Понятие и классификация основных принципов современного международного права. Классификация основных принципов международного права Роль основных принципов международного права

Понятие основных принципов международного права

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание межд. права и обладающие высшей юр. силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд. права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Для принципов международного права характерно:

Универсальность;

Необходимость признания всем мировым сообществом;

Наличие принципов-идеалов;

Взаимосвязанность;

Авангардность;

Иерархичность.

Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

Неприменение силы или угрозы силой;

Мирное разрешение споров;

Невмешательство;

Сотрудничество;

Равноправие и самоопределение народов;

Суверенное равенство государств;

Добросовестное выполнение обязательств по межд праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соотв с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Юридическая природа основных принципов международного права

Основные принципы международного права являются общепризнанными нормами высшего порядка, которые образуют фундамент международного права и призванные обеспечить стабильное и эффективное функционирование международной системы.

Основными они именуются потому, что являются принципами общего международного права и распространяются на всех субъектов международного права, в отличие от отраслевых международно-правовых принципов.Общепризнанно, что основные принципы международного права - это императивные нормы (Jus cogens), т.е. отклонение от них ни индивидуально, ни по соглашению субъектов международного права недопустимо. Именно это обеспечивает их универсальный характер, а в конце концов и стабильность и эффективность функционирования международной системы.Это означает, что любое нарушение основных принципов международного права любым субъектом международного права приводит к причинению серьезного ущерба законным интересам других субъектов.Вследствие того, что современное международное право - относительно молодая система права, ее основные принципы € критерием правомерного поведения в тех сферах международных отношений, которые еще не урегулированы конкретными международно-правовыми нормами.Отсюда следует, что соблюдение основных принципов международного права совершенно обязательно для всех его субъектов.

Основные принципы международного права закреплены в:

1. Уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).В ст.2 зафиксировано семь основных принципов.

2. Толкование основных принципов дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1970

3. В Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном руководителями 33 европейских и двух североамериканских государств 1 августа 1975, является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Эта Декларация содержит уже десять принципов международного права, а не семь, как в ст.2 Устава ООН. Однако и этот перечень основных принципов международного права не является исчерпывающим.Сегодня международное сообщество крайне нуждается в принятии принципа экологической безопасности, но из-за различных, в основном субъективные причины этот принцип, к сожалению, пока не получил юридического закрепления.

Следует отметить, что в Декларации 1970 г. подчеркивается необходимость при толковании и применении основных принципов международного права учитывать их взаимосвязанный характер, а также необходимость рассматривать их в контексте всех других принципов.Итак, недопустимо вырывать из общего контекста любой из основных принципов международного права и сводить его в абсолют в ущерб другим принципам.

Понятие основных принципов

Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.

В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом.

Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (jus cogens - императивное право). Как известно, большинство норм международного права являются диспозитивными. Это значит, что по взаимному соглашению два государства и более могут по соглашению отклоняться от них в своих взаимоотношениях, например установить друг для друга более свободный режим прохода через свои территориальные воды. Отклонение от императивных норм недопустимо даже по соглашению отдельных государств в их взаимоотношениях, поскольку такие нормы порождают обязательства в отношении международного сообщества в целом. Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Императивные нормы обеспечиваются особым путем. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими (erga omnes - между всеми). В решении Международного Суда ООН по делу о компании "Барселона Тракшн" указывалось на необходимость проводить различие "между обязательствами государств в отношении международного сообщества как целого и теми, что возникают в отношении другого государства... По своей природе первые затрагивают все государства. Учитывая важность затрагиваемых прав, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите, они являются обязательствами erga omnes".

Принятый Комиссией международного права ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности отнес к категории императивных норм принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Немалое число юристов считают, что не все основные принципы являются императивными нормами. В доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например, принцип уважения прав человека - принципу невмешательства, принцип самоопределения - принципу территориальной целостности. Действительно, принцип самоопределения не обладает императивным характером. Что же касается указанных противоречий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, что содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе. Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого аспекта: "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - "принципы Устава ООН". Их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Значение принципов в мировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней говорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер. "...Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми".

Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.

Перечень принципов был также дополнен еще двумя - территориальной целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Они стали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не раз подчеркивалось Международным Судом ООН.

Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся. Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общего характера их содержания. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешения споров его дополняет. Более того, от соблюдения принципа неприменения силы зависит эффективность и всех иных принципов.

Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов - характерная черта современного международного сообщества и его права.

Существенным моментом в развитии комплекса основных принципов является углубление их демократизма. Демократические идеи постепенно пронизывают всю организацию сообщества и систему его права. Процесс достиг такого уровня, что сегодня можно говорить о принципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальных принципов, а главное - имеющем первостепенное значение для обеспечения нормальной жизни международного сообщества. Велико его влияние и на государственно-правовые системы. Современный мировой порядок мыслим лишь как демократический. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции "Содействие утверждению демократического и справедливого международного порядка". Коснемся отдельных принципов.

Функции основных принципов международного права

Функции принципов международного права:

1) стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права, посредством создания нормативных рамок. Заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок

2) развивающая - закрепление нового появившегося в практике международных отношений. Суть состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по форме закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

б) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

в) по степени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

г) по объекту сотрудничества выделяются:

Принципы, обеспечивающие мир и безопасность;

Принципы сотрудничества;

Принципы защиты прав человека, наций и народов.

Понятие и отличительные черты основных принципов международного права охарактеризованы в главе "Нормы международного права ".

Изложение содержания каждого из принципов базируется на положениях Устава Организации Объединенных Наций и дано в настоящей главе согласно их официальной конкретизации, которая осуществлена в Декларации о , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (разд. "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях").

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.:

"Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равенство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН : "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства "являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера".

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права . Специфической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств "принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров ...".

"Равносуверенность" государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права (в литературе встречается словосочетание "согласованный суверенитет"). В функции международного права входит нормативное обеспечение такой координации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Невмешательство во внутренние дела

Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в указанных международно-правовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила антиколониальную направленность принципа и в то же время юридически закрепила право всех народов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Международные пакты о правах человека 1966 г. зафиксировали право на самоопределение в договорной форме, обязательной для государств-участников. Декларация о принципах международного права 1970 г. как кодифицирующий акт конкретизировала его содержание и определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом.

Согласно формулировке этого принципа в Заключительном акте СБСЕ как равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, "все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".

Особую актуальность в современных условиях приобретает и другая сторона принципа, обеспечивающая ограждение суверенных государств от сепаратистских движений, произвольных действий, ориентированных на раскол суверенного государства. Ничто в рассматриваемом принципе, сказано в Декларации 1970 г., не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Таким образом, данный принцип должен применяться с учетом другого основного принципа международного права — территориальной целостности государств.

Неприменение силы или угрозы силой

Становление данного принципа связано с такими международно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.) и Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам (1907 г.).

Определенные правовые ограничения применения силы содержались в Статуте Лиги Наций. В частности, ст. 12 обязывала государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства.

Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел Парижский договор (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г. Согласно его ст. 1 "Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно, заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики". Статья 2 предусматривала решение споров или конфликтов мирными средствами. Данный подход, по сути дела, закреплял принцип запрещения агрессивной войны, который был конкретизирован и развит в последующем в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов и их приговорах .

Государства Европы всегда придавали особое значение нерушимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что "мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы". Стороны заявили, что "не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем". Они будут "неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах".

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение неприкосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: "Стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем".

Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Территориальная целостность государств

В соответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства : уважать территориальную целостность каждого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН , против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

Приведенные положения содержания принципа территориальной целостности свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами международного права , особенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства , представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории. Принцип равноправия и самоопределения народов обязывает государства.воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Уважение прав человека и основных свобод

Становление обязательства государств уважать права человека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые непосредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех..." (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55, ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...". И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обязательств государств в сфере прав и свобод человека на региональном уровне (американская, европейская, позднее африканская конвенции, а в настоящее время и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности , и являются существенными для ее свободного и полного развития". В развитие этой формулы государства в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствующих положений национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации : "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира, справедливости и благополучия в межгосударственных дружественных отношениях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

В числе новейших документов, применяющих рассматриваемый принцип к ситуации, сложившейся после прекращения существования СССР, являются Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.) и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарактеризовать как юридическую базу становления и совершенствования международного гуманитарного права как отрасли международного права в ее современном понимании (см. гл. 13). Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на национальное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в действие международные средства защиты прав человека от массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого, наряду с национальным, международным правовым механизмом.

