Полусинтетика обозначение. Маркировка моторного масла по SAE, API, ACEA. Европейская классификация ACEA

Каждый автовладелец, заботящийся о своем автомобиле, уделяет особое внимание качеству Ведь от его свойств и качества зависит не только надежная работа всех движущихся деталей двигателя, но и долговечность их службы. Кроме этого, некачественное или неправильно подобранное масло может стать причиной выхода из строя всей системы смазки.

Чтобы мотор вашей машины работал как часы, а его детали служили долго, нужно научиться разбираться в видах смазочных материалов, представленных сегодня на рынке.

Зачем нужно маркировать масла

Правильно подобрать смазку для двигателя или трансмиссии можно лишь зная, что означает маркировка масла. Набор непонятных на первый взгляд букв и цифр, нанесенных на емкость со смазкой, определяет ее изготовителя, состав, возможность использования в различных типах двигателей или трансмиссии, а также предельный температурный режим для эксплуатации. Кроме этого, маркировка масел позволяет определить их классификацию по группе качества и вязкостным свойствам.

Чтобы все это понять, для начала нужно разобраться с тем, что обозначают символы, содержащиеся на этикетке емкости со смазывающим материалом. Не забегая вперед, начнем с масел для двигателей.

Расшифровка маркировки моторных масел

Выбирая смазку, первым делом стоит поинтересоваться у продавца о ее предназначении, характеристиках и производителе, а после сравнить предоставленные сведения с данными, указанными на этикетке.

Обычно маркировка масел для двигателя содержит такую информацию:

  • производитель;
  • название масла;
  • основа смазки (органика, синтетика или полусинтетика);
  • качество и предназначение по классификации API;
  • вязкостные свойства по классификации SAE;
  • номер партии;
  • дата изготовления

Сегодня на рынке можно встретить продукты как мировых лидеров в производстве смазочных материалов, так и никому неизвестных полуподпольных импортных и отечественных фирм, изготавливающих моторное масло. Цена на бренд и «самопал», естественно, отличается, однако вряд ли стоит гнаться за дешевизной, если речь идет смазке для вашего личного автомобиля.

При выборе масла обычно не возникает вопросов с изготовителем и названием. Реклама и рекомендации специалистов здесь являются лучшим критерием.

Номер партии и дата изготовления масла указывают на пригодность использования смазки. Хотя смазочные материалы и не являются скоропортящимся продуктом, лучше воздержаться от применения просроченного товара.

Если с производителем, названием и датой изготовления смазки все более-менее понятно, то с другими качественными показателями, содержащимися на этикетке, стоит разобраться более детально. Правильная расшифровка маркировки моторных масел поможет не только понять, насколько смазка соответствует двигателю вашей машины, но и выбрать наиболее качественный продукт.

Основа масла

Абсолютно все смазочные материалы по составу принято градировать на три группы:

  • минеральные (органические);
  • полусинтетические;
  • синтетические

Минеральные масла изготавливаются из природного материала - нефти. Они не обладают сверхвысокими смазывающими характеристиками и резко меняют вязкость при смене температур. Такие смазки используются в основном для применения в старых отечественных автомобилях и тракторах. Маркировка масел, полученных из нефти, содержит надпись «Mineral».

Синтетические смазочные материалы представляют собой искусственный продукт, полученный в ходе органического синтеза. Эти масла в плане своих эксплуатационных свойств имеют огромное преимущество перед минеральными. Они были созданы искусственным путем специально для использования в критических температурных условиях. Маркировка синтетических масел содержит надпись «Fully Synthetic».

Синтетические смазки обладают минимальной испаряемостью при использовании, имеют длительный срок эксплуатации, а также обеспечивают наиболее стабильную работу механизмов в условиях низких температур. Они применяются как для дизельных двигателей, так и для бензиновых, в том числе и высокофорсированных.

Для преимущественного большинства современных автомобилей используется исключительно синтетическое масло. Цена на него значительно выше, нежели на минеральное, однако использование последнего в новейших двигателях просто недопустимо.

Полусинтетические смазки - это универсальный смазывающий продукт, полученный в результате пропорционального смешивания минеральных и синтетических масел. Обладая всеми наилучшими качествами «органики» и «синтетики», они являются универсальным смазочным материалом для любого типа двигателя. Определить полусинтетическое масло можно по маркировке «Semi Synthetic».

