Признание ад хок. Ад хок. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве

  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве

    Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

    Существует две основных теории межд.-правового признания - конститутивная и декларативная. Соглас­но первой акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта тео­рия имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания. Во-вторых, не­ясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность. Декларативная теория ис­ходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, алишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

    Формы признания.

    Признание де-факто (de facto ) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

    Признание де-юре (de jure ) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

    Признание « ad hoc » - призвание государства для данного конкретного случая.

    Виды признания:

    традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

    предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

    Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

    Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за межд. отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения] видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при пе­реходе прав и обязанностей от одного государства к дру­гому имеет именно территория. «Момент правопреемст­ва» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной от­ветственности за определенную территорию.

    Правопреемство возникает:

    При объединении существующих государств;

    При разделе государств;

    При отделении части государства;

    При переходе части территории одного государства к другому государству.

    Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров

    Термин «межд. споры» употребляется в узком и широ­ком смысле.

    Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаим­ными претензиями, определенным предметом.

    Во-вторых - любые конфликтные межгосударствен­ные отношения.

    В Уставе ООН для квалификации конфликтных отноше­ний используются понятия «спор» и «ситуация». Спор име­ет место в том случае, если государства взаимно предъ­являют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» - более широкое понятие, чем «спор».

    Споры делятся на юридические и политические. Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.

    Межд. юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются го­сударствами путем переговоров.

    В соответствии с нормами МП все государства обяза­ны разрешать возникающие между ними разногласия мирными средствами.

    Мирные средства делятся на:

    1) согласительные средства - спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.

    Переговоры - прямой контакт сторон в целях дости­жения взаимно приемлемого соглашения. Как правило, споры решаются по дипломатическим каналам. Перего­воры могут проводиться и на конференциях, а также пу­тем обмена посланиями.

    Консультации - разновидность переговоров, отли­чающаяся меньшей формальностью. Зачастую предше­ствует приговорам.

    Добрые услуги - деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Мо­жет оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых ус­луг должно быть получено у всех участников спора.

    Посредничество - способ решения спора, при кото­ром третья сторона участвует в целях согласования вза­имных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и межд. органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества - нефор­мальность и конфиденциальность. Предложения по­средника необязательны для сторон.

    Установление фактов - процедура, Применяемая в случа­ях, необходимых для установления фактов, лежащих в осно­ве спора, в частности: установление фактов нарушения согла­шений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.

    Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласитель­ной комиссией;

    2) судебные средства. Если при согласительной про­цедуре главное состоит в достижении соглашения меж­ду сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда.

    Существует две основных официальных формы медународно-правового признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования одной или другой формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.

    Признание де-факто -- выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно

    Некоторые ученые даже считают, что наступающие при признании де-факто межгосударственные отношения носят полуофициальный характер, не влекут юридического оформления, а само признание может быть отозвано.

    Признание де-юре -- полное, окончательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Обычно также сообщается о желании установить с ним дипломатические отношения. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты международно-правового признания вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -- признании ад хок (ad hoc) -- в данной ситуации, по конкретному делу. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 году известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора Международное право в документах: Сборник / Сост. Блатова Н.Т. - М., 1982..

    Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации «О признании Эритреи» от 12 мая 1993 г. В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство -- Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства» Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М.: Юрист, 2000..

    Виды международно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание нации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в изгнании). Провести на практике границу между этими видами чрезвычайно сложно из-за обремененности статуса нового образования различными политическими аспектами (например, несоответствие между реальным и декларируемым положением того или иного образования).

    Самым простым видом международно-правового признания является признание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все государства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Организации американских государств говориться: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания…»(ст.9) Черниченко С.В. Субъективные границы международного права, суверенитет и юрисдикция государств. - СПб., 1992..

    Таково формально-юридическое основание международно-провового признания. Вместе с тем нельзя не учитывать, что фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.

    Тем не менее, в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях: при разделении старого государства -- международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств -- международного права, при самоопределении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции. В первых двух случаях, как правило речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании. Третий и четвертый случай могут в себе таить спорные юридические моменты, поскольку в них уже не может идти речи о безусловном характере вновь возникающего образовании. В третьем варианте от имени государства может выступать правительство, в четвертом -- какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у существующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впрочем, в любом случае очень многое зависит от политических факторов -- степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера международных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.

    Признание правительства обычно сопутствует признанию данного государства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях -- при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства.

    Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Первая -- «доктрина Тобара» (эквадорского дипломата) -- относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в латиноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным революционным путем. Вторая концепция -- сформулированная в 1930 г. «доктрина Эстрада» (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как «одобрение» их действий, а населением страны -- как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отношений Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975. - 258 с..

