Русские в Сибири в XVII веке. Река урал в россии

Революция 1905-1907 гг на Урале - это название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. на Урале.

Причины революции

  • Противостояния самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти.
  • Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей
  • Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом
  • Кризис имперской системы отношения между центром и провинцией, между метрополией и национальными районами
  • Неудачный ход и поражение России в Русско-японской войне 1904-1905гг

Политические силы на Урале в период 1905-1907гг

После 17 октября 1905г на Урале стали свободно действовать политические партии. В 1905-1907гг на Урале существовало 174 организации социалистов-революционеров (ПСР - 7300 чел., эсеры), 121 - социал-демократов (РСДРП - 14300 чел.), 54 - Союза русского народа (СРН - 11500 чел.), 37 - «Союза 17 октября» (вместе с близкими им партиями мирного обновления, правового порядка, торгово-промышленные партии), 32 - партии конституционных демократов (КДП).

Эсеры возглавляли Всероссийский крестьянский союз (ВКС) - самую массовую в стране революционно-демократическую организацию, возникшую летом 1905 г. С осени того же года многочисленные организации ВКС были образованы во всех четырех губерниях Урала. Они проводили митинги крестьян, создавали волостные и сельские комитеты Союза, распространяли литературу. В Пермской губернии программу ВКС, в основном совпадавшую с эсеровской, пропагандировала местная организация Всероссийского союза учителей. В ряде мест организации ВКС возглавляли крестьянские выступления. Так было, например, в дер. Першиной Стригановской волости Ирбитского уезда, где организации ВКС насчитывала свыше 300 человек. В 1907 г. Здесь произошли вооруженные столкновения с полицией, пытавшейся арестовать руководителей местного отделения ВКС. В большинстве мест деятельность организации ВКС ограничивалась выдвижением экономических и политических требований.

Развязанное большевиками московское вооруженное восстание в декабре 1905 г. Получила отклик на Урале, в Мотовилихе, где рабочие поддержали железнодорожную забастовку: 9 декабря около 100 вооруженных дружинников установили контроль на заводским поселка, а затем прервали движение по железной дороге; 13 декабря солдаты и казаки подавили вооруженное сопротивление дружинников в Мотовихе, 10 человек было убито, 30 ранено. Выступление в Мотовихе, как в Москве, было слабо подготовлено в техническом отношении и обречено на поражение. Столкновение боевых дружин, созданных в 24 населенных пунктах Урала, с войсками и полицией имели место в декабре 1905 г.в Уфе, Челябинске, Вятке, на ст. Чусовская. Все они носили изолированный характер и были быстро подавлены войсками, оставшимися на стороне правительства. Антиправительственный натиск на Урале в 1905 г. В целом был слабее, чем во многих других районах страны, а после подавления вооруженных выступлений введения в ряде мест военного положения началось отступление революционных сил.

В соответствии с избирательным законом, подписанным царем в разгар московского вооруженного восстановления, в феврале-марте 1906 г. На Урале, как и во всей стране, состоялись выборы в I Государственную думу. Уральские эсеры и многие социал-демократические организации бойкотировали их, однако сорвать не смогли. От четырех уральских губерний в I Государственную думу было избрано 43 депутата, из них 17 либералов (КДП и др.), 9 беспартийных, 7 умеренных («Союз 17 октября» и др.), 5 прогрессистов, 4 левых, 1 правый и др. Созыв представительного органа просуществовавшего с 27 апреля до его разгона 8 июля 1906 г., не остановил революционного движения в России. Май и июнь 1906 г. Ознаменовались всплеском стачечных выступлении рабочих (55 из 111 за год). В них участвовало свыше 28 тыс. человек. Летом 1906 г. В Златоусте, Оренбурге, Екатеринбурге и других местах состоялись крупные стихийные солдатские выступления. Они были заметным явлением в уральской действительности, поскольку здесь дислоцировалось большое количество войск. На 1 июня 1906 г. В 36 гарнизонах края размещались 69 рот пехоты, 5 артиллерийский батарей и 24 казачьих сотни. Надо отметить, что солдаты и казаки отказались выполнять на Урале карательные функции, которые поэтому были возложены на вольнонаемную полицейскую стражу, сформированную из представителей некоторых народов Северного Кавказа. Их подразделения находились во многих городах и заводских поселках края и отличались особой жесткостью по отношению к местному населению.

