Разница между правами и свободами. Разница между правами и свободами Чем права отличаются от свободы

УДК 347.152

Н. К. Краснослободцева

Соотношение понятий «свобода» и «права человека»

В статье исследуется закрепление фундаментального принципа свободы личности в нормах права, анализируется соотношение таких категорий, как «свобода», «субъективное право», «законный интерес».

The article gives the analysis of the fundamental principle of freedom of the individual in the law. In this regard the ratio of such categories as «freedom», «the subjective right», «legitimate interest» is considered.

Ключевые слова: принцип свободы личности, универсальные принципы права, естественное право, субъективное право, законный интерес.

Key words: the principle of individual freedom, universal principles of law, natural law, subjective rights and legal interests.

В науке взаимодействие свободы и права обычно рассматривается в двух аспектах. Первый связан с научной характеристикой прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве. Эти вопросы также получили всестороннее и глубокое освещение в исследованиях Н.В. Витрука, Л.Д. Володина, В.М. Горшенева, Д.А. Керимова, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, В.А. Патюлина, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева и др.

Вторая грань проблемы - это связь свободы и права как социальных феноменов. Этот аспект нашел своё отражение в трудах С.С. Алексеева, В.А. Кучинского, П.Е. Недбайло, М.С. Строговича, В.Г. Сокуренко,

A. Н. Савицкой, В.С. Нерсесянца, Д.А. Керимова, Р.З. Лившица,

B. А. Четвернина, В.М. Шафирова.

Природа принципа свободы личности такова, что его невозможно полностью перевести в формальную оболочку. Сущностная составляющая данного фундаментального принципа может варьироваться, показывать разные аспекты своего проявления в зависимости от сферы общественных отношений, внешних факторов, субъективных установок законодателя, правоприменителя.

© Краснослободцева Н. К., 2014

Принцип свободы можно раскрыть с содержательной стороны. Содержательная определенность свободы - это выделение сферы деятельности человека, в которой проявляется его самостоятельность, автономность (свобода мысли, слова, вероисповедания, передвижения, труда и др.) и количественная характеристика полноты свободы, которая раскрывается через полномочия субъектов и пределы их осуществления.

Исследовав взгляды и мнения вышеперечисленных ученых на соотношение свободы и права, положения законодательства на этот счет, можно резюмировать, что принцип свободы личности - это идейноконцептуальная основа взаимодействия личности, общества и государства, сущностью которой является неотчуждаемое, гарантированное и охраняемое государством состояние независимости индивида, познающего правовую действительность и действующего в соответствии с познанным, разумно сочетающего свои интересы с интересами иных субъектов права.

Принцип свободы личности относится к универсальным принципам права, которые получают свой смысл из естественных прав и свобод человека. В универсальных принципах права выражено содержание таких общечеловеческих ценностей, как свобода, равенство, семья, частная собственность, достоинство, вера в добро и справедливость, сопротивление гнёту и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь государства. Эти идеи наиболее интенсивно стали звучать в научных трудах политических мыслителей Нового времени, представителей теории естественного права - Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Составляющие естественное право нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования сами по себе «ещё не являются правом в юридическом смысле, а представляют собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть ближайшую и необходимую предпосылку и основу собственно юридического права»1. Поэтому универсальные принципы для действительно регулятивной силы должны получить закрепление в праве.

В мировой практике идеи естественного права впервые получили законодательное закрепление с принятием Декларации прав человека и гражданина (1789) и основанной на ней французской Конституции (1791), а также со вступлением в законную силу первых десяти поправок к Конституции США (Билль о правах, 1791). Начиная с этого времени и вплоть до середины XX в. шел медленный процесс сближения действующего за-

1 Байтин М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 108.

конодательства с идеальными стандартами естественного права. После принятия Генеральной Ассамблеей ООН (1948) Всеобщей декларации прав человека, в подавляющее большинство национальных конституций был включен перечень фундаментальных прав, воспроизводящих положения Декларации2.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один перечень прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе3.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу российской Конституции 1993 г., а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так ст. 2 Основного закона гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». К принципам, развивающим данное положение относятся: всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ); их непосредственное действие (ст. 18); гарантированность, защищенность государством (ст. 2), равенство (ст. 19).

Заметим, что мы перечислили принципы правового статуса личности, так как категория «правовой статус» выражает юридический аспект социального положения личности в обществе, признанные правовые воз-

2 См.: Карташкин В.Н., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Междунар. акты о правах человека. М., 1998. С. 15.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С. 179-180.

можности свободного развития и совершенствования индивидуальности. Поэтому принцип свободы личности - это, прежде всего, принцип правового статуса индивида.

Реализация универсального, естественно-правового принципа свободы личности воплощается в жизнь посредством обозначения сфер деятельности человека, где он может проявлять свою самостоятельность и автономность, и определения границ этой самостоятельности. Из этого следует закономерный вывод - свобода человека в обществе не абсолютна, она проявляется через отдельные аспекты свободы и характеризуется определенной мерой проявления. Сущностная составляющая принципа свободы личности может варьироваться в зависимости от сферы общественных отношений, внешних факторов, установок законодателя, правоприменителя.

Рассмотрим подробнее закрепленные в праве сферы свободы личности через конституционные свободы, которые являются правовой основой для прогрессивного развития индивида.

В действующей Конституции РФ термин «свобода» в различных интерпретациях использован 56 раз4. При этом в него вкладывается разный смысл. Законодатель не делает существенных отличий в определении терминов «права» и «свободы» и уравнивает их в своих юридических гарантиях. Уместно будет применить философский подход для выявления соотношения названных понятий.

Как уже подчеркивалось нами, определить, что такое свобода, чрезвычайно сложно, поэтому часто наиболее приемлемым оказывается апо-фатическое (греч. - отрицание) определение свободы, пользующееся методом отрицания. Иначе говоря, свобода имеет место там, где нет ограничений. Здесь, правда, подстерегает опасность соскользнуть в свободу, неотличимую от произвола. Но личность потому и личность, что человек живет вопреки как внешним, так и внутренним обстоятельствам. Как правило, в своём личностном бытии человеку приходиться преодолевать свои желания и наклонности, жить не по природе своих влечений, а по вектору сознательного устремления. Поэтому в самом общем абстрактнофилософском плане свобода заключена в действии, согласном с сущностью мира и сущностью самого человека5.

4 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 189.

5 Кравцов Г.Г. Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект // Мир психологии. 2007. № 3. С. 73.

Свобода от ограничений представляет собой актуализацию в социальном пространстве и времени деструктивного (разрушительного) аспекта свободы. В отличие от неё вторая ступень свободы - «свобода для» означает способность человека творить, создавать, работать. Это высшая креативная (созидательная) ступень свободы.

Если раскрыть соотношение прав и свобод человека в таком контексте, то различия выразятся в следующем: свобода - это возможность избежать человеку ограничений со стороны государства; это сферы, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры этой деятельности. В общетеоретическом понимании предоставление свободы означает самостоятельное самоопределение личности.

В свою очередь, права человека - это признанные и гарантированные государством возможности действий (правомочия) человека в конкретно указанной сфере. Смысловая нагрузка категории «право» в данном контексте состоит в предоставлении определенного социального блага.

Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже «право». Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Среди ученых также существуют разные точки зрения на соотношение понятий «право» и «свобода». Так, М.С. Строгович упоминал о функциональной специфике «свободы» как особом виде прав, подчеркивая, что «свобода - это тоже право, именно право совершать определенные действия, право свободно располагать собою, своими поступками»6. В качестве доказательства он приводит следующий пример: «Свобода слова. Что такое свобода слова? Это право гражданина свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения». В данном случае трудно с ним не согласиться, ведь в Конституции РФ свобода трактуется через понятие «право». В ч. 1 ст. 22 Конституции РФ указано право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Аналогичные положения нашли свое выражение и в ст. 28, 29, 34 и др. Конституции РФ.

Л.С. Явич писал, что «в любом субъективном праве юридическая возможность - это свобода действий управомоченного лица, объём и вид которой (свободы) диктуется в конечном счете степенью социального про-

6 Строгович М.С. Проблемы теории права // Избр. тр.: в 3 т. / отв. ред. С.Н. Братусь. М.: Наука, 1990. Т. 1. С. 224.

гресса общества, является официально признанным и охраняется организованным принуждением (государством)»7.

По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, и права, и свободы означают юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения8. Но при этом подчеркивают, что понятие «свобода» в большей мере связано с характеристикой таких правомочий личности, которые очерчивают сферу своей самостоятельности, защиты от вмешательства в её внутренний мир. Понятие «право» в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур9.

А.М. Шериев в своём исследовании так определяет свободу - это дозволительное средство правового регулирования, гарантирующее управомоченному субъекту в целях удовлетворения его интересов беспрепятственность поведения в установленных государством сферах, обеспеченную юридическими обязанностями других участников правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов10 11.

К.Е. Игнатенкова следующим образом формулирует понятие свободы - это самостоятельный вид дозволения, заключающийся в физической и духовно-нравственной неприкосновенности личности и предоставлении субъекту в данных сферах всей полноты существующих возможностей по распоряжению собой и своими действиями, гарантированное запретом необоснованного внешнего вмешательства в них, в том числе со стороны государства в лице его органов и должностных лиц11.

Таким образом, сочетание «права и свободы» не случайно. Категория «свобода» подчеркивает большую степень независимости, самостоятельности субъекта, широту диапазона выбора варианта поведения с условием, что такое поведение не будет нарушать установленные нормы. Свобода каждого человека ограничена, с одной стороны, законом, а с другой стороны, внутренними представлениями и убеждениями самого субъекта.

Любопытно характеризует соотношение свободы и субъективного права профессор М.В. Баглай: «...Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь че-

7 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 179.

8 КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995. С. 196-197.

10 Шериев А.М. Субъективные права, свобода и законные интересы как объекты правовой охраны и защиты: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 9-10.

11 Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 20.

ловеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы»12. Можно к этому добавить, что в странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных прав или прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 г.

При этом «право» может самой Конституцией РФ быть включено в состав «свободы». Так, ст. 28 не только установлена «свобода совести, свобода вероисповедания», но и в состав этой свободы включено «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Полагаем, что свобода выступает в тандеме с субъективным правом, так как даёт возможность индивидам не только воспользоваться правомочиями, закрепленными в законе, но и смоделировать свой вариант поведения для удовлетворения своих интересов. Для проявления полной самостоятельности субъекту гарантируется независимость от вмешательства других лиц, при этом субъект сам своими действиями не должен нарушать интересы других.

Кроме того, в ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ наряду с категориями «права» и «свободы» употребляется понятие «законный интерес», что в отсутствии общепринятого понимания рассматриваемых терминов, еще более усложняет уяснение конституционных положений.

«Интерес» является предпосылкой для реализации прав и свобод. Законодательное закрепление интересов личности, обладающих качеством значимости для граждан и общества, переводит их в категорию официальных норм права. В данном случае интерес выступает причиной его законодательного признания, а права и свободы - следствием, т. е. своеобразным результатом признания их обществом. Но не все права и свободы, закрепленные в законодательстве, поглощают интересы, так как диапазон последних весьма значителен и неоднороден.

Наиболее подробные современные исследования категории «законный интерес» можно найти в научных трудах Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.В. Субочева.

Так, Н.И. Матузов пишет: «Законный интерес носит характер морально-правового стремления индивида к обладанию определенными благами, выражает притязания на них. Притязание это четко не определено в законе, но и не является “пустым звуком”, так как поддерживается в общей

12 Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов. М.: Норма: Инфра-М, 1999. С. 84.

форме правом, государством, т. е. рассматривается как вполне обоснованное, законное, справедливое»13. Со сказанным созвучна мысль А.В. Малько: «Законный интерес, в отличие от субъективного права, есть простая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью»14.

Итак, с помощью с таких составляющих правового статуса, как субъективное право, свобода, законный интерес принцип свободы личности находит своё нормативное закрепление.

Список литературы

1. Баглай М.В. и др. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая и др. - М.: Норма: Инфра-М, 1999. - 832 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов: Саратовск. гос. акад. права, 2001. - 416 с.

4. Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 26 с.

5. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Междунар. акты о правах человека: сб. док. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587 с.

7. Кравцов Г.Г. Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект // Мир психологии. - 2007. - № 3. - С. 86-99.

8. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Юристъ, 2004. - 250 с.

9. Матузов Н.И., Ушанова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе. - Саратов: Саратовск. гос. акад. права, 2010. - 392 с.

10. Плешанов А.Г. Диспозитивное начало в сфере гражданской юрисдикции: проблемы теории и практики. - М.: Норма, 2002. - 352 с.

11. Строгович М.С. Избранные труды: Проблемы общей теории права: в 3 т. - М.: Наука, 1990. - Т. 1. - 304 с.

12. Шериев А.М. Субъективные права, свобода и законные интересы как объекты правовой охраны и защиты: проблемы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 25 с.

13. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство и конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2005. - 576 с.

14. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 287 с.

13 Матузов Н.И., Ушанова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе. Саратов, 2010. С. 328.

14 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2004. С. 65.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться на нашем сайте "Веб-клуб Космополит" с современными концепциями Андрея Булатова о связи психики человека с его нервной системой.
Просим дать ссылку на таламопсихологию в учебные заведения и в научные организации!
Будущий мир - представления развития мира в свете современных информационных технологий.
P.S. Не пропустите новости о новых теориях будущего мира и таламической психологии, которые не перестают и никогда не перестанут развиваться - подпишитесь здесь: Рассылка-ЖМИ

Чем права отличаются от свободы

Одинокому человеку на необитаемом острове права не нужны, так как у него там исключительно только одни свободы. Может он делать все, что захочет.

Права появляются в обществе в ответ на ограничение отдельных индивидуальных свобод. В обществе необходимо одеваться определенным образом и следить за собственным поведением, нести трудовую повинность. Прав становится больше, если больше ограничиваешь себя и больше служишь людям. Люди предоставляют тебе право распоряжаться их свободами, если поведешь их к всеобщему благу.

Общество предоставляет права, забирая некоторые свободы. На основе этих прав появляются новые правовые свободы, которые гораздо больше дают возможностей индивидууму, чем возможности одинокого человека.

Право есть доля от общественных благ, за которую следует платить своей свободой. Но можно и чужой свободой расплатиться. А лучше платить идеями и инновациями, которые сокращают индивидуальный вклад в общественном производстве благ.

Права предоставляют государственные органы власти, международные правозащитные организации. Необходимо приложить усилия, чтобы реализовать свои права и воспользоваться ими.

Государство дает право, принуждает к праву. Свободу же дает сам Господь Бог.

И если человек живет без Бога, не является он сам по себе свободным, то и никакое право ему не поможет обрести в жизни радость и счастье.

Право на охрану здоровья

Реальное осуществление этого права разительно отличается, в частности, в зависимости от системы здравоохранения.

В странах с государственной медициной (социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико.

В странах со страховой медициной (Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).

В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих.

Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями . Согласно этим нормам действуют рабочие, производственные, иные советы, члены которых частично избираются работниками, другая часть назначается работодателями. Создаются они для решения социальных вопросов и не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность.

В развитых странах обязательным и бесплатным является девяти и одиннадцатилетнее образование;

В постсоциалистических странах – как правило, восьми-девятилетнее.

