По следам истории: Капитолийская волчица. Капитолийская волчица. Неизвестные факты

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

Один из главных символов Вечного города – капитолийская волчица. Скульптура животного, вскармливающего младенцев-основателей Рима, посвящается одной из главных героинь мифа о создании итальянской столицы. Хранится статуя в Капитолийском музее – отсюда происходит и название памятника. Иногда ее называют «матерью римлян». Это одна из немногих достопримечательностей, которая в научных кругах вызывает горячие споры, задает множество вопросов и оставляет историков, археологов и искусствоведов без ответов.

Предание старины глубокой

Версии о рождении двух братьев Ромула и Рэма отличаются деталями, но большинство из них сходится в целом. Так, согласно легенде, в троянском городе Альба-Лонга правил царь Нумитор. Его брат Амулий был завистлив к успехам старшего брата и решил захватил власть, а после посадить родственника в заточение (по некоторым источникам убить). Детей Нумитора, опасаясь мести, он тоже не пощадил. Так, царский сын пропал без вести, а дочь царя, Рея Сильвия, была определена в весталки с 30-летним обетом безбрачия.

Но случилось чудо и бог плодородия Марс, навестив молодую жрицу, оставил ее беременной. Через 9 месяцев Рея родила двух близнецов: Ромула и Рэма. Гнев Амулия был безграничным: молодая мать оказалась в темнице (по некоторым источникам казнена), а младенцев положили в корзину и бросили в воды Тибра. Но боги защитили малышей. Корзину с новорожденными прибило в речных зарослях у Палатинского холма, где по громкому плачу голодных младенцев нашла их волчица.

Она не только не обидела их, но как мать, выхаживала их и выкармливала своим молоком в пещере Луперкале.

Подросших детишек нашел пастух Фаустул, который давно мечтал о детях. А боги не посылали им с женой своих (или свой ребенок умер). Супруги продолжили воспитание царских внуков. Когда юноши подросли, они узнали тайну своего рождения. После чего они вернулись домой, убили вероломного Амулия, а царский трон вернули родному деду. Затем отправились в путешествие, решив по дороге создать Рим. В горячем споре о месте заложения Вечного города Ромул убил Рэма. В итоге город был основал на , в том месте, где волчица нашла корзинку с младенцами.

Легенда гласит, что событие произошло в 754 году до н. э. Рим был назван в честь Ромула (на лат. «Рим» звучит как «Рома»), который стал первым царем Латинов. На самом деле, чем глубже вникать в суть сказания, тем больше шансов потерять нить повествования, поскольку сюжеты о создателях Вечного города очень отличаются между собой. Но фактом остается следующее: с тех пор на Капитолийском холме, как символ Рима, появилась бронзовая статуя.

Мнение ученых мужей

Пожалуй, капитолийская волчица– один из немногих памятников Рима, о происхождении которого нет единого мнения. Так, словно доказывая мифическое происхождение Вечного города, в 2007 году под слоем развалин дворца императора Августа была найдена пещера, якобы в которой волчица кормила своим молоком младенцев. Забраться внутрь археологом не удалось – слишком опасен обсыпающийся грунт. Зато с помощью зондов, и фотороботов были сделаны снимки. Предполагается, что в этом гроте древние римляне проводили культовые мероприятия, прославляя двух братьев – создателей Рима. Желающие смогут посетить некоторые участки пещеры Луперкале. Название происходит от латинского слова «волчица».

Что касается возраста статуи, то и здесь не все понятно. Много веков считалось, что статуя была отлита в V столетии до Рождества Христова. Но недавние работы по реставрации опровергли эту информацию. Специалист по литью, металлу и реставрации Анна Мария Карруба утверждает, что возраст памятника датируется VII-X веком новой эры. Ее доводы основаны на способе литья. Во времена Античности сплавы делали частями, а после соединяли их. Волчица же отлита целиком.

