Разряды имен существительных таблица с примерами. Разряды существительных по значению. Лексико-грамматический разряд существительных

Имена существительные мы употребляем чаще других частей речи: на 100 слов в среднем приходится около 40 имён существительных.

Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное - хлеб языка».

1. Что такое имя существительное?

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». Например:

Кто? - человек, кто? - орёл, кто? - Карлсон.

Что? - яблоко, что? - движение, что? - воспоминание.

Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа и падежа.

Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. Например: яблоко, человек, дружба.

2. Синтаксическая роль имен существительных

В предложении имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего - подлежащим или дополнением. Например: Учитель взял мою тетрадь.

В данном предложении два имени существительных: учитель и тетрадь. Поставим к ним вопрос, чтобы определить, какими членами предложения они являются: (кто?) учитель, это подлежащее; взял (что?) тетрадь, это дополнение.

А также имя существительное в предложении может выступать в роли:

Сказуемого (Москва - столица) Москва - (что такое?) столица.

Определения (Я увидел лестницу на чердак) лестницу (какую?) на чердак.

Обстоятельством (В углу стоял шкаф) стоял (где?) в углу.

3. Учебное наблюдение

Распределим слова дворец, кукуруза, ворота, снег, дружба, медведь, мечта по трём группам.

Слова дворец, ворота, медведь отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать, можно пересчитать.

Слова кукуруза, снег отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать (но не всегда), можно измерить, взвесить (нельзя пересчитать).

Слова дружба, мечта отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя измерить, взвесить или пересчитать.

Распределяя слова по соответствующим группам, мы разделили имена существительные на основе общего для их лексических значений семантического признака. С греческого языка слово «семантика» переводится как «обозначающий». В языкознании семантика - раздел, изучающий значение единиц языка.

4. Лексико-семантические разряды

По значению все имена существительные можно разделить на 4 группы:

1. Конкретные имена существительные называют предметы и процессы, которые можно сосчитать (как правило, такие имена существительные имеют формы ед. и мн. числа; исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы):

  • книга - две книги, много книг;
  • столик - два столика, много столиков;
  • учитель - два учителя, много учителей.

2. Отвлечённые (или абстрактные ) имена существительные называют явления и понятия, воспринимаемые мысленно. Это действия, процессы, состояния, качества. (Такие имена существительные нельзя посчитать):

  • храбрость, дружба, бег.

3. Вещественные имена существительные называют различные вещества, которые нельзя посчитать (но их можно измерить). Это химические элементы, полезные ископаемые, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства и др. Они употребляются или в ед., или во мн. числе:

  • опилки, соль, цемент.

4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое. Употребляются только в форме ед. числа, не поддаются счёту:

  • детвора, мебель, воронье.

5. Распределяем имена существительные по лексико-семантическим разрядам

Нужно обращать внимание на такие слова, как «взвод», «группа», «табун», «отряд», «стая». Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Такие имена существительные являются конкретными, и их можно посчитать.

Имя существительное «детвора» называет неопределённую по количеству совокупность лиц, одинаковых по возрасту, как единое целое. Это имя существительное не поддаётся счёту. То есть, нельзя сказать «две детворы». Это имя существительное является собирательным.

А в словосочетании «группа детей» имя существительное «группа» называет конкретный ограниченный набор лиц и поддаётся счёту: можно сказать «две группы детей», «несколько групп». Это конкретное имя существительное.

Имя существительное «вороньё» называет неопределённую по количеству совокупность одинаковых по виду предметов как единое целое. Оно не поддаётся счёту. Нельзя сказать «два воронья». Это собирательное имя существительное.

А в словосочетании «стая ворон» имя существительное «стая» называет конкретный, ограниченный набор предметов. Оно поддаётся счёту: можно сказать «две стаи», «несколько стай». Это имя существительное является конкретным.

Некоторые существительные в зависимости от значения, проявляющегося у них в контексте, могут рассматриваться то как вещественные (браслет из серебра), то как собирательные (столовое серебро).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О лексико-семантических разрядах имен существительных ().
  2. Rudocs.exdat.com ().

Домашнее задание

Задание 1. Выпишите слова, которые являются существительными, и докажите их принадлежность к этому классу слов.

Жизнь, завтра, завтрак, ожидание, зелень, зеленый, зеленеть, смех, ура, обрыв, много, синева, посеребрить, переход, прыжок, прыг, двойка, удваивать, двойной.

