Развитие мышления: способы тренировки мозга. Виды и способы развития абстрактно логического мышления у человека

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное , или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное , или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое , абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Признаки

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

1.Игры


Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды . Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы . Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик , даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер . Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью , то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

3.Чтение


О его пользе мы уже говорили в статье вот .

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Когда мы не можем добиться поставленных целей, используя естественные, автоматические реакции, начинаем размышлять и таким образом находим выход.

Особенности развития мышления

Развитие и формирование мышления , проходит постепенно. На каждом этапе развития отражаются и индивидуальные характеристики человека, и возрастные.
Мышление человека, развивается в разных направлениях. Разделяют множество видов мышления. Некоторые зависят от других в меньшей степени (например, теоритическое и практическое), в некоторых случаях, одно является следствием другого, а развивается при получении новой информации. Но развитие одного непременно приводят к совершенствованию остальных.
Мышление – целостный процесс, обеспечить который могут и интеллектуальное и креативное мышление. В первом случае, ведущую роль играет логика, во-втором – подсознание.

Методы развития мышления

Развитие мышления проходит в результате приобретения новой информации по мере взросления и развития в повседневной жизни, при приобретении жизненного опыта. В этом случае, процесс развития можно рассматривать как естественный процесс.
Развитие мышления проходит так же при систематическом, намеренном обучении. Этот процесс условно считают неестественным. Хотя, сегодня разграничить эти варианты невозможно и они оба должны применяться, как при становлении ребёнка, так и более зрелом возрасте.

Практические упражнения для развития мышления

Для развития мышления необходимо не просто накапливать жизненный опыт, это так же постоянная работа. Предлагаем использовать несколько интеллектуальных игр или упражнений для развития мышления, которые будут интересны и детям и взрослым.

Перечисляйте как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы каким либо словом. Например, красных, мягких, гладких и т.д.
Усложните первое задание и перечисляйте слова, которые можно охарактеризовать несколькими свойствами: тёплые и тяжёлые, лёгкие и холодные и т.д.
Несколько минут перечисляйте слова, в которых не повторяется ни одна буква: кузнец, сорт, реглан, шкаф и т.д.

Для развития мышления творческого, выполняйте такие упражнения:

Составляйте цепочки слов. Например, цепочку существительных в именительном падеже, в которых используются те же буквы, что и в предыдущем, добавляя одну букву. Например: ад, сад, град, склад и т.д. Так же посвятите этому несколько минут.
Можно читать и писать фразы, используя только гласные буквы. Как в известных всем буквосочениях ТЧК и ЗПТ. Точка и запятая.

Упражнения для развития мышления: развитие воображения

Представьте некоторые геометрические тела: например, куб, пирамиду, октаэндр и др. Не старайтесь сразу воссоздать образ. Представьте и изучите каждую его грань, в своём воображении проводите действия с ними, рассматривайте со всех сторон. Ощутите их обьёмность.
Перечисляйте как можно больше слов, соответствующих поставленным требованиям, например, все слова должны состоять из определённого количества букв, причём, третей (или любой другой) пусть будет буква А (Б, В и т.д.). Вы должны получить цепочку как краска, платье, грабли и т.д.
Составьте цепочку из слов, состоящих из одного и того же количества букв, которые отличаются только одной. Причём, остальные буквы менять местами нельзя. Пример: суп, суд, сад, лад и т.д.
Выберите любое слово и перечислите как можно больше синонимов к нему.

Упражнения для развития мышления ассоциативного

Подберите несколько существительных и перечислите слова ассоциации к ним. Сначала, прилагательные, затем глаголы. «Переверните» задание: подберите прилагательные, а к ним ассоциации глаголы и существительные, затем, подбирайте ассоциации к глаголам.
Выберите любое слово, к нему придумайте как можно больше аналогов, точнее, предметов, которые схожи с ним. Классифицируйте эти слова, согласно свойствам, по которым они похожи. Например, Слово самолёт: ракета и дирижабль так же летательные аппараты, птица и стрекоза так же летают и т.д.
Описывайте предмет или явление, словами, которые определяют значительные его признаки и не подходят ни к одному другому.

Повторяйте упражнения для развития мышления , как можно чаще, усложняя или немного меняя условия, это занимает не так много времени, зато даёт значительные результаты.