Вязкость масла

Основной характеристикой моторных смазочных материалов является вязкость. Именно на нее следует ориентироваться в первую очередь, выбирая масло для двигателя. Сегодня общепринятой системой разделения моторных смазок по вязкости считается классификация SAE. Она разработана обществом американских автомобильных инженеров и является одной из самых важных в маркировке масел.

Согласно ей, бывает двух видов: кинематическая и динамическая. Первая характеризируется способностью вытекать через специальную капиллярную трубку за определенный временной промежуток. Вторая показывает, как изменяется вязкость под воздействием температур и скорости движения трущихся элементов.

Масло, как и любая другая жидкость, имеет свойство изменяться под действием окружающей температуры. Его вязкость зимой выше, а летом ниже. При сильных перепадах этот показатель может увеличиваться или уменьшаться в сотни раз. Маркировка масла по SAE учитывает сезонность его применения с градацией на:

  • летнее;
  • зимнее;
  • всесезонное

Летние масла

Летние смазки имеют большую вязкость, что обеспечивает наилучшую смазку трущихся деталей с наименьшим трением. Однако такое масло при понижении температуры ниже 0 0 С становится слишком густым, что делает запуск двигателя практически невозможным. Стартер просто не в силах прокрутить весь механизм из-за такой вязкости.

Летний ряд моторных смазок имеет цифровое обозначение от 20 до 60 единиц, определяющих класс вязкости в зависимости от температуры с дискретностью 10.

Таким образом, маркировка масел для летнего применения имеет обозначения SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60, где цифры обозначают минимальную и максимальную вязкость при рабочей температуре 100-150 0 С. Чем выше этот показатель, тем гуще смазка при нагревании.

Зимние масла

Маркировка зимнего масла содержит цифры от 0 до 25 с дискретностью 5 единиц, обозначающих рабочий а также букву W, указывающую на сезон применения (от англ. «winter» - зима). Для того чтобы определить минимальную температуру его использования, нужно от указанного числа отнять 40. Например, для зимнего масла 5 W это будет -35 0 С, для 20W -20 0 С и т.д. Это нижняя граничная температура, при которой возможна прокачка смазывающей жидкости по системе.

Однако для зимней смазки важен еще один критерий, определяющий нижнюю границу температуры, при которой стартер сможет прокрутить механизм двигателя для его запуска - это проворачиваемость. Чтобы ее узнать, необходимо от указанного числа отнять 35. Таким образом, для масла 10 W нижняя граница температуры для запуска двигателя составляет -25 0 С.

Всесезонные масла

Такие смазочные материалы являются универсальными и дают возможность применять их круглогодично. Это наиболее популярные и востребованные автомобильные масла. Маркировка всесезонных смазок состоит из двух чисел и английской буквы W между ними. Первый показатель указывает на граничную минимальную температуру, при которой возможен пуск холодного двигателя, а второй - на вязкость при максимальном рабочем нагреве.

Например, маркировка масла 5W40 обозначает, что запуск мотора с этой смазкой состоится при -35 0 С. Буква W, разделяющая зимний и летний показатели, указывает здесь на универсальную сезонную применяемость.

Максимальная вязкость при температуре +100-150 0 С составит 40 единиц.

Маркировка масла по SAE и ее соответствие ГОСТ

Российская соответствует требованиям ГОСТ 17479.1-85. Она делит смазки на классы по вязкости и по назначению применения.

Летние масла маркируются цифрами 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Они указывают на вязкость в мм 2 /с. Чем выше число, тем гуще смазка. Маркировка зимнего масла предусматривает всего три цифры - 4, 5 или 6.

Всесезонные смазочные материалы имеют двойное разделенное обозначение, где числитель - это зимний класс, а знаменатель - летний. Кроме этого, расшифровка маркировки часто содержит букву «з», указывающую на то, что масло загущено специальными присадками (4з/10, 6з/16).

Для того чтобы определить, какому отечественному маслу по классификации ГОСТ соответствует импортный аналог, созданы специальные таблицы. С их помощью можно без труда подобрать нашу смазку для зарубежного автомобиля и наоборот. Например, маркировка масла 5W30 соответствует нашему обозначению 4/12, 15W50 - 6з10, 20W40 - 8з/16 и т.д.

Классификация масел по API

Кроме класса вязкости, смазочные продукты принято классифицировать по степени эксплуатационных характеристик и области применения. Их изучением и систематизацией занимается Американский Институт нефти (API). Согласно этой системе все делятся на две группы:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных двигателей

Смазочные продукты для бензиновых моторов обозначаются литерой S и предназначены к использованию в ДВС легковых автомобилей, микроавтобусов и малых грузовиков.

Масла для дизельных двигателей маркируются буквой C, что ориентирует на применение в промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной автомобильной технике.

Кроме этого, классификация по API включает еще одну литеру, указывающую на качественный уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше она отдалена от начала алфавита, тем лучше качество продукта. Например, маркировка SJ указывает на то, что это масло для бензинового ДВС со средним качественным показателем.

Однако большинство заграничных производителей смазочных материалов для двигателей выпускают универсальные продукты, использование которых возможно и в бензиновых, и в дизельных моторах. Маркировка масел для обоих типов ДВС содержит 4 литеры по 2 через дробь. Например, SD/CJ.

Это во многом упрощает выбор смазывающей жидкости, но стоит обратить внимание на первую букву маркировки. Если это S, то этот продукт, по утверждению производителя, больше подходит для бензиновых моторов, если С, то для дизельных.

Итак, разобравшись со всеми возможными символами, присутствующими на этикетке моторного масла, попробуем прочитать стандартную маркировку. Например, надпись «BP Visco2000 SG/CC SAE 15W-40 Min. № 234567/96 22.04.2013» гласит о том, что это универсальный минеральный продукт компании British Petroleum с названием «Visco2000», предназначенный для использования в любых типах ДВС (бензиновых и дизельных) круглогодично при температуре не ниже -25 0 С, произведенный 22.04.2013 года.

Другие классификации моторных масел

Кроме SAE и API, существуют и другие классификации масел. Например, Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к их качеству более жесткие требования. Это объясняется различием конструкции ДВС и условиями эксплуатации автомобилей. Во-первых, европейские машины имеют меньшую массу и объем силового агрегата, а во-вторых, их двигатели высокооборотные и более мощные.

Классификация по ACEA предусматривает 12 классов и систематизирует моторные масла по 3 категориям:

  • A - для бензиновых силовых агрегатов легковых авто;
  • B - для дизельных двигателей легковых машин;
  • E - для дизельных моторов грузовиков и другой тяжелой техники

Международный комитет по изучению и систематизации смазочных материалов (ILSAC) вместе с Ассоциацией автопроизводителей Японии (JAMA) разработали собственную классификацию, включающую всего 3 класса качества масла для бензиновых двигателей (GF-1, GF-2, GF-3).

Ведущие мировые производители автомобилей имеют собственные классификации смазочных материалов или выдвигают определенные требования к выпускаемым продуктам. Это связано с тем, что двигатели разных автомобилей имеют существенные отличия в конструкции. Автоконцерны самостоятельно проводят исследования и испытания моторных масел, по результатам которых создается своя спецификация или даются определенные рекомендации по эксплуатации существующей на рынке продукции.

Трансмиссионным смазкам незаслуженно уделяется гораздо меньше внимания, нежели моторным, хотя они выполняют практически те же функции. Единственное отличие - это отсутствие высоких температур, вызванных работой двигателя внутреннего сгорания. За счет этого трансмиссионные масла имеют гораздо больший срок службы. Их предназначение сводится к смазке и уменьшению силы трения в коробках передач, механизмах управления, раздаточных системах и ведущих мостах.

Маркировка трансмиссионных масел не такая детальная и сложная как у моторных смазок, но также требует понимания, поскольку от этого будет зависеть стабильность работы перечисленных агрегатов.

Всего по классификации SAE различают 9 уровней вязкости смазочных материалов для автомобилей с механической трансмиссией: 5 летних (80, 85, 90, 140, 250) и 4 зимних (70W, 75W, 80W, 85W). Однако на практике, чаще всего, автолюбителями применяются всесезонные трансмиссионные автомобильные масла. Маркировка таких продуктов также состоит из комбинации двух цифр с литерой W между ними. Например, SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д.

Трансмиссионные масла, также как и моторные, классифицируются по системе API. Ее принятые стандарты делят смазки на группы, в зависимости от типа конструкции и условий эксплуатации. Кроме этого, здесь еще учитывается наличие и количество в смазочном продукте специальных присадок, препятствующих износу.

Согласно API масла для трансмиссии обозначаются литерами GL и цифрами от 1 до 5, которые соответствуют классу. Чем больше класс, тем жестче условия, в которых может эксплуатироваться смазка.

Что касается автоматических коробок передач, то для них обычные трансмиссионные масла не подходят. Здесь действуют свои рабочие стандарты ATF, не имеющие ничего общего с SAE и API. Смазочные продукты для АКПП даже окрашены в яркие цвета для того, чтобы не допустить случайного применения в механических конструкциях.

  • перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
  • использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
  • важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто;
  • в автомобилях с большим пробегом масло следует менять чаще, так как в изношенном двигателе оно подвержено более жестким условиям работы;
  • при замене масла желательно менять и масляный фильтр;
  • недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка;
  • доливать в двигатель следует точно такое же масло, какое было залито ранее;
  • периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей;
  • нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
  • маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
  • хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.

Зная эти нехитрые правила, можно избежать множества проблем.

В рамках подготовки машины к зиме, многие автовладельцы меняют моторное масло. Существует целая куча маркировок масел, от которых зависят эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом.

Все моторные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, делятся на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические. О том, чем отличаются такие масла, читайте .

Маркировка моторных масел по классу вязкости

Кроме деления моторных масел на группы по химической основе, существует классификация по температуре использования. Строго говоря, здесь учитывается несколько параметров: вязкость масла, его прокачиваемость по системе смазки и предельные значения этих параметров в зависимости от температуры. Но, в целом, этот комплекс показывает, в каком температурном диапазоне конкретное масло будет работать с нормальной эффективностью.

Маркировка вязкости моторных масел указывается на банках и канистрах по системе SAE. Выглядит обозначение, например, так: 10W-40. Как это расшифровать?

Цифры и буквы в маркировке масла называются классами вязкости. Таких классов по системе SAE – 12. Из них шесть для зимних, минусовых температур (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и еще шесть – для летних, плюсовых (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Первая часть маркировки до дефиса является показателем минусовой температуры, до которой масло будет эффективно прокачиваться в системе смазки и иметь нормальные смазывающие свойства. При этом буква W обозначает, что этот параметр используется именно для отрицательных температур. Взято это от английского слова Winter – Зима.

Вторая часть маркировки после дефиса – показатель максимальной (плюсовой) температуры, до которой масло будет сохранять нормальные эксплуатационные характеристики. При прочтении обоих частей маркировки можно понять предельные температуры воздуха, при которых масло будет надежно защищать двигатель от трения, и позволять запускать его без разрушительных последствий. Осталось разобраться в соответствии классов вязкости реальным температурам в градусах Цельсия.

Расшифровка маркировки моторных масел

Таблица ниже приводит соответствие классов вязкости моторных масел предельным температурам эксплуатации.

Теперь, прочитав маркировку на канистре моторного масла, например, 10W-40 , можно легко определить его температурный диапазон: 10W – до -25 градусов мороза и 40 – до +35 градусов тепла. Получается, что данное масло можно применять при температурах воздуха от -25 до +35 градусов.

Масло с маркировкой 10W-40 является, пожалуй, самым распространенным во многих регионах России, поскольку его температурный диапазон очень удобен для использования и летом и зимой.

Соответственно в южных регионах, где не бывает холодных зим, зато летом бывает больше +35 градусов, нужно применять более «высокотемпературное» масло, например, 25W-50 (от -10 до +45). В районах Крайнего Севера такое масло неприменимо – лучшим решением будет 0W-20 (от -35 до +15).

При этом, если в вашем регионе разброс температур летом и зимой очень большой, стоит в межсезонье поменять масло на подходящее, чтобы не иметь проблем с поездками в сильную жару или мороз.

Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.

Оглавление:

Какие бывают типы моторных масел

Как известно, главная задача моторного масла - минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.

В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.

Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.

В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.

Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.

Из чего состоят моторные масла

Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна - это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.

Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.

Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.

Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.

При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.

Основные свойства и параметры моторных масел

Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.

Вязкость моторного масла

При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:

  • Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
  • Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.

Дополнительные присадки

Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:

  • Дополнительная защита от износа;
  • Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
  • Устойчивость к возникновению коррозии;
  • Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
  • Дополнительные “чистящие” присадки.

Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 - это летние показатели масла. Зимник - это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 - это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 - оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W - это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число - это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число - тем выше вязкость. Вариация числа - от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC - это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S - она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой - от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими - соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Моторное масло служит смазывающим веществом, которое оберегает детали двигателя от преждевременного выхода из строя и перегрева. Благодаря ему в значительной мере удаётся уменьшить трение во всех элементах мотора.

Тем не менее моторных масел существует огромное количество видов, и каждый имеет свои рекомендации к использованию. Неудивительно, что водителей интересуют особенности маркировки этого товара.