Задание 2. Приведите примеры слов, обозначающих: 1) названия людей; 2) наименования животных; 3) вещей; 4) веществ; 5) явлений природы; 6) событий; 7) признаков; 8) действий.

Лексико-грамматические разряды существительных

Лексико-грамматический разряд – это подкласс слов внутри одной части речи, характеризующихся общим семантическим признаком, морфологическими и нередко словообразовательными свойствами.

ЛГР существительного

· одушевленность/неодушевленность,

· собственные/нарицательные,

· нариц.=>конкретные/неконкретные

· неконкретные =>собирательные/вещественные/абстрактные.

Нарицательные существительные называют предмет, действие, событие обобщенно, в ряду однородных (человек, книга, дерево, тишина).

Имена собственные называют индивидуальные объекты (Россия, Ока, Киев, Байкал, Карпаты) или представляют предмет из класса однородных как индивидуальный: это имена, отчества, фамилии, людей (Александр СергеевичПушкин), клички животных (Белка, Рекс, Пушок), названия газет, журналов, художественных произведений, издательств («Известия», «Волга», «Жизнь исудьба», «Наука») учреждений, магазинов и т.д.

Собственные и нарицательные существительные отличаются не только по значению, характеру именования предмета, есть также морфологические и орфографические особенности: имена собственные употребляются, как правило, в форме одного числа – единственного (чаще всего) или множественного и пишутся с прописной буквы, тогда как нарицательные пишутся со строчной буквы. Поскольку границы между этими типами имен подвижны, написание позволяет различать омонимы: Ампер – фамилия и ампер – единица измерения, Обломов – литературный герой и обломовы– безвольные, ленивые люди.

Нарицательные имена существительные делятся на конкретные и неконкретные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы (живые существа, вещи, явления), дискретно существующие реалии, которые можно сосчитать. Именно поэтому конкретные существительные, в отличие от неконкретных, могут сочетаться с количественными числительными (три мальчика, восемь ручек, пять групп) и изменяться по числам (институт – институты, ураган – ураганы, стая – стаи), за исключением слов, употребляемых только в форме множественного числа (гусли, очки, сутки) и имен собственных.

Неконкретные существительные характеризуются отсутствием идеи счета, они включают три разряда: вещественные, собирательные и абстрактные (отвлеченные) существительные.

Вещественные существительные обозначают однородное по составу (твердое, сыпучее, жидкое, газообразное) вещество. Это названия пищевых продуктов (сыр, мука, макароны), химических элементов (кислород, сера, кремний), тканей (бархат, ситец), металлов (железо, медь), растений (рожь, мята) и др. Большинство вещественных существительных употребляется только в форме ед. числа (молоко), меньшая часть – в форме множ. числа(сливки).

Следует обратить внимание на особенности употребления вещественных существительных. Некоторые слова восполняют парадигму по числу, образуя форму мн. числа, при этом изменяют основное значение: они обозначают сорт, разновидность вещества (масло и растительные масла – льняное, соевое, оливковое), массу вещества на большом пространстве (играть впеске и в пескахСахары), изделие из этого вещества (хрусталь и Стол заставлен хрусталями).

Собирательныесуществительные обозначаютсовокупное множество живых существ или предметов и употребляются в форме ед. числа, за исключением лишь некоторых слов (деньги, дрова, финансы). Собирательное значение, как правило, выражается суффиксально (студенчество, мошкара, беднота, комарье, листва).

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, состояния и чаще используются только в форме ед. числа (идеализм, свежесть, белизна,благородство, ходьба, сварка, признание, радость).Некоторые из них образуют форму мн.ч., развивая при этом новые значения: различное проявление качества, свойства, действия (высокие, низкие скорости), длительность, интенсивность проявления состояния (морозы, боли), повторяющееся действие (постукивания, крики).

Все существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные называют живые существа – людей и животных, неодушевленныесуществительные – неживые предметы. Грамматически одушевленность/неодушевленность проявляется в совпадении формы вин. падежа во мн. числе с формой род.падежа у одушевленных существительных (вижу братьев, сестер,животных), с формой им. падежа у неодушевленных существительных (вижу деревья, скамейки, фонари) . У слов мужского рода одушевленность выражается и в ед. числе (остановил грузовик и расспрашиваю водителя).

