Производственный контроль на границе санитарно защитной зоны. Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» инструментальные замеры в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны, по договору с предприятием должна выполнять специализированная аккредитованная организация.

На границе санитарно-защитной зоны исследования рекомендуется проводить в 2-х точках с учётом направления ветра (точки обозначены на карте-схеме в приложении 2), сезонов года и в одной точке на границе ближайшего жилья. В дни снегопадов и обильных осадков исследования проводить не рекомендуется, ввиду неточности снятых результатов. Установлено, что в год необходимо проводить 50 проб в год (РД-52.04.186-89 – Руководство по контрою загрязнения атмосферы).

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне ООО «Эко Лэнд» будут приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

Контроль осуществляется специальной организацией, для каждого загрязняющего вещества установлена своя периодичность, и свой метод контроля. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

Для измерения концентрации загрязняющих веществ на границе сан зоны отбирается ряд проб атмосферного воздуха, при помощи Аспиратора для отбора проб воздуха ТУ 64-1-862-77. Прибор состоит из электродвигателя, небольшого воздушного насоса (побудитель расхода) и нескольких ротаметров (индикаторы расхода).

В среднем отбор проб на основные загрязняющие вещества в контрольных точках осуществляется ежеквартально и разово, исследование концентрации производится в лабораторных условиях методом газовой хроматографии.

Для получения наиболее точного представления о состоянии атмосферного воздуха возможно установление стационарных постов наблюдения с газоанализаторами на диоксид серы оксиды азота, углерода в контрольных точках на границе СЗЗ, которые будут автоматически отбирать пробы несколько раз в сутки, более частый отбор проб необходим при неблагоприятных метеорологических условиях.

заключение

Основным видом воздействия проектируемого полигона на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ в период эксплуатации.

При нормальном технологическом режиме работы полигона загрязнение атмосферы происходит за счет выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников выбросов. В основу системы контроля положено измерение расходов, определение концентраций вредных веществ в выбросах, установление по этим данным массы выбрасываемого вещества и сопоставление последнего показателя с утвержденными нормативами ПДВ на источниках.

Помимо воздействия на воздушную среду, полигон ТБО оказывает влияние на почвенный покров и водную среду. Для предотвращения загрязнения подземных вод предусматриваются следующие мероприятия: устройство водонепроницаемого «экрана» в основании полигона из геомембраны с защитным слоем из суглинка, поверх защитного слоя для отвода фильтрата укладывается дренажный слой из щебня; устройство наблюдательных дренируемых колодцев для наблюдения за динамикой накопления фильтрата; устройство водоупорного экрана, исключающего выход фильтрата и попадание его в нагорную канаву; устройство контрольно-дезинфицирующей железобетонной ванны для обмыва колес мусоровозов.

Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов. Организован радиометрический контроль, каждого мусоровоза.

Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Скидка 5% при договоре до конца месяца

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала “Экология производства”:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ – письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Объекты, которым требуется СЗЗ:

  • фермы
  • водопроводы
  • водозаборы
  • карьеры
  • свалки (полигоны)

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ – сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ – Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП “Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве”, которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП “О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы”.

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Согласно СанПиН за номером 2.1.7.722-98, радиус санитарной зоны не должен быть менее 500 метров. На этой территории нельзя размещать жилые дома, бурить скважины для добычи воды с целью использования этой воды для орошения или употребления.

У Вашего предприятия имеет полигон твердых бытовых отходов или крупное производство? Не представляете, как грамотно организовать мониторинг санитарно-защитной зоны во избежание нарушений санитарных норм и загрязнения окружающей среды? Воспользуйтесь советом профессионалов компании «Сатурн»!

Мониторинг СЗЗ подразумевает постоянно наблюдение за следующими параметрами:

  • химический состав и объемы фильтрата,
  • изменения химических и физических параметров грунтовых вод на близлежащей территории,
  • качество воздуха, как внутри полигона, так и за его границей,
  • проверка указанного класса опасности поступающих отходов (повторное определение классов опасности отходов).

Отдельно может быть организован мониторинг СЗЗ по химическим факторам , а также мониторинг СЗЗ по физическим факторам . На основании полученных данных проводится общий анализ состояния окружающей среды и ее составляющих (воды, атмосферного воздуха и почвы), прогнозируются дальнейшие изменения экологического состояния, разрабатываются мероприятия для поддержания нужного уровня показателей.

Мониторинг санитарно-защитной зоны актуален для:

  • аэропортов,
  • производственных предприятий,
  • котельной,
  • кладбища,
  • ЛЭП, электроподстанций,
  • полигонов ТБО.

Санитарно-защитная зона – это территория вокруг предприятия с I-V классом опасности для окружающей среды. СЗЗ – своеобразный буфер между жилой, рекреационной или общественно-деловой зоной и промышленным объектом, производящим вредные выбросы в атмосферу, осуществляющим загрязнения почвы и другие негативные влияния на окружающую среду и население.

Организация санитарной зоны начинается с разработки её проекта ещё на стадии планирования и возведения промышленного объекта. После того, как предприятие начало функционировать, его руководство должно обеспечить регулярный мониторинг СЗЗ с подачей соответствующих отчётов в контролирующие органы.

Мониторинг СЗЗ по химическим и иным факторам

Мониторинг СЗЗ предполагает различные наблюдения и лабораторные исследования, позволяющие собрать данные об уровне загрязнений и на их основе скорректировать размеры санитарно-защитной зоны. Процедура актуальна не только для производственных предприятий, но и АЗС, аэропортов, электростанций, полигонов ТБО и т.д. Мониторинг СЗЗ осуществляется по следующим химическим факторам:

  • уровень загрязнений окружающего воздуха;
  • химический состав фильтрата (атмосферных осадков, проходящих через санитарную зону);
  • уровень загрязнений почвенного покрова и т.д.

Также мониторинг СЗЗ проводится и с учётом ряда физических факторов, влияющих на окружающую среду вследствие функционирования предприятия. Среди них:

  • шумовой дискомфорт;
  • уровень вибраций, производимых промышленным оборудованием;
  • разные виды излучений и т.д.

Также во время мониторинга СЗЗ по химическим факторам в обязательном порядке осуществляется проверка отходов предприятия для повторного определения их класса и выявления несоответствий с заявленными ранее показателями.

Мониторинг в СЗЗ предприятий

Наша компания осуществляет полный спектр услуг по подготовке и разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия, а затем и по мониторингу СЗЗ согласно законодательным нормам и требованиям. Несвоевременная подача отчётов по упомянутому мониторингу в контролирующие органы или их отсутствие влечёт за собой штрафные санкции и даже административную ответственность.

Наша помощь позволит избежать ошибок при проведении мониторинга и оформлении соответствующей документации. Мы также осуществляем другие услуги в сфере экологического сопровождения предприятий, гарантируя оперативность, профессионализм наших юристов и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Аттестат об аккредитации лаборатории "Охрана. Безопасность"

Лабораторный контроль самого промышленного объекта и окружающей его санитарно-защитной зоны является одним из важнейших мероприятий экологического контроля. Будучи своеобразным буфером, смягчающим последствия негативного воздействия промышленного предприятия на близлежащие жилые районы, санитарная зона является областью, к которой предъявляются особые требования.

В первую очередь, эти требования касаются атмосферного воздуха, как среды, наиболее часто подвергающейся загрязнению. Предприятия, опасные для воздушного пространства, обязаны организовать достаточно обширную СЗЗ, чтобы вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности объекта, успели рассеяться. Лабораторный контроль воздуха, взятого на границе между санитарно-защитной и жилой зонами, призван проверить чистоту и качество воздуха, а, следовательно, и подтвердить - или опровергнуть - тот факт, что СЗЗ выполняет свою основную функцию.

Цели исследования воздуха на границе СЗЗ:

  • Определение границы СЗЗ на стадии ее проектирования. Проходит с учетом объемов предполагаемых вредных выбросов в атмосферу.
  • Подтверждение границ СЗЗ. Предполагает взятие проб из определенных контрольных точек на границах зоны.
  • Сокращение границ СЗЗ. Для сокращения размера санитарно-защитной зоны предприятию необходимо представить обоснование: подтверждение безопасности и соблюдения нормативов на границе СЗЗ, подкрепленное инструментальными замерами качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и нормируемой территории.
  • Получение разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
  • Периодическое проведение производственного экологического контроля.

Нормативные документы

Эти мероприятия проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

В этих постановлениях содержатся:

  1. Требования к ограничениям в работе промышленных предприятий, оказывающих негативное влияние на атмосферу;
  2. Нормативы атмосферного воздуха на границе СЗЗ;
  3. Правила организации СЗЗ;
  4. Методы проведения исследований лабораторного контроля атмосферного воздуха.
  5. Ими руководствуются компании, осуществляющие проверку проб атмосферного воздуха, взятых на границах СЗЗ.

Осуществление контроля воздуха на границе СЗЗ

Исследование воздуха является одной из составляющих комплекса мероприятий, призванных определить, насколько экологический контроль на объекте соответствует законодательным нормам. Пробы берутся при наличии определенных погодных условий, и время проведения исследования обычно согласовывается заранее.

При анализе воздуха на границах СЗЗ определяется процентное соотношение в нем вредных для здоровья химических веществ. В случае если их количество не превышает установленных норм, составляется положительное экспертное заключение.

Аккредитованная лаборатория «Охрана. Безопасность», входящие в состав компании «Аттэк», предлагает свои услуги по исследованию атмосферного воздуха на границах СЗЗ. Наши специалисты осуществляют полный спектр мероприятий - от взятия проб до оформления итогового заключения.

Лаборатория оборудована современными измерительными приборами, что, вкупе с опытом и квалификацией наших экспертов, позволяет гарантировать качество проводимых исследований.