Сотрудничество государств

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава. В числе функций Генеральной Ассамблеи — организация исследований и разработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.

Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: "Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...". Декларация обозначает основные направления сотрудничества, ориентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с Организацией Объединенных Наций.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотрудничества получил применительно к общеевропейским делам в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., согласно которому государства-участники "будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН". При этом особо подчеркивается стремление на его основе содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества.

Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основных принципов международного права , зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров — pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться").

В современный период из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам , вытекающим из договоров и других ", а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, "чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что "принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание". В ст. 26 установлено: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".

Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка , согласованного с правопорядком всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императивной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы всего международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus cogens. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, связывая императивные нормы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегральной частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принципы международного права – наиболее общие фундаментальные основополагающие нормы международного права, которые являются одним из его главных источников.

Особенности принципов международного права

  • Это наиболее важные нормы международного права , являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы;
  • Принципы международного права являются наиболее общими нормами;
  • Принципы являются общепризнанными нормами , обязательными для всех государств и иных субъектов международного права;
  • Принципы международного права имеют комплексный характер .

Функции принципов международного права

  • Стабилизирующая функция – определяет основы взаимодействия субъектов МП;
  • Развивающая функция – способствует дальнейшему развитию международных отношений.

Система принципов МП

Система принципов МП составляют следующие принципы:

  • Принцип неприменения силы;
  • Принцип мирного разрешения споров;
  • Принцип уважения прав человека;
  • Принцип суверенного равенства;
  • Принцип невмешательства;
  • Принцип территориальной целостности;
  • Принцип нерушимости границ;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип мирного сосуществования
    и др.

Принцип неприменения силы или угрозы силы – принцип, согласно которому государства должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Применение силы или угроза силой является нарушением международного права , они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров. Международные споры должны быть урегулированы только мирными методами.

При обстоятельствах, когда одно государство применяет силу в отношении второго, второе сохраняет свое право на индивидуальную или коллективную оборону.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств

Ни одно государство или группа государств не имеет право прямо или косвенно во внутренние дела другого государства . Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Также ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать или поощрять вмешательство другого государства в дела третьего государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Точно также, как в правовом государстве установлено право физических лиц на свободу слова, собраний, выбора места жительства, так и в международном праве народы имеют право на равноправие и самоопределение. Разница лишь в субъектном составе носителей права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.

Также каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных мер, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Принцип суверенного равенства государств – означает, что все государства являются равноправными субъектами международных отношений, пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности независимо от экономического, социального, политического и иного характера

Принцип суверенного равенства государств заключается в следующем:

  • Государства юридически равны;
  • Каждое государство пользуются правами, присущими его суверенитету;
  • Каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенна;
  • Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Международное право и созданный на его основе международный правопорядок действует в режиме добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что все субъекты международных отношений выполняют принятые на себя обязательства только добросовестным образом.

Приоритет обязательств по уставу ООН над другими международными обязательствами – общепризнанное правило. Если обязательства государства члена ООН по уставу ООН окажутся в противоречии с обязательством по какому-либо договору, преимущество имеют их обязательства по Уставу.

Тема 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Пилипенко, А. А. Финансовое право: Учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2007.

Круглов, В. А. Финансовое право: Учеб. пособие // Орлова, Е. И. – Минск: Вышэйш. школа, 2005.

Бойко, Т. С. Финансовое право: Учеб. пособие // Лещенко, С. К. – Минск: Книжный Дом, 2006.

8. Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие. – Минск: Молодежное науч. о-во, 2005.

1. Понятие, система, основные принципы международного права.

2. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права.

3. Источники международного права. Право международных договоров.

4. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

5. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы.

Международное право(лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law) - чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регули­рующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений, в сфере межгосударственного сотрудни­чества и определяющих их взаимные права и обя­занности.

