Перечень аукционов в электронной форме. Работаем с новым аукционным перечнем. Есть лишь один претендент

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров /работ/ услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион . Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень - на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года). Для многих поставщиков данная информация не является актуальной, т.к. подавляющее количество исполнителей даже не заметит этого нововведения. По сути в очередной раз правительство РФ внесло очередную порцию пиши «для размышления», которая на наш взгляд не дает больше понимания и прозрачности, а наоборот наводит на вопросы такого типа: «для какой цели вообще и без того сложный перечень товаров/работ/услуг нужно постоянно дополнять и видоизменять». С другой стороны причин этому много, одна из которых переход с системы ОКПД на ОКПД 2. А учитывая что все заказчики обязаны при формировании планов-графиков и составления перечня предполагаемых конкурентных процедур опираться на информацию из ОКПД, то модернизация этого ОКПД обязывает и перечень ТРУ, согласно которого обязаны проводить исключительно аукционы, претерпеть поправки и изменения. Вы можете пролистать НОВЫЙ ПЕРЧЕНЬ товаров/работ/услуг которого, должны публиковаться в формате электронного аукциона, и если вдруг найдете в нем «себя», т.е. ваше направление, то просто имейте ввиду, что особо в вашей жизни ничего не изменится, просто чаще возможно придется сталкиваться с такой формой конкурентных торгов, как аукцион в эл.форме) ну а про аукционы мы ранее много писали и снимали видео, так что проблем лишних возникнуть не должно.

Но также есть направления деятельности, ОКПД которых в новом перечне отсутствуют, а это означает что скорее всего по этому направлению чаще будут проводить запросы котировок или конкурсы.

Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.

Нормативная база

Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).

Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р , а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.

Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.

Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ

Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы и др.

Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.

Исключения из правил

Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.

1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.

К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99 , имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.

2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.

3. При закупке детской одежды.

4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.

5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).

6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.

7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.

Особые условия

Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:

  • при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
  • при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
  • при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.

В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.

Ответственность за выбор способа закупки

Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Новый аукционный перечень: как применять Суть изменений Правительство утвердило новый список товаров, работ, услуг, закупаемых через электронный аукцион. Изменения в аукционном перечне связаны с введением новых кодов ОКПД2. Однако есть важный нюанс. Закон по-прежнему не запрещает закупать товары из перечня и другим способом. Как не ошибиться в выборе способа закупки с учетом нововведений читайте в разъяснении. Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р, вступил в силу 21.03.2016 года. Это повод напомнить заказчикам, что есть такие товары и услуги, для закупки которых обязательно надо проводить электронный аукцион. Что такое аукционный перечень Закон № 44-ФЗ предписывает заказчикам проводить электронный аукцион в случае, если объект закупки входит в список, утвержденный Правительством РФ. Не стоит забывать о том, что такой перечень вправе установить и региональные власти (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Поэтому если вам предстоит закупка для нужд субъекта, проверьте наличие нормативных актов, утвердивших перечни в вашем регионе. Товары и услуги включают в перечни по следующим признакам: существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку. Всегда ли проводят аукцион для товаров из перечня НА ЗАМЕТКУ Закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 18.01.2016 № Д28и-132) Нет. Можно провести запрос котировок или запрос предложений. А если условия закупки подпадают под действие одного из пунктов ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то торги и вовсе можно не проводить, заключив контракт с единственным поставщиком. Получается, на товары из аукционного перечня нельзя проводить только конкурс. Если же товар - в перечне, а проводить электронный аукцион вы не готовы, тщательно проверьте, не нарушите ли нормы Закона № 44-ФЗ, объявив запрос котировок. Ведь такой способ закупки подходит только в том случае, если НМЦК менее 500 тыс. руб., годовой объем таких закупок не превышает 10% СГОЗ и не составляет более 100 млн руб. (письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3712). Запрос предложений можно провести также в строго определенных Законом № 44-ФЗ случаях: не состоялся повторный конкурс (должен быть признан несостоявшимся исключительно по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ (например, не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены); не состоялся электронный аукцион; необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта; требуется закупить товары и услуги, указанные в пп. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Например, закупка лекарственных препаратов, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Выбирая в качестве способа закупки запрос предложений, учитывайте высокую вероятность проверки. Ведь перечень оснований для его проведения - закрытый Как проверить входит ли товар в перечень В новом перечне товары, работы, услуги указаны в соответствии с их кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014 (КПЕС 2008). Таким образом, задача заказчика по поиску объекта закупки в списке упрощается. Ведь в соответствующих позициях структурированного плана-графика коды такие же. ПРИМЕР Учреждение планирует закупить одежду и обувь. В аукционный перечень входят коды 14 «Одежда» (за исключением детской одежды) и 15.2 «Обувь». Заказчик обязан провести электронный аукцион или запрос котировок (если НМЦК менее 500 тыс. руб.). И только для закупки детской одежды учреждение вправе провести открытый конкурс. Внимание! Штрафы За неправильный выбор закупки товаров, включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ или субъектами РФ, ФАС России может привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности и оштрафовать на сумму 50 тыс. руб. Обратите внимание, что для заказчиков по Закону № 223-ФЗ перечень закупок, которые надо проводить в электронной форме - свой. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В конце 2015 года его отредактировали с учетом новых кодов ОКПД2.

