Правовой статус иностранных лиц в МЧП. Правовые режимы. Режимы правового положения в международном частном праве Правовые режимы используемые в международном частном праве

Субъекты МЧП – это участники частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, наделенные правами и обязанностями. К числу субъектов МЧП относятся физические лица: граждане, лица без гражданства, лица, имеющие двойное гражданство; юридические лица, государство.

Эти субъекты обозначаются в МЧП обобщенным термином - «иностранные лица». Они в любой стране наделяются правовым статусом, основанном на правовом режиме, предоставляемом этим государством иностранцам.

Совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закрепленная в национальном праве, называется правовым режимом иностранных лиц в этом государстве.

Со времен Древнего Рима и вплоть до середины 20 века государства достаточно произвольно устанавливали статус иностранных лиц на своей территории. Присутствовала националистическая направленность, что определялось термином «дискриминация в области гражданских и гражданско-процессуальных прав». Но постепенно в правовой доктрине утвердилась идея о том, что гражданские правоотношения должны развиваться на основе не дискриминации иностранных лиц. Со временем ряд международных договоров закрепили принцип не дискриминации. Устав ООН, Пакты 1966 года запрещают дискриминацию.

В то же время, закрепляя запрет на дискриминацию, международно-правовые акты не предусматривали содержание какого-то определенного конкретного режима для иностранцев. Комиссией МП ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту сущность нормы о наиболее благоприятствуемой нации состоит в обязательстве принимающего государства предоставить лицам из другого государства такой режим прав, что у этих граждан будет равный правовой статус («не менее благоприятный»), как и у иностранцев из «третьего государства». Проще говоря, у всех иностранцев в одной стране должен быть единый статус.

Режим наибольшего благоприятствования не допускает предоставление правовых привилегий в национальном праве каким-либо категориям иностранных лиц. Этот режим получил сегодня широчайшее распространение во многих многосторонних, региональных, двусторонних договорах с участием РФ. Сегодня он самый распространенный в МЭО, торговых отношениях. По мнению ряда ученых, клаузула о наиболее благоприятствуемой нации является общей императивной нормой МП.

Наряду с этим режимом в международной практике встречается использование преференциального режима, предполагающего предоставление особых льгот и привилегий иностранным лицам из развивающихся стран. Этот режим базируется на решениях международных организаций, адресованных государствам-членам, в целях скорейшего развития отдельных сфер общественных отношений в этих странах. Иногда преференциальный режим предоставляется на взаимной основе в рамках региональных организаций между государствами-членами (между странами-членами ЕС, СНГ).

Более высокой ступенью в регулировании правового статуса иностранцев является предоставление им национального режима, который предполагает, что иностранцам предоставляются те же права, что и собственным гражданам и юридическим лицам. Такой режим провозглашен в Конституции РФ в ст. 62. На практике закрепление этого режима имеется и в соглашениях РФ в области защиты прав интеллектуальной собственности, регулировании торгового мореплавания и пр.

По вопросу о соотношении национального режима и режима наибольшего благоприятствования существуют разные мнения. По мнению Т.Н. Нешатаевой, требование о предоставлении национального режима иностранным лицам до сих пор не стало общепризнанной нормой МП. Можно утверждать, что общее МП имеет единый стандарт лишь на основе не дискриминации в виде наибольшего благоприятствования. Национальный же режим предоставляется либо в одностороннем порядке, либо на основе международного договора. Есть иное мнение, что национальный режим является общепризнанным, он как бы презюмируется, если иное не установлено международными соглашениями.

В любом случае при предоставлении национального режима делается оговорка о возможных изъятиях из него. Например, в ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях» 1999 года говорится об изъятиях ограничительного характера для иностранных инвесторов. Многочисленный изъятия национального законодательства фактически блокируют национальный режим. Юридически обязательный характер национальный режим получил в государствах, входящих в интеграционные наднациональные объединения. Исключения из общего правила о национальном правовом режиме иностранцев и лиц без гражданства весьма многочисленны. Как правило, они связаны с отсутствием у них особой правовой связи с Российским государством (гражданство), обусловливающей возможность иметь определенные права и нести обязанности, а также с необходимостью обеспечения безопасности страны.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 56 КТМ на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Согласно п. 4 ст. 56 ВК в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации. Однако кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) воздушного судна, а также наземный авиаперсонал может, по общему правилу, включать и иностранных граждан.

