Преподобный Гавриил (Ургебадзе). Архимандрит Гавриил (Ургебадзе): Как любовь изгнала страх

Года в городе Тбилиси Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР в семье убеждённого коммуниста. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах убили его отца - Василия Ургебадзе. После этого члены семьи стали называть Годерзи в честь него – Васико. У него был брат и две сестры.

Крещён был в младенчестве, уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: "Ты меня распяла, как Христа ". Мальчику стало интересно, что это значит - "распять" и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие . Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Шесть лет учился в тбилисской школе №24; Евангелие изучал в Сионском кафедральном соборе .

25 декабря 2014 года имя прп. Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с днём памяти - 2 ноября н. ст., как это установлено в Грузинской Православной Церкви .

Старец Гавриил никогда не писал на бумаге; его слова записывались другими.

Из поучений прп. Гавриила

Ты не осуждай, судия - сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное - это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина - мирское.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу - всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Молитва старца Гавриила

Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.

Молитвословия

Тропарь

Яко Владыка Христос сокрыл Божество Свое, облекши Его в человечество, и тем невидимою от нас сотворил неизглаголанную славу Свою, такожде, и ты юродства образом покрыл еси славу твою и знамением исповедничества душ пастырем явился, отче преподобне Гаврииле, моли Христа Бога помиловати души наши.

Кондак

Непостижима милость Того, Его же благодатию создание обожено лицезреем вси, ты же, преподобне отче, образ Творца утвердил в себе еси, вознесший естество свое в подобие Божие, тем же, славим тя, отче Гаврииле, достойне похвалы, иже был еси на земли гласом правды и голубем чистоты, жительствовавши же в чуднем смирении, звенел еси лирою мудрости и любви оргáном, ныне же на небеси предстательствуеши о спасении нашем, ходатаю благодати Божией.

Видео

Документальный фильм Архимандрит Гавриил Ургебадзе из цикла 4-х фильмов "Старцы" (2012-2013 года)

Из многих стран мира едут паломники в древнюю столицу Грузии, город Мцхету, где в женском монастыре Самтавро покоятся мощи старца Гавриила Ургебадзе - величайшего духовного подвижника XX века. При жизни авторитет старца был столь высок, что после блаженной кончины, последовавшей в ноябре 1995 года, потребовалось лишь семнадцать лет (необычайно короткий срок) для прославления его в лике святых Грузинской православной церкви.

Детство и юность будущего святого подвижника

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества которого сегодня так волнуют многих людей, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси, и во святом крещении, совершённом в церкви получил имя Годердзи. Его отец, Василий Ургебадзе, как и многие люди тех лет, был убеждённым коммунистом, но жизнь ему была отпущена короткая и трагическая. Седва исполнилось два года, когда отец погиб от рук неизвестных убийц.

Его вдова, мать малолетнего Годердзи, Варвара Ургебадзе, в отличие от своего покойного мужа, была женщиной крайне набожной. Забегая вперёд, отметим, что господь послал ей долгую и благочестивую жизнь. Приняв с именем Анна и на пять лет пережив сына, она скончалась в том самом монастыре, где ныне покоятся его святые мощи. Годердзи был не единственным ребёнком в семье. Кроме него, подрастали старший брат Михаил и сестра Эмма. Впоследствии к ним добавилась единоутробная сестра Джульетта, рождённая во втором браке матери.

Ныне глубоко почитаемый у себя на родине и за её пределами грузинский старец Гавриил Ургебадзе начал свой религиозный путь в самом раннем детстве. По воспоминаниям знавших его в юные годы, ещё ребёнком он отличался молчаливостью и склонностью к уединению. Обычным детским забавам своих сверстников Годердзи предпочитал чтение духовных книг и посещение церкви.

Первые шаги ко Христу

Любопытна история, послужившая толчком к началу проявления этой его наклонности. Она известна сегодня из воспоминаний подруг его матери. Однажды мальчик стал свидетелем ссоры двух женщин, во время которой одна из них воскликнула: «Ты меня распяла, как Христа!». Значение этих слов было непонятно ребёнку, и взрослые, к которым он обратился за разъяснениями, посоветовали ему обратиться в церковь.

Так случилось, что дать первое наставление будущему святому Господь сподобил не настоятеля храма, куда впервые в жизни пришёл Годердзи, а церковного сторожа. Он в доступной форме рассказал мальчику о великой жертве Христовой и посоветовал мальчику прочитать Евангелие. Экономя на школьных завтраках, он скопил нужную сумму и, купив в церковной лавке святую книгу, не расставался с ней до конца своей жизни.

Ещё в школьном возрасте старец Гавриил Ургебадзе стал известен среди окружавших своими паломничествами в монастыри Бетани и Марткопи, а также отчасти и проявлениями юродства, встречавшими одобрение и сочувствие. Уже тогда за ним укрепилась слава человека, которому господь открывает сокровенные тайны, и в годы войны, несмотря на совсем юный возраст, к нему за духовной помощью обращались многие, чьи родные ушли на фронт.

Вера в бога, приравненная к безумству

В 1949 году двадцатилетний Годердзи был призван на военную службу, но даже и там не порывал с религией, что в годы тотального атеизма было делом весьма рискованным. Находясь в составе пограничной части, дислоцированной в Батуми, он по секрету от начальства посещал церковь святого Николая, соблюдал все предписанные церковью посты и старался вести духовные беседы с сослуживцами. Однако тайное, как известно, рано или поздно, становится явным.

Чтобы избежать неприятностей и обвинений в низком политическом уровне личного состава, командование части поспешило комиссовать неугодного им солдата в связи с наблюдавшимся у него якобы психическим расстройством. Юношу передали гражданским властям, которые в те годы также косо смотрели на религиозно настроенных людей, как и их военные коллеги.

В результате Годердзи направили в психиатрическую больницу на обследование, где основным и, по всей видимости, единственным симптомом помешательства признали видение Божьей Матери, которое ему было ещё в детстве. Однако этого оказалось достаточно, и совсем ещё молодой человек был признан психически больным, в результате чего вопрос трудоустройства для него стал неразрешимой проблемой.

Начало церковного служения

Пенсия, выплачиваемая ему по инвалидности, была столь мала, что её не хватало даже на самую скромную жизнь, и старец Гавриил Ургебадзе оказался в крайне сложном положении. Однако господь, как известно, не оставляет милостью уверовавших в него. Своему верному слуге он послал помощь в лице грузинского католикоса-патриарха Мелхиседека III, узнавшего о его злоключениях, и распорядившегося принять на работу в тбилисский Сионский кафедральный собор. Там, оказавшись, наконец, среди близких ему по духу людей, Годердзи исполнял вначале обязанности сторожа, а затем и псаломщика.

