении местного перемирия может принять местное военное командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут быть возобновлены.

    Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

    Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, Афганистане, во время армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха, в Югославии, в Чечне, на Ближнем Востоке и в других районах.

    Общее перемирие или общее прекращение огня полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.

    Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия или прекращения огня одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.

    Общее перемирие или прекращение огня многократно объявлялось уже и после второй мировой войны: Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.), Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1954 г.), Соглашение о прекращении огня в Алжире (1962 г.), Соглашение о прекращении огня между Ираном и Ираком (1988 г.), 28 февраля 1991 г. прекращены военные действия на территории Ирака и Кувейта силами антииракской коалиции в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, неоднократно объявлялось о прекращении огня в Карабахе (между Арменией и Азербайджаном), в Грузии, Чечне и других районах.

    Капитуляция - это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой (обычной), общей и безоговорочной.

    Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий (например, почетная капитуляция палестинцев в Бейруте и выход из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).

    Простая (обычная) капитуляция - это прекращение военных действий на отдельном участке (сдача крепости, города, зоны), разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств (например, капитуляция Порт-Артура в русско-японскую войну 1904-1905 гг.).

    Общая капитуляция - это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность. Например, общая капитуляция Ирака 27 февраля 1991 г., когда правительство Ирака в письме на имя председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить резолюцию № 660 и все другие резолюции Совета Безопасности ООН.

    Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) -это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

    Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победивших государств. Победители определяют будущее политическое урегулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды и формы политической и материальной ответственности агрессора, решают вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Агрессор не имеет права отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примерами являются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945 г. и Японии 2 сентября 1945 г.

    Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации. 10 февраля 1947 г. странами антигитлеровской коалиции были заключены мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Англия и Франция 9 июля, а США 19 октября 1951 г. в одностороннем порядке прекратили состояние войны с Германией, в том же 1951 г. США и их союзники заключили сепаратный мирный договор с Японией, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Декларацию о прекращении состояния войны между ними (до сих пор Россия и Япония не подписали мирного договора), 25 января 1955 г. в СССР был издан Указ "О прекращении состояния войны между СССР и Германией". 27 января 1973 г. было заключено Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему, в 1987 г. были подписаны Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане, положившие конец войне СССР в Афганистане.

    Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств.

    Для воюющих государств: прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников, осуществляется вывод оккупационных войск; опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств; разрешаются все вопросы политической и материальной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.

    К таким условиям и гарантиям относятся, например: денацификация Германии, лишение Германии и Италии колоний, отказ от войны и создания армии (Япония), раздел военных флотов побежденных государств (Италии, Германии, Японии), полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов или районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море), создание демилитаризованной зоны в Корее, между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, ограничения военного характера для Ирака после поражения в 1991 г. (уничтожение ракет, химического и бактериологического потенциала и др.).

    Для нейтральных государств - прекращается состояние нейтралитета в войне; для всех невоюющих государств в целом - ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные корабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

    Список использованных источников

    Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право. -- Москва, 1991.

    Батырь В.А. Международное гуманитарное право. - Москва, 2011.

    Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. - Москва, 1984.

    Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. - Москва, 1989.

    Полторак А. И., Савинский Л. И. Вооруженные конфлик ты и международное право. - Москва, 1976.

    Согласно ст. 42 Устава ООН, Совет Безопасности

    «уполномочивается предпринимать... действия воздушными,

    морскими или сухопутными силами». Именно на основе этой нормы

    строится вся современная концепция военных санкций.

    В актуальное и сегодня положение о военных действиях в рамках

    ООН меморандума правительства СССР «О некоторых мерах по

    усилению эффективности ООН в обеспечении международного

    такого рода должны приниматься, однако, лишь в качестве самой

    крайней меры и при тщательном взвешивании всех относящихся к

    делу обстоятельств, имея в виду, что использование иностранных

    войск, в том числе и войск ООН, для урегулирования конфликтов и

    даже одно только присутствие их на чужих территориях может, как

    показывает опыт, вести к прямо противоположным результатам - к

    вмешательству во внутренние дела государств, к серьезным

    международным осложнениям, к обострению напряженности.

