Репродуктивные методы обучения. Репродуктивные методы обучения в вуче

Педагогика - очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?

Описание

Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.

Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.

Особенности

Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:

  • Словесные, наглядные и практические Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
  • По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
  • Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
  • Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.

Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.

Отличие от продуктивного метода

Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.

Репродуктивный метод обучения - это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.

В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.

Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.

Примеры

Как уже упоминалось, точные науки - подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.

Рассмотрим, например, обычное математическое Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу - нахождению неизвестного (или неизвестных).

Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) - обоснование (причина).

При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.

Эффективность

В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться. Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул. Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических средств обучения (аудио, видео, анимация). Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.

Плюсы

Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.

Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.

Минусы

Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения - это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.

Сочетание с другими методами

Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада - подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.

Педагогический терминологический словарь

Репродуктивный метод обучения

(от франц. reproduction - воспроизведение)

способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения.

Определённую роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение.

Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239)

См. также

Тезис о единстве содержания образования и методов обучения не подлежит сомнению, в этой связи приобретает особую актуальность вопрос о фундаментальных основах использования продуктивных и репродуктивных методов обучения. Подробно методические вопросы будут освещаться в последующих главах, в настоящем тексте мы коснемся проблемы методов лишь настолько, насколько этого требует задача выяснения общих вопросов теории обучения. Тем более что в некоторых теоретических работах прежних лет существовала тенденция трактовать понятие «метод» максимально широко, включая в него и содержание, и формы, и пути, и средства обучения.

Для первых этапов активного внедрения исследовательского подхода к обучению в массовую образовательную практику, например, отмеченного в начале XX века, была характерна максимально широкая палитра мнений по поводу его содержания. Педагоги того времени рассматривали исследовательский метод обучения (называемый ими также «методом исканий», «опытно-исследовательским», «активноисследовательским», «активно-трудовым», «исследовательски-трудо- вым», «лабораторно-исследовательским», «лабораторным» и др.) как главный и при этом универсальный метод обучения.

Его толкование было столь широким, что в итоге он растворял в себе даже традиционно противостоящие ему репродуктивные методы обучения. Безусловно, репродуктивные методы также необходимы в образовании, но это не повод для их растворения в исследовательских методах. Это слияние порождало путаницу, в итоге которой исследовательский метод просто терял свою специфичность. В настоящее время, решая проблему внедрения исследовательских методов обучения в образовательную практику, необходимо более строго очерчивать их границы, а это можно сделать, только рассмотрев их в сопоставлении с методами противоположными - репродуктивными.

Методы обучения всегда классифицировались и классифицируются по разным основаниям. Это неотъемлемое право любого исследователя, но с точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные и репродуктивные методы обучения. Подобные подходы к классификации существенно упрощают общую картину явления, а потому очень уязвимы и часто подвергаются критике. Ведь они, по сути, рассматривают явление в «черно-белом» варианте, а жизнь, как известно, многократно богаче. Но нам, на данном этапе рассмотрения, необходимо это упрощение, оно позволит яснее понять суть проблемы.

Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично поисковый (эвристический);
  • исследовательский.

Эти методы авторы делили, в соответствии с вышеназванной дихотомией, на две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности. Проблемное изложение - промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

Репродуктивные методы. «Объяснительно-иллюстративный» метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы - «репродуктивный» - позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих ученых и практиков. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику современной школы, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества или физики, химии, биологии и т. д.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия субъективно нового, часто требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они объективно не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как это может проявляться у выдающегося творца. Скольким людям удалось получить яблоком по голове, но только один Исаак Ньютон трансформировал этот незамысловатый опыт в новый физический закон. В этих условиях существенную помощь могут оказать именно репродуктивные методы обучения.

Продуктивные методы. В теории обучения принято рассматривать «частично-поисковый», или «эвристический» метод как некий первичный этап, предваряющий использование «исследовательского» метода. С формальной точки зрения это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться последовательность: сначала используется «частично-поисковый», а затем «исследовательский» метод. В обучении ситуации использования «частичнопоискового» метода могут предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем многие варианты обучения на базе исследовательского метода.

Так, например, «частично-поисковый» метод предполагает такие сложные задачи, как: выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов «частично-поискового» метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.

Конечно, в более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в «исследовательском» методе. В настоящее время «исследовательский» метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.

Примечательно, что еще в начале XX века известный педагог Б. В. Всесвятский предлагал вчитаться внимательно в слова: «преподавание», «преподаватель», и задуматься о том, предусматривают ли эти термины самостоятельные действия детей, их активность в обучении. Преподать значит преподнести нечто готовое.

Будучи последовательным сторонником исследовательского подхода к обучению, Б. В. Всесвятсякий писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то, и другое в итоге, при сопоставлении и обобщении, дает прочный фундамент фактов, а не слов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс наиболее полно отвечает потребностям активной детской натуры, он непременно окрашивается положительными эмоциями.

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении «исследовательского» метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы. Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах. Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.

. Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.

Он имеет следующие характерные признаки:

2) учитель организует восприятие знаний различными способами;

3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;

4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.

При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление. Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время. Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способноститі.

. Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом

Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение

Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.

Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения

. Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий

Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи

Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков. Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.

Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения

. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя

Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьников, формируют критическое отношение к учебной информации в использовании методов этой группы сли ид соблюдать меру и обоснование рациональности их применения в каждой ситуации. Эффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обученияня.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность учеников носит характер алгоритма.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей школьного возраста, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Учителя при помощи системы заданий грамотно организует учебную деятельность школьников по многократному воспроизведению данных им знаний либо продемонстрированных указанных методов школьной деятельности. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность учителя. Квалифицированный учитель практикует печатное и устное слово, предметные средства обучения, его учащиеся используют эти же средства для правильного выполнения заданий, как бы имея образец, который им сообщил, или продемонстрировал учитель. Репродуктивный метод вырисовывается во время устного воспроизведения сообщенных ученикам знаний, в ходе репродуктивной беседы, во время решения сложных физических задач. Такой метод применяют и при организации работ лабораторного и практического характера, исполнение которых подразумевает наличие достаточно точных и подробных инструкций.

Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода учителями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы») , программированные материалы, которые смогут установить обратную связь и полный самоконтроль. Однако необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес учеников к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей школьников. Во время обучения в школах, репродуктивный метод, обычно, используют в плавном сочетании с объяснительно-иллюстративным. На протяжении одного стандартного урока опытный учитель в состоянии объяснить ученикам новый материал, применяя объяснительно-иллюстративный метод, провести закрепление вновь изученного, организовывая его репродукцию, также может опять продолжить объяснение новой информации. Такая примерная смена способов обучения содействует смене вида и формы деятельности учеников, делает школьный урок более динамичным, увеличивает таким способом интерес учеников к изучаемому предмету.

Для обретения навыков, умений и знаний через систему специальных заданий организовывается деятельность обучаемых учеников по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. Педагог должен знать, что такое репродуктивный метод обучения – он преподносит задания, а обучающийся в свою очередь их выполняет — решает задачи, активно составляет планы и так далее. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучаемого напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения. Такой метод обучения обогащает школьников знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.

Репродуктивное обучение школьников обычно включает в себя полное восприятие фактов и явлений, их процесс осмысления (установление необходимых связей, выделение основного и главного момента и так далее) , что соответственно ведет к его пониманию. Главная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы правильно передать ученикам некоторые очевидные знания. Ученик обязательно должен запоминать новый учебный материал, перегружать свою память, в то самое время как прочие психические процессы, такие как альтернативное, а также самостоятельное мышление, в свою очередь должны блокироваться. Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой учителями и прочими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок с весьма небольшими затратами собственных усилий. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой.

Во время репродуктивного построения рассказа преподаватель в готовой форме преподносит факты, важные определения некоторых понятий, плавно акцентирует внимание школьников на основных вещах, которые следует усвоить в первую очередь, а главное – чтобы усвоение прошло прочным образом. При репродуктивных методах наглядность школьного обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, навыков владения компьютером, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу. В особенной степени применяют репродуктивные методы в таких случаях, когда содержимое школьного учебного материала несет информативный характер, являет собой точное и подробное описание способов всех практических действий на компьютерах, является наиболее сложным для того, чтобы школьники могли осуществить самостоятельный поиск и обработку знаний. На основе репродуктивного метода чаще всего происходит программированное обучение. Метод репродуктивного направления на уроке информатики применяется при работе с использованием программ тренажёров, например, такие как клавиатурный тренажёр, обучающих и контролирующих программ, например, принцип функционирования компьютера, контроль знаний практического и теоретического материала, выполнении всевозможных видов вводных и тренировочных заданий, упражнений с дальнейшим комментированием.

Упражнения вводного характера применяются при первом знакомстве с программными средствами и исполняются, обычно, под чутким руководством своего учителя. Задания с комментированием используются при выработке у обучаемых учеников умений правильно работать с операциями, которые сложны для нормального усвоения. Таким образом, комментирование будет полезно во время деятельности над форматированием, а также копированием взятого текста. Комментирование подводит ученика к четкому осмыслению каждого его действия, дает возможность учителям вносить весомые поправки в различные действия учащихся, грамотно устранять неправильные действия и трактовки. Тренировочные задания нацелены на многократное повторение необходимых действий и операций, для того чтобы выработать умения и навыки. Подобные упражнения соединяют в одну систему преподносимых заданий, которые предполагают постепенный нарост степени сложности, а также творческой самостоятельности в деятельности учащихся.

С целью повышения результативности репродуктивного способа методисты и дидакты вместе с психологами разрабатывают такие системы заданий, упражнений, программированные материалы, которые обеспечивают должный самоконтроль, другими словами — обратную связь. Огромное внимание уделяют совершенствованию методов инструктажа всех учащихся. Кроме устных объяснений и демонстрации приемов работы, именно для этих целей применяют письменные инструкции и подробные схемы и конструкции, показ кинофрагментов и другие, на уроках трудовой деятельности — такие тренажеры, которые предоставят полную возможность быстро овладеть нужными навыками и умениями. В общем, репродуктивный метод обучения не дает возможность в должном объеме развивать умственное мышление школьников, а особенно это касается самостоятельности и гибкости мышления, формирования у учеников навыков исследовательской деятельности. При интенсивном использовании данных способов зачастую встречаются случаи, когда это ведет к формализации учебного процесса усвоения новых знаний, а иногда и просто-напросто к обыкновенной зубрежке.

Следовательно, вместе со способом обучения, рассмотренным выше, нужно применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников.