Правовой статус земельного участка. Правовой статус земельного участка мкд. Путем личного обращения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

Понятие «правового режима земель»

земля фонд правоотношение целевой

В земельном праве распространенным термином является «правовой режим земель»- особая правовая конструкция, позволяющая обеспечить единство и дифференциацию правового статуса видов земель, составляющих земельный фонд РФ.

Кроме этого, одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе РФ, является установленное в ст. 1 положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) Земли сельскохозяйственного назначения.

2) Земли населенных пунктов.

3) Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

4) Земли особо охраняемых природных территорий и объектов.

5) Земли лесного фонда.

6) Земли водного фонда.

7) Земли запаса.

Критерием их разграничения является различное целевое назначение, определяющее цель, в соответствии с которой они используются. Под целевым назначением в широком смысле можно понимать особое направление использования земель в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Известно, что земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка, его функция является относительно стабильной, имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

Строгое следование субъектами земельных правоотношений целевому использованию земель является важнейший составляющей всего земельного законодательства, так как правовой режим эксплуатации земельных участков в первую очередь выражается в отнесении их к конкретным категориям земель. Суть принципа использования земель в соответствии с их основным целевым назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, документах кадастра недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в других случаях, установленных законодательном.

Единство правового статуса земель обеспечивает конструкция «правовой режим» благодаря совокупности ее элементов, присущих любому виду земель: определению вида земель, подпадающих под данный режим; определению круга государственных органов, осуществляющих руководство использованием этих земель; определению круга субъектов, осуществляющих использование земель; установлению их правомочий по использованию земель и установлению ответственности за нарушения данного земельно-правового режима.

Перевод земель из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 ЗК РФ в отношении:

Земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;

Земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

Земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения,- органами местного самоуправления;

Земель, находящихся в частной собственности:

а)земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

б)земель иного целевого назначения, - органами местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст. 8 ЗК РФ нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ.

Для переводе земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) Кадастровый номер земельного участка.

3) Обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

4) Права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить землеустроительную, градостроительную и иную документацию, связанную с использованием, охраной и перераспределением земель: выписку их государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, заключение государственной экспертизы, в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель из одной категории в другую. Данное решение является ненормативным актом органа государственной власти субъекта РФ и может быть обжаловано в суд в установленном порядке (срок подачи жалобы - 3 месяца).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состав земель Российской Федерации. Перевод земель из одной категории в другую. Основополагающие принципы земельного права. Определение правового режима земель, порядок перевода земель из одной категории в другую. Условия аренды земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Состав земель Российской Федерации, их классификация по целевому назначению. Порядок перевода земель из одной категории в другую. Основания для отказа в переводе земель. Законодательная компетенция субъектов управления земельными ресурсами, их полномочия.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Правовой механизм перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда в другие категории. Анализ действующего законодательства о переводе земель особо охраняемых природных территорий в другие категории.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2015

    Сущность порядка отнесения земель к категориям согласно Земельному кодексу, их основные виды. Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую. Особенности полномочий органов общей компетенции в области использования и охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2013

    Субъекты земельных правоотношений в Российской Федерации. Категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений. Принцип распределения всех земель по своему целевому назначению. Правовой режим земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

    Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию: перечень возможных случаев, правовая база и основания отказа. Правовая компетенция субъектов управления земельными ресурсами.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2009

    Особенности правового режима земель, порядок предоставления земельных участков из земель населенных пунктов для долевого строительства многоквартирных домов. Проект договора аренды земельного участка. Зонирование территорий при использовании земель.

    контрольная работа , добавлен 01.01.2014

    Порядок передачи земель, находящихся в государственной собственности, в частную собственность юридических лиц. Правовой режим земель водного фонда, возникновение права водопользования. Классификация использования водных объектов по целевому назначению.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Определение единообразного подхода к правовому регулированию составных частей земель Республики Беларусь. Статус земель сельскохозяйственного назначения. Специфика государственного управления в области использования и охраны сельскохозяйственных земель.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Земельный участок, предоставленный для жилищного строительства: понятие, признаки. Понятие и элементы правового режима земель. Субъекты, имеющие право на предоставление земельных участков для жилищного строительства в составе земель населенных пунктов.