Один из самых важных параметров любого смазочно-топливного вещества — это его вязкость. Если температура повышается, данный параметр уменьшается. Действительно и обратное утверждение.

При малой вязкости масла давление внутри мотора уменьшается до катастрофической отметки. Из-за этого сильно увеличивается скорость износа всех деталей. Но и повышенная вязкость не принесёт вам никакой пользы.

Каждому водителю приходилось хоть раз сталкиваться с ситуацией, когда утром после сильного мороза двигатель не заводился. Это произошло по той причине, что из-за сгустившейся смазочно-топливной жидкости стартёр не мог провернуть лопасть.

Именно поэтому водители меняют летнее масло на зимнее. Так как второе имеет сравнительно более низкую вязкость, из-за чего не превращается в густую субстанцию, не дающую работать мотору.

Ещё один неприятный побочный эффект слишком вязкого масла — «масляное голодание». Оно возникает тогда, когда смазочно-топливная жидкость не сразу поступает к деталям двигателя. Чтобы это предотвратить, необходимо внимательно следить за маркировкой и выбирать именно тот товар, который идеально подойдёт для конкретного сезона.

Какими бывают моторные масла

Перед тем как перейти непосредственно к особенностям маркировки, необходимо разобраться, какие существуют виды масла. Одной из самых распространённых классификаций является типизация согласно химическому составу, таким образом, выделяют:

  1. Маркировка Fully Synthetic — данный тип моторного масла создан полностью на синтетической основе. Вещество добывается путём синтеза химических элементов. Главный плюс данного вида смазочного вещества — возможность задать конечной субстанции практически любые параметры. Количество присадок определяется на этапе создания. Подобное масло обеспечивает высокую защиту двигателя при минусовых температурах и высоких нагрузках.
  2. Маркировка Mineral — данное обозначение на упаковке позволяет сделать вывод, что масло сделано на натуральной основе. Оно обладает значительно более низкой ценой в сравнении с синтетическим аналогом. Тем не менее и эксплуатационные качества вещества во много раз ниже. Данное средство густеет на морозе и довольно быстро окисляется. Главный же недостаток кроется в невозможности выдерживать сверхвысокие температуры, жидкость просто вскипает.
  3. Маркировка Semi-Synthetic. Данное масло представляет собой лучшее соотношение между ценой и качеством. В основе лежит минеральная составляющая, но в вещество добавляется огромное количество всевозможных присадок, которые значительно повышают параметры смазочно-топливного вещества. Цена же средства на порядок ниже, чем у полностью синтетического аналога.

В некоторых случаях на канистрах нет маркировки, а точнее, обозначения (Synthetic/ Mineral/Semi). В таком случае масло по умолчанию считается минеральным. Многие водители меняют тип смазочно-топливного вещества после того, как узнают о более совершенной технологии. Тем не менее это не всегда оправдано. Дело в том, что некоторые типы двигателей рассчитаны исключительно под минеральное масло.

Результат использования масла с маркировкой Fully Synthetic на старых двигателях более чем плачевный. Сальники просто не могут обеспечить достаточный уровень герметизации. Из-за этого образовываются протечки.

Классификация масел согласно параметру вязкости

Выше уже было сказано, что для каждой поры года есть масло с определённой маркировкой. Тем не менее это далеко не вся информация, чтобы правильно использовать смазочно-топливные материалы необходимо знать свойства каждого вида:

  • Зимнее — это масло действительно имеет небольшую вязкостью. Как результат двигатель может стабильно работать даже при минусовых температурах. Но как только уходят морозы, и наступает тёплое время года, всё кардинально меняется. Запчасти внутри мотора не получают надлежащего смазывания, и срок их эксплуатации катастрофически быстро уменьшается.
  • Летнее масло рассчитано на использование при высоких температурах и имеет высокую вязкость. Но как только температура опускается ниже нуля, холодный пуск автомобиля становится невозможным.
  • Всесезонные масла — уникальная технология, которая позволяет менять смазочно-топливной жидкости свою вязкость в чётко установленном диапазоне. Может использовать как зимой, так и летом.

Сейчас всесезонные масла практически вытеснили летние. Тем не менее по эксплуатационным качествам они значительно проигрывают зимним. При минусовых температурах.

Теперь рассмотрим особенности маркировки зимнего и летнего масла. К первому классу принадлежат смазочно-топливные материалы, имеющие такие обозначения: 0W—25W с шагом в 5 единиц. Ко второму классу причисляют масла со следующим обозначением 20—60, шаг в 10 ед.

Как вы уже догадались, в маркировке всесезонного масла эти два обозначения объединяются. Возьмём, в качестве примера маркировку 10w-40. Она говорит, что данную смазочно-топливную жидкость можно использовать как при минусовых, так и при плюсовых температурах, подробности на рисунке.

Эксплуатационные свойства масел и их маркировка

Безусловно, несколькими типами ассортимент современных смазочно-топливных веществ не исчерпывается. Дело в том, что масла могут иметь множество дополнительных качеств, которые в большой мере определяются добавляемыми присадками.

Сейчас маркировка масел во многом зависит от таких дополнительных эффектов:

  • коррозийная активность,
  • антиокислительные свойства,
  • противоизносная защита.

Конечно же, при желании ещё можно выделить с десяток эффектов, но именно описанные выше, играют огромную роль при выборе масла. Неудивительно, что они нуждаются в некоторой маркировке.

Всё чаще в последнее время при маркировке масел указывается такой параметр, как энергосберегающие свойства. Дело в том что несмотря на временное падение цен на бензин в мире, тренд к экономии до сих пор сохраняется. Поэтому даже несколько десятых литра могут определить выбор масла.

Международная система сертификации и её маркировка

Казалось бы, что всё просто и понятно. Но так получается только на словах. В действительности существует множество дополнительных нюансов в маркировке масла, которые нужно учесть. Первое на что нужно обратить внимание — это сертификационные организации, которые в процессе исследований подтвердили надёжность данного продукта.

Общество автомобильных экспертов США или сокращённо SAE

Выше уже был приведён пример маркировки масла данной организацией (10w-40). Сейчас же будет дана более подробная классификация с расшифровкой и пояснениями. Буква w в маркировке обозначает зимний класс, то есть winter, через дефис пишется летний классификатор.

Чем меньше цифры, тем меньше вязкость субстанции. Смазочно-топливные вещества, имеющие меньшую густоту, экономят порядка 2 процентов топлива. Густое масло лучше подходит для старых двигателей, так как обеспечивает более надёжную смазку при высоких температурах.

Самые распространённые на рынке товары имеют маркировку 5W-30 и 5W-40. Они подходят практически для любых типов двигателей. Если вы собираетесь эксплуатировать машину при температурах ниже 40 градусов, маркировка смазочно-топливного вещества должна быть 0w-20 или 0w-30.

Производители смазочных материалов для автомобилей стараются максимально учитывать потребности своих клиентов. Именно поэтому для старых движков выпускаются специальные средства с маркировкой 15w-40.

Внимание! При выборе смазочного вещества вы должны учитывать, что некоторые модификации могут быть опасными для мотора, а именно, 0w-50 и 0w-40. Они могут нанести серьёзный вред внутренним комплектующим при длительном использовании.

API

Данная маркировка обозначает область применения, которая регламентируется типом двигателя, есть два варианта: S — бензин, C — дизель. Вторая буква указывает на год выпуска, условия работы, с турбиной аппарат или без.

Важно! Маркировка API предназначается для американских и азиатских двигателей. Значения второй буквы смотрите в таблицах.

ACEA

Европейская ассоциация автовладельцев использует именно эту маркировку. Во многом требования ACEA к качеству смазочно-топливных средств сходятся с системой классификации API. Однако они являются куда более жёсткими в ряде параметров.

Бензиновые и дизельные двигатели обозначаются буквами A и B. Потом идёт цифра, чем она больше, тем выше качество. Причём для каждого класса есть определённый набор категорий, в которые входит несколько классификаторов.

ILSAC

Эта маркировка была разработана в Японии ассоциацией JAMA и ААМА (американский аналог ассоциации). Она содержит всего три класса:

  • GF-1,
  • GF-2,
  • GF-3.

Действие классификации распространяется только на бензиновые двигатели легковых автомобилей. Главная особенность каждого из этих классов — использование энергосберегающих технологий.

Итоги

Как видите, существует множество видов маркировки моторного масла для двигателя. Тем не менее у всех вышеописанных систем классификации есть одна общая черта — они имеют международный статус. К тому же многие нормы пересекаются. Поэтому существуют практически идентичные классы.

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла

Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка » (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика » (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео : все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

Видео: состав моторного масла.

Видео ролик о уникальной добавки в моторное масло.
http://www.youtube.com/watch?v=J6zt8_su3EQ

Теги: Расшифровка моторного масла, цифры SAE и API .