В 1906 г. Продолжалась начавшаяся в конце 1905 г. кровопролитная партизанская война большевиков, эсеров и анархистов с властями. Для осуществления террористических акций и экспроприации, а также для защиты от черносотенцев революционные партии создали свои боевые организации. На Урале крупные боевые организации РСДРП существовали в Екатеринбурге, Златоусте, Уфе, Вятке, Перми, Оренбурге, Челябинске, а также на Ашинском, Воткинском, Ижевском, Миньярском, Симском и других заводах. Эсеровские боевые организации действовали в Вятке, Златоусте, Уфе, Красноуфимске, Сарапуле, на заводах - Ижевском, Катаев-Ивановском, Воткинском, Кусинском и др. Боевые организации анархистов имелись в Уфе, Златоусте, Вятке, Сарапуле, Челябинске, Шадринске. Кое-где, например в Екатеринбурге, социал-демократы, эсеры и анархисты создавали объединенные боевые формирования.

Постепенное отступление революции привело к тому, что деятельность боевых организации стала стихийной и к концу 1906 г. Вышла из-под контроля социалистических партий. Часть их отказалась выполнять решения своих руководящих органов о прекращении экспроприаций и выделилась в автономные организации. Так, в конце 1906 г. Возник эсеровский Уральский боевой союз; большевистская Уральская боевая организация, отказавшаяся распустить боевые дружины, образовалась в 1907 г. Их авантюристическая деятельность серьезно дестабилизировала обстановку в регионе, приводила к большим и напрасным жертвам.

А между тем спад революции на Урале, как и во всей стране, в 1907 г. Продолжался. Кратковременное оживление рабочего движения произошли лишь в мае, когда состоялась 34 стачка, в которых участвовали свыше 34 тыс. человек. Крестьянские выступления в крае за первые полгода имели место в 51 волости (против 108 за тот же период 1906 г.).

Гос думма

В конце 1907 г. Состоялись выборы во II Государственную думу, в которой участвовали все основные политические партии. От Урала в нее в числе 43 депутатов прошло 29 представителей левых партии, 12 либералов и 2 прогрессиста. Эта Дума, проработала с 20 февраля по 2 июня 1907 г., была распущена.

В заключение можно отметить, что положительным результатом революции стало расширение демократических свобод в России. Это выразилось в частности, в увеличении числа периодических изданий. Если в 1901-1904 гг. в четырех уральских губерниях издавалась 11 газет и журналов, то в 1905-1907 гг. - уже 67. Около половины из них (31) были социалистическими, одна треть - общедемократическими. Новым изданием стало издание сатирических журналов («Кобылка», «Магнит», «Гном»). Негативным следствием революции была кровопролитная партизанская война левых радикалов с властями, затянувшаяся на Урале на несколько лет.

Ход революции

Русская революция 1905 года (также известная как Первая Русская Революция) - Кризисная социально-политическая ситуация в стране, обострившиеся в результате русско-японской войны. Толчком к началу революции послужил расстрел демонстрации, требовавшей изменения государственного устройства в Санкт-Петербурге 9 января 1905 (так называемое Кровавое воскресенье).

Промышленный кризис на Урале усугублялся рядом причин: технической отсталостью его предприятий по сравнению с предприятиями Юга страны, уменьшавшую конкурентную способность уральского металла; недостаточностью железнодорожных путей, связывающих край с рынками Центральной России; недостатком оборотных средств вследствие необходимости для многих предприятий создавать годовые запасы сырья и топлива.

В январе 1905 г. в России вспыхнула революция. На Урале подъем революционного движения начался только весной. В марте В Алапаевске возник первый в России заводской Совет рабочих депутатов. Это была политическая организация, сформированная из избранных рабочих депутатов. Затем подобные органы появились в Надеждинске (ныне г. Серов Свердловская область), Мотивилихе, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Уфе, Златоусте, Ижевске, других промышленных центрах России.