    Некоторые ученые считают, что основанием для признанием правительств, пришедших к власти неконституционным путем должно быть эффективное осуществление власти признаваемым правительством на территории страны или на большей ее части, контроль за ситуацией в стране. В частности из этого исходит современная официальная доктрина США: «Установление официальных отношений с законным правительством любого государства, коль скоро это правительство осуществляет эффективный контроль на своей территории и способно брать и выполнять международные обязательства». Правда при этом необходимо учитывать политические тактические цели, преследуемыми уже существующими государствами Международное право: Учебник / Отв. ред. Колосов Ю.М.,. Кузнецов В.И. - М., 1998..

    Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового признания является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства иностранным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).

    Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т. д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.

    В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

    Еще одним видом международного признания может быть признание органов национального и освободительного движения. Особое распространение оно получило в период широких деколонизационных процессов в мире после второй мировой войны, хотя истоки его относятся еще к началу XIX в. (в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против турецкого владычества). Чаще всего, и это является особенностью подобного вида международно-правового признания, признаются не нации или народы, а их национально-освободительные движения, под которыми подразумеваются обычно организации, возглавляющие и ведущие борьбу за освобождение. Так, например, в 1972 г. Комитет ООН по деколонизации признал Партию независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса единственным представителем народа Гвинеи и обратился ко всем государствам и международным организациям с призывом принять во внимание этот факт.

    Признание «восставших» означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о признании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем и здесь акт признания в немалой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего -- от реальной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т. е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего государства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие значительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

    Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие -- на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

    Ад хок (ad hoc - с этой целью, для этой цели)

    латинский термин, употребляемый в международном праве в отношении органов, создаваемых для выполнения определённых (обычно временных) функций. Например, Генеральная Ассамблея ООН в 1946 создала два специальных комитета А. х.: Комитет по делам Лиги Наций (для рассмотрения возможности передачи некоторых функций, деятельности и актива Лиги Наций) и Комитет по постоянному местонахождению для рассмотрения вопроса о месте постоянного нахождения Объединённых Наций. Термин «А. х.» применяется также в отношении непостоянных членов Международного суда ООН (См. Международный суд ООН), назначаемых для рассмотрения какого-либо конкретного дела.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Ад хок" в других словарях:

      Охота, желание Словарь русских синонимов. хок сущ., кол во синонимов: 2 желание (44) охота … Словарь синонимов

      хок - ХОК, а, м. Охота, желание. Не хок мне это делать … Словарь русского арго

      - («Хок тап») ежемесячный журнал, теоретический и политический орган ЦК Партии трудящихся Вьетнама в 1955 76. В 1975 тираж 70 тыс. экз. С 1977 журнал, являющийся органом ЦК Коммунистической партии Вьетнама, назывался «Тап ти конг шан»… … Большая советская энциклопедия

      Перезарядка пусковой батареи Хок Хок (MIM 23 Hawk) зенитно ракетный комплекс. Описание Проектирование ракетной системы началось в 1952 году, когда армия США начала проводить исследования которые должны были ответить на вопрос о возможности… … Википедия

      Тауншип Хок Крик Hawk Creek Страна СШАСША … Википедия

      хок - [خاک] 1. қабати болоии қишри сайёраи замин, ки дар он гиёҳу дарахт мерӯяд; замин 2. мамлакат, кишвар; хоки Тоҷикистон кишвари Тоҷикистон; ба хок рафтан мурдан, фавтидан; ба хок супурдан дафн кардан, гӯрондан; хок шудан ба хок мубаддал гаштан,… …

      У этого термина существуют и другие значения, см. Хок. Координаты: 39°20′ ю. ш. 177°30′ в. д. / 39.333333° ю. ш. 177.5° в. д. … Википедия

      MIM 23 Хок/Hawk зенитно ракетный комплекс (США). Хок/Hawk легкий учебно боевой самолет, тактический истребитель, штурмовик и морской ударный (противокорабельный) самолет (Великобритания). Хок залив в восточной части острова… … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Хок. Ганс Генрих Хок Hans Henrich Hock Дата рождения: 1938 год(1938) Научная сфера: сравнительно историческое языкознание, индоевропе … Википедия

      хокӣ - [خاکي] мансуб ба хок; заминӣ, дар хок зиндагикунанда; ҷонварони хокӣ муқоб. ҷонварони обӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

      хокім - а, ч. Глава місцевої адміністрації, мер в Узбекистані … Український тлумачний словник

    Книги

    • Королевские свадьбы Книга 3 Как заполучить принца , Хок Р.. «Как заполучить принца», третий роман из серии «Королевские свадьбы», - это очаровательная современная сказка о силе настоящей любви. Герой и героиня, наследный принц одного европейского…

    9.2. ФОРМЫ И КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

    Холина Елена Александровна, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры конституционного и международного права. Место работы: Российская таможенная академия. E-mail: [email protected]

    Аннотация: В статье рассматриваются формы и критерии правового института признания государств как одного из самых сложных, противоречивых и в то же время динамично развивающихся институтов системы внутригосударственного и международного права. Также обосновывается мнение, что из выработанных к настоящему времени в отечественной и зарубежной юридической практике основных форм признания государств, наиболее приемлемым является признание в форме de-jure (де-юре) в коллективном виде всеми государствами.