В античности не существовало международного права как единой системы регулирования межгосударственных отно­шений. Однако уже в Древней Греции и в Древнем Риме были выработаны правила, обеспечивающие упорядочение международных связей, например, всеобщая обязанность соблюдать мир во время панэллинских торжеств, межгосударственные договоры, неприкосновенность послов и другие, имевшие, как правило, религиозный характер.

В XVI в. испанский юрист В. де Виктория ввел в оборот термин «право между народами» (лат. jus inter gentes), происходящий от понятия римского права«право людей» (лат. jus gentium).

В современном взаимозависимом мире интеграционные процессы, контакты между людьми и государствами стали объективной необходимостью. Наличие таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, международный экономический кризис, экологические, энергетические проблемы, борьба с организованной преступностью требуют все более согласованных и активных действий мирового сообщества, четкой правовой регламентации международных отношений. Соответственно, возрастает роль и значение международного права, возникают новые сферы международного регулирования, возрастает его влияние на национальное право государств - субъектов международных отношений.


Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Исходные компоненты международного права – международно-правовые нормы. Эти нормы группируются в определенные относительно обособленные комплексы, которые обычно называют отраслями и институтами международного права. В основе выделения отраслей и институтов международного права лежит объект регулирования (например, международное морское право, право международных организаций). Наряду с этим есть отрасли и институты, общие для всего международного права. На этой основе построена система международного права.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значе­ние для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъект­ности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой от­ветственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

В числе основных отраслей международного права:

· право международных договоров,

· право внешних сношений,

· право международных организаций,

· международное гуманитарное право,

· международное уголовное право,

· право вооруженных конфликтов,

· международное морское, воздушное, космическое право,

· международное экономическое право и т. д.

Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых пред­ставляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права:

1. Суверенное равенство государств

2. Невмешательство во внутренние дела

3. Равноправие и самоопределение народов

4. Неприменение силы или угрозы силой

5. Мирное урегулирование споров

6. Нерушимость границ

7. Территориальная целостность государств

8. Уважение прав человека и основных свобод

9. Сотрудничество государств

2. Добросовестное выполнение международных обязательств

1. Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств вытекает из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. все го­сударства «являются равноправными членами международного сообщест­ва независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

2. Невмешательство во внутренние дела

Ни одно государство или группа государств не имеют права вмеши­ваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе, таким образом, преимуществ любого рода. Запрещается организация или поощрение под­рывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасно­сти, грубо попирают общепризнанные международные нормы.

3. Равноправие и самоопределение народов

Устав ООН говорит о цели развития дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила и юридически закрепила право всех наро­дов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять эко­номическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Декларация о принципах международного права 1970 г. определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любо­го другого политического статуса, свободно избранного народом.

4. Неприменение силы или угрозы силой

Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы си­лой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Допускается правомерное обращение к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение, во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

5. Мирное урегулирование споров

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремить­ся к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем пере­говоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разре­шения споров.

6. Нерушимость границ

Государства рассматривают все границы друг друга и границы всех государств как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в бу­дущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требова­ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

7.Территориальная целостность государств

На государства возлагаются следующие обязательства:

· уважать тер­риториальную целостность каждого из государств;

· воздерживаться от лю­бых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН про­тив территориальной целостности, политической независимости или един­ства любого государства-участника;

· воздерживаться от превращения тер­ритории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобрете­ния с помощью применения силы или угрозы силой.

8. Уважение прав человека и основных свобод

Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уваже­ния, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения. Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов - об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. гласит: государства-участники «бу­дут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, по­литических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

9. Сотрудничество государств

Одной из целей ООН является осуществление международного со­трудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уваже­ния к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркива­ет, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...».

10. Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основ­ных принципов международного права, зародился и долгое время действо­вал как принцип соблюдения международных договоров.

В преамбуле Устава OOН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников между­народного права».

Смысл данного принципа заключается в обязанности государств и других субъектов международного права соблюдать и вы­полнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, выте­кающие из общепризнанных принципов и норм международного права.

Основные принципы современного международного права можно определить как его общепризнанные нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы и, следовательно, для решения международных проблем. Такое определение нашло подтверждение в решении Международного Суда 1974 года по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн, в котором указывается, что слова принципы и нормы выражают одну и ту же идею, а именно, что термин «принципы» означает правовые принципы, т.е. «он включает нормы международного права», и что «употребление термина «принципы» оправданно, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах».

