Периодизация античной философии. Античный период развития науки

Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь в 7-6 вв. до н.э. родилась европейская философия. Древнегреческая культура породила демократическую форму организации общественно-политической жизни. Полисы (города-государства) были устроены на принципах независимости не только от внешнего, но и от внутреннего властителя, что исключало обожествление власти. Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием науки, риторики, логики. В отличие от восточной философии, для древнегреческой философии характерно понимание человека как свободного, независимого индивидуума, творческой индивидуальности . Приоритетной стала такая характеристика человека, как разум .

Основные этапы развития античной философии:

1).Натурфилософский, или досократический, период (VII-V вв. до н.э.). Основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.

Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).

2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.

Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); возникают материализм (учение Демокрита об атомах как основе мира) и идеализм (учение Платона об идеях как основе мира); интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветитель­ская деятельность (софисты и Сократ).

3).Эллинистический период (конец IV-II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью гре­ков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.

Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Пла­тона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.

Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного чело­века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).

4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.); близость философии, философов и государственных институтов (Се­нека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государ­ства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их пре­вращение в средневековую христианскую философию.

СОФИСТЫ И СОКРАТ

Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием риторики и логики. В др. Греции приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством . Демократическая форма организации общественно-политической жизни древней Греции, непосредственное участие граждан в управлении делами государства создали благоприятную атмосферу свободной критики, обмена мнениями, дискуссий. Это сделало востребованными культуру мышления и речи, умение логично излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Софисты (мудрецы, искусники) – учителя риторики и «мудрости»; за плату обучали искусству красноречия. В центре их внимания уже не вопросы о первоначале и строении космоса, а вопросы практического влияния на мнение людей, способности доказательства или опровержения. Софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, незыблемых истин нет, все знания относительны и можно доказать или опровергнуть все что угодно. (Протагор: о любой вещи можно высказывать различные, даже противоположные, мнения, и все они равноправны и истинны. «Человек есть мера всех вещей…».) Софисты утверждали неразличимость добра и зла, ставили под сомнение существование богов, справедливость законов государства, разумность решений, принимаемых на демократических собраниях.

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.) – ученик софистов; принял их иронию, но отверг их релятивизм и скептицизм. Человек, по Сократу, может отличать более обоснованные и приемлемые суждения от менее обоснованных, менее приемлемых. Это возможно посредством преодоления наивной веры в непогрешимость своего мнения при диалоге, обсуждении,споре. Сократ называл свой метод «майевтикой» (повивальное искусство, родовспоможение) и «диалектикой» (умением вести беседу, спор). Девиз Сократа – «Познай себя». Сократ развивал «этический рационализм» (причиной дурных действий человека является его незнание истины, блага). Сократ был учителем Платона.

Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил значительно более интенсивно, чем в странах Древнего Востока, и последствия его как в экономической, так и в социально-политической сферах были более радикальными. Интенсивное развитие разделения труда, возникновение новых сложных сфер жизнедеятельности, бурное развитие торговли и торгово-денежных отношений, мореплавание и судостроение потребовали для своего осуществления многочисленных позитивных знаний, с одной стороны, и выявили ограниченность религиозно-мифологических средств регулирования общественной жизни, с другой.

Рост греческой экономики в указанный период вел к увеличению числа колоний, росту народонаселения и его концентрации в городах, способствовал росту удельного веса рабства и рабского труда во всех сферах хозяйственной жизни, усложнению социальной структуры и политической организации Греции. Динамическая и демократическая полисная организация вовлекала в сферу политической деятельности массу свободного населения, стимулировала социальную активность людей, с одной стороны требовала, а с другой – инспирировала развитие знаний об обществе и государстве, психологими человека, организации социальных процессов и управления имим.

Все выше отмеченные факторы вместе способствовали интенсивному росту позитивных знаний, ускоряли процесс интеллектуального развития человека, формирования у него рациональных способностей. Ождалась и широко применялась в социальной практике процедура доказательства и обоснования, чего не знал Древний Восток и без чего невозможна наука как специализированная форма познавательной деятельности. Логически доказанные и рационально обоснованные знания приобретали статус социальной ценности. Эти изменения разрушали традиционные формы организации общественной жизни и требовали от каждого человека новой жизненной позиции, формирование которой не могли обеспечить старые мировоззренческие средства. Возникает острая потребность в новом мировоззрении, создаются необходимые и достаточные предпосылки его рождения. Таким мировоззрением и становится философия, сформировавшаяся в древней Греции в VII – VI вв. до н.э.

Периодизация античной философии

Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим. Главным объектом философского исследования на этом этапе была природа, а целью познания – поиск первоначальных оснований бытия мира и человека. Эта традиция выводитьразнообразный мир из единого источника была положена философами Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), продолджена в творчестве знаменитого греческого диалектика Гераклита Эфесского и представителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) и достигла своего натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. В конце VI – начале V вв. до н.э. под влиянием противоречий, возникающих в процессе поиска субстанции как основы всего сущего, элеаты переориентируют философию на умозрительный анализ бытия. Они выявили ограниченность чувственных представлений о строении мира и предложили различать и отделять суждения, основанные на чувствах, от истины, которая достигается с помощью разума. Элеаты трансформировали космологическую ориентацию натурфилософии в онтологию.

Отличительными чертами античной натурфилософии являются космоцентризм, онтологизм, эстетизм, рационализм, архетипичность. Мир здесь предстает как упорядоченный и рационально организованный космос, которому всеобщий закон-Логос придает единство, симметрию и красоту и этим превращает его в объект эстетического наслаждения. Предназначение же человека видят в том, чтобы с помощью разума познать истоки этой космической красоты и организовать свою жизнь в соответствии с нею.

Второй этап продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. и получил название классической античности. Начало этому этапу было положено софистами , которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Софисты – родоначальники антропологической традиции в античной философии. Главной проблемой у софистов становится человек и формы его присутствия в мире. “Человек – мера всех вещей” – в этих словах Протагора отражена суть упомянутой переориентации. Нельзя претендовать на познание мира, предварительбно не познав человека. Мир всегда ности те черты, которые приписывает ему человек, и только относительно человека мир приобретает смысл и значение. Нельзя рассматривать мир вне человека, без учета его уелей, интересов и потребностей. А поскольку эти цели, интересы и потребнности постоянно меняются, то, во-первых, не бывает окончательного, абсолютного знания, а во-вторых, эти знания имеют ценность только в рамках практического успеха и только ради достижения его. Польза, которую может принести человеку знание, становится целью познания и критерием истинности его. Принципы философской дискуссии, техника логической аргументации, правила красноречия, пути достижения политического успеха – вот сфера интересов софистов.

Системность этой тематике придает Сократ. Он соглашается с софистами в том, что сущность человека необходимо искать в сфере духа, но не признает их релятивизм и гносеологический прагматизм. Цель человеческого существования – общественное благо как препосылка счастливой жизни, ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Ведь только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Сократ создал фундамент моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”.

Эта сократическая традиция нашла свое продолжение не только в так называемых сократических школах (мегарцы, киники, киренаики), но прежде всего в творчестве его великих последователей Платона и Аристотеля. Философские взгляды Платона инспирированы рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Как, с точки зрения Сократа, в сфере морали человек ищет образцы добра и справедливости, так, по мнению Платона, он ищет и все другие Идеи ради постижения мира, те Универсалии, которые делают доступными для понимания хаотичность, текучесть и разнообазие эмпирического мира и которые вместе образуют истинный мир сущего. Они – причина предметного мира, источник космической армонии, условие существования разума в душе и души в теле. Это мир подлинных ценностей, нерушимого порядка, мир, независимый от человеческого произвола. Это делает Платона основателем объективного идеализма, философского учения, согласно которому мысли и понятия существуют объективно, независимо от воли и созания человека и являются причиной и условием существования мира.

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он не только систематизировал накопленные античностью знания, но и разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Та система категорий, которую разработал Аристотель, на протяжений всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму, а ее влияние на европейскую философскую традицию невозможно переоценить. Философия Аристотеля, благодаря ее глубине и системности, на долгие аремена определила направления развития философского мышления. Можно сказать, что без Аристотеля вся западная философия, теология и наука развивались бы совсем иначе. Его энциклопедическая философская система оказалась настолько значительной и важной, что вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия, но не бытия как “вот того” или “вот этого”: конкретного человека, конкретной вещи, конкретной мысли, а бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее, как единство материи и формы, есть субстанция. Становление субстанции является процессом перехода от материи как “бытия потенциального”, к форме как “актуальному бытию”, который сопровождается снижением потенциальности материи посредством детерминации ее формой. Эта актуализация потенциальности осуществляется посредством действия четырех видов причин: материальной, формальной, деятельной и целевой (финальной). Все четыре причины стремятся к самореализации. Это дает основание характеризовать учение Аристотеля как концепцию динамической и целесообразной природы. Она не просто существует, а стремится к чему-то, чего-то желает, ею движет Эрос. Вершиной этого процесса является человек. Его отличительбная черта – мышление, с помощью которого он соединяет в своем разуме все и всему придает форму и единство и достигает общественного благополучия и всеобщего счастья.

Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Полисная демократическая Греция вступила в полосу длительного и тяжелого системного кризиса, который завершился не только падением полисной демократии, но и крахом рабовладения как системы. Непрестанные войны, экономические и политические кризисы делали жизнь невыносимой, ставили под сомнение классические античные ценности, требовали новых форм социальной адаптации в условиях политической нестабильности.

Эти события отражены в философии третьего, заключительного этапа истории античной философии, получившего название эллинизма (конец IV ст.. до н.э. – V ст. н.э.). Затяжной социально-политический и экономический кризис привел к радикальной переориентации философии. В эпоху войн, насилия и грабежей людей менее всего интересуют вопросы о первоначалах мира и условиях его объективного познания. Находящееся в глубоком кризисе государство неспособно обеспечить благосостояние и безопасность людей, каждому приходится самому заботиться о своем существовании. Вот почему философия отказывается от поисков всеобщих принципов бытия и обращается к живому конкретному человеку, не представителю полисной целостности, а индивиду, предлагая ему программу спасения. Вопрос о том, как упорядочен мир, здесь уступает место вопросу о том, что должен делать человек для того, чтобы выжить в этом мире.

Морально-этическая проблематика, ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм – вот отличительные черты, которые объединяют многочисленные и очено разные школы в единый феномен, называемый эллинистической философией. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни. Не стремись к большему, ибо чем больше имеешь, тем больше потеряешь. Не сожалей об утраченном, ибо оно уже не вернется, не стремись к славе и богатству, не бойся бедности, юолезней и смерти, ибо они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению жизни, стремись к счастью с помощью моральных рассуждений и интеллектуального тренинга. Тот, кто не боится никаких потерь в жизни, становится мудрецом, счастливым и уверенным в своем счастье человеком. Его не пугает ни конец света, ни страдания, ни смерть.

Чем глубже становился кризис античного (уже римского) общества, тем более очевидным становился скептицизм, недоверие к рациональному освоению мира, нарастал иррационализм и мистицизм. Греко-римский мир оказался под влиянием различных восточных и еврейских мистических влияний. Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его наиболее известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были разработаны идеи, которые, с одной стороны, выводили философию за пределы античной рационалистической традиции, а с другой – служили интеллектуальной основой для раннехристианской философии и средневековой теологии.

Таким образом, античной философии, история развития которой охватывает целое тысячелетие, свойственны следующие черты6

1)космоцентризм – мир предстает как упорядоченный космос, принципы и порядок существования которого совпадают с принципами организации человеческого разума, благодаря чему возможно рациональное познание его;

2)эстетизм,в соответствии с которым мир воспринимается как воплощение порядка, симметрии и гармонии, образец красоты, к жизни в согласии с которой стремится человек;

3)рационализм, согласно которому космос преисполнен всеохватным разумом, придающим миру цель и значение и доступен человеку при условии, что он сосредоточен на познании космоса и развивает свои разумные способности;

4)объективизм, который требовал в познании руководствоваться естественными причинами и решительно и последовательбно исключать антропоморфные элементы как средства объяснения и обоснования истины;

5)релятивизм как признание относительности наличных знаний, невозможности конечной и окончательной истины и как требование критики и самокритики как необходимых элементов познания.

Основные этапы
развития Античной
философии

Философия Древней Греции и Древнего Рима

Античная философия – совокупность
учений, развивавшихся в Древней
Греции и Древнем Риме с конца VII в.
до н.э. и до VI в. н.э.
Натурофилософский
(досократичексий) период VII – V вв.
до н.э.
Классический (сократический) V – IV
вв. до н.э.
Эллинистический IV в до н.э. – VI в.
н.э.

1) Натурофилософия

Зарождение философии происходит в греческих полисах
(городах-государствах) Малой Азии.
Главная черта натурофилософского этапа –
космоцентризм. Основной вопрос – о первоначале (из
чего всё возникло и куда всё уходит).
Пытаясь установить первоначало сущего, мыслители
выходят на уровень абстрактных понятий (субстанция,
материя, мышление, душа и др.).
Растёт категориальный аппарат, и развивается абстрактнотеоретическое мышление.

Милетская школа

Фалес (624-548 гг. до н. э.)
философ, математик,
астроном.
«Всё есть вода»: всё
образуется из воды путем её
затвердевания /замерзания,
а также испарения; при
сгущении вода становится
землей, при испарении
становится воздухом.
Причина образования/
движения - дух,
«гнездящийся» в воде.
(Вода – аналогия.
Первовещество обладает
понятными человеку
свойствами воды).

Милетская школа.

Анаксимандр (610-540 гг. до
н.э.) Источник
происхождения всего сущего
– некое бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон (беспредельное) которому присуще
непрерывное движение.
Апейрон - неопределённое,
беспредельное и
бесконечное
первовещество;
бескачественная материя.

Милетская школа

Анаксимен (585-525 гг. до
н.э.) Первооснова мира –
воздух.
Мир возникает из
«беспредельного» воздуха,
и всё многообразие вещей
есть воздух в различных
своих состояниях.
Воздух – начало и тела, и
души; боги также
происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть
дыхание.

Гераклит (544-483 гг. до н. э)
Огонь есть начало,
первоначальная
материальная причина мира,
живая и разумная сила.
Логос - разумный принцип,
управляющий миром; вечная
и всеобщая необходимость,
устойчивая закономерность,
закон перехода из небытия
в бытие.
(Огонь важен скорее как
символ, нежели как
первоэлемент – аналогия с
золотом: «Под залог огня
все вещи, и огонь [под
залог] всех вещей, словно
как [под залог] золота -
имущество и [под залог]
имущества - золото»).

Пифагорейцы

Пифагор (570-490 гг. до н. э.) В основе всего – число, как определение
соотношения вещей в Космосе.
Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное)
организовано числом и пределом. Познать мир - значит познать
управляющие им числа.
(Освобождение души путём нравственного и физического очищения с
помощью учения о круговороте переселений души - метемпсихозе.
Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или
животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права
вернуться обратно на небеса).

10. Элейская школа

Ксенофан (570 – 478 гг. до н.э.)
Всё есть одно.
Бог внутренне присущ миру. Бог –
это природа (пантеизм –
обожествление природы). Он
причина всего конечного,
высшее единство в основе
которого – мысль. Мысль бога
движет миром, как мысль
человека движет телом.
Парменид (540/515 - 470 гг. до
н. э.) развивает понятие
пантеистического мира-бога
в понятие бытия,
неделимого и неизменного.

11. Элейская школа

Зенон (490 - 430 гг. до н. э.) Развивал
учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их
движения и доказывая немыслимость чувственного
бытия вообще.
Апория - трудноразрешимая проблема, неразрешимое
противоречие (апории «Дихотомия», «Ахилл и
черепаха», «Стрела»).
(Зенон не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо
само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и
бесконечности бытия. Единое бытие противостоит
чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению).

12. Метафизический материализм. Атомисты

Левкипп (V век до н. э.) ввёл
понятия атома («неделимого») как
мельчайшей невидимой частицы, и
понятие пустоты, в которой атомы
движутся. Создал учение о
детерменизме
(«ни одна вещь не происходит
попусту, всё по необходимости»)
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) в
основе всего лежит атом –
неделимая частица вещества,
обладающая истинным бытием, не
разрушающаяся и не возникающая.
Он лишён содержания но имеет
определённую форму и величину.

13. 2) Классический период

В классический период натурофилософию и
космоцентризм оттесняют этика и
антропоцентризм. Познание и объяснение
действительности начинается не с макрокосма
(вселенной), а с микрокосма – человека.

14. Софисты

«Учителя мудрости», платные преподаватели красноречия.
Главное не истина, а искусство побеждать в спорах.
Продемонстрировали переменчивость, неоднозначность
понятий об образах действительности, относительность
истины, используя т.н. софизмы –рассуждения,
кажущиеся правильными, но содержащие скрытую
логическую ошибку и служащие для придания видимости
истинности ложному утверждению.
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они не
существуют»;
«Все есть таким, каким оно кажется нам»;
«О всяком предмете можно сказать двояко и
противоположным образом».

15. Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)
Философия – учение о том, как следует жить. Поэтому её
объект прежде всего человек, а затем всё остальное.
Исходная установка: «Познай самого себя» - поиск
знания и добродетели.
Метод познания – диалектика – искусство достижения
истины посредством рассуждения, диалога, спора.
Диалектика=
ирония+майевтика.

16. Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)
Создатель системы объективного идеализма – учения об
эйдосах.
Эйдос (идея)
Изменчивый мир вещей – проекция вечного мира идей в наших
умах. Любая вещь является лишь отражением своей идеи,
может стремиться к ней, но никогда не достигнет её.
Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого
космоса.

17. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику, физику, поэтику.
Бог – некоторая сущность, вечная неподвижная и отделённая от
чувственных вещей, которая является их Перводвигателем,
формой и целью.
Истинное знание, согласно Аристотелю,
достигается не с помощью чувственного
восприятия или путем опыта, а благодаря
деятельности ума, который обладает
необходимыми способностями для
достижения истины.

18. 3) Эллинистический этап

Кризис античного общества стал проявляться с IV в. до н.э.
Основные проблемы – этические. Мыслители искали
ответы на вопросы: Как жить? Как выжить? Что такое
счастье?
Особенности:
Скептицизм
Мистицизм
Морализаторство
Эклектизм (смешение стилей, направлений)
Этап стал мостом между древностью и средневековьем.

19. Эпикуреизм

Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Эвдемонизм. Цель философии –
помочь человеку обрести счастье.
Для достижения счастья необходимо:
Отказаться от потребностей (потребности влекут страдания);
Атараксия (спокойствие души, избавление от страхов);
Дружба (уход в
частную жизнь).
«Не бойся смерти: пока ты
жив - её нет, когда она
придёт, тебя не будет».

20. Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм

Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.)
Стоицизм
Основной тезис: «Жить, согласно с природой, и это то же
самое, что жить согласно добродетели». Ориентир не на
приятную, а на праведную жизнь.
Мир это живой организм, управляемый Логосом
(божественным законом). Человеческая судьба является
проекцией логоса, поэтому не нужно спорить с судьбой и
её испытаниями.
«Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также
и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе,
и радость, и другие чувства».
Эпиктет

21. Скептицизм

Философское направление,
выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления,
особенно сомнение в
надёжности истины.
Пиррон: «Ничто в
действительности не является
ни прекрасным, ни
безобразным, ни
справедливым, ни
несправедливым, так как в
себе все одинаково
(безразличное), и поэтому оно
не в большей степени одно,
чем другое».

22. Кинизм

(«собачья философия»)
основатели Антисфен, Диоген:
наилучшая жизнь заключается
в избавлении от условностей и
искусственностей, в свободе от
обладания лишним и
бесполезным.
Основные принципы:
Аскесис – ограничение
потребностей;
Апедевсия – отстранённость от
культуры и общества;
Автаркия – способность к
независимому существованию.
«Торжество над самим собой есть
венец философии».
Диоген

23. Особенности античной философии

Космоцентризм;
Натурофилософский характер;
Синкретичность научно-философского знания;
Разработка понятийно-категориального
аппарата и основополагающих концепций
(типов философских систем);
Этическая направленность (этика
добродетелей, а не долга и ценностей);
Функциональность (философия призвана
помочь людям в реальной жизни).

Термин античность (от лат. Antiquus-древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С. Я. Лурье в 30-х годах ХХ века.

Своим появлением наука обязана стремлением человека к повышению производительности своего труда и, в конечном итоге, уровня жизни. Постепенно, еще с доисторических времён накапливались знания о природных явлениях и их взаимосвязи.

Одной из первых наук стала астрономия, результатами которой активно пользовались жрецы и священнослужители. В число древних прикладных наук входили геометрия - наука о точном измерении площадей, объёмов и расстояний - и механика. В состав геометрии входила и география.

В Древней Греции к VI в. до н. э. сложились наиболее ранние теоретические научные системы, стремившиеся объяснить действительность набором основных положений. В частности, появилась широко распространившаяся на территории Европы система первоэлементов, а философы Левкипп и Демокрит создали первую атомистическую теорию строения вещества, впоследствии развитую Эпикуром. Долгое время наука не была в полной мере отделена отфилософии, а была ее составной частью. Однако уже древние философы выделяли в составе философии космогонию и физику: системы представлений о происхождении и устройстве мира соответственно.

Один из ярчайших представителей древнегреческой философии является Аристотель. Проведя огромное количество наблюдений и составив весьма подробное описание своих представлений о физике и биологии, он тем не менее не проводил экспериментов.

До эпохи научных революций считалось, что создаваемые человеком искусственные условия опыта не могут дать результатов, которые бы адекватно описывали явления, происходящие в природе.

Понятие античной науки

Среди ученых-науковедов наблюдаются две крайние точки зрения в самом понятии науки, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Первая точка зрения говорит о том, что наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI-XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук - процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы пред вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.

Прямо противоположную картину мы обнаруживаем в Греции. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян в отношении знания того, что происходит на небе, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

Признаки и специфика античной науки

Существуют четыре основных признака античной науки. Эти признаки также являются признаками ее отличия от ненауки предшествующей истории:

1. Наука, как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей, средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний;

2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания;

3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний;

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений можно найти в ней черту принципиально отличающую ее от науки Нового времени. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент - экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени - Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, - такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии - наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII вв. заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.

В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники - не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки.

Специфика античной науки на примере математики

В эпоху античности уровень развития математики был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет. История математики в Древней Греции, включая эпоху эллинизма, делится на четыре периода:

- Ионийский период (600-450 до н.э.):

В результате самостоятельного развития, а также на основе определённого запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании Математики как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от её длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объёма конуса и пирамиды. Для математической мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях;

- Афинский период (450 – 300 до н.э.):

Развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых были геометрия и алгебра. Целью геометризации математики, в сущности, был поиск решения чисто алгебраических задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрических образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась математика, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых математических величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины. Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин;

- Эллинистический период (300 – 150 до н.э.):

В эпоху эллинизма, античная математика достигла высшей степени развития. В течение многих столетий основным центром математических исследований оставался Александрийский Мусейон. Около325 до нэ Евклид написал сочинение «Начала»(13 книг). Будучи последователем Платона он практически не рассматривал прикладные аспекты математики. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учёными западной Европы в 17 веке новой математики переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внёс в разработку математических проблем. Он приблизился к анализу бесконечно малых величин. Наряду с широким использованием математики в прикладных целях и применением её для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества.

- Завершающий период (150 – 60 до н.э.):

К самостоятельным достижениям римской математики можно отнести лишь создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной математики на заключительном этапе внёс Диофант. Использовав, видимо, данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических исчислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.



РЕФЕРАТ

Этапы развития античной цивилизации

Чита - 2009г.

Введение

Под античной культурой понимается культура древних Греции (с I тыс. до н.э.) и Рима. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими (от лат. Classicus - «образцовый», «Первоклассный» - отсюда произошло название художественного стиля XVII-XVIII вв. - классицизм, т.е. ориентированный на античность).

Греческая культура развивалась стремительно: всего за два-три столетия она проделала огромный путь от архаики до классики.

Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Во-первых, античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств-полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей.

Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. - прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, осчетающий в себе военные качестве (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис - очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы:

Крито-микенский (эгейский);

Гомеровский;

Архаический;

Классический;

Эллинистический.

Рассмотрим их.

1. Крито-микенская культура

Под крито-микенской, или эгейской, культурой понимается культура бронзового века (III - II тыс. до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (остров Крит) и в некоторых местах материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос и др.). Эгейская культура отличалась большим сходством с культурой Древнего Востока, особенно Египта.

Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. Знаменитый Кносский дворец царя Миноса своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворами. Подземные помещения этого дворца в древности называли Лабиринтом, а греческие мифы сделали его местом обитания Минотавра - получеловека - полубыка. Самой известной достопримечательностью Кносского дворца была великолепная фресковая живопись, украшавшая его стены, а также замечательные керамические вазы с растительными и морскими (изображения осьминогов, моллюсков, рыб) мотивами.

Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Греки-ахейцы строили мощные оборонительные сооружения: символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадров.

Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, героя Троянской войны. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.


Культура гомеровского времени (XI-IX вв. до н.э.)

Гомеровский период часто называют «темными веками» в истории Древней Греции, т.к. наши знания о нем скудны и отрывочны. Практически единственным источником наших представлений о культуре этого времени является гомеровский эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер. Данные археологии подтверждают свидетельства гомеровских поэм о том, что в то время в Греции отсутствовали монументальная архитектура и письменность, а греки жили родоплеменным строем. Это означает, что по сравнению с крито-микенской эпохой Греция в своем социальном развитии сделала значительный шаг назад. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. начинается интенсивное развитие античного общества, и Греция далеко обгоняет соседние страны, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса.

В «Илиаде» рассказывается о событиях последнего года осады греками Трои, также в ней описывается и предыстория Троянской войны. Сюжет «Одиссеи» связан с возвращением из-под Трои Одиссея - царя греческого города Итаки.

Замечательной особенностью гомеровского эпоса является то, что в нем дается детальная характеристика олимпийского пантеона. Греки представляли своих богов именно такими, какими их изобразил Гомер.

Если боги схожи у Гомера с людьми, то люди - герои его поэм - с богами.

микенский храм греческий культура

3. Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.)

Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции.

Одним из наиболее важных открытий архаической культуры было создание греками своей системы письменности. Греки заимствовали у финикийцев семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных.

Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства - архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.

В VIIв. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический.

Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев - одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна - также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками - каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки эхина и квадратной плиты - абака. Архитрав был простым и гладким, фриз образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов.

Культура эпохи высокой классики (V в. до н.э.)

Классическая эпоха - вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.

Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы - Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги-трагики - Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы - Сократ, Демокрит, Протагор и др.

Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии - жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию.

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны и фризы.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя - самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе Греко-персидских войн, он был отреставрировал в середине V в. до н.э.

Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой - преодолела многочисленные условности предшествующего периода.

Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность.

Культура эпохи эллинизма (конец IV в. - конец I в. до н.э.)

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи - эллинизм (от греч. - «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств - Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. - представляла собой синтез греческих (Греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, - «семь чудес света».

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений м многообразию жанров. Однако она значительно уступает классической: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становится более рассудочной, изысканной и виртуозной.

Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка).

Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору, территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры - наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV-I вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация.

Вывод

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным ее завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как к мере всего сущего. В греческой культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской).

В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский Ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.

Мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами

Гекзаметр - шестистопник - особый стих древнегреческого языка

Капителей - размер верхней части колонны

Баз - размер оснований колонны

Ордер (от лат. слова порядок, строй) - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей зданий в стоечно-балочной конструкции.

Антаблемент - перекрытие поддерживаемое колонными

Архитрав - нижняя часть антаблемента, лежащая на капителях колонн, имеет вид широкой балки

Фриз - часть антаблемента между архитравом и карнизом, иногда заполненная скульптурным рельефом.

Катарсис - очищение, облагораживание людей

Орхестр - круглая площадка

Агон - состязательность

Фронтон - треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом

Агора - площадь для народных собраний

Используемая литература:

1. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура: М.: Издательский центр АЗ, 2008, 332 с.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 2007 г.

Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. М.: 2008. - 333 с.