Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов

В настоящее время российская уголовно-исполнительная система претерпевает существенные изменения, которые связаны с ориентацией на обеспечение прав осужденных, исключение фактов унижения человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, с движением к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. В Европейских пенитенциарных правилах (ст. 64) отмечается, что заключение самом по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением . Этот процесс сопровождается существенным пересмотром правовой базы, регламентирующей порядок организации исполнения наказания с учетом требований государства и современного общественного развития, а также приведения к международным стандартам. В такой ситуации необходимым инструментом соблюдения законности в исправительных учреждениях является прокурорский надзор. В соответствии с законом «О прокуратуре РФ» надзор за соблюдением законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ей прокуратурами . Наряду с территориальными органами прокуратуры, функционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Выделение прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями исправительных учреждений в отдельное направление связано со спецификой предмета надзора и задачами указанного направления деятельности. Значение данного вида прокурорской деятельности определяется тем, что в исправительных учреждениях находятся граждане, которые ограничены в возможности применять, предусмотренные законом и доступные иным лицам, средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем, органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов . Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах лишения свободы, требовать от администраций исправительных учреждений создания надлежащих условий содержания осужденных, которые четко регламентируются действующим законодательством, и отступление от которых должно строго наказываться. Сложность задач, поставленных перед прокурором, обусловила наделение его специальными полномочиями, каких нет на других участках надзора: отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, освобождать своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в исправительных учреждениях. При этом никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен, он может в любое время посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказания. Его постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрациями мест лишения свободы. Для осуществления эффективной надзорной деятельности за исполнением законов администрациями исправительных учреждений необходима грамотная организация работы прокуратуры. Прокурору, осуществляющему надзор в рассматриваемой сфере, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, оценивать состояние законности в каждом исправительном учреждении и в зависимости от результатов планировать проведение проверок. Ведь, именно такая форма осуществления надзора, как проверка соблюдения законности администрациями исправительных учреждений позволяет выявить и устранить нарушения, то есть сделать надзор эффективным. Неотъемлемой частью прокурорского надзора и одним из важнейших источников информации о состоянии материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных, законности привлечения к труду, наложении на последних взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и других условий режима исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы является рассмотрение обращений осужденных. Формой реагирования на обращения осужденных также могут быть проверки. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Проверки могут быть организованы с привлечением специалистов разных профилей из других государственных учреждений. Например, проведение качественной проверки с привлечением специалистов МЧС, на соответствие противопожарному законодательству всех производственных и жилых объектов. Специфика организации прокурорской проверки состоит в многообразии объектов надзора, так как на территории одного исправительного учреждения располагаются различные хозяйственные постройки, производственные объекты: банно-прачечный комбинат, магазин и другие. Порядок, алгоритм и тактика проводимых проверок каждый раз может меняться что, несомненно, в большинстве случаев, приводит к эффективным результатам по выявлению нарушений закона. Следует отметить, что во всех исправительных учреждениях подвергнутых плановым проверкам проводятся контрольные проверки, с целью фактического устранения ранее выявленных нарушений. В целях устранения нарушений законов администрациями исправительных учреждений, прокурор принимает исчерпывающие меры, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушения требуется время, финансовые затраты, прокурором вносятся акты прокурорского реагирования. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» , предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах. Как показывает практика, наиболее результативно рассматриваются представления в присутствии прокурорских работников. В каждом случае проводится фактически оперативное совещание, на котором делает доклад каждый сотрудник, имеющий отношение к выявленным нарушениям, обсуждаются меры по противодействию совершению подобных нарушений закона в будущем. В конечном итоге, специализированным прокурорам необходимо рассчитывать, прежде всего, на обеспечение состояния законности, а не на количество выявленных нарушений. Нельзя обойти вниманием деятельность исправительных учреждений по применению мер взыскания к осужденным, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания. Данное полномочие требует высоких профессиональных навыков со стороны сотрудников исправительного учреждения в оценке тяжести совершенного осужденным нарушения, его опасности для окружающих, обстоятельств, условий и мотивов его совершения. Даже в условиях очевидности нарушения требуется тщательный анализ ситуации, составление соответствующих документов, отобрание объяснений и т. п., которые подтверждали бы виновность привлекаемого к дисциплинарной ответственности . Прокурорский надзор здесь заключается в том, чтобы наложенное взыскание в отношении осужденного было объективным и соответствовало проступку. Поэтому прокуроры уделяют большое внимание наличию оснований для применения тех или иных мер взыскания. Например, если поступил осужденный отрицательной направленности, негативно влияющий на оперативную обстановку в учреждении, то прокурору необходимо оценить эффективность работы оперативных подразделений, своевременность обмена информацией с воспитательными и режимными подразделениями. Также, со стороны отделов безопасности подразделений исправительных учреждений ФСИН в максимально сжатые сроки должна поступать информация в воспитательный и оперативный отделы об отрицательных изменениях в поведении того или иного осужденного. Прокуратура своей деятельностью должна упреждать нарушения закона и возможное развитие негативных процессов в соблюдении осужденными установленного порядка отбывания наказания.

Сущность задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы стр. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы стр. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы стр.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 3

Частное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Балтийский Гуманитарный Институт»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Уголовного и уголовно-процессуального права»

Дисциплина «Прокурорский надзор»

Реферат на тему: «Прокурорский надзор за исполнением законов

В местах лишения свободы»

Выполнила: студентка 4 курса

Заочного отделения группа № ________

Невицкая Виктория Юрьевна

Направление: юриспруденция

Проверил:

К.ю.н. доц., В.С. Харламов

Отметка о зачете_______________

Подпись:__________________

«____»________2015г.

Санкт-Петербург

2015

Введение

стр. 3

Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы

стр. 4

Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы

стр. 8

Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы

стр.16.

Заключение

стр. 19

Список использованной литературы

стр. 21

Приложение.

Примеры актов прокурорского реагирования и принятые по ним решения

1). Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства

стр. 1-6

2). Протест на постановление начальника исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания

стр. 7-10

3) Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства

стр. 11-16

  1. Введение

В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 «Закона о прокуратуре» в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Проводимыми надзорными мероприятиями специализированной прокуратурой ежегодно выявляются нарушения закона, при этом наибольшее их число касается вопросов бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, организаций и проведения воспитательной работы с осужденными, а также обеспечения требований режима исправительных учреждений. Выявляются случаи вступления сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов в запрещенные связи с осужденными.

Одной из сторон, негативно влияющих на состояние законности в местах лишения свободы, являются серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.

2. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы.

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Лица, лишённые свободы имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов осужденных к лишению свободы является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 года
№ 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с осужденными.

Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

В ст. 3 «Закона о прокуратуре Российской Федерации» содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Российской Федерации (далее по текст - Конституция), данный Федеральный Закон, другие Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, заключенную в Риме в 1950 году, Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, и другие международные договоры регламентирующие отношения по гражданским, семейным и уголовным делам.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. В Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», (далее по тексту – Закон о прокуратуре). В этом Законе о прокуратуре определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности. Закон о прокуратуре определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.

Среди них Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Полномочия прокурора по осуществлению надзорной деятельности за учреждениями и органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Надзорная деятельность прокуратуры за исполнением законов в местах лишения свободы закреплена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 №6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3.Предмет и объекты прокурорского надзора

за исполнением законов в местах лишения свободы

Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1.Законность нахождения лиц в местах содержания, органах и учреждениях, исполняющих наказание.

2.Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания осужденных в учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Под законностью нахождения лиц в исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в учреждения и органы; законность содержания в них; законность освобождения.

Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей осужденных свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией, с ограничениями, строго регламентированными законодательством.

Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей осужденными к лишению свободы.

Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Порядок исполнения обязанностей осужденных, содержащихся в соответствующих учреждениях, вытекают из требований законов, регламентированных ведомственными нормативными актами, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что лица, в них содержащиеся, обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение «Об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 № 259.

При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий осужденных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.

Поднадзорные прокурорам органы и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, определены пп. 9, 10 ст. 16 УИК РФ, это исправительные колонии общего, строгого и особого режима, воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственные изоляторы.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки наказания в виде лишения — не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.

4. Полномочия прокурора и организация работы по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре.

К полномочиям прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы относятся:

  1. Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Закона о прокуратуре. Данное право предусмотрено и в ст. 24 УИК РФ. Закон о прокуратуре не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
  2. Опрашивать осужденных к лишению свободы. Опрос указанных лиц является так же средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться. Путем опроса могут быть выявлены таки существенные нарушения закона, как применение к осужденным недозволенных методов применения в нарушении закона специальных средств и физической силы.
  3. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения норм закона.
  4. Требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
  5. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа.

К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

  1. требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав осужденных;
  2. внесение протестов и представлений;
  3. отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на осужденных, немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора;
  4. возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Проверка исполнения законов – одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах лишения свободы. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 6 от 16 января 2014 отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.

Соблюдение прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, является главным предметом прокурорской проверки. Предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц, осужденных к лишению свободы, о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.

Осуществляя надзор, прокурор:

1.проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

2.требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности.

3.проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

4. требует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

5.Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению.

При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:

  • законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
  • соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
  • законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
  • соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
  • соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
  • соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
  • соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
  • законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
  • обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
  • законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
  • состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
  • соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
  • соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
  • законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
  • выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

4. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в местах лишения свободы.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные «Законом о прокуратуре РФ» формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генерального прокурора РФ № 195 от 07.12.2007. Так, в соответствии с п.16. вышеуказанного приказа в документах прокурорского реагирования излагается правовая сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Прокурор обязан принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований.

Постановления прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок; протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, в зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление – письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в срок один месяц должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания, лишенных свободы лиц, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо, может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации, места лишения свободы.

Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.

5. Заключение

В работе рассмотрены особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы. Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров.

Статья 22 Уголовно-исполнительного кодекса закрепляет, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Глава 4 «Закона о прокуратуре РФ» закрепляет порядок осуществления надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определяет предмет надзора, полномочия прокурора и говорит об обязательности исполнения постановлений и требований прокурора.

В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, до сих пор остаётся кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения осужденных. Условия содержания осужденных к лишению свободы не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства, имеют место случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, вступления их в запрещенные связи с осужденными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.

В связи с вышесказанным, следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания с целью соблюдения законности, прав и обязанностей осужденных, соответствия издаваемых администрациями актов Конституции и федеральным законам имеет очень важное значение именно сегодня, когда криминогенная обстановка в нашей стране ухудшилась, увеличилось количество преступлений, выросло число лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор или назначены меры принудительного характера.

Поэтому, основным направлением деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы будет продолжение работы, направленной на повышение эффективности прокурорского надзора в сфере обеспечения правопорядка и законности в деятельности исправительных учреждений, соблюдения законных прав осужденных отбывающих наказание в учреждениях, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.

6. Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 (в ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре Российской Федерации», www.consultant.ru
  3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 (в ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», www.consultant.ru
  4. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», www.consultant.ru
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», www.consultant.ru
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», www.consultant.ru
  7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, с изменениями и дополнениями на 20.11.2014.

Литература

1. Н.В. Ласкина, Прокурорский надзор. Учебник, Издательство "Юстицинформ"-М, 2012 г.: ISBN: 978-5-7205-1093-0, www.litres.ru

2. Прокурорский надзор. Учебник для бакалавров. 11-е издание переработанное и дополненное. Под общей редакцией профессора Ю.Е. Винокурова. © ООО «Издательство Юрайт», 2014 - М.: ISBN 978-5-9916-3477-9, static . ozone . ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4120. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования 72.09 KB
Предмет исследования в совокупности составили теоретические понятия и принципы, характеризующие прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования; особенности осуществления данной деятельности.
14171. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних 23.18 KB
Сущность и задачи надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законодательства об образовании и труде несовершеннолетних. Надзор за исполнением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
19573. Профилактика виктимности и перспективы совершенствования системы мер предупреждения виктимного поведения в местах лишения свободы 68.6 KB
Прямым следствием криминализации общественных отношений при отбывании лишения свободы выступает виктимизация осужденных. Стоит исключить из процесса криминализации осужденных жертв преступлений, и она станет утрачивать свое содержание - общественную опасность и вредоносность.
17514. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы 37.08 KB
Несовершеннолетние отбывшие наказание в виде лишения свободы и осужденные без лишения свободы как объект социальной работы. Нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними отбывшими наказание в местах лишения свободы и осужденными без лишения свободы.
14063. Прокурорский надзор 14.06 KB
Основная сущность прокурорского надзора.Основные цели и задачи прокурорского надзора.Основные отрасли прокурорского надзора. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности его отличие от других видов деятельности как прокуратуры так и иных государственных органов определяется содержанием этой деятельности которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения требований законов соответствия иных правовых актов закону и устранении...
18591. Прокурорский надзор за законностью в уголовном судопроизводстве 113.87 KB
Исследования в области соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах уголовного преследования показали что граждан по-прежнему лишают доступа к правосудию отказывая в принятии заявлений и возбуждении уголовных дел. Анализ работы следственных подразделений органов КНБ показал что по-прежнему нарушаются сроки следствия. опрос 200 прокуроров из разных регионов страны показал что примерно у трети из них отсутствует чёткое представление о выполняемых ими функциях Приложение А. Например недооценка прокурорами необходимости...
5871. Прокурорский надзор. Сущность и задачи прокурорского надзора 41.05 KB
Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры. История создания и возникновения прокурорского надзора Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Возникновение прокурорского надзора в России Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Прокуратура возникла...
12404. Аспекты исполнения пожизненного лишения свободы 49.17 KB
Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания. Эволюция института пожизненного лишения свободы в Российском законодательстве. Пожизненное лишение свободы – понятие сущность признаки. Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.
14030. Проблемы применения пожизненного лишения свободы 47.74 KB
Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания. История развития законодательства по применению пожизненного лишения свободы.Уголовно правовая характеристика преступлений за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы. Проблемы применения пожизненного лишения свободы.
14185. Надзор за исполнением законодательства 41.63 KB
Сложные взаимосвязи природы и человека в конечном счете опосредуются рациональным природопользованием выполнением специальных мероприятий исключающих или минимизирующих вред окружающей природной среде сопровождающий производственную активность людей; д надзор за исполнением законов о предпринимательской и иной экономической деятельности. Избирательность общенадзорной деятельности прокуратуры проявляется в выделении приоритетных направлений надзора в сосредоточении внимания прокуроров на актуальных проблемах соблюдения тех или иных...

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания.

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

    законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

    соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

    законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями отбывания наказания.

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.

Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч.1 ст. 24 УИК).

В процессе личных посещении прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.

Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст. 33 Закона “О прокуратуре” права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушении законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месячного срока ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из-" давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Дополнительной гарантией оперативного устранения незаконных действий персонала является то, что согласно ч. 1 ст. 33 Закона “О прокуратуре” до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостановить действие опротестованного акта.

3. Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

Сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч людей, отбывавших наказание и находящихся в местах лишения свободы, ежемесячно сталкиваются с деятельностью должностных лиц прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года №2202-1:

Часть 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет (абзац 6):

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Кроме того, прокурор прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не является должностным лицом, наделенным законом полномочиями по осуществлению функции уголовного преследования, поскольку прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях надлежит осуществлять надзор за исполнением требований Федерального Закона №2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" как важной составной частью общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях. В силу абзаца 6 пункта 2 статьи 1 Федерального Закона №2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" на прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложен надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях может принимать участие в судебном заседании по вопросу условно-досрочного освобождения только на вашей стороне или как сторонний наблюдатель, надзирающий за соблюдением законов администрацией колонии. При этом не может решать вопроса о вашем освобождении - такое право дано только прокурору района.

Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

2.1 Особенности возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях Расследование ведется в закрытом учреждении, имеющем скрытые традиции и процессы, непосредственно влияющие на сбор доказательств...

Наказание в тюрьмах

Согласно статьи 85 УИК РФ в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках...

Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов...

Понятие режима исполнения и отбывания наказания и способы его обеспечения

Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначение -- обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений...

Правоотношения в сфере трудового права

Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов...

Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях

Прокурорский надзор за исполнением законов. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: - рассматривает и проверяет заявления...

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

1. При осуществлении возложенных на прокурора функций он: - рассматривает и проверяет заявления...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

уголовный пожизненный арест наказание Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Согласно ст. 85 УИК РФ предусмотрены основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий. Это: массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч.1 ст...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений...

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назнача­емые судом меры принудительного характера, администра­циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения на­рушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использо­вать:

    • специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33
    • полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов (ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации");
    • полно­мочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно ст. 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

    1. посещать в любое время органы и учреждения , указанные в статье 32 Федерального закона;
    2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
    3. знакомиться с документами , на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
    4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных , заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления , возбуждать производства об административных правонарушениях . До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
    5. отменять дисциплинарные взыскания , наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Без законных оснований содержание лиц в этих учреж­дениях и органах будет в случаях:

    • отсутствия документов , оформленных в соответствии с установленными правилами (постановлений, приговоров, определений), либо
    • истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений». Порядок освобождения осужден­ных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. При установлении случаев содержания указанных лиц без законных оснований прокурор или его заместитель вы­носит постановление об их освобождении. Это постановле­ние подлежит немедленному исполнению.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

К специальному полномочию относится право прокуро­ра посещать в любое время учреждения и органы, ука­занные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ пре­дусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также проку­роров, непосредственно осуществляющих надзор за испол­нением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следователь­но, он сам определяет время посещения.

Закон не ограничивает прокурора какими-либо основа­ниями для посещения указанных учреждений и органов.

При этом проверки могут быть:

    • целевые, т.е. затра­гивающие, как правило, законность отдельных сторон дея­тельности учреждений (например, соответствие требовани­ям закона условий труда лиц, лишенных свободы);
    • общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящих­ся к предмету надзора.

Наделение прокурора полномочием требовать от адми­нистрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, ад­министрации мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом на­правлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

    1. прокурор может требовать от администра­ции указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
    2. прокурор может, исходя из конкретной ситу­ации, установить время для исполнения своих требований;
    3. эти требования подлежат обязательному ис­полнению администрацией;
    4. обжалование администрацией требова­ний прокурора не приостанавливает их исполнение.

Прокурор вправе проверять соответствие законода­тельству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, ука­занных в ст. 32 Закона о прокуратуре, не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном ха­рактере, но и по собственной инициативе.

Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзор­ной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц . Он может требовать объяснения по любому проверя­емому вопросу о нарушениях законности в деятельности ад­министрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письмен­ную) следует использовать. Получение объяснений позволя­ет прокурору выяснить причины и условия, способству­ющие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Отличи­тельной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов является приостановление действия опротестованного акта админис­трацией учреждения.

Важным средством реагирования прокурора на устране­ние выявленных нарушений законов является представле­ние прокурора . В представлении указываются также причи­ны выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поста­вить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинар­ной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсут­ствии признаков преступления или административного про­ступка).

Законодательство предусматривает случаи, когда действия администрации мест содержания задержанных и заключен­ных под стражей, органов и учреждений, исполняющих нака­зание, требуют санкции прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных ка­мерах на срок более одних суток допускается по мотивиро­ванному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. В законе огово­рены случаи, когда санкция прокурора не требуется.

УИК РФ предусматривает необходимость согласования с прокурором введения режима особых условий в исправи­тельных учреждениях. В ч. 3 ст. 85 отмечено, что режим особых условий (в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения особого или военного положения, при массовых беспорядках, а так­же при групповых неповиновениях осужденных) вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ либо министра внутренних дел, начальника управления внутренних дел субъекта РФ, согласованному с Генераль­ным прокурором РФ либо соответствующим прокурором.

Ст. 186 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения смертной казни, предусматривает не только обязательное присутствие прокурора при исполнении этого вида наказа­ния, но и обязательность подписи прокурора в протоколе об исполнении приговора суда.