    Ключевые слова: институт признания, правовой статус государства, правовые связи и контакты в сфере внешнеполитической деятельности.

    FORMS AND CRITERIA FOR THE RECOGNITION OF

    Kholina Elena Alexandrovna, PhD at Law. Position: lecturer at constitutional and international law chair. Place of employment: Russian customs academy. E-mail: blankness [email protected]

    Annotation: This article explores the forms and criteria for the legal institution of recognition of States as one of the most complex, controversial and at the same time, dynamically developing institutions of national and international law. The article is based on the view that GOB to date in native and foreign juridical practice basic forms of recognition of States most desirable is the recognition in the form of the de-jure (in law) in a collective form of all States.

    Keywords: the institution of recognition, legal status, legal links and contacts in the field of foreign policy.

    Процесс возникновения новых государств неразрывно связан с развитием международных отношений и политическими реформациями в мире. И, прежде чем останавливаться на формах и критериях международного признания, необходимо определиться, в каких случаях возникает его необходимость.

    Подробный перечень различных случаев возникновения новых государств приведен в работе И. Кристена. В его списке содержатся случаи, при которых признание может потребоваться как государству, так и правительству. Таковыми могут быть:

    1) смена типа государства (например, при помощи социалистической революции). В таком случае признание будет адресовано именно вновь пришедшему правительству;

    2) расчленение одного государства, когда возникают новые государства (Колумбия в 1829-1831 гг.), сецес-сия (в случае освободительной борьбы), цессия;

    3) объединение государств, включение одного государства в состав другого, образование федерации и т.д.

    Безусловно, не всякий факт возникновения нового государства бесспорен. Дело и в критериях, которым должно удовлетворять новое государство, и в способе возникновения. Только то новое государство может считаться субъектом международного права и рассчитывать на международное признание, которое образовалось в полном соответствии с принципом самоопре-

    деления наций и не нарушало бы принципа территориальной целостности.

    В международном праве до сих пор нет единства мнений и не установлены конкретные нормы, которые бы регулировали процесс возникновения новых государств, а также разграничивали правомерные и неправомерные с точки зрения международных принципов способы возникновения новых государств. Учитывая этот факт, исследователи, теоретики международного права отмечают, что новое государство должно отвечать определенным критериям. Данные критерии были выработаны и явились обобщением международно-правовой практики государств и истории дипломатии.

    Изначально высказывались различные мнения по этому поводу. К примеру, Г. Лаутерпахт утверждал, что «признать политическое образование как государство, значит декларировать, что оно удовлетворяет условиям государственности, требуемым международным правом». Он приводил следующие основные критерии:

    1) независимое правительство;

    2) эффективность власти;

    3) наличие определенной территории.

    К второстепенным критериям он относил степень цивилизации нового государства, законность его происхождения, религию, политическую систему1.

    Другое мнение выразил Ж. Шарпантье. Общим критерием он считал «совместимость субъектности нового государства с международным юридическим порядком, вследствие отсутствия норм, регулирующих рождение государства»2.

    Некоторые зарубежные юристы связывают критерии признания с деятельностью ООН. Так, М. Мускели ссылался на резолюции Генеральной Ассамблеи, на практику принятия в члены ООН и выделял следующие критерии:

    1) наличие уполномоченного правительства и собственной администрации, обеспечивающей деятельность государства;

    2) способность защищать территориальную целостность и независимость;

    3) наличие мер по поддержанию общественного спокойствия на всей территории;

    4) снабжение финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы покрыть государственные расходы;

    5) законодательство и организация регулярно действующей судебной системы.

    Он обращал внимание на совокупность эффективности власти и ее независимость.

    Профессор Д.И. Фельдман считал, что главным признаком субъекта международного права должно быть соответствие принципу самоопределения нации. Работы Д. И. Фельдмана полностью отвечают установившейся на тот момент в нашей стране идеологии и опираются на революционные, социалистические взгляды. Во второй половине XX века это был главный критерий, который учитывался советским государством при даровании признания. По его мнению, во-первых, важнейшим показателем правосубъектности является политическая независимость по отношению к другим государствам. Главным условием этого автор определил усиление антиимпериалистической борьбы и укрепление солидарности с мировыми революцион-

    1 Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    2 Там же: - С. 119.

    ными силами3. Очевидно, что данная точка зрения устарела и не соответствует реалиям современной политической обстановки в мире. Однако политическая независимость как таковая действительно должна быть одним из критериев международно-правового признания.

    Далее отмечается, что важным критерием, мимо которого проходят западные исследователи, является миролюбие нового государства4. Действительно, государство, проявляющее агрессию, стремящееся к нарушению международного мира и безопасности, не может быть признано в качестве такового - оно нарушает важнейший принцип международного права.

    Гасымов Р. в своей работе указывает, что, наряду со «старыми» критериями признания (эффективность власти, выполнение международных обязательств), в современном праве появились и новые. Это наиболее отчетливо выявилось в деятельности ЕС по признанию бывших советских и югославских республик5. Европейский союз уделил особое внимание внутренней политической обстановке в стране - господству демократии, осуществления основных прав и свобод человека и гражданина, гарантиям национальных меньшинств. Далее, должна соблюдаться региональная безопасность, принцип нерушимости границ, а все споры должны решаться исключительно мирными средствами. Также, государства должны взять на себя глобальные международные обязательства, такие как нераспространение ядерного оружия и другие. По мнению Ф.Р. Гасымова, опирающегося на Декларации «О руководящих принципах признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе», «О Югославии», основные отличия признания со стороны ЕС бывших советских республик и бывших югославских республик заключались в следующем:

    1) к бывшим советским республикам применялись более упрощенные критерии и процедура признания. Не применялась заявительная форма и Комиссия Ба-динтера, созданная ЕС в 1991 году, не выносила заключений (в ее полномочия входило принимать заявления от претендентов на признание и давать заключения на предмет их соответствия условиям ЕС);

    2) учитывались международные обязательства СССР. Обращалось внимание на выполнение этих обязательств со стороны вновь образовавшихся государств. В случае признания югославских республик внимание уделялось на принятие ими новых обязательств, не связанных с правопреемством.

    При таком количестве мнений многие ученые высказывались о том, что международным институтам следовало бы разработать универсальные критерии, которые должны применяться для предоставления признания. Это совершенно справедливое замечание, ведь так практика признания стала бы более единообразной и, зачастую, менее спорной. Однако, это не единственная трудность. Современная политическая обстановка в мире свидетельствует о том, что за последние десятилетия стало появляться все большее число небольших территорий, которые провозглашают себя самоуправляемыми образованиями.

    3 Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    4 Там же: С. 128.

    5 Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Совре-

    менная международно-правовая теория и практика. Автореф.

    дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005. - С. 15.

    Вот как высказался В. Барановский по данному вопросу: «Во-первых, получила распространение практика двойных стандартов: одним народам, по не вполне понятным основаниям, позволяют реализовать свое право на самоопределение, а другим в этом отказывают.

    Во-вторых, существуя вне правового поля и практически никем не признаваемые официально, квази-государственные образования почти неизбежно криминализируются внутренне, обрастают не вполне легальными внешними связями и становятся катализатором противоречий и конфликтов между вовлеченными в эти связи государствами.

    Наконец, в-третьих, и это особенно тревожно, примеры уже существующих квази-государственных образований создают опасный прецедент, вдохновляя все новых претендентов на самоопределение» 6

    Исходя из вышеизложенного, определение конкретных критериев представляется весьма важным. Обобщая приведенные мнения, можно прийти к выводу, что основными критериями признания можно считать:

    1) реальная организация легитимной политической власти, способной к урегулированию внутренней ситуации в стране;

    2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также отсутствие дискриминации народов;

    3) соблюдение принципа мирного разрешения споров, неприменения силы или угрозы силой, то есть становление нового государства не должно нарушать права других государств на территориальную целостность, независимость и т.д.;

    4) экономическая самостоятельность;

    5) способность вступать во взаимоотношения с другими государствами и выполнять принятые международные обязательства.

    После принятия решения о признании нового государства следует определиться с объемом завязываемых правоотношений и их юридическими последствиями. Речь идет об определении формы признания, то есть способа его внешнего выражения. Поскольку все нормы, касающиеся данного института, носят диспозитивный характер, это касается и выбора конкретной формы признания. Изучение этого вопроса, а также его связи с объемом правоотношений, складывающихся в результате признания, важно для современной международной практики.

    Различают следующие формы признания:

    2) де-факто;

    Признание де-юре является наиболее полной его формой и является окончательным. Данная форма признания, как правило, выражается в официальном акте или заявлении и влечет за собой установление дипломатических и иных отношений. В этом случае между государствами открывается широкий спектр отраслей сотрудничества, государству предоставляется полное право участия в многосторонних международных договорах, двусторонних договорах, международных конвенциях, международных организациях и конференциях. Официальное заявление об установлении

    6Барановский В. Непризнанные // Деловые люди. - 2003. - №6.

    С. 34-37.; Маркедонов С. Джин самоопределения выпущен из бутылки // Эхо планеты. - 2006. - № 25-26. - С. 9-11.

    дипломатических отношений является классическим примером признания де-юре.

    Признание де-факто, как отмечают некоторые международники, применяется гораздо реже, нежели де-юре. Оно, напротив, является ограниченной формой признания, может в конкретной ситуации носить временный характер. Оно применяется в тех случаях, когда государство «не уверено» в полноправности и устойчивости нового формирования. Могут быть и такие случаи, когда само государство признает себя временным образованием. Признание де-факто может повлечь установление консульских отношений, в ряде случаев оно не ограничивает государства и в установлении дипломатических отношений (хотя некоторые теоретики исключают такой вариант), но все же не является официальным. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемого субъекта в международных конференциях и организациях, многосторонних договорах и соглашениях. Основу таких взаимоотношений составляет, как правило, экономический интерес. Как отмечает С. Оленев, «признание де-факто имеет не вполне устойчивый и временный характер, таким образом, например, могут быть установлены торговые связи между государствами на определенное время7. В отличия от признания де-юре, которое не может быть отозвано, признание де-факто имеет обратный (возвратный) характер.

    При этом признание де-факто может быть не только формальным, но и подразумеваемым - в частности, выражаться в заключение особого двустороннего договора. К примеру, это может быть уже вышеупомянутый договор о торгово-экономических связях, всесторонне определяющего отношения между двумя государствами. Такие отношения могут возникать также в сфере поддержания мира и безопасности, выполнения международных обязательств общего и специального характера.

    В резолюции 40 сессии Института международного права о признании новых государств и правительств от 17-24 апреля 1936 года разграничение на признание де-юре и де-факто было приведено в зависимости от видов признания. По мнению Д.И. Фельдмана, западные юристы, подходя иначе к этому вопросу, совершенно его запутали. Это дало основание Р.Л. Боброву констатировать, что вопрос о признании де-факто «представляет собой один из самых туманных вопросов современной международно-правовой теории». Также Д. И. Фельдман полагает, что новое государство имеет полное право претендовать на полное и окончательное признание (де-юре). Другое дело, что правительство данного государства может получить ограничительное призание (де-факто). Но лишь само правительство, а не государство. История международного права не знает примеров, когда бы одно государство постоянно признавало другое только де-факто. Признание де-факто всегда было переходной формой к признанию полному8.

    Действительно, в истории немало тому подтверждений. Так, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 г., а де-юре - лишь три года спустя. Еще одним примером стал договор 1970 г. между ФРГ и Польской Народной Республикой о взаимных отношениях. В

    7 Оленев С. Международное признание СССР. - М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 4.

    8 Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    этом договоре страны закрепили переход от отношений, основывавшихся на признании де-факто, к отношениям де-юре, включая и обмен дипломатическими представительствами9.

    Последствия признания де-юре и де-факто также рассматривались зарубежными юристами с разных позиций. Г. Лаутерпахт говорит о том, что полное дипломатическое общение может иметь место только при признании де-юре. Т. Чен в ответ на данный довод ссылается на примеры из международной практики. Известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались и после признания де-факто. К примеру, в 1920 году между Германией и Латвией было заключено соглашение о признании де-факто, в котором также и предусматривался немедленный обмен дипломатическими представительствами. Похожая ситуация сложилась в 1949 году между Великобританией и Израилем.

    Интересна общая позиция Т. Чена об этих двух видах признания. Обосновывается мнение, что: «если признание де-юре означает степень субъективного одобрения нового образования, то признание дефакто не свидетельствует об энтузиазме, с которым встречено возникновение нового образования, а лишь представляет собой минимум его признания». В признании де-факто, по мнению Т. Чена, «отсутствует та искренность отношений, которая характерна для государств, признающих друг друга де-юре»10. В ответ, Д.И. Фельдман критикует эту позицию, отмечая, что «признание, предоставленное в любой форме, не свидетельствует об одобрении, как факта возникновения нового государства, характера общественного строя, формы его правления... Констатация нового образования отнюдь не тождественна с одобрением. Констатация не может иметь никаких градаций. Новое государство либо существует, либо нет. Третьего не да-но»11. Из общей позиции Д.И. Фельдмана следует, что признание не следует различать по формам, и признанию де-факто как одной из форм нет места в теории и практике международного права. Он считает признание де-факто «гибким дипломатическим орудием капиталистических стран». Можно заметить, что такая точка зрения резко идеологична и полностью соответствует официальной позиции СССР по этому вопросу. Хотя выбор формы признания действительно является орудием чисто политическим, тем не менее, не следует резко отрицать или исключать существование какой-либо из них.

