Помпея город в италии. Самые примечательные уголки помпей. Термальные ванны Помпей

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

Амфитеатр Помпеи и Большая Палестра по- соседству

Амфитеатр Помпеи расположен к югу от улицы Аббонданза Виа Делл (Abbondanza Via Dell) в восточной части Помпеи недалеко от входа в город, Ворот Сарно . Этот античный стадион имел размеры 104 метров в ширину на 135 метров в длину. Амфитеатр Помпеи был завершен около 80 г. до н. и является самым древним постоянным каменным амфитеатром в Италии. Строительство этого важного городского здания было поручено двум городским магистрам М. Порцию и С. Квинту Валгусу. Место под новое грандиозное строительство было выбрано с умом. Эта часть города была пустырем, а значит не надо было сносить жилые кварталы и очищать площадку под амфитеатр. Арена располагалась на 6 метров (20 футов) ниже уровня земли и места для зрителей могли вместить в себя 20,000 зрителей. После землетрясения в 62 г. Помпейский амфитеатр пришлось ремонтировать, используя деньги Гая Куспия Пансе и его сына. Их статуи некогда стояли здесь.

Амфитеатр Помпеи имел огромные лестницы для входа граждан таким образом, что люди входили через двери в верхней части зрительного зала. Два входа в амфитеатр с уровня земли вели прямо с улицы города Помпеи. Через них гладиаторы выходили на арену прямо с улицы. Также существовала одна узкая дверь в середине овальной арены. По ней видимо вывозили трупы погибших гладиаторов или казненных преступников. У арены в отличие от других поздних амфитеатров Рима не было подземных помещений.

Внешние стены Амфитеатра Помпеи были покрыты плакатами, восхваляющими гладиаторов и записывающими исход боев. Так Фракийский гладиатор Селадус описывался как «герой» и «любимец девочек». Район вокруг амфитеатра превратился в область таверн и закусочных для зрителей. Знаки, нарисованные на стенах арены, обозначающие арендованные места, указывают, что временные кабинки были установлены за пределами стен арены. В них продавались сувениры, еда и напитки.

Места для зрителей (cavea) делились на три уровня. Первый уровень (ima cavea) находился ближе всего к арене. Эти первые 5 рядов предназначался для самых знатных зрителей. Сюда попадали по тоннелю с нижнего этажа. Второй уровень рядов (media cavea) состоял из 12 рядов. Они тоже шли по коридорам с низкого уровня, но после лестницы они делились и шли на нужные уровни амфитеатра. А последние ряды (summa cavea) занимали последние 18 рядов. Эта часть амфитеатра имела собственную отдельную лестницу и со времени правления императора Августа эти ряды предназначались для женщин. Хотя конечно звучит это довольно нечестно по меркам нашего времени. Но народ в Помпеях был горячий и вряд ли женщины протестовали отделение от особо буйных уровней амфитеатра. А драки и даже восстания на почве кровавого спорта были не редкостью. Хотя самое известное восстание произошло в 59 году нашей эры. Тогда жители Помпеи конечно отличились.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Масада Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Примерно в это время (59 год н.э.) произошла серьезная драка между жителями двух римских поселений, Нукерии и Помпей. Он возник в связи с инцидентом в пустяковых гладиаторских боях.... В ходе обмена насмешек между этих беспорядочных городов привело к бросанию камней, а затем мечи пошли в ход. Жители Помпеи, где бои были проведены, победили в драке. Много раненых и изуродованных нукерийцев были доставлены в столицу. Много утрат также понесли родители и дети. Император поручил Сенату расследовать дело. Сенат совершил расследование. В конце концов Сенат отстранил Помпеи от проведения любого подобного сбора в течение десяти лет (до 69 года). Незаконные шоу в городе были прекращены, а спонсоры боев, а зачинщики беспорядков были высланы из города.
Тацит, Анналы (XIV.17)

Однако мораторий был прекращен всего лишь через 3 года. Все таки амфитеатр и гладиаторские бои было делом прибыльным.

Интересный факт: кстати существует мнение, что палец вверх означало помилование, а палец вниз означало смерть для гладиатора. На самом деле все было наоборот. Палец вниз означает меч в песок, а палец вверх означало меч в горло проигравшего.

Современное использование

Помимо исторического ориентира и объекта археологического изучения, амфитеатр в Помпеи был использован для концертов и других общественных мероприятий в наше время. В октябре 1971 года в течение 4-дневного периода Пинк Флойд снял концертный фильм в амфитеатре под названием Пинк Флойд: вживую в Помпеи (Pink Floyd: Live at Pompeii). Дэвид Гилмор, гитарист Пинк Флойд, исполнил два концерта в амфитеатре в июле 2016 года в рамках своего тура Rattle That Lock. Это было его первое выступление в амфитеатре с момента записи "Вживую в Помпеи" в 1971 году. Концерты Гилмор (Gilmour) в 2016 году стали первым публичным выступлением в амфитеатре с 79 года до н.э..


Типы гладиаторов

На арене древних амфитеатров боролось несколько типов гладиаторов. Внизу мы приводим примеры некоторых типов гладиаторов.

Бестиарии Первоначально эти бойцы были преступниками, а не профессиональными гладиаторами. Они были вооружены копьем или ножом для борьбы со зверями. Большинство погибали и тем самом искупали свою вину. По сути это было театрализованная публичная казнь. В более поздние периоды бестиарии стали хорошо обученными бойцами, специализирующихся на борьбе против различных видов экзотических, импортируемых животных со всех концов Римской Империи и за ее пределами.
Димахер Димахер (Dimachaeri) были вооружены двумя короткими мечами, по одному в каждой руке.
Эквиты Эквиты были всадниками с копьем и мечом (гладиус) и были одеты в полную тунику, с маникой (доспех защищавший руки) для защиты. Как правило, они бились с другими всадниками.
Есседарии Есседарии (Essedarii) были гладиаторами на кельтских колесницах, которых, вероятно, впервые привезли в Рим из Британии войска Цезаря.
Гопломахи Гопломахи (Hoplomachi) основывали свое оружие и доспехи на базе греческих гоплитов. Они носили шлем со стилизованным грифона на гребне шлема. Они несли копье в стиле греческого гоплита с небольшим круглым щитом и часто бились в паре с Мирмилонами (Murmillone) или фракийцами.
Лакерии Лакерии (Laquerii) были вооружены веревкой и петлей.
Мирмилон Мирмилоны (Murmillone) использовал короткий римский меч (гладиус- gladius) и продолговатый галльский щит. Они носили шлем со стилизованной рыбой на гребне шлема (mormylos на Латыне означает морская рыба), а также щиток на руки (Маника). Они часто бились в паре с Гопломахами, фракийцами или Ретиариями.
Ретиарии Ретиарии (Retiarii)- гладиаторы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. На одной руке их защищал Маника- доспех на локте гладиатора и части груди. Иногда маника защищала и часть лица и шею. Они боролись с Секуторами и Мирмилонами.
Самниты Самниты- ранний тип хорошо вооруженного воина. Однако к началу имперского периода они исчезли из состязаний. Они носили прямоугольный щит, шлем и короткий меч. Их доспехи были похожи на доспехи и оружие самнитов, древнего итальянского народа с которыми римляне вели кровопролитные войны.
Секуторий Секуторий (Secutores) имел аналогичное оружие и доспехи как у мирмиллона - щит, шлем и гладиуса. Они были противниками Ретиариев.
Фракийцы Фракийцы были снаряжены широкой каймой шлема, который покрывал всю голову. Также в руках они носили маленький круглый или квадратный щит и два наколенники на бедра. Их оружием был кривой фракийский меч, или Сика. Они обычно сражались мирмилионами или гопломахами.

Please enable JavaScript to view the

Амфитеатр в Помпеях – самый древний среди подобных сооружений. Построенный еще до нашей эры (80-70 годы), он на долгие столетия исчез с лица земли. в I веке поглотило город вместе с ареной гладиаторских боев. Сложно предположить, сохранился бы помпейский амфитеатр до наших дней, не случись в Италии трагического природного явления 2 тысячи лет тому назад?..

В настоящее время это мощное сооружение является одной из Археологического парка Помпеи. Его обнаружили в 1748 году, полностью раскопали в 1810-ые. В отличие от других археологических находок, амфитеатр Помпеев сохранился в целостности, с плотным кольцом трибун и внутренних помещений.

Особенности архитектуры

Этот амфитеатр отличается от других древнеримских стадионов своей конструкцией. В то время как более поздние арены для гладиаторских сражений окружали высокими трибунами, в Помпеях применили иной подход. Трибуны и здесь высокие, но за счет того, что арену спустили ниже, выкопав в земле овальную чашу.

В итоге получился приземистый снаружи, но рассчитанный на многочисленную публику сейсмически устойчивый объект. Размеры его основания — 135 м длины и 105 м ширины. Кольцо трибун вмещало почти 20 тыс. зрителей. Оцените мощь этого каменного оплота:

Каскад арок образует выход на арену. Овал амфитеатра располагает двумя выходами, расположенными друг против друга. Они предназначались для гладиаторов и вывода животных.

История рассказывает, как на подобных аренах проводились битвы гладиаторов и бестиарии. Последнее означает травлю диких зверей. Вероятно, звери жили в клетках во внутренних помещениях, расположенных непосредственно под нижними трибунами. Посмотрите на фото: с обеих сторон за решетками начинаются внутренние пещерообразные ходы.

Под верхними трибунами также была создана кольцевая галерея с многочисленными нишами. Эти помещения отводились гладиаторам.

Интересно, что многие арки в раскопках Помпеев ниже среднего уровня роста современного мужчины. Но по галерее гладиаторов можно идти, не сгибаясь. Значит, воины были крупнее, чем большинство населения античного периода.

Места на трибунах строго распределялись по категориям, и это заметно в архитектуре амфитеатра.

Первые пять рядов предназначались знатным горожанам и почетным гостям. Чтобы зрители были в безопасности, первые скамьи отделялись от арены плотной стеной высотою в 2 метра.

Второй ярус представлен двенадцатью рядами, места на которых были платными. За ними шли 18 бесплатных рядов. Император Октавиан Август позаботился также о впечатлениях женщин от кровавых зрелищ, издав специальный указ. Женщины могли наблюдать схватки только из маленьких лож, оборудованных на верхних рядах.

Где находится амфитеатр в структуре раскопок Помпеев

Амфитеатр — Колизей в Помпеях — располагается в юго-восточной части . Это с противоположной стороны от главного входа на раскопки. Рядом находится Большая Палестра – квадратный двор, окруженный портиками с колоннами. Палестра предназначалась для тренировок гладиаторов, которые оставили на стенах ограждения многочисленные свидетельства о себе. Здесь можно увидеть выцарапанные фразы, подобие граффити. Сейчас в Большой Палестре открыт музей археологических находок.

Можно всей территории именно с амфитеатра. Для этого следует пройти вдоль всей южной стороны археологических раскопок к воротам Porta Nocera.

Амфитеатр на карте

После 24 августа 79 года н.э. при извержении вулкана Везувий Помпеи превратились в мертвый город, погребенный под восьмиметровым слоем вулканического пепла и мелкой пемзы.

Помпеи – самый сохранившийся античный город из-за внезапной и быстрой смерти.

Император решил не восстанавливать это богом проклятое место и город был предан забвению. Только при короле Карле I Бурбоне в 1742 году начали откапывать Помпеи с целью кладоискательства. Археологические раскопки Помпей относятся к началу 19 века.

Сегодня, спустя 2000 лет, сюда приходят туристы, чтобы посмотреть, как жили люди древности. Увидеть Помпеи – значит ощутить силу природы и судьбы с безопасного расстояния!

Сохранился скелет города: улицы, дома, мостовые. Три термы, Базилика и парк – это греческий период жизни города Помпеи. Здание Минервы (I век н.э.) относят к периоду, когда Помпеи стали римской колонией.

Форум – центр жизни Помпеи. Отсюда открывается вид на Везувий…

Верхняя часть города была пешеходной зоной и была предназначена для богатых жителей Помпеи.

Помпей был морским и торговым городом.

В Нижней части города по мостовым неслись и сточные воды, и мусор, а чтобы жители могли переходить с одной стороны улицы на другую – устанавливались большие высокие камни (прототип современной «зебры»). От железных колес многочисленных повозок, которые были в Помпее одного размера, осталась в каменной мостовой колея.

Помпиняне имели 34 фонтана с питьевой водой.

Крытый театр назывался Одеон. В городе было два театра: малый и большой.

Малый театр был рассчитан на тысячу посадочных мест. Первые ряды предназначались знати. В большом театре, вмещавшем 5 тысяч зрителей, ставили драмы и комедии, а актеры были только мужчины. Современники отреставрировали большой театр! Зачем?

Амфитеатр Помпей был старше даже Римского Колизея . Он вмещал 20 тысяч зрителей, чтобы все жители города могли присутствовать на гладиаторских боях.

Туристам показывают сохранившийся большой публичный дом «Лупонарий» , который называли «скопище волчиц». Древние фрески предназначались для того, чтобы посетители, не знающие язык, могли показать какую «услугу» они хотят.

Помпеи – это музей под открытым небом . Здесь находятся комнаты с большим количеством амфор, сосудов, статуй. Помпеи богаты фресками, выполняющими функции политических манифестов.

Национальный археологический музей Неаполя хранит наиболее ценные находки разрушенных античных городов (подлинники): статую Изиды – богини плодородия, «группу танцовщиц» из Геркуланума.

Путешествие в древний мир Помпеи повышает адреналин от далекого отзвука внезапности стихии. Оно заставляет ощутить неумолимое желание жить и почувствовать гармонию в душе и окружающем мире!

Посетители и время разрушают то, что вулкан не в силах был разрушить!

В настоящее время раскопана только часть города, а остальное решено оставить следующим поколениям.

Город Геркуланум стал еще одним объектом разбушевавшегося 1277 метрового Везувия! Геркуланум был залит слоем грязи и вулканической лавы на 25 метров. Строения пришлось высекать из каменной застывшей лавы! Геркуланум (до извержения Везувия) был любимым местом отдыха аристократии.

Государственный Русский музей Санкт-Петербурга хранит картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» , написанную русским живописцем в 1830-1833 годах.

Это трагическое полотно передает скорбь и чувство ужаса на лицах людей в последние минуты перед тем, как город был заживо погребен.

Новый город Помпеи запоминается туристам Кафедральным собором. Это храм Мадонна-дель-Розарио. В престольный праздник женщины босиком с розой в руке идут на мессу в кафедральный собор отмаливать свои грехи и просить хорошего будущего для своих детей.

Недалеко от Неаполя находится Район «Флегрейских полей» или «Огненная земля».

Эта земля хранит 20 кратеров потухших вулканов. Часто меняющаяся амплитуда звукового колебания земли в районе «Флегрейских полей» приводит к изменению рельефа береговой линии. Мрачное озеро Лаго де Верно – кратер потухшего вулкана. Эти места Данте в «Божественной комедии» описывает как вход в ад.

«Флегрейские поля» — это самобытные городки: Байя, Кумы, Поццуоли.

Во второй половине 19 века были построены виллы и 4 фуникулера на холме, а после Второй Мировой Войны стали строить на гребне потухшего кратера.

Байя – современная часть города с археологическим парком. Его античная часть находится на 10 метров под водой. Байя – родина древнего Нейрона. Туристам на экскурсионных судах Cymba со стеклянным дном предлагают полюбоваться подводными руинами античных городов.

Кумы – городок, знаменитый акрополем и руинами храмов в археологическом парке, а также пещерой Сивиллы.

Поццуоли – хранитель римских построек, амфитеатра Флавия и храма Сераписа.

Сольфатара – вулканический кратер, выпускающий шлейфы сернистого газа. Он находится около города Поццуоли.

Все скалы в окрестностях Неаполя имеют красно-оранжевый цвет (цвет серы).