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Cтраница 1


Навыки логического и эвристического мышления воздействуют на формирование высоких интеллектуальных чувств: ясность ума, потребность в знаниях, умение с научных позиций анализировать жизненные и деловые ситуации.  

Необходимо развивать навыки самостоятельного химического мышления, овладевать методами математической обработки результатов анализа и уметь делать правильные выводы.  

Приобретенные знания, навыки мышления не всегда способствуют их переоценке и приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Полученные знания, навыки мышления не всегда способствуют приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия ввиду инерционного стремления выполнять их ранее приобретенным способом. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков мышления преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Иногда для развития навыков эвристического мышления целесообразно несколько изменить условия задач, встречающихся в школьных и других учебниках. Так, вместо задачи Докажите, что сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел не может быть квадратом натурального числа ( № 1269) полезно предложить учащимся следующую: Может ли сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел быть квадратом натурального числа. В таком случае учащиеся индуктивным путем должны сами сформулировать соответствующую гипотезу и только после этого ее доказывать.  

В MLM вы получаете навыки неординарного мышления, - говорит Уильяме.  

Нашей целью здесь является приобретение навыка мышления вместе с рынком, а не мышления о рынке.  

Основная цель книги состоит в воспитании навыков нестан-дартного мышления. Знакомство с историей физики показывает, что успех эксперимента часто определяется применением новых, совершенно неожиданных, специально для этого случая разработанных методов измерения. В книге приведено свыше ста задач, в которых предлагается придумать способ измерения величин, используя самые примитивные приборы, казалось бы, совсем не подходящие для этой цели.  

Приверженцы прямого метода крайне упрощенно трактуют вопрос о выработке навыков мышления на изучаемом языке. Они полагают, что если смысл языковых знаков будет доводиться до сознания обучаемого не путем сопоставления со знаками родного языка, и с помощью показа предметов и демонстрации действий и описания, то этим уже обеспечивается мышление на изучаемом языке. До тех пор, пока не будут созданы эти условия, никакие манипуляция с предметами (делающие из педагогов-прямистов нечто вроде жонглеров) не помогут делу, и учащиеся все равно будут осмысливать все демонстрируемые предметы с помощью знаков родного языка, в ряде случаев ошибочно сопоставляя их со знаками иностранного языка. Сказанное отнюдь не означает отказа от применения предметной наглядности на начальной стадии обучения.  

Таким образом, теперешнее состояние гуманитарного образования в технических вузах не прививает навыки самостоятельного мышления, умения действовать в гуманитарном и социальном поле, а следовательно, не способствует становлению гражданского общества.  

Лейтмотивом методики Пойа служит мысль о необходимости привития учащимся наряду с навыками логического рассуждения также прочных навыков эвристического мышления.  

Поставленные вопросы позволяют нам сделать паузу и поразмыслить о том, в какой мере существующие методы преподавания приспособлены для развития навыков мышления. Учебное оборудование и его расстановка в обычном классе явно не способствуют такой деятельности. Что в классе способно хотя бы напомнить о реальных жизненных ситуациях, в которых могут возникать обсуждаемые проблемы. Почти все свидетельствует о приоритете, отдаваемом слушанию, чтению и воспроизведению рассказанного и прочитанного. Поразителен контраст между этими условиями и ситуациями активного контакта с вещами и людьми, в семье, на площадке для игр, вообще в жизни. Класс не лучшее место для обсуждения вопросов, которые возникают у мальчика (девочки) в разговорах с другими или в чтении книг вне школы.  

Настоящая хрестоматия по теории государства и права, предлагая самые разные, иногда крайние научные позиции по многообразным политико-юридическим проблемам, призвана способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и должного отношения к научному наследию. Остается актуальным высказывание Теренция: Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius - нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше.  

Быстрота выполнения трудовых операций снижается интенсивнее, чем точность, поэтому для пожилых людей наиболее приемлема работа, при выполнении которой необходимы преимущественно опыт и установившиеся навыки мышления.  

Но главное все же в другом: символический язык, не будучи привязанным к конкретной его программной реализации, имеет вполне самостоятельное значение для приобретения навыков бухгалтерского мышления, независимо от того, использует ли бухгалтер в своей работе компьютер или же это пока лишь его мечта.