Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- дать понятие о существительных общего рода.
Задачи:
образовательная:
- формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.
развивающая:
- развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
воспитательная:
- пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!
II. Проверка домашнего задания:
1. Буквенный диктант.
Задание
: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода:
На темном небе зажглась звезда.
2. Страна – это имя собственное или нарицательное?
3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:
В моём аквариуме живут золотые рыбки.
4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?
5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.
Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.
6. Слова, противоположные по значению.
III. Актуализация знаний.
- Какое слово у Вас получилось?
Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.
- Каково его лексическое значение?
- А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
- Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка - литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
- Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
- Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.
1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).
2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.
Постоянные морфологические признаки:
а) собственное
или нарицательное;
б) одушевленное
или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)
- Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?
Например: Моя подруга такая незнайка!
- Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
- Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
- ужасная неряха
- ужасный неряха
Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.
Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.
- Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).
2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).
Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.
Задание : соединить слова с их лексическим значением.
Подлиза | неопрятный, грязный человек. |
горемычный (несчастный) человек. |
|
непоседливый человек (обычно о ребёнке). |
|
Грязнуля |
изнеженный человек. |
неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. |
|
Непоседа |
тот, кто подлизывается к кому-нибудь. |
тот, кто болтает вздор, пустяки. |
|
ненасытный, прожорливый человек. |
|
Горемыка |
очень хитрый человек. |
Пустомеля |
тот, кто много и часто плачет. |
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом.
Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.
Задание
: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.
- Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?
2. Словарная работа.
- Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?
Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)
- Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?
Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
(Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
- Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
- Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
- Придумайте предложение с одним из этих слов.
- Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?
3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.
- К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка .)
Физминутка
Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.
4. Игра «Отгадай слово».
А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?
Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.
(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)
Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.
(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;
2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;
3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;
4. Песня «Почемучка-почемучки»;
5. Песня Дюдюки Барбидокской;
6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)
(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)
5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)
Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.
Задание
: сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
1 команда: | 2 команда: |
3 команда |
коротышка |
Торопыжка |
выскочка |
мартышка |
кисточка |
VI. Итог урока.
Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?
Графический диктант .
Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.
Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».
1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.
2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.
3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.
4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.
– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.
6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.
7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.
– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.
9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).
10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.
Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.
VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.
Спасибо Вам за урок!
Домашнее задание :
(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)
- 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
- 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
- 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).
Образование
Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода?
11 января 2018Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи. При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние). Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.
Что такое род
- Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» - ед. ч. и «кошки» - мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
- Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
- Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.
Как определить
Самый простой способ определения рода - подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:
- Стол, дом, шкаф, стул - он мой.
- Собака, дверь, юбка, герань - она моя.
- Масло, молоко, растение, сочинение - оно мое.
Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же - мужского.
Видео по теме
Общий род
Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:
- Неряха.
- Растяпа.
- Плакса.
- Ябеда.
- Тихоня.
- Зануда.
Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:
- Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
- Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.
Слово «плакса» - это и есть пример существительного общего рода.
Примеры
Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:
- Бедняга пес - бедняга Ольга.
- Всезнайка Максим - всезнайка Катерина.
- Подлиза (мальчик, девочка).
- Грязнуля (Ваня, Аня).
- Обжора (кот, собака).
Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.
Приведем примеры предложений с существительными общего рода:
- Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
- Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
- Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
- Этот человек вошел в историю как цареубийца.
Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания -а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.
Первый пример
Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».
Другой пример
Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».
Примеры из текстов
Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Могу попасть в большие забияки.
Здесь присутствуют два слова общего рода - "зевака", "забияка"; оба первого склонения, множественного числа.
В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:
Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську повар укоряет.
Здесь используется слово «обжора» общего рода.
Еще один пример - из басни «Зеркало и обезьяна»:
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.
И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.
Как не допустить ошибку
Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:
- Ну ты и выскочка!
- Ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:
- Ну ты и выскочка, Миша!
- Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором - к девочке, потому род его - женский.
Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.
Распространенная ошибка
Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:
- доктор;
- профессор;
- геолог;
- археолог;
- библиотекарь;
- палеонтолог;
- хирург.
Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.
Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.
Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.
Имена собственные
В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена - несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.
Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.
Группы существительных общего рода
На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:
- Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание -а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
- Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
- Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.
Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.
Среди существительных, оканчивающихся на -а (-я) есть существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: Этот мастер - талантливый самоучка и Эта ткачиха - талантливая самоучка. Такие существительные относят к так называемому общему роду. Однако в качестве самостоятельного грамматического значения значение общего рода не выделяется. Род этих существительных определяется в зависимости от конкретного употребления их в речи. Так, если слова общего рода используются для обозначения лиц мужского пола, они выступают в роли существительного мужского рода: Он такой егоза, непоседливый этот мальчик», - жаловалась мать. Если слова общего рода используются для обозначения лиц женского пола, то они выступают в роли существительных женского рода: Какая же ты егоза непослушная! Есть альтернативная точка зрения - считать, что в русском языке есть две лексемы егоза. Первая лексема мужского рода, вторая женского рода.
К именам существительным общего рода относятся:
- существительные со значением лица на -а (-я): брюзга, задира, егоза, невежа, недотрога, скряга, растрепа - большая часть этих слов служит средством экспрессивной характеристики;
- некоторые заимствованные существительные, служащие характеристикой лиц: визави, протеже;
- имена собственные, называющие людей (неофициальный вариант): Валя, Женя, Саша;
- иноязычные и славянские фамилии, оканчивающиеся на гласный: Моруа, Гюго, Прохоренко, Сидоренко;
- славянские фамилии, оканчивающиеся на -ых /их: Сизых, Долгих.
Многие из этих имен совсем не имеют параллельных форм женского рода: доцент, педагог, агроном, мастер, кандидат наук и др. Часть из них имеет параллельное образование женского рода, но употребляется для обозначения жены человека соответствующей профессии или звания: профессорша, директорша, полковница и т.д. Те же самые параллельные образования могут обозначать лицо женского пола по профессии и занятиям (правда, чаще употребляются с пренебрежительным оттенком). Они используются только в разговорном, иногда в просторечном, стилях речи, ср.: врачиха, докторша, агрономша, кондукторша, кассирша, библиотекарша и др.
Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, машинистка (работающая на пишущей машинке), балерина. К этим существительным нет соотносительных слов мужского рода. Вместо слов машинистка, балерина, доярка для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты: сотрудник, печатающий на машинке; артист балета; мастер машинного доения и т.д.
- Забияка Петя то и дело конфликтовал с одноклассниками.
- Забияка Маша постоянно ругалась с соседями.
- Солнце-забияка уже не давало спокойно лежать последнему снегу и проделывало в нм глубокие дырочки.
- Рва Зина плакала и плакала. Рва - она и есть рва.
- Рва Костя плакал весь день напролт. Рва - он и есть рва.
Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода.
Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.
Примеры нарицательных имен существительных общего рода: сирота, грязнуля, тихоня, сирота. Можно сказать как несчастнЫЙ сирота, так и несчастнАЯ сирота.
Примеры имен собственных общего рода - это имена Саша, Шура, Женя и другие, которые могут употребляться и по отношению к женщине, и по отношению к мужчине. Сюда же относятся иноязычные фамилии с окончанием на гласную (например: Моруа) и некоторые другие фамилии (например, с окончанием -ЫХ: Борзых).
Род имн существительных в русском языке - это лексико-грамматическая категория, которая напрямую относится к совокупности слов мужского рода (телевизор), женского рода (антенна), среднего рода (солнышко) и так называемого общего рода (плакса, умница, егоза).
Последняя группа слов включает в себя множество классических примеров, когда существительное внешне похоже на слово женского рода, однако может быть соотнесено и семантически согласовано со словами различных частей речи, имеющими формы любого из родов.
Например .
Существительные общего рода - это такие слова, глядя на которые невозможно определить, к какому роду они относятся. Но можно говорить так, например:
В первом контексте слово рва использовано как существительное мужского рода. А во втором контексте - как существительное женского рода. Вс зависит от смысла предложения и всего текста с включенным к него существительным общего рода:
К существительным общего рода порой условно относят и некоторые универсальные имена собственные (Женя, Саша, Валя, Шура, Сима, Бондаренко, Крутых, Жердяй). В эту же группу можно ситуативно включить и ряд слов обозначающих профессии (он врач; она врач; он дворник, она дворник).
Но следует учесть, что последние примеры (с профессиями) - далеко не классические и во многих случаях ошибочные. В словаре слово врач, например, будет значиться с пометой о принадлежности к мужскому роду. Так же и с дворником. Поэтому можно только сказать, что такие слова иногда принимают на себя некоторые функции существительных общего рода, при этом таковыми не являясь.
Существительные общего рода в русском языке, это такие существительные, которые могут быть использованы как в мужском, так и в женском роде и как грамматически, так и по смыслу являются как существительным мужского, так и существительным женского рода (и среднего тоже). Например: умница, молодчина - эти слова являются существительными общего рода.
В русском языке обычно существительные принадлежат к одному из трех родов: мужскому (город, юноша, подмастерье), женскому (матршка, девочка, няня) и среднему (озеро, перепутье, муми). Но среди существительных первого склонения с окончанием -а выделяют слова общего рода , которые имеют значение мужского или женского рода в зависимости от контекста:
Растеряша Тома вечно ищет ручку. Растеряша Коля попросил у меня резинку.
В первом примере слово растеряша имеет женский род, так как указано женское имя, во втором оно мужского рода.
К словам общего рода традиционно относятся существительные: сирота, плакса, забияка, врунишка, неряха, лакомка, кривляка, запевала, чудила, зубрила, бродяга и пр.
