Происхождение иерусалимского креста. Иерусалимский крест: символ в культурах и религии

Мне посчастливилось побывать в Вифлееме и приобрести нательные иерусалимские крестики для себя и племянников, после освятить их в базилике Рождества Христова на месте рождения Иисуса. Можно ли носить эти крестики? Мои родственники отнеслись к этому подарку с опаской.

Уважаемая Лилия, иерусалимский крест по форме несколько отличается от традиционных восьмиконечных или шестиконечных крестов, употребляемых в качестве нательных в Русской Православной Церкви, поэтому понятны опасения Ваших сродников в отношении употребления их как нательных крестиков.

Я бы посоветовал Вам скорее хранить их дома рядом с иконочками в качестве святынечки и воспоминания об имевшем место в Вашей жизни благодатном событии посещения Святой Земли.

Данное украшение высокохудожественно декоративно, и скорее представляет собой смесь трех крестов темпларского, мальтийского и…

Вернуться в «Азы православия» Вернуться на «Главную страницу»

Почему надо носить нательный крест

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Как выбрать нательный крест себе и…

Использованы материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2266.htm
http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/563/
http://prav-molitva.narod.ru/azyprav/natkrest/natkr.htm
http://www.krest.histexpedition.ru/info/symbol.html

КРЕСТ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Крест- символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный — носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) — носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский — носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный -…

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись “Спаси и сохрани!”.

Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались - золото,…

Мне думается, что называть фрески, катакомбы, церкви, кресты первых веков христианства надо просто христианскими. Но я не теолог))))))
Не то, что светить. Светите на здоровье. Но если кто-то из священников заинтересуется, скажет: покажите, пожалуйста. Какой-то у вас нетипичный крест. В этой ситуации надо мочь показать и объяснить, что это не знак тайного масонского ордена. А крест такого-то века и т.д.
Даже 100% католические кресты очень многие православные люди в России носят. Из Рима, например, друг привёз и подарил другу. Спокойно носят. Ничего особенно страшного. Вот если человек в сочетании с таким крестом стоит всю службу, но и крестится у икон слева направо, и ещё что-нибудь… Тут уже может к нему диакон подойти и тихонько спросить: а вы знаете, что мы не католики? А, ну всё. Раз знаете, то всё хорошо.
А наши «добрые» православные бабули громко начнут тыкать пальцем, возмущаться и выпинывать человека в…

КРЕСТ почитают миллионы людей. В «Энциклопедическом словаре Гранат» крест назван «важнейшей символической святыней у христиан». Однако истинные христиане не почитают крест. Почему?

Одна из причин состоит в том, что Иисус Христос умер не на кресте. Греческое слово ставро с, которое обычно переводят как «крест», на самом деле означает заостренную жердь или столб. В одном труде говорится: «[Ставро с] никогда не означает два бревна, закрепленных под каким-либо углом… […] В греческом тексте Н [ового] З [авета] нет никаких указаний на то, что это были два бревна» (The Companion Bible).

В некоторых библейских стихах для обозначения орудия казни Иисуса используется другое греческое слово - кси лон (Деяния 5:30; 10:39; 13:29; Галатам 3:13; 1 Петра 2:24). Это слово означает «бревно, палку или дерево».

В книге Хермана Фульда «Крест и распятие» объясняется, почему в качестве орудия казни часто использовался обычный столб: «Не во всех местах для публичных казней можно было…

Можно ли носить кельтский крест?

Посетители часто сайта спрашивают, хотят узнать: можно ли кельтский носить крест. Зачем ее носят, какой она смысл имеет, какое значение кельтскому должно кресту предаваться и на сколько полезно (а может вредно быть) одевать такой символ. Здесь мы пример видим религиозных представлений относящихся к эзотерике и Для. оккультизму которых основным предметом веры вера является в порчу, сглаз, проклятия, негативную опасную, энергию зависть людей и так далее. как, Эзотерика религия, во многом построена на необходимости постоянную поддерживать защиту от негатива и порчи. Для предлагает чего специфический, религиозный арсенал способов, уберечь как себя от сглаза. Среди популярных методов оккультных защиты, не требующих серьезного изучения учения эзотерического или практического применения магических технологий защитных, особой популярностью пользуется пассивное Точнее. колдовство обереги и талисманы. В частности, такой как, талисман кельтский крест….

Иерусалим – это излюбленное место верующих всего мира. Ежегодно миллионы паломников посещают Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, помолиться о здоровье своих близких, вымолить грехи и просто побывать там, где два тысячелетия тому назад был Иисус Христос. В Иерусалиме очень много знаковых мест и святынь, которые собирают возле себя людей с разных уголков мира. Все они надеются вымолить прощение за свои ошибки и получить благословение Господне.