Одушевленность/неодушевленность слов регулярно выражается также синтаксически – формой вин.падежа мн. числа согласуемых слов. У несклоняемых существительных это единственное средство выражения: встретили прибывших кутюрье, взрослых какаду, огромных шимпанзе; надели красивые кашне, модные пальто.

Грамматическое выражение одушевленности/неодушевленности тем более важно, что представление о живом и неживом в сознании человека (это как раз отражено в языке) и в науке, реальной действительности не всегда совпадает. Например, неодушевленными оказываются названия растений, конкретные существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, полк, стая, табун). К неодушевленным словам относятся все неконкретные существительные, включая и собирательные, обозначающие совокупное множество лиц (детвора, крестьянство).

Вместе с тем, к одушевленным же существительным причисляют слова, обозначающие неживые предметы: названия кукол (матрешка, неваляшка,петрушка, марионетка, айболит), названия мифических существ (кентавр, Юпитер), карточные термины (валет, король, туз), названия шахматных фигур (конь, слон, ферзь, король), слова мертвец, покойник, утопленник (Ср.: трупы – неодушевленное существительное).

Колебания в определении одушевленности/неодушевленности наблюдаются у слов: бактерия, бацилла, куколка, микроб, личинка (Личинки зеленой мухи содержатбактерий, изучать бактерии.

Имя существительное. Разряды существительных. Род, число, падеж существительных

Цели:

Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных; раскрыть стилистическую роль различных форм имен существительных в художественном тексте.

Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса учащихся; - способствовать развитию аналитических способностей учащихся;

Воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация

1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Время это непременно придет, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а огромная любовь друг к другу. Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время. (Л.Толстой)

Объясните правописание слов, постановку знаков препинания.

Обозначьте грамматическую основу и составьте схемы предложений.

Назовите все части речи, встретившиеся в предложениях.

2. Словарно-смысловой диктант. Запишите ответ одним словом.

1. Лицо, управляющее оркестром, хором.

2. Кондитерское изделие - застывшая масса какао с сахаром или напиток из него.

3. Тонкая веревка.

4. Дорога с твердым покрытием.

5. Цвета сажи, угля.

6. Водитель автомобиля.

7. Танец с частым, дробным пристукиванием.

8. Стержень для чистки стрелкового оружия

9. В церковном обиходе: шнурок с бусами.

10. Мелкий маринованный огурец.

11. Пестрая клетчатая ткань.

12. Место соединения частей чего-нибудь.

13. Наездник на скачках.

14. Цвета песка, золота.

15. Едкое химическое соединение, окрашивающее лакмусовую бумагу в синий цвет.

Для справок : щёлочь, шоколад, дирижёр, шоссе, бечёвка, шофёр, шомпол, чёрный, чётки, корнишон, чечётка, шов, жокей, жёлтый, шотландка.

3. Раб. тетрадь, задание 50. Словарно-орф. работа. Запишите слова под диктовку.

Прецедент*, завистник, интриганка, опасный, дерматин, ужасный, констатировать*, искусный, инцидент*, захолустный, безмолвствовать, юрисконсульт, повиснуть, почерк, осмеять, насмешка, почтамт, компрометировать.*

На какие правила были записаны слова? (непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные)

4. Занимательный словарь

Инцидент - неприятный случай, конфликт местного значения, отдельное столкновение, не перешедшее пока во всеобщую потасовку, но способное послужить её причиной.

Прецедент - это случай, который произошел впервые и который может послужить примером, образцом для других. В любой армии, например, довольно сурово пресекается любое, даже незначительное неповиновение солдата офицеру - ведь оно создает прецедент неисполнения приказа, и у других солдат может сложиться впечатление, что и им можно поступать так же (а если такое произойдет в бою, да ещё в массовом порядке, то поздно будет наказывать сотни вооруженных подчиненных)

III

Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам.

Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Самостоятельно прочитайте материал § 39. Составьте план статьи.

План.

1. Три родовых группы существительных.

2. Слова общего рода.

3. Определение рода у несклоняемых существительных.

4. Число имен существительных:

а) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе;

б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

5. Падеж имен существительных.

6. Три склонения имен существительных.

7. Разносклоняемые имена существительные.

2. Перескажите содержание статьи учебника по плану.

3 . Запишите три группы слов. Сформулируйте правило написания существительных. Добавьте в каждый ряд по пять своих примеров.

Ночь, рожь, тишь, вещь,

Ключ, пляж, малыш, борщ,

Свеч, крыш, зрелищ, луж,

IV

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

    конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

    абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

    вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

    собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

1. Укажите, к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.

