Рабочая программа (5 класс) на тему: Контрольно-измерительный материал по православной культуре. Сказание о чудесах владимирской иконы божией матери

Чудо, что это? Если это «результат вмешательства внеприродной разумной силы в естественный ход вещей», то представления о чуде выходят за пределы компетенции науки. И это, разумеется, верно, но только отчасти. Ведь как раз ученые и способны найти объективно верные аргументы в пользу того, что некое событие возможно рассматривать как чудесное.

Однако следует помнить: не все знания в мире получены научным путем. Порой избранным дается откровение, и они доносят его до других. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы попросту знаем, что это так.

Чудеса объективно существуют, а это означает, мир наш устроен не совсем так, как говорят ученые-позитивисты. Выходит, что научная картина мира неполная и даже, вероятно, в некоторых случаях неверно отвечает на самые важные для всякого человека вопросы.


Чудо – это не крушение законов природы. Это просто результат влияния извне, результат чего-то, что оказало воздействие на природу и вызвало к жизни то, что сама природа сделать не в состоянии.

Вера в чудо тождественна сущности веры вообще. Религиозная вера есть вера в чудо, вера и чудо совершенно нераздельны.

Известно, что с помощью физического зрения мы способны видеть далеко не все, что существует на самом деле. Какие-то вещи действительно могут показаться нам странными, но это не повод их отрицать. К примеру, мы не можем увидеть радиацию, а только ее последствия, – но это же не означает, что такого явления не существует.

Искусствовед А.Салтыков (1900–1959) в своей работе «О чуде» написал: «Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней, духовной стороны жизни… Чудо бывает только там, где есть вера, то есть свободная готовность принять раскрываемый им внутренний смысл».

Чудеса творили основатели мировых религий и демонстрируют современные экстрасенсы. Прозрения, предсказание будущего, диагностирование по «ауре», лечение руконаложением и дистанционно, телепатическая передача мыслей и чувств, перемещения предметов «усилием воли», хождение по огню, по воде и , материализация и дематериализация вещей и собственного тела…

Знамения и чудеса в духовном мире человека имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни. Есть чудеса истинные и ложные, потому важно знать, какова научная интерпретация чуда, как ее определяют наука и религия.

Соотношение науки и чуда – вечная проблема. Более тысячи лет назад она была блестяще разрешена блаженным Августином. В его формулировке – что есть чудо и наука и как они друг с другом связаны? – утверждается:

«Чудеса не противоречат законам природы. Они только противоречат нашим представлениям о законах природы».

Чудо Благодатного огня

Для церкви чудо – это нечто обычное. Чаще всего «обновляются» либо мироточат иконы или происходит исцеление с помощью икон. Есть и чудо, которое совершается каждый год, в течении более полутора тысяч лет, на глазах у тысяч паломников. Это чудо обретения Благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня происходит в Страстную субботу накануне православной Пасхи.

Но ведь и это чудо случается, когда наличествуют определенные объективные условия: после продолжительной молитвы, при строгом соблюдении ритуала. Священный огонь принимает Иерусалимский патриарх; обязательно должны присутствовать и святые старцы-пустынники. Своя роль отведена и местным мальчишкам (православных арабов), которые, ворвавшись в храм с бубном, песнями и пляской славят Христа. Со стороны это выглядит почти святотатством, однако без них огонь не появляется.

Все присутствующие в храме люди терпеливо и с трепетом ждут выхода патриарха с огнем в руках. Считается, что если не сойдет Благодатный огонь, то наступит , а сам храм Гроба Господня будет разрушен. В разные годы томительное ожидание может продлиться от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением огня храм начинает озарятся яркими вспышками света: тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке, которую множество раз делали журналисты и паломники, хорошо видно, что они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола церкви, от окон и других мест – и заливают все вокруг ярким светом. Кроме этого, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят через стоящих людей не причиняя им вреда.