    Профессор Д.И. Фельдман отмечает следующее: «Отношения между признающим и признаваемым государствами, юридической основой которых является официальное признание, могут впоследствии улучшаться или ухудшаться, может даже наступить полный разрыв, но это не имеет никакого отношения к вопросам признания государств. Даже между государствами, давно признающими друг друга де-юре, может наступить полный разрыв всех политических, дипломатических, экономических отношений, но и после такого разрыва эти государства продолжают признавать друг друга де-юре, поскольку признание государства - это

    9 Александрова Н.В. Правовой институт признания государств: дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2009. - С. 18.

    10 Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    11 Там же: С. 144.

    акт окончательный. Признание государства исчезает после исчезновения дестинатора признания»12.

    Третьей формой является признание ad hoc, которое также не носит официального характера и является временным, разовым признанием на конкретный случай. Это может означать вступление с государством отношения по какому-то определенному вопросу или на определенном мероприятии.

    Признание ad hoc нередко сопровождается оговоркой, что вступление в те или иные правоотношения с новым государством отнюдь не означает признания данного государства. Но такая оговорка не может скрыть установления правоотношений, которые мало чем отличаются от правоотношений между признающими друг друга государствами. Как отмечает Д.И. Фельдман, «признание ad hoc - это фактические отношения с дестинатором признания при официальном непризнании. Применение признания ad hoc лишний раз свидетельствует о том, что для непризнания нового государства нет никаких юридических оснований»13.

    Как правило, при выражении такого признания государства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно для решения каких-либо конкретных вопросов, но, вместе с тем, либо взаимно не желают официально и юридически признавать друг друга, либо это нежелание проявляется только у одной стороны таких правоотношений. Иногда целью такого признания может быть разовый случай заключения конкретного международного договора. Конечно же, форма разового признания никаким образом не должна влиять на юридическую силу такого договора. Таким образом, у двух государств, одно из которых не признается другим, могут возникнуть взаимные права и обязанности.

    Примером признания ad hoc могут служить переговоры США и трех вьетнамских сторон о прекращении войны во Вьетнаме - в результате в 1973 году были подписаны Парижские соглашения. При этом некоторые из сторон друг друга не признавали.

    Если говорить о выражении разных форм признания, то можно сказать, что признание де-юре может быть и явно выраженным, и подразумеваемым, а признание де-факто всегда, как правило, явно выражено. Так называемое «молчаливое» признание обычно бывает выражено в форме действий, которые явно свидетельствуют об этом. Примером может послужить установление различных отношений с новым государством, заключение договора, либо просто продолжение уже установленных отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции.

    В целом же, признание новых государств, чаще всего явно выражено. Признающие государства в специальном послании, ноте, приветствии, телеграмме приветствуют факт образования нового государства, заявляют о его признании и выражают готовность установить с ним дипломатические отношения. Именно так было предоставлено признание СССР африканским странам: Марокко, Тунису, Гане, Гвинее, Того, Камеруну, Мали, Конго, Нигерии, Сомали, Уганде и многим другим. В некоторых случаях наряду с официальным признанием заявлялось о признании де-юре и правительства страны. Так произошло с признанием СССР Алжирской республики - отдельно в телеграмме Председателя Совета Министров СССР было сказано

    12Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    13Там же: С. 23.

    о признании и временного правительства этой респуб-

    В некоторых актах признания сразу указывается готовность установить дипломатические отношения, в других может идти речь лишь о надежде на установление дружественных отношений. Бывали случаи, когда в ответ на явно выраженное признание новое государство выражало свою признательность и указывало его важное значение для страны. Так, после признания Того, СССР получил ответную телеграмму на имя Председателя Совета Министров СССР, в которой говорилось о том, что народ Того тронут особым вниманием, которое указал СССР по случаю достижения их страной независимости. Подобная телеграмма была прислана и из государства Мали15.

    История международного права знает случаи и коллективного признания. Коллективное признание на практике стало применяться уже в соответствии с реализацией Берлинского договора 1878 г., подписанного Великобританией, Германией, Австрией, Францией, Италией, Россией и Турцией, в соответствии с которым было оформлено коллективное признание Черногории, Сербии и Румынии.

    Известны и случаи коллективного признания государства на международной конференции. На Парижской мирной конференции в 1919 г. Англия, Франция и другие государства коллективно признали Польшу и Чехословакию16. На Белградской конференции 1961 года было осуществлено коллективное признание Алжирской республики и Германской Демократической Республики17.