Еще в январе члены революционных организаций подверглись массовым арестам. Но с началом революционного подъема на Урале деятельность эсеров (социалистов-революционнеров) и эсдеков (социал-демократов) активизировались. В партии эсдеков образовались два крыла: большевики и меньшевики. Большевики призывали рабочих готовиться к вооруженному восстанию. Меньшевики, не отрицая возможности восстания, полагали, что условия для него еще не созрели.

Крестьянские выступления. Летом 1905 г. наметился рост крестьянского движения. На Урале возникли отделения Всероссийского крестьянского союза, находившегося под влиянием эсеров. Его требования заключались в отмене частной собственности на землю и передаче ее в пользование крестьянам. Крестьянские сходы посылали властям так называемые приговоры, в которых излагали свои требования: наделение землей, снижение налогов, созыв Государственной думы.

Отклики на издание манифеста 17 октября 1905 г. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал манифест, провозгласивший введение в стране политических свобод и создание Государственной думы.

В Перми прошла мирная демонстрация в поддержку манифеста. Однако власти были настолько напуганы политической активностью народа, что приказали казакам разогнать демонстрантов. В ответ состоялось еще более мощное шествие. Пермский губернатор А. П. Наумов был вынужден выразить сожаление по поводу действий казаков и полиции. Затем колонна демонстрантов повела губернатора к тюрьме, где он распорядился освободить всех политических заключенных. Издание манифеста вызвало образование либеральных партий. Одновременно возросла активность революционеров и их противников-монархистов, черносотенцев. Дело дошло до столкновений противоборствовавших манифестантов. В этот момент губернатор заявил, что призывы к избиению «бунтовщиков», учащихся и евреев будут преследоваться по закону.

Вероятно, занятия губернатором позиция уберегла Пермь от событий, подобных произошедшим в Челябинске. В этом городе уже 19 октября при попустительстве полиции начались еврейские погромы. Только на следующее утро двухтысячная толпа погромщиков была рассеяна вооруженными рабочими. В результате этих событий в Челябинске был создан объединенный стачечный комитет рабочих промыщленных предприятий и железной дороги под руководством большевиков.

В Екатеринбурге 19 октября произошли столкновения между революционерами и черносотенцами. На Кафедральную площадь (теперь носящую имя 1905 г. в память описываемых событий) привел сторонников известный большевик Я. М. Свердлов . Здесь их поджидали члены Всесословного союза мещан, по сути являвшегося отделением Союза русского народа. После схватки, проходившей на глазах у нескольких десятков полицейских, революционеры уступили площадь черносотенцам. Тем временем стали прибывать колонны учащихся. Черносотенцы избили молодых людей. Два подростка погибли. Находившиеся неподалеку революционеры помощи своим союзникам не оказали. За участие в этих событиях 24 черносотенца предстали перед судом.

Декабрьские вооруженные выступления. В первой половине декабря 1905 г. в Москве произошло вооруженное восстание. Московское выступление было поддержано во многих городах Российской империи. Призвал рабочих к восстанию и пермский комитет социал-демократической партии.

12 декабря в Мотовилихе произошла перестрелка, началось строительство баррикад. Боевые дружины эсдеков и эсеров разоружили полицию и на следующий день вступили в бой с казаками и солдатами. Политическая авантюра закончилась гибелью пяти и ранением 30 рабочих (с другой стороны получили ранения два казака), разгромом революционных организаций, введением военного положения в Мотовилихе и усилением репрессий. Руководители восстания А. Л. Борчанинов, А. Ю. Юрш, и Я. С. Кузнецов успели скрыться. Спустя несколько дней Кузнецов был опознан на улице полицейским и погиб в перестрелке. К исправительным работам на сроки от двух до пяти лет суд приговорил 27 участников восстания.

В ночь с 14 на 15 декабря произошло вооруженное столкновение стационарных рабочих Челябинска с полицией и казаками. Рабочих поддержали солдаты из эшелонов, возвращавшихся с русско-японской войны. Казаки и полиция отступили, но стачечный комитет не решился на захват города. Поезда с революционными солдатами были уведены со станции. Рабочие лишились поддержки. 31 декабря руководители стачечного комитета и большевистской организации были арестованы.

19 декабря была произведена попытка остановить движение поездов на железной станции Чусовской. Еще через день железнодорожники обратились за помощью к рабочим Чусовского завода. Путь рабочих к станции преградили жандармы и штрейкбрехеры. Началась перестрелка. Руководившие выступлением меньшевик В. Якубов и бывший заводской лесничий А.Николаев были арестованы, но еще до суда сбежали из заключения.

