Подготовка пожарных: «Огневая полоса. Порядок проведения занятий по психологической подготовке на полосе или полигоне План конспект для психологической полосы


В последнее время в средствах массовой информации активно освещается применение полосы препятствий в психологической подготовке военнослужащих Минобороны России. Есть психологические полосы и в других силовых ведомствах, например - огневая полоса психологической подготовки пожарных.

Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования капитан 1 ранга Алексей Михайлович СТОЛЯРЕНКО так описывает психологическую полосу препятствий для военнослужащих внутренних войск (сотрудников Министерства внутренних дел).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - комплекс профессионально значимых препятствий (учебных позиций), расположенных в 3—5 м друг от друга и преодолеваемых обучающимся сотрудником в едином упражнении. Он может располагаться на участке территории, в учебных помещениях или спортивном зале.

В состав психологической полосы препятствий могут входить: извилистый коридор, проход с дверями, забор, завал, лестница, подвал, подземный лаз, яма, канава с водой и перекинутым через нее бревном или качающимся мостиком, окно, дымо-огневая позиция, карниз на высоте 3—4 м, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др.

Сотрудники обучаются успешно преодолевать все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными применяются переносные препятствия (заборчик или стенка высотой 1—2 м, щит с оконным проемом, набросанные ветки, куча автомобильных покрышек и пр.

Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо, когда есть две параллельные линии препятствий — это позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.

Упражнения на психологической полосе препятствий могут быть усложнены прохождением ее обучающимися без отдыха несколько раз, вдогонку (первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.

Имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, в темноте (плохо просвечивающая повязка на глазах), при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде, при контрастах света и темноты.

Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяются дополнительные учебные задания:

оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования;

вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы);

быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе в разных местах скрытно располагаются два-три помощника руководителя занятий — имитатора);

изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возвращении;

запоминать все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи и плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные встретившихся по пути следования лиц или вывешенных портретов).

Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.

Источник - А.М. Столяренко Лит.: Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.

Как считает доктор психологических наук профессор Военного университета Минобороны России полковник Александр Григорьевич КАРАЯНИ, когда организаторы превращают отработку на психологической полосе в спортивное шоу, то у военнослужащих ФОРМИРУЕТСЯ ИЗВРАЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЕ ,

тактике действий, боевом взаимодействии, формальное отношение к полосе психологической подготовки, неверные целевые установки, заключающиеся в том, чтобы «пройти полосу в установленные сроки».

Как избежать этого вреда? А.Г.Караяни полагает, что прежде всего, необходимо проводить подобные занятия на КОНКРЕТНОМ ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ, в котором есть АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК (видно его перемещение, слышен огонь его оружия, видны результаты этого огня), которого необходимо уничтожить. Это главная цель.

Полоса психологической подготовки является лишь одним из этапов решения этой боевой задачи. КАРТИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ военнослужащих в ходе преодоления полосы должны наказываться, так как РЕАЛЬНЫЙ БОЙ НЕ ПРОЩАЕТ ШОУ-ПОВЕДЕНИЯ.

Военнослужащие в ходе преодоления препятствий (которые внешне похожи на реальные препятствия современного поля боя), НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРОТИВНИКОМ (впоследствии их спросят, что они видели),

преодолевают преграды, стараясь не стать мишенью для противника (БЕГ В ПОЛНЫЙ РОСТ ДОЛЖЕН ПРИРАВНИВАТЬСЯ К РАНЕНИЮ),

прикрывают автоматом жизненно важные органы, активно взаимодействуют с сослуживцами (не забывая о противнике).

После преодоления каждого препятствия они ПЕРЕКАТЫВАЮТСЯ в сторону ближайшего укрытия, ориентируются на поле боя, ведут огонь по противнику, перекатываются вновь, вскакивают и продолжают атаку.

На одном из этапов ПСИХОЛОГ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОКОПЕ (В БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ) дает команду выполнить тот или иной ПРИЁМ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Военнослужащие, лежа, укрывшись за препятствием, выполняют прием, перекатываются стреляют по противнику и продолжают атаку. ПСИХОЛОГ ФИКСИРУЕТ ОШИБКИ.