В развивающихся – обязательным и бесплатным является только начальное образование.

Свобода образования – означает право получать образование на усмотрение лица: в государственном, муниципальном, частных, церковных школах.

Высшее образование согласно конституции и законодательству об образовании может быть государственным и частным. В некоторых странах существует бесплатное высшее образование. Государственное высшее образование осуществляется и за плату.

Законодательство многих стран запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.

Конституции социалистических стран, как правило, устанавливают, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов.

Трудовые пенсии выплачиваются государством при достижении возраста у мужчин 60-65 лет, у женщин 55-60 лет и наличии трудового стажа 25-30 лет у мужчин и 20-25 лет у женщин. В отдельных странах эти критерии могут быть и выше.

Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств государственного бюджета, отчислений работодателей и самих работников. Кроме государственных пенсий, некоторым категориям работников выплачиваются муниципальные пенсии или доплаты к государственным пенсиям.

Законодательство отдельных стран содержит норму, согласно которой разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть более чем 2 раза (Швейцария).

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

  • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

  • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
  • http://ru.wikipedia.org/.

Права и свобода - это две концепции, которые в определенной степени пересекаются. Права - это моральное или юридическое право человека иметь или делать что-то. Свобода - это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Это наши права, которые обеспечивают и защищают нашу свободу. В этом смысле права и свободы всегда взаимосвязаны и неразделимы. Например, право голоса гарантирует, что каждый имеет право голосовать на выборах, это также автоматически дает нам свободу голоса. главное отличие между правами и свободой является то, что право является моральным или юридическим правом в то время как свобода - это состояние или качество свободы .

Какие права

Право - это моральное или юридическое право иметь или делать что-то. Права определяют, что разрешено людям, а что должно людям. Права помогают людям решить, какие действия допустимы, а какие институты справедливы. Права являются основой правительств и законов.

Все люди имеют права независимо от их религии, места жительства, пола, национального или этнического происхождения, языка, цвета кожи или любого другого статуса. Права человека универсальны и неотъемлемы. Они также неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы; лишение одного права может отрицательно сказаться на других правах. Права человека часто гарантируются и охраняются законом.

Права могут быть классифицированы на различные категории; естественные и законные права, индивидуальные и групповые права, позитивные права и негативные права, право требования и свобода - вот некоторые из этих категорий.

Естественные права являются правами людей в соответствии с естественными законами.

Законные права Права признаны и разграничены законом.

Позитивные права являются разрешениями на действия или разрешениями, которые должны быть выполнены.

Отрицательные права это разрешения не делать что-то или права, которые нужно оставить в покое.

Требовать права являются правами, которые влекут за собой обязанности, ответственность или обязательства других сторон в отношении правообладателя.

Свобода прав являются правами, влекущими за собой свободу или разрешение для правообладателя.

Что такое свобода

Свобода - это качество или состояние свободы, т. Е. Отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Большинство прав гарантируют, что их обладатели имеют право на свободу. Другими словами, именно права помогают нам достичь состояния свободы. Например, давайте рассмотрим одно из самых фундаментальных прав человека - право на образование. Это право гарантирует, что все дети могут получать образование; лишение ребенка этого права является преступлением. Таким образом, это право гарантирует, что ребенок свободен от принуждения и принуждения. Права на свободу, о которых мы говорили ранее, также вступают в игру. Право человека на что-либо заключается в его свободе делать или иметьчто-то. Например, право человека на свободу слова позволяет ему свободно говорить. Это означает, что никто не имеет права заставлять или принуждать нас прекратить выражать себя.

Разница между правами и свободой

Определение

права юридические и моральные права.

свобода это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.

защита

права защищены законом.

свобода защищен правами.

Взаимосвязь

права дать вам свободу.

свобода предоставляется по праву.

Изображение предоставлено:

«Цепочка выражения свободы» Stepph - Наша работа