Самым главным местом для поклонения является Стена Плача, на месте которой когда-то был Иерусалимский Храм. Иерусалим богат святыми местами, но это основное из них. Построена церковь была еще царем Соломоном, но история ее довольно трагична. Она страдала то от завоевателей, то от пожаров. Первый Храм был разрушен до основания, но в скором времени на его месте был построен Второй Храм. Возведенное сооружение значительно уступало по красоте первоначальной постройке, но все же почиталось всеми верующими людьми. Отстроенная…

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Католический крест

Католический крест

Слава Иисусу Христу!
1. Скажите, пожалуйста, можно ли носить православным католический нательный крест? Я от многих священников слышал, что в можно, другие настолько консервативны, что запрещают даже близко подходить к костелу и тем паче носить католический крест. Помогите разобраться в этом вопросе. Я считаю это неправильно.
У меня дома в комнате, например, висит католическое распятие, так получилось, что раньше я довольно долго посещал будучи некрещеным католический костел в Москве, и купил себе кресты. Крест это символ победы Христа над смертью. Поэтому нет никакой разницы, какой именно крест. Католики тоже христиане и поклоняются Христу. Можно носить католический крестик и оставаться православным. Сам католический крест не обязывает тебя ходить именно в католический костел и причащаться именно там. Ведь вера это прежде…

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не видел Мальтийский крест. Это и не удивительно, ведь этот странный, ни на что не похожий символ распространен практически по всему миру, и использовали его самые различные организации. Причина такой популярности остается тайной и по сей день. Ученые могут лишь подгонять теорию под реальные факты — не более. Истина же остается неизвестной, и нет никаких гарантий того, что человечество когда-либо сможет разгадать эту тайну. Но от того она становится лишь более интересной.

Что такое Мальтийский крест?

И вообще, является ли он крестом на самом деле? Истина открывается при попытке нарисовать его. Этот символ не зря носит свое название, оно не ошибочно. Он действительно представляет собой четырехконечный крест. Необычный же вид обеспечивается расхождением от центра сторон всех его концов. Кстати, данный факт дал «Мальтийцу» еще одно имя — «восьмиконечный крест». Как читатель уже мог понять, на деле он таким не является….

Этот вопрос очень часто задают, в народе живет масса суеверий по поводу правил ношения и формы православного креста. Есть два возможных ответа на этот вопрос: 1) описать все возможные формы крестов — это очень интересно, на это уйдет несколько часов и получится целая книга; 2) назвать основные признаки, каким может и каким не может быть православный крест. Сразу оговоримся, речь пойдет только о нательных крестах, носимых скрыто на теле под одеждой – именно такие кресты имеет право носить мирянин. Кресты поверх одежды имеют право носить служители Церкви.

Итак, православный нательный крест обязательно должен быть освящен православным священником и не должен иметь атрибутов и признаков, относящихся к другим церквям и не относящихся к православной церкви.

Такими наиболее яркими атрибутами являются:

А) На крестах с распятием – три гвоздя, а не четыре (обе ноги Спасителя пробиты одним гвоздем). Три гвоздя – католическая традиция, четыре гвоздя –…

Здравствуйте, Елена. У Вас хорошая подруга. Надеюсь, что она с любовью подобрала Вам нательный крестик, то есть выбрала из множества предлагаемых ныне канонических вариантов тот, что более всего подходит именно Вам.

Нательный крестик для православного христианина – очень важный атрибут — постоянный устойчивый знак и отличительный признак персонификации (в данном случае религиозной) жизни. Крест не является украшением. Более того, он не является неким магическим амулетом. Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека.Мы знаем, что в древней Руси наперсный (т.е. тот, что носят на персях – на груди, рядом с сердцем) крест очень часто носили поверх одежды, и это было знаком верности Богу. В этот же период не существовало крестов священнических, кресты носили только епископы. Сейчас носить крест поверх одежды не принято по нескольким причинам. Во-первых, ношение креста поверх одежды в настоящее время…

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись “Спаси и сохрани!”.

Как выбрать нательный крест себе и ребенку

Нательный крест - это не ювелирное украшение.Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного…

Крест крестоносцев, или как по-другому его называют - Иерусалимский крест - выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.

Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул - защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб - золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника - мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест - это символ Христа Спасителя, а четыре малых - Апостолы Евангелисты. По другой версии - четыре креста - это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый - рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы - можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.


Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

Во все времена паломники хотели и хотят приобщится к Святыням и унести с собой частицу Святости. Во времена крестоносцев шла бойкая торговля Святынями: откалывали кусочки от Голгофы и Гробницы Господа. Еще сравнительно недавно люди отламывали веточки деревьев из Гефсиманского сада. Сегодня, слава Богу, приобщение к Святыням носит цивилизованный характер и никто ничего не разрушает. Однако у людей осталось желание унести домой память о своем путешествии. Какие же религиозные сувениры следует приобретать и как их освящать?

Иерусалимский крест или крест паломника.

Это крест по четырем, краям которого расположены маленькие кресты. Четыре маленьких креста обозначают четыре Евангелиста, направившиеся в четыре конца света, чтобы нести Слово Божье людям. Всего же крестов пять: один большой и четыре маленьких по краям. Их пять, как пять ран Иисуса Христа. Говорят, что, когда Господь смотрит на человека и видит на нем такой крест, то Он видит перед Собой не только паломника, побывавшего на Святой Земле, но и собственного Сына и относится к человеку более снисходительно. Такой крест не носят вместо своего нательного креста, а носят вместе. Иерусалимский крест - это символ того, что вы побывали на Святых местах в качестве паломника. Как и все другие религиозные «сувениры» его следует освятить на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня (Камень Миропомазания - это тот самый Камень, на который положили тело Господа, чтобы приготовить Его к погребению, на нем обмыли тело Господа и умостили нардовым маслом или миром.) Иерусалимский крест или крест паломника нельзя дарить друзьям, только человек, который побывал в Иерусалиме имеет право его носить. Такой крест можно дарить только кровным родственникам.

33 свечи покупаются в качестве подарка на дом. 33 свечи нельзя делить и дарить по одной, потому что тридцать три - это число лет жизни Христа, соответственно, вся вязанка, как одна жизнь и одна свеча. Эту вязанку свечей освящают на Камне Миропомазания, а затем обжигают от огня в Храме Горба Господня и тушат об специальный конус. Весь огонь, который горит в Храме Гроба Господня зажжен от Благодатного Огня, который снисходит в Святую Пасху в Гробнице Господа. Что делают дома с этими свечами? Перед Пасхой в Чистый четверг, после того, как вы прибрали в доме, возьмите вязанку свечей и обойдите дом, это очищение дома огнем, потом потушите. Свечами можно пользоваться несколько раз. Можно не дожидаться Чистого четверга и очистить дом раньше: если вы чувствуете, что в доме не хорошая энергетика, домашние часто болеют или их преследует череда неудач, то и тогда мы обходим дом с подожженными свечами. Дарить такие свечи можно всем, это самый популярный подарок, привезенный из Иерусалима. Лучше покупать натуральные восковые свечи, они хоть и дороже, но не ломаются, как парафиновые.

Иконы должны быть правильно написанными, поэтому лучше приобретать их у христиан. Каждая икона имеет свое предназначение. Местные иконы: Иерусалимская Божья Матерь(самый первый Лик, писанный с Богородицы еще при ее жизни евангелистом Лукой, такая чудотворная икона находится в Усыпальнице Богородицы возле Гефсиманского сада) и Вифлеемская Богородица (единственная икона, на которой Богородица улыбается).

Хорошо, когда в доме есть икона, ибо икона является проводником наших личных молитв Господу. Иконы освящаются на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня.

Вифлеемская звезда.

Вифлеемская звезда имеет 14 лучей, потому что родословная Иисуса такова, что от Авраама до Давида проходит 14 поколений, от Давида до Иисуса - тоже 14 поколений, а Иисус потомок царя Давида. Аналогичная звезда находится в Храме Рождества в Вифлееме, обозначает место - Ясли, куда положили маленького Иисуса. Вифлеемская звезда - это женский символ, приносящий счастье и мир в дом, сулит хорошее замужество и материнство. Вифлеемскую звезду освящают на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня, дополнительно можно приложить ее в Храме Рождества. Можно дарить такую звезду всем женщинам и девочкам.

Деревянный крест.

Деревянный крест из оливкового дерева следует пронести по Крестному пути, держа в руках, потом подняться с ним на Голгофу и приложить там. Перед поднятием на Голгофу следует освятить этот крест на Камне Миропомазания. Деревянный крест следует повесить дома, как домашний оберег.

Нардовое масло или миро.

Все вещи мы освящаем на Камне Миропомазания. Этот Камень мироточит. Однако в дань уважение к Месту следует приобрести баночку такого масла и умастить им небольшую площадь на Камне, потом на умощенное маслом место вы можете положить для освящения ваши предметы. Само масло тоже надо освятить. Дома по праздникам можно распылить немного освященного масла, чтобы создать праздничную атмосферу. Если кто-то болен, то таким маслом на челе больного наносят крест.

Где лучше приобретать религиозные «сувениры»? Поскольку речь идет о христианских вещах, то их лучше приобретать в христианских лавках и местах рекомендованных министерством туризма. О таких надежных магазинах можно спросить у местных экскурсоводах.

Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли; земля креста.

Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.

Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.

Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.

Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект « креста» из армянской иконописи того времени.

Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana:

«Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».

Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей .

Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.

Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.

Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Давайте посмотрим на некоторые ранние примеры креста в Армении. PeopleOfAr

Таллиннский собор является армянским кафедральным собором седьмого века в городе Талин, Армения.
Монастырь Варагаванк (XII век), с иерусалимским крестом, вырезанным на стенах.
Nor Varagavank monastery (12th century), with Jerusalem crosses carved on the entrace
St. James cathedral (12th century) Khachkar Armenian church in Jerusalem
Хачкары IV века Гегардский монастырь — Армения
Пещерная церковь Авазан (IV век) — Монастырь Гегард — Армения
Geghard Monastery (4th c.) – Armenia
Монастырь Аратес (8 век) хачкар
Geghard monastery cross-stone
Armenian Khachkars of Artzap
Armenian cross-stone at 4th century A.D. Akori monastery at the slope of mt. Ararat
Флаг Киликийского царства 1344
Флаг Corycus Cilicia
Киликийский флаг согласно европейским источникам
Flag of prince Rouben
Флаг Себастии
Военное правление царства Арцах
Флаг Царства Арцах

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.