В повседневной практике термины «земля» и «земельный участок» применяются как синонимы, хотя эти понятия имеют определенные различия. Так, в кадастровом учете термин «земля» может употребляться, когда речь идет о неосвоенной собственности , а «земельный участок» означает часть территории, на которой выполнены какие-то работы (улучшения), позволяющие использовать его по целевому назначению, а площадь и границы его точно установлены. По результатам межевания на земельный участок подготовлен межевой план, который является необходимым документом для постановки участка на кадастровый учет. На участок, находящийся на кадастровом учете органом кадастрового учета выдается кадастровый паспорт .

Согласно Гражданскому кодексу РФ земельный участок (Ст. 261 ГК РФ) – это объект права собственности, территориальные границы которого определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ гл.1 ст.11) определяет земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и пр.

Правовой статус земельного участка включает целевое назначение, разрешенное использование, форму законного владения.

В описании земельного участка отражаются:

1. Наименование субъекта земельного права – юридического или физического лица с указанием точного адреса, документов, удостоверяющих лицо, и финансовых реквизитов.

2. Адресные ориентиры – район (жилой массив, промзона), поселок, улица, номер дома и строения (в городах и поселках).

3.Документы, устанавливающие и удостоверяющие право землепользования (постановление, решение, распоряжение, государственный акт, свидетельство, договор аренды).

5. Код классификатора земель.

6. Площадь по документам, удостоверяющим (устанавливающим) право на участок; площадь фактическая, в том числе постороннего пользования (глубина, ширина, форма).

7. Площадь санитарно-защитной зоны и/или зоны с особым режимом использования в пределах земельного участка.

8. Вид земельного права (собственность – частная, государственная).

9. Поверхностный и подпочвенный слой, ландшафт, контуры и топография.

10. Улучшения и инженерное обустройство (подводы электроэнергии, воды).

На земельный участок составляется технический (инвентаризационный) паспорт , который содержит:

Ø экспликацию земель – застроенную территорию, площади под инженерными коммуникациями, дорогами, дамбами, карьерами, отвалами, лесными насаждениями, садами, пашней, сенокосами, пастбищами и другими сельскохозяйственными угодьями, болотами, песками, торфоразработками и водными поверхностями;

Ø размер земельного налога (в случае нахождения земельного участка в собственности) или арендной платы с единицы площади;

Ø расчетную и рыночную стоимость земельного участка;

Ø балансовую стоимость строений, сооружений и насаждений;

Ø общую стоимость земельного участка и строений;

Ø размер налога на стоимость объекта недвижимости;

Ø инженерно-технические характеристики;

Ø экологические показатели;

Ø градостроительные характеристики – функциональная зона, планировочная зона и др.;

Ø залежи полезных ископаемых.

1.6. Образование и изменение земельных участков

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ЗК РФ гл.1 ст. 11.2)

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка.

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решения об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки;

2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. У его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

На чтение 5 мин. Просмотров 102 Опубликовано 12.11.2019

Приобретая земельный участок, покупатель обязан разбираться в статусах земельных участков. В этой статье мы расскажем, какие статусы земельных участков предусмотрены законодательством. Также вы узнаете, как узнать статус своего земельного надела.

Классификация земельных наделов

Ст. 7 Земельного кодекса распределяет участки на следующие правовые статусы:

От статуса надела зависит целевое использование земельного надела. Использование участка по другому назначению является незаконным.

Земельные наделы для поселений могут предназначаться:

  • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
  • для ведения своего подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • для дачного строительства (ДНП).

Участки, выделенные под ведение сельскохозяйственной деятельности, законодательство разделяет:

  1. на земли, которые можно использовать для с/х производства (ЛПХ);
  2. на земельные участки, которые разрешено использовать для занятия огородничеством или садоводством (СНП, СНТ);
  3. на земельные наделы, на которых разрешается дачное строительство (ДНП).

В документации на участок зачастую указывают конкретное предназначение, например, животноводство.

Дачные некоммерческие партнерства

Законодательство разрешает гражданам объединяться с целью группового ведения садоводства. Такие объединения называют дачными некоммерческими партнерствами (ДНП). Если эти партнерства приобретают какое-либо имущество, то все приобретаемые объекты являются собственностью некоммерческого партнерства. Законодательством не предусматриваются ограничения по размерам участков и габаритам домов.

Индивидуальные жилищные строительства (ИЖС, в том числе ЛПХ)


Собственник земельного надела, который расположен в границах какого-либо населенного пункта или города, обладает теми же правами, что и городские жители, которые проживают в домах, что находятся под социальным и коммунальным обслуживанием. Владелец не ограничивается по габаритам домов и земельных участков.

Но если гражданин принял решение строить коттедж, ему необходимо согласовать проект будущего дома в соответствующих государственных органах. Кроме того, такие наделы облагаются намного высшим налогом, чем на участки ДНП .

Земли, предназначенные для садоводства

Земельные наделы, которые используются для ведения садоводства (СНП, СНТ), ограничиваются по площади надела и дома.

Стоит понимать, что садоводческие некоммерческие партнерства (СНП) и садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) имеют небольшое отличие. Такое отличие связано с категорией с/х земель и категорией наделов населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются территории, которые относятся к деревне, городу или селе. Загородная недвижимость также является частью городской черты. Участки, которые имеют статус с/х назначения, располагаются за десятки километров. Как правило, такие наделы являются «отрезанными от цивилизации».

Чем отличается ДНП и ИЖС?

Наделы ДНП в некоторых случаях могут располагаться не на землях поселений. В таком случае основное различие заключается в прописке в собственном доме. Эти земли предназначались законодателями для строительства дачных домов, где нет возможности проживать целый год. Если на таком участке гражданин построит, например, коттедж, то такое строительство будет признано незаконным.

Но некоторые граждане все же сумели прописаться в таких домах. Для этого им приходилось обращаться в суд, а также проводить экспертизу, которая подтвердила пригодность помещений к постоянному проживанию. На землях ИЖС обслуживание граждан осуществляется на более цивилизованном уровне.

Как можно узнать статус собственного надела?


Сейчас проверить статус своего земельного участка довольно просто. Для этого даже нет необходимости выходить из дома. Гражданину достаточно зайти на официальный веб-сайт Росреестра. На этом сайте размещена кадастровая карта, которая содержит все сведения о земельных наделах, что находятся в кадастре недвижимости.

Данная электронная карта позволяет узнать следующую информацию:

  • расположение границ земельного надела;
  • кадастровый номер участка;
  • категорию надела, а также виды его использования;
  • площадь участка, его кадастровую стоимость, а также форму собственности.

Кроме того, карта позволяет узнать некоторые сведения о строениях, которые расположены на ваших землях:

  • номер кадастра;
  • дату, когда состоялась поставка строения на учет;
  • кадастровую стоимость и площадь здания;
  • форму собственности, этажность и даже материал, из которого возводились стены;
  • дату, когда состоялось завершение строительства;
  • дату, когда здание ввели в эксплуатацию.

Как видите, карта Росреестра позволяет узнать не только правовой статус вашего земельного надела, но также много полезной информации об участке. Но, к сожалению, такие сведения являются лишь справочными. Применять их в качестве документа нельзя.

Какими еще бывают статусы участка?

Земельным наделам могут присваивать и такие статусы:

  • «временные» – такой статус присваивают наделам, сведения о которых только что были внесены в кадастр недвижимости;
  • «учтенные» – участкам, которые получили государственную регистрацию, присваивается этот статус;
  • «ранее учтенные» – такой статус обретают участки, на которые права собственности возникли до марта 2008 года.
  • «архивные» – этот статус получают наделы, выведенные из гражданского оборота;
  • «аннулированные» – если в течение 5 лет после присвоения «временного» статуса надел не проходит государственную регистрацию, он получает «аннулированный» статус.

Видео конференция Сухоруковой

Приобретение участка земли всегда связано со многими рисками. Поэтому покупатель должен заранее узнать статус ЗУ, наличие каких-либо обременений, посягательств со стороны третьих лиц и т.д. Свести возможные риски к минимуму поможет процедура проверки юридической чистоты сделки.

Как узнать статус земельного участка?

Как проверить права на землю и документы?

Чтобы не ошибиться при покупке, необходимо проверить у продавца наличие права собственности на земельный надел.

СПРАВКА. С помощью правоустанавливающей документации легко выяснить, каким образом собственник получил землю во владение.

Покупатель должен затребовать ряд документов, чтобы удостовериться в юридической чистоте сделки:

  • , где указаны границы надела и его площадь;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Бумаги, подтверждающие право собственности;
  • Документ, в котором зафиксировано целевое предназначение участка;
  • (кадастровый план до 2008 года).

Чтобы получить необходимые сведения, покупатель должен обратиться в Росреестр. Можно осуществить проверку через интернет, по телефону.

Как определить категорию назначения земли по кадастровому номеру?

Продавцы не смогут ввести покупателей в заблуждение относительно статуса земельного надела, поскольку сведения о нём находятся в общем доступе. Достаточно ознакомиться с информацией на публичной кадастровой карте в интернете, находящейся по адресу http://pkk5.rosreestr.ru .

Уточнить информацию в онлайн-режиме очень просто:

  • Ввести в форму поиска, расположенную в левом верхнем углу кадастровый номер земельного надела;
  • Если номер правильный, участок отобразится в максимальной величине;
  • Для ознакомления с данными о целевом назначении земли нажать на вкладку «Информация». Статус территории указан сразу после её адреса.

СПРАВКА. Чтобы получить сведения о ЗУ на публичной карте, регистрироваться на сайте не потребуется.

Как узнать правовой статус по адресу?

Если нет информации о кадастровом номере земельного участка, ознакомиться со сведениями о нём можно по адресу. Для этого обращаются с запросом в Росреестр. После получения выписки направляются в Федеральную регистрационную палату, предъявив сотрудникам документы:

  • Выписку из Росреестра;
  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины на предоставление запрашиваемых сведений.

По истечении 5 суток специалисты предоставят интересующую информацию.

Наличие возможных обременений

Обременения – это разного рода ограничения, которые накладываются на возможное использование надела земли. Их наличие определяется законом или договором.

К обременениям может относиться:

ВАЖНО! Вышеуказанные обременения подлежат государственной регистрации в Росреестре.

Сведения о наличии или отсутствии ограничений отображаются в свидетельстве о праве собственности на УЗ.

Проверка личности продавца

Проверка личности продавца является одним из важных факторов подтверждения юридической чистоты сделки. Паспортные данные должны точно совпадать со сведениями, содержащимися в документации на землю.

Когда в сделке принимает участие доверенное лицо продавца, у него обязательно проверяют наличие нотариально заверенной доверенности. Критерии проверки:

  • В бумаге должна быть указана цель её выдачи. В данном случае разрешение на проведение сделок с недвижимым имуществом;
  • Сведения в доверенности должны быть идентичными информации в паспорте уполномоченного лица;
  • Можно связаться непосредственно с хозяином земельного участка и проверить достоверность данных относительно его представителя.

Стоит убедиться в наличии у продавца законного права на совершение сделок с недвижимостью – дееспособности.

Основные способы проверки статуса УЗ

Правоустанавливающие документы

Исходя из способа приобретения земельного участка, правоустанавливающие бумаги могут быть различными:

  • Судебное решение;
  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Свидетельство о вступлении в наследство;
  • Акт местной администрации о предоставлении надела в собственность.

ВАЖНО! Во всех перечисленных случаях, кроме последнего, не исключается возможность оспаривания прав владельца земли третьими лицами.

При ознакомлении с правоустанавливающей документацией обращают внимание на срок, в течение которого продавец является владельцем участка. Если период длительный, велика вероятность заключения действительной сделки. Если срок маленький – меньше 1 года, стоит проявить бдительность.

Самым надёжным способом получения УЗ является передача его в собственность местными органами государственной власти. При заключении сделки с таким продавцом риски будут минимальными.

Документы, подтверждающие наличие права собственности

Свидетельство о государственной регистрации права собственности является важнейшим документом. Его выдают при переходе ПС или регистрации договора в Росреестре.

Данная бумага обязательно должна быть у продавца недвижимого объекта. Исключительными являются ситуации:

  • Земля была получена в порядке наследования или по решению суда. Государственная регистрация в этих случаях необязательна, поскольку ПС возникает при наступлении права на наследование и в силу судебного решения;
  • Владелец получил ПС в период до 2000 года. В то время БТИ осуществляло регистрацию сделок с недвижимым имуществом. И свидетельства о праве собственности не выдавались.

Информация в свидетельстве о ПС должна совпадать с паспортными данными продавца. Желательно, чтобы владелец земли предоставил для ознакомления оригинальный документ, а не копию.

Кадастровый паспорт (кадастровый план до 2008 года)

Без кадастрового паспорта совершение сделок с недвижимостью запрещено.

В документ отражаются сведения:

  • ФИО собственники УЗ;
  • Информация о долях надела;
  • Статус земельного участка;
  • Сведения об обременениях.