Курорт Марина ди Варкатуро (20 км от Неаполя) – лучшее место для молодежного и семейного отдыха, так как рядом находится аквапарк «Magic Word».


А гора, принесшая столько бед и страданий, нахлобучила голубую шапку - мирно дремлет Везувий.

Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор).

Почему город называется ПОМПЕИ (лат. Pompeii, итал. и неап. Pompei)? По одной из версий, название произошло от греческого "pompe" (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно ("с помпой") прошествовал по городу.

История существования города Помпеи известна слабо. Известно, что разрастание Помпей началось в IV веке до н.э. Город развивался по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружались из известняка. С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 году н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий.

Известно, что в 62 году Помпеи серьезно пострадали от землетрясения, большая часть зданий была отремонтирована, однако многие остались поврежденными в течение еще 17 лет - вплоть до извержения Везувия.


Извержение Везувия привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл (этот и следующий снимок - из Интернета).


К.Брюллов. Последний день Помпеи

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 г. Из 20.000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших было невозможно определить.

Главная особенность Помпей - прекрасно сохранившиеся под многометровым слоем пепла улицы, площади, жилые и общественные здания, элитные районы и трущобы города.


Еще до входа в главные ворота, ведущие в Помпеи (всего было семь ворот) - разрушенные и уцелевшие здания


Путь от касс до городской стены


Городская стена


Главный вход в Помпеи - Морские ворота. Одна арка предназначалась для вьючных животных,


...вторая - для пешеходов


Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство.
Помпейский форум (Foro di Pompei) - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Он представлял собой большую прямоугольную площадь размером 38 на 157 м., окружённую в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенную травертином.

БАЗИЛИКА (Basilica)


Базиликой в Древнем Риме называлось здание для заседаний судебных органов. Здесь состоялись важнейшие мероприятия.


Базилика Помпей сравнительно неплохо сохранилась - портик с колоннами и остатки 28 коринфских колонн большого центрального зала.


Базилика была построена в 120—78 годах до н. э. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Муниципалитет


Муниципалитет - комплекс из трех зданий в южной части Форума, служил местом заседания должностных лиц и муниципального совета.


Когда-то эти здания были украшены статуями знатных граждан и императоров.

ХРАМ ЮПИТЕРА (Tempio di Giove, Гражданский форум)


Главный храм Помпей. Построен в 150 году до н. э. Известно, что до разрушения храм был украшен колоннадой, триумфальными арками, статуями Юпитера, Юноны и Минервы, а в подвале хранилась городская сокровищница.


Западная арка Храма

Рыночная площадь / Мацеллум


Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.
Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было

Здание Евмахии


Здание, вернее, комплекс, находится неподалеку от рыночной площади


Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями.

Гражданский форум


Так называемая "Арка Нерона". На самом же деле принадлежность этой Триумфальной арки точно установить не удалось. Предполагается, что ее посвятили Германику.
Сквозь арку видна продолжающаяся via del Foro, еще одна Триумфальная арка и традиционный Везувий.

ХРАМ АПОЛЛОНА


Наибольшее внимание посетителей привлекает храм Аполлона, древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее, сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.
Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера.


Перед лестницей — алтарь



"Аполлон-Стреловержец", мечет стрелы в Диану. Это - копия бронзовой статуи, оригинал - в Неаполе.


Копия статуи "Диана" (богини растительного и животного мира, женственности и плодородия)

ХРАМ ИСИДЫ


Храм конца II века до н. э., окружённый портиком, с коринфскими колоннами, стоит на высоком цоколе. Он был восстановлен после землетрясения 62 года

ТЕЛА из ГИПСА


В местах, где гибель застала жителей (и животных) Помпеи, остались пустоты, которые при заполнении гипсом дали возможность увидеть обитателей города воочию, восстановив даже выражение их лиц.