2. Слово учителя

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Так слово кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодежь, крестьянство, рота – к неодушевленным. С точки зрения грамматики, у неодушевленных существительных форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа, а у одушевленных – с формой Родительного падежа: увидел тетради – увидел братьев, услышал голоса – услышал соловьев.

3. Запись и анализ текста.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

Чем осложнено второе предложение (близ мраморной скамьи – уточняющий член предложения; с ударом, похожим на пушечный – обособленное определение)

Назовите имена существительные, укажите их семантические и морфологические признаки, определите синтаксическую роль в предложении.

4. Раб. тетрадь, задание 51.

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо , банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко , голосишко.

4. Шасси , клещи, носилки, пассатижи.

По лексическому значению слова определите, о каком существительном общего рода идёт речь.

Тот, кто постоянно жалуется на всех. (Ябеда).

Очень рассеянный. (Растяпа.)

Суетливый, беспокойный человек. (Непоседа. Егоза.)

Любящий вкусно и сладко поесть. (Сладкоежка.)

Лентяй, бездельник. (Лежебока)

Болтун. (Пустомеля)

Тихий, смирный человек. (Тихоня)

Человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя. (Тёзка)

Очень скупой человек. (Скряга)

Человек, делающий всё медленно и вяло. (Копуша)

Почему эти существительные называются существительными общего рода?

(Среди существительных с окончанием –а в именительном падеже единственного числа есть группа слов, которые называются существительными общего рода, так как они могут выступать то как слова мужского, то как слова женского рода.)

Задание № 2.

У Григория Остера в «Книге о вкусной и здоровой пище людоеда» собраны «вредные» рецепты. Запишите названия рецептов, вставляя существительные общего рода.

_____________________ с горячим носом.

Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерёт нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.

Мучные блюда из ______________.

Из ____________ можно приготовить много сытных и вкусных блюд, если, не отвечая ни на какие вопросы, сразу же закатать ___________ в тесто, предварительно залепив им рты густым сливочным кремом.

________________ в маринаде.

Трёх сладкоежек, с утра объевшихся пирожных, конфет и мармелада, замариновать в стеклянной банке и хранить в сухом прохладном месте. В зимнее время они могут служить хорошей закуской.

_______________ с начинкой.

Сонную, всё время зевающую девочку посадить на противень и обложить большим количеством крупных красных помидоров. Каждый раз как зевнёт – запихивать в неё по три штуки. Начинённая помидорами ________ спит, как убитая, и вы можете варить, жарить или тушить её на медленном огне. Перед тем как съесть – разбудите.

Азу из _________________.

Вертлявую третьеклассницу, крутящуюся юлой, остановить, нарезать тонкими ломтиками её туфельки и бросить вместе с ней в булькающую подливку.

Подавая к столу, смотрите, чтобы она, прыгая по тарелке через верёвочку, не забрызгала ваших гостей подливкой.

_______________ с _____________.

Равное количество ____________ и ______________ положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щёток и одну одёжную, полить свежей грязью, подождать, пока ______________ почистятся, а __________ измажутся, и торжественно подать к столу.

Для справок: егоза, неряхи и чистюли, зазнайка, соня, сластёны, почемучка.

Что обозначают существительные общего рода?

(Существительные общего рода обозначают черты характера человека, качества людей.)

Как характеризуют данные существительные людей?

Задание № 6.

1 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, отрицательно характеризующими человека.

2 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, положительно характеризующими человека.

Для справок: мазила, трудяга, растяпа, неженка, работяга, тихоня, левша, тёзка, юла, хитрюга, трусишка, пустомеля.

Были ли в списке нейтральные слова? Назовите.

(Тёзка, левша.)

Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Школьный денёк», используя существительные общего рода.

1. Раб. тетрадь, задание 52. Определите род существительных. Отметьте слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения.

Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР - ТАСС.

3. Упр. 338.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Слово учителя. Большинство несклоняемых существительных – слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кофе, меню ). К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье ), к женскому - женского пола (мисс, леди ). Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию или по опорному слову словосокращений: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню - улица, кольраби - особый вид капусты.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

2. Раб. тетрадь, задание 53. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

3. Составление схемы « -Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) - Е – в остальных случаях

4. Раб. тетрадь, задание 54. Запишите, обозначая окончания существительных и указывая номер приведенного выше правила - алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

5. Раб. тетрадь, задание 55. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

6. Раб. тетрадь, задание 56. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Рагу, бра, купе, леди , такси.