ВНИМАНИЕ! Информация о площади земли, зафиксированная в кадастровом паспорте, должна совпадать с данными в свидетельстве о регистрации.

Выписка из ЕГРП

В выписке отражаются достоверные сведения о статусе земельного участка на данный момент.

СПРАВКА. Из документа можно узнать, находится ли УЗ под арестом или в залоге.

Чтобы получить выписку, заинтересованному лицу достаточно обратиться в районное отделение Росреестра.

Проверка через интернет

Если есть кадастровый номер, по нему можно быстро узнать статус земельного надела в онлайн-режиме. Для этого заходят на сайт Росреестра, далее в раздел «Карты». В специальное окошко вводят номер, и на экране отобразится искомый участок.

По телефону

Обращаются в территориальный отдел Росреестра с целью запроса нужных сведений.

ВАЖНО! Таким правом обладает только владелец земельного участка.

Путем личного обращения

Для уточнения информации о ЗУ обращаются в службу, занимающуюся регистрацией, кадастрами и картографией. Ответ на запрос придёт в течение 5 дней в письменной форме или по электронной почте, например.

Вышеуказанный вариант даёт возможность узнать подробную информацию относительно статуса надела земли. После получения сведений их сравнивают с данными, которые зафиксированы в документации, представленной продавцом. Если есть расхождения – стоит насторожиться.

Таким образом, чтобы проверить статус земельного участка перед покупкой, можно воспользоваться электронной кадастровой картой, если известен номер УЗ. Самым действенным способом получения точной информации является личное обращение в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Земельный участок, занимая центральное место в системе объектов недвижимого имущества, является одним из важнейших объектов гражданских правоотношений.

Развитие правового регулирования уже во времена феодализма привело к политическому пониманию земельного участка в качестве необходимого элемента суверенитета. Права на земельный участок влекли за собой публичную правоспособность в отношении пространства над земельным участком, а именно право сбора налогов, воинскую повинность проживающих на территории людей и т.д.

В период развития капиталистических общественных отношений право собственности на землю достигло в своем развитии апогея, однако в дальнейшем подверглось значительным ограничениям со стороны публичной власти.

В современных правовых системах уже не ставится под сомнение факт наделения земельного участка свойством объекта гражданских прав. Таким образом, организация оборота земли соответствует объективно сложившимся в обществе экономическим отношениям и общему культурному и идеологическому уровню развития в конкретно определенный исторический период. В настоящее время остается по-прежнему актуальным высказанное более века назад мнение профессора К.П. Победоносцева о том, что в гражданском праве, в том числе в организации оборота земельных участков, гораздо более выражается начало государственное, общественное, экономическое. Наиболее высокая степень государственного начала присутствовала и в советском праве, в котором все земли, независимо от их целевого назначения, входили в состав единого государственного земельного фонда и составляли единый объект права государственной социалистической собственности.

Многие отрасли права и законодательства содержат специальные нормы, регулирующие земельные отношения, а появление особой самостоятельной отрасли земельного законодательства является дополнительным доказательством важности и специфичности земли как объекта правового регулирования. Задача конституционного права - закрепить принципиальные основы, формально-правовые нормы, на которых основывается законодательное регулирование общественных отношений по поводу земли. Административное и уголовное право предусматривают санкции со стороны государственной власти за нарушения установленного порядка использования земельных участков, так как земельные правонарушения подрывают основу жизнедеятельности всего гражданского общества и относятся к числу наиболее общественно опасных. Налоговое право выполняет функцию посредством взимания налога с правообладателей земельных участков.

Прежде всего, следует обратиться к анализу природных свойств земли, причем учитывая то обстоятельство, что объектом гражданских правоотношений является не земля как таковая во всей совокупности ее характеристик, а ее определенная часть - земельный участок.

Специфические свойства земли предопределяют либо единственно возможную форму правового регулирования, либо предоставляют законодателю возможность выбора между различными его формами, т.е. в зависимости от объекта можно устанавливать ту или иную форму разрешенного использования.

В первую очередь следует выявить естественные или природные признаки земельного участка. К ним относится:

  • - неуничтожимость;
  • - непотребляемость;
  • - невозможность переработки;
  • - невозможность физического перемещения;
  • - ограниченность;
  • - незаменимость;
  • - невосполнимость;

С точки зрения экономической науки земля рассматривается в качестве естественного фактора производства, который не имеет трудового происхождения. Как правило, границы устанавливаются, исходя из потребностей человека. Вследствие этого земельный участок нельзя считать нерукотворным объектом. Что касается его возникновения как объекта права, вещи, то в правовом смысле он создается, формируется человеком.