Его интерес к духовной литературе, проявившийся ещё в детские годы, принёс свои плоды. Изрядно осведомлённый в богословских вопросах и укреплённый в вере, он в январе 1955 года был рукоположен в сан дьякона, а спустя месяц в Кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи. Отныне смиренный раб божий Годердзи стал именоваться Гавриилом в честь преподобного Гавриила Афонского, чудесным образом прошедшего по воде и вынесшего на берег приплывшую морем

В последних числах февраля 1955 года новопостриженный инок Гавриил был рукоположен в иеромонахи, то есть принял священнический сан, позволявший ему совершать шесть из семи установленных в православии таинств - причащение, крещение, венчание и т. д.

В течение последующих пяти лет старец Гавриил Ургебадзе исполнял послушание в качестве священника Сионского кафедрального собора, где некогда начинал церковным сторожем. Затем провёл два года в монастыре Бетани, а после его закрытия вернулся в Тбилиси, где служил в соборе Пресвятой Троицы.

Самовольное строительство часовни

К этому периоду его жизни относится любопытный эпизод, память о котором сохранилась до наших дней. Ещё в пятидесятые годы, вернувшись из армии, он начал во дворе своего дома строить из бросового материала небольшую часовню, которую местные власти неоднократно разрушали. Избежать серьёзных наказаний за самоуправство ему помогла тогда справка о невменяемости.

Наконец на него махнули рукой, и отец Гавриил смог довести дело до конца. Он сделал всё своими руками, и даже иконы подобрал на местных свалках, а затем, отреставрировав, поместил в самодельные оклады. В середине шестидесятых годов его труд был завершён, и с тех пор построенная им часовня стоит во дворе дома №11 по Тетрицкаройской улице его родного Тбилиси.

Вызов, брошенный имперской идеологии

Однако в те годы далеко не всё складывалось благополучно в жизни отца Гавриила. Ярким тому примером может послужить инцидент, произошедший во время первомайской демонстрации 1965 года, когда на глазах у всех он поджёг двенадцатиметровый портрет Ленина, выразив таким образом свой протест против поклонения кому бы то ни было, кроме бога.

Разъярённая толпа людей набросилась на него, в результате чего старец Гавриил Ургебадзе был избит, а затем доставлен в городское отделение КГБ. В тот день на его теле врачи насчитали восемнадцать переломов.

Избежать тюрьмы помогла всё та же медицинская справка о невменяемости. Сыграл роль и широкий международный резонанс, который благодаря группе диссидентов приняло его дело. Продержав мятежного иеромонаха три месяца в психиатрической больнице, власти были вынуждены выписать его с подтверждением прежнего диагноза.

Жертва предательства

Произошедший инцидент имел последствия, навсегда оставшиеся позорным пятном на совести ряда грузинских церковных иерархов. В угоду властям они запретили настоятелям пускать отца Гавриила во вверенные им храмы, а в случае непокорства предписывали выгонять силой или прибегать к помощи милиции.

Это был страшный и подлый удар, нанесённый к тому же своими братьями-единоверцами, знавшими, что святой старец Гавриил Ургебадзе, способный по нескольку дней обходиться без еды и сна, не мог жить без церковных служб, и особенно без причастия святых даров. Очевидцы рассказывали, что такое низкое предательство повергло его в смятение, и он от бессилия плакал, поверяя своё горе лишь самым близким людям.

Юродивый монастыря Самтавро

В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Самтавро. Крайний аскетизм, в рамках которого проходила его жизнь, произвёл впечатление даже на видавших виды инокинь.

По их воспоминаниям, старец-архимандрит Гавриил Ургебадзе поселился в помещении бывшего курятника, насквозь продуваемого зимними ветрами, и наотрез отказывался принять от них какие-либо тёплые вещи. Часто его можно было видеть стоящего босиком на покрытом льдом и снегом монастырском дворе.

Вначале такое поведение вызывало недоумение сестёр, однако вскоре они убедились, что за внешним юродством кроется великий подвиг смирения. Но главное, о чём свидетельствуют насельницы монастыря, это неиссякаемая любовь, которой буквально светился старец Гавриил Ургебадзе.

Книга «Диадема старца», написанная о нём через несколько лет после кончины и включившая в себя воспоминания самых различных людей, знавших святого подвижника, полна подтверждений их слов. Он ничего не желал для себя лично и всё щедро дарил окружающим.

Кончина отца Гавриила и последующая канонизация

В последние годы своей жизни преподобный страдал водянкой, которая и стала причиной его смерти, наступившей 2 ноября 1995 года. Исполняя последнюю волю покойного, тело предали земле не в гробу, а лишь обернув простой циновкой. Также и место своего упокоения старец указал сам, избрав обитель, где некогда подвизалась просветительница Грузии святая равноапостольная Нина.

Можно с полной уверенностью сказать, что в восьмидесятые годы и всю первую половину девяностых одним из самых почитаемых религиозных авторитетов в республике был именно старец Гавриил Ургебадзе. Книга, о которой упоминалось выше, содержит в себе много несомненных тому доказательств. В ней собраны подлинные свидетельства чудес, совершавшихся по его молитвам.

Но ещё больше их стало происходить на его могиле, к которой после похорон не иссякал поток паломников. Стало очевидным, что и после смерти не оставлял своих почитателей старец Гавриил Ургебадзе. Молитва, произнесённая с верой и упованием (как учил он при жизни), несла людям скорое и ощутимое исцеление.

Всё это послужило причиной тому, что в декабре 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви вчерашний изгнанник был канонизирован в лике преподобных. Тогда же была написана хорошо известная сегодня икона старца Гавриила Ургебадзе, а также составлен подобающий случаю акафист. Следует отметить, что это уникальный случай, когда временной интервал между кончиной и прославлением составил всего семнадцать лет, обычно он включает в себя несколько десятилетий, а порой и веков.

Известно, что во дни своей земной жизни преподобный не вёл записей, но щедро делился мыслями со всеми приходившими к нему. Многие из тех, кому довелось слышать его слова, сохранили их в своих дневниках, и благодаря этому стало достоянием миллионов людей всё, что хотел сказать им Гавриил Ургебадзе. «Диадема старца» - не просто сборник воспоминаний, это во многом учебник истинно христианской жизни.

Достаточно вспомнить лишь некоторые его наставления. Например, отец Гавриил учил бояться не самой смерти, которая, по его словам, является ничем иным, как преображением человека, ступившего в иной мир, а суда божьего, ожидающего каждого из нас за гранью вечности. Для большей выразительности, он прибегает к сравнению, приводя в пример волнение, ощущаемое перед лицом обычного институтского экзаменатора, и после этого предлагает представить те чувства, которые нахлынут на нас пред ликом Вечного Судии.

Как уже говорилось, все знавшие старца свидетельствовали о его безграничной любви к людям без различия их личных качеств и социальной принадлежности. Именно этому, столь редкому в наши дни качеству посвящено одно из его наиболее известных наставлений. Отец Гавриил учил, что любовь - это не врождённый талант, а искусство, которому следует упорно учиться, но тот, кто сумеет его постичь, обретёт высшее счастье.

Приведём лишь ещё одно его высказывание, на этот раз относящееся к тем, кто, отрешившись от суетного мира, ступил на путь монашеской жизни. Старец опровергает установившееся мнение, что затворившись в обители, инок все свои помыслы должен обратить лишь к богу, игнорируя происходящее вокруг. Он буквально говорит, что нет спасения тому монаху, который не болеет душой о недугах своего народа. Иными словами, служитель божий обязан оставаться патриотом и гражданином.

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о грядущих днях

Но не одними только поучениями, подкреплёнными собственным жизненным примером, запомнился жителям республики их прославленный соотечественник. Среди духовного наследия, которое оставил после себя старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о России и Грузии занимают совершенно особое место, и сегодня, как никогда, становятся объектом всеобщего внимания.

О том, что в них он предсказывал будущее обеих республик, явствует из его собственных слов. Он говорил, что обе они являются тем крестом, на котором он принимает добровольное распятие. Правда, если быть абсолютно точным, то следует отметить, что сказано было: «Грузия и пол-России…», но этим он, видимо, желал подчеркнуть, что предсказания в большей степени относятся всё же к его родине.

Грузинский старец Гавриил Ургебадзе пророчества свои во многом уподоблял тому, что ещё два тысячелетия назад говорил на страницах Апокалипсиса святой Иоанн Богослов. Как и святой апостол господень, он предрекал приход в мир сил антихриста, но в гораздо более близкие сроки, чем может показаться поверхностному наблюдателю.

Обращаясь одновременно и к современникам, и к будущим поколениям, старец не пытался поселить в них ощущение безысходности, так как безгранично верил во всемогущество божие и конечную победу сил света и добра, но старался наставить и уберечь от гибельных ошибок.

В частности, он предупреждал о том, что наступят времена, когда служители антихриста начнут проповедовать в церквях евангельские истины, умышленно искажая их своим превратным толкованием, и тем попытаются подменить истинную веру её видимым подобием. Старец Гавриил Ургебадзе призывал каждого, прежде чем отверзать слух чьим-либо проповедям, хорошенько убедиться, соответствуют ли дела пастыря тем высоким словам, которые он произносит.

Этим преподобный возвращает нас к евангельским строкам, где подобная мысль прозвучала в устах Иисуса Христа. В позднейшие времена о том же предупреждали многие российские святые, но старец Гавриил Ургебадзе пророчества о России и Грузии дополнил одним совершенно неожиданным предсказанием, в которое, по всей видимости, вкладывал некий иносказательный смысл.

Он говорил о том, что настанут времена, когда люди, желая вырваться из сетей дьявола (а их у него ровно 666), будут ждать спасение из космоса, которое, по их расчётам, должны принести с собой некие инопланетные существа. Но подобные ожидания будут тщетны, так как эти пришельцы, по словам старца, сами окажутся слугами врага рода человеческого.

Едва ли следует понимать это пророчество в буквальном смысле - преподобный Гавриил был далёк от научной фантастики. Очевидно, разгадку его слов следует искать в некоей аллегории. Не исключено, что таким образом он пытался предостеречь от упований на постороннюю помощь в деле становления России. Даже господь не избавляет нас от трудов, но по молитвам посылает необходимые силы и разум для их выполнения. Дьявол же, наоборот, стараясь отвратить человека от полезного деланья, насылает на него несбыточные надежды и мечтания. Россию, по словам старца, впереди ждёт свет божьей правды, но путь к нему невозможен без опоры на Христа.

Конкретно же о судьбе Грузии старец говорил, что она воскреснет, подобно Лазарю, но не раньше, чем во главе её встанет коронованный царь. Оставим толкование этого пророчества нынешним грузинским политикам.

Старчество - духовная опора церкви

В наши дни, когда всё большее количество людей обращается к церкви, ища в ней свою духовную опору, особую актуальность получают высказывания жизнью своей стяжавших благодать божью. Их мудрость - это тот хлеб, вкушая который, обретает силы и человек, имеющий за спиной богатый опыт христианской жизни, и вчерашний неофит. Старцы Гавриил Ургебадзе, Серафим Вырецкий, Амвросий Оптинский, а также многие их предшественники являются тем фундаментом, на котором неколебимо высится здание Церкви Христовой.

Святой преподобный Гавриил Самтаврийский (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе,
26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР - 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия)
Канонизирован Грузинской Православной Церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных.

25 декабря 2014 г. Священным Синодом РПЦ включен в месяцеслов и
Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти
2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви.

……………………………………..
……………………………………..
И – расстрелять! – Москва сказала.
……………………………………..
……………………………………..
Пытали долго в КГБ……………….
Монах был твёрд, рех раз за разом -
«То – сатаны приспешник! Зверь…», -
На всех допросищах упорно.

Как ни старались, на своём
Стоял, орлом расправив плечи,
Держась едва, но – на своём!
Раб Божий! - "поп", «антисоветчик».

"Да он не дружит с головой,
Галлюцинациии... Про Бога
Твердит всё, Ангелов... Больной!"

Вот так вошел,с "билетом белым",
Он вновь во тьму,что нет «красней»,
Где на руках носили верно
Своих того, кто "всех живей" -
На транспарантах, на портретах….

А он портрет и сжёг тогда -
В двенадцать метров ростом, вместе
С той кепкой!

Радость, шум с утра...
И - пламя друг... "Горит... - вах! Вай ме! -
«Совет Верховный ГССР»! -
Где на стене висел тот самый...
Взрывались лампочки, – и где?!
На Руставели, уж пропахшем
Колонным духом:

Май! Цветут
Земля и прелести Парада –
Флажки и шарики! Вокруг –
Гвоздик, венков бумажных буйство!
На шеях пап – детишки…. Смех.
И – « Ленин жил» и «жив», и «будет»…
И духовой гремит оркестр.
Шум! Первомай! Ну, в общем, праздник…
И – море лозунгов!
И вдруг….

Теракт – подумали…. «Спецназом» -
Был «Полк восьмой». И – вызван.
Ждут…

А уж во всю для демон/странтов
С трибуны проповедь идет,
До неба слышно: ""Слава" – надо
Писать не Ленину; Господь
Иисус Христос, Ему и Слава!
За нас всех Богочеловек
Распялся. Должен быть здесь Крест!
А здесь что?! - "идола" портрет!»

Тогда избили его сильно,
И – в изолятор… Пытки… Вновь…
И – в психбольницу… Но Всесилен
Бог: приговор был отменён!

А ему было безразлично,
Он бы и умер за Христа!

«Психопатическая личность»
Звалась "Годердзи" в тех местах,
Как и - в советском "красном"…. С "белым" –
Он, как и был, всё - "Гавриил",
Что по-грузински – Габриэли.
Он это имя и носил
С момента пострига в монахи
Вот уже долгих десять лет;
С ним и в огонь бы, и на плаху -
Тифлиса сынъ...

Тбилиси. Темнь.
Родные улочки... Дорожки…
Дороги,- к Храму не ведут
Что нынче… Детские ладошки
Всё к небу тянущихся рук
Платанов старых… Шушабанди* -
В ажур старинный давних лет!
Балконы, новые веранды…
И - он свернул туда,
Где свет……

Домой шел мама Габриэли, -
Где многоглавую возвёл
Своим трудом упорным церковь
Прям во дворе. … Не шёл он – брёл,
Бы не пройти случайно мимо
Какой иконки где-нибудь:
Сколь, им на свалках находилось
Тогда безценных,- никому
Теперь ненужных…. Этот «мусор»
Он очищал сам в мастерской,
В ограде церковки. Со вкусом
Их оформлял, то и резьбой,
С любовью делая оклады
Для кем-то выброшенных в «хлам».

И удивительную радость
Взгляд его – старца – излучал,
Когда смотрел он на иконы
Царя умученного: знал!
Знал, Николай Второй что – Божий,
Не зря распяли...

Вся Семья...
Большевики же Их убили –
Святых!
- Ах, мама Гавриил…

И, сколь ему б ни говорили –
"Сними, узнают", - «Нет!»:
Любил…

Однажды /Иверской иконы
Одной бы не было уже/
Он, как почувствовал… Из дома
Бежал к той свалке… Спас! - успел.
В честь Гавриила, что по водам
Прошел, саму б икону ту
Приять, приплывшую к Афону,
И назван был! – …Не потому ль?..

В той церкви не было уж места,
В его: все стены - в образах,
Как в детях выхоженных. Здесь он
Молился и, но…

Как страдал,
Став «обилеченным»: не стали
Пускать на службы его, бо
Властям в угоду, иерархи
Не разрешали! А он мог
Не есть хоть сколь, не спать подолгу,
Но без Причастия – никак!
И плакал батюшка от боли,
И от безсилия страдал…

Он с детства принял Бога сердцем!
И текст Евангелия знал
Весь наизусть почти. Годердзи
И о монашестве мечтал
Уж с юных лет: «Нет героизма
На свете большего, чем то…».
И он своею всею жизнью
То доказал... А жизнь его...

Теперь юродствовал он явно!
Все удивлялись: босиком
Зимой ходил. Казался странным,
Но обижаться на него
Не представлялось и возможным:
Такая нежная любовь
В глазах светилась старца... Позже
Во всех чудачествах его
Узрели всё ж особый подвиг,
Во – "Христа ради"…

В Самтавро
Он спал в курятнике, где холод
Врывался в щели… Ничего
Почти не ел сам, за накрытым
Столом для чад духовных, бо
«Любовь напоит и насытит»,
Но – звал «профессором» вино! –
Лозы и солнца дар в цвет крови:
В нём - виноградном, чистом – соль.
И - соль из уст его, сколь соли
И из очей его текло,
Порой затапливая ночи,
Бо прозорлив был Гавриил.

«Мой крест – вся Грузия, - рех отче, -
И пол-России»… И все дни
Он, прызывая к покаянью,
Всё проповедывал. Всегда
Молился, тяжко воздыхая,
Как об Иверии он, так
И о России. Так молился,
Что непрерывным плач его
Во келье душной становился
Страстной седмицею...

Еще
Рех: «Отвратителен пред Богом,
И даже если одного
Ты ненавидишь; а не можешь
Любить, желай добра уж хоть.
Любовь спасёт людей, смиренье
И доброта»! Он всех любил.

Стяжавший дар чудотворенья
И прозорливости почил
Святым при жизни еще, с миром.
К его ж могиле, в Самтавро,-
Равноапостольная Нина
Где подвизалась преждь - Нино,
Поток как хлынул, так и лился
Все двадцать лет... Да что - поток? -
Болящих море исцелилось,
И просто любящих! - Сей бо,
«Без дна кувшином" не был: полон
Любовью был!

Вот и сейчас
Всё кровь жива его, хоть столько
Уже в пробирке лет она!

Водянкой болен был… Страдая,
Не безпокоил никого.
Лишь перед смертью кровь и взяли
Ту для анализа. Но он
Уж не дождался. …Обернувши
В циновку тело, так земле
Его и предали. И тут же –
Вновь чудеса! Да столь чудес!

К Мощам стекаются и ныне,
И всех он слышит, помощь шлёт!
…иль, может, - весть? – Зачем на плитах,
На коих ночь одну всего
Лежали Мощи старца, только
Лишь обретенные, зачем
Отобразился явно образ
Его - Святого? Что хотел…. –
О чём так мама Габриэли
Предупреждает, всех любя,
Во Божьей Матери Уделе,
Что Матерь всем нам – со Креста?

В короткий срок после успенья
/Семнадцать лет прошло всего/
Канонизирован Нетленным
Был Православною Святой
Грузинской Церковью.

Так в лике
Святых прославлен стал «больной»
С «билетом белым»! А в граните
Спит, – черно-красном, –
«всё живой».

Через два года старца Мощи
И обрели:

Февраль был. Шел
Дождь. "Двадцать третье". Зябко...

Все же,
В Светицховели, - где Хитон
Христа, под спудом, Неделимый! -
Несомый тысячами рук
Шел Преподобный,- коим "идол"
Сожжен был... Шел туда не "вдруг",
Но - чрез "Самеба"* возвратиться б
На место прежнее своё.

И нам бы всем там исцелиться….

Молись о нас, молись, Святой…

_______________________________________

* «Шушабанди» - резные, кружевные балконы.

*Грузия: в монастыре Самтавро проявился образ преподобного Гавриила (Ургебадзе) 22.10. 2015

*Святой часто носил на груди табличку «Человек без любви - как кувшин без дна».

* «Спустя несколько лет доктору позвонил коллега и сказал, что он неожиданно нашел забытую во время ремонта лаборатории пробирку с кровью, которую они взяли у отца Гавриила четыре года тому назад. И эта кровь была как свежая! Зураб Георгиевич не поверил. Коллега приехал к нему. Действительно, кровь не свернулась, не высохла, не разложилась. Доктор достал шприцем одну каплю, сделал мазок и отнес в лабораторию. Анализ показал: всё в норме!
Они сами не знали, с чем столкнулись. Доктор поехал к патриарху и сказал, что они взяли кровь у отца Гавриила четыре года тому назад, а она до сих пор имеет такой состав, словно ее взяли вчера. Не чудо ли это? Святейший посоветовал эту кровь предать земле там, где покоится отец Гавриил. Они закопали эту пробирку в могилу старца в монастыре Самтавро. Там уже начали совершаться чудеса, и люди, приходившие со всех концов Грузии, увозили с собой целебное масло и землю. Они постоянно раскапывали могилу, поэтому ухаживавшая за ней матушка Параскева достала пробирку из земли. И теперь она помазывает ею всех приходящих на могилку людей. Вернее, не помазывает, а осеняет крестным знамением - так точнее.»
*"22 февраля 2014 года были обретены мощи святого Гавриила Юродивого.
Это событие происходило при невероятном стечении народа, который стоял около монастыря и днем и ночью. Святые мощи были торжественно перенесены в собор Светицховели, а после – в Тбилиси, в собор Пресвятой Троицы (Самеба).
Храм был открыт круглосуточно: люди приходили поклониться мощам и днем ночью.
В те дни Святейший Патриарх Илия II обратился к народу с такими словами: «Очень часто люди спрашивают нас, что такое счастье? То, что сегодня происходит в Грузии, – это счастье! Это озарение Cветом страны и людей. Это нисхождение Духа Святого. Это наше преображение. Это то состояние, когда царствует добро и изгоняется зло. Это взаимное прощение и любовь! И все это принес нам отец Гавриил! Один человек преобразил всю Грузию»"
http://www.pravoslavie.ru/news/87365.htm

Http://www.youtube.com/watch?v=WrrY1_GJKMw
Перенесение мощей преподобного Габриэля в Тбилиси
http://www.youtube.com/watch?v=_-qdVROs59A

* Самеба - Самеба - Храм Пресвятой Троицы. Цминда Самеба (;;;;;; ;;;;;;,
что переводится как «Пресвятая Троица») - ныне главный кафедральный
собор Грузинской Православной Церкви.