Вооруженные столкновения имели место также в Уфе (9 декабря) и Вятке (18 декабря). В конце декабря 1905 г. Пермь, Екатеринбург и заводы Пермской губернии были объявлены на «положении чрезвычайной охраны». Крупные предприятия Оренбурга были заняты войсками, а по старому городу прокатилась волна массовых арестов. Начался постепенный спад революционного движения.

Для борьбы с революционерами власти использовали не только военную силу, но и тайных агентов. Таких агентов даже в полицейских отчетах называли только псевдонимами. Так известно, что на станции Чусовской действовали «Ванька Партизан», «Короткий», «Медовик», «Патриот», «Смелый». Вначале им платили ежемесячно, но затем полиция перешла на «сдельщину». Если агент не давал полезной информации в течение двух месяцев, от его услуг отказались.

Уральская буржуазия и революция. Промышленники оказались более открыты для диалога с забастовщиками, чем государственная власть. Они отмечали, что уральский рабочий привязан к заводу, на котором трудились поколения его предков, а в заводском поселке у него есть дом и земельный участок. По поводу требований повышения заработной платы и сокращения рабочего дня, по мнению заводчиков, можно вести переговоры. Использование же казачьих отрядов для подавления выступлений приводило к росту авторитета «политических смутьянов» из числа пришлых российских пролетариатов. Лидеры общественных организаций уральской буржуазии высказывали сомнения в необходимости введения чрезвычайного положения на заводах.

Интересно, что некоторые уральские предприниматели поддерживали борьбу забастовщиков. Так в 1905 г. Н. В. Мешков заявил стачечному комитету пермских железнодорожников: «Бастуйте сколько надо, я буду платить жалование». А в 1907 г. пароходчик был арестован за финансовую помощь забастовки почтово-телеграфных служащих.

Либеральные движения. Крупнейшими политическими организациями на Урале в период революции были Российская социал-демократическая рабочая партия (14,3 тыс. чел.), черносотенный Союз русского народа (11,5 тыс. чел.) и партия социалистов-революционеров (7,3 тыс. чел.). Лидер либерального движения-партия народной свободы (кадеты)-насчитывала в своих рядах не более трех тысяч человек. Большую часть кадетов составляли интеллигенции: адвокаты, инженеры, врачи, журналисты. Немало было в ее рядах земских служащих, чиновников, владельцев средних торговых заведений. Были и крупные предприниматели, такие, как екатеринбургские купцы Агафуровы.

Кадеты развернули активную деятельность по созданию на Урале профессиональных союзов. При их участии появились профсоюзы учителей, медицинских работников, земских и городских служащих, инженеров и техников. Они пытались создать Уральский союз труда, который объединил бы всех трудящихся края без различия профессий. Однако большевики выступили против этого плана, и он остался неосуществленным. Наибольшей активности деятельность кадетов достигла в период выборов в I Государственную думу.

Действовали на Урале и другие либеральные партии, такие, как Союз 17 октября, Торгово-промышленная партия, Партия мирного обновления и др.. По своим программам и характеру политической деятельности они были близки кадетам.

В отличие от революционеров, либералы предпочитали обходиться без нелегальных форм борьбы и стремились действовать в рамках дозволенных законами и политических прав и свобод. Когда правительство повело курс на усиление репрессий и ограничение свобод, деятельность либералов потеряла былую активность.

Акционерные общества, возникшие на Урале в конце XIX в., стали захватывать ключевые позиции в важнейших отраслях экономики. В 1900 г. в их руках находилось 23, в 1905 г.-26 и в 1907 г.-27 заводов. Предприятия акционерных компаний в 1905 г. дали 35,5 % чугуна, выплавленного в крае. Увеличился приток иностранного капитала в уральскую промышленность, хотя он и не был здесь таким широким, как в других районах страны.

В годы кризиса обострилась конкурентная борьба между Уралом и Южным промышленным районом, в ходе которой Урал потерял поражение: его нерационально организованная древесно-угольная металлургия не могла выдержать конкуренции коксовой металлургии Юга. Уральские горнозаводчики-монополисты, привыкшие загребать огромные прибыли благодаря дешевизне, прикрепленной к заводам рабочей силы, беспечно относились к будущности своих заводов. Они пытались выйти из кризиса лишь путем усиления эксплуатации рабочих.