    Непременным условием такой крайней меры, как использование

    вооруженных сил ООН, должно быть - всегда и при всех

    обстоятельствах - точное соблюдение всех положений Устава ООН,

    относящихся к вопросам применения силы для поддержания или

    восстановления международного мира».2

    Как справедливо заметил Д.Б. Левин, «особенность принудительных

    мер невоенного характера, предусмотренных ст. 41 Устава ООН,

    заключается в том, что их применение может быть эффективным

    лишь тогда, когда они выполняются всеми членами ООН или, во

    всяком случае, всеми теми из них, которые поддерживают

    экономические и дипломатические отношения с государством,

    против которого эти меры применяются, в то время как военные

    меры могут быть эффективными и тогда, когда применяются лишь

    некоторыми государствами ».3

    «Когда речь идет о международных преступлениях, - писал Д.Б.

    Левин в 1966 году, - представляющих собой посягательство на

    коренные основы международного общения, таких как агрессия, как

    преступления колониализма, расизма и т.д., то международные

    санкции применяются к виновному государству непосредственно,

    как правило, включают принудительные меры и могут в случае

    необходимости включать меры военного принуждения».1

    Профессор Г.М. Мелков в числе мер принудительного характера,

    которые могут быть приняты Советом Безопасности ООН,

    выделяет, в частности, меры, связанные с использованием

    вооруженных сил для подавления агрессора силой и

    восстановления международного мира и безопасности.2 Далее он

    пишет: «международное право... разрешает обращаться к силе в

    следующих случаях: в порядке осуществления права на

    индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (по

    статье 51 Устава ООН); во время национально-освободительной

    войны против колонизатора и оккупанта; при возникновении

    гражданской войны или военного мятежа в какой-либо стране; при

    подавлении агрессора силой по решению Совета Безопасности

    ООН (по ст. 42 Устава ООН); для защиты миротворческих сил ООН,

    ОБСЕ или другой региональной международной организации при

    нападении на них враждующих сторон (или одной из них); при

    выполнении государством своих договорных обязательств».3

    О.Н. Хлестов и А.И. Никитин выделяют лишь два случая

    применения вооруженных сил в современном международном

    праве, однако, как и Г.И. Мелков одним из них они признают

    применение вооруженных сил «против государства, совершившего

    акт агрессии или нарушившего мир».4

    Касаясь случаев применения военных санкций, Г.И. Мелков указал,

    что «перед международным сообществом в конце XX века во весь

    рост встали вопросы о правомерности применения силы для:

    Предотвращения войны между государствами (в том числе между

    теми, кто уже имеет ядерное оружие или находится на пороге его

    создания собственными силами);

    Для предотвращения войны внутри одного государства

    (ликвидации угрозы гражданской войны, военного мятежа или

    вооруженных действий сепаратистских группировок, направленных

    на разрушение государства или на выход из его состава какой-либо

    части территории, для пресечения этнических или религиозных

    междоусобиц);

    Для защиты вооруженных сил ООН или миротворческих сил ООН и

    ОБСЕ в случаях нападений на них».1

    Развивая эту мысль, О.Н. Хлестов и А.И. Никитин указывают, что

    «Совет Безопасности ООН в последние годы начинает более

    широко интерпретировать содержащиеся в Уставе понятия «угроза

    миру, любое нарушение мира», дающие ему право применять

    принудительные действия... Совет расценил международный

    терроризм как создание угрозы миру и безопасности».2 В решении

    Совета Безопасности, в частности, по ливийскому случаю,

    устанавливающем санкции против Ливии с целью добиться от нее

    выдачи террористов, обвиняемых в организации взрывов двух

    гражданских самолетов, указывалось, что «...пресечение актов

    международного терроризма, включая те из них, к которым прямо

    или косвенно причастны государства, имеет существенное значение

    для поддержания международного мира и безопасности.»3 Далее

    более частое применение Советом Безопасности вооруженных сил

    не только в межгосударственных вооруженных конфликтах, но и в

    немеждународных, возникающих между различными политическими

    или этническими группами в пределах государства или на

    территории сразу нескольких государств».

    О.Н. Хлестов и А.И. Никитин, анализируя практику использования в

    международных отношениях вооруженных сил в 1992-1995 годах,

    выделили следующие стадии и формы применения вооруженных

    сил:

    Несиловая стадия:

    1. Предварительное «упредительное» развертывание вооруженных

    сил в конфликтном регионе с целью предотвращения эскалации

    конфликта, которое включает в себя:

    Демонстрацию сил в поддержку политических предупреждений

    конфликтующим сторонам;

    Разделение потенциальных позиций враждующих сторон, с

    которых могут начаться провокации и вооруженные действия;

    Оказание, в случае необходимости, медицинской,

    продовольственной, гуманитарной помощи населению.

