Предпочтения читателей. Образцы анкет по выявлению читательских и художественных интересов. Выводы по главе

1

Рублева О.В. (Иркутск, МБОУ СОШ №77)

1. Смородинова М. В., Еремина Е. И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. – 2010. – №1-2. Т. 2. – С. 269-272. – URL https://moluch.ru/archive/13/1112/ (дата обращения: 28.04.2018).

2. Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. – 2016. – №3. – С. 1-7. URL: http://yun.moluch.ru/archive/6/331/ (дата обращения: 28.04.2018).

3. Правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/society/15-01-2010/1008197-read-0/(Дата обращения 28.04.2018).

Чтение - неотъемлемая часть обучения человека. Без чтения мы были бы безграмотны и глупы. Поэтому, чтобы развивать свои навыки правописания и умения правильно излагать свои мысли, необходимо найти такой жанр литературы, который наиболее будет интересен ученикам средней школы. Работа призвана выяснить, какой жанр литературы наиболее популярен среди школьников. Это поможет учащимся найти именно тот стиль описания, который им обязательно понравится.

Цель работы : выяснить, какие литературные жанры наиболее популярны среди школьников.

Задачи исследования :

1. Найти нужную информацию в интернете.

2. Провести анкетирование среди учащихся 4-7 классов.

3. Спросить библиотекарей, какие книги чаще всего берут, и какой жанр наиболее интересен школьникам.

4. Объединить информацию и сделать вывод.

Гипотеза: предположим, что школьники предпочитают книги в жанре фантастики, и количество прочитанных драматических и исторических произведений невелико.

Проблема: современные подростки мало читают.

Актуальность исследования: данные исследования проведены для того, чтобы понимать, о чем любят читать наши сверстники и поддерживать интересы и темы разговора, а также для того, чтобы быть в тренде и теме происходящего, понимать, о чем говорят и что обсуждают.

Чтение - сложный процесс восприятия символов, направленный на понимание текста.

Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений не читающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. В связи с этим ООН объявил период 2003 - 2012 года десятилетием грамотности. Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения.

Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны - это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны - это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков .

Признаками читательской активности являются:

1. Частота чтения;

2. Его длительность;

3. Виды чтения;

4. Читательские потребности и мера их удовлетворения;

5. Читательские предпочтения;

6. Обстоятельства чтения;

7. Частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина;

8. Частота и объемы межчитательских обменов;

9. Динамика читательского поведения;

10. Динамика текущих оценок по литературе.

Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения .

Но все, же наши сверстники читают и каждому интересен свой жанр. Вот жанры, которые мы включили в анкету:

Детективы

Фантастика

Фэнтези

Исторический роман

Литература ужасов

Комиксы

Комедия

Методы исследования: анкетирование учащихся, обработка материалов анкетирования, опрос работников библиотек.

Было проведено анкетирование среди учащихся 4, 6, 7 классов МБОУ СОШ № 77 города Иркутска. Вот так выглядит наша анкета:

1. Твой возраст:

а) 9-10 лет б) 11-12 лет

в) 13-14 лет.

2. Много ли времени ты посвящаешь чтению?

а) Читаю каждый день.

б) Читаю несколько раз в неделю.

в) Читаю иногда.

г) Читаю только тогда, когда нужно подготовиться к урокам.

д) Читаю редко мне некогда.

3. Книги какого жанра ты читаешь охотнее всего?

а) Фантастика.

б) Приключения.

в) Фэнтези.

г) Романы

д) Поэзия

е) Исторические романы

ж) Произведения школьной программы

з) Хоррор

и) Свой ответ:

_________________________

4.Твоя любимая книга (и):

____________________________________

5. Чем ты предпочитаешь заниматься вместо чтения:

а) Гулять;

б) Общаться с друзьями;

в) Играть в компьютерные игры;

д) Заниматься своим хобби;

е) Ничем. Чтение мое любимое занятие.

Результаты и обсуждение

Всего было опрошено 75 учащихся 4, 6, 7 классов школы №77. И вот итог нашего анкетирования.

Участники анкеты были разделены на 3 возрастные группы: 1группа - ученики в возрасте от 9 до 10 лет, 2 группа - ученики в возрасте от22 до 12 лет и 3 группа - ученики в возрасте от 13 до 14 лет. В процентном отношении это составило:

1 группа - 9-10 лет - 24%

2 группа -11-12 лет - 47%

3 группа - 13-14 лет - 29%.

На рис. 1 представлена диаграмма распределения участников опроса по возрастным группам.

Рис. 1. Распределение участников опроса по возрастным группам

По результатам обработки анкет было выявлено распределение читательских предпочтений по жанрам литературы. Предпочтения по жанрам распределились следующим образом:

Приключения - 37%

Фантастика - 29%

Фэнтези - 24%

Комедия - 16%

Хоррор - 13%

Комиксы - 7%

Произведения школьной программы - 7%

Романы - 5%

Исторические романы - 3%

Поэзия - 0%

Оказалось, что самый популярный жанр среди школьников - приключения (37%); жанр, пользующийся наименьшей популярностью - поэзия (0%).

Следует подчеркнуть, что вопрос, поставленный в анкете, позволял одному человеку выбрать несколько жанров. На рис. 2 представлено распределение предпочтений опрошенных по жанрам.

Среди наиболее любимых и читаемых произведений школьники назвали книги: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Также была построена диаграмма, показывающая частоту чтения учащихся. Частота чтения среди опрошенных оказалась следующая (рис.2).

На рис. 3 представлена диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.

Рис. 2. Распределение предпочтений опрошенных школьников по жанрам литературы: 1. Читают каждый день - 29% опрошенных; 2. Читают несколько раз в неделю - 25% опрошенных; 3. Читают иногда - 20% опрошенных; 4. Читают только тогда, когда нужно подготовится к урокам - 17% опрошенных; 5. Читают редко, им некогда - 9% опрошенных.

Рис. 3. Диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.

На основании проведенного анкетирования были разработаны рекомендации для чтения школьников. Исходя из результатов анкетирования, мы хотим посоветовать ученикам прекрасную книгу в жанре приключения: «Похитители Бриллиантов» Луи Буссенара. Действие разворачивается в Африке. И, как вы правильно поняли, целью героев книги являются сокровища. Будет все - поиск, неожиданная потеря, отвага, честь и, конечно же, дружба. А в качестве главных героев выступят трое отважных французов.

Рекомендуем прочитать книгу «Робинзон Крузо». Автор произведения Даниель Дефо. В книге Дефо есть все! Ведь она написана на основе реальных событий. Многое пришлось пережить и преодолеть главному герою: страх одиночества и неизвестности, опасности и трудности. Но его трудолюбие и находчивость помогали ему жить и не терять надежды на спасение.

Всем будет интересна серия книг о Гарри Поттере. Автор - Джоан Роулинг. Эта книга в стиле фэнтэзи. Ровно 17 лет назад вышла в свет первая книга о маленьком, но великом волшебнике. Эта сказка стала источником и примером для настоящей дружбы, добра и любви. Волшебный мир Гарри Поттера таит в себе немало загадок и секретов.

«Виноваты звезды» - роман автора Джона Грина. Приближение смерти заставляет посмотреть на жизнь другими глазами. Каждый герой романа подводит итог своему недолгому бытию, определяя свои собственные ценности, которые становятся превыше самой жизни.

«Милая Мия или хроники школьной жизни» - автор Таля Сол. Новая иллюстрированная онлайн книга «Милая Мия или хроники школьной жизни» будет очень интересна детям всех возрастов. Советы милой девочки Мии помогут детям справляться со школьными трудностями: несправедливо выставленными оценками, конфликтами с учителями и одноклассниками. Книга очень интересная и затягивает надолго!

«Время всегда хорошее» авторы Андрей Жвалевский и Евгений Пастернак. Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…

Кстати, в любимых занятиях, помимо чтения, большинство школьников указало пункт «Общаться с друзьями». И это не может не радовать! Ведь общение с друзьями - неотъемлемая часть развития человека в обществе.

Также, мы спросили у библиотекарей, какой жанр предпочитают учащиеся, и что они берут чаще всего. Выяснилось, что в библиотеку приходят ученики 11-13 лет (5-7 классы), чаще всего берут жанр приключения и детективы. Ну и, конечно же, мы спросили, какие книги самые популярные, и нам ответили: «Белый Бим - черное ухо», «Двенадцатилетний капитан» и «Человек Амфибия».

Выводы

Мы подвели итоги нашего проекта: у всех школьников разные предпочтения. Это мы доказали это в ходе нашей работы. Но самым популярным жанром оказались приключения, за ним следуют книги в жанре фантастика и фэнтези. Наша теория, построенная в самом начале, опровергнута.

Библиографическая ссылка

Шутова А. П., Беляева Т. В., Куликова В. И. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Старт в науке. – 2018. – № 5-1. – С. 96-99;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1069 (дата обращения: 04.05.2019).

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Библио-обзор детско- юношеской литературы».

Никитина Людмила Анатолиевна, учитель русского языка и литературы.

Читательские предпочтения современных подростков.

Существует мнение, что современные подростки читают очень мало или не читают вовсе. Я хотела бы опровергнуть данную точку зрения. Совместно со старшим продавцом книжного магазина (и по совместительству моей племянницей) мы провели исследование читательских предпочтений школьников одиннадцати-пятнадцати лет. Данный библио-обзор я и предлагаю вашему вниманию. Чем сейчас увлекаются подростки? Несомненно, сериалами, мультфильмами, компьютерными играми. И по каждому этому направлению сейчас уже изданы и продолжают издаваться книги. Если в прокат выходит новый фильм, то часто по его сюжету издаётся книга с кинообложкой, и наоборот, существует огромное количество экранизаций художественных произведений, принёсших им известность в среде читателей. Например, когда в прокат вышел фильм "Последний богатырь", в продажу сразу поступила книга Алины Кусковой с одноимённым названием. А вот романы Джона Грина «Виноваты звезды», «Бумажные города» стали популярны во многом лишь благодаря экранизациям. Самые популярные сериалы дополняются энциклопедиями: энциклопедией героев, энциклопедией о том, как снимался сериал, энциклопедией, связанной с сюжетом сериала, и многими другими. Ярким подтверждением этого можно считать серию «Гарри Поттер» Джоан Роулинг: помимо восьми вышедших в свет произведений о приключениях Гарри, у нее издаются такие энциклопедии, как «Гарри Поттер Рождение легенды», «Гарри Поттер Волшебный мир Путеводитель», «Гарри Поттер Маги и Маглы», «Гарри Поттер Магические артефакты» и другие, и все они интересны подросткам. Отдельно стоят Кинематографические вселенные Marvel и DС, по ним создано огромное количество энциклопедий, книг и комиксов. Данные книги очень популярны у молодежи, и эта популярность возрастает с каждым выходом нового фильма с новым или уже известным супергероем. В общем, примеров можно привести много, главное одно: сейчас, когда кино и книги очень тесно переплетаются между собой, многие подростки, посмотрев очередной нашумевший фильм, идут в книжный магазин, чтобы приобрести для себя книгу, по которой был снят фильм, и сравнить впечатления. Следующая категория книг, постепенно набирающая популярность у подростков, - это книги, написанные по компьютерным играм. Наглядным примером служат произведения по мотивам видеоигры Assassin´s Creed; их автор Оливер Боуден издал уже семь книг. Хочется также сказать несколько слов об анимационных сериалах. По известному сейчас мультфильму «Гравити Фолз» издаются четыре книги, три творческих дневника, наклейки, календари; и, бывает, именно с книг данной серии у подростка пробуждается желание читать. Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что большое влияние на выбор книг для чтения оказывают именно кино, мультфильмы, игры; во многом благодаря этим направлениям у подростков возникает желание стать читателем, чтобы погрузиться в тот яркий мир, который им так понравился на экране. Таковы наиболее распространённые причины выбора той или иной книги, но бывают и другие варианты. Не стоит сбрасывать со счетов рекомендации друзей, советы родителей и учителей, аннотации в интернете. Поэтому, случается, подростки берут и классическую литературу («451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери), и книги о Вселенной («Краткая история времени» Стивена Хокинга), и эзотерику («Культ предков. Сила нашей крови» Виктории Райдос), и литературу, связанную с бизнесом («Богатый ребенок, умный ребенок» Роберта Кийосаки), и многое другое. Также хочется сказать, что отдельные категории подростков предпочитают чтение в электронном виде, что не менее полезно для их общего развития. Нами составлена примерная подборка наиболее часто приобретаемых представителями данной возрастной категории книг:

1) «Гарри Поттер» Джоан Роулинг;

2) «Виноваты звезды» Джона Грина;

3) «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски;

4) «Перси Джексон» Рика Риордана;

5) «Книжный вор» Маркуса Зусака;

6) «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса;

7) «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дашнера;

8) «Убить пересмешника» Харпер Ли;

9) «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина;

10) Трилогия «Голодные игры» Сьюзен Колинз;

11) «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд;

12) «Дом, в котором…» Марьям Петросян;

13) «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера;

14) «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина;

15) «Чернильная трилогия» Корнелии Функе;

16) «Часодеи» Натальи Щербы;

17) «Дом странных детей» Ренсома Риггза;

18) «Магистериум» Холли Блэк, Кассандры Клэр;

19) «13 причин почему» Джей Эшер;

20) «Зильбер» Керстина Гира;

21) «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери;

22) «Оно» Стивена Кинга;

23) «Девушка Online» Зои Сагг;

24) «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз;

25) «1984» Джорджа Оруэлла.

Исследование читательских предпочтений я продолжила среди учеников 5- 8 классов нашей школы. Школьникам было предложено ответить на вопрос: «Какую книгу вы бы посоветовали для чтения своим ровесникам и почему?». Среди наиболее популярных следующие произведения.

Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги.

Екатерина Вадимовна Мурашова по образованию биолог и психолог. В детской литературе с 1989 года (её писательский дебют - повесть «Талисман»). Заслуги Е. Мурашовой в развитии художественной литературы для детей дважды отмечены национальной литературной премией России «Заветная мечта»: в 2005 году - за повесть «Класс коррекции», в 2007 году - за повесть «Гвардия тревоги». Произведения писателя-психолога посвящены непростым проблемам современности: отношению к детям с физическими и умственными отклонениями, расслоению общества… Повесть «Гвардия тревоги» - о взаимоотношениях детей и родителей, учеников в классе, активной жизненной позиции. Е.Мурашова описывает повседневную жизнь подростков и их внутренний мир, показывает, как трудно взрослеющему человеку в современном обществе, заставляет задуматься о проблемах выбора, о становлении личности, о коллективизме как движущей силе добра. Это произведение о ребятах, которые переехали в Петербург из разных регионов России: сибирячке-отличнице Тае Коровиной, москвиче с математической одарённостью Диме Дмитриевском, мальчике из неблагополучной семьи двоечнике Тимке Игнатьеве (он питерец, но переходит в новую для него школу). До этого у каждого из них была своя жизнь. Новым ученикам сразу же кажется, что их одноклассники «странные», «одинаковые». Но эти чем-то неуловимо похожие друг на друга одноклассники совершают добрые дела, как когда-то герои повести А.Гайдара «Тимур и его команда». «Аларм-гвардейцы» (Тревожные гвардейцы), как себя называют ученики 8а, спешат на помощь тем, кто в ней нуждается, следуя девизу: «Со злом не сражаются. Добру по мере сил помогают». Удастся ли героям повести стать своими в этом сообществе, разделив позицию одноклассников, узнает каждый, прочитавший книгу до конца. Повесть вызвала неоднозначную реакцию юных и взрослых читателей, а это, на мой взгляд, показатель качественной литературы. А ещё в книге есть отсылки не только к повести А.П.Гайдара, но и к произведениям В. Крапивина и братьев Стругацких, и будет замечательно, если юные читатели обратятся к ним. Восьмиклассники выбирают и другие книги писательницы: «Полоса отчуждения», «Класс коррекции», «Барабашка - это я».

В этом году мы с учениками открыли для себя интересные произведения писателей, работающих в тандеме: Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Для уроков внеклассного чтения я предлагала подросткам их повести «Я хочу в школу», «Время всегда хорошее», «Гимназия №13», «Москвест», «Сиамцы» и другие.

Андрей Жвалевский, Евгениия Пастернак. Время всегда хорошее.

Книга написана в 2007 году, издавалась одиннадцать раз, является лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», обладатель нескольких литературных премий. В сюжете интересно обыгрывается ситуация, когда девочка Оля из 2018 года неожиданно попадает в 1980 год, а в её школу и класс из 1980 года перемещается мальчик Витя. Поменявшись временами и школами, дети сначала с трудом осваивают новые реалии, но затем не только адаптируются, но и пытаются решать проблемы друг друга. Оба воспринимают случившееся как игру или эксперимент. Интересно, что авторы, создававшие книгу в 2007 году, многое угадали в 2018: смартфоны (в повести они называются «комиками» - сокращение от «коммуникатор»), устные экзамены в школах. Эти устные экзамены представляют, по замыслу авторов, большую проблему для детей 21века, общающихся только в виртуальной реальности, все школьные задания выполняющих в тестовом режиме. А через три недели Оле и её одноклассникам предстоят три устных экзамена…На помощь новым одноклассникам приходит Витя. А Оля, находясь в 1980 году, пытается спасти от грозящего исключения из школы Витиного друга Женю. Эта повесть, написанная ярким живым языком, говорит о ценности настоящей дружбы, взаимовыручке, ответственности за себя и за друзей. А значит, время всегда хорошее, потому что многое зависит от тебя самого. Книга будет интересна и детям, и взрослым, потому что поможет лучше узнать друг друга людям разных поколений.

Нравятся подросткам и книги замечательной писательницы Галины Николаевны Щербаковой: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Отчаянная осень», «Мальчик и девочка» и другие.

Галина Щербакова. Вам и не снилось.

Повесть опубликована в журнале «Юность» в 1979 году. Это первое произведение, принёсшее автору популярность. В 1980 году повесть была экранизирована. История Ромы и Юли - это история современных Ромео и Джульетты. Повесть о первой любви, о настоящих чувствах, к которым надо относиться бережно, о том, как важно родителям понимать своих взрослеющих детей и доверять им. Подростки, прочитав эту повесть, найдут пример чуткости и теплоты взаимоотношений, трепетности и хрупкости первой любви. А взрослые, возможно, задумаются, стоит ли ненависть к давней сопернице страданий и мучений собственного ребёнка, поймут, что разрушение любви есть разрушение жизни. Любовь - ключевое понятие повести - представлена здесь в разных видах: это и безответное чувство Алёны, одноклассницы Ромы и Юли, и отвергнутое как не соответствующее идеалу чувство учительницы Татьяны Николаевны. Почему именно Юлю и Романа «одаривает» автор настоящей любовью? Юля - девочка на все времена, искренняя, открытая, готовая ради любви на всё. Для Романа любовь - это ситуация, при которой его личность «проявляет свой максимум». Оба героя достойны этого чувства. Отцы и дети, чувство и долг, смысл жизни, ответственность за слова и поступки, за того, кто доверился тебе - такие недетские проблемы поднимает эта прекрасная повесть, о смысле которой хочется сказать словами И.А.Бунина: «Уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни».

Вызывают интерес подростков, без сомнения, и произведения зарубежной литературы: «Вино из одуванчиков», «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери; «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса; «Убить пересмешника» Харпер Ли; «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и др. Хочу (с разрешения авторов) привести два отзыва моих учеников о книгах зарубежных авторов.

Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

На самом деле у меня очень много любимых книг. Но сегодня я хочу вам рассказать о повести Джэрома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», то ли потому, что она изменила что-то в моей жизни, сделала яснее те факты, которые собрались в моей голове туманами, то ли потому, что это последняя книга, которую я прочитала и пока я нахожусь под впечатлением. Ее я читала в больнице, когда мне было одиноко, и она мгновенно стала моим другом, возможно даже, советчиком. Книга представляет собой что-то вроде личного дневника семнадцатилетнего подростка, который открывает нам свою жизнь, свои проблемы, переживания, мысли. Почему она мне нравится? Я расскажу вам мой «рецепт» хорошей книги: хороший слог + хороший сюжет = чтение на одном дыхании. Еще интересно то, что оценивание происходит как-то интуитивно, ты читаешь книгу и понимаешь: да, это моё, это то, что я давно искала. Но самое главное, что меня очень «цепляет» в книгах - это сходство с главным героем. Я читала и понимала: у нас одинаковое ощущение мира, та же опустошенность, те же мысли, то же самое состояние. И ты всё время чувствуешь, что все вокруг фальшь и показуха. Я так же разочаровываюсь в людях и в себе. Разве это чувство сопричастности не то, что ищет человек в книгах? Часто думаю, что я сама стою над пропастью во ржи и ничего не могу сделать. «А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть». Так герой дает нам понять, что он хочет оградить, защитить людей от такого состояния, в котором он находится, ведь на самом деле ему и самому противно от того, что внутри него происходит. Еще поразило то, что здравый смысл главному герою внушила его любимая сестренка. В моем случае это мой старший брат, с которым у меня самые прекрасные отношения на свете и которого я безмерно люблю. Он всегда меня поддерживает и старается «вытащить из омута дурных мыслей», в который я попадаю. В заключение хочу сказать, что главным достоинством произведения, на мой взгляд, является его способность заставить человека задуматься о мире, о времени и о себе.

Кристофер Паолини. Эрагон.

Подростки в последнее время реже проводят своё свободное время за чтением. Часто это происходит по той причине, что им сложно усваивать школьную программу, которая, безусловно, нужна и полезна, но некоторым всё--таки даётся с трудом. И я считаю: чтобы приобщить подростков к чтению, нужно знакомить их с произведениями современных авторов. Хочу представить вам одно из них. Это «Эрагон», написанный Кристофером Паолини в возрасте 15 лет. История является тетралогией, то есть состоит из 4 частей. Это классическое фэнтези - один из самых популярных у подростков жанр. Здесь есть и драконы, и разнообразные расы вроде эльфов и гномов, и магия с различными магическими артефактами. Вообще, история создания этой книги очень занимательна. Однажды до известного издателя Альфреда Кнопфа дошли слухи о популярном у школьников самиздатовском произведении, автором которого был пятнадцатилетний мальчишка по имени Кристофер. Кнопф рискнул, выпустив роман вундеркинда приличным тиражом, и не прогадал: всего за одну неделю было продано 250 тысяч экземпляров. “Эрагон” обогнал тогда по объемам продаж четыре из пяти томов о Гарри Поттере. Автора обвиняли в заимствованиях из историй Толкина, так как Алагезия - место действия истории - очень похожа на Средиземье, да и расы тоже схожи. Также просматривались заимствования из вселенной «Звёздных войн» в плане сюжета. Некоторое сходство наблюдается в экспозиции, но далее в таких композиционных элементах, как завязка, кульминация и развязка, совпадений не наблюдается. Надо отдать должное автору: в 15 лет написать книгу с четко прописанным сюжетом, сбалансированным действием, внятными диалогами - это большое достижение. Несмотря на свой не слишком сложный и запутанный сюжет, книга заставляет тебя окунуться в неё с головой своим динамичным повествованием и завораживающими описаниями. Также хотелось бы отметить большое количество совершенно неожиданных сюжетных поворотов. И когда ты всё ближе и ближе подбираешься к концу последней - на данный момент четвёртой - книги, то начинают появляться новые подробности основной и дополнительных сюжетных линий. И это заставляет тебя и дальше с неослабевающим интересом следить за приключениями главных героев. Персонажи хоть и клишированные, но непременно каждый со своей изюминкой. Помимо увлекательнейшего времяпрепровождения и общих тем для разговора со сверстниками, подросток, читая эту книгу, получит такие традиционные, но всё равно очень нужные уроки настоящей дружбы, храбрости, доброты и самопожертвования во имя высших целей и намерений.

Закончить свой библио-обзор хочу мыслью, которая является плодом наблюдений нескольких лет: слухи о том, что современные подростки не читают, сильно преувеличены. Всегда были, есть и будут дети, любящие читать, ценящие книгу, видящие в ней своего друга. Надо только знать их читательские предпочтения и от них прокладывать дорогу к лучшим образцам художественной литературы.

Список использованных источников.

3.https://www.allsoch.ru/sherbakova/

4.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00337181220452698309/

5. https://www.livelib.ru/author/174408-kristofer-paolini

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С каждым годом всё острее встаёт проблема отсутствия интереса к чтению у школьников. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других стран, поэтому-то чтение, образование и культура стали рассматриваться в качестве национальных приоритетов развития многих стран. В Российской Федерации общество тоже озаботилось этой проблемой и разработало политику поддержки чтения. Ведь от того, как и что читает сегодняшнее поколение, зависит способность к самообразованию и самосовершенствованию.

В постсоветский период начала утрачиваться литературная традиция, на которую опирались наши предки. Нельзя сказать, что общество «не бьёт тревогу»: в СМИ то и дело можно услышать: «дети не читают», «компьютер и игры заменили книги». Такие слова справедливы: учителя имеют возможность сравнить уровень развития предыдущих учеников и современных, поэтому именно они отмечают «клиповость мышления» и отсутствие сформированного словесно-образного мышления у современных школьников. Большинство учеников средней школы читает крайне мало либо не читает вовсе. Сегодня встал вопрос о мониторинге чтения подрастающего поколения. Важнейшей областью исследования стало определение читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений учащихся «Programme for International Student Assessment» (PISA), для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран. Российская Федерация участвовала в этом исследовании четыре раза: в 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. В 2000 году наши школьники заняли лишь 27 место среди обучающихся из 32 индустриально развитых стран. А через три года уровень «грамотности чтения» стал еще ниже. Причём оценивалась не техника чтения, а способность подробность использовать чтение как средство самообразования. А ведь на уроках литературы большое внимание уделяется осмыслению художественно-литературных текстов. В 2006 г. по грамотности чтения наши обучающиеся оказались на 37-м - 40-м месте из 57 стран. В 2009 г. в исследовании PISA участвовало уже 65 развитых, среди которых наши школьники заняли лишь 42 место. Очевидно, что улучшения читательской грамотности школьников не происходит. В связи с этими тревожными данными стало интересно более глубоко изучить чтение шестиклассников школы № 63 г. Магнитогорска для того, чтобы оценить читательские предпочтения, количество прочитанного за определённый период, выявить изменения в их чтении и связь успеваемости и качества чтения.

Актуальность исследования:

Представленная научно-исследовательская работа посвящена изучению уровня читательской активности шестиклассников общеобразовательной школы. Сопоставление уровня читательского развития с уровнем успеваемости конкретного ученика преследует цель выявить условия для повышения качества образования, в том числе путём повышения читательской активности.

Цели исследовательской работы:

    Изучить количество прочитанного за 2 четверти среди шестиклассников.

    Выявить читательские предпочтения шестиклассников как среди программных произведений, так и внепрограммных.

    Проанализировать успеваемость шестиклассников школы, выяснить связаны ли успехи в учёбе с количеством и качеством прочитанной литературы.

    Сопоставить технику чтения и успеваемость каждого ученика 6 класса.

    Представить различные классификации книг.

    Оценить читательские предпочтения шестиклассников.

    Исследовать состояние техники чтения в 6 классах

    Исследовать успеваемость обучающихся и сопоставить с уровнем техники чтения и уровнем читательских компетенций.

Методы исследования:

    Изучение научной литературы по данной проблеме.

    Анкетирование обучающихся 6 классов.

    Наблюдение.

    Интервьюирование.

    Анализ техники чтения, успеваемости

Объект исследования:

Читательские предпочтения обучающихся, их техника чтения, количество и качество прочитанного за 1-2 четверть 2016-2017 учебного года.

Гипотеза:

Обучающиеся, читающие значительное количество качественной литературы, успешно учатся, обладают высокой скоростью чтения, что необходимо для формирования широкого кругозора и мировоззрения человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Сущность понятия «читательские предпочтения».

При обзоре словарей и справочников, выяснилось, что чёткого определения понятия «читательские предпочтения» просто не существует. В философском словаре находим понятие слова «предпочтение» - большая симпатия к одной вещи, чем к другой. На практике многие психологи предпочитают операционализировать этот термин, и предпочтение часто используется относительно обращения к одной из альтернатив или фактического выбора одной из всех; то есть выбор признается индикатором предпочтения.

В социологическом словаре это слово трактуется ещё проще:

от англ. preference; нем. Praferenz. Признание ч.-л. преимущества по сравнению с другими.

Обобщив определения, сформулируем понятие:

читательские предпочтения - это преимущество выбора книг и писателей одних жанров и тематики по сравнению с другими потребителями и читателями.

    1. Классификации художественных произведений.

В большинстве научных работ основные группы литературных произведений предлагается называть типами литературы или видами. Но если рассматривать классификацию как метод познания, то любую разновидность родового понятия можно называть видом, но они выделяются по ка-кому-то одному признаку, поэтому выбираем понятие «типы», т.е. группы литературных произведений, обладающих определёнными существенными качественными отличиями.

Итак, литературу можно классифицировать:

По возрастному принципу: взрослая и детская;

По языковому принципу: оригинальная и переводная;

По социальному предназначению: политическая, экономическая, правовая, публицистическая, художественная, научно-исследовательская, справочная, учебная, научно-популярная литература, рекламная, производственная, учебная, научно-популярная, религиозная, развлекательная и т.д;

По знаковой принадлежности: текстовые, изобразительные, картографические, нотные;

По составу произведений: моноиздания, Поли издания, сборники, анталогии;

По новизне содержания: первые издания, повторные.

В своей работе «Общая теория документа и книги» Г.Н. Швецова-Водка ссылается на труды Л.Н. Кастрюлиной и Д.Ю. Теплова, которые отмечали, что классификационные признаки - это своеобразная форма отражения жизни. Форма эта исходит из познавательной сущ-ности литературы и отражения объективной действительнос-ти, форм и целей человеческого общения, где литерату-ра - одно из важнейших средств социальной коммуникации.

Представляется интересной и классификация современной литературы, которая выделяет два вида литературы: художественную и нон-фикшн. При этом художественная литература делится на классику, мейнстрим, жанровую литературу и элитарную. Нон-фикшн -это литература, основанная на документалистике: мемуары, хроники, биографии, справочная литература, энциклопедическая, научная, учебная. Безусловно, эта классификация условна, но отражает проблемы современной литературы и читательских потребностей.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Результаты анкетирования обучающихся 6 классов

Всего в анкетировании приняли участие.54 обучающихся 6 классов МОУ «СОШ № 63». По первому вопросу анкеты (Приложение. Анкета.) становится ясно, что основное предпочтение шестиклассники отдают творчеству Пушкина А.С. - 32 человека, Тургенева И.С. - 8 человек, Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. выбрали по 4 человека, кроме этих писателей «любимыми» были названы Андерсен Г.Х., Толстой Л.Н. Данные легко объяснимы: произведения названных писателей изучались в 5 и 6 классах до момента анкетирования (Приложение. Диаграмма 1)

Второй вопрос (Приложение. Диаграмма 2) иллюстрирует выбор книг шестиклассниками, любопытно, что наибольшим предпочтением являются классические произведения «Дубровский» А.С. Пушкина - 14 человек, «Алые паруса» А. Грина -6 человек, «Муму « и «Бежин луг» Тургенева, а затем приключенческие Д.Дефо «Робинзон Крузо» -6 человек и фэнтези «Гарри Потер» Джоан Роулинг - 4 человека. Программные произведения оставляют неизгладимый след в памяти ребят, потому что на уроках были проанализированы и герои стали понятны и близкие ребятам, а самостоятельно не всегда ученикам 6-го класса удаётся осмыслить художественные произведения даже развлекательных жанров.

Любопытным представляется следующее: отвечая на вопрос 3 анкеты (Приложение. Диаграмма 3), предпочтение отдаются жанру фэнтези - 17 человек, детективам - 12 человек, приключенческой литературе -11 человек, но художественную литературу ребята не могут определить как самостоятельный вид литературы, подменяя ее жанрами: рассказы - 8 человек, романы- 6 человек, сказки - 4 человека, и даже стихи - 6 человек, поэтому объединив это, получаем результат - 24 человека. Данный результат подтверждает ранее полученный в ответе на второй пункт анкеты.

Удручающим оказался результат на 4 вопрос о посещении библиотек: (Приложение. Диаграмма 4) из 54 опрошенных лишь двое шестиклассников регулярно не менее 2 раз в месяц посещают библиотеку, четверо посещают, но редко, а 48 школьников признались, что не посещают библиотеки в течение учебного года. На этот факт можно реагировать по-разному: ребята читают программные произведения из учебника, а для внеклассного или свободного чтения книги приобретаются в магазинах или скачиваются из сети Интернет, либо ограничиваются только учебником литературы.

На пятый вопрос, позволяющий осмыслить причины падения интереса к чтению, ребята ответили так (Приложение. Диаграмма 5): 35 человек респондентов, что, к сожалению, составляет 65 % от количества опрошенных, выделили главную причину, которой являются компьютерные игры, именно они занимают практически всё свободное время, 12 респондентов - 22 % отметили, что у них просто нет времени на чтение, 4 респондента - 7,5 %, считают, что им просто лень читать, лишь 3 человека- 5,5% признались, что им попросту неинтересно читать. Данные исследования показали, что отсутствие интереса к чтению связано с переключением внимания на другие виды деятельности, а не на отсутствие интереса к чтению как таковому.

Как же вернуть интерес? На этот вопрос шестиклассники ответили следующее: 26 человек - это 48% опрошенныхпредложили запретить использование компьютерных игр в семьях, 12 человек - 22% респондентов предложили идею совместного чтения книг с родителями вслух, 10 человек - 18, 5% предложили заставлять детей читать, 6 человек из порошенных - 11,5% считают, что необходимо писать интересные книги, тогда читателей будет больше.

2.2. Результаты интервьюирования обучающихся 6 классов.

На вопросы интервью (Приложение. Вопросы для интервьюирования) респонденты отвечали следующим образом: положительно относятся к чтению 76 % опрошенных(41 школьник), при этом они отмечают полезность и важность этого процесса и не представляют свою жизнь без книг, 22% (12 человек) считают, что чтение -это скучное, но необходимое для учёбы занятие, и лишь 2% (а это 1 ученик) признался, что вполне бы мог обойтись без чтения, потому что оно не приносит ни удовольствия, ни пользы (Приложение. Диаграмма 6).

На вопрос о количестве прочитанных за 2 четверти произведений шестиклассники ответили так: 54% (30 человек) прочли от 30 до 50 произведений, включая программные, 30% (16 человек) прочли от 10 до 30 произведений, а 16% (8 человек) осилили менее 10 произведений художественной литературы, т.е. не прочли даже произведения, предусмотренные школьной программой. (Приложение. Диаграмма 6).

Частота чтения тоже представляла интерес для исследования. 52% (28 человек) ответили, что читают ежедневно, 37 % (20 человек) читают 2-3 раза в неделю по мере необходимости подготовки к урокам литературы, 11% (6 человек) читают не чаще 1 раза в неделю (Приложение. Диаграмма 6).

На вопрос об интересующей тематике школьники отвечали следующее: наибольшее количество обучающихся 6-х классов волнуют нравственные темы и проблемы - 72% (39 респондентов), онтологические темы об устройстве мироздания и бытия человека волнуют 22% (12 респондентов), 6 % (3 респондента) интересуются культурно-историческими темами (Приложение. Диаграмма 7).

На пятый вопрос о мотивации к чтению шестиклассники отвечали так: читать интересно - 52% (28 ребят), заставляют родители - 13% (7 ребят), из-за необходимости учиться - 26% (14 ребят), для развития кругозора, речи, мышления -9% (5 ребят) (Приложение. Диаграмма 8).

2.3. Результаты сопоставления успеваемости, техники чтения и читательских предпочтений.

Для последних исследований была проанализирована успеваемость шестиклассников за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года и состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти.

На основании открытых данных о состоянии успеваемости на сайте МОУ «СОШ № 63» была составлена диаграмма (Приложение. Диаграмма 9) и сопоставлено состояние успеваемости в шестых классах Результаты получились следующие: на конец 1 четверти в 6-х классах обучалось 75 человек, качественная успеваемость всех стрёх классов составила 32%, абсолютная - 100%; на конец 2 четверти обучалось 75 человек, качественная успеваемость составила 29%, абсолютная - 96%.

Далее было проанализировано состояние техники чтения, на основании открытых данных сайта школы № 63 [Электронный ресурс]. Выяснилось следующее: на начало учебного года из 75 шестиклассников технику чтения удалось проверить у 71 обучающегося, результаты такие: абсолютная успеваемость составила 90%, качественная - 66%; на конец второй четверти технику чтения сдали 73 шестиклассника, результаты выглядят следующим образом: абсолютная успеваемость - 90%, качественная - 74% (Приложение. Диаграмма 10).

Далее сопоставления коснулись успешные ученики, менее успешные и неуспевающие, а также состояние их техники чтения. Получились следующие результаты: успешные обучающихся все читают более 120 слов в минуту, менее успешные (успевающие на «3-4») читают более 120 слов в минуту только 4 человека, в диапазоне 110-120 слов в минуту, т.е. фактически укладываясь в норматив 37 человек, менее 110 слов в минуту - 7 человек, трое неуспевающих обучающихся читают менее 110 слов в минуту, фактически 80-90 слов, что просто не позволяет в полной мере усваивать весь объём учебного материала (Приложение. Диаграмма 11)

Как же мотивированы успешные ученики, почему читают? Следующим этапом исследования стало выяснение «формулы успеха», для этого были сопоставлены следующие критерии: техника чтения, частота и количество прочитанных книг, отношение к чтению, посещение библиотек, предпочитаемые типы книг, причины, не позволяющие читать ещё больше.

Для лучшего представления полученных результатов была составлена таблица:

параметры сопоставления

Из 22 успешно обучающихся 6-х классов

Техника чтения

Более 120 слов 22 шестиклассника

Количество прочитанных книг

Более 30 за 1 и вторую четверть - 22 шестиклассника

Частота чтения

Ежедневно -20 человек, 2-3 раза в неделю - 2 человека

Отношение к чтению

Интересно - 17, для интеллектуального развития -5

Посещение библиотек

Часто - 2 , раз в месяц - 4, не посещают - 16

Предпочитаемая темы

Культурно-исторические темы - 6, орнитологические -12, нравственные - 4

Предпочитаемые виды литературы

Классика - 22

Отсутствие времени-12, присутствие в жизни соцсетей и компьютерных игр -10

2.4. Выводы по второй главе

В ходе исследования были проанализированы у 75-ти обучающихся 6-х классов МОУ «СОШ № 63» следующие критерии: успеваемость за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года, состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти. Было проведено анкетирование и интервьюирование 54 шестиклассников, среди которых оказалось 22 успешно обучающихся учеников, результаты ответов последних были занесены в таблицу. Итак, для успешного обучения в шестом классе средней школы необходимо читать с увлечением классические произведения различной тематики не реже 2-3 раз в неделю, а лучше ежедневно, понимать, что чтение - это интересное занятие, помогающее развитию интеллектуальных способностей, речи, кругозору человека. Техника чтения успешного ученика 6 класса должна составлять 120 и более слов в минуту, мотивация к чтению должна быть достаточно высокой и осознанной, не обязательно посещать библиотеки, т.к. книги доступны благодаря домашним библиотекам, сети Интернет. Главными факторами, мешающим читать ещё больше, является отсутствие свободного времени или проведение большого количества времени в социальных сетях и различных компьютерных играх.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы много говорится о повышении качества образования, развитии культуры личности. Такие задачи осуществимы только посредством активного и осмысленного чтения. Поставив цель: сопоставить и проанализировать взаимосвязь уровня читательской активности, успеваемости и состояния техники чтения, был поставлен проблемный вопрос: есть ли прямая связь между состоянием чтения конкретного шестиклассника и его учёбой. Для решения этой проблемы были предприняты различные методы работы: изучение научной литературы по данной тематике, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сбор и сравнительный анализ статистических данных.

Результаты исследования доказали правильность предложенной гипотезы: читательская активность и техника чтения напрямую влияет на качество обучения в школе. Новизна работы заключается в подходе к исследованию общедоступных данных по успеваемости учеников и выявлении взаимосвязи с состоянием их читательских приоритетов. В дальнейшем представляется интересным провести эти исследования по другим параллелям и ступеням образования. В результате исследования можно сделать вывод: роль книги в жизни шестиклассника огромна. Именно книги позволяют моим сверстникам осмыслить окружающий мир, выявить исторические аналогии с современной действительностью, расширить кругозор, пробудить интерес к новым знаниям, обогатить речь. Также представляется интересными предложения самих шестиклассников по повышению читательской активности: ограничивать взрослым время провождения возле компьютера, совместно читать вслух, обсуждать прочитанное.