2. Салями, какао, лобби, резюме.

3. Коммюнике , шимпанзе, кенгуру, кофе.

4. Сани, салями, сливки, тиски.

7. Раб. тетрадь, задание 57. Проверочная работа

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A ) Осло.

B ) синева.

C ) любовь.

D ) железо.

E ) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A ) башкир, носок, партизан, помидор.

B ) башкир, носков, партизан, помидоров.

C ) башкир, носок, партизанов, помидоров.

D ) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E ) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A ) Валя, Ваня.

B ) юноша, дядя.

C ) полесье, звено.

D ) судьба, родина.

E ) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A ) круг, край.

B ) кожа, сосна.

C ) падеж, лицо.

D ) дорога, тропка.

E ) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A ) грипп.

B ) добро.

C ) козни.

D ) метро.

E ) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A ) рама, стол.

B ) улица, забор.

C ) кость, лесть.

D ) диван, шкаф.

E ) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A ) ноль, день

B ) толь, тюль.

C ) конь, огонь.

D ) пень, плетень.

E ) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A ) врач.

B ) лентяй.

C ) генерал.

D ) задавака.

E ) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A ) имя, знамя, семя, стремя, путь.

B ) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C ) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь.

D ) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E ) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A ) ответ, дар.

B ) лицо, взор.

C ) привет, удар.

D ) письмо, слово.

E ) мощь, храбрость.

2 вариант

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A ) ГЭС вступил в строй.

B ) СМУ получила обязательства.

C ) ВДНХ представил новые экспонаты.

D ) НИИ начала работать над новой темой.

E ) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A ) названия игр.

B ) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C ) названия промежутков времени.

D ) названия составных и парных предметов.

E ) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A ) Море – моря.

B ) Грязь – грязи.

C ) Стул – стулья.

D ) Ребёнок – дети.

E ) Человек – люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A ) РТС.

B ) ГЭС.

C ) ГАИ.

D ) ПТУ.

E ) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A ) чай.

B ) силос.

C ) дебаты.

D ) ельник.

E ) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A ) горы, леса.

B ) народы, дети.

C ) борцы, бойцы.

D ) камни, цветы.

E ) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A ) тенге, атташе.

B ) салями, мадам.

C ) авеню, кольраби.

D ) бюро, коммюнике.

E ) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A ) сестра.

B ) сирота.

C ) страна.

D ) папаша.

E ) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A ) среднего рода с окончанием Я.

B ) среднего рода с окончаниями О, Е.

C ) мужского и женского рода с окончаниями А, Я.

D ) мужского и женского рода с нулевым окончанием.

E ) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A ) дома, земли, церкви.

B ) забияки, нюни, ломаки.

C ) караваи, батоны, калачи.

D ) каникулы, сутки, дрожжи.

E ) тростинки, лозинки, росинки

V . Этап информации о домашнем задании § 38, упр. 329

VI . Подведение итогов урока

VII . Этап рефлексии

Лексико-грамматические разряды имен существительных

Среди существительных различают несколько больших групп.

■ Нарицательные существительные — это обобщенные наименования однородных предметов. Например, городом называют не конкретный крупный населенный пункт, а любой, являющийся к тому же административным, торговым, промышленным и культурным центром независимо от того, большой он или маленький, старый или новый, построенный в одном или разных архитектурных стилях.

■ Собственные существительные называют единичные, индивидуальные предметы. К ним относятся: имена, отчества, фамилии людей (Александр Сергеевич Пушкин )- , географические названия (Санкт-Петербург , мыс Доброй Надежды ); названия литературных произведений, кинофильмов, спектаклей, картин ("Котлован" , "Они сражались за Родину" , "Утомленные солнцем" , "Чайка" , "Утро в сосновом лесу" ); названия исторических событий (Куликовская битва , Бородинское сражение ); названия предприятий, учреждений (Издательская группа "Юристъ" , акционерное общество "Златоуст" ); клички животных (Каштанка , Мурка ).

Существительные той и другой группы не ограничены непроницаемой перегородкой, а могут переходить из одной в другую. Так, группа нарицательных существительных может пополняться за счет мифологических имен (ср.: Аврора — богиня утренней зари и аврора — заря; Амур — божество любви и амур — скульптурное или живописное изображение божества любви; красивый мальчик), имен ученых (ср.: Ампер — французский физик и ампер — единица силы электрического тока; Фарадей — английский физик и фарадей — внесистемная единица электрического заряда), имен литературных и сказочных героев (ср.: Арлекин — персонаж комедии масок и арлекин — шут, паяц; Баба-Яга — сказочный персонаж и баба-яга — безобразная злая старуха), названий городов и их частей (ср.: Бродвей — улица в Нью-Йорке и бродвей — центральная улица города; Вавилон — древний город в Месопотамии и вавилон — о суматохе, беспорядке, шуме) и т.д.

Группа собственных имен может пополняться за счет: названий сооружений (ср.: акрополь — крепость в древних городах и Акрополь в Афинах как памятник архитектуры, кремль — крепость в старых русских городах и Кремль в Москве как правительственная резиденция), названий предметов (ср.: антрацит — каменный уголь и Антрацит — город; береза — дерево и Береза — поселок); названий лиц (апостол — ученик Христа; последователь какой-нибудь идеи и Апостол — христианская богослужебная книга; близнецы — одновременно рожденные дети одной матери и Близнецы — созвездие и знак зодиака) и т.д.

Большое количество примеров взаимного перехода нарицательных и собственных существительных представлено в "Орфографическом словаре русского языка. Прописная или строчная?" (1999).

Собственные имена пишутся с прописной (большой) буквы. Заглавия книг, названия журналов, картин, кинофильмов, заводов, кораблей и т.д. ставятся в кавычки.

■ Личные существительные обозначают лицо, человека: аниматор , спонсор , чех , ялтинец. Многие названия мужского пола имеют параллельные названия лиц женского пола: диссертантка , чех чешка и т.д. Личные существительные с суффиксами (а ) и -их (а ) типа докторша , инженерша , врачиха имеют обычно разговорный характер, даже пренебрежительный оттенок. Немало названий лиц мужского пола употребляются и по отношению к лицам женского пола, особенно в официальной сфере общения: президент, премьер-министр, профессор, доцент, техник (президент выступила , премьер-министр заявила , техник не пришла ).

■ Конкретные существительные называют предметы (лица), которые, как правило, можно считать: автоответчик , аудитор , афганец. Такие существительные имеют формы ед. и мн. ч.

■ Отвлеченные существительные имеют отвлеченное (абстрактное) значение, называют какой-либо признак или какое- либо действие, которые не связаны с конкретными предметами (лицами): регионализм , уравнительность , фермерство; модернизация , ускорение , фермеризация. Отвлеченные существительные в своем прямом лексическом значении не могут иметь при себе количественное числительное и употребляются обычно в форме только одного числа — ед.ч. (эволюция ) или мн.ч. (выборы ). Некоторые отвлеченные существительные, имеющие форму ед.ч., при изменении их прямого лексического значения могут употребляться в форме мн.ч. (Красоты природы , которые , живя в городе , трудно вообразить. Красоты здесь обозначают "красивые места").

■ Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или лиц как единое целое. Здесь имеются в виду собственно предметы (видеотехника , оружие ), лица (андерграунд , элита ), животные (зверье , поголовье ). Собирательные существительные имеют формы одного числа — обычно ед.ч. и редко мн.ч., не способны сочетаться с количественными числительными, не имеют категории одушевленности при обозначении совокупности однородных живых существ (приветствовать генералитет ). По своей структуре собирательные существительные бывают двух видов: а) содержащие суффиксы собирательного значения: -в- , -j- , -н -, -ств -, -атник , -uj- (листва , воронье , родня , студенчество , курятник , партократия ); б) не содержащие формальных признаков собирательности, выражающие ее только лексическим значением (мебель , лимита , элита ). Не являются собирательными существительные, обозначающие такие совокупности однородных предметов, которые имеют место наряду с другими такими же совокупностями, а потому могут быть сосчитанными, т.е. иметь формы обоих чисел: народ народы , стадо стада , отряд отряды.

. Вещественные существительные обозначают вещество, однородную массу (молоко , цемент , духи ), которые можно делить на части, измерять, но не считать. Они употребляются в форме только одного числа — ед.ч. (нефть , сахар ) или мн.ч. (стружки , опилки ); при них не может стоять числительное. Некоторые вещественные существительные м.р. могут иметь для обозначения меры и количества в Р.п. ед.ч. не только основное окончание , , но и вариантное , -ю: цвет цемента тонна цементу , вес чая стакан чаю . Если вещественные существительные употребляются в специальном значении, они могут получать формы мн.ч.: Различают по химическому составу углеродистую и легированную стали , по назначению конструкционные и инструментальные стали ; В магазине продают разнообразные минеральные воды .