Определенные ограничения прав иностранных граждан предусмотрены и в области природопользования. Например, ст. 7 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.95 г. допускает возможность введения ограничений на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков континентального шельфа Российской Федерации и даже проведения таких конкурсов (аукционов) вообще без участия иностранных лиц.

Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также и посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора такая деятельность может осуществляться иностранцем только совместно с архитектором – гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим лицензию.

Во многих странах иностранцы дифференцированы и делятся на несколько категорий. Например, во Франции, в соответствии с «законом Паскуа» существуют «посетители», т.е. туристы, студенты, лица наемного труда (сезонные рабочие), коммерсанты (получившие разрешение – вид на жительство в течение 3 лет), лица-резиденты (10 летний вид на жительство). К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран ЕС, для которых, например, не требуется получать французское удостоверение «коммерсанта». Принадлежность к той или иной категории определяет правовое положение лица.

Еще раз подчеркнем, что любые изъятия из общего принципа национального правового режима в отношении иностранцев и лиц без гражданства могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами РФ.

Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд и иной правоприменительный орган не вправе обусловливать распространение на иностранных граждан начал национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в ФЗ или международном договоре.

Введение

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве

2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

3. Правовое положение государства в Международном частном праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.

Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.

Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;

2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;

3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;

4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;

5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;

6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;

7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.


1. Физические лица в Международном частном праве

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран – одна из основных задач международного частного права .

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права .

Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания 9 .

Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности 8 . К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое 9 .

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства .

Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях .

В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества .

Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам 6 .

В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки 10 .

Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства 7 . В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .

На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права .

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ .

Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации .

Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России) 11 .

Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах .

Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям» .


1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Так, Гражданским кодексом предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основе национального режима предоставляются судебная защита, трудовые и иные права. Однако что касается международных торговых договоров, то национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев. В тех случаях, когда он все-таки предоставляется, то предусматривается свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды.

В рамках международного частного права действует такой режим, как режим наибольшего благоприятствования. Этот режим необходимо отличать от национального режима. Суть данного режима заключается в том, что в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятст-вуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

20. Взаимность: понятие и виды. Реторсии в МЧП

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся

2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия).

lex personalis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10лет, а лиц старше 70 лет –не ранее чем через 5 лет) 6)для опреледения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Гражданская правоспособность физ лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев установленых законом. Личным законом физич-го лица считается право страны гражданство кот-й этой лицо имеет.Если лицо наряду с российк-м гр-вом имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личн зак беженца-право страны предоставившей убежище. Личн зак лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет местожит-ва. Гражданская дееспособность физ лица определяется его личным законом.


Похожая информация.


В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Режим наибольшего благоприятствования. Суть: в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятствуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

15. Личный закон физического лица и его варианты.

Личный закон – это закон физических лиц и поэтому используется прежде всего для определения правового положения физических лиц – субъектов частноправовых отношений: право- и дееспособности, личных прав (права на имя, место жительства, на честь и т. п.). Широко применяется личный закон в сфере семейно-брачных и наследственных отношений, в частности по поводу движимого имущества.

Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет .

Если лицо, помимо гражданства РФ имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право .

Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право .

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается .

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства .

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище .

Правовой режим это совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства . Существует четыре вида правового режима:

1. Национальный режим

2.

3. Специальный режим (Преференциальный и негативный – по Геть-П)

иногда еще выделяют

4. Режим взаимности

5. Режим реторсий

Режимы делят на две группы

Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности лиц государства пребывания ,
то режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим , существуют в отношении к правам и обязанностям лиц третьих государств , предоставляемым на территории данного государства.

Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам ;

режим наибольшего благоприятствования - иностранным юридическим лицам .

Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей ) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы ) лицам.

