Правовое регулирование реорганизации юридических лиц. Особенности правового регулирования государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц Законодательном регулировании процедур реорганизации юридических лиц выработать

Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства Ломакин Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ // Законодательство. 2000. № 4. С. 8..

Вместе с тем, законодательно понятие реорганизации юридических лиц не закреплено.

Правовой институт реорганизации юридических лиц является относительно новым в системе российского законодательства. Характеризуя дореволюционное право, А.В. Венедиктов отмечал, что «законодатель не дает для слияния товариществ специальных постановлений, поэтому к прекращению сливающихся товариществ и к возникновению нового применяются общие нормы о прекращении и учреждении товариществ». Напротив, «большинство законодательств мира дает специальные постановления о слиянии товариществ...», которые заключаются «в устранении ликвидации и в применении к слиянию универсального правопреемства» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 18-19.. Российский Устав торговый 1903 г. не содержал понятия «реорганизация» (ни прямо, ни косвенно). Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в смысле ликвидации Гуляев А.Справочная книга по торгово-промышленному законодательству.СПб.1912.С.34..

Обращаясь к зарубежному регулированию рассматриваемых отношений, следует отметить, что достаточно подробное нормативно-правовое регулирование реорганизации акционерных обществ появилось относительно недавно. С момента зарождения таких обществ, определяемого началом XVII в., до появления в законодательствах развитых стран первых упоминаний о реорганизации прошло более двухсот лет Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 21..

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась «общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 1.. Соответственно из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний Ї учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г. Тихменев П. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. Ч. 1-2. СПб. 1861-1863. С. 44.

Однако имевшиеся немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционной практике не позволяли говорить о формировании института реорганизации, так как предприятия в этих случаях «передавались в порядке сингулярного правопреемства» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 18..

Раннее советское законодательство также прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Ст. 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований для прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не было. Но в то же время пункт «б» ст. 364 первого ГК Советской республики устанавливал возможность слияния акционерных обществ Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917-1991 / Под ред. О.И.Чистякова. М. 1997. С. 163..

Вместе с тем, развитие экономики в период нэпа послужило толчком к началу правового регулирования данного института.

Первое упоминание о возможности реорганизации кооперативных организаций связано с положением «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении», утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. СЗ СССР. 1927. № 37. Ст. 371. Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов Ї слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации.

В законодательстве СССР практически отсутствовало дифференцированное регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики. Учитывая, что идентичная регламентация, возникающая при разделении юридических лиц либо в случае преобразования юридического лица в другую организационно-правовую форму, невозможна, такое правовое регулирование сложного и многообразного процесса реорганизации юридических лиц с помощью единичных норм, устанавливающих лишь общие, абстрактные правила, продемонстрировало в ходе правоприменительной практики свою полную несостоятельность.

Рост экономики в послевоенные годы вызвал необходимость реформирования системы хозяйствования. На июльском Пленуме ЦК КПСС 1955 г. было принято решение о необходимости реорганизации промысловой кооперации и передачи в государственную промышленность кооперативов, фактически утративших характер производственной кооперации.

ГК РСФСР 1964 г. посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (37, 38, 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривалась исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37).

Следующий этап законодательного развития процедуры реорганизации юридического лица исторически связан с периодом становления правовой системы суверенной России. Одними из первых принимаются Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // от 25.12.90 № 445-1 СП РСФСР. 1991. №6. Ст. 92. и постановление Совета Министров, утвердившее положение об акционерных обществах» Постановление СМ РСФСР «Об утверждении «Положения об акционерных обществах» // от 25 декабря 1990 г. № 601 СП РСФСР. 1991. №6. Ст.92. В данных актах впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации, как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Если говорить об общем анализе правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения в тот период, следует отметить, что, как справедливо отмечает А.В. Коровайко, принятые до 1994 г. нормативные акты, регулирующие вопросы реорганизации юридических лиц, носили в основном специальный характер Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: теория, законодательство, практика. М.: Норма Ї ИНФРА-М., 2001. С. 6..

С середины 90-х годов начинается становление гражданского законодательства России. Вместе с тем, несмотря на более чем десятилетний опыт развития правового регулирования уже новым ГК РФ 1994 г. и специальными законами («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»), процесс формирования института реорганизации на данном этапе не завершен.

Изучив исторические аспекты в развитии института реорганизации юридических лиц переходим к изучению правовой конструкции выше указанного института.