    Группа государств, предполагающих предоставить новому государству коллективное признание, может ставить те условия, которые им представляются целесообразными. Так, Сербия и Румыния получили признание при условии, что на территории обеих стран будет обеспечена полная религиозная терпимость. В частности, в отношении Румынии было поставлено дополнительное условие о том, что некоторые определенные территории будут возвращены России. Если условия, на которых предоставляется признание, нарушаются вновь возникшим государством, то согласно источнику, группа государств, предоставивших признание, может использовать свое право вмешаться для установления порядка в соответствии с оговоренными условиями18.

    Следует отметить, что Устав ООН не квалифицирует принятие в члены ООН как признание. Однако в определенных случаях его можно расценивать как признание страны данной организации. Соответственно оно ограничивается рамками этой организации и находится в другой плоскости, нежели обычное признание. Иногда, при принятии в члены ООН может идти речь как раз о коллективном признании. Однако и здесь нельзя сделать конкретных выводов, так как практика ООН в этом отношении не отличается единообразием. Так, в 1958 г., когда Египет и Сирия объединились в

    14 СССР и страны Африки, 1946-1962, Документы и материалы.

    М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. - С. 542-543.

    15 Там же: С. 548.

    16Казаровец Г.М. Вопросы признания новых государств и правительств в современном международном праве. - М.: Изд-во МГУ, 1958. - С. 10.

    17 Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    18Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. - Т. 1. - М.: Иностранная литература, 1950. - С. 280.

    Объединенную Арабскую Республику (далее ОАР), то последняя была признана членом ООН без каких-либо специальных процедур. Спустя 2 года, в 1961 г., Сирия вышла из состава ОАР, но при этом сохранив членство в ООН. Египет также сохранил свое членство в ООН.

    При создании ООН в него входил СССР. Также было принято политическое решение о том, что, наряду с СССР, членами ООН станут две его союзные республики - Белоруссия и Украина, государствами на тот момент не являвшиеся. После распада СССР в ООН вошла Российская Федерация со статусом постоянного члена Совета Безопасности. При этом Белоруссия и Украина сохранили свое членство в ООН в качестве независимых государств. Все другие бывшие союзные республики были приняты в ООН в качестве новых ее членов.

    Таким образом, существенное различие между формами признания заключается в правовой природе не только их возникновения, но и в правовых последствиях, возникающих для признанного государства. Выбор формы признания каждый раз зависит от воли государства и конкретной политической ситуации. Признание де-юре выражает намерение государства установить стабильные дипломатические, консульские и иные отношения с новым государством, способствовать укреплению сотрудничества. Признание де-факто может быть предоставлено в условиях сложившейся нестабильной обстановки, а также для установления в основном экономических и торговых связей и говорит о временных правоотношениях. Третья форма, ad hoc, применяется скорее как исключение, для конкретного случая, чаще всего - заключения международного договора.

    Список литературы:

    Александрова Н.В. Правовой институт признания государств: дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2009.

    Барановский В. Непризнанные // Деловые люди. - 2003. - №6. - С. 34-37.

    Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005.

    Казаровец Г.М. Вопросы признания новых государств и правительств в современном международном праве.

    М.: Изд-во МГУ, 1958.

    Маркедонов С. Джин самоопределения выпущен из бутылки // Эхо планеты. - 2006. - № 25-26. - С. 9-11.

    Оленев С. Международное признание СССР. - М.: Соцэкгиз, 1962.

    СССР и страны Африки, 1946-1962, Документы и материалы. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963.

    Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.

    Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. - Т. 1.

    М.: Иностранная литература, 1950.

    В статье Е.А. Холиной «Формы и критерии признания государств» изложены научные концепции и подходов к пониманию правовой природы и сущности государства, что позволяет детально проанализировать сложные вопросы не только теоретического, но и практического характера реализации основных норм и принципов, составляющих правовой институт признания государств.

    По мнению автора, из выработанных к настоящему времени в отечественной и зарубежной юридической практике основных форм признания государств наиболее приемлемым является признание в форме de-jure (де-юре) в коллективном виде всеми государствами, данный вывод, на наш взгляд, является бесспорным.

    В статье делается вывод, что для признания нового государства в современных условиях следует ввести и закрепить на внутригосударственном и международном уровнях ряд универсальных критериев, в частности: легитимность и легальность установившейся государственной власти; соблюдение и уважение прав человека и гражданина (включая, отсутствие дискриминации проживающих на указанной территории народов по религиозным, этническим или политическим признакам); наличие границ с другими государствами; экономическая жизнеспособность государственного образования; политическая организация власти и внутренняя политико-социальная стабильность; миролюбие государства (не нанесение ущерба безопасности других государств).

    Материал статьи изложен логично и аргументировано современным научным языком. Выводы, сделанные автором, закономерно вытекают из результатов исследования.