Затяжной кризис тяжело отразился на положении пролетариата. За время с 1900 г. по 1905 г. количество рабочих занятых на горных заводах Урала, сократилось с 172 тыс. до 146 тыс., то есть на 26 тыс. человек, или на 15 %. В 1903 г. количество полностью безработных на Урале доходило до 43 тыс. человек. Огромные размеры приобрела скрытая безработица. Лишних рабочих во многих случаях не увольняли с заводов, а применяли систему «гулевых» смен, при которой рабочий был занят 15-20 дней в месяц, разумеется, с соответствующем снижением заработной платы.

Итоги революции

Итоги революции 1905-1907гг

Основным политическим итогом революции было издание октябрьского манифеста. Манифест даровал гражданские свободы: действительной неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Возникли профессиональные и профессионально-политические союзы, Советы рабочих депутатов, укреплялись социал-демократическая партия и партия социалистов-революционеров, были созданы конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября», «Союз Михаила Архангела» и др. Обещание политических свобод, созыва законосовещательной Государственной думы позволило правительству нейтрализовать либералов. Роспуск Столыпиным 2-й Государственной думы с параллельным изменением избирательного закона (так называемый Третьеиюньский государственный переворот 1907) означал конец революции. Самодержавие пошло на создание парламентского представительства и начало реформы (см. Столыпинская аграрная реформа).

Список литературы

1. Манифест 17 октября 1905 - манифест Николая II «об осуществлении нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданских свобод». Опубликован в дни Всероссийской октябрьской политической стачки 17 октября 1905, когда установилось временное равновесие борющихся сил. Манифест был подготовлен Витте С. Ю.

2. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история до 1917 г. Учебное пособие для ВУЗов. М: 2002 г. 447ст.

3. История России XIX - начало XX в. Под ред. В. А. Федорова, М: 2002 г., 528 ст.

4. История России. Учебник для ВУЗов. Под ред. Зуева М. Н., ЧернобаеваА. А. М: 2001 г. 479 ст.

5. История России с IX века до наших дней. Учеб. пособие / Под общей редакцией Ю. В. Лукьяненко, В. И. Федосова. Воронеж: «Логос», 2000.

6. История России со второй половины XIX в. до начала Второй мировой войны. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Душковой. Воронеж: «Логос», 2002.

7. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Г. А. История России с древнейших времен до наших дней. М: 2000 г.

9. Отечественная история. С древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. М. В. Золотовой, М: 2002 г. 559 ст.

10. Политическая история России. Учеб. пособие / Под ред. Е. И. Федоринова. Воронеж: «Логос», 2002.

11. Россия на пути преобразований и реформ. Учеб. пособие. Воронеж: «Логос», 2004.

12.Иванов А. Хребет России - СПб.: Азбука, 2011. −272 С.

О «людях с Урала» принято говорить, что они отличаются какой-то особой суровостью. Мы решили посмотреть, так ли это, а также понять, в чем специфика регионального самосознания уральских жителей.

«Дикое счастье»

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал:
«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь».

Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь «людей с Урала» он назвал «диким счастьем». В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо «наращивать капитал», он совершает какие-то поистине фантастические чудачества.

Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла... целый год.

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром «старой» России, границей, отделяющей «цивилизацию» от «дикого Востока», где «до царя далеко, до Бога высоко».
В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами.

Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России.

Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и «местным капиталом» пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами «наверх». Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: «Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши».

На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу.

Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса. Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Человеческий котел

Урал стал «границей русского мира» раньше, чем Сибирь и Дальний Восток, сюда ссылали каторжан, сюда бежал беглый люд. Здесь всегда была работа и были отличные от остальной России условия, в которых последние, если и не могли стать первыми, то без дела не сидели точно.

В ХХ веке на Урал по-прежнему продолжили ссылать репрессированных и спецпереселенцев, сюда съезжались эвакуированные с юга и из центра страны в годы войны, затем последовали ударные стройки пятилеток, с развалом СССР на Урал начали стекаться беженцы с национальных окраин.