Реорганизация - прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства , должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства . Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления ;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления . Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока , на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом ;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами ,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

12. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

Основные признаки этой деятельности:

Это самостоятельная деятельность.

Это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.

Это деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При нарушении этого требования в отношении заключенных при этом сделок гражданин не вправе ссылаться на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя. Следует учитывать, что к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила, установленные для регулирования деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других нормативных актов и существа правоотношения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Деятельность юридического лица, в особенности коммерческой организации, сопряжена с риском, не каждому учредителю (участнику), руководителю по силам рассчитать перспективное функционирование предприятия. Как поступать с «надоевшей» компанией? В данной ситуации возможны два варианта – либо продать свою организацию другим лицам, либо исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Последнее действие с законодательной точки зрения именуется «ликвидацией».

Под ликвидацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Рассматривая вопросы правового регулирования ликвидации юридических лиц в России, нельзя обойти стороной такую национальную особенность, как «фактическая ликвидация». Смысл данной процедуры заключается в том, что юридическое лицо фактически перестает осуществлять любую деятельность, не сдает необходимую отчетность, но продолжает значиться в государственном реестре. Поскольку сам процесс ликвидации организаций, предусмотренный гражданским законодательством, достаточно трудоемок, а за несдачу налоговой отчетности предусмотрены штрафные санкции, российский бизнес разработал легальные схемы «фактической ликвидации».

Она осуществляется в двух возможных формах – путем смены учредителей и руководителя организации (как правило, находится малообеспеченный гражданин, который за определенную плату соглашается стать участником и руководителем данной компании) либо с использованием института реорганизации в форме слияния или присоединения, при котором все права и обязанности «ликвидируемой» организации переходят либо к созданному в результате слияния юридическому лицу, либо к тому лицу, к которому осуществлено присоединение. 1

Вместе с тем, данный способ прекращения деятельность нельзя назвать ликвидацией с точки зрения закона.

Анализ определения ликвидации юридического лица позволяет выделить один существенный признак данного института –юридическое лицо прекращает свое существование без перехода прав и обязанностей к другим лицам. в названных же выше случаях права и обязанности либо остаются у самого юридического лица, либо переходят к его правопреемникам, что противоречит правовой сущности ликвидации.

Завершающим этапом в процессе ликвидации является исключение из Единого государственного реестра сведений о ликвидируемой организации (п. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Само понятие «ликвидация юридических лиц» и данный процесс достаточно подробно регламентированы нормами отечественного законодательства, вместе с тем, до настоящего момента остается неразрешенной возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице при наличии допустимых оснований.

В связи с отсутствием четких норм законодательства, определяющих возможность (или невозможность) такого восстановления, данный пробел приходится восполнять судебной практикой. Важно отметить, что и позиция арбитражных судов в этой области не однородна. Как отмечает З. Муртузалиев, сложившаяся судебно –арбитражная практика по Северо –Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования возможности восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в связи с этим обжалования актов государственной регистрации о ликвидации. 2

Вместе с тем, применительно к анализу исследуемого вопроса заслуживает внимания постановление Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2002 № 6669/00, в котором судебная инстанция, пересмотрев в порядке надзора дело, возбужденное по исковому заявлению заинтересованного юридического лица к администрации города и инспекции МНС о признании недействительным постановления администрации о ликвидации юридического лица и решения инспекции МНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, не сделала каких –либо выводов о наличии законодательного ограничения относительно возможности восстановления юридического лица в реестре.

Таким образом, исходя из принципов гражданского законодательства представляет возможным при наличии достаточных правовых оснований допустить возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц.

3.2 ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда.

Вместе с тем, представляется возможным выделить также и третье, наиболее распространенное, хотя и не указанное в ст. 61 ГК РФ основание для ликвидации юридического лица –банкротство организации.

По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

В качестве оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: допущенные при его создании грубые нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, либо систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.

В качестве примера можно привести следующий случай: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение положений ФЗ «Об акционерных обществах» не привело в соответствие с законодательством устав. Иск прокурора был удовлетворен арбитражным судом. При этом суд исходил из того, что неприведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законодательством является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию суд счел возможным принять решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ. 3

Говоря о ликвидации юридического лица по решению суда, важно определить круг лиц, правомочных обратиться с данным заявлением в суд.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право представлено законом. Такими органами являются: прокуратура, органы налоговой службы и др.