Вопрос о способах и порядке определения и установления границ земельных участков является чрезвычайно важным, так как речь идет об установлении объекта правового регулирования и объекта прав лиц, заинтересованных в обладании и использовании земли. Конкретизация границ земельного участка является обязательным условием для установления в отношении него гражданских прав, а также вовлечения его в имущественный оборот. В действующем российском праве конкретизация объекта происходит посредством государственного кадастрового учета земельного участка, цель которого для гражданского законодательства выражается в точном описании объекта права. Земельный участок относится к имуществу, причем к имуществу недвижимому, и в таком качестве традиционно относится к вещам, что, видимо, требует уточнения.

Как имущество земельный участок обладает признаком материального блага. Понятие "имущество" в разных статьях ГК РФ употребляется в неодинаковых значениях, но ни одно из них не позволяет усомниться в том, что земельный участок должен быть отнесен к категории имущества.

В классе имущества земельный участок является недвижимым имуществом, причем недвижимым по природе, в силу своих естественных свойств, и обладает классификационным признаком данной категории - невозможностью физического перемещения. В системе объектов гражданских прав недвижимому имуществу по праву отводится центральное место.

Земельный участок невозможно уничтожить, однако земельный участок как объект права может быть уничтожен, например, путем разделения на части, если земельный участок не признан в соответствии с законодательством неделимым, либо путем объединения, соединения с другим участком. При делении первоначальный делимый земельный участок прекращает существовать как объект и вместо него возникают два или более новых земельных участка, каждый из которых становится самостоятельным объектом гражданских прав.

Важно отметить, что земельный участок, всегда представляя собой объект гражданских прав, не всегда является объектом гражданского оборота, поскольку часть земельных участков из оборота изъята. Обороноспособные земельные участки, в свою очередь, ограничены в обороте земельным законодательством. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ земли, особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Особая ценность земельного участка выражается еще и в том, что законодатель исключил ситуацию, когда правом собственности на земельный участок не обладает ни один субъект гражданского права. Данное утверждение основывается на презумпции ст. 16 ЗК РФ, в соответствии с которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Право собственности на земельный участок распространяется на прочно связанные с земельным участком объекты (п. 2 ст. 261 ГК РФ), а все, что расположено над и под поверхностью земельного участка, собственник вправе использовать по своему усмотрению (п. 3 ст. 261 ГК РФ). В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

С развитием современной техники и дефицитом пространства, особенно в крупных городах, растет необходимость использования пространства не только вблизи поверхности земли, но и выше и ниже нее. Причем данная экономическая потребность уже проявила себя настолько активно, что требуется качественный способ, форма измерения и фиксации прав на вертикальное пространство земельного участка. Иными словами, при установлении границ использования пространства над земельным участком и под ним уже нельзя ограничиваться применением единиц измерения, основанных на возможностях и интересе к его использованию, а нужно перейти к точным единицам измерения, основанным на физических свойствах пространства.

Данный процесс также естествен, как и произошедший ранее, когда измерение владения земельным участком с помощью весьма неопределенной единицы - личного труда земледельца - было заменено установлением границ участков путем их межевания с обозначением на местности. С появлением споров о границах земельных участков в результате столкновения интересов правообладателей земли возникла необходимость в более точных границах.

Современная потребность в четком установлении вертикальной границы земельных участков вызвана не столько спорами вокруг использования вертикального пространства земельного участка, сколько появлением новых и разнообразных интересов участников гражданского оборота к использованию вертикального пространства земельного участка. В качестве примера можно привести опыт зарубежного законодательства, в котором права на пространство над земельным участком нашли свое воплощение в категории "воздушных прав" (air rights).

С юридической точки зрения земельный участок может быть уничтожен как объект права только путем внесения изменений в сведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, но не может быть уничтожен физически.

При этом с физической точки зрения появляется совершенно другая вещь, но с юридической - тот же земельный участок в тех же границах.