Проведя данное исследование ещё раз пришлось убедиться, что роль книги в жизни человека значительна, она уже неотъемлемая часть нашей жизни и отказываться от неё нельзя ни в коем случае, особенно понимая, что успешность обучения и даже жизни напрямую связаны с читательской активностью каждого человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

    Социологический словарь / Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; ученый секретарь О. Е. Чернощек. - Москва: Норма, 2008. - 606

    Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. — 487 с.

Электронные ресурсы

    Официальный сайт МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска

http://www.sch63mgn.ru/index.php? (дата обращения 15.01.2017 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся «Роль книги в моей жизни»

Цель: проанализировать уровень начитанности шестиклассников

Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей; выявить причины нежелания читать, выработать рекомендации по привлечению к чтению

Направления работы: что читают шестиклассники по программе, что в свободное время

Участники исследования: 6 классы

Время исследования: сентябрь - декабрь 2016 г.

1.Любимый писатель

2. Любимая книга

3. Какую литературу вы предпочитаете?

4. Частота посещения библиотек?

5. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?

Вопросы для интервьюирования

    Как ты относишься к чтению?

    Сколько произведений ты прочитал(а) в период с сентября по декабрь 2016 года?

    Как часто вы читаете?

    Какая тематика произведений вас интересует?

    Почему вы читаете?

Библиографическое описание: Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 1-7..05.2019).





В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг. Популярные журналы для детей и подростков получают у школьников приоритет, за счёт интересной и жизненно важной для них информации .

Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя в мир иллюзий и вымысла. Необычные приключения детей в таких книгах, безусловно, привлекают внимание школьников, а произведения, описывающие исторические события, личности, сложные жизненные ситуации пользуются меньшим вниманием подростков .

Эти проблемы современности волнует всё мировое сообщество. Недаром 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В 2005–2008 году в России Аналитическим центром Ю.Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было проведено общероссийское исследование по проблемам чтения. Данные исследований показали, что ситуация с чтением в нашей стране становится хуже с каждым годом. Так, в 2005 году только треть населения России (37 %) не читала книг вообще, а в 2008 году результаты опроса показали, что в России уже 46 % не читающих людей разного возраста. К сожалению, Россия в последнее десятилетие отнесена к стране с низкой читательской активностью, особенно среди школьников .

Читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются «лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности..., что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать». Читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества .

Признаками читательской активности являются: частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю); его длительность; виды чтения (свободное - ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное - ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное - ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия); читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает); читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта); обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия); частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина; частота и объемы межчитательских обменов; динамика читательского поведения (оценка и самооценка); продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек; численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия); динамика текущих оценок по литературе . В процессе формирования и повышения самостоятельной читательской активности школьников педагоги стараются опираться на личностно-ориентированный подход, который предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности . Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения.

Цель исследования - изучить особенности читательской активности и литературные предпочтения семиклассников общеобразовательной школы.

Методы и методы исследования. Проведено исследование читательской активности и анализ литературных предпочтений у 26 учеников 7 класса МАОУ СОШ № 98 г. Челябинска в 2015–16 году. Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. В первую вошли 18 девочек, а во вторую были включены 8 мальчиков 7 класса. Средний возраст школьников составил 12,8 (девочки) - 12,9 (мальчики) лет.

Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной авторами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим направлениям наших исследований:

  1. Возраст, пол.
  2. Любимый род литературных произведений (стихи, проза, не могу ответить).
  3. Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные повести и романы, детективы, классические произведения, фантастика, фэнтези, приключения и путешествия, книги о школе, о подростках и их жизни).
  4. Любимые герои книг (животные, школьники, фантастические существа, моряки и путешественники, космонавты, военные, маги и волшебники, индейцы).
  5. Любимый писатель
  6. Любимая книга.
  7. Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).
  8. Любимая форма книг (печатная, электронная).
  9. Что вы читаете чаще всего (книги, журналы комиксы)?
  10. Какие серии книг вы знаете и читаете?
  11. Любите ли вы читать (да, нет, не могу ответить на вопрос)?
  12. Частота чтения (каждый день, 1–2 раза в неделю, 1–2 раза в месяц и т. д.).
  13. Отношение к иллюстрациям в книге.

После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников и их сравнение в выделенных двух группах мальчиков и девочек. Статистический анализ данных производили путём расчёта критерия хи-квадрат с использованием программного обеспечения Excel 2010. Уровень значимости отличий показателей в группах был принят менее 5 %.

Результаты исследования. При выборе любимого рода литературного произведения 50 % девочек и 63 % мальчиков не смогли ответить на вопрос (р Среди остальных 33 % девочек и 37 % мальчиков назвали любимыми стихи, а 12 % девочек выбрали прозу. Низкая частота выбора прозы, как любимого рода произведений, скорее всего, была связана с недостаточным знакомством школьников с этим термином, так как в последующем многие из выбранных произведений для чтения относились именно к прозе (рис. 1).

Рис. 1. Любимый род художественной литературы у семиклассников

При выборе литературного направления у девочек самыми любимыми оказались: фантастика (82 %), приключения (53 %), детективы и книги о подростках (35 %), а легенды и сказки выбрали 24 % и 18 % девочек. У мальчиков самым любимым направлением оказалась фантастика (63 %), а остальные роды произведений были ими выбраны в единичном порядке. При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из девочек и каждому шестому мальчику (рис. 2).

Рис. 2. Выбор любимых жанров художественной литературы школьниками

Любимыми героями книг у девочек были фантастические существа (77 %), сверстники (41 %), животные и маги (24 %), а 18 % девочек нравятся произведения о космосе. У мальчиков любимыми героями были фантастические существа (63 %) и герои-победители (38 %), а книги о космосе и магах были интересны каждому шестому из них (рис. 3).

Рис. 3. Любимые герои книг у семиклассников

Как показали исследования, произведения, описывающие приключения, фантастические миры, где реальными является волшебство и магия, оказались более привлекательными для чтения подростков 13–14 летнего возраста. В наше время нереальный, сказочный мир и необычные существа быстрее завоёвывают симпатию и интерес современных школьников, чем произведения, повествующие о реальной жизни, исторических личностях и событиях.

Среди предложенных вопросов, к сожалению, ни один из школьников не указал классическую литературу. Такие книги у подростков чаще всего ассоциируются со школьной программой. Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их поступки, что требует соответствующих навыков и тренировки. Описываемые в классической литературе события нередко носят исторический характер и требуют знания особенностей того времени, о котором повествуют. Сложности понимания героев и сюжета в произведениях во многом связаны с резким отличием событий, изображённых в таких книгах от реальной современной жизни в нашей стране. Необходимость глубокого понимания характера и поступков героев классики не вызывает у подростков интереса. И это требует выяснения своих причин.