В уч. Гетьман-Павловой предоставление режимов приводится как специальный принципы МЧП – Принцип предоставления определенных режимов

Национальный режим означает наделение иностранных субъектов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства .

В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, - иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные граждане государства пребывания
(ст. 62 Конституции РФ).

Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями , закрепленными в законах и подзаконных актах.

В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами . К числу таких законов относятся Федеральные законы «» и «».

Принцип национального режима применяется в том числе и к публичным правоотношениям . Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г.
N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности » в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим . В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от страны происхождения товаров (за исключением ввозных таможенных пошлин ).

Основной режим в МЧП режим наибольшего благоприятствования

Юридическое содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах и соглашениях составляе т обязательство государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен или будет предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством

т.е. предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.

Фактически правовой статус иностранных лиц основан на принципе режима наибольшего благоприятствования .

В частности, режим наибольшего благоприятствования положен в основу взаимоотношений членов Всемирной торговой организации (ВТО ).

В зависимости от содержания международных договоров принцип может иметь разные формулировки. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ ) 1947 г. этот принцип формулируется применительно к товарам . В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС ) 1994 принцип сформулирован как в отношении оказываемых услуг , так и в отношении поставщиков этих услуг .

Специальный режим подразд-ся на преференциальный и негативный по друг-му мнению выделяются отдельно преференциальный и специальный

Негативный или Специальный режим это режим, как правило, носит негативный характер и сводится к изъятию из правоспособности иностранцев определенных прав, связывая напрямую обладание ими с наличием гражданства данного государства, а также к возложению на иностранцев дополнительных обязанностей .

Права иностранцев ограничены прежде всего в политической сфере .

В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государственной власти Российской Федерации, занимать определенные должности и т.д.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации » из принципа национального режима федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации.

Специальный преференциальный (или Преференциальный ) связан с предоставлением определенных привилегий и преимуществ иностранным лицам из стран определенной категории .

Предоставление преференциального режима, в отличие от режима наибольшего благоприятствования, возможно не только в международных договорах, но также и во внутреннем законодательстве

Преференциальный режим - как правилоособый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны .

Необходимым условием функционирования преференциального режима являются изъятия из режима наибольшего благоприятствования , предусматриваемые при заключении соответствующих договоров.

Отсутствие таких изъятий означало бы, что преференциальный режим, предусмотренный в той или иной сфере, автоматически распространялся бы на все государства, для которых в той же сфере предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, что сводило бы преференции на нет . Поэтому зачастую в международных соглашениях, устанавливающих преференциальный режим, прямо предусмотрена обязанность государств-участников в договоры с третьими странами включать условия о соответствующих изъятиях из режима наи­большего благоприятствования .

Наиболее распространенные примеры преференциального режима -
Общая система тарифных преференций в международной торговле, предоставленных развивающимся странам , а также соглашения между приграничными государствами и государствами, входящими в единый экономический, таможенный или иной союз государств (напр. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой или организация Транстихоокеанское партнёрство целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе).

Для России вопрос об использовании преференциального режима имеет важное значение применительно к участию в СНГ и иным объединениям бывших советских республик, прежде всего в связи с ратификацией Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в Москве 26 февраля 1999 г.) и Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в Астане 10 октября 2000 г.) упраздненного в 2014 году связи с созданием Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация).

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима называют режим взаимности и режим реторсий .

Режим взаимности означает предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве .

Основной источник взаимности - национальное законодательство .

Для МЧП наибольшее значение имеет деление взаимности на материальную и коллизионную .

Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву.

Коллизионная взаимность представляет собой взаимное применение права , т.е. суд одного государства применяет право другого государства только при условии, что иностранный суд ведет себя точно так же .

По общему правилу при рассмотрении частноправовых споров, связанных с иностранным правопорядком, коллизионная взаимность не должна учитываться .

Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность.

Материальная взаимность в узком смысле означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица .

Формальная взаимность - в предоставлении иностранным лицам всех прав и правомочий, вытекающих из местного законодательства . Данное положение практически тождественно национальному режиму .

Режим реторсий

В некоторых случаях государство может устанавливать ограничения для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса РФ - Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц

Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности "

1. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации,;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.