Разработка плана тушения пожара (птп) от рубин центр безопасности. Методические рекомендации составления птп и ктп Составление оперативного плана тушения пожара

Отчет о проведении по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (план тушения пожара) + раздел организация спасения людей (расстановка пожарных подъемных механизмов)Применяемые автоматические системы пожаротушения не в состоянии обеспечить полную безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Чтобы провести грамотную эвакуацию, сохранить и оборудование, и жизни людей, необходимы верные и слаженные действия руководителя предприятия и его сотрудников. Для этого ведется разработка плана пожаротушения. Составление документа предполагает следование определенным и правилам. Самостоятельно выполнить данную работу крайне сложно, процесс чреват образованием ошибок и недочетов.

План пожаротушения — официальный акт, в котором прогнозируется возможное развитие пожара. Разработка документа дает возможность в спокойной обстановке, без паники, проанализировать вероятные события, рассчитать собственные силы с учетом имеющихся средств для борьбы с огнем. Однако, план нельзя просто написать и оставить, он требует обязательного согласования в Генеральном Управлении МЧС РФ, проверке некоторыми должностными лицами региональных органов исполнительной власти.

Регламентирующие нормы прописаны в пункте 2.3 приказа Министерства чрезвычайных ситуаций РФ 156. Общие указания относительно проведения разработки, внешнему виду документа (имеются определенные особенности оформления) и его применении устанавливает письмо МЧС России № 43-956-18.

Кто составляет план

По закону эта обязанность возлагается на собственников объектов. Руководствуясь нормативными документами, человек (сотрудник, в должностную инструкцию которого входят вопросы противопожарной безопасности), составляет план и карточки.

  • Предприятия по добыче, хранению, переработке и перевозке полезных ископаемых (нефти и газа);
  • Производства, на которых технологический процесс предполагает использование химических соединений с повышенным классом опасности;
  • Образовательные учреждения, культурные и медицинские объекты и иные места большого скопления людей (например, торгово-развлекательные центры);
  • Компании, занимающиеся грузо- и пассажирскими перевозками;
  • Предприятия металлургической и машиностроительной отраслей.

Состав плана пожаротушения

Акт включает две части: письменную и графическую. Рассмотрим каждую.

В текстовом разделе описывается объект, его местоположение, размещается инструкция для дежурных команд и план действий для прибывших на место пожара спасателей, для этого описывается схема здания, планировка. Разработка также включает прописанный ход того, как будет распространяться пламя, обычно, в расчет берется самый неблагоприятный исход. Учитываются все опасные факторы, способные повлиять на ситуацию. Основная задача – создать практически пошаговую инструкцию, чтобы тушение пожара проходило максимально эффективно. Такое расписание действий способно помочь спасателям быстро сориентироваться и начать бороться с огнем.

Графическая часть – схема с обозначенными значимыми объектами (их размеры и иные характеристики) для локализации и ликвидации возгорания. Важность предметов определяет специалист, разрабатывающий план пожаротушения. Он оценивает их роль в момент чрезвычайной ситуации.

В состав графической части входят следующие сведения:

  • Наличие пожарных водоемов, их расположение, на каком удалении они находятся от рассматриваемого объекта;
  • Места запасных и основных входов и выходов;
  • Оконные проемы – размер, и где находятся;
  • Поэтажная планировка внутренних помещений;
  • На схеме земельного участка отображаются подъезды для специальной техники.

Готовый документ имеет вид графической схемы. Главное требование, которое предъявляется к данному акту, — это достоверность, легкость в понимании.

Общие требования к оформлению

Разработка плана пожаротушения ведется строго по установленным методикам. В акте всегда присутствуют следующие элементы:

  • Титульный лист;
  • Содержание, когда общий объем документа превышает десять страниц;
  • Основная часть;
  • Приложения и дополнения – обязательный раздел.

Готовый план имеет вид прошитой книги с твердой обложкой, формат листов для текстовой части — А4, для графической – А4 или А3. Все страницы защищаются от механического воздействия и порчи, ведь храниться им предстоит достаточно долго. Акт составляется в двух экземплярах: один хранится в учреждении, второй – в пожарной части.

Оперативный раздел

Особо стоит сказать о приложении «Оперативное тушение пожара», которое представляет собой описание особенностей технической организации процесса борьбы с огнем, разработку специальной тактики для локализации возгорания на конкретном объекте.

Приложение включает:

  • примерное число сил и технического оснащения, требующееся для тушения;
  • конкретные советы для сотрудников предприятия и спасателей. Здесь предлагаются точные методы локализации возгорания относительно специфики объекта, его принадлежности, количества сотрудников. Однако, эти варианты носят рекомендательный характер;
  • категория пожарного риска;
  • перечень опасных участков, требующих повышенного внимания.

Специалистами учитывается статистика, удаленность пожарных частей и другие особенности местности и района, где находится учреждение.

Кроме оперативного раздела у плана имеются иные приложения, в частности «Основные требования по охране труда и технике безопасности». Здесь описываются правила, определяющие работу спасателей в момент чрезвычайной ситуации в конкретной обстановке.

Дополнением к основному документу выступают примерные планы того, как будет развиваться пожар. На составление прогноза влияют окружающие факторы и условия, месторасположение источников воды, расчетные материалы.

Согласование проекта и его стоимость

Да, по закону составлять план пожаротушения – это обязанность владельца объекта. Однако, процесс имеет множество тонкостей, а готовый документ проходит стадии согласования. Учитывая эти моменты, лучше обратиться в специализированную организацию, сотрудники которой разбираются в нюансах сферы пожарной безопасности объектов любой направленности, разработке плана спасения материальных ценностей и путей эвакуации людей.

Сотрудничество предполагает:

  • Изучение объекта;
  • Расчеты всех рисков;
  • Экспертная оценка предоставленной документации. Порой случается, что исходные сведения содержат ошибки.
  • Обобщение прогнозов;
  • Изучение альтернативных способов борьбы с огнем.

Чтобы сопоставить полученные сведения, требуется провести аналитическую работу, проверить документацию, изучить объект. Стоимость завершенного плана пожаротушения в Москве зависит от трудозатрат, которые требуются на его составление. После эксперты сопровождают процесс оценки документа проверяющими органами, в том числе в ГУ МЧС РФ.

ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.

Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.

Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.

Разработка плана тушения пожара - ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).

ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.

В текстовой части указываются следующие сведения:

    Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;

    Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;

    Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;

    Наличие/отсутствие установок пожаротушения;

    Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;

    Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;

    Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.

В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.

Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.

Замечания по составлению Плана тушения пожара

Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря - заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».

Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
"Руководители организации обязаны:
...разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;"
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
"...Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей."
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.

Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)

Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Вопрос: Добрый день, просим разъяснить ст. 21 69-ФЗ, по вопросу: Кто должен разрабатывать Оперативный план тушения пожара?

Сообщаю Вам следующее:

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

  1. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения , определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Документ 2

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Документ 3

….Административным органом правомерно вменены балансодержателю нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования, каковыми являются:

…не разработан план тушения пожара на объекте (ППБ 01-03 ФЗ N 69 );….

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Ув. pivhom. Я так понимаю Вы не сотрудник МЧС и Ваше возмущение мне с одной стороны понятно, но как говориться- есть что ответить. Попробую объяснить на пальцах.

"Супер! Директор детского сада разрабатывает ПТП??? Это как? Он специалист? у него есть диплом? "

Вот смотрите, ежели Вы строите лично для себя бумажный дом к Вам никто не придет. Ежели Вы являетесь руководителем организации(любой от маленького магазина(или как Вы привели пример,детского сада) до крупного завода) именно Вы должны (и будете) нести ответственность за пожарную безопасность на своем объекте. И именно руководитель обязан выполнить необходимые требования всех существующих нормативно-правовых актов в отношении организации.
Федеральным Законом 69(ст.21) определена обязанность производств(!) в обязательном порядке разрабатывать планы тушения пожара. Все остальные по согласованию. И если Вы директор детского сада и не желаете разрабатывать ПланТП- просто сообщите в письменном виде начальнику пожарно-спасательного гарнизона в отсутствии необходимости разработки данного документа. И никто ничего Вам не скажет и не предъявит! Потому что(повторюсь) в первую очередь ПТП нужен собственнику!

"А зачем МЧС? Только контролировать за бабло? Разогнать надо всю эту кормушку и сделать нормальную структуру которая будет отвечать за пожарную безопасность. слов просто нет! Наплодили 2000 документов, сами не помнят уже что в 1000 написано."

Если Вы думаете, что в Пожарной охране существуют специальные штатные должности для разработки ПТП- Вы ошибаетесь. Это в 99% ложится на начальника караула.(поясню для гражданских- НК это руководитель, в подчинении которого 3-14 человек, пожарные и водители) А так так дежурные сутки НК расписаны по минутам и ответственность высока!(страшный пример НК Сергей Генин в Кемерово, И ЕСЛИ УПОМЯНУЛ ТОВАРИЩА, НАПОМНЮ КОЛЛЕГАМ О ПЕТИЦИИ https://www.change.org/p/следственны...). То НК придется заниматься обеспечением Вашей пожарной безопасности в свое свободное от службы время. Я также понимаю, что Вам безразлично- в какое время: рабочее-нерабочее, должен заниматься обеспечением Вашей безопасности наш сотрудник. Если так, то "спасибо за вопрос".

"И сбагрили на граждан ответственность за пожарное состояние!"

По Вашему нести ответственность за Вашу безопасность дома, на даче, на рабочем месте должны МЧС?

"Вы еще армейцев научите контролировать граждан, что бы они свои дома и заводы умели защищать: правильно копать. расставлять мины... "

Видимо Вы не являетесь даже небольшим руководителем, ибо Вы бы знали, что для военных(или сил ГО)существует перечень обязательных документов для категорированных и некатегорированных объектов. В которых перечислены обязательные документы для организаций. И это список внушителен.

Ув. zvygin1964, если прочитали вышенаписанное, то надеюсь я ответил на Ваш вопрос.