К этой же дате пришли и российские ученые Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко. Свои сомнения на счет возраста памятника высказывал еще в XVIII столетии немецкий историк Иоганн Иохим Винкельманн. Его данные были основаны только на сравнительно-описательных свойствах волчицы.

Что касается младенцев, то их добавили намного позже – в XV столетии. Об этом говорит и совершенно другой стиль литья, и углеводородный анализ, и записи современников. Создателем волчицы считается некий Вулка, авторство младенцев уже документально приписывается флорентийцу Антонио дель Поллайо.

Есть вероятность и того, что в древности в Риме была другая статуя, о которой писал историк Тит Ливий. В его описании можно найти расхождение с современным памятником. Античная волчица смотрит на детей, взгляд современной устремлен прямо. Можно предположить, что первая статуя была утеряна.

Как выглядит достопримечательность?

Капитолийская волчица отлита из бронзы. Высота памятника составляет почти 75 см, длина около 114 см, что соотносится с натуральными размерами животного. Напряженные мышцы, хищный оскал, передние лапы упираются в землю, – внешность говорит о силе характера волчицы, заменившей мать полубогам, основавшим Рим. Завитки шерсти выстрижены, открывая под натянутой кожей ребра. Вполне реалистичным орнаментом повторяются закрученные волоски вдоль всего тела, торчат острые уши, когти впиваются в землю. Такое внимание к деталям в скульптуре было присуще работам древних римлян, любившим натурализм. Маленькие Ромул и Рэм тянутся к соскам, в которых течет живительное молоко. Тела малышей отлиты в совершенно другой манере. И это заметно даже человеку далекому от искусства.

Как увидеть статую?

Оригинал статуи находится в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Доехать туда можно на метро (линия B, остановка «Colosseo»). Далее – прогулочным шагом порядка 10 минут.

Также можно добраться до Капитолийского холма можно на одном из автобусов (№ 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628) или на трамвае №8. Остановка в обоих случаях – «Площадь Венеции».

Музей открыт каждый день с 9.30 до 19. 30, кроме государственных праздников (1 января, 1 мая и 25 декабря). В предпраздничные дни график работы сокращен до 14 часов. Стоимость входного билета составляет 15 евро, студентам и пенсионерам предусмотрены – скидки до 18% (13 евро). Дети до 12 лет проходят бесплатно. Цена входного билета включает бесплатный путеводитель по музею.

Есть ли копии у памятника?

Символ Вечного города, копию капитолийской волчицы, можно увидеть и в других местах Рима, а также других городах Италии (Пизе, Сиене). Статуя настолько полюбилась миру, что теперь ее копии украшают другие страны: США (Нью-Йорк, Цинциннати, Рим), Румынию (Бухарест, Тельмишор), Японию (Токио), Бразилию (Бразилиа), Казахстан (Алма-аты), Испанию (Сеговия), Великобританию (Сомерсет), Аргентину (Буэнос-Айрес) и Россию (Москва, станция метро «Римская» и музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина).

Вам также может понравиться:

«Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной; потом допускают, что она очевидно справедлива, но незначительна. Признают, наконец, ее истинную важность, и тогда ее противники, оспаривают честь ее открытия»

У.Джеймс

История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа». И это имеет свое ясное объяснение в теории пяти глобальных катаклизмов, одна из которых, произошла под зодиакальным знаком Близнецов. Легенда о Ромуле и Реме сообщает, что их мать - Рея Сильвия была дочерью царя Альба-Лонги, Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Чтобы у Нумитора не было законных наследников престола, его дочь Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на тридцатилетний обет безбрачия. Но на четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия родила двух братьев . Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Вот как об этом рассказывает Тит Ливий: «Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса - то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновником которому бог, - меньшее бесчестье.

Однако ни боги, ни люди не защитили, ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами, - нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи - там, где теперь Руминальская смоковница (раньше говорят она называлась Ромуловой ). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, звавшийся по преданию, Фавстулом. Он принес их к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции .

Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, - отсюда и рассказ о чудесном спасении…» . Давайте умножим объем доступной нам информации и изложим дополнительные факты, относящиеся к этой легенде. Античные комментаторы этой легенды сообщают, что корзину с детьми прибило к берегу у подошвы Палатинского холма , где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица , а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис . (В настоящее время принято считать, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийская волчица, была найдена в начале девятого века нашей эры в земле на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. ) Впоследствии волчица и смоковница стали священными для Рима. (Попутно следует сказать, что смоковница, яблоня, виноградная лоза, гранатовое дерево и пальма, в мировой мифологии служили для обозначения глобальных космических катастроф, связанных с прохождением «кометы-возмездие»)

Ларенция (мать Ларов, богов хранителей домашнего очага), - первоначально богиня Акка Ларенция. Значение названия связано с тем, что Рем и Ромул считались ларами города Рима. Ее прозвище lupa (досл. «волчица»), привело к дальнейшей рационализации мифа. Ведь латинское слово «lupa» в просторечии означает «блудница», «потаскуха», как название «кометы-возмездие». И это срывает покров с тайны легенды о Ромуле и Реме (см. ст. «Ромул»). Ведь название праздника Луперкалии (от лат. lupus-hircus «волк-козел»), во время которого приносили в жертву козлов и коз, имеет рациональное истолкование. Потому что последнее появление «кометы-возмездие» («волчица») в 1528 году до н.э., произошло, когда точка весеннего равноденствия находилась в Овне . Отсюда и народное название праздника - луперкалии («волк-козел»).

Предание гласит, что первоначально холм был назван по аркадскому городу Паллантею Паллантейским, а праздник Луперкалии связан с занесенным из Аркадии культом Ликейского (т.е. «Волчьего») Пана , лесного и пастушеского бога отождествленного с италийским божеством Инуем . А сам грот Луперкалий и смоковница на западном склоне холма Палатин обозначают эпицентр космической катастрофы. Вот что по этому поводу сообщает Плиний Старший: «Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, в Комиции, так как там путём совершения священного обряда были захоронены молнии , а особенно в память той смоковницы, которая, кормилица Ромула и Рема, первая дала кров в Луперкале этим основателям державы и которая была названа Руминалис, потому что под ней застали волчицу, кормившую младенцев своей румис (так называли сосцы),— это чудесное событие представлено в изображении из меди, которое посвятили рядом,...» «Naturalis Historiae», (книга XV, глава XX, эпизод 77)

Тит Ливий также сообщает, что эдилы братья Гней и Квинт Огульнии поставили на этом месте изображение волчицы и младенцев. Это событие датируют 296 г. до н.э.: «В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили … возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы, … «История Рима от основания города»(книга Х, 23, 12) Об этом же сообщает и Овидий: « Было там дерево, пень которого цел и поныне. Румина это, она Ромула фигой была» . Цицерон также писал о позолоченной группе волчицы с Ромулом и Ремом, поражённой молнией. Капитолийская волчица служила местом, где совершалось правосудие в Риме. Журналисты после Олимпийских игр в Риме отметили один курьез, связанный с этой скульптурной композицией. На оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. А вот на эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме, где Капитолийская волчица являлась талисманом Олимпиады, они изображены у первого и четвёртого сосца. Но при этом никто не заметил, что произошло искажение мифологической информации.

, выкормившая близнецов Ромула и Рема – эпических основателей Рима – превратилась в символ Вечного города еще в античном периоде. На прославленную бронзовую скульптуру, практически в натуральную величину (в высоту – 75 см), в настоящее время возможно посмотреть в одном из залов Капитолийского музея – во дворце деи Консерватори.


…Согласно легенде матерью Рема и Ромула была Рея Сильвия – жрица Храма Весты, которая родила мальчиков от бога Марса.

Мифологический аспект

Весталкой Рея стала не по доброй воле, а из-за элементарного предательства: ее отца Нумитора, являвшегося главой античного города Альба-Лонга, сбросил с престола младший брат Амулий. Присвоив власть, он не щепетился и с племянниками: сын Нумитора исчез непонятно куда, а его дочь Рею сделали жрицей храма, заставив дать обет безбрачия на тридцать лет.