Эпитет «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных отраслей международного права, где также имеются свои принципы.

Императивный принцип международного права определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как «императивная норма общего международного права», «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53).

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

Однако обращение к универсальным международным договорам не дает возможности обнаружить в них перечень тех или иных принципов международного права. В доктрине по этому вопросу нет единого мнения. Можно утверждать, пожалуй, лишь следующее: основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются нормами jus cogins.

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы, таким образом, являются фундаментом международного правопорядка.

Основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда европейских государств в 60-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация содержит семь принципов:

  • 1) принцип неприменения силы или угрозы силой;
  • 2)принцип мирного разрешения международных споров;
  • 3)принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  • 4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
  • 5) принцип равноправия и самоопределения народов;
  • 6) принцип суверенного равенства государств;
  • 7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.

Это не значит, конечно, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.

В Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 года добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и его основных свобод.

Возрастание роли международных отношений в обществе и появление новых жизненно важных, глобальных проблем ведут к увеличению числа основных принципов международного права. Например, с повышением международного значения проблемы охраны окружающей среды в международном праве возник и развивается важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Итак, основные принципы международного права - это общепризнанные нормы, без которых не может существовать межгосударственных отношений. Принцип права -- это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным.

  • 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  • 1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем

Вопрос о мирном сосуществовании государств с различным экономическим, социальным и политическим строем стал во весь рост после Октябрьской революции и образования советского государства.

Этот принцип включает обязательство государств признавать существующие в различных государствах социальные, экономические и политические системы, т.е. признавать плюрализм в межгосударственных отношениях, не пытаться навязать другому государству свою политическую систему с помощью силы, экономического давления и т.п.

2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности

Принцип неприменения силы или угрозы силой.

Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст.2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

Авторитетное толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств, 1970 года, определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

  • 1) любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;
  • 2)применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;
  • 3) репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая «мирная блокада», т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;
  • 4)организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;
  • 5)организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;
  • 6)военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;
  • 7)приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;
  • 8)насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

Естественно, что принцип неприменения силы не распространяется на события, происходящие внутри государства, поскольку международное право не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это подтверждено в Декларации 1987 года.

Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.

Принцип мирного разрешения международных споров.

С принципом неприменения силы самым тесным образом связан принцип мирного разрешения споров. Согласно ему, государства должны разрешать споры между собой только мирными средствами.

После войны он был подтвержден в Уставе ООН (п. 3 ст. 2) и впоследствии вновь и вновь фиксировался в различных международно-правовых актах.

Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность государств решать все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Всякий спор между государствами независимо от того, глобальный он или региональный, затрагивает он жизненные интересы государства или второстепенные, угрожает международному миру и безопасности или не угрожает, подлежит только мирному разрешению.

В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова «только» в формулировку принципа. При этом они утверждают, что Устав не столько закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами, сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась угроза миру и безопасности государств.

В то же время Устав ООН оставляет за государствами свободу выбора мирных средств в решении конкретного спора.

Принцип территориальной целостности государств.

Утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание, как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение защита территории государства от любых посягательств.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесении ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, то есть опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 года, где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: «Территориальная целостность и территориальная неприкосновенность».

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников».

Принцип нерушимости государственных границ.

Он определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli -- поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве принципа нерушимости государственных границ.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой. Этим же определяются и обязанности государств -- неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении безопасности границ.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств -- участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи, с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения его границы.

3. Общие принципы международного сотрудничества

Принцип суверенного равенства государств.

Он включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  • а) государства юридически равны;
  • б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • е) каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства и фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции.

Принцип невмешательства во внутренние дела.

Он тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним.

Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года. Согласно Уставу ООН, запрещается вмешательство «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства«.

Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного нрава решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Из этого общего правила есть одно исключение, касающееся применения принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Отсюда следует сделать вывод, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не относится к чисто территориальным проблемам.

Понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.

Согласно Декларации 1970 года, принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

  • а) запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;
  • б) запрещение использования экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;
  • в) запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;
  • г) запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;
  • д) запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;
  • е) право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств}