Предоставление государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь. Социальное обслуживание. Поддержка государством пожилых людей

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.

Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области». Это системообразующий документ, призванный регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно., Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 году монетизацией льгот миллионам граждан России.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. №294.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Тамбовской области, по состоянию на 2008 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 177,6 тысяч человек.

По состоянию на апрель 2009 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц. Из них 547 рублей отводится на дополнительную медицинскую помощь, а 68 рублей – на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Например, житель г. Тамбова имеющий 3 степень ограничения трудоспособности (инвалид 1 группы) имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1484 руб.

Но если такой инвалид не отказался от получения набора социальных услуг, он получит «на руки» сумму за вычетом стоимости набора социальных услуг: 1484 – 615 = 869 руб. – если он получает весь набор социальных услуг. Или за вычетом одной социальной услуги: 1484 – 68 = 1416 руб. – если он отказался от права на бесплатный проезд, но сохранил натуральное предоставление бесплатных лекарств и путевки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

Заключение

в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.)

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся:

· всеобщность социального обеспечения;

· предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи;

· установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

· многообразие видов социального обеспечения и т.д.

К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными - это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению - это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится.
Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь - это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Видео – Кто имеет право на получение социальной помощи от государства

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • 1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • 2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

В обязанности государственной власти входит создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан и оказание нуждающейся части населения финансовой поддержки. Социальная помощь выражается в виде ежемесячных выплат по старости, инвалидности, предоставления материальных благ, медицинском обслуживании, субсидировании услуг или обеспечения жизненно необходимыми средствами в натуральном выражении.

Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.

Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.

Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.

Понятие и цели предоставления

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:

  1. Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
  2. Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
  3. Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.

С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:

  • повышение уровня жизни населения страны;
  • увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
  • установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
  • контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
  • увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Подставленное государством в трудный момент плечо, преодолеть возникшие в их жизни сложности.

Виды поддержки

Социальная помощь выражается в безвозмездном оказании поддержки нуждающимся в ней людям. Под эти цели бюджетом страны выделяются немалые деньги. Законом предусматривается не только финансовое обеспечение граждан, но и возможность предложить содействие в натуральном выражении. Так в ст.12 ФЗ «О государственной социальной помощи» фигурирует следующая классификация видов поддержки:

  • денежные выплаты (социальное пособие по старости, инвалидности, компенсации, детские, компенсации, субсидии и иная финансовая помощь);
  • натуральная форма (обеспечение продуктами питания, углём, дровами, одеждой, обувью, канцелярскими принадлежностями школьников из малообеспеченных и многодетных семей, жизненно важными лекарствами и прочими средствами).

Сложившаяся сегодня в стране экономическая ситуация заставляет депутатов в очередной раз задуматься и внести изменения в существующую правовую базу, чтобы социальная политика была более эффективной. Для этого предпринимаются немалые усилия, разрабатываются новые механизмы, направленные на реализацию задуманных планов по рациональному обеспечению слабо защищённых слоёв населения.

Социальные пособия

Федеральной программой предусмотрено выделение из бюджета страны или региона денежных средств для оказания на безвозмездной основе материальной помощи. Положенное по закону пособие не имеет направленной цели, поэтому может расходоваться получателем на различные нужды. Также государством установлен порядок и максимальный размер выплат по уходу за ребёнком, инвалидом, по безработице. Далее на местном уровне границы материальной помощи могут быть изменены в большую сторону.

Субсидии

В отличие от пособий субсидирование граждан имеет целевое назначение. В бюджете под эти задачи выделяется конкретная статья затрат, так как деньги идут на оплату определённых услуг, а не распределяются получателем по собственному усмотрению. Средства перечисляются на расчётный счёт заявителя.

Компенсации

Ещё один вариант материальной поддержки, направленный на возмещение гражданам расходов. В отличие от двух предыдущих способов оказания социальной помощи, компенсация имеет обратный порядок. Заявитель сперва оплачивает услуги, а уже потом из местного бюджета на его расчётный счёт переводится процент уплаченной им суммы.

Медико-социальная помощь населению

Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:

  1. Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
  2. Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
  3. Смешанные.

За подобного рода помощью в социальные службы чаще всего обращаются одинокие пожилые люди с ограниченными возможностями. Они в первую очередь нуждаются в психологической поддержке. Медико-социальная помощь преследует цель ориентировать человека на ведение здорового образа жизни, реабилитировать, если возникла ситуация и пенсионер находится в замкнутом состоянии.

Одной из задач такой помощи является патронаж. Сотрудник соцзащиты ежедневно навещает закреплённых за ним пожилых людей, проводит оценку условий жизни, выясняет состояние здоровья, если имеется необходимость делает уборку в жилом помещении, приобретает продукты, медикаменты, решает бытовые проблемы своих подопечных, которыми являются:

  • пенсионеры старше 80 лет;
  • инвалиды;
  • участники ВОВ;
  • недееспособные лица.

Государственная социальная помощь в РФ оказывается на основании официального заявления льготника или иного гражданина, представляющего его интересы.

Социалка в натуральном виде

Региональная власть в силу своих ресурсов вправе поддерживать местное население не только финансово, но и продуктовыми наборами, топливом (углём, дровами), одеждой, жизненно важными медицинскими препаратами. Такие преференции предназначаются многодетным, малоимущим, одиноко проживающим пожилым людям. Натуральная форма социальной помощи в виде угля, дров, газа необходима тем, кто проживает в частном секторе, а продуктовые наборы пользуются спросом у граждан не имеющих своего приусадебного участка.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Специализированные учреждения стационарного пребывания предназначены для пожилых людей, которым необходим круглосуточный присмотр и медицинский уход. В силу некоторых обстоятельств пенсионеры либо самостоятельно принимают решение о переезде в дома-интернаты, либо инициаторами являются дети, которые по разным причинам не в состоянии обеспечить комфортные условия для нуждающегося в них человека.