За неповиновение весталке полагалось жестокое наказание, а младенцев по распоряжению царя уложили в корзину и скинули в реку Тибр. Но судьба помиловала малышей: корзину с братьями не утащило на дно, а прибило к берегу у Палатинского холма. Обнаружившая Ромула и Рема волчица, выкормила их своим молоком. Отсюда и пошла Капитолийская волчица.

Через определенное время братьев заметил местный пастух и воспитал их как родных детей. А с годами восторжествовала и справедливость: братья возвратилась домой и отбили трон для своего деда Нумитора.

После имели место длительные поиски свободной земли для нового города, братья повздорили и в пылу ссоры Ромул убил Рема. Сожалея о содеянном, Ромул все же основал «Вечный город» (21 апреля 753 г. до н. э) и стал первым правителем Рима.

Статуя Капитолийской волчицы с близнецами


Капитолийская волчица: статуя

О статуе Капитолийской волчицы имелись упоминания еще в античную эпоху. О ней писали древнеримский политик Марк Цицерон, который жил в первом столетии до нашей эры, и Плиний старший в своих трудах, представленных общественности в 77 году нашей эры.

Свидетельства древних удостоверяют и археологические раскопки. Среди монет Римской империи, отображающих историю и быт Древнего Рима, имеются и те, на которых показана легенда об образовании города. Например, Капитолийская волчица, выкормившая собственным молоком Ромула и Рема, показана на античных римских монетах денариях, датируемых 129 г. до нашей эры.

Та скульптура Капитолийской волчицы, которую можно видеть в настоящее время, была поставлена в Палаццо деи Консерватори по указу Папы Римского Сикста IV в 1473 году. В тот момент скульптуру Капитолийской волчицы дополнили мальчики Рем и Ромул. Бронзовые фигурки близнецов были созданы Антонио дель Поллайоло – флорентийским скульптором и живописцем.


Музей с изваянием Капитолийской волчицы располагается на Капитолийском холме в здании Палаццо деи Консерватори – в шаговой доступности от Римского Форума и Площади Венеции. От Колизея пеший променад отнимет примерно двадцать минут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на метро, надо сойти на станции Colosseo.

Публикацию про Римский метрополитен, с картой и всеми его особенностями, возможно отыскать тут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на автобусе, нужно использовать маршрутами №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Необходимая остановка – Ara Coeli-Piazza Venezia. Идет туда и трамвай №8, сойти надо на конечной остановке Venezia.

Музей со статуей Капитолийской волчицы открыт каждый день с 9.30 до 19.30; кроме 24 и 31 декабря: 9.30 – 14.00. Посетителей перестают запускать за час до закрытия.

Вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема , легендарных основателей города Рим.

Датировка скульптуры, хранящейся в Капитолийскиx музеях , спорна. Статуя длительное время считалась этрусской и датировалась по стилистическим признакам V веком до н. э. Новейшие датировки, сделанные в XXI веке, - по технологии литья, по радиоуглеродному анализу включений и другие указывают на время Высокого Средневековья (XI-XIII века н. э.).

Упоминания сходной статуи, находящейся в Риме , известны еще с времен античности , этот же сюжет изображен на множестве древнеримских монет. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

История

Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории » Плиния ; по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы».

Копии скульптуры установлены в США, Испании, Бразилии, Македонии, Румынии, Таджикистане, Швеции (в Миллесгардене (Стокгольм)), Франции (Париж) и других странах.

Пересмотр датировки

В 2006 году Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba ), специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком.

См. также

  • Химера из Ареццо - другой знаменитый образец этрусской скульптуры.

Напишите отзыв о статье "Капитолийская волчица"

Примечания

Ссылки

  • (итал.)

Отрывок, характеризующий Капитолийская волчица

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.
Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.