Во Мцхета, в монастыре святой Нины, чудесным образом проявился образ святого Гавриила.

Образ проявился в том месте, где после обретения некоторое время покоились его святые мощи.

Сообщается, что это место посетил святейший патриарх Илия II и сказал, что это большое чудо, и что он даже видит там надписи.

Тамара Манелашвили

http://pravoslavie.ru/87000.html

Все, кто знал старца Гавриила, помнят, что он был необыкновенно простым, смиренным, любящим – и в то же время грозным. Когда он гневался или обличал человека, чувствовалось, что его устами говорит Всевышний, – такой Божественной властью и силой обладали его слова. Но когда он замечал, что человек раскаивается, он обнимал его, прижимал к своей груди и вселял в сердца ближних надежду и любовь. Юродивый старец и сегодня, в наши дни, продолжает укреплять людей в вере, вселять в сердца любовь и незримо, а порой и видимо, присутствует среди верующих, независимо от вероисповедания, простых людей, начинающих тернистый и спасательный путь, который называется Православием.

26 августа – день рождения отца Гавриила. Чтя его память, мы выбрали несколько историй о нем – одна из них произошла при жизни старца, другие имели место после его кончины: они подтверждают, что на самом деле чувствуется присутствие отца Гавриила и сегодня, в наши многомятежные времена.

«Ну, что ты скажешь, Нодар?»

Нодар , духовное чадо старца Гавриила:

– Батюшка Гавриил провел в моей семье несколько дней. После освящения дома целую ночь мы разговаривали на разные темы и молились. Старец сказал мне: «Нодар, брат мой, к шести часам я должен быть в монастыре. Сможешь отвезти меня во Мцхета?» Я, конечно, согласился. Это были те времена, когда абсолютно всех контролировали. Мы направились во Мцхета. На выезде из Тбилиси семеро вооруженных лиц перекрыли нам дорогу и потребовали остановить машину. Напомню, это были 1990-е.

Несмотря на то, что старец Гавриил велел мне не останавливаться, я остерегся и все-таки остановил автомобиль. Батюшка Гавриил сидел очень спокойно. Я вышел из машины предъявить документы незнакомым, но оказалось, что те хотели не документы, а мою машину. Я сопротивлялся, хотя и понимал, что ссора с семью вооруженными до зубов «рыцарями» связана с риском. В это время я увидел, как из машины вышел старец Гавриил и направился к нам. Произошло что-то необыкновенное: словно бы с неба спустился огромный светящийся во тьме столб, за которым следовал сверхъестественно высокий, красивый, внеземной человек с посохом, с белой бородой. Он ударил посохом о землю, и раздался необыкновенный голос: «Кто посмел остановить нас?! Как вам не стыдно?!» Это было поистине сверхъестественное явление, которое потрясло всех. Испугавшись, вооруженные люди побежали кто куда. А кто-то, застыв на месте, стал совать нам в руки наши документы и попросил побыстрее уезжать.

Мы уехали. Батюшка Гавриил посмотрел на меня и спросил: «Ну, что ты скажешь, Нодар? Мы же молодцы?»

«Левый глаз, не так ли, Лейла?!»

Лейла Сихарулидзе , редактор грузинской версии книги «Диадема старца»:

– Заканчивая работу над книгой, мы с несколькими духовными чадами отца Гавриила сидели в его келье. Шутили, вспоминали разные истории из жизни юродивого, и все невольно улыбались. Мне тоже захотелось пошутить, и я сказала: «Вот закончу работать над этой книгой, и отец Гавриил выдаст меня замуж!» А мне было уже за семьдесят! И вдруг… отец Гавриил подмигнул мне с фотографии! Я остолбенела и не могла вымолвить ни слова. Монахиня Параскева спросила меня: «Левый глаз, не так ли, Лейла?!» Оказывается, другие тоже заметили это, и один из присутствующих сказал: «Это еще ничего, порой он нас даже по лбу щелкает!»

«Уберите свечи!»

Лаша Цаишвили:

– Несколько лет назад мы с сестрой отдыхали у родственников. Как-то ночью сестре приснился отец Гавриил. Он стоял возле дома, в котором мы находились, держал в руках погасшие свечи и говорил: «Уберите их отсюда!» Когда моя сестра рассказала о сне, мы были очень удивлены, ведь свечи – символ веры. Но когда мы рассказали об этом сне нашей соседке, она сказала, что несколько дней назад в этом доме была женщина, гадавшая на свечах. Нам всё стало ясно. Сестра показала то место, где в ее сне стоял отец Гавриил, и мы увидели огарки свечей, на которых гадала та женщина. И в этом случае отец Гавриил помог нам, защитил от злой силы.

После кончины отца Гавриила мы чувствуем его духовную поддержку. Одно время я очень беспокоился о своем физическом состоянии и молился Богу, чтобы он вернул мне зрение. Как-то ночью мне приснился отец Гавриил, сурово выговаривающий мне: «Почему ты просишь о быстром исцелении? Подожди, Господь знает, на все есть свое время!» Когда я проснулся, воззвал к батюшке и попросил его дать мне какой-нибудь знак, от Господа ли этот сон. Через некоторое время моя родственница, которая гостила у нас, рассказала, что, когда она убирала комнату, позади нее вдруг возникло странное сияние. Она повернулась и увидела, что икона, которую мне подарил отец Гавриил, лежит на моей кровати. Однако упасть со стены и оказаться на моей кровати икона сама по себе не могла, потому что расстояние от места, где она находилась, до моей постели довольно большое. Это был знак от отца Гавриила. Удивительно еще и то, что, когда я описал человека, приснившегося мне, его образ полностью совпал с обликом отца Гавриила. А ведь я никогда так и не смог увидеть батюшку…

Мне часто хочется поговорить с отцом Гавриилом, послушать его живые, благостные слова, наполниться и проникнуться тем Божественным чувством, носителем которого был старец Гавриил. Чувством, которое называется любовью!

http://pravoslavie.ru/105952.html

«Священная Любовь XX века» – именно так называют грузины своего не так давно канонизированного, но необычайно почитаемого святого Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).