В ходе занятий возникают внезапные трудности, даются различные вводные, изменяющие порядок преодоления препятствий, что заставляет военнослужащих ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОБСТАНОВКЕ НОВИЗНЫ, ВНЕЗАПНОСТИ и НЕИЗВЕСТНОСТИ.

Все, кто находится на полосе и рядом с ней, кто фиксирует результаты и ошибки, ведет съемку и т.д., - ВСЕ ОНИ УЧАСТВУЮТ В БОЕ , находятся в укрытиях, перемещаются по полю боя, укрываясь от огня противника и т.д.

После преодоления препятствий психологической полосы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СТРЕЛЬБИЩЕ, где создана тактическая обстановка в соответствии с которой отступивший ПРОТИВНИК ЗАНЯЛ АКТИВНУЮ ОБОРОНУ и оказывает сопротивление.

При таком подходе к использованию полосы психологической подготовки она позволяет РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

1) ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать ловкость, быстроту, силу;

2) БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – формировать образ боя, тактическое мышление, навыки тактических действий, боевого взаимодействия;

3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать смелость, смекалку, способность принимать экстренные решения, взаимопомощь, умение регулировать психическое состояние и т.д. Безусловно, такой подход требует серьезных мысле- и трудо- затрат.

Предлагаю к обязательному просмотру организаторам психологической работы и военным психологам фрагмент фильма "Полоса препятствий", 1984 года, режиссер: Михаил Туманишвили.

В ролях: Олег Меньшиков, Римма Коростелева, Андрей Мягков,
Зиновий Гердт, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Игорь Бочкин
Песню исполняет Леонид Филатов.

Полная версия фильма "Полоса препятствий" - https://www.ivi.ru/watch/60308

Тренировка морской пехоты (эпизод из кинофильма «Ответный ход»).

Предлагаю к просмотру фрагмент фильма "Акция - полоса препятствий".

Как сообщили Интерфаксу в пресс-службе Восточного военного округа, психологическая полоса, созданная на базе учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск в Хабаровском крае, включает в себя ряд стрессовых испытаний,

таких как эвакуация из горящего танка, преодоление простреливаемого участка с проволочным заграждением, водная преграда и ближний бой с условным противником.

"Весь процесс проходит в динамике в сопровождении шумовой и дымовой имитации реального боя", - пояснили в пресс-службе ВВО.

Психологическая полоса разработана специалистами центра психологической работы Восточного военного округа с учетом специфики условий прохождения службы в танковых и мотострелковых войсках.

В 2017 году подобные полосы психологической подготовки военнослужащих созданы в двух мотострелковых соединениях округа: в городе Кяхта в Бурятии и в поселке Сергеевка в Приморском крае.

Психологическая подготовка тре­бует довольно развитой учебно-мате­риальной базы, которая может вклю­чать в себя:

комплекс различных средств наг-


лядности: альбомы, диафильмы, слай­ды, видеофильмы, магнитофонные за­писи, схемы, плакаты и т. п.;

специальные тренажеры для пси­хологической подготовки в аудитор­ных условиях;

учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подго­товки (огневые) полосы, тренировоч­ные городки, площадка для эмоцио­нально-волевых упражнений;

учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объек­ты, их модели или фрагменты.

В настоящее время эта база в гар­низонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизо­нах, как правило, сооружаются не­большие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны соз­даются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на ко­торых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (по­жары на объектах добычи, транспор­тировки, переработки и хранения га­зов, нефтепродуктов, пожары на су­дах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышлен­ности и т. д.). Необходимо дальней­шее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении раз­личных видов занятий.

Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с исполь­зованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испы­тательных полигонах.

Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами зна­ний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования уме­ния управлять собой. Психологи­ческие знания позволяют пожарному


разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в бое­вых условиях.

При изучении основ психологии у личного состава начинают формиро­ваться и некоторые умения:

управлять собой.

Задачи психологической подготов­ки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).

Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслу­живают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, дале­ко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в опре­деленной степени преодолены исполь­зованием возможностей учебного ки­но, видеофильмов, макетов, звукоза­писей, фотоальбомов и других тех­нических средств обучения. Их дос­тоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть ис­пользованы многократно. При центра­лизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эф­фективность.


С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно пред­ставить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В резуль­тате у него формируются зрительные


и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологи­ческий эффект их новизны, неожидан­ности, силы воздействия, когда пожар­ные столкнутся с ними на самостоя­тельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить лич­ный состав с редкими и трудно под­дающимися моделированию фактора­ми и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождаю­щиеся паникой людей и т. п.).

Для психологической подготовки используются игровые и доку­ментальные фильмы. Продол­жительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:

показ реальных факторов и усло­вий без их упрощения;

максимально возможное достиже­ние «эффекта присутствия», силы пси­хологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной за­писью шумов, сопровождающих кад­ры, дикторским текстом и т. д.);

формирование правильных пред­ставлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверен­ности в возможности эффективных действий;

показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя лю­дей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.

Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесооб­разно создать централизованно мно­гократные компоненты фильмов для решения задач психологической под­готовки с привлечением специалистов.

На занятиях с успехом могут ис­пользоваться и магнитофонные записи (фонограммы) доку­ментального характера, они класси­фицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне


и централизованно, создав целую фо­нотеку. Записи звуков пожара исполь­зуются не только для прослушива­ния и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характер­ному треску и шипению горящих пред­метов определить место пожара.

Возможности, которые нельзя не­дооценивать, содержат учебные фото­альбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно раз­бить на две группы: ознакомитель­ные и тренирующие.

Ознакомительные учебные фото­альбомы знакомят обучаемых с раз­личными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами дей­ствий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбо­мах следует сериями, в определенной логической последовательности, соот­ветствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Рас­пространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последователь­ность разрушения конструкций зда­ния, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибы­тии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целе­сообразно создавать комплексы учеб­ных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными над­писями и методическими рекоменда­циями по их использованию в целях психологической подготовки.

Тренирующие учебные фотоальбо­мы представляют собой наборы фото­графий, подобранных с целью раз­вития у пожарных профессиональ­ности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их де­талей, ситуаций, действий, отличаю-


щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, мо­гут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотогра­фий может размещаться на одном и разных листах.

Обучаемым предлагают рассмат­ривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько разли­чий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатлен­ных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном при­ложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограниче­нием времени на решение зада­чи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с после­дующим требованием словесно опи­сать увиденное или нарисовать по памяти.

С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафиль­мов, слайдов, а для их демон­страции использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.

Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получи­ли сейчас занятия на психологичес­кой полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведе­ние психологической подготовки толь­ко к этим занятиям ошибочно, а пере­оценка психологического значения их недопустима.

Психологические полосы представ­ляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-слу­жебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные пси­хологические задачи в процессе вы­полнения некоторых профессиональ­ных действий. В ходе регулярных за-


нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:

качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, реши­тельности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданнос­тям, выносливости, находчивости, рас­четливости;

устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различ­ным помехам;

быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;

наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;

некоторые профессиональные на­выки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.

Формирование этих компонентов психологической подготовленности мо­жет быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных по­зиций (различных снарядов, препят­ствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологи­ческой полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из кото­рых относятся:

воспроизведение наиболее специ­фичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной дея­тельности;

обеспечение максимально психоло­гической эффективности, психологи­ческой «закалки»;

возможность варьирования после­довательности преодоления препятст­вий и конкретных ситуаций, устране­ния их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повтор­ных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;

возможность последующего раз­бора действий обучаемых на полосе;

максимальная дешевизна изготов­ления и многократное использование психологических полос, их унифика­ция.

Вышеперечисленные требования к


психологическим полосам не затраги­вают конкретных сторон их плани­ровочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих поло­жений: каково оптимальное количест­во позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких мате­риалов и конструкций, какие препят­ствия и ситуации наиболее эффектив­ны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последо­вательность их расположения на поло­се и др. Анализ имеющихся психо­логических полос в гарнизонах пожар­ной охраны показывает, что в отдель­ных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число по­зиций полосы; включение в ее струк­туру объектов и препятствий, имею­щих значение преимущественно для повышения физической, а не психоло­гической подготовленности обуча­емых; увлечение внешними эффекта­ми; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обуча­емых.

Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформу­лировать такие рекомендации по обо­рудованию психологических полос.

Основными учебно-планировочны­ми позициями (объектами, препят­ствиями, моделируемыми ситуация­ми), заслуживающими включения в состав психологической полосы, явля­ются: горящий и задымленный лаби­ринт (с меняющимся маршрутом про­хождения), мостик над открытой ем­костью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эста­када с горящими оконными проема­ми на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, кол­лекторы разного диаметра, задымлен­ный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.

Возможно включение в состав пси­хологической полосы и других учеб-

Описание, требования и модернизация огневой полосы психологической подготовки пожарных

Имеющиеся в Пензенском гарнизоне пожарной охраны огневые полосы в настоящее время частично разрушены, что, в свою очередь, приводит к облегчению условий прохождения психологической полосы и снижению ее «психологической эффективности».

На рисунке 3.17 показаны некоторые снаряды существующей огневой полосы ФГКУ 6 ОФПС и ФГКУ 2 ОФПС.

Рис. 3.17 Огневая полоса психологической подготовки пожарных ФГКУ 6 и ФГКУ 2 ОФПС

Рекомендуемая огневая полоса психологической подготовки пожарных должна состоять из следующих снарядов: трап над приямком с горящей жидкостью, эстакада, подвал, противень, лабиринт, колодец, коллектор, эстакада «цистерна», лестница, качающийся трап, эстакада со стационарным лафетным стволом, мишень.

Модернизировать огневую полосу предлагается путем добавления снарядов, позволяющих воспроизвести наиболее специфические и вероятные экстремальные ситуации на тренировках.

Требования, предъявляемые к огневой полосе психологической подготовки пожарных

(основание «Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России», - Методические рекомендации, М., 2008 г., Методические рекомендации по проведению занятий по огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. - М., УОП МЧС России, 2007)

1) Психологическая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства психологической полосы должно быть согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) Психологическая полоса должна иметь длину 150 метров, при необходимости допускается длина до 200 метров. При отсутствии площадки такой длины психологическая полоса может иметь «Г» или «П» - образную форму;

3) Территория психологической полосы должна иметь твердое покрытие и ограждение;

4) Для управления процессом обучения на психологической полосе предусматривается здание с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, средств имитации, проведения медосмотра и измерения давления медперсоналом;

5) С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, схожих по функциональному назначению.

6) Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся согласно тематическому плану «Примерной программы специального первоначального обучения пожарных», из расчёта два часа практических занятий, без воздействия огня и дыма. Занятия на огневой полосе могут быть совмещены с занятиями по психологической подготовке;

7) Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом подготовке дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды);

8) Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника подразделения или его заместителя;

9) Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии;

10) К занятиям на огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёт, о чём делается запись в Журнале инструктажей;

11) Ответственность за соблюдением правил охраны труды личным составом, при проведении занятий на огневой полосе, несёт руководитель занятий.

Схема расположения снарядов на огневой полосе психологической подготовки пожарных представлена на рисунке 3.18.

Рис. 3.18

Условные обозначения: расстояние между третьим и четвёртым снарядами 25 метров, между снарядами № 7 и №8, № 9 и № 10, № 10 и № 11 - 10 метров, от снаряда № 11 до мишени 15 метров, между всеми остальными снарядами по 5 метров.

1) трап над приямком с горящей жидкостью; 2) эстакада; 3) подвал; 4) противень; 5) лабиринт; 6) колодец; 7) коллектор; 8) эстакада «цистерна»; 9) лестница; 10) качающийся трап; 11) эстакада со стационарным лафетным стволом; 12) мишень.

Описание, назначение и порядок преодоления снарядов огневой полосы

1. Трап над приямком с горящей жидкостью (Рис. 3.19);

2. Эстакада (Рис. 3.20);

3. Подвал (Рис. 3.21);

4. Противень (Рис. 3.22);

5. Лабиринт (Рис. 3.23);

6. Колодец (Рис. 3.24);

7. Коллектор (Рис. 3.25);

8. Эстакада «цистерна» (Рис. 3.26);

9. Лестница (Рис. 3.27);

10. Качающийся трап (Рис. 3.28);

11. Эстакада со стационарным лафетным стволом (Рис. 3.29);

12. Мишень (Рис. 3.30).

Описание снарядов огневой полосы


Рис. 3.19

Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6.5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью.

Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств защиты (боевой одежды и снаряжения).


Рис. 3.20

Эстакада представляет собой сварную металлическую конструкцию с наклонной трубой с размерами по длине 11,5 м и шириной 0,7 м и имеющую две площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 5 м, вторая площадка на высоте 3 м. К нижней площадке приварена металлическая труба по углом 45° и длинной 6,5 м. Труба переходит в подвал.

С помощью снарядов первой группы отрабатываются приемы и способы подъема личного состава на высоту, приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях спусков и работы на высоте, а также пользования приемами спасания и самоспасания.

Подвал представляет собой подземное сооружение «П»-образной формы, глубиной 3 м. Вход и выход в подвал имеет размеры 3x2,5 м. Пол входа в подвал оборудуется амортизирующим материалом (маты, резиновые покрышки и т.п.) для предотвращения травм при спуске в подвал по наклонной трубе. Проход между входом и выходом в подвал имеет длину 3 м и высоту 1,2 м. Выход из подвала осуществляется с помощью лестницы - палки.

Выполнение упражнения формирует у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, а также воспитывается смелость, решительность и самообладание при нахождении в необычных стесненных условиях окружающей обстановки.


Рис. 3.22

Противень представляет собой металлическую емкость длиной 1,5 м, шириной 1 м, высотой борта 20 см. Противень заливается жидкостью в следующей последовательности и количестве (л): вода - 30; осветительный керосин - 2; автомобильный бензин - 0,25. Огнетушитель находится за 5 м до противня, запасной огнетушитель находится в 1,5 м от края противня. После преодоления подвала пожарный подбегает к огнетушителю, берет его, подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставлять огнетушитель в противне после ликвидации горения жидкости запрещается. Если горение не будет ликвидировано одним огнетушителем, пожарный использует запасной. Выполнение упражнения способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ с помощью огнетушителя.

Рис. 3.23

Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную на сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема -вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Рис. 3.24

Колодец представляет собой сварную металлическую конструкцию в виде трубы с внутренним диаметром 3 м и высотой 6 м (при строительстве колодца возможно использование бетонных колец, кирпича и других материалов). Внутри колодец оборудован винтовой лестницей. На крыше колодца находится открытый люк диаметром 1 м. Подъем на крышу колодца осуществляется при помощи выдвижной трёхколенной лестницы.

При использовании снаряда создается задымление внутри колодца. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без СИЗОД.

В ходе выполнения упражнения отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарно-техническим вооружением и оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в переносе, установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней на площадку, расположенную на высоте 6 м, и спуске по стационарным лестниц.

Рис. 3.25 Снаряд 7 «Коллектор»

Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии длиной 6,5 м. сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки соответствуют «Общесоюзному строительному каталогу типовых конструкций и изделий всех видов строительства». Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-40 . В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу пожарного на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Рис. 3.26 Снаряд 8 «Эстакада - цистерна»

Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 куб. м с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Рис. 3.27

Снаряд представляет собой шесть металлических конструкций «П»-образной формы различной высоты, сваренных из труб и расположенных последовательно в порядке возрастания.- Расстояние между конструкциями 1 м, их ширина 2 м. Высота 1-й конструкции 60 см, 2-й - 80 см, 3-й - 100 см, 4-й -120 см, 5-й - 140 см, 6-й - 160 см.

По ходу прохождения снаряда пожарный должен преодолеть все 6 конструкций. В ходе данного упражнения пожарный вырабатывает навыки преодолении различных препятствий, отрабатывает сноровку и выносливость.

Рис. 3.28

Качающийся трап представляет собой подвешенную на цепях платформу размерами 1,5x4 м. Высота столбов от уровня земли 1 м. Высота платформы от уровня земли 60 см. Пожарный преодолевает качающийся трап (балансируя).

В ходе данного упражнения вырабатываются навыки сохранения равновесия.

Рис. 3.29 Снаряд 11 «Эстакада со стационарным лафетным стволом»

Металлическая площадка эстакады состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. По бокам площадки находятся противни с ветошью. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

Пожарный, поднявшись по металлической лестнице, преодолевает задымленную зону, после чего струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады.

Выполнение упражнений на данном этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Рис. 3.30 Снаряд 12 «Мишень»

Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде №11. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 11 на высоте 5 м от нулевой отметки.

ОПППП представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на ОПППП у обучаемых формируются следующие качества:

Эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;

Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

Быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;

Профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.

При создании ОПППП необходимо учитывать некоторые правила их сооружения:

Воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;

Обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической "закалки";

Возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;

Возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.

Вышеперечисленные требования к ОПППП не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.

Анализ имеющихся ОПППП показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании:

Попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы;

Включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых;

Увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.

Огневой полигон (далее - полигон) предназначен для практической подготовки личного состава дежурных караулов, имеющих квалификацию «газодымозащитник» и «спасатель», к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, связанных с пожаром и техногенной аварией.

Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:

Одновременная тренировка газодымозащитников (спасателей) в составе звена (отделения);

Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;

Тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника

При проведении занятий на свежем воздухе на учебной башне, спортивной площадке, 100 метровой полосе руководствуемся приложением 1, 2.

Вывод по первому вопросу: Современная материальная база для качественной подготовки газодымозащитников является гарантией выполнения задач поставленных перед звеньями ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде

Вопрос № 2 (время 30 минут). Основные требования к организации и обеспечения функционирования учебно-тренировочных комплексов ГДЗС.

Теплодымокамера

Требования к составу ТДК

Комнату руководителя занятий (пультовую);

Пост медицинского контроля;

Контрольный пост ГДЗС;

Учебный класс;

Задымляемое помещение, включающее в себя: лабиринт (тренажер ориентации) и участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Тренажерную зону;

Кабинет психологической разгрузки;

Кабинет начальника комплекса;

Предкамеру, совмещенную с постом безопасности;

Помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Тамбур-шлюз (с избыточным подпором воздуха);

Санузел и душевую комнаты;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к надежности

Срок службы на основное оборудование комплекса должен быть не менее 10 лет.

Требования к задымляемым помещениям

Тренировки в условиях задымления должны быть направлены на освоение газодымозащитниками правильных действий в составе звена в различных условиях обстановки, формирование психологической и физической готовности. Необходимо стремиться к созданию такой учебной обстановки, которая была бы максимально приближена к реальным условиям работы на пожаре, способствовала достижению максимальных физических и эмоционально-волевых нагрузок.

При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, обрушений и других опасных факторов, повреждений приборов и трубопроводов и др.), необходимо применять меры, исключающие возможность возникновения аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.

В состав оборудования задымляемого помещения рекомендуется включать следующие элементы и системы :

Лабиринт (тренажер ориентации) двух (трех) уровней;

Участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Систему задымления с использованием безопасного дыма;

Систему двухсторонней связи;

Систему видеонаблюдения и дублирующей системы слежения;

Систему создания звуковых и световых эффектов;

Систему приточно-вытяжной вентиляции.

Шумовое сопровождение при тренировке должно обеспечивать звуки, имитирующие :

Обрушение конструкций;

Взрыв паров или газов;

Шум выходящего из трубопровода под давлением газа;

Крики «пострадавшего» и т.п.

Примерный перечень средств имитации включает :

Узкие лазы;

Наклонный участок с постепенно изменяющейся высотой;

Качающийся участок пола;

Ступеньку-пандус;

Имитатор «очаг пожара»;

Имитатор «вспышка»;

Имитатор «пострадавший».

Примерный перечень фрагментов технологического оборудования включает :

Тренажер «резервуар»;

Тренажер «участок трубопровода»;

Тренажер «рубильник»;

Тренажер «задвижка».

Стены, потолок, пол и полотнища дверей должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой.

Стены, потолок, пол и полотнища дверей помещения должны иметь необходимую термо- и дымоизоляцию.

Для применения во время тренировки в задымляемых помещениях огнетушащих веществ пол должен иметь необходимую гидроизоляцию и уклон в сторону трапов для сбора воды.

Задымляемое помещение должно иметь не менее двух выходов . Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью «ВЫХОД», включаемые с пульта управления.

Перед входом в задымляемые помещения следует устраивать незадымляемые тамбур-шлюзы (с избыточным подпором воздуха) для исключения проникновения дыма в другие помещения комплекса.

Требования к тренажерной зоне

Тренировка в тренажерной зоне имеет целью выработать у тренирующихся высокий уровень выносливости, подвижности, физической работоспособности, тепловой адаптации к условиям повышенной температуры.

Технические возможности тепловой зоны должны обеспечивать температурный режим в пределах 20-40±2°С. Регулировка температуры должна проводиться плавно в заданных пределах с автоматической поддержкой.

Для осуществления контроля за тренировкой в стене, разделяющей тренажерную зону и комнату руководителя занятий (пультовую), делается смотровое окно (размером не менее 1x1 м).

Для управления тренировкой в помещении предусматривается система двухсторонней связи между тренирующимися и руководителем тренировки.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей помещения должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой .

Пол должен иметь уклон для обеспечения сбора воды в дренажную систему.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей камеры должны иметь необходимую термоизоляцию .

Переход из тренажерной зоны в задымляемое помещение осуществляется через тамбур-шлюз .

Оборудование тренажерной зоны

Количество тренажеров (эргометров), размещаемых в помещении, подбирается исходя из среднего числа тренируемых. Тренажеры (эргометры) должны быть общего типа назначения.

Беговая дорожка. Угол подъема и скорость дорожки должны регулироваться плавно в заданных пределах. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Вертикальный эргометр типа «Ударный молот». При тренировке на этом тренажере должен подниматься и опускаться груз весом 25 кг канатом на роликах.

Тренажер «Бесконечная лестница». На этом тренажере должны выполняться упражнения (проводиться тренировки) имитирующие подъем по лестнице. Цепь ступенек должна начинать двигаться только при нагрузке за счет веса человека. Световой датчик должен автоматически отключать лестницу при проскоке ноги человека мимо ступеньки.

Тренажер «Велоэргометр». На данном тренажере тренирующиеся определяют при заданных нагрузках выносливость и физическую работоспособность. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Требования к комнате руководителя занятий (пультовой)

Оборудование пультовой должно обеспечивать постоянный контроль за тренировкой, поддержание двусторонней связи, а также управление маршрутами движений в системе лабиринта и вносить изменения в условия проведения тренировок.

Примерный перечень оснащения и оборудования пультовой включает :

Пульт управления, который предназначен для управления системами слежения, вентиляции, поддержания заданной температуры, контроля за работой тренажеров, задымлением, звуковыми и световыми эффектами и т.д.;

Система регистрации и передачи физиологических сигналов по радиоканалу;

Рабочий стол;

Стенд служебной документации.

Температурный режим в помещении должен обеспечиваться в пределах 18..,25 °С, при относительной влажности не более 70%.

Требования к посту медицинского контроля

Оборудование поста должно обеспечивать контроль за физическим состоянием тренирующихся и возможности экстренного оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Аптечка (набор) для оказания первой доврачебной помощи;

Аппарат искусственной вентиляции легких;

Медицинский тонометр;

Кушетка для отдыха;

Рабочий стол;

Пол должен быть нескользким и допускающим его мойку водой.

Требования к предкамере, совмещенной с постом безопасности

Предкамера должна располагаться в непосредственной близости от тренажерной зоны и задымляемого помещения и обеспечивать условия для размещения резервного звена и отдыха тренирующихся, а также для работы контрольного поста ГДЗС.

Оснащения предкамеры включает:

скамью для отдыха;

стенд документации;

рабочий стол поста безопасности;

Требования к контрольному посту газодымозащитной службы

Контрольный пост должен обеспечивать проведение проверок изолирующих дыхательных аппаратов, замену кислородных (воздушных) баллонов и регенеративных патронов.

Обязательное оснащение поста включает:

Приборы контроля параметров работы изолирующих дыхательных аппаратов;

Набор специальных ключей;

Прибор проверки качества воздуха;

Прибор контроля давления в баллонах;

Столы для проведения проверок;

Стеллажи для хранения запасных баллонов и регенеративных патронов;

Стенд документации;

Рабочий стол;

Комплект рабочей документации поста безопасности;

Плакаты по устройству и правилам технического обслуживания изолирующих дыхательных аппаратов.

Требования к учебному классу

Учебный класс должен быть оснащен столами и стульями на 20-25 посадочных мест, компьютерной системой обучения и контроля знаний, наглядными пособиями и стендами с информацией об устройстве изолирующих дыхательных аппаратов, о правилах работы в них и техническом обслуживании, методиках проведения расчетов параметров работы в зоне с непригодной для дыхания средой, планом-схемой комплекса и др.

Требования к кабинету психологической разгрузки

Кабинет психологической разгрузки предназначен для восстановления и отдыха личного состава после тренировок в зоне с непригодной для дыхания средой.

Требования к вспомогательным помещениям

К вспомогательным помещениям относятся:

Кабинет начальника комплекса; помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Туалетную и душевую комнаты;

Тамбур и тамбур-шлюз;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к вспомогательным помещениям определяются в каждом конкретном случае исходя из решаемых задач подготовки газодымозащитников, санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда.

Требования к системе электрооборудования

Система электрооборудования комплекса должна быть выполнена в соответствии с Правилами устройства электроустановок и обеспечивать полную безопасность при их эксплуатации. Она включает в себя следующие виды освещения:

рабочее (общее и местное) - 220 В; аварийное - 220 В; эвакуационное - 220 В; ремонтное - не более 36 В.

В задымляемых помещениях, включая лестничные клетки, необходимо предусматривать аварийное освещение, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, которые улучшают видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации тренирующихся. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

Требования к системам задымления и вентиляции

Задымление должно создаваться только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожогов.

Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.

Для удаления дыма из тренировочных помещений должны быть предусмотрены три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы должна обеспечивать десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и независимому резервному источникам питания и должна обеспечивать в задымляемых помещениях в течение 2 мин с момента включения системы условия устойчивого визуального контакта.

Дополнительные требования

Помещения для тренировок должны быть оборудованы системами контроля за местонахождением тренирующихся.

Рекомендуемая ОПППП состоит из следующих снарядов: металлический фрагмент трехэтажного дома, лабиринт, подземная открытая емкость с горящей, жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием, мишень (приложение 3).

Снаряд № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г - образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки - на высоте 5,5 м и одна - на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по выдвижной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.

В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку, расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.

Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м2, разделенный на три отсека (15 м2; 7,5 м2 и 7,5 м2). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.

В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости, в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.

Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м, с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками.

Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств зашиты.

Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-400. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. НА площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный"" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 450, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15-20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая «жидкость под давлением 2-3 атм. истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачи огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Снаряд № 8 Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую под-готовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

При преодолении отделением (караулом) всей ОПППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается раз-ветвление, создается запас рукавов и боевое развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При выполнении боевого развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.

Наряду с приведенным вариантом, возможно включение в состав ОПППП и других учебных объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.

Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на ОПППП можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.

Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчивости личного состава.

Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.