Именно Урал, в котором ещё в 30-е годы XX века шли большие социалистические стройки мирового масштаба (Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Туркестано-Сибирская магистраль и др.) стал лидером в процессе создания новой городской цивилизации. Мощные процессы урбанизации сделали Урал «всесоюзной лабораторией», где осваивались новые формы общежития и коллективной ответственности.

Интересным феноменом стали и уральские «секретные города», часть из которых остаются закрытыми и сегодня. Их появлению способствовала некоторая, присущая жителям Урала, настороженность и скрытность. Урал стал «атомным щитом» страны, оправдывая свое поэтическое определение «опорного края державы».

Психотип «людей с Урала»

Социологические исследования. проводимые и в советское время, и сегодня могут дать понимание «уральского характера». По их итогам можно сказать, что для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие.

В советское время социологи также отмечали за уральцами наличие таких таких черт, как оборонное сознание и милитаристские настроения. Привыкшие к жесткой дисциплине, режиму, «суровые уральские мужики» всегда готовы к трудовым подвигам. Также чертами, свойственными уральцам можно считать «чувство локтя» и коллективизм, выносливость, особую приверженность традициям и старине, свободолюбие, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность, которую так часто принимают за суровость.

Исследования екатеринбургских социологов 1995 года показали, что на Урале формируется так называемое «региональное самосознание». Большинство жителей Урала чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя в контексте своей «малой Родины» и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь - на Урале.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

«Электронные учебники по истории России» - Великая Отечественная война. Завтра была война. Военная авиация. Вооружение. Великая Отечественная война 1941-1945. Где-то гремит война. Военная энциклопедия. История России. 65 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Реквием каравану.

«Государственная символика России» - Так основные элементы будущего герба получили распространение на Руси в 15 веке. ХХ век. Боже, царя храни! Петр Великий 1682-1725 гг. Российские символы формировались на протяжении нескольких столетий. Поэт В.А. Жуковский. Василий III 1505-1533 гг. Государственная символика современной россии. Российская государственная символика.

«Присоединение территорий к России» - Южная колонизация, освоение «Дикого поля». После отмены крепостного права (1861г.) переселение в Сибирь, на Дальний Восток. Освоение Сибири с XVI в. (в 1639г. – русские вышли к Тихому океану). ВЫВОДЫ: Со времен Московского княжества до начала XXв. Юго-восточная колонизация, присоединение Поволжья. XVI – XVIIIвв.

«История России» - Что в истории важнее всего? План урока: Обувал. Тема урока: Согревал. Русь речная: Вывод: Особенности истории России. Сама среда обитания значительно тормозила здесь развитие цивилизации. Форма урока: Давал пита ние. Пели близкие по духу песни и слагали одинаковые сказки. Русь степная(кочевники), Равнинная (равнина объединяла, сплачивала людей).

«Истоки российской государственности» - Юность полководца. Древняя Русь. Торопцев. Ключевский. Невская битва. Пчелов. Последний подвиг Святослава. Россия – священная наша держава. Зарождение русской государственности в лицах. Книги об истории рода Рюриковичей. Символы русской государственности. Тайны Древней Руси. Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской.

Башкирское восстание 1705-1711 годов оставило заметный след в истории России. Этот период не слишком широко освещен. На фоне Северной войны и реформ Петра Первого бунты порой представляются историками как незначительные внутренние проблемы.

Вместо предисловия

Канули в Лету зачинщики, поднявшие башкирское восстание. Участники этих событий не упомянуты в художественных произведениях в отличии, например, от крестьянского Между тем история народов, вошедших в состав Российской империи, стала и ее историей. Стоит отметить, что границы расселения, язык и обычаи башкир в прошлом отличались от современных. Перед тем как описывать башкирские восстания начала восемнадцатого века, ненадолго обратимся к истории этого народа.

Географическая справка

Возможных предков башкир упоминают в своих трудах Птолемей и Геродот. Считается, что их этническая территория - это степи Южного Урала. Арабские источники девятого века прямо свидетельствуют об этом. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живущие на южных склонах Урала, занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке являются печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.