При этом следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможность обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации фактически не осуществляется.

Рассмотрим следующий пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с неоднократными и грубыми нарушениями хозяйственным обществом закона. Суд отказал прокурору в удовлетворении иска на основании того, что хозяйственное общество приняло решение о добровольной ликвидации. Решение суда было отменено апелляционной инстанцией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которые ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо –прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с положениями законодательства в случае добровольной ликвидации юридического лица руководящие органы общества назначают ликвидационную комиссию. В данном случае, несмотря на принятое решение о добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия до рассмотрения дела в суде назначена не была, сроки ликвидации не установлены, ликвидация фактически не производилась. Исходя из указанного, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и приняла справедливое решение о ликвидации хозяйственного общества. 4

Третьим основанием ликвидации юридического лица, как уже отмечалось выше, служит признание его несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо признается банкротом арбитражным судом, если оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, ликвидация организации в данном случае является следствием объявления ее несостоятельной. Вместе с тем возможна и обратная ситуация, когда в процессе ликвидации становится очевидным, что стоимость имущества ликвидируемого предприятия недостаточна для погашения требований кредиторов. В данном случае юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для организаций –банкротов (ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Рассмотрим более подробно порядок добровольной и принудительной ликвидации.

Добровольная ликвидация . Как уже говорилось выше, добровольная ликвидация является неотъемлемой частью гражданского оборота. Это явление представляется абсолютно нормальным, а в ряде случаев даже необходимым (например, когда речь идет о добровольной ликвидации некоммерческой организации; в случае изменения конъюнктуры рынка и, следовательно, экономической неэффективности дальнейшей деятельности данного юридического лица), так как вытекает из самой сущности ведения хозяйства в условиях рыночной экономики.

Вместе с тем, несмотря на то что процедура добровольной ликвидации является одним из основных, судьбоносных (наряду с сознанием) моментов в жизни юридического лица, как справедливо отмечают некоторые авторы 5

Она не получила надлежащего решения как на законодательном уровне, так и в юридической литературе.

Согласно п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, принимая во внимание положения ст. 91 и 103 ГК РФ, посвященные органам управления в обществе с ограниченной ответственностью и акционерным обществе соответственно, можно сделать вывод о том, что с момента утверждения на общем собрании акционеров (участников) состава ликвидационной комиссии последняя становится по сути единственным, а значит, и высшим органом общества оставшиеся у общего собрания полномочия по утверждению промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не позволяют ему каким –либо эффективным образом влиять на принимаемые ликвидационной комиссией решения в сфере хозяйственной деятельности акционерного общества 6 .

В связи с этим на практике нередко встречаются случаи, когда общество «зависает» на этапе ликвидации (т.е. существует очень длительный промежуток времени, на протяжении которого в качестве высшего органа управления выступает ликвидационная комиссия) либо опять же после длительного существования ликвидационная комиссия принимает решение о самороспуске, и общество продолжает свою деятельность в прежнем режиме. Подобные манипуляции позволяют избежать громоздкой процедуры принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.

  1. Ликвидация юридического лица (4)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица . Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - ... относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений. ...

  2. Ликвидация юридических лиц проблемы теории и практики

    Закон >> Маркетинг

    Ярко проявилась сущность законодательного регулирования процессов ликвидации юридических лиц . §1. Соотношение понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» ...

  3. Ликвидация юридического лица . Обязательства

    Контрольная работа >> Государство и право

    Анализ и характеристика вопросов в области ликвидации и обязательств юридических лиц . Нормативно-правовой базой при написании данной... нет, т.е решение народного суда неерно. Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими...

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: УЧЕТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Т. А. ЧЕКАЛОВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета E-mail: chekalova. t@mail. ru Российский государственный торгово-экономический университет

В статье освещаются актуальные вопросы реорганизации юридических лиц, рассматривается структура российского законодательства о реор-ганизаци как важного элемента понимания процесса реорганизации в целом. Автором рассмотрены виды и формы реорганизации, вопросы формирования уставного капитала организации-правопреемника.

Ключевые слова: реорганизация, формы реорганизации, процесс реорганизации.

Законодательное регулирование. Причины проведения реорганизации в современных условиях могут быть различны, однако независимо от выбранного организацией вида реорганизации процедура ее проведения требует в первую очередь знания норм законодательства.