Фактически закон закрепляет права на земельный участок как возможность субъекта использовать определенную часть пространства над и под земельным участком по своему усмотрению с запретом третьим лицам вмешиваться в его деятельность. В то же время право собственности может возникнуть лишь на определенную вещь (в земельном участке это почвенный слой, а также все, что не может передвигаться в пространстве). С такой позиции полномочия собственника земельного участка, заключающиеся в возможности запрета всем третьим лицам препятствовать ему в реализации права собственности. Так же собственник получает исключительное право хозяйствовать, властвовать, господствовать в границах определенной территории, физического пространства. Данная возможность отчетливо выражена в правовой конструкции ограниченных вещных прав. Потребность в создании юридической конструкции ограниченных вещных прав возникла именно на основе регулирования отношений по поводу земельных участков. Полное господство над земельным участком как вещью и беспрепятственное осуществление прав на земельный участок в силу его естественных свойств исключают возможность использования пространства над земельным участком третьими лицами. Можно представить идеальную ситуацию, при которой все земельные участки распределены между частными собственниками, и они в полном объеме реализуют свое право, отстраняя всех третьих лиц от проникновения на свой земельный участок. В современных условиях жизнь была бы парализована.

Следовательно, наличие публичного интереса диктует необходимость не только ограничения права собственников земельных участков в отношении либо отдельных лиц, например, собственников смежных участков, либо всех третьих лиц, но также часто необходимость ограничения либо исключения из гражданского оборота отдельных видов земельных участков для общественных и государственных нужд.

Итак, земельный участок как часть территории поверхности земли в определенных границах, требует установление права собственности, владельцу земельного участка принадлежит не земля как физический объект, а комплекс имущественных прав, связанных с полезным применением участка. Он является участком пространства, закрепленным на определенных правах за участниками гражданских правоотношений, используя который, они удовлетворяют свои имущественные интересы. Кроме того, права на земельный участок могут восприниматься как способ установления территориальных границ личной сферы граждан, обеспечивающий возможность защиты прав личности от вмешательства со стороны государства и третьих лиц.

Существует возможность установления запрета на вторжение в пространство над и под земельным участком от владения или пользования третьих лиц земельным участком как вещью.

Таким образом, уже в действующем праве можно констатировать факт, в понимании земельного участка как объекта права и своеобразное раздвоение земельного участка на два самостоятельных объекта, каждый из которых обладает своим собственным правовым режимом:

  • - земельный участок как недвижимое имущество и
  • - земельный участок как пространство или территория.

Допустим, предполагается возможным решить проблему соотношения объектов: земельный участок и объекты недвижимого имущества на земельном участке. Поскольку земельный участок объект и представляет собой определенное пространство, остальные объекты недвижимого имущества (здания, сооружения) не могут составлять с ним ни единого объекта прав, ни являться его частью, улучшением, принадлежностью и т.д.

На примере немецкого вещного права можно убедиться в том, что "принцип единства" допускает ряд исключений, если он становится препятствием на пути реализации интересов участников гражданского оборота. Данные исключения можно найти и в действующем российском законодательстве, более того, несложно предположить, что количество таких исключений со временем будет расти, что требует подход к соотношению земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений.

Пусть два лица владеют на праве собственности расположенными по соседству земельными участками. На участке первого лица имеется жилой дом, принадлежащий хозяину, как и участок, на праве собственности, вместо которого он желает построить новый дом. Второе лицо заинтересовано в приобретении жилого дома, принадлежащего первому лицу. В соответствии с нормами действующего законодательства интересы лиц не могут быть удовлетворены законным способом, поскольку действует законодательный запрет на передачу права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в собственности того же лица (ч. 4 ст. 35 ЗК РФ). Таким образом, первое лицо не вправе продать дом как объект недвижимого имущества без одновременного отчуждения своего земельного участка и удовлетворить свой вполне законный интерес. Подобных примеров существует немало, но важно отметить, что интересы участников гражданского оборота диктуют необходимость раздельного оборота земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Следовательно, земельный участок является составной частью другого объекта гражданских прав - имущественного комплекса.

Следовательно, земельный участок - это недвижимая вещь, представляющая собой часть земли с определенными и зафиксированными в установленном порядке пространственными характеристиками. Границы, местоположение, площадь, целевое назначение объекта являются существенными характеристиками. У каждого земельного участка свои физические и юридические особенности, свой индивидуальный кадастровый номер, а его составными частями могут быть почва, водные объекты, деревья и другие растения, а так же прочно связанные с землей объекты природного и антропогенного происхождения. Соотношение гражданского и земельного права по поводу регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.