Через мгновение весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма, все помещение освещается, а на плите, которая закрывает Гроб Господень, перекатываются огненные шарики. От них патриарх и зажигает первую свечку. Молнии растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии.

Первое время – 3-10 минут – загоревшийся огонь имеет удивительные свойства – абсолютно не жжет, в независимости от того, от какой свечи и где он зажжен. Прихожане буквально умываются этим огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит им никакого вреда, поначалу не опаляет даже волос.

В этот момент происходят и другие чудеса. Западные журналисты даже засняли происходящие исцеления. На пленке показаны два случая: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, «смазанная» огнем, прямо на глазах затянулась, и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показывается прозрение слепого с бельмом на глазу, которое моментально исчезает.

Некоторые из ученых предположили, что огненные шарики, предшествующие появлению благодатного огня, не что иное, как .

Плащаница Христа

К чуду приравнивается основная и ценная христианская реликвия – . Знаменитая христианская реликвия остается как главный предмет раздора между религией и наукой, но в то же время и звеном, объединяющим две эти сферы познания мира.

Плащаница хранится в соборе Сан-Джованни, в приделе, со всеми отверстиями, заплатами, следами крови, огня и воды (в 1532 году ей тушили пожар, едва ее не погубивший). Реликвия содержится в глубоком вакууме и не будет извлечена до 2025 года. Уже нат сомнений, что отпечаток мужского тела на Туринской плащанице принадлежит Иисусу Христу.

Известны разные методы исследования плащаницы. Некоторые до такой степени убедительные, что отпадают всякие сомнения в ее подлинности.

Ну вот, к примеру, контур лица, негатив которого отпечатан на ткани, совмещены с наиболее древними из сохранившихся икон, изображающих Христа. Линии губ, носа, местоположение глаз на византийской иконе VI века до миллиметра совпали с отпечатком на плащанице. Сопоставлены текстура плащаницы и холста, изготовленного в Палестине в I века до н. э. Они абсолютно идентичны.

Палинологи – ученые, которые изучают пыльцу растений, – провели анализ спор, застрявших в ткани плащаницы. Были увеличены в десятки тысяч раз споры и – для сравнения – споры злаков, произраставших в Палестине времен Иисуса. Отличий не нашли.

Был проведен химический анализ бурых пятен, создающих на плащанице негативное изображение мужчины. Что это за вещество, неясно. Но точно доказано, что не краска.

А вот загадка, не разгаданная учеными. После пожара XVI века ткань плащаницы залатали. Заплаты были сделаны из тогдашней голландской ткани. Шов – также из голландских ниток. Но на сегодняшний день структура ткани заплат и ниток неотличима от структуры «родных» холста и ниток I века до н. э. Дать объяснение этой странности никто не берется.

Легендарный терновый венец, коловший голову мученика-Христа, – он был возможно, таким же, как этот, сделанный из высохшего палестинского терновника. А вот мелкие пятна крови, которые остались над бровями покоившегося в плащанице мужчины, их геометрия соответствует геометрии терновых колючек.

Отпечаток мертвого тела, который был завернут в плащаницу, был сфотографирован в поляризованном свете. И тогда выяснили, что глаза умершего были прикрыты монетами (чего по отпечатку, рассматриваемому в лучах обычного света, не видно).

Прикрывать монетами глаза усопшего – это традиция для иудейского ритуала погребения. Но когда исследователи внимательно рассмотрели одну из проступивших монет – лепту Пилата с надписью «Император Тиберий», – в надписи была найдена ошибка. Причем откликнулись коллекционеры, располагающие несколькими точно такими же, с идентичной ошибкой, монетами.

И наконец, самое удивительное – то, чего вот уж точно никак не может быть. Сенсация, полученная в ходе последних, в юбилейном 2000 году, исследований плащаницы. Эксперты проделали разумный опыт: обработали на компьютере отпечаток лица умершего в соответствии с разной интенсивностью оттенков множества точек. На экране дисплея появилось трехмерное изображение удлиненного мертвого лица. Но если обработать подобным образом обыкновенную фотографию или рисунок, изображение окажется плоским, двумерным. Это означает, отпечаток на плащанице – некая голограмма: заключающая в себе объем. Как именно – никто не может понять.

Чудесные знамения

Наверняка, всем знакомо ощущение чуда – удивительного мига, когда происходит нечто, что не укладывается в рамки обычного. О чудесах рассказывается едва ли не в каждом житии православного святого, в творениях Отцов Церкви, духовных подвижников. А в наше время свидетельства о чудесах в православии – являются ли они только предметом веры?

Особая Божия милость явлена и в наши дни. Прежде всего, это многочисленность чудесных знамений, их невероятное изобилие. Наиболее часты сообщения о мироточении, слезоточении. Известны также факты перенесения образа на стекло киота («удвоение»), звуковые знамения.

Описано множество чудесных знамений. Собрано большое количество случаев обновления икон – это такие явления, когда потемневшее от времени изображение на иконе без видимых на то причин становится ярким и отчетливым, словно новым.
А икона, согласно церковному преданию, – это «окно» в мир горний, в «мир надмирный»…

Когда Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева возвращал Церкви чудотворную икону Богоматери, изображение вдруг «ожило», а зал наполнился ни с чем не сравнимым благоуханием. Тот, кто имеет дело с иконами (не обязательно в храме, но в музее), знает, что в действительности временами исходит от некоторых икон такой аромат, который не имеет ничего общего с запахом ладана или церковного масла. Возможно ли это анализировать?

Из исторических летописей мы знаем, что на глазах у десятков тысяч горожан обновлялись иконы и церковные купола храма, когда сами колокола звонили без участия звонарей.

Из средневековых тибетских источников нам известно о многочисленных случаях самовозникновения священных изображений и статуй будд, божеств и бодхисаттв, обладавших поистине чудесными свойствами. Они могут смеяться или плакать, подчас кровавыми слезами, самопроизвольно перемещаться в пространстве или отказываться покидать свой пьедестал. Они являются почитателям во сне, наяву или во время медитации и высказывают им свои требования и пожелания.

Осталась память о необычном явлении благодатного огня, когда возвышенное сознание озаряется пламенными языками исходящего света. В древних документах говорится: во время молитвы св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая: «не заря ли?». Сияние возгоралось над монастырем, когда молилась св. Клара. Как-то раз свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, что «произошел пожар».

Мироточащие иконы

Церковное предание знает несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Мироточение или слезоточение иконы не является исключительным явлением. В XX веке в России эти знамения были массовыми. Зафиксировано сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат – в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон.

Само по себе мироточение не было событием, на основании чего икона считалась чудотворной. Как правило она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое только указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов.

Лабораторные анализы показывали, что эта жидкость органического происхождения, временами напоминающая оливковое масло. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установили, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего» (в широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимается любое чудесное проявление влаги на иконах и священных предметах).

Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до росы, потому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель тоже весьма различны. Подчас они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Бывали случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а после появляться снова.

Некоторые объясняют это явление тем, что в храмах горят множество лампадок, масло испаряется, а в холодном месте конденсируется в виде капель. В отдельных случаях поверхностью конденсации может служить красочный слой икон.

Однако известно – лампадное масло – минеральное сырье, это продукт перегонки нефти, а масло, стекающее с икон, – органического происхождения, похожее на растительное. Это два различных класса химических веществ, спутать которые невозможно. И превратить одно в другое никак нельзя – это было бы чудом, более невероятным, чем истечение мира. Кроме этого, будь это конденсация, по какой причине она происходит только на иконах? Мы видели капли масла на стенах, потолке, на храмовом полу? И как быть с «плачущими» иконами в домах простых людей, где горит лишь одна лампада?

Был проведен опыт в доме, где наблюдалось массовое мироточение: на столе лежало несколько икон с широкими промежутками между ними. Не только иконы были покрыты крупными каплями масла. Оно выступало и в промежутках. Эксперт-физик положил простую картонную иконку на стол рядом с уже промасленными иконками хозяев. Просто на его глазах чистая, «нечудотворная» иконка покрылась тремя масляными пятнами. В течении часа эти пятна увеличились в размерах. С нее скатились крупные капли масла.

Наука помогает отделить банальные случаи от уникальных и необъяснимых, без привлечения внеприродных разумных сил. В частности, физика помогает оценить процесс мироточения и мощность мироточащей иконы, которая сопоставима с мощностью атомной электростанции. Такое явление в жизни встречается только в случае ядерного превращения, когда при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Никто ведь не доказал, что наука может описать все явления материального мира.

Чудеса с иконами

Иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Но некоторые избираются промыслом Божьим для особенных знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, святое миро – вещественные проявления мира горнего, Царствия Божия.

История православия насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Главным основанием для почитания образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи человеку. Порой эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как обрести Ее образ: иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами по себе; от них наблюдалось: сияние при их обретении, исходило благоухание, звучал голос; икона сама собой обновлялась или оживало изображение на ней.

От некоторых образов чудесным образом источались кровь и слезы. Истечение крови, обычно, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, которые оскорбили святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы, воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о Своих чадах. В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей позднее название «Плачущая» (в Румынском Сокольском монастыре).

Среди феноменов, связанных с иконами, бывает, хотя и намного реже, – удвоение образности на стекле, защищающем икону. Будто невидимый алмазный резец наносит на него контуры иконописного сюжета. При этом никогда о таком явлении не приходилось слышать в музеях и художественных галереях, где хранятся живописные полотна. Выходит, феномен имеет избирательную природу, он связан со смыслом изображаемого на иконе, а порой с происходящими событиями. Эта реальность лежащая за пределами того, что мы привыкли называть наукой.

Явление Ангелов

Необыкновенное чудо представляют из себя светящиеся лунным светом бесплотные формы сущностей, огромного роста.

Такого рода существа встречаются в космосе и в наше время. Их наблюдали неоднократно и наши, и американские космонавты. В далеком 1985 году, когда советская космическая программа была на подъеме, а о чрезвычайных ситуациях в космосе не принято было говорить, на космической станции «Са-лют-7» произошло непредвиденное. Проходил 155-й день полета. Экипаж из шести человек: три «старожила» – Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев – и «гости» – Светлана Савицкая, Игорь Волк, Владимир Джанибеков – занимались запланированными экспериментами.

Внезапно на пути станции «Салют» появилось большое облако оранжевого газа неизвестного происхождения. Пока космонавты терялись в догадках, что это может быть, а Центр управления полетом анализировал полученные со станции сообщения, «Салют-7» вошел в облако. На какой то миг показалось, что оранжевый газ проник внутрь орбитального комплекса. Оранжевое свечение окружило каждого космонавта, ослепляя и лишая возможности видеть происходящее. К счастью, зрение вернулось почти сразу. Кинувшись к иллюминатору, космонавты оцепенели – с той стороны сверхпрочного стекла в оранжевом облаке газа отчетливо были видны 7 фигур невероятных размеров.

Никто из экипажа не сомневался: в космосе перед ними парили создания света – небесные ангелы!

Почти как люди, они все-же были другими. И дело не в громадных крыльях или ослепительных ореолах вокруг их голов. Главное отличие заключалось в выражении на их лицах. Словно почувствовав на себе взгляд, ангелы обратили свои лица на людей. «Они улыбались, – рассказывали в последствии космонавты. – Это была не улыбка приветствия, а улыбка восторга и радости. Мы так не улыбаемся». Корабельные часы бесстрастно отсчитали 10 мин. По истечении этого времени сопровождающие станцию ангелы исчезли. Пропало и оранжевое облако, оставив в душах космонавтов ощущение необъяснимой утраты.

Когда с отчетом о произошедшем ознакомились руководители полета, отчет сразу получил гриф «секретно».

Сейчас, когда достоянием гласности стало многое, выяснилось, что и американские космонавты много раз встречали в космосе ангелов. Их даже сфотографировали при помощи орбитального телескопа «Хаббл». Появление ангелов отмечала и аппаратура исследовательских спутников.

Сравнительно не так давно телескоп «Хаббл» вновь преподнес сюрприз. Во время исследования галактики NGG-3532 сенсоры «Хаббла» зафиксировали появление на орбите нашей планеты семи ярких объектов. На некоторых из полученных потом снимков виднелись немного размытые, но все же различимые фигуры светящихся крылатых созданий, напоминающих библейских ангелов! «Они были около 20-ти метров высотой, – рассказывал инженер проекта „Хаббл“ Джон Пратчерс. – Их крылья достигали в размахе длины крыльев современных аэробусов. Эти создания излучали невероятное свечение. Мы пока не можем сказать, кем или чем они являются. Но, как нам показалось, они хотели, чтобы их сфотографировали».

Нетленные мощи

Мощи святых остаются нетленными в течении многих столетий. Возможно ли с научной точки зрения объяснить их чудотворную силу? Исследования мест захоронения святых в Киево-Печерский лавре выявили мощное биологическое излучение, которое исходит от мощей. Проводили эксперимент: элитные семена пшеницы облучались в лаборатории 13 000 рентген, а после их прикладывали к святыням, как бы «облучали» божественной энергией. Результат превзошел все ожидания: семена, побывавшие у икон и мощей, дали дружные всходы. А семена, которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший полив и удобренную почву.

Обычно, чудесные исцеления у икон и мощей объясняют самовнушением. Но опыт с семенами доказал, что психологический аспект тут ни при чем. А сколько исцеляется младенцев. Можно было бы считать все примеры простым совпадением, но есть диссертации врачей, в которых описываются случаи исцеления безнадежных больных. С медицинской точки зрения их невозможно объяснить.

Несколько лет назад в Бурятии был вскрыт кедровый саркофаг с телом хомбо-ламы (верховного ламы Бурятии) Даши-Доржо Итигилова XII. В 1927 году, предвидя близящуюся расправу со служителями буддийского культа, хомбо-лама сел в позу лотоса и погрузился в медитацию. Спустя какое-то время он затих. Согласно завещанию учителя, ученики поместили его бездыханное тело в саркофаг и положили рядом пахучие травы. Вскрыв, почти согласно воле умершего, саркофаг через 30 и 75 лет, буддисты убедились в нетленности тела.

В 2002 году сидящего хомбо-ламу переместили в Иволгинский дацан, где его могут видеть верующие и изучать специалисты. Последние анализы тела и органов, которые были проведены относительно недавно группой судмедэкспертов, подтвердили, что тело не имеет признаков тления, суставы сохраняют подвижность, а кожа – упругость, случайные мелкие порезы позволяют увидеть красную студенистую жидкость, напоминающую кровь.

Медитация способна творить чудеса. Продемонстрирована фантастическая сила психической энергии. Хомбо-лама сознательно ввел себя в летаргию, при которой обмен веществ свелся практически к нулю. Возможно вполне допустить, что буддийский священник до сих пор жив, попросту ранее мы не сталкивались с такой формой существования.

Бывает и так: чудо остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий. Безразличие к чуду, вероятно, не дает проявляться ему вновь. Смысл же чуда в пробуждении чувства веры. Только проявление абсолютной веры стимулирует появление чуда. Внутренние силы пробуждают неведомое и побуждают к проявлениям необычных, чудесных явлений.

Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

Почитание Пресвятой Девы Марии, Божией Матери - важнейший элемент христианского вероучения. Оно было установлено в 431 г. на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе и подтверждено последующими IV, V, VI и VII Вселенскими Соборами. Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора, епископа Анкирского: "Кто не признает Владычицу нашу Богородицею, тот отчужден от Бога".

Храмы и монастыри в честь Пресвятой Божией Матери, иконы, ей посвященные, становятся одним из главных атрибутов христианского бытия. Столь же важными почитаются и чудеса, совершенные иконами - исцеление больных, примирение воюющих, спасение погибающих. Нередко иконы сами выбирали себе то место, где они должны находиться - зафиксировано множество сказаний о том, как иконы неоднократно сходили с места до тех пор, пока люди не догадывались, куда их нужно поставить. В православной традиции известно также немало случаев, когда иконы чудесным образом переносились из Палестины в Константинополь, из Константинополя в Рим, а затем обратно в Константинополь.

Согласно преданию, Богородица оказывала особое покровительство двум доставшимся ей земным уделам - Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. Особенно стало почитаться чудо, совершенное в 910 году - Богородица явилась во Влахернском храме Константинополя, простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.

Религиозно-философский смысл этого чудесного явления оказался более чем значительным. С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира. Ведь Богородица рассматривалась как главная Заступница за людей перед Господом, покрывающая своим Покровом все истинное христианство. Через чудотворные иконы или собственными явлениями Богородица показывала людям Свою волю, и Сама решала, кто должен быть под ее защитой.

С принятием христианства культ Божией Матери сразу же утверждается и на Руси. Владимир Святой посвящает Пресвятой Богородице главный храм Киева (известный также как Десятинная церковь), а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливает праздник - первый христианский праздник собственно Русской Церкви (отмечался 11 или 12 мая ежегодно). В числе первых икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получившие позднее прозвание Корсунских. В честь Успения Богородицы был освящен и главный храм Киево-Печерского монастыря - Великая Успенская церковь. Причем, согласно преданию, Богородица сама явилась греческим зодчим, построившим позднее этот храм, со словами: "Хочу церковь воздвигнуть себе на Руси, в Киеве".

Особый культ Божией Матери в Киевской Руси как бы подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров.

Одним из свидетельств покровительства Богородицы считались чудотворные иконы.

Около 1131 года из Константинополя в Киев были доставлены две иконы Божией Матери. Во имя одной, называющейся Пирогощей ("Башенной"), в том же 1131 году был заложен каменный храм в Киеве. Другая, писанная по преданию святым евангелистом Лукой, была помещена в женский Вышгородский монастырь под Киевом.

В 1149 году удельным князем Вышгорода стал сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич, позднее получивший прозвание Боголюбский (ок.1110 - 1174). В 1155 год он без согласия отца решает покинуть свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. С собою он взял икону, которая находилась в Вышгородском монастыре. Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич строит в ее честь Успенский собор, а саму икону окружает особым почитанием. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю - чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

Уже вскоре, в начале 60-х годов XII века, появился и наиболее ранний вариант "Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери". По мнению исследователей, "Сказание" было создано при непосредственном участии Андрея Боголюбского, ведь свидетелем более половины чудес, записанных в "Сказании", был сам князь. Следовательно, Андрей Боголюбский видел в иконе державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси.

В то же время, чудотворная икона изначально выступает в "Сказание" и как общерусская, и даже, как общехристианская святыня. Об этом говорится уже в самом начале "Сказания": "…Этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов исцеляет". А общерусский характер подчеркивается теми фактами чудес, которые совершаются с жителями иных городов.

Интересно, что, согласно "Сказанию", инициатива перенесения иконы на Север исходит даже не от Андрея Юрьевича, а от самой Божией Матери - еще до решения князя уехать из Вышгорода, икона уже три раза чудесным образом сходила с места. И сам князь не просто уносит икону с собой, а смиренно просит Богородицу быть заступницей и посетить "новопросвещенных людей", которых князь полностью отдает под власть Богородицы - "да будут все в Твоей воле".

По мере продвижения в Ростово-Суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждается в правоте своего выбора, доказательством чего служат многочисленные чудеса, совершенные иконой. Позднее появится свидетельство, которого нет в древнейшем варианте "Сказания" - о явлении Божией Матери Андрею Боголюбскому, которая повелела ему именно Владимир сделать столицей.

Следовательно, уже в ранней редакции текста "Сказания" в еще неразработанной форме присутствует новое понимание значения Богородицы для Руси - Сама Пресвятая Божия Матерь, по воле Божией, устанавливает над Русью Свое особое покровительство.

Но пока это особое покровительство Богородицы связывалось только с Владимирской Русью. Недаром именно Андрей Боголюбский придавал огромное значение утверждению почитания Божией Матери во Владимирской земле. Кроме Успенского собора он строит храмы Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова Богородицы на Нерли. По преданию, именно Андрей Боголюбский устанавливает праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября. Покров Богородицы отмечался и отмечается как один из главных православных праздников только на Руси.

И Богородица являла все новые знаки Своего покровительства. Так, именно с новым чудом от иконы Владимирской Божией Матери была связана победа Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году (описание этого чуда не вошло в раннюю редакцию "Сказания").

Начиная с XIV века, когда Москва постепенно стала превращаться из удельного города в столицу Русской державы, особый культ Богородицы поддерживается уже московскими великими князьями.

Не случайно главным храмом Москвы был Успенский собор, построенный еще Иваном Калитой и заново возведенный при Иване III в конце XV века. А с религиозно-мистической точки зрения очень важно, что строительству еще первого храма при Иване Калите, предшествовало пророчество митрополита Петра, однажды сказавшего князю: "Если меня послушаешь, и храм Пречистой Богоматери воздвигнешь в своем граде, и сам тогда прославишься больше иных князей, и сыновья, и внуки твои из рода в род, и град сей будет славнее всех городов Русских, и святители жить в нем будут, и прославится Бог в нем".

В этом случае Москва становилась духовной преемницей и двух русских столиц, Киева и Владимира, где главными были храмы в честь Богородицы, и Константинополя, находившегося под Ее опекой. Таким образом, устанавливая и поддерживая в Москве особый культ Божией Матери, московские князья, так же, как и их предшественники, отдавали свое государство под водительство и покровительство Пречистой, и подчеркивали особую расположенность Господа к Московской Руси.

В этом смысле характерно, что в середине XVI века появляется новая, распространенная редакция "Сказания об иконе Владимирской Божией Матери". Ведь теперь Божия Матерь почиталась как главная защитница и хранительница всей Московской Руси. Более того, Москва, пользующаяся покровительством Богородицы, стала осознаваться как центр, ядро, средоточие не только России, но всего мира.

Подтверждением покровительства Богородицы над Россией стали многочисленные чудеса от различных икон Божией Матери, а также явления Богородицы московским жителям (например, преподобному Сергию Радонежскому). Немалую роль во всех этих процессах сыграла и икона Владимирской Божией Матери. Так, именно с этой чудотворной иконой связали избавление Руси от нашествия Тамерлана в 1395 году. В надежде на спасение русского войска, обреченного на гибель в сражение с превосходящими его полчищами Тамерлана, Владимирская икона была перенесена в Москву. И чудо свершилось, - Богородица явилась Тамерлану во сне и повелела оставить пределы России.

С тех пор на 26 августа был установлен праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, а сама икона до начала ХХ века находилась в Успенском соборе Кремля. И до сегодняшнего дня Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. В целом же, особое почитание Пресвятой Богородицы в России можно признать одной из важнейших характеристик русского религиозно-философского сознания вообще, и русской религиозно-философской мысли, в частности.

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Перевод с древнерусского языка В.П. Гребенюка


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | Относится к «О доказательствах чудесного»

Три чуда от бога свидетельствующие об истинности православной веры


Это - иллюстрация к мировоззре нческой статье О доказательствах чудесного , обосновывающей почему все подобные доказательства - ложны.

В наше время приходится слышать: "А почему вы думаете, что только Православная вера - истинная? А католики говорят, что их вера истинная". Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что Православная вера дана Самим Господом Его апостолам и сохранена в неизменном виде только в святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших.

Вот три таких важнейших знамения: