План конспект на тему защита прав человека. Презентация на тему "международная защита прав человека". Международная защита прав ребенка

Тема: «Права человека» 8 класс

Цели урока:

1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.

2. Познакомить их с международными документами о правах человека.

3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.

План урока:

1. Вступительное слово.

2. Права человека. Что это?

3. Международные документы о правах человека.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

5. Заключение.

Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.

Оборудование:

Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

Компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)

Тестовые вопросы для закрепления. (Приложение 2)

Высказывания на плакатах:

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)

«Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)

Выставка правовой литературы.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

Уважаемые гости, учащиеся. Наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека. (слайд 2)

Запись темы урока в тетрадь.

2. Права человека

У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться. Но прежде, чем мы дадим определение понятию «право», давайте подумаем с какими словами ассоциируется у вас это словосочетание.

Возможные ответы учащихся.

(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)

Все высказывания ваши верны. Только нужно подчеркнуть, что все эти возможности человека обеспечиваются и охраняются государством.

Вопрос к классу. А что такое свобода?

(различные высказывания)

Учитель. А теперь давайте запишем эти первые понятия.

Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.

Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом. (слайд 3)

Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?

(Возможные ответы:

чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)

Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

3. Международные документы о правах человека.

На прошлом уроке по обществознанию вы получили творческое задание. Класс был разделен на три группы. Нужно было представить, что вы находитесь на необитаемом острове. А так как человек существо (какое?) биосоциальное то вам нужно создать общество. А для создания идеального общества необходимо составить список прав его граждан. Итак, каждая группа должна представить список прав (представитель группы выходит и представляет на листе свой перечень. Учитель, просмотрев все три списка, здесь же подчеркивает те, которые повторяются. Так составляется итоговый перечень прав.). Итак, права вашего сообщества на необитаемом острове таковы: (перечислить).

А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.

Игра «Полет на воздушном шаре».

5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.

Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:

    все равны перед судом и законом;

    право на жизнь;

    право на свободу;

    право на охрану здоровья;

    свобода слова;

    свобода совести;

    право вступать в общественные организации, объединения;

    право на свободу труда;

    право на жилище;

    право на частную собственность;

    право вступать в брак;

    право на образование;

    право на собрание и митинги;

    право избирать и быть избранным.

Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).

Вопросы для обсуждения игры.

– Почему вы оставили именно эти 2 права?

(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.

Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)

А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).

– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной, так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)

– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)

– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)

– Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)

– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)

– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)

– 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»

Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов

С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.

Сообщение 1. (слайды 10-14)

Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.

Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1966г. декларация была дополнена 2 документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.

Сообщение 2. (слайды 15-27)

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

Сообщение 3 (слайды 28-31)

Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.

Назовите их?

(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.)

Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)

Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)

1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.

3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.

4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении

4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

Учитель. А теперь давайте поработаем с документами.

У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…

Задание классу.

(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)

Вопрос к классу.

Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .

Учитель. Сколько статей содержит декларация?

Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?

Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.

Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?

Ответ. О свободе выражения своего мнения.

Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.

Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?

Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.

Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)

Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинресен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся)

Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)

5. Заключение.

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.

Приложение 1

Компьютерная презентация

Приложение 2

Вопросы к теме «Права человека»

    Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.

      Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.

      Свобода есть право делать все, что позволено законом.

      Свобода есть независимость от заветов Бога.

      Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.

      Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

    Выбери правильный ответ.

А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.

Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

      Верно только А;

      Верно только Б;

      Верны А и Б;

      Неверны и А и Б.

    Ответьте на вопросы «да» или «нет».

      Демократия означает народовластие.

      Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.

      Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.

      Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.

      Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

      В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

      Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.

      Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.

      В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.

Право, 10 класс

Урок №16. Защита прав человека в государстве

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие суды существуют в РФ?

2. Что нужно знать тому, кто хочет обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Глоссарий по теме:

Правосудие - рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел.

Юрисдикция - полномочия государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица с точки зрения их правомерности, применять юридически санкции к правонарушителям.

Подсудность - свойство дела, определяемое его признаками, зависимости от которых оно должно рассматриваться конкретным судом.

Судебная инстанция - звено (орган) в судебной системе с определённой компетенцией.

Апелляция - одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.

Кассация - 1) обжалование и опротестование судебных постановлений (за исключением постановлений Верховного суда РФ) вступившего в законную силу 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Исковое заявление - письменный документ, который потерпевший направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов.

Истец - лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав и интересов.

Ответчик - лицо, привлекаемое к рассматриваемому в суде делу в связи с предъявленным ему истцом требованием.

Доказательство - любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие правонарушения.

Ключевые слова : Судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; военные суды; мировые судьи; Верховный Суд РФ; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 167-190 c. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем , что из себя представляет судебная система РФ

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов судебной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудию можно отнести:

Принцип законности (Осуществление правосудия только судом);

Принцип единства судебной системы РФ;

Принцип осуществления правосудия только судом;

Принцип равенства всех перед законом и судом;

Принцип независимости судей (подчинение их только закону);

Принцип презумпции невиновности;

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда;

Принцип состязательности сторон (в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.);

Принцип открытости судопроизводства;

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Принцип обязательности судебных решений;

Принцип государственного или национального языка в судах.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ.

Суды субъектов РФ.

Городские (районные) суды.

Мировые суды.

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов.

Арбитражные суды округов.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ.

Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Районные суды.

Военные и специализированные суды.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (суды) субъектов РФ.

Мировые судьи

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу.

Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве :

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Это высший орган судебной власти по защите Конституции РФ. Его основная задача - следить, чтобы вес издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ.

К компетенции Конституционного Суда РФ относится:

Проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);

Рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;

Толкование Конституции РФ;

Проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, разделённых на две палаты. Председатель Суда и председатели палат избираются из числа судей Конституционного Суда РФ на основе тайного голосования. Судьи назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Судьёй Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Полномочия судьи не ограничены определённым сроком. В субъектах Федерации имеются свои конституционные (в республиках) и уставные {в других субъектах) суды, призванные обеспечивать соответствие принимаемых в субъектах Федерации законов конституциям и уставам.

Все граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционные права нарушены в действующих законах. Граждане, не достигшие 16 лет или недееспособные, не могут самостоятельно обратиться в такой суд. От их имени с жалобой должны обращаться законные представители.

Систему судов общей юрисдикции, осуществляющих судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, разрешению экономических споров, возглавляет Верховный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации действуют верховные (в республиках), областные, краевые суды, суды автономных округов, автономной области и городов федерального значения. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района.

Кроме того, существуют Военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

Вышестоящим по отношению к судам субъектов Федерации является Верховный Суд РФ. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъясняет вопросы судебной практики и имеет право законодательной инициативы. Кроме того, он выступает как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным делам.

В составе Верховного Суда работают 170 судей, отобранных специальной квалификационной коллегией. Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое было самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ. Верховный Суд имеет полномочия по разрешению экономических споров.

Решения судов могут пересматриваться. Заинтересованные лица в соответствии с законом вправе обжаловать то, с чем они не согласны. Для этого предусмотрены апелляция и кассация.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Определите полномочия конституционного суда РФ

Вводное слово учителя по новой теме:

Кто и как гарантирует права человека?

Основные права и свободы человека

и гражданина закреплены в Конституции РФ
(Слайд 2).

Для того чтобы они реализовывались

в жизни, необходимы гарантии со стороны государства к ним мы отнесем:
политические, материальные, организационные и юридические гарантии
(слайд 3).
Найдите в учебнике определения политических, материальных, организационных, юридических гарантий и карандашиком пометите их
2 минуты на эту работу

Способы защиты прав человека внутри страны — это национальный уровень.
Более высокий уровень — региональный- механизмы защиты прав человека дли

определённой группы стран, для региона мира.
Самый высокий уровень -

общемировые механизмы защиты прав и свобод человека. Этот уровень называется международным.

Национальный уровень гарантий. К нему относятся все существующие

внутригосударственные юридические гарантии обеспечения прав и свобод

граждан.

Внутригосударственные юридические гарантии можно подразделить

на две большие группы: гарантии реализации прав и гарантии защиты прав

(см. таблицу).
В чём вы видите разницу между гарантией реализации прав и гарантиями

их защиты?

Целый ряд конституционных гарантий касается защиты человека от

правонарушений, а также от необоснованных обвинений в совершении проступков

и преступлений.
Основным принципом защиты человека от незаконного

обвинения и наказания является принцип презумпции невиновности,

закреплённый в ст. 49 Конституции РФ.(слайд 4)
Гарантиями прав лица, обвинённого

в совершении преступления, являются право на рассмотрение его

дела судом присяжных (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ)(слайд 5)
запрещение суду использовать

доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 2 ст. 50

Конституции РФ).(слайд 6)
В демократическом государстве права и свободы одного человека ограничиваются

прежде всего правами и свободами других людей.

Какие именно конституционные права граждан нарушили молодые люди?

Какой вид юридических гарантий прав человека реализовался в этой

ситуации?

Дополнительные средства зашиты прав человека
Вспомните, чем занимается Уполномоченный по правам человека.

Согласно закону деятельность Уполномоченного дополняет существующие

средства защиты прав и свобод граждан. Обращаться к нему с жало

бой можно, если перед этим вы уже обращались по вашему делу к вышестоящему

начальнику или в суд. Уполномоченный по правам человека

принимает жалобы на деятельность органов власти, за исключением законодательных.
Однако и Уполномоченный по правам человека не последняя инстанция,

куда можно обратиться для защиты своих прав. Статья 46 Конституции

России гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами

Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы

по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты». О международной защите

прав человека вы прочтёте в следующем параграфе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

н.п. Высокий, Мурманской области

Конспект урока по обществознанию
в 8 классе

«ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

подготовила:


Титова Лариса Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13, н. п. Высокий Мурманская область

2013-2014 учебный год

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

Цель: познакомить учащихся с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации. Задачи: - сообщение знаний о путях и формах обеспечения условий реализации правового статуса личности; - воспитание уверенности в справедливости норм права и морали; -воспитание достойного поведения; - формирование навыков бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций. Интерактивные стратегии.
    Разминка «Доброе утро». Работа в малых группах (РМГ). Игра «Аплодисменты».
Дидактический материал. 43. таблица «Защита прав». 44. плакат «Пирамида Джозера». 45. плакат «Защищают права и свободы». 46. номера для «Пирамида Джозера». 47. карточки для РМГ. Конституция РФ. (извлечение) Статья 45.
    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Начните урок с игры-разминки «Доброе утро» Инструкция. По желанию учеников по очереди, получив в руки «микрофон», каждый имеет возможность поприветствовать свих одноклассников и рассказать о том, что его радует в это утро, что ему хочется сделать, какое у него настроение. Рассказ начинается со слов: «Доброе утро…». Обратите внимание на детей, которые пришли в школу явно без настроения. Мозговой штурм: Кто и что может нарушить права и свободы человека? Правам и свободам человека угрожают как природные катаклизмы, так и деятельность самого человека. Жизнь человека и окружающий его природы в его руках, и надо научиться быть ответственным перед собой и окружающим его миром. Нарушая общественные законы и закона. Одним из самых чудовищных нарушений прав и свобод человека является война. Один человек и даже государство не в силах справиться с этой бедой. МИР Нет, слово мир останется едва ли, Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

В. Берестов.

Провозгласить права и свободы- это еще недостаточно. Нужно обеспечить права и свободы, защитить их.

Вопросы для обсуждения.

    Как можно его защитить?

    Какую опасность несет война?

    Что значит «миролюбивый человек»?

    Какие качества нужно воспитывать в себе каждому, чтобы жить в согласии с окружающими нас людьми и природой?

    Назовите международные организации для защиты прав и свобод.

Работа с таблицей «Защита прав».

Учитель методом мозгового штурма выясняет у учащихся тех, к кому чаще всего по закону нужно обращаться за защитой прав. При этом ведется запись в первую колонку на доске. Во вторую колонку записываются затем случаи, которые подтверждают правозащитные или правоохранительные функции данных лиц:

Куда обратиться?

Упражнение «Пирамида Джозера».


Расположите по степени значимости от основания до вершины пирамиды номера следующих субъектов защиты прав и свобод, используя плакат на доске. Защищают права и свободы:

    Правовое государство; Международный суд в Страсбурге; Крепкое здоровье, мускулы, напористость; Комиссия и Центр по правам человека при ООН; Правовая культура и правовая грамотность; Справедливый суд в стране; Счастье, любовь и понимание в семье; Экономическая стабильность; Волевые качества личности, активное участие в своей судьбе; Законопослушность граждан; Строгие порядки в тюрьмах; Адвокаты, прокурор; Покой, мир и общественное согласие; Режим законности; Хорошо обученная милиция.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

ИНСТРУКЦИЯ.

Шаг 1. Раздайте участникам тренинга на каждую группу из 4-5 чел. Материалы для размышления. Пусть ребята в течение 5-6 мин. Подберут доказательства того места, которое они выбрали на этажах пирамиды Джозера для своего материала. Обращайте внимание на перечень субъектов защиты прав и свобод человека. В этом перечне они найдут соответствие своему материалу на карточке. Шаг 2. По очереди выступают представители каждой группы. Организуйте метод «Раунд Робин», т. е. выступления групп следуют друг за другом, пока не исчерпаны все аргументы. Не допускайте полемики между группами. Каждый имеет право на слово. Шаг 3. Вы можете менять в процессе обсуждения номера на плакате с пирамидой, не навязывайте участникам свое мнение. Не делайте выводов. Поблагодарите за умение демократично вести себя.

КАРТОЧКА № 1

КАТОРГА Колонна вновь прибывших каторжан еще долго втягивалась в распахнутые ворота острога, минуя арку, на которой было начертано: «Александровская каторжная тюрьма». Вдоль коридоров тюрьмы – обширные камеры с нарами, в несколько этажей: двери камер окованы железом. Возле печи – параша, ведра в три: На окнах камер – решетки. По диагонали камер протянуты веревки для сушки белья. На узенькой полке выстроились кружки, кошелки для еды и чайники. Стоял непереносимый на первых парах для вновь прибывших запах тюрьмы. Жалкие парни, отверженные и забитые, лезли под нары – в слякоть и грязь, в нечистоты обитателей камеры. А ведь они тоже были людьми! Их нежно растили матери, показывали врачам, причесывали их кудри гребешком, они бегали в школы, влюблялись, трепетали от первого поцелуя, а теперь… Теперь из под нар выглянет лицо бывшего человека, испуганно оглядит всех и снова скроется во мрак отбросов каторги… В. Пикуль, «Каторга» 1. какие чувства вы испытали, прочитав отрывок о нравах и порядках в тюрьмах царской России? 2. как вы считаете, может, стоило сохранить такие порядки и в сегодняшних местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?

КАРТОЧКА № 2

АНАТОЛИЙ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ

Анатолий Бауэр – инвалид детства. Его мама Лидия Дмитриевна говорит, что врожденный артрогриппоз последствия гриппа, перенесенного во время беременности. Плюс к этому осложнения при родах. Несколько сложных операций, проведенных еще в детстве, так и не вдохнули жизнь в мышцы рук и ног. Они по прежнему бездействуют. В квартире он ползает, а на прогулку на улицу Анатолия вывозят в инвалидной коляске. Но у парня хватило сил и мужества окончить среднюю школу на пять, он начал рисовать. Сбылась его мечта работы выставлены на всеобщее обозрение. Анатолий, сжав зубами кисть, продолжает рисовать.
    Как Анатолию удалось защитить свои права на свободу творчества, на индивидуальность, на достоинство, на образование?

КАРТОЧКА № 3

Р. убивал беззащитных старичков и детей с целью грабежа. Приговоренный к пожизненному заключению, он постоянно подает жалобы на нарушение его прав и свобод: то требует диетического питания, то требует фруктов, то ему хочется свиданий с родственниками. 1. Почему Р. Ограничен в своих правах и свободах? 2. Какой из перечисленных в списке на плакате факторов он игнорировал?

Используемая литература:

    Конституция РФ, 1993г.

    Конвенция о правах ребенка

    Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.

    Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.

Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».