Премьера фильма «Диадема старца» в Москве показала, что в России этого святого любят отнюдь не меньше – кинозал на главной площадке Исторического парка ВДНХ был практически полон. Многие люди плакали, аплодировали и смеялись так, как будто фильм был снят об их близком и горячо любимом родственнике. О феномене этой всеобщей любви, о новых чудесах по молитвам святого и о сверхъестественных событиях, которыми сопровождались съемки, мы поговорили с автором фильма Константином Гелаевичем Церцвадзе – филологом, переводчиком, писателем и журналистом.

Преподобный Гавриил Самтаврийский (1929–1995) – архимандрит Грузинской Церкви, несший в советское время подвиг исповедничества и Христа ради юродства. Уже в двенадцать лет он хорошо знал Евангелие, а во дворе дома устроил себе крохотную келью.

Вернувшись из армии, построил небольшую церковь, все стены которой украсил сотнями икон: вырезал их из журналов, собирал на свалках и реставрировал. В 1955 году был рукоположен во священника и пострижен в монашество с именем Гавриил.

Мама Габриэли (так по-грузински звучит «отец Гавриил») проповедовал на улицах, возвращая людей к вере, и нередко совершал разные странные поступки: ходил без обуви, притворялся сумасшедшим, пьяницей, попрошайкой.

1 мая 1965 года он поджег двенадцатиметровый портрет Ленина на здании Верховного Совета в Тбилиси. На допросах говорил: «Нельзя боготворить человека. На месте портрета Ленина должно висеть Распятие Христа. Зачем вы говорите „Слава Ленину“? Надо говорить „Слава Господу Иисусу Христу!“».

Ему грозило жестокое наказание, но его признали сумасшедшим и отпустили. За странностями его поведения скрывалась огромная любовь к людям, сила горячей молитвы и великое смирение. Например, осыпав человека жесткими вразумляющими словами и прогнав прочь, он тут же начинал о нем слезно молиться и благословлять. Кто-то отвращался от него как от прельщенного и сумасшедшего, другие чувствовали его любовь и пользовались его богодухновенными наставлениями.

Прославлен в лике святых в 2012 году. В месяцеслове Русской Православной Церкви день памяти преподобного Гавриила – 2 ноября.

Константин Гелаевич, мы уже многое знаем о старце Гаврииле. Расскажите немного и об авторе фильма.

– Мне 23 года, детство мое прошло в Грузии, я окончил русскую школу и до 2014 года ни разу не был в России. В последние годы часто посещаю Россию. По профессии я – филолог-русист. Окончил Тбилисский государственный университет, институт славистики, потом поступил в Общецерковную аспирантуру в Москве, здесь же начал работать корреспондентом. До того, как снять фильм «Диадема старца», я перевел книгу с одноименным названием. Она была издана по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Являюсь также редактором нескольких книг. Переводил на грузинский язык житие Василия блаженного, житие святой Матронушки.

Он помогает всем независимо от национальности

Как вы полагаете, в Грузии отец Гавриил уже настолько же почитаем, как и святая Матрона?

– Все митрополиты и Патриарх отмечают, что он уже стал особо почитаемым святым. Когда вскрыли могилу старца Гавриила и его святые мощи были перенесены в кафедральный собор Пресвятой Троицы, наш Патриарх выступил и сказал, что очень часто верующие и неверующие люди задаются вопросом: что такое счастье? «То, что происходит сегодня, – это и есть счастье», – отметил Патриарх Илия. Потому что в самые нужные моменты старец помогает нам всем: и грузинам, и русским.

Его канонизировали в 2012 году, а в 2014 году обрели мощи. Старец Гавриил почил о Господе в 1995 году, он наш современник. Еще живы люди, которые хорошо его знали. Многие сомневались, канонизировать или нет, потому что даже величайшего святого Серафима Саровского канонизировали 70 лет спустя. Но Патриарх, как некогда Николай II относительно отца Серафима, поставил точку и все же канонизировал. Помню, как тогда ликовала вся Грузия.

И вот сегодня отец Гавриил стал особенно дорог народу. Он для всех был своим.

«В ту ночь я хотел покончить с собой»

– Думаю, вы согласитесь со мной, что многие священники много говорят, читают проповеди о том, как Христос пострадал, какие поступки Он совершал, и учат других, как это делать. Но дальше слов дело не идет. А старец показывал все на своем примере. Он в своей жизни много страдал, а потом еще и юродствовал: мог танцевать, зайти в пивной бар, чувствуя при этом, кому именно нужна помощь. В мой перевод книги включены воспоминания тех людей, которые свидетельствовали: «Да, я тогда был в пивбаре и хотел ночью покончить жизнь самоубийством. И вдруг подошел священник и сказал: «Что ты, брат! Вместо этого сделай так и вот так». И этот человек начинал видеть жизнь с другой стороны. И вот так отец Гавриил спасал очень многих.

Для Мама Габриэли не было невозможного

– Сегодня в мире происходят ужасные вещи, способные повергнуть в шок: теракты, войны, смерти ни в чем не повинных людей, массовые самоубийства, убийства детей руками их родителей. Люди ищут какого-то утешения. А оно приходит только через любовь. И невоцерковленные люди, естественно, не понимают, что такое смирение, или почему они должны читать Евангелие. Им нужен духовный толчок, пастырь, который обратит их на путь спасения. И почему-то в случае с отцом Гавриилом все всегда работало. Многие люди, совсем далекие от Православия, стали ходить в Церковь.

Об их сходстве писали в «The Guardian»

В 1994 году умер еще один святой – Паисий Святогорец. Между отцом Гавриилом и отцом Паисием невольно напрашивается некая параллель.

– Мы в Грузии очень почитаем святого Паисия Святогорца. Мы очень радовались, когда его канонизировали. Даже в «The Guardian» была статья, которая называлась «Мама Габриэли в Грузии – как Паисий Святогорец в Греции». Такие параллели проводили еще в те времена, когда старец Гавриил не был причислен к лику святых. И в Греции вышла подобная статья. Почему-то действительно все проводят эту параллель.

«Костя, не печатай эту книгу»

Снимая фильм или создавая книгу о каком-то святом, некоторые люди переживали опыты мистического характера. Было у вас что-то подобное?

– Да, было много таких моментов. О некоторых из них могу рассказать. Три года назад, когда книга о старце была уже переведена, сверстана, мы собирались отдать ее в печать. Нашли спонсора. И вдруг снится мне сон: я сижу у телевизора, и тут заходит батюшка Гавриил с посохом. Я вскочил с кресла, спрашиваю: «Батюшка, неужели это вы?». А он такой: «Да, да, это я. Где эти ксерокопии?» А я не знал, о каких ксерокопиях шла речь, и указал на распечатку книги, которая лежала на столе. Он подошел, начал перелистывать ее и говорит: «Нет-нет, Костя, не печатай эту книгу. Здесь нет той информации, которая нужна». Я открыл глаза и проснулся. На следующее утро мы включили телевизор, и вдруг я слышу, как Патриарх Илия сообщает, что скоро будет вскрыта могила старца Гавриила. Стало ясно, что старец Гавриил не хотел, чтобы книга была издана без этой информации. На самом деле, наша книга, которая переведена и, надеюсь, скоро появится в России, содержит много ценной информации, которая появилась уже после вскрытия мощей.

«Эх ты, пухленький»

– Был еще один случай. Когда мы делали фильм, я был против, чтобы он заканчивался завещанием старца Гавриила. Говорил, что это грустный мотив, и я не хочу, чтобы в конце была именно такая нота. Меня уговаривали. Я противился. И мне приснился еще один сон: сижу, заходит старец и говорит: «Эх ты, пухленький. Завещание – последнее. Ты должен поменять музыку и записать Параскеву» (монахиня Параскева - келейница старца Гавриила). Я открываю глаза, звонит Дато Дарджания. И что вы думаете? Оказывается, ему тоже приснился старец и сказал, что «320-киллограммовый пухленький человек должен сделать то-то и то-то». Информация, которую я получил во сне, совпадала с информацией, которую сообщил продюсер фильма Давид Дарджания.

Автор этого фильма – я, продюсер фильма – Давид Дарджания. А автор идеи и режиссер – монахиня Евфимия (Дали Мшвениерадзе), которая написала первые книги о старце. Что касается матери Параскевы: у нас были кадры не очень хорошего качества, и мы не знали, использовать их или нет. Но потом, когда старец мне приснился, я сразу созвонился с матушкой Параскевой. И она сказала: «Да-да, приезжайте, я жду вас в Боржоми». Мы опрометью кинулись туда и взяли у нее интервью.

«И чем я заслужил такую милость?»

Вы не знали старца Гавриила лично? И он настолько вам близок.

– Нет-нет, я не был с ним знаком. Я был маленьким тогда. Но я считаю его своим духовником и своим другом. В моей жизни нет ни одного важного события, которое прошло бы без благословения батюшки. Я всегда чувствую его присутствие. Он всегда рядом, как и завещал: «Я ухожу, но всегда незримо буду с вами».

Когда мы переводили интервью матушки Параскевы, у меня были сложности. Признаюсь, что, хотя я грузин, с грузинским языком у меня некоторые проблемы. У меня русское образование, и вырос я в русской среде. Некоторые церковные старогрузинские моменты я не понимаю, если мне не помогают мои грузиноязычные друзья. Матушка Парасвкева в фильме говорит: «Я захожу в его келью и вижу его поднятым на пятьдесят сантиметров от земли». Ей было интересно, знает ли старец, что она видела его в этом состоянии. Когда она зашла к нему, старец сказал: «Господь сообщил, что подымет меня на 50 сантиметров. И чем же я заслужил такую милость?» И вот это последнее предложение – это примерный перевод, потому что по-грузински фраза звучала немного по-другому. Эти тонкости были мне непонятны. Я неделю потратил на перевод. Думал, как правильно: «Чем я удостоился?» или же «Я не достоин». Я ломал голову над несколькими вариантами. И мне опять приснился старец, который, ударив посохом об пол, сказал: «Двенадцать лет ты ходил в русскую школу, чтобы я неделю ждал твоего перевода?!» Когда я проснулся, в голове у меня была правильная фраза: «И чем же я заслужил такую милость».

«Ваш мальчик абсолютно здоров»

Я знаю человека с грузинскими корнями, которому батюшка тоже снился и что-то говорил. Действительно, он живой.

– Об этом – моя последняя статья, которая так и называется: «Я жду вас в Самтавро». Она повествует о женщине Елене, сын которой потерял сознание. Приехала бригада скорой помощи. Вызвали маму, которая, глядя на происходящее, тоже потеряла сознание. Женщина была совершенно невоцерковленная, только корни православные. «Когда меня привели в чувство, – рассказывает она, – я увидела, как медсестрам помогает какой-то священник. Он поднял голову и сказал ей: "Я жду вас в Самтавро"». Елена не знала, где это и что это вообще такое. Потом она ознакомилась с результатами анализов и узнала, что у мальчика злокачественная опухоль с метастазами в голове. Вдруг в кабинете главврача Елена увидела фотографию – на ней был изображен священник, которого она видела помогающим бригаде скорой помощи. Она спросила: «Этот батюшка у вас главный, он здесь работает?». В ответ услышала: «Что вы, госпожа Елена. Это старец. Он святой. Его могила находится во Мцхета». Елена все поняла, опрометью побежала на могилу старца, а при этом молилась, чтобы поскорее продать дом, машину, все, что есть, чтобы отвезти ребенка на лечение в Германию.

Проходит определенное время. Мальчик еще раз потерял сознание, его отвезли в больницу, и мама настояла на том, чтобы сделали повторные анализы, – ей нужно было узнать, насколько быстро болезнь прогрессирует. Анализы были сделаны. Врачи сказали: «Здесь какая-то ошибка. Сделаем еще раз». Анализы были сделаны три раза. Женщина сходила с ума, умоляла сказать, что происходит, ничего не скрывать. Наконец врачи позвали ее и говорят: «Мы не знаем, что происходит. У вашего ребенка просто мигрень. Нет ни метастазов, ни опухоли».

Женщина опять потеряла сознание. В обмороке она увидела улыбающегося отца Гавриила, который сказал: «Я же ждал вас в Самтавро».

Старец в буквальном смысле ходит по земле

– Люди, даже совершенно не воцерковленные, сталкивались с невероятными вещами. Когда вскрывали могилу с мощами в Троицком соборе, я целый месяц стоял у изножья старца. Однажды прошел сильный дождь. Когда посмотрели на туфли старца, то увидели, что они в грязи!

И монахи Троице-Сергиевой лавры замечали, что у преподобного Сергия, лежащего в раке, стоптаны башмачки. Опыт таких чудес сильно повлиял на ваше мироощущение?

– Я укрепился в вере. Я с пяти лет служу пономарем, и человек я церковный, конечно. Но вера моя очень возросла после встречи с отцом Гавриилом. Уже не возникает никаких вопросов – мне все ясно, стараюсь смиряться, где необходимо.

Результат съемок удовлетворил? Или хотелось бы еще что-то исправить, доделать?

– Я отношусь к себе самокритично. Мы работали над фильмом полтора года. Хотя там есть и интервью, которое мы снимали семь лет назад. Я знаю этот фильм наизусть по минутам и секундам. Когда мы завершили озвучку, и я посмотрел этот фильм, то не понял, как это я такой фильм сделал. До сих пор думаю, что этот фильм делал сам старец Гавриил. Мне фильм нравится.

В будущем мы планируем сделать фильм только об исцелениях, которые осуществились благодаря помощи старца Гавриила. Так что это не последний проект. Я очень благодарен своей учительнице русского языка Ирине Шалвовне Схиртладзе, профессорам института славистики Майе Дмитриевне Тухарели, Илоне Артуровне Дзнеладзе, Марии Анатольевне Филиной. Они всегда бескорыстно помогали, редактировали, давали ценные советы. С особой благодарностью вспоминаю замечательную женщину Тамару Манелашвили, которая подсказала, как нужно начать фильм. Тот чудесный текст, которым начинается фильм, принадлежит грузинской журналистке Тамаре Манелашвили.

«Потому что... Ведь это же Любовь»

Ожидали, что столько людей придет на презентацию фильма? Многие плакали.

– Я до последней минуты ожидал, что придут максимум пятьдесят человек. И думал, как это будет неловко и как обидно за батюшку. Перед презентацией я попал в пробку. Мероприятие началось в половине восьмого, а я приехал в двадцать минут восьмого, то есть за десять минут до начала. Я говорю директору выставочного пространства ВДНХ Юлии Емельяновой: «Слушайте, там, наверное, мало народу?». Она говорит: «Да-да, мало». И я выхожу и вижу столько народа! Господи, ничего себе! Батюшка, спасибо тебе огромное! И я был искренне рад, потому что ведь это же Любовь...

«Политики и недобрые люди не смогут нас разделить»

– Это доказывает, что мы одна семья: Россия и Грузия. Что там политики будут делать, это нас не касается. Мы православные, и никакой разобщенности, никаких расколов у нас нет. Мы братья и сестры. Вот так и хотел старец, который говорил: «Мой крест – Грузия и православная Россия». Он очень любил царя Николая, еще тогда, когда он не был канонизирован. Когда у власти были коммунисты, он не боялся, шел с портретом царя Николая. И сестры монастыря говорили: «Осторожно, у нас будут проблемы». А отец Гавриил отвечал: «Николай – святой. Вся семья – святая. Большевики их убили».

Вы не представляете, между прочим, как в Грузии любят царя Николая. Благодаря старцу и его житию.

«Между нами не должно быть вопросительных знаков!»

– У старца была Библия на русском языке, рассказывала его сестра Джульетта. Тоненькая-претоненькая. И вот он так и читал: грузинскую Библию и русскую. Наверное, он чувствовал, что мы не просто соседи. Есть Греция, есть Болгария. Но мы – опора друг друга, мы должны друг друга поддерживать. Грузия – это удел Божьей Матери. А в России столько святых. А сколько в России поэтов, писателей, которые любят Грузию… Сейчас в русской литературе не найти ни одного поэта, писателя, который бы в своих произведениях не восхвалял Грузию. В грузинской литературе нет ни одного поэта и писателя, который бы не писал, что русские – наши братья, что мы одна семья.

Отец Гавриил все урегулирует. В духовном плане у нас отличные отношения. Пусть завидуют Америка и Европа.

Неправда, что в Грузии не знают русского

У многих светских людей сегодня другое мировосприятие. Отношения сложные.

– Это в политике. А в духе – нет! Есть миф, что в Грузии никто не владеет русским языком. Но это неправда, конечно. Вот даже наш фильм сделан грузинами. Там нет ни одного русского, кроме Елены Чистяковой. Озвучку делали грузины. Одни грузинские фамилии – и мы сделали русскоязычный фильм. На самом деле, совершенно не соответствует истине утверждение, что мы знаем все языки, кроме русского. У нас есть хорошо известный в научном мире институт славистики, который связан с МГУ и другими российскими университетами. Студенты, когда приезжают на конференции, называют друг друга братьями и сестрами. Никаких разделений не происходит. Возведением стен занимаются те, кому этого хочется, а у нас – любовь. В данном случае все упирается в политику. Но и политики не смогли ни единой трещины создать в наших отношениях.

Еще одно обыкновенное Чудо

Мы уже слышали о множестве чудес: в Тбилиси и Киеве мироточили иконы, на месте, где раньше лежали мощи, проявился образ святого. Что еще произошло за последнее время?

– Например, то чудо, которое случилось с Еленой Чистяковой из Перми. Ей диагностировали меланому. Пятно было большое и черное. Она помазала больное место маслом от отца Гавриила. Затем пошла на освидетельствование. Приходит, раздевается и говорит: «Вот здесь у меня меланома». Врач смотрит в недоумении и произносит: «Ну, и где?» Елена смотрит – а на ноге уже и нет ничего. Врач сказал, чтобы она собирала вещи и ушла по-хорошему. Она начала извиняться и вышла из кабинета со слезами на глазах в полнейшем шоке. Пережив такое чудо, Елена стала инициатором возведения в Перми храма во имя преподобного Гавриила и блаженной Ксении Петербургской.

Я брал благословение у русских пономарей

Ходите ли вы здесь в какие-то церкви? Чем отличаются грузинские и русские приходы?

– Хожу в московский храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Разницы почти нет, разве что в облачении. Был такой, как сейчас говорят, прикол: у нас в Грузии пономари облачаются в красное, а здесь у них одеяние – почти как у священнослужителей. Когда я впервые приехал в Россию, то оказалось, что я взял благословение почти у всех пономарей. И еще удивлялся: такие молодые, а уже священники! Мне говорят: «Да это пономари, Костя». Я отвечаю: «Как пономари? У них же епископские одеяния!»

«Старца Гавриила вы запомнили...»

На презентации вы рассказывали, что в процессе съемок было много смешных и чудесных моментов. Можете ли поведать о некоторых из них?

– Мы делали такой же фильм и для грузин. И мне сказали: «Давай мы тебя запишем еще и на грузинском». Я согласился. Закончив свой стенд-ап на русском, я начал делать следующий на грузинском и не смог, потому что забывал слова. Ночью мне снится сон: старец Гавриил приходит и говорит: «Ты что? Только русским хочешь заниматься? Сейчас выучишь грузинский». Я испуганно говорю: «Да-да-да. Я все сделаю. Спасибо, батюшка». И сейчас я учу этот текст довольно старательно, чтобы грузинский фильм получился хорошо.

Поэтому я и говорю, что старец сам является главным продюсером, режиссером, куратором и вообще всем на свете. Когда записывали редактора Нино Жвания, ей нужно было прочитать огромный текст. Действительно огромный – на полтора листа. О том, как старца Гавриила арестовали, а Пресвятая Богородица его спасла. Она выучила этот длинный кусок текста наизусть, встала перед камерой и начала рассказывать. Заканчивался текст словами: «С удивительным блеском в глазах старец сказал: "Это была Пресвятая Богородица"». Нино Жвания рассказала этот текст почти до конца. На улице было 34 градуса по Цельсию. Мы все загорели. И вот она говорит последнее предложение: «Старец Гавриил с необыкновенным блеском в глазах сказал: это была...» – и забывает про Пресвятую Богородицу. Ее «заклинило». И так было, как ни странно, несколько раз. Нино Жвания причитала: «Кто-кто? Пресвятая Богородица, помилуй нас. Я забыла». И четыре дубля мы вот так перезаписывали.

Затем мне опять снится старец. Он, разумеется, присутствовал на съемках. И говорит мне, смеясь: «Вы что, старца Гавриила запомнили, а Пресвятую Богородицу не можете?» Вот и исполнились с точностью одни из последних слов старца: «Я умер, но я жив».

Беседовала Анна Рымаренко