Общий род существительных обозначает, что в зависимости от соседних слов в предложении, подобные существительные могут становиться как мужского, так и женского или среднего рода не меняя при этом написания.
К подобным словам можно отнести ряд существительных, к примеру, плакса, трудяга, Саша, Валя, врач, инкогнито, невежа и т.д. Таким образом, подобные существительные сразу видно невооружнным взглядом, поскольку невозможно сказать к какому роду конкретно они относятся.
Пример использования существительных общего рода:
Таких существительных в русском языке масса. В зависимости от контекста в предложении они могут быть то женского, то мужского рода. И пусть вас не смущает типично женское окончание а или его отсутствие в некоторых случаях.
Примеры из профессий: врач, судья, повар, секретарь, бригадир, директор.
Несклоняемые фамилии и сокращенные имена: Саша, Валя, Женя, Белых, Черненко, Сизых.
Эмоционально окрашенные существительные, дающие некоторую характеристику человека: забияка, неряха, растяпа, работяга, умница, неумеха, недотепа, разиня, пройдоха, невежа.
Также существуют неизменяемые слова, такие как: визави, инкогнито, протеже.
Примеры существительных общего рода в русском языке:
соня, нехочуха, задира, молодец, умница, умничка, неряха, подлиза, злюка, работяга, сирота, кроха, непоседа.
Этими словами мы можем называть людей обоих полов:
Катюшка соня. Павлик соня.
Она неряха. Он неряха.
Есть в русском языке такие существительные, которые не относятся ни к мужскому ни к женскому полу. Это существительные общего рода. К таким существительным относятся, например, такие слова, как молодец, задира, соня, сластена, невежда, невежда и другие
В русском языке есть такое интересное понятие, как существительные общего рода .
Это существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском роде - в зависимости от того, с объектом какого рода они ассоциированы.
Данные существительные имеют 1 склонение - то есть оканчиваются на А и на Я.
Они применяются для обозначения особенностей характера какого-либо существа.
Например, грязнуля, воображуля, чистюля и т.д.
Эти слова могут относится к любым живым существам, чь поведение можно как-то охарактеризовать - то есть к людям, животным...
Примеры
1) Маша у нас тихоня!
Какой же ты у меня тихоня! - сказала мама своему сыну.
2) У меня дочь - плакса! - пожаловался мой друг
Иван, так ты, оказывается, плакса! - смеялись одноклассники над мальчиком.
3) Катя, ну ты и соня! - сказала мама
Вставай, соня! - будила внука бабушка.
Под существительными общего рода в русском языке имеются ввиду те слова существительные, которые могут одинаково хорошо сочетаться со словами как мужского, так и женского рода. Можно сказать, это своего рода промежуточные слова. Пример: Ваня - соня; Таня - соня. СЛОВО СОНЯ.
Также это такие слова как непоседа, тихоня, грязнуля, бродяга.
Урок № ________
Тема: « Имена существительные общего рода»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных.
Задачи: предметные: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода;
метапредметные : развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового.
личностные : создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют.
Дежурные по классу отвечают.
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.
Орфографическая разминка
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
Объясняют выбор приставки.
Задание : записать по памяти все разносклоняемые существительные.
Двое работают у доски.
Языковая разминка.
Задание : записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.
Мотивация УД.
Вопросы:
1.Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.
2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.
3.Определите, какого рода данные существительные (тихоня, непоседа ).
Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.
Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации ).
Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”
4.Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)
Ученики определяют
тихоня – женский род
непоседа – мужской род
Учитель меняет местами имена собственные и получается
“Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”
5. А так можно сказать?
6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных.
Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров ?
Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке ? (побуждение к формулированию проблемы)
ДА!
Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.
Работа над темой.
Формулируется определение “общий род”.
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются существительными общего рода.
Работа с учебником §32, стр. 124
Изучение материала учебника (коллективная работа).
Задание: записать слова в два столбика:
1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека
2 столбик – другие существительные общего рода
1 вариант : задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка.
2 вариант : сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка.
Какая группа получилась больше?
Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.
Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”
В первом столбике слов больше. Скорее всего - это разговорный стиль, реже художественный.
Физкультминутка (Делают разминку под чтение стихотворения)
Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - за окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем, чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили.
Закрепление материала.
Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
На доске представлены предложения:
Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.
1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.
1.Найдем в предложении существительные общего рода.
2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.
2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.
3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.
3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.
Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.
4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.
Например : 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.
2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.
3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.
Творческое задание . Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:
1 предложение – положительные черты характера;
2 предложение – отрицательные черты характера;
3 предложение – свое отношение.
Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.
Упр. 244, стр. 125
Рефлексия.
Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?
Существительные общего рода.
Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.
Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.
Домашнее задание. Оценивание.
§32, упр. 242.
Запись в дневник.
В конце урока игра “Наоборот”:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: “низко”
Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: “близко”
Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: “храбрец”
Теперь “начало” я скажу. Ну, отвечай: “конец!”