Начнем с определения. Аукционный перечень — список товаров, работ и услуг, при приобретении которых необходимо воспользоваться таким способом закупки, как электронный аукцион.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют аукционный перечень по 44-ФЗ 2019 года — это Федеральный закон № 44-ФЗ и распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р.

44-ФЗ регламентирует проведение электронного аукциона в тех случаях, когда предмет закупки входит в список, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Однако такой перечень имеют право устанавливать и ответственные представители региональных структур (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Если заказчик планирует закупать товары, работы и услуги для нужд субъекта, необходимо проверить наличие территориальных нормативных актов, утверждающих такие аукционные списки.

Состав аукционного перечня

Объекты закупок (товары, работы, услуги) включаются в перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ по критериям:

  • объект закупки подлежит точной формулировке и точному описанию;
  • победитель аукциона может быть определен по количественным и денежным признакам.

В новый список включены, к примеру:

  • продукция и услуги сельского хозяйства и охоты;
  • рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства;
  • сырая нефть и природный газ;
  • руды металлические;
  • пищевые продукты;
  • текстиль и текстильные изделия;
  • кожа и изделия из кожи;
  • бумага и изделия из бумаги;
  • электрическое оборудование.

Однако закупка посредством электронного аукциона для объектов, включенных в перечень аукционных товаров по 44 ФЗ, проводится не всегда. С учетом требований 44-ФЗ и письма от 13.04.2017 №ОГ-Д28-4336 ряд закупок можно провести путем запроса котировок или же запроса предложений. При попадании условий торгов под положения статьи 93 44-ФЗ заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком. Товары из списка не могут быть приобретены только путем конкурсных процедур. Однако распоряжение №471-р допускает ряд исключений, о которых будет рассказано далее.

Исключения

Существует ряд исключений для более частных кодов аукционного перечня. Например, код 43 - работы строительные специализированные исключает код 43.13 - работы буровые и разведочные, а также аукцион может не проводиться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений при условии, что начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и 50 млн. руб. для муниципальных нужд.

Среди исключений также закупки, которые могут быть организованы при помощи конкурса с ограниченным участием, а также двухэтапного конкурса. Таким способом могут приобретаться пищевые продукты для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и прочих.

Также аукцион не обязателен и при проведении закупочных процедур по обеспечению питанием, сервисному обслуживанию ритуальных, обрядовых мероприятий, по обмену жилого недвижимого имущества, по приобретению сувенирных и подарочных наборов, а также бюллетеней для голосования.

На это стоит обратить внимание при выборе способа определения поставщика. Напомним, что за неверный выбор способа приобретения товаров, работ и услуг, закрепленных в списках, утвержденных Правительством РФ или субъектами РФ, Федеральная антимонопольная служба может наложить штрафные санкции на должностное лицо в размере 50 000 рублей.