    Работа выполнена на должном научном уровне и рекомендуется для публикации в журнале, рецензируемом ВАК.

    Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России, Почетный деятель науки и техники г. Москвы, Президент некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов» Корухов Ю.Г.

    Типичными примерами являются организации, комитеты и комиссии, созданные на национальном или международном уровне для решения конкретной задачи. В других областях термин может относиться, например, к воинской части, созданной при особых обстоятельствах, к костюму, сшитому по специальному заказу, к разработанному вручную сетевому протоколу или к уравнению , разработанному для конкретной цели.

    Выражение Ad hoc может иметь также негативный подтекст, предполагая временные решения, неадекватное планирование или импровизированные события.

    Комитеты, комиссии и организации Ad hoc

    Ad hoc организации, включая комитеты и частные некоммерческие организации , создаются при возникновении объективной необходимости решения какой-либо важной проблемы, не попадающей в сферу компетенции ни одной из постоянных организаций или комитетов. Как правило, эти комитеты создаются на временной основе в рамках уставов и правил, регулирующих деятельность организации, на период времени, необходимый для полного решения поставленной проблемы.

    Ad hoc организация может иногда иметь долгосрочный или неопределенный срок существования. В этих случаях первоначальная рабочая группа или форум может уступить место более постоянным формам организации. Типичным примером крупного масштаба такой организации является ОБСЕ.

    Гипотезы Ad hoc

    Ad hoc в военном деле

    В военном деле при непредсказуемом развитии ситуации могут создаваться специальные воинские формирования, когда для быстроты действий требуется оперативное взаимодействие между различными подразделениями. В качестве примера можно привести организацию военного прорыва .

    Запросы Ad hoc

    Ad hoc запросы - это термин из информатики .

    Запросы и отчёты Ad hoc относятся к подразделу бизнес-аналитики , наряду с OLAP , хранилищем данных, интеллектуальным анализом данных и другими средствами.

    Сети компьютеров Ad hoc

    Термин ad hoc по отношению к компьютерной сети обычно относится к системе сетевых элементов, которые в совокупности образуют сеть, требующую незначительного планирования, или не требующую никакого планирования вообще.

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Ad hoc" в других словарях:

      Hoc (programming language) - hoc, an acronym for High Order Calculator, is an interpreted programming language that was used in the 1984 book The Unix Programming Environment to demonstrate how to build interpreters using Yacc.Hoc was developed by Brian Kernighan and Rob… … Wikipedia

      Hoc (Beowulf) - Hoc is mentioned as the father of Hnæf (d. 450?) and Hildeburh in the Old English poems Beowulf and the Finnsburg Fragment . Widsith says that Hnæf ruled over the Hocings, i.e. Hoc s people. Hoc is called Hoc Healfdene , suggesting a mixed… … Wikipedia

      Hoc - may refer to: * Hellenic Olympic Committee, one of the oldest National Olympic Committees. * Hoc (Beowulf), a Danish King from Beowulf. * Hoc (programming language), a calculator and programming language. * Hypertrophic (Obstructive)… … Wikipedia

      hoc anno - hoc ạn|no 〈Abk.: h. a.〉 in diesem Jahre * * * hoc ạn|no (Kaufmannsspr. veraltet): in diesem Jahr (Abk.: h. a.) * * * hoc ạnno , Abkürzung h. a., veraltet für: in diesem Jahr. * * * hoc ạn|no (Kaufmannsspr.… … Universal-Lexikon

      Hoc Phi - was a wife of Emperor Tu Duc of the Nguyen Dynasty of Vietnam. She is best known for her involvement in palace intrigues following her husband s death.She had an affair with Nguyen Van Tuong, a regent that Tu Duc had appointed to guide his… … Wikipedia

      HOC age - apud Rom. cum Cos. auspicaretur, ac immolaret, clarâ voce a Praecone acclamabatur, ut adstantes officii admonerentur, teste Plutarch. in Numa. Quam proin Cassius Chaerea, coniuratorum in Caium Caes. Princeps, suis resleram dedit, quasi victimam… … Hofmann J. Lexicon universale

      hoc - HOC. s. m. (L H s aspire.) Sorte de jeu de cartes. Joüer au hoc. On dit fig. Cela m est hoc, pour dire, Cela m est assuré … Dictionnaire de l"Académie française

      Hōc signo vinces - Hōc signo vinces, s. In hoc signo vinces … Meyers Großes Konversations-Lexikon

      Hoc signo vinces - oder In hoc signo vinces (lat.), in diesem Zeichen wirst du siegen, Inschrift, die Konstantin d. Gr. beim Auszug zum Kampfe gegen Maxentius neben dem Bilde des Kreuzes am Himmel erschienen sein soll … Kleines Konversations-Lexikon