Шариф Идриси, географ двенадцатого века, сообщал, что башкиры селились у истоков Камы и Урала. Он говорил о большом поселении под названием Немжан, расположенном в верховьях реки Лики (возможно Яика или Урала). Башкиры занимались плавкой меди, добычей лисьего и бобрового меха, обработкой драгоценных камней. В городе Гурхане, в северной Агидели, башкиры изготавливали украшения, сбрую и оружие.

Происхождение народа

Письменные источники свидетельствуют о том, что башкиры уже издавна населяли Южный Урал. Долгое время они являлись самым многочисленным народом этого региона. О том, когда именно башкиры пришли на Южный Урал, как сложилась их общность, сформировался язык, доподлинно неизвестно. Дело в том, что находились они на столь низком уровне развития, что не оставили чётких следов. Одновременно эти земли населяли многочисленные угорские племена, владевшие искусной обработкой металла и другими ремеслами. Об их пребывании свидетельствуют курганы и другие археологические находки.

Более или менее четкое представление о башкирских народах появилось только в 16-17-м веках. Первоначально это были разрозненные этнические группы. Впоследствии у этих групп сформировались глубокие различия в культуре. По одной из версий, башкиры пришли на Южный Урал из приуральской низменности, по другой - это группа финно-угорских племен, подвергшаяся значительной тюркизации. Третья и наиболее точная версия заключается в том, что башкиры - это остатки кочевых племен, перешедших на оседлый образ жизни. Резкая смена образа жизни способствовала исчезновению одних культурных традиций и замене их другими. По времени смена кочевого скотоводства на полукочевое произошла в период с 17-го по 19-й век. В это же время Южный Урал активно осваивался русскими. Таким образом, культурные традиции башкир заменялись русскими или финно-угорскими. У башкир появились охотничьи промыслы и земледелие. Часть же традиционной культуры была утеряна. Колонизация народа проходила относительно мягко, так как многие сохраняли кочевой образ жизни. Лишь слухи о насильственной христианизации башкир вызвали недовольство.

Языковая принадлежность

Башкирский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе, входящей в кыпчакскую группу, тюркской ветви алтайской группы языков. Выделяют три диалекта: южный, восточный, северо-западный. В древности башкиры пользовались тюркским руническим письмом, в период становления ислама - арабским алфавитом. Была предпринята попытка перевести язык на латиницу, на данный момент в башкирском алфавите тридцать три русские буквы и девять дополнительных, обозначающих специфические звуки.

Религия

По свидетельству древних арабов, исконно у башкир были языческие верования. Древние племена поклонялись двенадцати богам, воины отождествляли себя с дикими животными. Очевидно, что древняя религия напоминала шаманизм. Период описания народов Предуралья арабскими историками совпадает с началом принятия мусульманства башкирами. Отстаивание башкирами права исповедовать ислам повлекло кровопролитные, разрушительные восстания.

Вхождение в состав России

В 13-14-м веках башкиры входили в состав Золотой Орды. После ее падения нация была разделена территориально. Западные и северо-западные башкиры находились под властью Население центральной, южной и юго-восточной части Башкирии было под властью Зауральская часть относилась к В период башкиры всех ханств поочередно приняли московское подданство.

Условия принятия предопределили башкирские восстания. Произошло это после Вхождение было добровольным, чему способствовало обращения русского царя к башкирам. Иван грозный пошел на беспрецедентные уступки башкирам, дав им вотчинное право на землю, сохранив мусульманство и местное самоуправление.

История восстаний

Попытка в дальнейшем нарушить манифест вызвала массовое недовольство со стороны народа Башкирии. После вступления на престол Романовых башкирские земли начали активно раздавать помещикам, тем самым нарушая вотчинное право народа на владение землей. Первый бунт произошел в 1645 году. Далее башкирские восстания случались с 1662 по 1664 год, с 1681 по 1684 год, с 1704 по 1711 (1725) год. Самое долгое по времени выступление связывают с попыткой искоренить мусульманство. Все башкирские восстания доставили немало хлопот российскому государству и усложнили освоение новых земель. Царская власть еще раз утвердила вотчинное право и даровала башкирам новые привилегии для примирения.