На базе общности значений и морфологических свойств сущест­вительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды: 1) нарицательные и собственные; 2) личные и нелич­ные; 3) одушевленные и неодушевленные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) вещественные; 6) собирательные. Слова каждо­го лексико-грамматического разряда имеют свои общие черты.

    Каждый разряд объединяет слова с определенной семан­тикой. Например, собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов (или лиц) как неделимое целое (белье, молодежь, мебель и т. п.); личные существитель­ные - названия лиц - противопоставлены по своему значению всем неличным существительным (ср.: мать, сынок, строитель и картофель, школа, дубок и т. п.).

    Слова каждого разряда обладают общими грамматически­ми признаками. Так, отвлеченные существительные имеют толь­ко формы единственного, числа, в то время как большинство конкретных существительных изменяется по числам.

3) Лексико-грамматические разряды тесно связаны с грамматическими категориями и взаимодействуют с ними. На­пример, собирательные, вещественные, отвлеченные существительные выступают как слова, не изменяемые по числам, и существенно влияют на характер проявления грамматической категории числа; категория рода наполняется разным содержа­нием в личных и неличных, одушевленных и неодушевленных именах существительных.

4) Значения, на базе которых слова объединяются в лексико-грамматические разряды, не обязательно выражаются морфоло­гическими средствами. Например, в одних собирательных суще­ствительных значение собирательности выражается при помощи словообразовательных суффиксов, в других отсутствуют внешние показатели (бакалея, сор т. п.). Этим лексико-грамматические разряды отличаются от грамматических категорий, значения ко­торых регулярно выражаются морфологическими средствами.

3. Существительные нарицательные и собственные

Нарицательные существительные являются обобщенны­ми названиями однородных предметов: сестра, пилот, трактор, трава, лещ, слон, букварь, сарай, бег, доброта, восстание, море и т. п.

Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов. Среди них выделяются тематические группы: 1) имена, отчества и фамилии людей: Алек­сандр Николаевич Гвоздев, Петр Первый, Надежда и т. п.; 2) клички животных: Каштанка, Холстомер и т. п.; 3) географи­ческие названия: Россия, Ташкент, Черное море, Волга, Байкал, Арарат, Сибирь и т. п.; 4) названия исторических событий, пе­риодов, общественно-политических явлений: Октябрь, Ренессанс и т. п.; 5) названия художественных произведений, газет, журна­лов, издательств и т. п.: «Война и мир», «Хорошо!», «Правда», «Юность» и др.; 6) названия магазинов, кафе, бытовых учреж­дений и т.п.: «Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе) и др.; 7) названия театров, кинотеатров, клубов и т. п.: «Россия», «Ударник», «Прогресс», «Москвичка» и др.; 8) астрономические названия: Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и др.; 9) сорта и марки различных предметов: автомобиль «Москвич», одеколон «Сирень», конфеты «Птичье молоко» и др.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам: большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляют­ся лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.).

Употребление в форме множественного числа существитель­ных, имеющих обычно только форму единственного числа, свя­зано с определенной семантической нагрузкой. Так, форма Пет­ровы обозначает либо множество однофамильцев, либо лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Петровы, род Петровых). Наконец, форма множественного числа собственных имен используется как название разных лиц, имеющих общую черту (Обломовы, Маниловы, Печорины и т. п.).

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, боржоми, болонья, палех и т. п. К нарицательным существительным восходят собствен­ные имена: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные стра­ны), Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая револю­ция), Орел (город), «Правда» (газета), «Гроза» (драма), Мед­ведь (фамилия) и др.

При переходе собственных имен в нарицательные происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобре­тает обобщенное значение и обозначает не один какой-то пред­мет, а класс однородных предметов. Наоборот, переход нарица­тельных имен в собственные связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м. р.) и брюки галифе (ср. р.); орел (пти­ца; мн. ч. орлы, пять орлов) и город Орел (формы мн. ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма: Надежды Волк, Надежде Волк и т. п.).

Вследствие взаимоперехода нарицательных и собственных имен образуются омонимы: баня - «Баня», медведь - Медведь, весы - Весы и т. п.