    2. Создание демилитаризованных зон в районах конфликта,

    означающее:

    Контроль коммуникаций, используемых конфликтующими

    сторонами в оперативных целях;

    Контроль за соблюдением режима прекращения огня;

    Осуществление режима запрещения авиаполетов в районе

    конфликта;

    Обеспечение режима для доставки гуманитарных грузов.

    Силовая стадия:

    1. Разоружение и ликвидация незаконных вооруженных

    формирований в районе конфликта.

    2. Защита законных гражданских властей в районе конфликта.

    3. Восстановление нарушенного режима государственных или

    административных границ.

    4. Защита беженцев и вынужденных переселенцев, организация и

    охрана лагерей для беженцев, обеспечение поступления

    медицинской помощи.

    5. Охрана этнических меньшинств, подвергшихся давлению,

    провокациям со стороны своего этнического окружения.

    6. Межпозиционное размещение вооруженных сил для разделения

    («экранирования») друг от друга враждующих группировок на время

    организации и проведения переговоров.

    7. Постадийное разделение враждующих сторон (создание

    расширяющейся демилитаризованной зоны).

    8. Обеспечение условий для проведения свободных выборов

    гражданской власти по завершении конфликта.

    9. Эскортирование эшелонов гуманитарной помощи,

    предоставленных по национальным каналам и каналам

    международных организаций.

    10. Обеспечение защиты основных прав человека в районе

    конфликта.

    11. Защита от разрушения или повреждения стратегических

    объектов в районе конфликта (арсеналов оружия массового

    поражения и обычных вооружений, дамб, крупных народно-

    хозяйственных объектов и т.д.).

    12. Защита посреднических, дипломатических, переговорных миссий

    международных и неправительственных организаций, ведущих

    деятельность по разрешению конфликта.1

    По мнению подавляющего большинства ученых, Устав ООН прямо

    запрещает осуществление принудительных мер в силу

    региональных соглашений или региональными органами без

    полномочий от Совета Безопасности. Таким образом, без

    разрешения Совета Безопасности региональные организации не

    обладают полномочиями в отношении принудительных мер по

    поддержанию или восстановлению международного мира.2

    Для применения принудительных мер региональными

    организациями, по мнению Д.Б. Левина, необходимы четыре

    обязательных условия: «во-первых, чтобы эти меры применялись

    организациями, объединяющими государства одного

    географического региона; во-вторых, чтобы они применялись в

    отношении угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии,

    направленных против государств этого региона; в-третьих, чтобы

    они осуществлялись по уполномочию и под руководством Совета

    Безопасности (исключая меры по ст.107 3); и, в-четвертых, чтобы

    Совет Безопасности был всегда полностью информирован как о

    принятых, так и о намечаемых мерах».4

    Во-вторых, факт грубого нарушения международного обязательства

    в виде международного преступления, являющегося угрозой

    международному миру и безопасности, должен быть определен в

    качестве такового. Такое определение должно быть оформлено в

    виде резолюции Совета Безопасности ООН. В резолюции должен

    быть указан состав (субъект, объект, субъективная и объективная

    стороны) преступления, квалификация (указание на нарушенные

    договорные и/или обычные нормы), цели военных санкций, рамки их

    применения, театр войны, состав вооруженных сил, сроки и

    отменительные условия. Подобное условие позволяет исключить

    неопределенность применения военных санкций.

    В-третьих, применяемые военные санкции должны в полной мере

    соответствовать требованиям права вооруженных конфликтов

    относительно средств и методов ведения войны. Тем самым на

    субъекты возлагается ответственность за соблюдение

    процессуальных обязательств в ходе применения военных санкций.

    В-четвертых, использование военных санкций допускается лишь

    при невозможности восстановления status quo мирными

    средствами. Это не означает, что обязательно соблюдение

    принципа исчерпания всех мирных средств, поскольку не исключены

    случаи, когда обстоятельства свидетельствуют о невозможности их

    применения в силу характера правонарушения либо его

    последствий. Однако факт невозможности восстановления status

    quo мирными средствами должен быть установлен Советом

    Безопасности ООН. Соблюдение этого условия усиливает

    превентивный, устрашающий характер военных санкций.