Башкирское восстание 1705-1711 годов

По одной из версий, восстание породили слухи о запрете мусульманской религии, по другой - захват вотчинных земель и повышение налогов. В августе 1704 года в Башкирию прибыли сборщики налогов Дохов, Жихарев и Сергеев. Они объявили о новом государственном указе. Было заявлено о введении налогов на мечеть, муллу и прихожан молитвенного дома. Мечети надлежало строить по образцу православного храма, кладбище устраивать рядом с церковью, вести записи смерти прихожан и регистрации браков, проводить их в присутствии православных священников. Все эти нововведения воспринимались как подготовка к запрету мусульманской религии.

В ходе Северной войны требовались ресурсы, и с башкир потребовали дополнительно 200 000 лошадей и 4000 воинов. Всего указ, привезенный сборщиками податей, содержал 72 новых налога. В частности, был введен налог на цвет глаз. Башкирская знать воспротивилась и стремилась отделиться для вхождения в состав Османской империи. Первые бунты произошли под предводительством Алдара и Кузюка.

К 1708 году башкирами были захвачены Самара, Саратов, Астрахань, Вятка, Тобольск, Казань. Восстание удалось лишь ограничить, но только к 1711 году подавить окончательно. Государственные «прибытчики» - сборщики налогов Дохов, Сергеев и Жихарев - были осуждены и понесли наказание за сбор незаконных и непредусмотренных указом податей. Тем самым были устранены причины башкирского восстания 1705-1711 гг. Несмотря на установившийся мир, лишь в 1725 году башкиры вновь присягнули на верность российскому императору. Итоги башкирского восстания были неутешительны. Погибло много русских и башкир, недовольство по-прежнему сохранялось.

Стремление народа к самоопределению не утихало после уступок царского правительства, однако новое восстание поднялось не скоро. Все без исключения бунты подавлялись, а зачинщики жестоко карались.

Этапы восстания

Рассмотрим, как развивалось башкирское восстание. Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует этапы и события.

Начало восстания, сбор лошадей для нужд армии превратился в грабеж и вызвал ответную реакцию у местного населения

Этап наивысшего размаха движения, захват российских городов, выдвижение хана Хази Аккускарова, попытки повстанцев наладить связь с Османской империей, восставшими крестьянами и казаками с Дона

Борьба в Зауралье. Объединение повстанцев с каракалпаками. Разгром бунтовщиков с помощью колымского войска

Окончание восстания

Подписание присяги

Поражение

Причины поражения башкирского восстания многочисленны. Разрозненность этнической группы и ее полукочевой образ жизни служили как на пользу царским войскам, так и против них. Поймать и уничтожить небольшие конные отряды бунтовщиков, защитить от них русские поселения было крайне сложно. В свою очередь, бунтовщики, не имея жесткой централизации, действовали разрозненно. Цели отдельных групп - от банальных грабежей до создания независимого государства. Башкиры были плохо вооружены, не имели укреплений, не умели вести осаду. Победы их объясняются помощью местного населения, подавляющим превосходством в численности и фактором внезапности. Причины поражения башкирского восстания также кроются в неумении вести переговоры, постоянной междоусобной борьбе и политических просчетах зачинщиков.

Последнее башкирское восстание

Следующая попытка башкир поднять бунт была даже более кровопролитной. Причины башкирского восстания схожи с предыдущими. Раздача вотчинных земель служилым людям повлекла бунт коренного населения. В ходе восстания башкирами был избран собственный правитель - султан-гирей. Благодаря «верным» России башкирам восстание было подавлено. Башкирское восстание 1735-1740 годов унесло жизнь каждого четвертого башкира.

В 1755 -1756 годах, воспользовавшись плодами победы, Российская империя решает обратить башкир в христианство. Вспыхивает новая волна бунта. Восставшие не имели единства, под натиском русских войск многие из них ушли в казахские степи. Елизавета II привлекла на свою сторону волжских татар, и восставшие снова были разгромлены.

В 1835-1840 годах в связи со слухами о переходе башкирских крестьян под крепостное право помещиков вспыхнуло крестьянское восстание. Участвовало в нем всего около 3000 человек. Крестьяне не могли дать достойный отпор войскам и были разбиты. На этом заканчиваются башкирские восстания. Крепостное право в России приходит в упадок, и вотчинные земли более не трогают. Развивается промышленное производство и добыча ресурсов, которые благоприятно влияют на экономику края.