Нормативная база, регулирующая вопросы реорганизации предприятий, достаточно разнообразна и представлена нормами как специальных законодательных актов, так и многочисленных подзаконных актов - постановлений, положений, инструкций и пр.

Структура законодательства и иных нормативных правовых актов о реорганизации юридических лиц представлена на рис. 1.

Важно отметить, что в законодательстве не раскрывается подробно понятие «реорганизация юридического лица», несмотря на то, что оно содержится в ч. 1 Гражданского кодекса РФ (ГК

РФ) 1994 г. и других актах. Исследованию данной проблемы посвящены работы и др.

Вместе с тем точного законодательного определения данного понятия не существует. По мнению ряда авторов, реорганизация представляет собой сделку, и, как любая сделка, форма реорганизации требует заключения соответствующего договора . В настоящее время в судебно-арбитражной практике утвердилась точка зрения, в соответствии с которой реорганизация юридического лица не квалифицируется в качестве гражданско-правовой сделки, а рассматривается как сложный юридический состав, включающий множество юридических фактов.

Анализ указанных научных работ и позиций арбитражных судов позволяет сделать следующие выводы:

Действующее гражданское законодательство не содержит понятия «реорганизация юридического лица», выделяя лишь формы реорганизации. В научной литературе под реорганизацией понимается установленная законом процедура перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства;

Единственными участниками реорганизации юридического лица выступают юридические лица;

Реорганизация юридического лица - это прекращение его деятельности, характеризую-

Указы Президента РФ: от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ: от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

Приказы Минфина России: от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»; от 25.10.2010 № 132н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»; от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»;

от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др.

Нормативное регулирование реорганизации юридических лиц

Федеральные законы: от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 30.12.2008. № 315-Ф3 «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;

от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

Приказы и методические указания регистрирующих органов

Рис. 1. Структура законодательства о реорганизации

щееся универсальным правопреемством, так как единоличное правопреемство при реорганизации невозможно. Несмотря на это, некоторые авторы считают, что при проведении отдельных форм реорганизации, в частности в форме выделения, про-

исходит сингулярное (частное) правопреемство, так как реорганизованное юридическое лицо сохраняет за собой часть прав и обязанностей, а выделяемой организации может быть передана определенная совокупность как прав, так и обязанностей ;

В результате процесса реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, к которым переходят права и обязанности в правоотношениях, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо;

Реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц.

Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов реорганизации. При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется различными нормативными правовыми актами, но основополагающее значение имеют положения ГК РФ, устанавливающие основания, формы (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и порядок реорганизации (ст. 57-60). При этом правовое регулирование реорганизации юридических лиц находится в стадии постоянного совершенствования.

Порядок государственной регистрации юридических лиц регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N° 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона государственную регистрацию юридических лиц осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная налоговая служба. В целях реализации положений Налогового кодекса РФ и совершенствования процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией приказом ФНС России от 30.11.2004 № САЭ-3-09/141@ были утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией.

Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации регулируются постанов-

лением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Территориальные органы ФНС России при осуществлении государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц используют Временные методические рекомендации: письмо Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 № ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц».

Для формирования информации об осуществлении реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности организациями (кроме кредитных, бюджетных учреждений) приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н были утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее - Методические указания), являющиеся обязательными к применению для всех организаций.

В приказе Минфина России от 28.07.1995 № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», который в настоящее время утратил силу, содержались положения, касающиеся правопреемства при реорганизации юридических лиц, даты реорганизации (рекомендовалось приурочивать реорганизацию к концу определенного налогового периода), состава передаточного акта и разделительного баланса, инвентаризационного акта.

Методические указания также устанавливают необходимость составления передаточного акта или разделительного баланса. Кроме того, теперь нормативно урегулирован порядок принятия решения о реорганизации. В частности, в нем должны быть предусмотрены:

Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

Способ оценки передаваемого имущества;

Ответственные по обязательствам, возникшим после составления передаточного акта (разделительного баланса) и до государственной регистрации вновь созданных фирм;

Порядок формирования и размеры уставных капиталов новых фирм;

Порядок распределения чистой прибыли реорганизуемой фирмы.

Важное значение имеет определение методики оценки имущества и обязательств реорганизуемого лица. Можно использовать различные способы оценки, например по остаточной или по текущей рыночной стоимости. Возможны иные способы оценки. Так, материалы можно оценить по фактической себестоимости, а финансовые вложения - по первоначальной стоимости. При любом способе оценки стоимость имущества, которая отражена в передаточном акте (разделительном балансе), должна совпадать с данными, содержащимися в приложенных описях и расшифровках. Если основные средства оценивают по остаточной стоимости, а материалы -по фактической себестоимости, то эти данные можно взять из заключительной бухгалтерской отчетности. Обязательства в передаточном акте (разделительном балансе) показывают в сумме, по которой они были отражены в бухгалтерском учете фирмы .

В Методических указаниях разъясняется порядок составления заключительной бухгалтерской отчетности. Они также устанавливают, что имущество и обязательства передают на основании передаточного акта (разделительного баланса) и заключительной отчетности, а бухгалтер вновь созданной фирмы на основе этих документов заполняет вступительную бухгалтерскую отчетность. Эта отчетность должна быть составлена на дату государственной регистрации новой фирмы.

Методические указания определяют порядок составления не только вступительной и заключительно отчетности, но и промежуточной, содержат рекомендации, как достичь совпадения данных отчетности и передаточного акта.

Также уделяется внимание начислению амортизации на переданные основные средства. В 2008 г. в Методические указания был внесен ряд изменений. Можно предположить, что основанием для их разработки и введения стало внесение Федеральным законом от 27.07.2006 № 146-ФЗ изменений в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», значительная часть которых коснулась вопросов реорганизации акционерных обществ. Все изменения порядка формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций можно разделить на три группы.

К первой группе относятся изменения, представляющие собой редакционную правку (уточнены формулировки, изменена ссылка на нормативный акт).

Ко второй группе относятся изменения, вытекающие из норм ст. 19.1 Федерального закона «Об акционерных обществах». Нормами статьи допускается возможность одновременной реорганизации акционерных обществ в различных формах - разделения или выделения одновременно со слиянием или присоединением.

К третьей группе можно отнести изменения, вытекающие из иных норм Федерального закона «Об акционерных обществах»: реорганизуемые акционерные общества не обязаны аннулировать выкупленные у акционеров акции (и, соответственно, уменьшать уставный капитал), а должны отражать их стоимость (в размере фактических затрат на приобретение) в заключительной бухгалтерской отчетности по статье «Собственные акции, выкупленные у акционеров» бухгалтерского баланса .

Приказ Минфина России от 25.10.2010 № 132н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» уточняет формулировки, имевшиеся в предыдущей редакции Методических указаний.

С принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 315-Ф3 «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» порядок реорганизации юридических лиц претерпел существенные изменения в части регламентации их действий после принятия решения о реорганизации.

Кроме того, ряд изменений в законодательстве о реорганизации юридических лиц предусматривает проект нового Гражданского кодекса РФ, подготовленный на основании и во исполнение Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Изменения касаются нескольких направлений:

1) процедуры реорганизации компаний (корпораций);

2) гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица и ответственности лиц, принимающих решение о реорганизации;

3) повышения роли регистрации и регистрирующих органов .

Гражданско-правовые вопросы реорганизации юридических лиц с различной формой собственности регулируются также Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Также при составлении бухгалтерской отчетности при реорганизации нужно руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н. Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утратил силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. в связи с изданием приказа Минфина России от 22.09.2010 № 108н. Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. Они определяют порядок составления заключительной и вступительной отчетности организации.

Из приведенного выше краткого анализа действующего законодательства о реорганизации юридических лиц, а также его изменений можно сделать вывод о сложности процесса реорганизации и о его постоянном совершенствовании. Несмотря на большой объем нормативных правовых актов,

Реорганизация юридического лица |

1 Добровольная 1 Принудительная

По решению учредителей (у частников) либо органа юридического лица, уполномоченного

на то у чр едительными документами

В пыл ганерных обществах- по решению общего собрания аыц юнеров. принимаемого по

предложению совета директоров (наблюдательного совета)

Допущение

грубых нарушений закона при создании организации,

если эти нарушения носят неустранимый характер

Рис. 2. Виды реорганизации юридических лиц

регулирующих реорганизацию юридических лиц, существует еще много неурегулированных вопросов, требующих более полного разъяснения или уточнения.

Бухгалтерский учет при реорганизации. Существуют два вида реорганизации - добровольная и принудительная (рис. 2).

Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В акционерных обществах в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в реорганизации, следующие вопросы:

О реорганизации общества;

Об утверждении договора о реорганизации;

Об утверждении передаточного акта;

О порядке конвертации или обмене акций (в зависимости от вида реорганизации).

В обществах с ограниченной ответственностью вопросы добровольной реорганизации решаются общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации .

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь действует антимонопольное законодательство. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) пре -дусматривал право федерального анти-

Осуществление юридическим

лицом деятельности без

надлежащего разрешения (лицензии)

Осуществление деятельности, запрещенной законом,либо с

иными неоднокр атными или грубым! нарушениями

закона или иных правовых актов

монопольного органа давать хозяйствующим субъектам (коммерческим и некоммерческим юридическим лицам) обязательные для исполнения предписания, в частности об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава (ст. 12). В настоящее время данный Закон в большей части утратил силу. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» регулирует в ст. 38 принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Сложившаяся в последнее время в России кризисная обстановка на рынке вынуждает хозяйствующих субъектов объединяться в более крупные организации. В некоторых случаях это обусловлено изменениями в действующем законодательстве. В связи с этим важно обстоятельно предусмотреть в уставе юридического лица процедуру реорганизации.

Процедура реорганизации. Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения. В последнем случае первое из юридических лиц считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия. Высший орган юридического лица определяет основные условия и порядок реорганизации, принимает решение об утверждении соответствующих документов (рис. 3).

При изменении организационно-правовой формы юридического лица учредители должны представить в соответствующий регистрационный орган следующие документы:

Заявление юридического лица об изменении организационно-правовой формы собственности;

Платежное поручение с подтверждением оплаты за регистрацию юридического лица;

Устав и учредительный договор старой и новой редакции;

Протокол общего собрания участников;

Заявление о выходе участников из состава учредителей;

Решение участников общества о преобразовании;

Копию договора аренды помещения;

Справку об отсутствии задолженности по аренде муниципальных площадей;

1 Основные документы при реорганизации юридического лица I

Слияние Присоединение Разделение Выделение Преобразование

Договор о СЛИЯНИИ.

Устав 1ши учр еднтепьный договор организации, создаваемой в результате СЩ1ЯНИЯ. Передаточный акт каждой ликвидируемой организации Договор о присоединении. Передаточный акт каждой присоединяемой организации Решение о разделении и создании новых организаций. Разделительный баланс Решение о выделении и создании нового общества. Разделительный баланс Решенне о преобразовании. Передаточный акт

Основные документы при реорганизации юридического лица

Справку об отсутствии задолженности по арендной плате за аренду земли;

Бухгалтерский баланс;

Расчет чистых активов;

Документы, подтверждающие оплату уставного капитала;

Передаточный акт.

Документы представляются в регистрирующий орган по месту прежней регистрации реорганизуемого предприятия независимо от того, изменится его местонахождение после реорганизации или останется прежним.

Процедура реорганизации юридического лица может предусмотреть изменение уставного капитала, а также состава участников вследствие принятия вновь вступивших в общество или исключения выбывших.

Единоличный участник - учредитель реорганизованного общества представляет весь перечень указанных документов, за исключением учредительного договора. Основным документом является устав, в котором указывается размер уставного капитала общества.

Процедура реорганизации юридических лиц предусматривает составление передаточного акта и разделительного баланса. В состав передаточного акта и разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в ус-

тановленном порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату регистрации).

Реорганизуемые юридические лица должны провести инвентаризацию имущества и обязательств в целях подтверждения достоверности отдельных статей передаточного акта или разделительного баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность. Юридические лица, возникшие в результате реорганизации, на начало отчетного периода (дату государственной регистрации) данные об имуществе и обязательствах отражают во вступительной бухгалтерской отчетности. Эти данные формируются на основании передаточного акта (разделительного баланса), а также показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных фирм, составленной с учетом изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств, возникших за период реорганизации.

Уставный капитал возникшей организации. При реорганизации фирмы-учредители определяют величину уставных капиталов создаваемых юридических лиц, и в зависимости от этого нужно скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности. Порядок корректировки одинаков при всех формах реорганизации. Он установлен в Методических указаниях (рис. 4).