В ряде комнат разрушенных домов стоят прозрачные саркофаги с гипсовыми телами


Иные тела из гипса расположены так и там, где были обнаружены их обладатели


Возле центрального входа - помещение с различными археологическими находками. В центре - знаменитый мальчик

ИСКУССТВО


Восхищает удивительно высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения


Амфитеатр
Театров в Помпеях было три - малый театр "Одеон", который был рассчитан на 1500 человек, Большой театр на 5.000 мест, и древнейший в мире амфитеатр, который мог вместить в себя около 20.000 человек.


Большой театр

Некоторые из зданий в районе театров

ДОМ ФАВНА (Casa del Fauno)


Дом Фавна - площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.


Перед домом - имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

Треугольный форум / Foro Triangolare


Треугольный Форум - площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн.
Был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI в. до н.э.), посвященный Геркулесу.

РЕМЕСЛА и БЫТ


В Помпеях обнаружено более 30 пекарен, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения.
Многие приспособления, в т.ч. жернова, изготовлены из вулканических пород. Это говорит о том, что помпейцы пользовались "результатами" предшествующих извержений вулкана.
Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти


В одном из домов была обнаружена эта печь, в связи с чем дом назвали "Дом печника" (Сasa del fumista / House of the stove-maker). Еще одно жилое здание названо "Дом хирурга" - в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. (Ряд других названий также были даны по конкретным признакам или символам: Дом трагического поэта, Дом Позолоченных Амуров, Дом Моралиста и др.)


Водопровод. "Сработанный ещё рабами Рима"?


В богатых домах широко использовался мрамор


Орнамент для сохранности - под стеклом. Справа - напольная мозаика.

УЛИЦЫ ПОМПЕИ


В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно


На этом просторе были замечены воробьи


Сохранились вывески с названием улиц и номеров домов


Камни на переднем плане - пешеходная "зебра": по ним переходили улицу, когда по мостовой стекали слякоть и навоз


Для воссоздания объектов современники используют металлические детали, конструкции. Надпись на двери - "Помпеи живы"


Ходили ли в те времена пары, взявшись за руки? В любом случае, тема секса была весьма злободневной в Помпеях.

ПРО ЭТО, или ЛУПАНАРИЙ


Публичный дом (был обнаружен в 1862 г.) назывался лупанарий, т.к. дам лёгкого поведения именовали лупами (с латыни - "волчицы"). Полагают, что эти заведения посещали моряки.
Здание относительно недавно (2006) повторно приведено в "смотрибельный" вид. Ученые подсчитали, что в городе существовало еще 25 комнат, где оказывались услуги сексуального характера, обычно они располагались над винными лавками.

Каменное ложе покрывалось матрацами


Изображение на мощеной улице. В древнем Риме фаллос - символ мужской силы; изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах. В Помпеях изображение фаллоса служили указателями, показывая путь в лупанарий


Раскопки в Помпеях продолжаются


Полицейский участок


Столик в кафе
Вокруг Помпей вырос целый городок - железнодорожная станция, гостиницы, административные здания, кафе, рынок сувениров, магазины - есть всё для туристов. Сюда приезжают из многих стран мира, чтобы увидеть и представить себе, какими творчески разнообразными были улицы и дома древнего итальянского города, который стал сегодня городом-памятником, городом-легендой.


В ближайшем соседстве с Везувием и с городом, ушедшим в небытие, но наглядно и в памяти живым, - множество поселений, публичных зданий, богатых вилл. Я спросила таксиста Эдуардо, возившего нас в Помпеи, не страшно ли жить в таком соседстве. "А, Русия, Москва! Мы привыкли", - ответил он, приняв нас за россиян (а мы не стали возражать). На обратном пути он уже знал, откуда мы - коллеги-таксисты надоумили, вычислив по теплоходу. "А вы не боитесь жить в Израиле? - там теракты каждый день, а вулкан просыпается раз в сотни лет. Ничего не надо бояться - жизнь одна", - философски заметил Эдуардо.


Спящий Везувий. До Неаполя - 25 км.
От кратера вулкана до Помпей 9,5 км., от подошвы вулкана - 4,5 км.
Вокруг вулкана располагается Национальный парк Везувия. Парк был основан в 1995 году и занимает площадь около 135 квадратных километров.


Здесь цветут маки


This entry was originally posted at