Согласно результатам анкетирования, любимого писателя назвали 67 % девочек и 25 % мальчиков (р

Как показали результаты проведённого опроса, литературу для чтения подростки чаще всего берут в Интернете (38–71 %), а приобретение книг в магазине или посещение библиотеки отметили 18–25 % семиклассников. Интересен тот факт, что девочки чаще пользуются Интернетом или приобретают книги в магазине, а мальчики практически в равной степени используют ресурсы глобальной сети, посещают городскую библиотеку или берут книги у друзей и одноклассников (рис. 4).

Рис. 4. Наиболее часто используемые источники литературы у семиклассников

Преобладающее число семиклассников предпочитают читать печатные издания, при этом 33–37 % школьников выбирают для чтения электронные версии книг. 11 % девочек не отметили предпочтений между электронным и печатным вариантом литературного издания. Среди печатных изданий 61–63 % семиклассников предпочитают книги. При этом 22–28 % девочек и 12–25 % мальчиков отметили, что любят читать комиксы и журналы для подростков (рис. 5).

Рис. 5. Читательские предпочтения семиклассников

Выбор данных видов литературы для чтения определяется совпадением интересов подростков и событий, описываемых в журналах. Комиксы привлекают к себе внимание захватывающими, необычными героями и сюжетами, которые снабжены красочными иллюстрациями. В настоящее время в мире цифровых технологий с раннего детства дети познают мир через обилие визуальных образов, представляемых через средства массовой информации и сеть Интернет. Этот способ получения информации более простой и быстрый, что и привлекает школьников. При чтении комиксов и журналов информация поступает подростку не только с печатным тексом, но и с фотографиями и рисунками, и не требует длительного времени чтения и глубокого осмысления увиденного.

При изучении читательского интереса, среди семиклассников серию из 100 книг, рекомендованных для чтения школьникам, знают лишь 38–39 % учеников. При этом книги других серий читают лишь 44 % девочек и 38 % мальчиков. В среднем девочки назвали 3–6 серий книг, а мальчики назвали не более 1–2 серии. Остальные 56 % девочек и 63 % мальчиков не смогли назвать известных им серий книг.

Среди названных серий книг чаще всего встречались произведения о приключениях, волшебниках, магах, необычных животных, такие как: «Я люблю читать», «Приключения», «Гарри Поттер», «Ведьмак», «Фантастика», «Властелин колец», «Коты-Воители», «Хроники стаи», «Герои Олимпа», «Софья и Царство Тьмы» и «Легенды ночных стражей». Реже в качестве серий, которые читают семиклассники, встречались такие, как: «Романы», «Детективы», «Философское наследие», «Литературные памятники», «Охотники за тайнами». Выбор серий книг во многом совпадал с предпочтениями подростков в выборе сюжетов и героев произведений. Среди мальчиков нередко такие, названные серии книг, как «Философское наследие» и «Литературные памятники», не нашли соответствующего отражения и не совпадали с избранными ими ранее любимыми героями и сюжетами произведений, что затруднило анализ полученных данных.

При ответе на вопросы анкеты 83 % девочек и 12 % мальчиков ответили, что они любят читать. Но при этом каждая шестая из девочек (17 %) и две трети мальчиков (76 %) отметили, что не могут ответить на данный вопрос, то есть они не смогли сказать, что процесс чтения книг им нравится.

Исследуя частоту чтения семиклассников, мы выяснили, что каждый день или 1–2 раза в неделю читают 61 % девочек и 50 % мальчиков, 1–2 раза в месяц берут книгу в руки 38–39 % семиклассников. И только 12 % мальчиков ответили в анкете, что книг не читают совсем (рис. 6).

Рис. 6. Частота чтения семиклассников

Полученные результаты говорят о том, что в настоящее время у мальчиков-подростков в большей степени утрачен интерес к чтению или в процессе обучения в школе этот интерес у них не появился и не сформировался как определённая жизненная потребность. Отсутствие такой потребности в чтении влияет на процесс обучения в школе, снижает эрудицию школьников и влияет на успехи в учёбе. Отсутствие ежедневного систематического чтения может отражаться на словарном запасе учеников и на скорости чтения, а, следовательно, может ограничивать возможности успешного и быстрого освоения школьной программы по основным предметам.

При выражении своего отношения к присутствию в книгах иллюстраций, 83 % девочек и 88 % мальчиков отметили их положительную роль в том, что они помогают создать образ героев, повышают читательский интерес и привлекают внимание при выборе книги. При этом 17 % девочек отметили, что иллюстрации мешают их собственному представлению о героях, а 12 % мальчиков считают, что иллюстрации в книгах для старшеклассников не нужны, и представление информации без графических изображений для них является более предпочтительным.

Вопрос о роли иллюстраций в книгах имеет большое значение для поиска способов увеличения читательской активности школьников и повышения интереса и внимания к более серьёзной литературе. Для современного подростка очень часто нужна дополнительная информация в виде иллюстраций, графического изображения сцен сюжета произведения, чтобы герои минувших лет, описанные в классике, пробудили в нём интерес к знакомству с этой книгой. Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

По результатам нашего исследования мы провели в школе«круглый стол» с участием учителей-филологов, школьников и их родителей. В его рамках мы донесли до всех участников тревожную информацию, совместно обсудили выявленные проблемы и наметили пути и способы повышения интереса к чтению. Также мы совместно с редакцией школьной газеты запланировали ввести в неё рубрику «Рассказ о прочитанной книге», а на сайте школьной литературной странички мы планируем более активно делиться впечатлениями о книгах с целью повышения читательского интереса не только семиклассников, но и учеников других классов нашей школы.

Выводы.

  1. Более 50 % семиклассников не знают или не могут выбрать любимый род литературного произведения и ответить на вопрос о том, нравится ли им читать.
  2. Среди девочек преобладает свободное или полупринудительное чтение книг, когда подросток сам выбирает произведение или придерживается рекомендаций взрослых. В отличие от этого среди мальчиков превалирует принудительное чтение, когда подросток читает только ту литературу, которая нужна для освоения школьной программы и не испытывает удовольствия от процесса чтения.
  3. Любимый писатель и книга чаще есть у девочек, они предпочитают серии книг и читают не реже 1–2 раз в неделю, а мальчики чаще выбирают стихи и читают 1–2 раза в неделю или месяц.
  4. Среди литературных предпочтений семиклассников лидировали фантастика, приключения, книги о фантастических существах, о школьниках, о героях-победителях и магах.
  5. Положительную роль иллюстраций при создании собственного образа героев книги, в повышении читательского интереса и привлечении внимания при выборе книги отметили 83–88 % семиклассников.

Литература:

  1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - N 6. - С. 15–17.
  2. Борисенко, Н. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - N 4. - С. 42–47.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С.112–174.
  4. Дубинин, Б. В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубинин, Н. А. Зоркая // М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.
  5. Олифер, С. В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С. В. Олифер. - М.: Чистые пруды, 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
  6. Решетникова, О. Читать или не читать / О. Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N 16. - С. 14.