Рис. 4. Формирование уставного капитала возникшей организации

Уставный капитал ново го юридического лица

Равен уставному капиталу (=УК) реорганизованного юридического лица

Если орагнизация вносит собственное имущество в качестве взноса в УК нового юридического лица, то передача имущества отражается:

у реорганизуемого юридического лица-как финансовые вложения;

у выделяемой организации -как взнос в УК (строка 410 вступительного баланса)

Меньше уставного

капитала (<УК) реорганизованного юридического лица

Больше уставного

капитала (>УК) реорганизованного юридического лица

На сумму прироста нужно уменьшить: добавочный капитал

(строка 420 бухгалтерского баланса) или нераспределенную

прибыль (строка 470 бухгалтерского баланса) нового юридического лица.

Выбор источника зависит оттого, за счет каких средств учредители увеличиваютуставныи капитал

Величина уставного капитала

регулируется показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (строка 470 бухгалтерского баланса)

Величина чистых активов и уставного капитала

Если чистые активы больше уставного капитала (ЧА > УК) Если чистые активы меньше уставного капитала (ЧА < УК)

Разница подл ежит урегулированию по строке 420 бухгалтерского баланса -для акционерных обществ и по строке 470 - для остальных юридических лиц / \ Разница подлежитурегулированию по строке 470 бухгалтерского баланса ^-А

Рис. 5. Сравнение уставного капитала и чистых активов возникшей организации

Внеоборотные активы, отражаемые в разд. I бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы).

Оборотные активы, отражаемые в разд. II бухгалтерского баланса (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп акционерным обществом у акционеров собственных акций для их последующей перепродажи или аннулирования и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал

Рис. 6. Формирование стоимости чистых активов акционерного общества

Бухгалтер также должен сравнить величину уставного капитала реорганизованного юридического лица со стоимостью чистых активов (рис. 5).

В случае если стоимость чистых активов новой организации окажется больше (меньше) величины уставного капитала, разница подлежит урегулированию во вступительном балансе за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), как следует из абз. 4, 5 п. 39 Методических указаний.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 №№ 10н, 03-6/

пз, он также применим для расчета стоимости чистых активов в обществах с ограниченной ответственностью .

Порядок формирования чистых активов, а также состав активов и пассивов, принимаемых при этом к расчету, отражены на рис. 6.

Начисление амортизации реорганизо-ванным юридическим лицом. Организации, созданные в результате реорганизации, должны обратить внимание на особенности начисления амортизации по объектам основных средств, полученных от реорганизуемых фирм.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения и выделения амортизация по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам начисляется исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, установленных вновь возникшими организациями. Какой способ начисления амортизации применяла реорганизованная фирма, значения не имеет (п. 14 Методических указаний).

При реорганизации в форме преобразования амортизация начисляется исходя из сроков полезного использования, установленных реорганизованной фирмой при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний).

Таким образом, реорганизация юридического лица является довольно сложным процессом, проведение которого требует хорошего знания не только законодательства, но и бухгалтерской практики. Упрощение процесса реорганизации представляется невозможным без какой-либо унификации существующего нормативного правового регулирования по данному вопросу, охватывающего все аспекты реорганизации по каждому ее виду.

Список литературы

1. Архипов Б. П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. № 3.

2. Долинская В. В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 8.

3. Зыкова И. В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М.: Ось-89, 2005.

4. Илюшина М. Н. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц // Закон. 2006. № 9.

5. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108.

6. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

7. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

8. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

9. Письмо Минфина России от 26.01.2007 № 03-03-06/1/39.

10. Письмо Минфина России от 29.10.2007 № 03-03-06/1/737.

Домашняя правовая энциклопедия

С декабря 2011 г. в систему ГАРАНТ включена уникальная книга - «Домашняя правовая энциклопедия», универсальный источник достоверной правовой информации для решения

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6ЫТОВЫХ ВОПрОСОВ.

Все стороны жизни современного человека в той или иной степени законодательно регулируются. Дом, семья, дети, обучение, служба в армии, работа, отдых, заключение и расторжение различных договоров и многое другое - все это описано в «Домашней правовой энциклопедии».

«Домашняя правовая энциклопедия» - это постоянно актуализируемый и пополняемый аналитический материал. В книге представлено большое количество практических примеров, в том числе из судебной практики. Все сложные положения права и юридическая терминология разъяснены легким, простым языком, понятным любому гражданину.

Энциклопедия доступна всем пользователям системы ГАРАНТ не зависимо от того, какой комплект установлен. ГАРАНТ: полезная информация для всех!