Для оформления в пансионат требуется написать заявление в территориальный отдел социальной защиты населения. За проживание и уход в специализированном учреждении люди отчисляют практически всю пенсию. На личные расходы остаётся лишь четверть пособия по старости. При наличии свободных мест инвалиды или одинокие старики могут временно поселится в пансионате сроком от 2-х месяцев до полугода.

Программа пребывания включает пятиразовое питание, оказание медицинских услуг, проведение культурно-массовых мероприятий. Всё зависит от статуса учреждения, профессионализма сотрудников. Плачевная статистика показывает, что до 25% проживающих в пансионате стариков ежегодно умирают от одиночества.

Кому положена соцпомощь?

Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и
обратиться за соцпомощью могут:

  1. Нетрудоспособные граждане:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние иждивенцы;
  • лица, находящиеся на гособеспечении.
  1. Малоимущие.
  2. Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
  • безработные;
  • переселенцы;
  • беженцы;
  • люди без определённого места жительства;
  • пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).

За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.

Социальная защита детей

Государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:

  • в социальной сфере деятельности;
  • в семейном окружении;
  • в образовательном вопросе.

Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.

Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении. Школьники пользуются скидкой на питание. Со стороны государства оказывается материальная помощь к первому сентября. Родителям выделяются средства на приобретение одежды, канцелярии, обуви.

Медицинское обслуживание производится на бесплатной основе. Детям до трёх лет, а в многодетных семьях до 6-ти, участковым педиатром выписываются льготные рецепты на лекарство.

Социальная защита семьи

Поддержка имеет широкий спектр направлений, которые активно используются населением:

  • единовременные выплаты при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет;
  • ежемесячное семей;
  • налоговые вычеты;
  • жилищная субсидия;
  • льготное медицинское обслуживание многодетных, малоимущих, воспитывающих детей-инвалидов;
  • социальная помощь в натуральной форме (продуктовые наборы, уголь, дрова).

В регионах на усмотрение местных чиновников список льгот может быть расширен. Если льгота не предоставляется своевременно, то семья ставится на учёт. Когда подойдёт очередь, преференция будет исполнена.

Социальные услуги инвалидам

Люди, утратившие физическую возможность трудиться на благо страны, получают от государства пособие по инвалидности. Степень ограничения устанавливается комиссией ВТЭК в соответствии с чем человеку присваивается группа и назначается ежемесячная выплата, которая имеет классификацию:

  • трудовая пенсия по инвалидности полагается человеку, который какое-то время работал, а потом получил травму, повлекшую инвалидность;
  • государственная пенсия по инвалидности предназначается участникам и ветеранам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, жертвам техногенных катастроф, космонавтам;
  • социальная пенсия по инвалидности начисляется остальным людям с ограниченными физическими возможностями, а также детям-инвалидам.

Дополняет список льгот право на бесплатное медикаментозное обеспечение, профилактическое и восстановительное лечение в специализированных учреждениях. Для лиц с 3-ей группой инвалидности преференции доступны с 50% скидкой.

Маломобильные люди могут получить социальные услуги в виде:

  • оказания юридической помощи;
  • прикрепление патронажного социального работника;
  • ритуальные услуги.

На безвозмездной основе господдержка предусмотрена, если инвалид проживает один и у него нет родственников, которые могли бы его обеспечивать, а также при условии, что доход семьи ниже прожиточного минимума.

Помощь пожилым людям

Особого внимания заслуживают одинокие старики. Им государство предоставляет следующий вид
социальных услуг:

  • помощь соцработника;
  • льготное медицинское обслуживание;
  • специализированное лечение в госучреждениях, пансионатах;
  • консультативные центы для быстрой адаптации в обществе, если человек остался один.

Пенсионерам помощь может оказывается на дому или по месту нахождения учреждения.

Студентам

Федеральным законом «О государственной помощи» определён круг лиц, которым полагается финансовая мера поддержки. В этот список попадаю учащиеся среднего и высшего звена из малообеспеченных семей и одиноко проживающие малоимущие студенты. Если среднедушевой показатель доходов семьи ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте, то льготнику полагается социальная стипендия, но только если он обучается на очной форме.

Помощь для матерей-одиночек

Социальная политика и Семейный Кодекс сходятся в одном: дети не должны быть ущемлены в правах, если их воспитывает один родитель. Статус матери-одиночки носит федеральный характер и средства выделяются из госбюджета под следующие гарантии:

  • ежемесячные выплаты на детей;
  • пособие (региональное) до достижения иждивенцев 14-ти лет либо 16-ти, в некоторых субъектах помощь оказывается до достижения 18-ти или 23-летнего возраста;
  • натуральная помощь:
  • преимущество в поступлении в дошкольные, школьные учреждения;
  • обеспечение медикаментами;
  • субсидия на оплату ЖКХ, детского сада, школьного питания.

Поддержка оказывается в том случае, если доказан социальный статус заявителя.

Порядок и сроки предоставления

За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.

Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.

Основания для отказа и прекращения предоставления

К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.

Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.


Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" .

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.
    Основание для назначения:
    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
    Основание:
    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам - до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям - до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам - до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям - до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов. Социальный контракт - это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Его цель - предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе "Социальная поддержка в регионах ".